Реферат по предмету "Психология"


Теория личности по Фрейду

ТЕОРИЯ ФРЕЙДА ЯДРО ЛИЧНОСТИ Тенденция ядра Максимизация удовлетворения инстинктов при одновременной минимизации наказания и вины (так называемый принцип реальности), что представляет собой компромисс, обусловленный неизбежностью конфликта между человеком (чьи инстинкты эгоистичны) и обществом (цель которого – достижение общественного блага). Принцип реальности детерминирует вторичные процессы мышления, отличительными особенностями которых являются формулирование и проверка стратегий максимизации удовлетворения

потребностей при минимизации наказания и вины. Характеристики ядра Ид. Состоит из инстинктов, представляющих собой изначальное содержание психики. У всех инстинктов есть источник – биологические (метаболические) нужды организма, и из этого источника они черпают свою энергию. Цель всех инстинктов сводится к редукции напряжения (или удовлетворению), что достигается посредством получения объектов, адекватных источнику и цели инстинкта.

Инстинкты функционируют в соответствии с принципом удовольствия или тенденцией максимизировать удовлетворение инстинктов без соотнесения их с внешней реальностью. Принцип удовольствия предполагает вовлечение первичных процессов мышления, где воображаемые объекты обеспечивают воображаемое (следовательно, лишь частичное) удовлетворение и снижение напряжения. Каждый человек обладает инстинктами жизни, смерти и сексуальным, причем последний является особенно

важным. Эго. С обретением опыта психика человека становится более дифференцированной; облегчается функционирование в соответствии с принципом реальности посредством вторичных процессов мышления. Основная функция эго – защитная, оно оставляет в сознании лишь те составляющие и формы инстинктов, которые с меньшей вероятностью влекут за собой наказания и вину. Соответствие принципу реальности обеспечивается посредством защитных процессов, которые сами по себе

неосознаваемы. Суперэго. Часть психики, дифференцированная от эго, содержит в себе традиционные ценности и табу общества, которые объясняются ребенку родителями. Именно наличие суперэго делает возможным переживание вины – внутреннего отражения наказания. Ценности и табу накладывают ограничения на возможные формы удовлетворения инстинктов. Когда какие-то инстинктивные импульсы приводят к наказанию и вине, в качестве предупреждения возникает

тревога; человек начинает демонстрировать защитное поведение в той или иной форме, чтобы избежать тревоги, устранив инстинктивные импульсы из сферы сознания. Поскольку конфликт между ид, с одной стороны, и суперэго или обществом – с другой, неизбежен, все поведение человека защитно. РАЗВИТИЕ Стадии психосексуального развития Оральная (первый год жизни): эрогенная зона – рот, основная активность – захватывание (оральная агрессивность)

и получение (оральное слияние). Важнейшая область конфликта – кормление. Анальная (второй год жизни): эрогенная зона – анус, основная активность – исторжение (анальная экспульсивность) и удержание (анальная ретенсивность). Важнейшая сфера конфликта – приучение к туалету. Фаллическая (с третьего до пятого года жизни): Эрогенная зона – гениталии, основная активность предполагает гетеросексуальное взаимодействие. Это период актуализации эдипова комплекса, когда ребенок соперничает

с родителем того же пола за внимание родителя противоположного пола. Для мальчиков особую важность приобретает комплекс кастрации, для девочек – зависть к пенису. Латентная (с шести лет до достижения пубертата): сексуальные инстинкты дремлют, ребенок овладевает навыками, не имеющими прямой связи с сексуальностью. Генитальная (от достижения пубертата до окончания жизни) характеризуется зрелой сексуальностью, где

комбинируется все, чему человек научился на прегенитальных стадиях; эта стадия характеризуется сексуальными контактами и оргазмом. Человек, достигший этой стадии, способен к любви и плодотворной работе. Фиксация Когда конфликт, неизбежно разворачивающийся на каждой фазе развития, выражен минимально, ребенок благополучно переходит к следующей стадии. Если родители интенсифицируют конфликт, чрезмерно ограничивая ребенка или потакая ему, демонстрируя непоследовательность, развитие ребенка затрудняется чрезмерными

проявлениями защитного поведения, цель которых – избавление от тревоги посредством избегания конфликта. Эта задержка развития называется фиксацией и свидетельствует о том, что активность соответствующей стадии психосексуального развития остается слишком важной для личности и после достижения пубертата. ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ Типы характера (совокупность черт) Типы личности во взрослом возрасте, отражающие ведущий тип деятельности и конфликт на различных стадиях

психосексуального развития, а также защиты, характерные для этих стадий. Оральный характер: в качестве ведущих видов защиты выступают проекция (приписывание человеком другим людям тех черт, которыми он обладает сам), отрицание (отказ воспринимать угрожающие объекты или события внешнего мира) и интроекция (процесс слияния с другим человеком с целью избежать столкновения с пугающей сущностью этого человека или столкновения со своими собственными пугающими инстинктами).

Среди типичных черт оптимизм либо пессимизм, доверчивость либо подозрительность, восхищенность либо завистливость и манипулятивность либо пассивность. Анальный характер: ведущие виды защиты – это интеллектуализация (замещение реальных, инстинктивного характера, причин своих желаний и поступков на вымышленные, социально более приемлемые), образование реакции (замещение своих реальных прямо противоположными), изоляция (разрыв существующих в норме связей

между когнитивными и аффективными компонентами желаний и импульсов для устранения тревоги) и уничтожение содеянного (совершение таких поступков или такие мысли, которые сводят на нет или компенсируют предыдущие мысли и поступки, способные вызвать тревогу). Черты такого характера – скупость либо излишняя щедрость, зажатость либо экспансивность, аккуратность – нечистоплотность и скрупулезность либо рассеянность. Фаллический характер: основной вид защиты – вытеснение (удаление из сознания инстинктивных желаний

и действий с целью не допустить переживания тревоги), среди типичных черт можно выделить тщеславие либо ненависть к себе, элегантность либо склонность к простоте, целомудрие либо неразборчивость в связях. Генитальный характер в качестве основной защиты использует сублимацию (смену объекта сексуального инстинкта на более социально приемлемый, чем изначальный, без нарушения или блокирования выражения инстинкта), типичные черты свидетельствуют о полной социализации, адаптации и эффективности деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.