Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Туристский баланс Республики Беларусь: особенности формирования и методические проблемы его определения

Частное учреждениеобразования
Институтпредпринимательской деятельности
Кафедра международноготуризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Туристскийбаланс Республики Беларусь: особенности формирования и методические проблемыего определения
Студентка
4 курса группы 1726 Н.В.Бурая
Руководитель
Канд. географ. наук А.И. Тарасёнок
Минск 2010

Содержание
 
Введение
Глава 1. Туризм и платёжныйбаланс
1.1     Общая структура платёжного баланса
1.2     Баланс туристских доходов и расходов страны
Глава 2. Туристский балансРеспублики Беларусь
2.1 Туристский баланс: основныепонятия и показатели по Республике Беларусь
2.2 Статистика туристскихпотоков и состояние туризма Республики Беларусь
Глава 3. Международныйтуризм
3.1 Экономическое значениемеждународного туризма и его влияние на платёжный баланс
3.2 Туристский баланс:основные показатели по странам мира
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Подготовленная тема курсовой работы являетсяактуальной на сегодняшний день, так как туризм сегодня — это сферасоциально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась вбурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место вмире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количествомеждународных туристских прибытий составит 1,6 млрд, т. е. в 3 раза превыситпоказатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки,вырастут до 5 млрд. долл. в день. Тем боле туризм – это одна избыстроразвивающихся отраслей хозяйства, которая в кратчайшие сроки можетпринести достаточно высокую прибыль, а это говорит о хорошей окупаемости, чтотоже не маловажно для экономики. Из этого следует, что, туризму как секторуэкономику, должно уделяться особое внимание.
Целью данной курсовой работы является изучениевоздействия туризма на платёжный и торговый балансы страны, а также изучение ихвзаимовлияния друг на друга.
Главными задачи курсовой работы являются:
1)        Изучитьструктуру платёжного баланса страны.
2)        Выявитьвлияние туризма на платёжный и торговый баланс страны.
3)        Вычислитьпоказатели туристского баланса Республики Беларусь.
4)        Вычислитьпоказатели туристского баланса отдельных стран мира.
5)        Свестиданные в общий вид при помощи экспертной оценки.
Для реализации поставленных задач в курсовой работебыл использован общенаучный метод исследований (системный анализ, комплексныйподход, программно- целевое планирование) и аналитико-прогнозтический метод (экономико-статистический анализ).
Все выше перечисленные инструменты позволяютнаиболее детально подойти к определению понятия туристский баланс, выявитьособенности формирования и методические проблемы его определения.
В первой главе курсовой работы даётся общееопределение платёжного баланса страны, графически рассматривается егоструктура, рассматривается баланс туристских доходов и расходов страны,выделяются преимущества экспорта по статье «поездки». Вторая глава полностьюпосвящена развитию туризма в Беларуси. Здесь даётся определение туристскомубалансу страны, детально рассматриваются все показатели развития туризма постране, анализируются статистические данные и состояние туризма Беларуси насегодняшний день, делаются прогнозы на будущее. В третьей главе особое вниманиеуделено развитию международного туризма и его влияние на платёжный баланс.Здесь рассмотрено экономическое значение и сущность международного туризма, еговлияние на платёжный и торговый балансы. Для более детального ознакомления былаиспользована классификация стран по группам, составленная Beretje – знаменитымфранцузским учёным в области международного туризма. Данная классификация быладополнена таблицей «Международный туристический оборот и его влияние наплатёжный баланс отдельных стран», которая была составлена при помощиежегодного издания международной статистики туризма, составленной ВТО. Всё этов совокупности дало общее представление о роли международного туризма вотдельных странах мира и в частности в Республике Беларусь.

 
Глава 1. Туризм и платёжный баланс страны
 
1.1 Общая структура платёжного баланса страны
ПередРеспубликой Беларусь стоит масштабная задача — в самое ближайшее времякардинально улучшить условия для ведения бизнеса. Приветствуются любыеинновации в части совершенствования инвестиционного климата, созданияположительного имиджа страны за ее пределами. Хотелось бы акцентироватьвнимание на том, как важно для Беларуси развитие туризма, особенно въездного, икак это отражается на платежном балансе.
Для тогочтобы яснее понимать, почему развитию сферы услуг, и в частности туризму,придается большое значение на государственном уровне, следует остановиться наосновных тенденциях развития платежного баланса Республики Беларусь,наблюдающихся на протяжении последних лет.
Платежныйбаланс включает две основные части. Первая — текущий счет, основу которогоформирует баланс внешней торговли товарами и услугами, вторая — счет операций скапиталом и финансовых операций, отражающий прежде всего приток в экономикустраны и отток из нее иностранных инвестиций (рисунок 1). Для открытойэкономики Республики Беларусь, где объем внешней торговли существенно превышаетобъем ВВП, определяющее значение имеет текущий счет. Итоговый показательплатежного баланса — объем международных резервных активов, или золотовалютныхрезервов страны.

