Реферат по предмету "Иностранный язык"


Роль языка в жизни человека

Содержание
Введение
1. Понятие языка
2. Язык и речь
3. Функции языка
4. Характеристики языка
5. Язык как знаковая система
Заключение
Список литературы

Введение
Главное, что отличаетобщение животных от человеческого общения – наличие вербальных средствкоммуникации, т. е. наличие языка. Именно язык позволяет человеку передаватьинформацию посредством символьного обозначения объектов, о которых идет речь.Таким образом, язык это обозначающая функция, его слова обозначают, определяютпредмет или процесс. Он позволяет перейти к обобщениям.
Однако необходимопомнить, что человек не просто так называет предметы. Слово — это результатсложной внутренней жизни человека, его обозначение выясняется постепенно. В тоже время слово упорядочивает внутреннюю жизнь человека, делая ее доступной дляпонимания другим людям, для экстернализации психического опыта.
Рождаясь, человек неприобретает знание языка. Ребенок учится говорить, слушая речь своих родителейи ближайшего окружения. И именно способность говорить, наличие речи и знаниеязыка позволяет ребенку стать человеком, а не особью человеческого рода.
В то же время необходимоотметить, что для каждого человека язык уже предзадан обществом, и именнообщество диктует условия акта говорения. Говорение и писание — есть обращениесубъекта к другим субъектам. Язык для них посредник. Благодаря языкуосуществляется коммуникация между людьми.

1. Понятие языка
Человек не существуетизолированно от других людей, от мира, поэтому он проявляет свою внутреннююличную независимость, символизирует ее в языке, труде, культуре — все это формысимволического бытия человека.
В философии языка языкрассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средствообщения и сохранения информации, как система знаков, как учебная письменнаяречевая деятельность.
С точки зрениякоммуникационных процессов язык определяется как сложный социальный феномен,представляющий собой систему знаков, систематизированных и обрабатываемых спомощью определенного кода.
Структурными единицамиязыка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Логика языкаобразует его грамматику, а смысл языка есть семантика, практическое значениеязыка есть прагматика.
С точки зрения семиотики,язык понимается как совокупность предметов, которые обладают смысловымзначением и которые являются языковыми единицами, она описывает раз личные типыязыков с точки зрения характера предметов, образующих язык, и их смысловыхзначений. Именно спецификой этих предметов и их смысловых значений определяетсяспецифика того или иного языка.
Необходимо отметить, чтоглавное отличие человеческой коммуникационной деятельности от зоокоммуникацииживотных состоит в наличии вербального канала, передающего речевые сообщения(тексты) в устной и письменной форме. Это отличие очевидно, как очевидно и то,что для его реализации человек должен обладать, во-первых, наследственнопередаваемой речевой способностью (способностью членораздельно говорить ипонимать обращенную к нему речь), во-вторых, знать какой-либо естественный языки уметь им пользоваться.
Естественный язык — этосоциальное достояние, фундаментальный раздел социальной памяти Естественныйнациональный язык необходимый конституирующий элемент любого этноса (нации,народа). Он возникает в ходе социального общения естественным путем, поэтомуего правомерно называть естественным в отличие от искусственных языков,действительно придуманных людьми. Язык является основой духовной культуры иважнейшим носителем социальной памяти.
2. Язык и речь
Язык следует отличать отречи, которая представляет собой овеществление (материализацию) результатовмышления (смыслов) с помощью языка, находящегося в индивидуальной памятиговорящего (точнее — в индивидуальном тезаурусе). Язык и речь образуютединство: нет языка — нет речи; нет речи — нет языка; речь осуществляетсясредствами языка; язык реально существует лишь в речи.
Разграничение понятий «язык»и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистомФердинандом де Соссюром. Заметим, что под речью современное языковедениепонимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле впонятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощьюязыковых средств (слов и т. д.), осуществляемое «про себя», без произнесениявслух.
Отдельный акт речи,речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс,охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховоевосприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой актохватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание)написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времении пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.
В речевом акте создаетсятекст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированныйтак или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно — записанное или толькопроизнесенное) «речевое произведение» любой протяженности — от однословной репликидо целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст»,т. е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно илиписьменно.
