Конспект лекций по предмету "Социология"


Концепции развития личности.

1.В социологии существует две противоположные концепции в подходе к пониманию человека: биологизаторская и социологизаторская.
ü Сторонники биологизаторской концепции (осн. Зигмунд Фрейд) ключ к пониманию человека, его потребностей и поведения видят в его живом происхождении. По их мнению, все, что приобрел человек в ходе своего культурно-исторического развития, всего лишь оболочка, которая облагораживает животные инстинкты, реакции, но не меняет сути человеческого существования. Данная традиция стремится осмыслить сугубо социальные явления, как своеобразную эволюцию животных инстинктов стадности в новых условиях. Эта концепция делает акцент не на современного человека, а на его далекого исторического предка.
Такой подход резко усиливает значение животного начала.
ü Социологизаторская концепция (Эм. Дюркгейм). Для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В этой концепции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в челове-


ке и обществе. Человек рассматривается как совокупность общественных отношений, как комплекс социальных функций и ролей.
В результате личность уподобляется бездумному роботу.
Истина социологического видения человека состоит в том, что природа человека биосоциальна.
Биосоциальность создает:
- особый мир, особую целостность, способную чувствовать, переживать, хотеть, иметь силу жизненной необходимости;
- социальное вырастает из природного, в нем всегда есть живое начало, данное природой;
- возможность действовать, но не по-животному, переживать, но не только за себя, но и за других, испытывать радость не только от утоления чувства голода, но и от прекрасного.
К предпосылкам и началу развития социального можно отнести:
- природно-географические условия. Климат, почва, рельеф – те факторы, которые сыграли значительную роль в развитии человека и его социальной жизни (экономике, культуре, политике и др.);
- особенности биологии человека. Сложный мозг, развитая рука, прямохождение, особенности гортани, устойчивость сексуального влечения, зависимость от родителей, медленный темп полового созревания;
- организация жизнедеятельности. Человек имеет принципиально отличающиеся от животного механизмы организации жизнедеятельности;
- удовлетворение индивидуальных потребностей. Они требуют объединения усилий со стороны общества;
- наличие у человека сознания. Сознание – это особая, присущая человеку способность отражать и активно преобразовывать окружающий мир.
Сознание позволяет:
ü соотносить значимость тех или иных поступков (добро, зло);
ü обобщать, аккумулировать накопленный опыт;
ü передавать информацию и т.д.

Социальное – это эффект, возникший в результате взаимодействия индивидов.
М. Вебер, выделив в качестве квинтэссенции социальной жизни “ожидание” (ориентация на ответную реакцию), в наибольшей мере подошел к пониманию социального как внезапно возникающей реальности.
Ожидания, ориентация на других, соответствие поведения человека ожиданиям. Благодаря этим свойствам возникли эффекты предсказуемости, прогнозируемости, упорядоченности, сплоченности, появилась стабильная основа для творческой деятельности человека.
Человек не состоялся бы, если бы не возникло “магнитное” поле социального – системы взаимных ожиданий – обязательств.
2.В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Зачастую многие из нас употребляют эти слова как синонимы, но если подойти строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые отличия.
Человек – понятие самое общее, родовое. В науке он характеризуется как home sapiens – существо разумное.
Индивид – это единичный человек как биосоциальное существо, особь.
Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной личности.
Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной сущности человека, т.е. акцент делается на социальное начало.
Следовательно, личность – это любой человек, рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.
Индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.
3. Теория “зеркального Я”. Основателем этой концепции был Ч.Кули. Он определил, что развитие собственного “Я” это длительный процесс, который происходит под воздействием других людей. Чтобы показать взаимосвязь