/>
Рисунок 1.
В случаеесли текущий счет отрицателен (чаще всего это происходит, если объем импортапревышает объем экспорта), это превышение может быть профинансировано либоадекватным притоком иностранных инвестиций, либо соответствующим снижениемобъема международных резервных активов.
Объеммеждународных резервных активов Республики Беларусь устойчиво растет. Такимобразом, общий результат платежного баланса в течение ряда лет остаетсяположительным. Вместе с тем структура платежного баланса является неоптимальной, поскольку сальдо текущего счета, как правило, отрицательное (от0,3 млрд. долл. США в 2002 г. до 2,9 млрд. долл. США, по предварительнымданным, за 2007 г.) (рисунок 2).
/>
Рисунок 2.

С учетоммеждународной практики это считается необходимым минимумом, обеспечивающимдолжный уровень экономической безопасности страны и прежде всего — стабильностьнациональной валюты.
Исходя изэтого критерия и фактически сложившегося в 2007 г. объема импорта, РеспубликеБеларусь уже сегодня необходимо было бы иметь величину международных резервныхактивов на уровне 8 млрд. долл. США. Поэтому повышение темпов наращиваниязолотовалютных резервов остается в центре внимания экономической политикигосударства. Основное направление решения этой задачи — обеспечениесбалансированности внешней торговли. Кроме того, увеличению притока иностраннойвалюты в экономику страны будет способствовать активизация привлечения прямыхиностранных инвестиций. Прямые инвестиции не увеличивают объем внешнего долга испособствуют притоку в страну новых технологий, международного опыта управленияи продвижения товаров на мировых рынках, что в условиях глобальной конкуренцииявляется ключевым фактором конкурентоспособности. Принимаемые меры попривлечению прямых инвестиций должны сочетаться с мероприятиями, которые будутспособствовать минимизации отрицательного сальдо внешней торговли товарами иуслугами, а в перспективе позволят обеспечить выход на положительное сальдо.
Фактическина протяжении последних лет сальдо внешней торговли товарами и услугами вРеспублике Беларусь остается отрицательным. Исключение составил 2005 г., когдаво внешней торговле товарами и услугами был отмечен положительный итоговыйрезультат в сумме 341,8 млн. долл. США. Однако данный результат был обусловленспецификой ситуации, сложившейся в момент перехода с 1 января 2005 г. на новыйпорядок взимания НДС в торговле с Россией. В связи с этим субъектыхозяйствования в конце 2004 г. фактически закупали товары в счет 2005 г. Этопривело к росту отрицательного сальдо в 2004 г. Соответственно, в 2005 г. былополучено положительное сальдо. Величина этого фактора оценивается примерно вразмере 500—600 млн. долл. США. Если исключить его влияние, величинаотрицательного сальдо и в 2004 г., и в 2005 г. оставалась в пределах общейтенденции.
Факторы,связанные с высокими темпами экономического роста в стране (увеличениеинвестиционного импорта, рост потребительского спроса на импортные товары,повышение импортной составляющей в производственных затратах), обусловилиотрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Для выхода наустойчивое положительное сальдо внешней торговли товарами и услугамипредпринимаются все меры, но для этого необходимы позитивные сдвиги в составеэкспорта.
Еслипосмотреть на структуру сальдо внешней торговли Республики Беларусь, можноувидеть, что сальдо внешней торговли товарами уже длительное времяотрицательное, в то время как сальдо торговли услугами является положительным(рис 3).
/>
Рисунок 3.
Сальдоторговли услугами компенсирует частично отрицательное сальдо, складывающееся вторговле товарами, как это видно из рисунка 4. А это в свою очередь значит, чтоуспешное развитие экспорта услуг способно выравнивать платёжный баланс.
Недостаточноеразвитие экспорта услуг в Республике Беларусь взаимосвязано с невысокой долейуслуг в общем объёме производства в стране. В совокупности сфера услуг включаетв себя целый ряд важных отраслей: транспорт, связь, торговлю, жилищное икоммунальное хозяйство, культуру, образование, здравоохранение, бытовые услуги,банки, туризм. В Республике Беларусь удельный вес сферы услуг в валовойдобавленной стоимости составил 50,1%, когда в экономически развитых странах этавеличина варьирует в пределах 65-75%.
Ускоренноеразвитие сферы услуг имеет ряд значительных преимуществ. Процесс предоставленияуслуг, как правило, не требует такого количества материальных затрат, скоторыми связано производство товаров. В то же время сфера услуг активнововлекает в процесс производства трудовые ресурсы, содействуя росту занятости,и характеризуется гораздо более высокой долей добавленной стоимости. Так, вРеспублике Беларусь в 2006 г. доля добавленной стоимости в производстве товаровсоставила 33%, 67% общего объема производства товаров — промежуточноепотребление, то есть использование уже произведенных ранее товаров. В сфереуслуг ситуация обратная: 66% — это добавленная стоимость, промежуточное потребление— только 34% (рисунок 4).