Почему произнесенное (илинаписанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом?
Во-первых, потому, чтооно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату (скажемдля простоты — из слов, хотя элементами высказывания можно считать, как мыувидим, и другие единицы).
Во-вторых, потому, чтоэти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным(правда, во многом интуитивно) нашему собеседнику или читателю. Владение этойсистемой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятомутексту его содержание.
Вот эти-то элементывысказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения,частями их языка, т. е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат.Язык того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этогоколлектива система элементов — единиц разных ярусов плюс система правил функционированияэтих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Системуединиц называют инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е.правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил егопонимания),—грамматикой этого языка.
Язык и речь различаютсятак же, как правило грамматики и фразы, в которых использовано это правило, илислово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разныхтекстах. Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и«непосредственно дан» в речи. Но в отвлечении от речи, от речевых актов итекстов всякий язык есть абстрактная сущность.
Язык и речь всовокупности выполняют две сущностные, т. е. неотделимо присущие им, функции:
1. Коммуникативную,
2. Мыслительную.
Язык и речь, благодаряэтим функциям, являются средствами и орудиями социальной коммуникации иличностного мышления. Социальная коммуникация, как известно, представляет собойдвижение смыслов в социальном времени и пространстве, поэтому сущностнаякоммуникационная функция делится на две сущностные функции:коммуникационно-временную, или социально-мнемическую, которую выполняет язык,являющийся разделом социальной памяти, и коммуникационно-пространственную — функцию распространения смыслов в социальном пространстве, которая свойственнаречи. Коммуникационная функция проявляется на межличностном, групповом имассовом уровне, а мыслительная — лишь на личностном уровне, где онаобеспечивает индивидуальное мышление. Стало быть, все мыслящие субъектыкоммуникации, как индивидуальные, так и социальные, имеют дело с языком и сречью.
Сущностные функциипроявляются в прикладных языково-речевых функциях. Под прикладной функциейпонимаются те свойства языка и речи, которые позволяют людям использовать их всвоей внеязыковой деятельности. Эти свойства многообразны, отсюда — многообразные области использования языка и речи в социальной и личной жизни,другими словами, в социальном пространстве и в индивидуально-психическомпространстве.
3. Функции языка
Социально-языковыефункции:
1. Национально-культурнаяфункция вытекает из сущностной функции социальной памяти, свойственной языку.Национальный язык — это духовный генофонд народа, подобный генетическому фондуэтноса. На этом фонде строится национальная культура.
2. Этнообразующая функцияобусловлена тем, что национальный (этнический) язык входит в число необходимыхконституирующих признаков этноса (народа, нации). Потеря родного языкаравноценна утрате этнического самосознания. Отсюда — борьба национальныхменьшинств за сохранение родного языка, их протесты против навязываниядекретами власти чуждого им государственного языка. Язык, как известно, можетслужить средством культурного империализма и колонизации отсталых народов.
3. Функция основания словесногоискусства, поэтического творчества достаточно очевидна, но имеет смыслподчеркнуть связь этой функции с происхождением национальных языков.Практически неизвестны человеческие коллективы, говорящие на каком-либо языке,в которых отсутствовали бы поэтические произведения на этом языке. Поэзиянеотделима от языка потому, что творцами языка выступают не все члены обществаколлективно (один придумал одно слово, другой — падеж и т. п.), а люди,одаренные поэтическим гением. «Первоговорящий» одновременно и «первопоэт». Насозданной «первопоэтами» и постоянно обогащаемой новыми творческими вкладамиязыковой основе стало возможно существование современного фольклора,литературы, публицистики. По этой причине язык предстает в работах Современныхфилософов-эстетиков как культурно-эстетический феномен [54].
4. Функция основанияискусственных языков проявляется в том, что все искусственные языки — отхимических и математических номенклатур до языков компьютерногопрограммирования и языков международного общения типа эсперанто — вводятся воборот посредством естественных языков и переводимы на них.
