Формы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой не одинаковы вследствие различий национальных, экономических, политических, ресурсных и других условий, определяющих место страны в мировом хозяйстве. Однако во всех странах государственное регулирование цен осуществляется в рамках антимонопольного законодательства, которое хотя и представлено под разными названиями, но имеет одинаковую суть: поддержка конкуренции и ограничение монополизации.
Антимонопольное законодательство включает законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное и горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т.п.
Впервые в мире такой документ, известный под названием Антитрестовского закона или "Закона Шермана", был принят в США в конце ХIХ века. В соответствии с этим законом конкуренция была взята под контроль государства.
При рассмотрении проблем в области государственного регулирования цен на монопольных рынках необходимо определение основных понятий и, прежде всего, понятия "монопольная цена".
Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившемся под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монополистической властью.
Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие, монопольно низкие и монопсонически низкие.
Монопольно высокой ценой является цена, которая устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в результате изъятия товаров из обращения с целью ее завышения для получения сверхприбыли и компенсации необоснованно высоких затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.
Монопольно низкой ценой является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и существенно ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.
Монопсонически низкой ценой на покупаемый товар является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим в качестве потребителя (покупателя) доминирующее положение на рынке данного товара, в целях получения сверхприбыли и компенсации необоснованных затрат путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.
Данные определения позволяют классифицировать цены и при выявлении монопольного характера цен воздействовать на них всем арсеналом предназначенных для этого средств.
Обязанности регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в России возложены на Министерство по антимонопольной политике и развитию предпринимательства и его территориальные органы.
· Основные функции органов регулирования естественных монополий:
o формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;
o определение методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии;
o контроль в пределах своей компетенции за соблюдением требований Федерального закона РФ "О естественных монополиях";
o внесение в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях.
Система государственного регулирования цен в отраслях естественных монополий в экономическом, правовом и институциональном отношениях только начинает складываться.