/>
Рисунок 4.
Такимобразом, опережающее развитие сферы услуг — это движение к более рациональной иэффективной структуре ВВП и платежного баланса, возможность значительногоувеличения темпов экономического роста. Целевые показатели прогнозасоциально-экономического развития страны ставят задачу увеличения платных услугнаселению на 12%. Экспорт услуг за год необходимо увеличить в полтора раза. Статьи,которые должны обеспечить максимальный темп роста, — транспортные итуристические услуги.[1]
1.2 Баланстуристических доходов и расходов страны
Доходы отмеждународного туризма складываются из расходов иностранных посетителей встране пребывания. Они представляют собой экспортные валютные поступления,формирующиеся в результате потребления нерезидентами туристских услуг и товаровна территории страны-дестинации. Выделяются три источника валютных поступленийот иностранного туризма:
·         экспорт туристских услуг;
·         реализация товаров текущего потребления;
·         реализация товаров будущего потребления.
Экспорттуристских услуг связан с покупкой и потреблением иностранными посетителямиуслуг на предприятиях туристской индустрии. К таким услугам относятся услуги питания,размещения, культурных и развлекательных учреждений, транспорта,санаторно-курортного хозяйства, розничной торговли и другие, необходимые дляудовлетворения потребностей иностранных посетителей в дестинации.
Реализациятоваров текущего потребления включает розничную продажу продуктов питания инапитков, средств гигиены, топлива для автомобилей, других товаровповседневного спроса.
Реализациятоваров будущего потребления опирается на широкий ассортимент — от сувениров доавтомобилей. Наиболее устойчивым источником валютных поступлений отиностранного туризма является реализация туристских услуг и сувенирнойпродукции. Следует оговориться, что продажа товаров текущего потребления такжехарактеризуется постоянством, однако для страны значимее оказание услугрозничной торговли, нежели продажа собственно товаров этой группы, так какмногие из них импортируются. Реализация товаров будущего потребления, какправило, носит недолгосрочный характер. Так, цены на бытовую технику, одежду,подержанные автомобили в странах, поставляющих и принимающих туристов, современем выравниваются из-за мер по ограничению ввоза дешевых товаров, развитияимпортозамещающих производств или изменения валютного курса. Если тенденциятуристского импорта товаров будущего потребления сохраняется в долгосрочномпериоде, это свидетельствует о консервативной модели экономики страны,поставляющей туристов.
Туристскийэкспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным экспортом:
·         товары, покупаемые иностранными посетителями, реализуются врозницу, в то время как обычный экспорт тех же товаров осуществляется по болеенизким оптовым ценам. В результате увеличиваются доходы предприятий розничнойторговли и налоговые поступления в бюджет. Кроме того, отпадает потребность ворганизации транспортировки, складирования, страхования товаров в отличие оторганизации экспортной торговли по традиционной схеме.
·         при традиционном экспорте распространены отсрочку платежей ипоставки в кредит, в то время как иностранные! посетители осуществляют оплатутоваров в форме текущие платежей. Это позволяет ускорить оборачиваемость оборотныхсредств, вложенных в товары, и повысить эффективность га использования;
·         в товарный обмен вовлекаются товары, которые очень низкие объемыреализации в отсутствие туристских миграций, например сувенирная продукция.
·         при туристском экспорте нерезидентам реализуются товары сельскогохозяйства и пищевой промышленности, вовлечение которых во внешнеторговый оборотчасто ограничено низкой транспортабельностью товаров, защитой странами – соседяминациональных рынков сельхозпродукции и продовольствия.
Расходы намеждународный туризм представляют собой затраты резидентов на потреблениетуристских товаров и услуг за рубежом. В экономике международного туризмабольшое внимание уделяется соотношению туристских доходов и расходов. И те идругие учитываются в платёжном балансе стран. Разность между доходами ирасходами представляет собой сальдо туристского баланса. Отрицательное сальдоговорит о пассивном туристском балансе, положительное- об активном.[3]

