Реферат по предмету "Предпринимательство"


Недобросовестная конкуренция в рекламе

ПРИМЕНЕНИЯ Сдавалось в Иркутской Государственной Экономической Академии в 2001 г. 1. РЕКЛАМА, ВВОДЯЩАЯ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ 1. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОВЕРИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 2. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОМ ОПЫТА (ЗНАНИЙ) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 3. ОТСУТСТВИЕ В РЕКЛАМЕ ЧАСТИ СУЩЕСТВЕННОЙ


ИНФОРМАЦИИ 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЙ В РЕКЛАМЕ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА 1. КРИТИКУЮЩАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА 2. ПОЗИТИВНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА 3. НЕДОСТОВЕРНАЯ РЕКЛАМА 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕДОБРОСОВЕСТНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ 1. ВИДЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ 9 4.2.


УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ 10 Как известно, реклама выступает в качестве важ¬нейшего инструмента продвижения товаров на рыке, увеличения сбыта и развитии конкуренции. По¬этому одной из целей Федерального закона «О рек¬ламе» является защита от недобросовестной конку¬ренции


в области рекламы. Распространение ненадле¬жащей, то есть недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и иной рекламы, наруша¬ющей общие и специальные законодательные требова¬ния, может быть направлено ни приобретение необос¬нованных преимуществ в предпринимательской дея¬тельности, а также способно причинить убытки дру¬гим хозяйственным субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. В этом случае не¬надлежащую рекламу следует рассматривать как осо¬бую форму недобросовестной


конкуренции. Тем бо¬лее, что перечень форм недобросовестной конкурен¬ции, приведенный в Законе «О конку¬ренции», перекликается с перечнем соответствующих статей Федерального закона «О рекламе». Тесная связь между пресечени-ем недобросовестной конку¬ренции и ненадлежащей рекламы обеспечивается так¬же и тем, что в настоящее время в России функции государственного контроля в этих областях выполня¬ет один и тот же административный орган


— Минис¬терство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ранее — Государственный ан¬тимонопольный комитет) и его территориальные ор¬ганы. В этой связи необходимо более подробно рассмо¬треть конкретные проявления недобросовестной кон¬куренции в рекламе. 1. РЕКЛАМА, ВВОДЯЩАЯ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ Введение в заблуждение потребителей представля¬ет собой действие, направленное на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ,


услуг) или товаров конкурента. Цель — привлечь внимание потребителя путем распростра¬нения ложной, неточной информации. Подобные дей¬ствия могут причинить существенный материальный и моральный ущерб не только потребителям, но также привести к серьезным последствиям для конкурентов (что выражается, например, в потере клиентуры). С другой стороны, сообщение верных по существу сведений также может при определенных обстоятельствах вводить в заблуждение.


На-пример, «во многих странах добавка в хлеб химических ве¬ществ запрещена, и суды большинства стран будут рассматривать рекламное заявление о том, что неко¬торые виды хлеба произведены без добавления хими¬ческих веществ, как ложные, поскольку, будучи прав¬дивой по суще-ству, такая реклама создает вводящее в заблуждение впечатление, будто рекламируемый факт является экстраординарным. Таким образом, анализируемая норма вводящей в заблуждение рекламы запрещает сообщение не объек¬тивно


неправильных (неверных) сведений, а субъек¬тивно неправильных, т.е. способных ввести в заблуж¬дение: Это означает, что для установления введения в заблуждение в смысле статьи 6 Федерального зако¬на «О рекламе» единственным критерием должно яв¬ляться только субъективное восприятие рекламы. И здесь определяющим является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие адресатами.


При анализе рекламы принимаются во внимание все формы ее распространения — письменные, уст¬ные или символические, которые передаются по ра¬дио, телевидению, компьютеру. В конечном итоге учитывается только результат воздейст¬вия рекламы на потребителей, а не способы ее дов¬едения. При доказывании часто используются эмпири¬ческие методы, в основном опросы потребителей. Так, антимонопольным комитетом при поддержке га¬зеты «Покупатель» была проанализирована реакция потребителей


на распространяемую в 1997 году теле¬визионную рекламу товарного знака «Довгань». Впоследствии данные материалы были использованы при вынесении судебного решения о неправомерности распространения указанной рекламы. 1. Злоупотребление доверием физических лиц Люди, как правило, старшего возраста привыкли верить, что сообщения в средствах массовой инфор¬мации обязательно соответствуют действительности. Поэтому апелляция к чувствам человека часто приносит позитивные


результаты (например, социальная реклама, призывающая к сбору пожертвований на восстановление храма). Однако только при наличии признаков введения в заблуждение обращение к чув¬ствам и эмоциям человека является неправомерным средством конкурентной борьбы. Следует отметить, что на сегодняшний день в Рос¬сии существует целый ряд лиц или организаций, ко¬торым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения.


