Основные предпосылки формирования и особенности политических и правовых учений Древней Греции.
На становление политических учений Древней Греции влияли такие предпосылки и особенности развития общества и государства как природные условия и своеобразие исторического развития.
Предки греков освоили благодатное для прибрежной морской торговли побережье Средиземноморья, что стимулировало рост городов и создание греческих колоний.
Если на Востоке формой государственной организации были, как правило, ирригационные империи - восточные деспотии, страдающие от постоянного стремления окраин отделиться, то в Греции - маленькие города-государства, пребывающие в постоянных междоусобицах. Политическая раздробленность Греции объяснялась тем, что плодородные долины были перерезаны горными хребтами, создающими естественные границы.
В середине I тысячелетия до н. э. в Греции завершается переход от военно-демократической организации сообществ, управляемых вождями - басилевсами, к рабовладельческому государству. Образуются полисы (города-государства), которые позднее объединяются в военно-политические коалиции и государственные союзы.
В V11-V вв. до н. э. последовал расцвет афинской демократии. Маленькая Греция отстояла право на существование в борьбе с огромной Персидской империей, что способствовало подъему эпохи Перикла и развитию политической идеологии.
Но этот период был недолгим. После победы греки вновь предались внутренним раздорам. Оплот демократии - Афины - воевал с аристократической Спартой. После поражения в Пелопонесской войне (последняя треть V в. до н. э.) начался закат античной Греции.
В результате продолжительных междоусобных войн, подорвавших экономику, полисы окончательно пришли в упадок. В 338 г. до н. э. древнегреческие государства были покорены Македонией, а позже (86 г. до н. э.) - Римом.
Социально-политический строй Древней Греции представлял собой систему независимых полисов (города и прилегающих к нему селений). Древнегреческое слово «полис» означаю не только «город», но и политически организованное сообщество граждан. В период расцвета в Афинах насчитывалось 35-40 тыс. граждан. Небольшие размеры городов-государств не требовали многочисленной государственной бюрократии и постоянной армии, что влекло за собой нестабильность и быструю смену политических форм.
Маленькая территория способствовала тесному общению граждан. Их жизнь протекала у всех на виду. Многие вопросы семьи, образования, досуга представлялись грекам делом общественным. Вместе с тем жизнь человека жестко регламентировалась законом или обычаем.
Общей чертой полисной жизни являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демоса (демократии).
Античная цивилизация основывалась на рабстве. Рабы создавали материальные блага. Большинство граждан презирали физический труд. Эксплуатация рабов давала состоятельным грекам досуг и возможность посвятить себя философии, искусству и политике. В рассуждениях о государстве и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса, служившего для них образцом и провозглашенного высшей формой общественной организации.
Все это обусловило особенности развития политико-правовых учений.
Для древних греков политика была сферой непосредственного практического участия, что способствовало рационализации мышления, пониманию недостаточности мифологических представлений и побуждало искать новое объяснение мира, поэтому политико-правовая теория рано обособилась как относительно самостоятельная часть философии.
Развивалась этика, утверждалась индивидуалистическая мораль. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока интерпретировалась общинная мораль, то в античной Греции - вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможность морального выбора.
Разрабатывались учения о равенстве граждан и условном (договорном) происхождении закона и государства.
Основные направления политико-правовой мысли Древней Греции отражали классовую борьбу среди свободного населения. В политическом сознании имущественной аристократии зарождалась рабовладельческая идеология, которой свойственны пренебрежительное отношение к физическому труду, обоснование господства свободных граждан и апология рабства. Класс рабов не имел и не мог иметь собственной политико-правовой идеологии, т.к. был разобщен.