Индивидуально-языковыефункции:
Всякий человек рождаетсяи, как правило, проводит дни свои в атмосфере родного языка: мы не толькоразговариваем, но и мыслим на родном языке, и это обстоятельство неизбежнонакладывает свой отпечаток на личную духовную жизнь. Можно выделить следующиефункции, выполняемые естественным языком в жизни отдельного человека:
1. Функция социализации:овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением,получает доступы к культурному наследию и формируется как типичный член данногообщества.
2. Мировоззренческаяфункция, заключающаяся в зависимости мировоззрения социализированной личностиот ее родного языка. Многообразие языков огромно: есть языки, имеющие более 40падежей, другие 6-8, у некоторых их нет вообще; есть языки, где каждое словоодносложно, и языки, где предложение — одно-единственное слово; в гавайском языкевсего 7 согласных звуков, в языке саамов — 53 и т. п. Поскольку язык являетсяорудием мышления, напрашивается вывод, что народы, использующие язык с 40падежами, должны мыслить как-то иначе, чем народы, вообще не знающие падежей. С30-х годов XX века и науке дискутируется так называемая гипотезалингвистической относительности, связанная с именами Э. Сепира и Б. Уорфа.Согласно этой гипотезе, структура языка определяет структуру мышления и способпознания внешнего мира. Китаец и североамериканский индеец по-разному понимаютодни и те же события и явления, потому что они воспринимают мир через призмусвоего родного языка. Гомер назвал синее Эгейское море «виноцветным».Виноградное вино, которое пили древние греки, было зеленоватого цвета. Синий жецвет ни разу Гомером не упомянут; не встречается он и на страницах Библии.Отсюда делается вывод, что древние жители восточного Средиземноморья неотличали вообще синего цвета от зеленого, голубого, возможно — фиолетового,поскольку отсутствуют слова для обозначения этих цветов. Таким образом, все мыявляемся пленниками своего родного языка. Зависимость этнического сознания отязыка достаточно очевидна, но продолжаются споры о границах этой зависимости.
3. Инструментальнаяфункция — владение языком может использоваться в утилитарных целях, напримердля чтения иноязычной литературы, для переводческой деятельности, длятуристического общения и т. д. К. Маркс говорил, что иностранный язык — этооружие в жизненной борьбе, очевидно, имея в виду инструментальную функциюязыка.
4. Функциясамоопределения и самовыражения. Внутренняя речь, естественно, осуществляетсяна родном языке, поэтому размышления человека о своем Я, о личной самости,интимная самооценка производится средствами родного языка. Семантическиересурсы родного языка играют решающую роль в процессе поэтическогосамовыражения.
Анализ творческогопроцесса художников слова показал, что создание произведения словесногоискусства идет не от идеи к слову, а само произведение по мере егоразвертывания проясняет для автора творческий замысел. Художественная идея какбы вырастает из словесного фонда. Можно сказать, что вся русская литература вспящем состоянии скрыта в русском языке; литератор-чародей должен расколдоватьэту спящую красавицу и явить ее свету
Нужно отметить, чтотворческий процесс в сознании представителей точных наук протекает совсеминаче. А. Эйнштейн признавался: «Слова, или язык, как они пишутся илипроизносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления, — это некоторыезнаки или более или менее ясные образы, которые могут быть по желанию воспроизведеныи комбинированы.… Обычные и общепринятые слова с трудом подбираются лишь наследующей стадии»[56].

4. Характеристикиязыка
Серебренников В.А.выделяет характеристики языка, которые выделяют его из всей совокупностипосредников межчеловеческой и межкультурной коммуникации:
1. Язык уникален каксоциальный продукт: это единственно полная и одновременно открытая система,позволяющая выражать теми или иными способами любое содержание изнеограниченного многообразия человеческого опыта. Язык является такимпосредником, без которого человек вообще не может действовать как человек. Вотличие от других средств коммуникации и познания — орудий, приборов,инструментов и т. д., которые могут быть оставлены и затем применены вновь помере необходимости, язык — всепроникающее и неотделимое от человека орудиепознания; даже рефлексируя над языком, мы пользуемся им же самим.
