Конспект лекций по предмету "Обучение в начальной школе"


Сотрудничество детей друг с другом

Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии – совместная, групповая работа детей. В непосредственном взаимодействии с учителем ребенку трудно освоить взрослые приемы, необходимые для того чтобы научиться учить себя самостоятельно. Для этого ему нужно общение с равными себе, т.е. с детьми.
Начинать организацию такого сотрудничества можно, и даже необходимо, с первых уроков, предлагая детям ситуации, в которых они работают сообща, обсуждая свои мнения в малых группах по 2-4 человека. Обучение необходимо начать с показа, с образца совместного решения задачи. Учитель вызывает одного из учеников к доске, просит составить предложение по схеме и показывает вместе с ним как надо помогать друг другу, чтобы задание было выполнено правильно.
Учитель: Саша, какое предложение ты придумал? Еще не придумал? А я придумала: “На улице идет сильный дождь и дует ветер”. Хорошее я составила предложение?
Саша: Да.
Учитель: А правильно я составила предложение? Оно подходит к нашей схеме? Проверь, пожалуйста. (Ребенок проверяет и убеждается, что предложение слишком длинное).
Учитель: Что же нам делать? Давай его сократим так: “На улице идет сильный дождь”.
Саша: Я проверил, оно опять не подходит. Одно слово лишнее.
Учитель: Какое же слово можно убрать?
Саша: Слово – сильный.
Учитель: Твое предложение я проверю сейчас по схеме. (Проверяет, показывая образец контроля по схеме). Наше предложение подходит к схеме. Значит, мы вместе с тобой задание выполнили правильно.
Давая подобные задания ученикам, важно при проверке акцентировать внимание на характер взаимодействия учеников, а не на результат их действий.
Для организации совместной работы детей на уроке необходимо учителю учитывать определенные правила:
- Цели организации совместной работы детей на уроке
- Каждому ребенку дать эмоциональную и содержательную поддержку. Это необходимо для того, чтобы у робких и слабо подготовленных детей не развилась школьная тревожность, а у лидеров не проявились неприятные черты характера.
- Каждому ребенку дать возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.
- Каждому ребенку дать опыт выполнения учительских функций, которые составляют основу умения учиться. Это могут быть функции контроля и оценки, постановки задач и планирование деятельности.
- Групповая работа на уроке дает учителю не только дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения, но и возможность органически сочетать на уроке обучение и воспитание - строить человеческие и деловые отношения детей.
Общие правила организации групповой работы
1. При построении учебного сотрудничества необходимо прорабатывать “ритуалы” взаимодействия, так как такой формы общения у детей еще не было. Дети должны знать как сесть за партой, чтобы видеть друг друга, как положить учебник, чтобы удобно было работать вместе, как соглашаться, как возражать, как помогать, как простить о помощи.
2. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец, т. е. с одним из учеников показать у доски весь ход работы. Важно дать детям речевые примеры обращения друг к другу: “Ты согласен?”, “А как ты думаешь?”, “Почему ты так думаешь?”
3. Любую совместную работу необходимо разбирать. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: анализировать не содержательную сторону ошибки, а ход взаимодействия, приведший к ошибке.
4. При соединении детей в группы стоит учитывать их личные склонности. Но следует учитывать и то, что самому слабому нужен не столько сильный ученик, сколько терпеливый и доброжелательный. Упрямцу полезно померяться силами с упрямцем. Двух озорников соединять опасно, но при тактичной поддержке это может быть полезно. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабым, им нужны равные по силам. И не стоит соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, с разным темпом работы.
5. Для того, чтобы группа сработалась необходимо 3-5 занятий, поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но и закреплять один и тот же состав на долгое время так же не рекомендуется. Дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.
6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость…
7. Работа парами не требует специальной расстановки парт. А вот для группы из 3-4 человек парты нужно расставить таким образом, чтобы детям было удобно смотреть друг на друга.
При организации сотрудничества существуют определенные противопоказания, которые следует учитывать.
- Недопустима пара из двух слабых учеников, им нечем обмениваться друг с другом.
- Нельзя принуждать к групповой работе детей, которые по каким – то причинам отказываются работать в группе с кем - либо из детей. Но в следующий раз все же предложить им работать вместе. Устраивать разборки на уроке причин отказа ни в коем случае не нужно. Можно разрешить ребенку работать одному, но свое неудовольствие не показывать.
- Чтобы избежать повышения утомляемости на уроке нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе, и более половины урока во 2 классе.
- Абсолютной тишины во время совместной работы не может быть, так как дети обмениваются мнениями, высказывают свое отношение к работе других детей, поэтому относиться к этому нужно спокойно. Бороться надо лишь со слишком возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Хорошо, если будет особый звуковой сигнал, говорящий о повышении уровня шума.
- Ни в коем случае нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.