От них потребители ждут независимых оценок и объективных мнений. И если должностные лица, ссылаясь на объективность свое¬го мнения, используют этот статус с целью побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги, они тем самым злоупотребляют доверием на¬селения и действуют неправомерно. Не случайно ста¬тья 7 Федерального закона «О рекламе» содержит запрет на распространение в рекламе не соответству¬ющих действительности сведений в отношении прав на использование государственных


символов (фла¬гов, гербов, гимнов), а также символов международ¬ных организаций. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 года № 2355-1 «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях ор¬ганизаций и других структур» предусматривает воз¬можность использования наименований «Российская Федерация», «Россия» только с согласия Правитель¬ства


Российской Федерации и в соответствии с при¬нятыми законодательными актами. А Указы Прези¬дента «О государст-венном гербе Российской Федера¬ции» от 30 ноября 1993 года № 2050 и «О государ¬ственном флаге Российской Федерации» от 11 декаб¬ря 1993 года № 2126 устанавливают, что использова¬ние данных государственных символов возможно только при осуществлении деятельности государст¬венных органов и представлении


Российской Федера¬ции в иностранных государствах. Указанные норма¬тивные акты в достаточной степени защищают инте¬ресы потребителей от вводящих в заблуждение ссы¬лок на официальную геральдику российского госу¬дарства. В антимонопольный орган обратился потребитель с жалобой на ненадлежащую рекламу АООТ «Феде¬ральный чековый инвестиционный фонд», которая ввела его в заблуждение. В 1995 году в средствах массовой информации распространялась реклама, в которой сообщалось, что


Федеральный Фонд был создан Указом Президента РФ, участвовал в работе по созданию финансово-промышленной группы «Жили¬ще», реали-зующей Государственную целевую про¬грамму «Жилище», заключил договор с ГУИН МВД об инвестициях в объекты незавершенного строи¬тельства и т.д. Одним из крупнейших акционеров Фонда в рекламе было упомянуто Москомимущество. В связи с указанными обстоятельствами у потребите¬ля укрепилось доверие к


Федеральному Фонду как к структуре, поддерживаемой Президентом Россий¬ской Федерации и правительствами России и Моск¬вы. Поэтому потребитель решил обратиться за по¬купкой квартиры именно в этот Фонд, внеся необхо¬димые денежные средства. Однако за почти два с по¬ловиной года Фонд своих обязательств перед клиен¬том не выполнил, денег не возвратил и в довершение всего сменил


свое местонахождение. Предваритель¬ная проверка сведений, изложенных в рекламе Феде¬рального чекового инвестиционного фонда, подтвер¬дила их недостоверность. Указанное обстоятельство является одним из оснований для обращения потре¬бителя в суд с иском о взыскании понесенных убыт¬ков. 1.2. Злоупотребление недостатком опыта (знаний) физиче-ских лиц Характерной особенностью данной группы право¬нарушений являет-ся то, что рекламодатель, осозна¬вая неопытность,


отсутствие достаточной зрелости, необходимых знаний и умений у определенной кате¬гории или группы лиц, которые бы позволили им при¬нять взвешенное, обдуманное решение, использует эту неопытность, незнание для достижений преиму¬ществ в конкурентной борьбе. К лицам, не обладаю¬щим достаточной зрелостью, относятся в первую оче¬редь дети и подростки. Однако при определенных условиях взрослые также могут быть отнесены к этой категории.


Подобная ситуация может возникнуть при рекламировании кредитных операций (вся страна еще очень хорошо помнит рекламу таких финансовых «пирамид», как «МММ», «Хопер-инвест», «Русский дом селенга», ваучерных фондов «Гермес», «Олби-дипломат»), лекарственных препаратов, медицинских изделий и т.п. Так, противоправной признана реклама пищевой добавки «Акулий хрящ», которая представлялась в качестве единственного средства для лечения онколо¬гических заболеваний.