2. В языке наиболее полнореализовано такое существенное свойство для любого предметного посредникаобщения, как интерсубъективность. Конечно, освоение языка и полнота владения имварьируются в зависимости от возраста, биографии и других особенностей жизничеловека. Но если мы сравним знание языка с каким-либо специальным знанием внауке, то увидим, что эти вариации не столь значительны. Знание языкаприобретает практически каждый человек, без особых усилий и заботы об этом,живя и занимаясь деятельностью в обществе других людей. Не существует иприватного языка. Говорить — всегда означает говорить об объектах, а самиязыковые знаки и свойственные им семантические значения не демонстрируютсобственную структуру и содержание, они как бы прозрачны для владеющего имисубъекта. В языке человеку дается обозначенный объект, описанная ситуация и т.д., но не обнаруживает себя непосредственно этимология слова, грамматика илисинтаксис. Сознание отдельного человека вообще не может выступать масштабом,посредством которого может мериться бытие языка.
3. Язык является нетолько посредником между опытами различных субъектов, но его структура исемантическое содержание служат одним из важнейших конституирующих элементовсамих этих опытов. Как система значений язык производит предметное расчленениереальности, идентификацию и первоначальную классификацию (рубрикацию) явленийокружающего мира. Важно подчеркнуть, что все это осуществляется в значительнойстепени вне сознательного контроля субъекта и определяется общим для данногочеловека и других людей обстоятельством: тем, что каждый из них — носительопределенного национального языка.
4. Язык может бытьпредставлен в различных знаковых системах, образующих некоторую иерархическуюсистему разных уровней. Ю.А. Шрейдер считал даже, что именно это свойство языкаможет служить его определением: «Языком будем называть категорию эквиморфныхзнаковых систем». Наличие знаковой иерархии – мост между «языком» и«мышлением». Феноменологически мышление – это процесс построения из простыхзнаковых систем более сложные. Но используя этот критерий, как и все другие, В.В.Налимов предлагает проявлять осторожность. Иерархическая структура языка, как ивсе другие характеристики может носить явно вырожденный характер. Именно слабовыраженная иерархическая структура отличает подавляющее число искусственныхязыков от естественных.
5. Иерархия языков иявление метаязыка. Высказывания могут принадлежать разным уровням, объединениеих в одно – порождает противоречие и бессмыслицу, даже при соблюдении принциповграмматической логики. Эту проблему развивал Рассел в своем примере «нельзясказать: у меня перед глазами две вещи: стул и мебель». Фраза эта, будучиграмматически правильной, тем не менее, не выражает никакого осмысленногоутверждения.
6. Интерпретируемостьсмыслового содержания, выраженного в знаковой системе. В.В. Налимов считаетнужным даже подчеркнуть, что речь идет именно об интерпретируемости, ибоперевод он считает невозможным даже для жестких языков. Впрочем, до сих порбытует и обратная точка зрения. Так, например. Г.В. Колшанский утверждалсовместимость логических и языковых систем, и возможность полнойвзаимопереводимости языков. В случае же с псевдоязыковыми конструкциямиинтерпретируемость может только предполагаться, однако это предположение,своего рода пресуппозиция, является обязательным условием для их использования.
7. Языку присущабезэнтропийность. Сущность этого понятия по отношению к языку раскрывает всвоей книге Н.И. Кобзев. Безэнтропийным является «…не само физико-химическоеили морфологическое тело символа, а только его опознание сознанием илимеханизмом, которому придана функция этого сознания». Безэнтропийностьвосприятия символов освобождает сознание человека для деятельности болеевысокого уровня. В этом заключается коренное отличие психики человека отпсихики животных, для которых интенсивность информации физико-химическогосигнала играет очень большую, часто решающую роль. Психика животных заполнена«восприятием и анализом звуков, цветов, запахов и оценкой их интенсивности инаправленности». Безэнтропийность языка – это особенность отнюдь не сознаниячеловека, а только знаковой системы, следовательно, знаковая система становитсяязыком, когда знаки ее воспринимаются безэнтропийно.
8. Размерностью илинелинейностью языка. Пожалуй, из всех характеристик эта наиболее относительна.Уместнее, пожалуй, было бы говорить наличии оппозиции линейности – нелинейностисреди естественных языков. Под нелинейностью Балли понимал «распределениеодного означаемого между несколькими означающими, которые имеют смысл только вих совокупности». Но существует целая группа естественных языков, которые,напротив, приближаются к идеалу линейности: «знаки в этих языках (венгерском,финском, турецком и других), подвижны и ясно отличаются друг от друга как поформе, так и по значению, причем последнее имеет чисто грамматическийхарактер».
