Сталинской апмир (от фр. empire - «империя» и по аналогии с ампиром ) - лидирующий направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с конца 1930-х до середины 1950-х годов. Пришел на смену рационализму иконструктивизма. Получил распространение в годы, когда страной руководил Иосиф Сталин, особенно - в послевоенное время, когда он был распространен также и в странах Восточной Европы.
Дворец культуры и искусства, Польша, Варшава.
Отличительные черты стиля:
ансамблевая застройка улиц и площадей ;
синтез архитектуры, скульптуры и живописи ;
разработка традиций русского классицизма;
использование архитектурных ордеров;
барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся;
оптимистический настрой всего произведения;
использование мрамора, бронзы и ценных пород дерева в оформлении общественных интерьеров
История возникновения
Высотный жилой дом на Крещатике, Киев
Гостиница «Украина»
В середине 1930-х годов в советской архитектуре произошел постепенный переход от конструктивизма к «сталинского ампира». Этот переходный период можно назвать постконструктивизмом. Некоторые постройки этого времени, снаружи богато декорированные, сохраняли в своем планировании и деталях конструктивистскую основу. «Советский монументальный классицизм» был в целом сформирован до конца 30-х годов.
В 1934 году создается Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. Это создание Дворцов Культуры, спортивных комплексов, индустриальных центров, санаториев и пионерских лагерей. Архитекторы в этот период работают в крупных творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, архитекторов и художников, которыми руководят лидеры советской архитектуры. Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов.
В целом «сталинский ампир» сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дома Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Конкурсы проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и обнаружили ярких талантливых художников. Победитель конкурса - Б. М. Иофан, оптимистическое звучание произведений которого стало яркой страницей предвоенной архитектуры. Мастера, получившие вторые, третьи премии, и их ученики - Г. П. Гольц, И. В. Жолтовского, Л. В. Руднев, М. А. Минкус, впоследствии возглавили этот архитектурный направление.
Уже в период Второй мировой войны архитекторы начинают работать над проектами восстановления разрушенных городов, мемориалами и триумфальными арками для встречи советских героев. В художественном образе этих произведений был оптимизм победы, в которую верили архитекторы и которую все ждали.
В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было вселять уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. Яркими примерами являются Главное здание МГУ, комплекс павильонов ВДНХ, здание МИД СССР на Смоленской-Сенной площади.