Общество с ограниченной ответственностью «Здо¬ровье-2000» осуществляло рекламную кампанию по продвижению на российском рынке изготовленного на основе акульего плавника препарата «SHARK CARTILAGE» (рекламное название — «Акулий хрящ»). Данный препарат представлялся в рекламе как единственное доступное средство против страшного заболевания цивилизации — рака. В ходе раз-бирательства по делу было установлено, что областью применения «SHARK


CARTILAGE» в соответствии с представленным гигиеническим сертификатом № 1 П-11/671 от 14 сентября 1996 г. является использование в качестве биологически активной добавки к пище. Доказательств эффективности воздействия «SHARK CARTILAGE» при наличии указанных в рекламе заболеваний нет. Какие-либо медицинские исследования рекламируемого препарата не проводились. Таким образом, представляя «SHARK CARTILAGE» как абсолютно эффективное средство против целого ряда


заболеваний и указывая на его лечебные свойства (несмотря на то, что «SHARK CARTILAGE» является лишь добавкой к пище и не может обладать лечебным эффектом), рекламодатель вводит потребителей в заблуждение посредством зло-употребления недостатком знаний в области медицины (которых, конечно, нет у большинства потребителей). 1.3. Отсутствие в рекламе части существенной информации Однако не всегда можно рассматривать в качест¬ве недобросовестного приема несообщение информа¬ции в


рекламе. Ведь рекламодатель, как правило, не обязан раскрывать отрицательные свойства своего продукта. О вводящей в заблуждение рекламе можно говорить лишь в том случае, когда потребитель, не имея полной информации, рассчитывает приобрести товар с наличием определенных качеств. При этом нельзя забывать того требования, что отсутствующая в рекламе часть информации должна быть существенной. А информация является существенной в том случае, если она каким-либо образом способна


повлиять на принятие решения при выборе определенного то¬вара. В качестве характерного примера отсутствия в рекламе части существенной информации можно при¬вести следующее решение по делу о запрете рекламы страхового акционерного общества «Ингосстрах». Страховое акционерное общество «Ингосстрах» (далее — САО «Ингосстрах») вело рекламную кампа¬нию по продвижению своих услуг на российском рынке.


В 1997 году во многих газетах САО «Ингосстрах» опубликовало рекламные объявления о приглашении к сотрудничеству кли-ентов страховых компаний, фи¬нансовое состояние которых не гарантирует надеж¬ности страховой защиты. При этом оно выразило готовность безвозмездного принятия на себя обязательств по договорам страхования имущества и ответ¬ственности юридических лиц тех страховых компа¬ний, которые не в состоянии их выполнить. Однако о том, что обязательным условием таких переговоров является готовность клиента заключить договор


стра¬хования с САО «Ингосстрах» на следующий годич¬ный период после истечения срока действующего по¬лиса говорилось только в нескольких объявлениях. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Фе¬дерации», страхование представляет со-бой отноше¬ния по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых слу-чаев) за счет денежных


фон¬дов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Тем самым в соответст¬вии с частью 1 статьи 423 ГК РФ договор страхования признается возмездным. Указывая в рекламе на без¬возмездный характер принятия на себя обязательств, САО «Ингосстрах» не сообщало часть существенной информации о том, что обязательным условием при¬нятия обществом на себя обязательств является со¬гласие клиента заключить на следующий


год договор страхования с САО «Ингосстрах», чем ввело потре¬бителей в заблуждение и нарушило абзац 4 части 1 статьи 6 Федерального закона «О рекламе». 1.4. Использование преувеличений в рекламе Применение разными странами нескольких разно¬видностей концепций введения в заблуждение лучше всего проиллюстрировать проблемой преувеличений в рекламе. В некоторых странах использование преуве¬личения квалифицируется как введение в заблужде¬ние.


Российский законодатель прямо не называет рекламные преувеличения вводящими в заблуждение сообщениями. Однако абзац 15 части 1 статьи 7 Фе¬дерального закона «О рекламе» содержит запрет на использование в рекламе терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «са¬мый», «только», «лучший», «абсолютный», «един¬ственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально. Законодательство разных стран не всегда рассма¬тривает преувеличения в рекламе как одну из форм недобросовестной


конкуренции. В некоторых странах (в частности, в Германии) считается, что заявления о превосходстве или уникальности (типа «самый», «лучший» и т.п.) являются вводящими в заблужде¬ние, если не может быть доказана их правильность. Однако другие страны (например, США и Италия) за¬нимают диаметрально противоположную позицию и допускают общие формулировки, в частности утверж¬дения об уникальности товара. В США, например, как правило, рассматривают такие действия в качест¬ве