5.Язык как знаковаясистема
Обмен информацией вчеловеческом обществе строится следующим образом: адресату сообщенияпредъявляются вовсе не предметы, о которых идет речь, не те или иные«реальности», служащие темой сообщения, а некие заместители этих реальностей,представители их, вызывающие в сознании образ, представление или понятие обэтих реальностях, в частности, и тогда, когда самих этих реальностей поблизостинет. Адресату сообщения предъявляется не А, о котором идет речь, а некое В,являющееся «представителем» этого А для сознания адресата. Вот это В,замещающее и представляющее А, мы и называем знаком. «Знаковая ситуация»наличествует всякий раз, когда «что-то стоит вместо чего-то другого». Знак же всобственном смысле имеет место лишь тогда, когда что-то (некое В) преднамеренноставится кем-то вместо чего-то другого (вместо А) с целью информировать кого-тооб этом А. Язык не составляет исключения из общего правила. Он тоже знаковаясистема. Но он — самая сложная из всех знаковых систем. Примерами относительнопростых систем могут служить железнодорожный семафор, светофоры разных типов,дорожные знаки, информирующие водителей о тех или иных особенностяхпредстоящего отрезка пути либо предписывающие или запрещающие выполнениекаких-то действий.
Рассматривая эти инекоторые другие подобные системы, мы можем сделать следующие наблюдения:
1. Все знаки обладаютматериальной, чувственно воспринимаемой «формой», которую иногда называют«означающим» или «экспонентом знака».
2. Материальный,чувственно воспринимаемый объект (или материальное «событие» — например, гудокв телефонной трубке) только в том случае является экспонентом какого-то знака,если с этим объектом (или событием) связывается в сознании общающихся та илииная идея, то или иное «означаемое», или, как мы будем говорить, содержаниезнака
3. Очень важным свойствомзнака является его противопоставленность другому или другим знакам в рамкахданной системы. Противопоставленность предполагает чувственную различимостьэкспонентов и противоположность или, во всяком случае, различность содержаниязнаков. Из факта противопоставленности знаков вытекает, что не все материальныесвойства экспонентов оказываются одинаково важными для осуществления ихзнаковой функции: в первую очередь важны именно те свойства, по которым этиэкспоненты отличаются друг от друга, их «дифференциальные признаки». Некоторыеже свойства оказываются и вовсе несущественными.
4. Установленная длякаждого данного знака связь между его экспонентом и содержанием являетсяусловной, основанной на сознательной договоренности.
5. Что касаетсясодержания знака, то его связь с обозначаемой знаком действительностью носитпринципиально иной характер. Содержание знака есть отражение в сознании людей,использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, причемотражение обобщенное и схематичное.
Будучи средством общения,язык с необходимостью представляет собой систему знаков и правил оперированияэтими знаками. Выделение единиц языка связано с членением речевоговысказывания, с членением текста и самого потока речи. Как же протекает такоечленение? Отдельное высказывание составляет основную единицу речевого общения.
Как в любых случаяхобщения, в высказывании различают две стороны:
1) «план выражения»
2) «план содержания».
План выражения — этозвуковая, материальная сторона высказывания, воспринимаемая слухом (а приписьменной передаче высказывания — материальная последовательность начертаний,воспринимаемая зрением).
План содержания — этовыраженная в высказывании мысль, содержащаяся в нем информация, те или иныесопровождающие эту информацию эмоциональные моменты. План выражения и плансодержания изучаются в языковедении в тесной связи друг с другом. Высказываниечленится на предложения, следующие друг за другом, либо состоит из одногопредложения. Предложение, в свою очередь, членится дальше на какие-то значащиечасти.
Наиболее привычными длянас значащими элементами в составе предложения являются слова. Но слово даже впределах одного, а тем более при сравнении между собой разных языковоказывается единицей очень неопределенной как с точки зрения своей структуры исвоих формальных признаков, так и с точки зрения своего смыслового содержания.