индивидов друг с другом, он использует образ зеркала. Человек формирует свое “Я”, благодаря реакции на себя других людей, вступающих с ним в социальный конфликт. В построении “зеркального Я” Кули определил три стадии:
1) как по нашему мнению, нас воспринимают другие
2) как они реагируют на то, что видят
3) как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
В дальнейшем теорию “зеркального Я” развил и систематизировал Д.Г.Мид. По его мнению, индивид в процессе своего обучения и воспитания как бы встает на место других индивидов, что позволяет ему видеть себя со стороны. Человек имеет возможность оценивать свои действия, представлять, что люди думают о нем, и старается соответственно себя вести. Это осознание осуществляется через использование социальных ролей. Формирование социальных ролей личности включает три стадии:
1) имитацию;
2) игровую стадию;
3) коллективные игры.
В результате этого процесса индивид проходит последовательно стадии вхождения в другие роли, учится оценивать собственное поведение при взаимодействии с другими людьми и оценивать их реакцию через осознание других ролей. Все это позволяет сформировать в сознании индивида “образ другого”, повторяя его роль, а также дает возможность сформировать собственное “Я”.
Теория личности З. Фрейда. Известный психоаналитик З. Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество как систему запретов. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности. Человек, в силу невозможности удовлетворения своих инстинктов в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений, ищет компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.
Согласно учению З. Фрейда структура личности состоит из трех уровней:
1) “Оно” (Ид) – бессознательное биологическое влечение;

2) “Я” (Эго) – организация личности, контролирующей поведение;
3) “Сверх-Я” (Супер-Эго) – нравственная оценочная сущность “Я”.
Наиболее агрессивные слои – “Оно”, “Сверх-Я”. Они с двух сторон “атакуют” психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой (“Сверх-Я”) становится более массивным. Вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
Теория интенциональности Ш.Бюлер. По мнению Шарлоты Бюлер, в основе человеческой природы лежит “интенция” (намерение). Эта интенциональность проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать. Бюлер считает, что зачастую лишь один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они реализовались.
В связи с формированием и достижением целей Ш.Бюлер рассматривает 5 главных фаз жизненного цикла человека.
Фаза I. Длится до 15-летнего возраста. В это время у человека отсутствуют какие-либо точные цели. У ребенка весьма смутное представление о будущем, он живет настоящим. В этот период, в основном, у него происходит развитие физических и умственных способностей.
Фаза II. Соответствует отрочеству и юности, длится от 15 до 20 лет. Для нее характерно осознание человеком своих потребностей, способностей и интересов. Это период вынашивания грандиозных планов, связанных с выбором профессиональной деятельности, партнера. Именно в этой фазе жизненного цикла человек оценивает свои способности и навыки при достижении поставленных целей.
Фаза III. Продолжается от 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. На этом этапе жизни человек ставит четкие цели, которые позволяют ему добиться уверенности и стабильности, как в профессио-

нальной, так и в личной сфере. Он принимает обдуманные решения. Это самый богатый период жизни.
Фаза IV. Длится с 45 до 65 лет и соответствует солидному возрасту, когда человек подводит итог своей прошлой деятельности. Отныне строить планы на будущее человек вынужден с учетом своего физического состояния, профессионального статуса и положения дел в семье.
Фаза V. Начинается в 65-70 лет. Для многих это период, когда человек отказывается от целей, поставленных в юности. Это время спокойного проживания последних лет жизни. Оставшиеся силы люди тратят на различные формы досуга. В этот период человек задумывается о смысле своего существования. Одни, анализируя прожитую жизнь, приходят к выводу, что поставленные жизненные цели достигнуты. Другие, разочаровываются в связи с тем, что поставленные цели они не выполнили.
Концепция когнитивного (умственного) развития Ж.Пиаже. Швейцарский психолог Пиаже сформулировал свою теорию развития личности как цепь последовательных стадий социализации индивида.
Стадия I “сенсомоторная”. Вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует (возраст до 2 лет);
Стадия II “преоперациональная”. Ребенок научается различать вещь и символ вещи (возраст от 2 до 7 лет);
Стадия III “конкретно-операциональная”. Ребенок мысленно оперирует понятиями, развивается воображение (возраст от 7 до 11 лет).
Стадия IV “формально-операциональная”. У ребенка происходит формирование абстрактных понятий (добра и зла, правды и лжи). Наступает эта стадия после 12 лет.
Часть № 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.