нарушений лишь в тех случаях, когда товар, рек¬ламируемый как самый лучший, оказывается на деле низкого качества. Российское же рекламное законодательство исхо¬дит из принципа, что потребители воспринимают се¬рьезно все рекламные утверждения, особенно те, в которых товар представляется как уникальный («са¬мый», «лучший», «абсолютно», «единственный» т.д.) и, следовательно, преду-сматривает очень стро¬гие критерии. Для того, чтобы реклама о «самом луч¬шем товаре» соответствовала закону, рекламодатель должен иметь


до-кументальное подтверждение ее до¬стоверности. Закон не содержит конкретного перечня необходимых в таких случаях документов. Представ¬ляется, что это могут быть экспертные заключения, нормативно-техническая документация, сведения об испытаниях, сертификаты, статистические данные и т.п. в зависимости от конкретного рекламируемого товара. Однако, как показывает практика, рекламо¬датели считают использование в своей рекламе ука¬занных терминов лишь рекламным ходом, не обращая внимания на степень их достоверности и


необходи¬мость документального подтверждения. Так, в рекламе американского семейного супершопа «Global USA» гарантировались «самые лучшие в Москве» товары и «самые низкие» цены. Проведен¬ное газетой «Известия» сравнение указанных в рекламе цен со стоимостью аналогичных товаров в других магазинах Москвы позволило предположить, «что либо коммерческая служба «Глобал USA» не знает, что сколько стоит в Москве, либо (что вернее всего) морочит людям голову».


При разбирательств» в Государственном антимонопольном комитете компания «Global USA» признала свои нарушения и обя¬залась их прекратить. 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА Реклама, порочащая имя и репутацию предприни¬мателя, признается статьей 6 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной. Такая реклама, в ко¬торой используются некорректные сравнения в отно¬шении конкурентов (их товаров) или содержатся вы¬сказывания (образы), порочащие честь,


достоинство и деловую репутацию конкурентов, не допускается. Та¬ким образом, Закон содержит ограничения по распро¬странению так называемой сравнительной рекламы, а также утверждений, дискредитирующих конкурента. Сравнительная реклама может быть двух видов: по¬зитивная ссылка на чужой продукт (с утверждением, что свой продукт столь же хорош, что и чужой) — уравнивающая реклама; или негативная ссылка (с ут¬верждением,


что свой продукт лучше, чем чужой) — критикующая реклама. Первый вариант таит опас¬ность неправомерного присвоения чужой репутации и имеет место, когда товар конкурента общеизвестен. Второй вариант предполагает возможную дискредитацию. Если сравнительная реклама способна вызвать неверные представления у потребителей по поводу предлагаемого товара, она будет рассматриваться как ненадлежащая.


Кроме того, сравнительная реклама часто связана с очернительством конкурентов, то есть сообщением порочащих и часто недоказанных и недоказуемых сведений. В этом случае действует нор¬ма статьи 6 Федерального закона «О рекламе», со¬гласно которой запрещаются некорректные сравне¬ния рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц. 2.1. Критикующая сравнительная реклама В целях защиты от недобросовестной конкурен¬ции, а также соблюдения


интересов потребителей статья 6 Федерального закона «О рекламе» содержит запрет на распространение не только ложных или неточных сравнений в рекламе, но в некоторых случа¬ях, и правдивых, если в используемых сравнениях со¬держатся некорректные, порочащие конкурента вы¬сказывания. Активизация процессов развития экономического соревнования в нашей стране, повышение роли и зна¬чения рекламы при сбыте продукции обусловливает столь же активное появление новых форм недобросо¬вестного


поведения



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовий зміст та наслідки Української селянської реформи 1861 р.
Реферат Сфера труда и безработица
Реферат Трудовые отношения в международном праве
Реферат Практические работы по физиологии
Реферат Особенности умственного труда
Реферат Экономико математические методы и прикладные модели
Реферат Применение дифференцированного подхода при выполнении работ физического практикума
Реферат Role of Women in Society
Реферат Причины возникновения американского институционализма и этапы его развития
Реферат Особенности рынка труда Кукморского муниципального района РТ
Реферат Система вимірника струмів
Реферат Анализ газетного материала Получили урок от чемпиона Оценка композиционного построения материала
Реферат Альманах "Полярная звезда" с точки зрения типологии периодики
Реферат Сущность и содержание бухгалтерского учёта в современных условиях хозяйствования
Реферат Рынок государственных ценных бумаг в РФ