Участниками (субъектами) гражданско-правовых отношений могут быть граждане и юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образования. Допускается также участие в гражданских правоотношениях на началах предоставления национального режима иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Определенные особенности характерны для правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, именуется индивидуальным предпринимателем. Он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом.
В Гражданском кодексе Российской Федерации нет указания на возраст, позволяющий гражданину заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому начинать предпринимательскую деятельность гражданин может при наступлении полной дееспособности либо ранее в случае эмансипации.
Предпринимательская деятельность гражданина подлежит государственной регистрации. Право заниматься такой деятельностью возникает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Предприниматель, так же, как и юридическое лицо, вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены законом.
Отсутствие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не создает для него права ссылаться на невозможность применения к нему норм о сделках, опосредующих предпринимательскую деятельность, если по существу такая сделка носит предпринимательский характер. Данная норма охраняет интересы контрагентов такого гражданина.
Индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовые соглашения, т.е. использовать наемный труд при осуществлении предпринимательской деятельности.
Экономической основой участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях является деятельность государства, государственных и муниципальных образований, их органов в сфере развития производственного потенциала страны, обеспечения государственной и национальной безопасности, поддержания и повышения благосостояния российского народа.
В Гражданском кодексе Российской Федерации содержится норма об отказе федерального государства, государственных и муниципальных образований, наделенных Конституцией Российской Федерации функциями публичной власти, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Государство, государственные и муниципальные образования ставятся в равное положение с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Под Российской Федерацией понимается демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления; под субъектами Российской Федерации - республики как государства, входящие в состав Российской Федерации, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа как государственные образования; городские, сельские поселения и другие муниципальные образования как население, проживающее на территориях с местным самоуправлением.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако, участвуя в гражданских правоотношениях в качестве субъектов гражданского права, они применяют нормы, предназначенные для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Данная оговорка, прежде всего, означает, что в гражданском законодательстве имеются правовые нормы, Посвященные исключительно государству, государственным и муниципальным образованиям.
Для государства, государственных и муниципальных образований более подходит понятие специальной правоспособности, определяемой полномочиями и функциями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, конституциях республик, входящих в Российскую Федерацию, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законах о местном самоуправлении. Основное назначение государства, государственных и муниципальных образований состоит в осуществлении ими функций публичной власти. Занятие хозяйственной (предпринимательской) деятельностью непосредственно государством, государственными и муниципальными образованиями, как правило, должно быть исключено. В случаях, указанных в законе, такая деятельность должна осуществляться государственными и муниципальными органами и организациями, специально создаваемыми для этой цели с предоставлением им статуса юридического лица.
Особые правила установлены в законодательстве в части ответственности государства, государственных и муниципальных образований за нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в связи с осуществлением властных полномочий.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях посредством своих органов или специально назначаемых представителей. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют интересы собственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образовании. Помимо этого органы государственной власти и органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, вправе выступать в гражданских правоотношениях от своего имени и в своем интересе, преследуя узкие цели хозяйственного обеспечения своей основной деятельности. При этом закон исходит из того, что их основная деятельность состоит в осуществлении властных полномочий в сфере, определяемой законом, на основе бюджетного финансирования. Поэтому коммерциализация органов государственной власти и органов местного самоуправления в принципе недопустима. Она недопустима еще и потому, что может вести к дискредитации указанных органов публичной власти в государстве и ущемлению интересов граждан и частных юридических лиц в сфере гражданских правоотношений.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим гражданско-правовым обязательствам на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами принадлежащим им имуществом. В отношении имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредиторам, делается два исключения. Во-первых, в состав данного имущества не входит имущество, которое закреплено за созданными Российской Федерацией субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Во-вторых, обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, возможно лишь в случаях; предусмотренных законом.
В Гражданском кодексе Российской Федерации закрепляется правило о самостоятельной, независимой друг от друга ответственности по обязательствам юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями - с одной стороны и обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, создавших данные юридические лица. Единственное исключение из данного правила сделано в отношении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, несущих субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам казенных предприятий и учреждений.
В Гражданском кодексе Российской Федерации говорится также о самостоятельной, независимой друг от друга ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по своим обязательствам.
Все субъекты гражданско-правовых отношений, принимая участие в них, приобретают в результате этого определенные права и обязанности. Для этого каждый из них должен обладать правоспособностью, а физические лица - еще и дееспособностью. Правоспособность и дееспособность субъекта гражданско-правовых отношений являются неотъемлемыми атрибутами его правового, статуса.
Гражданская правоспособность - это, прежде всего, общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом. Именно правоспособность гражданина является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов - действий и событий.
Правоспособность сама является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности.
Гражданская правоспособность распространяется на всех граждан Российской Федерации, независимо от места их проживания.
Закон предусматривает равную для всех граждан Российской Федерации правоспособность. Это положение закона основано на Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Принцип равенства правоспособности свидетельствует лишь о равенстве правовых возможностей, но не о равенстве конкретных субъективных прав.
