Система внутрихозяйственного расчета организуется руководством организации, и она предназначена для организации труда в подразделениях, контроля за исполнением распоряжений руководства, должностных обязанностей персонала, соблюдением дисциплины и является частью системы внутреннего контроля.
Система внутрихозяйственного расчета существует в каждой организации. Однако на одних организациях она функционирует эффективно, а в других - нет.
Внутрихозяйственный расчет - это система мер, организованных руководством организации и осуществляемых с целью поиска наиболее эффективных путей ведения и увеличения объемов производства, при сокращении себестоимости продукции, повышения производительности труда, рентабельности производства и благосостояния членов коллектива с помощью усиления заинтересованности в конечных результатах труда. Он предполагает выделение внутри организации подразделений, которые призваны, самостоятельно решать свои организационно-технические задачи. Внутренний контроль определяет законность хозяйственных операций и их экономическую целесообразность для организации.
Продукцию или услуги такие подразделения условно продают организации по учетным ценам, вычитая условную прибыль, т.е. в основе внутрихозяйственного коммерческого расчета лежат принципы такой системы, как «директ-кост», с элементами нормативного учета, который может, и не применятся. Производственная деятельность хозрасчетных подразделений планируется на год.
Объектами внутрихозяйственного расчета являются циклы деятельности организации - циклы снабжения, производства и реализации.
Целями организации внутрихозяйственного расчета являются:
- осуществление упорядоченной и эффективной деятельности организации;
- обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником организации;
- обеспечение сохранности имущества организации.
Для достижения целей, организации системы внутрихозяйственного расчета необходимо решение отдельных задач. Руководство организации обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннего контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:
- в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть включено, правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление об организации в целом;
- компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;
- средства организации не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
- все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;
- внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.
Основными принципами хозяйственного расчета являются:
- коллективный труд;
- коллективная оплата труда по конечным результатам с учетом личного вклада в общий результат измеряемого отработанным временем и качеством выполненных работ;
- полная самостоятельность в вопросах организации труда и распределения коллективного хозяйственного дохода;
- хозрасчетный доход, основанный на положениях, отраженных в договоре о переходе на хозяйственный расчет.
Внутренний финансовый контроль (аудит) организуется исходя из целей и задач управления организацией. Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство организации самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля - целесообразность и экономичность.
Внутренний финансовый контроль сводится к изучению хозяйственно-технологических связей, потоков ресурсов от организации к подразделению и, наоборот, отслеживанию оценки этих ресурсов, контролю нормативных показателей, отслеживанию отклонений от норм с выяснением причин, влияющих на эти отклонения, анализу номенклатуры затрат, которая не должна противоречить действующему законодательству.
Контролю подвергается документооборот между подразделениями и организацией, проверке подвергается определение валового дохода подразделения, исходя из стоимости произведенной продукции, работ, услуг в оценке по учетным ценам за вычетом стоимости ресурсов, отчислений в фонды, обязательных платежей. Остаток дохода и есть хозрасчетный доход, который направляется на выплату зарплаты.
Для того чтобы правильно, тщательно проконтролировать, необходимо понять специфику подразделения, то есть прежде чем приступить к осуществлению внутреннего контроля, нужно проработать всю документацию, регламентирующую деятельность такого подразделения, это могут быть решения, распоряжения, положения, внутренние локальные нормативные акты.
Осуществление внутреннего финансового контроля в организации также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии. Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение нарушений в будущем.
Для предупреждения случаев мошенничества должна быть четкая организационная структура организации. Вероятность мошенничества значительно уменьшается, если каждый служащий предприятия знает, кто за какой участок работы отвечает. В этом случае гораздо легче проследить судьбу исчезнувших сумм и гораздо труднее безнаказанно совершить растрату или хищение.
В процессе контроля при внутрихозяйственном расчете перед осуществляющими его работниками ставится семь задач:
1) полнота учета данных (данные по всем хозяйственным операциям должны быть отражены в бухгалтерских регистрах и соответствовать задачам анализа);
2) точность учета данных (данные по всем хозяйственным операциям должны быть отражены в бухгалтерских регистрах правильно и в соответствующий временной промежуток);
3) законность хозяйственных операций (данные по всем хозяйственным операциям, записанные в бухгалтерских регистрах, должны отражать события экономического характера, которые действительно имели место, должны быть определенным образом организованы и утверждены персоналом, имеющим соответствующие полномочия);
4) полнота записей (данные, содержащиеся в архивах, документах и отчетах, должны отражать все хозяйственные операции);
5) точность ведения записей (данные по хозяйственным операциям должны быть отражены в нужных суммах);
6) хранение бухгалтерских документов на бумажных носителях и (или) в памяти ЭВМ;
7) защита активов.
Методы, используемые при осуществлении внутрихозяйственного расчета, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:
- бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);
- бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);
- ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);
- теория управления.
Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.