Более элементарнойединицей, минимальной значащей единицей, четко характеризуемой уже самим этимпризнаком минимальности, неразложимости на более мелкие значащие части являетсяв речи, в тексте так называемый морф, а в системе языка — соответственноморфема. Морфы и морфемы — это, в частности, известные каждому из школызначащие части слова, такие, как корень, приставка, суффикс, окончание.Различие между морфом и морфемой такое же, как между экземпляром слова в текстеи словом-лексемой. Морфом и соответственно морфемой является и отдельное слово,если оно не членится на значащие части.
Языковыми знаками можносчитать, конечно, только значащие, двусторонние единицы (обладают двумя планами– планом выражения и планом содержания), и прежде всего слово (лексему) и морфему.Значение, выражаемое словом или морфемой, есть содержание соответствующегознака. Высшая языковая единица — предложение — чаще всего есть некая комбинацияязыковых знаков, создаваемая по определенной модели в процессе порождениявысказывания.
Используя понятия знака итипов знака, можно дать характеристику естественного языка как знаковойсистемы. Естественный язык использует следующие типы знаков для обозначенияклассов объектов и классов отношений между объектами действительности:
1. Предложения языка — суть иконические знаки. Эта мысль высказывалась многими философами, но особенноярко она представлена Л. Витгенштейном. Очевидно, что иконическим знакомявляется также и любой осмысленный текст, т. е. последовательность предложений.
2. Большинство морфемязыка (с учетом контекстуальных уточнителей) является знаками-символами дляклассов объектов и классов отношений между объектами действительности.
3. Небольшая частьморфемного словаря представлена иконическими знаками — это ономатопоэтическиеморфемы.
4. Незначительная частьсловаря морфем, будучи часто при этом знаками того же типа, что и 2, являютсязнаками-индексами, указывающими на отношения между остальными знаками типа 2,т. е. служат грамматическими сигналами. Все служебные морфемы (аффиксы, частицы,союзы, основы служебных слов) выполняют функцию грамматического сигнала.
5. Слова (основы вместе саффиксами) в словаре образуют иерархию, в которой слова высшего уровнявыступают как мета-знаки символы для группы слов низшего уровня. Мета-знакамисимволами являются, в частности, местоимения.

Заключение
Несомненно, язык окружаетчеловека во всех ипостасях его жизни. Однако необходимо отметить, что человекрождается только с задатками к речевой деятельности, и тот язык, на котором онбудет говорить, опосредован лишь тем, в какой стране он родится. Поэтому язык –полностью социально-опосредованный феномен, и его составляющие – знаки, слова,предложения – без общества, без его приписывания значения данным знакам, ничегоне стоит.
Стоит также отметить,что, получая от родителей «в наследство» язык, на котором мы будемразговаривать, мы получаем и тот способ мышления, которым мы обладаем. А еслипровести параллель дальше и вспомнить, что мышление организует наши действия ипреобразует действительность, будет понятно, какое огромное значение имеет языкдля жизни человеческого сообщества в целом и конкретного человека в частности.

Список литературы
1. Аппель К.О. Трасцендентально–герменевтическоепонятие языка // Вопросы философии – 1997 — №1.
2. Асмолов А.Г.Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., 1996.
3. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание.Коммуникация.– М., 1989.
4. Зверинцев А.Б. Коммуникационныйменеджмент — СПб., 1997.
5. Серебренников В.А. Общееязыкознание. – М., 1980.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Строение и топография эпифиза
Реферат Отношения к рекламе, характерные для определенных психологических типов
Реферат Особенности заключения и исполнения договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты
Реферат Авдусин Д. А., Полевая археология ссср, М., 1980
Реферат Проблемы отношений полов
Реферат Бюджетный дефицит и государственный долг Проблемы финансирования бюджетного дефицита 2
Реферат Валютные отношения. Теория паритета покупательной способности
Реферат Основи техніки спортивного бігу
Реферат "Общие требования к управлению охраной труда в организации"
Реферат Политика и армия
Реферат Alcohol Advertising Essay Research Paper Every time
Реферат Роль эпизода «совещание в Филях»
Реферат Автомобильный регион Уэльс
Реферат Рознімні та нерознімні зєднання
Реферат Лютеранская реформация в Германии