По общему правилу правоспособность гражданина возникает с момента его рождения. Однако к наследованию могут призываться граждане, зачатью при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Правоспособность прекращается со смертью гражданина, зарегистрированной в установленном законом порядке. Даже в том случае, когда между рождением ребёнка и его смертью прошло всего несколько минут, в книгах записи актов гражданского состояния производятся две записи - о рождении и о смерти, но выдается лишь свидетельство о смерти.
Гражданин также может быть объявлен умершим. Это повлечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Перечень прав, составляющих содержание правоспособности граждан, состоит из наиболее существенных (социально значимых) гражданских прав, но он не является исчерпывающим. Помимо гражданских прав и обязанностей которые возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, гражданские права и обязанности возникают также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Центральное место занимает право собственности на имущество. Граждане могут иметь в собственности любое имущество, за исключением отдельных его видов, специально оговоренных в законе. Не ограничиваются также количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, за исключением случаев, когда ограничения установлены федеральным законом с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Непосредственно с правом собственности связано право завещать имущество, поскольку распоряжение - одно из основных правомочий собственника. Возможность распорядиться имуществом на случай смерти по своему усмотрению, равно как и возможность приумножить свою собственность, приняв наследство, способствует упрочению имущественных отношений в обществе.
Отдельным элементом правоспособности является возможность заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью. К этой же группе относится возможность создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами и возможность совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах. Перечисленные элементы правоспособности предоставляют гражданину возможность активно участвовать в гражданском обороте и являются гарантией стабильности этих возможностей.
В отличие от всех перечисленных выше гражданских прав право избирать место жительства относится не только к гражданскому, но и к государственному, административному, трудовому праву. Будучи названным в качестве одного из элементов правоспособности гражданина, право избирать место жительства является важной предпосылкой реализации им гражданской правоспособности.
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями не только приобретать гражданские права, но и осуществлять их; способность не только создавать для себя гражданские обязанности, но и исполнять их.
В содержание дееспособности входит способность совершать как правомерные, так и неправомерные действия (деликтоспособность).
К правомерным относятся не противоречащие законодательству сделки и иные действия. Неправомерные действия (деликты) порождают обязательства из причинения вреда, т.е. обязанность гражданина, причинившего своими неправомерными действиями имущественный вред другому лицу, возместить этот вред.
Закон связывает возникновение дееспособности в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. с достижением определенного возраста. Поскольку дееспособность - это способность лица к самостоятельным действиям, которыми приобретаются права и создаются обязанности, подразумевается, что лицо способно разумно действовать и сознавать значение своих действий именно по достижении 18-летнего возраста. Правоспособные, но недееспособные граждане, а также обладающие дееспособностью не в полном объеме приобретают гражданские права и создают обязанности не самостоятельными действиями, а посредством действий дееспособных лиц - законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов, или попечителей.
Кроме общего основания возникновения дееспособности в полном объеме по достижении 18-летнего возраста, закон содержит два основания возникновения дееспособности в полном объеме до достижения 18 лет.
Первым таким основанием является вступление в брак до достижения 18 лет. В этом случае гражданин, не достигший 18 лет, автоматически приобретает дееспособность в полном объеме с момента регистрации брака, что гарантирует обоим супругам равные правовые возможности.
Вторым основанием получения дееспособности в полном объеме до достижения 18 лет является эмансипация.
Гражданская дееспособность, так же, как и правоспособность, выступает в качестве своеобразного субъективного права, подлежащего самостоятельной защите законом.
Содержание и объем правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести обязанности) определяется с помощью двух критериев: цели деятельности и вида деятельности. Наличие цели деятельности, предусматриваемой в учредительных документах, является обязательным условием существования каждого юридического лица. При этом в понятие цели деятельности юридического лица вкладывается весьма широкий смысл: получение или неполучение прибыли в процессе своей деятельности.
По видам деятельности различаются две категории юридических лиц. Одни из них вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и, соответственно, иметь все гражданские права и нести обязанности, предусмотренные законом и иными нормативными актами. Такие юридические лица обладают общей правоспособностью.
Другие юридические лица вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соответствуют целям их создания. Гражданские права и обязанности таких юридических лиц должны соответствовать их уставной деятельности, а их правоспособность - иметь специальный характер (специальную правоспособность).
В первую категорию входят все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и других видов организаций, предусмотренных законом. К числу таких организаций относятся, например, банки и организации, занимающиеся страхованием.
Во вторую категорию входят все некоммерческие организации, а также коммерческие организации, исключенные из числа организаций, имеющих общую правоспособность.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Действие данной правовой нормы распространяется на юридические лица общей и специальной правоспособности.
Права юридического лица могут быть ограничены лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Случаи и порядок возможного ограничения отдельных прав юридического лица предусматриваются обычно в законах, посвященных конкретным видам юридических лиц. Как правило, это имеет место при нарушении юридическими лицами действующих нормативных актов и правил, установленных в их учредительных документах, а также при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, затрагивающих интересы общества, например в случае войны.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. в момент его государственной регистрации, и прекращается в момент завершения его ликвидации после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.