Глава 2.Туристский баланс Республики Беларусь
 
2.1Туристский баланс: основные понятия и показатели по Беларуси
Туристскийбаланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованныхиностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованныхгражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского балансаположительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный еслиотрицательное — пассивный.
Туристским балансом называют отношение междустоимостью туристских товаров и услуг, реализованных иностранцам в принимающейстране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданами данной страны зарубежом.
Дефициттуристского платежного баланса – превышение валютных расходов страны на поездкиграждан за границу над валютными доходами приема у себя иностранных туристов.
Динамикаразвития национального туристского баланса может считаться одним из индикаторовуровня благосостояния и развития экономики данной страны. Активный туристскийбаланс с преобладанием доходов от туризма над расходами на него формируется подвоздействием следующих социальных факторов:
— наличиеприродных предпосылок и развитой инфраструктуры для развития туризма;
— политическая стабильность;
— дефицитторгового экспорта;
— высокаястепень зависимости национальной экономики от импорта сырья и товаров.
Туризмнередко называют невидимым экспортом. Особенностью этой отрасли является то,что туристские услуги или товары, производимые на экспорт, не вывозятся изстраны; потребитель сам преодолевает расстояние, отделяющее его отинтересующего товара. Туризм предполагает не только экспорт, но и импорттоваров и услуг.
Статья«Поездки» охватывает товары и услуги (питание, размещение,развлечения, осмотр достопримечательностей, экскурсии, подарки, сувениры),которые были приобретены в Республике Беларусь (РБ) приезжими (гражданами РБ зарубежом), если срок их пребывания на территории РБ (за рубежом) не превышаетодного года. К приезжим относятся туристы, которые проводят в стране пребыванияхотя бы одну ночь или более, а также транзитные пассажиры, то есть лица,покидающие страну в течение 24 часов с момента своего прибытия. Поездкиподразделяются на деловые и личные.
Деловыепоездки охватывают поездки лиц, направляющихся за границу для осуществленияразличных видов хозяйственной деятельности. К ним относятся: экипажи судов,делающих в стране кратковременную остановку или задерживающихся с отправлением,государственные служащие, находящиеся в стране по официальным делам, командированныеработники международных организаций, а также персонал компаний, не являющихсярезидентами страны, на территории которой они выполняют свои работы.
Личныепоездки включают поездки лиц, направляющихся в зарубежные страны не для деловыхцелей, а для того, чтобы провести свободное время, в том числе отпуск,участвовать в спортивных и культурных мероприятиях, посетить родственников идрузей, провести паломничество и участвовать в других религиозных обрядах,провести поездки с целью обучения и прохождения курса лечения. К личнымпоездкам также относятся поездки транзитных пассажиров, оказавшихся в даннойстране проездом к месту назначения.
Дляопределения размеров экспорта и импорта услуг по статье «Поездки» вплатежном балансе Республики Беларусь используется расчетный метод, основанныйна том, что стоимость расходов резидентов/нерезидентов определяется какпроизведение затрат, приходящихся на одного выезжающего/въезжающего, на ихколичество.
Численностьвъезжающих и выезжающих определяется, исходя из информации Министерствастатистики и анализа по форме № 1–ПВ «Отчет о численности иностранныхграждан, посетивших Республику Беларусь и граждан Республики Беларусь,выехавших за границу», которая разбивается на следующие виды поездок:служебные, туризм, частные, постоянное место жительства, обслуживающийперсонал, транзит. Граждане, выезжающие (въезжающие) из РБ (в РБ) на постоянноеместо жительства (ПМЖ), в соответствии с международным руководством посоставлению платежного баланса, не являются туристами. Их численность изсуммарной численности выехавших/въехавших исключается.
Для болееточного расчета вводятся дополнительные категории выехавших/въехавших попродолжительности пребывания: собственно поездки, однодневные поездки икраткосрочные поездки. Удельный вес поездок по продолжительности в общем объемепоездок определяется экспертным путем специалистами Управления платежногобаланса.
Для расчетастоимости расходов резидентов Республики Беларусь, выезжающих за рубеж сослужебными целями (включая обслуживающий персонал), используются нормативысуточных и предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения всутки, на основе сведений Министерства финансов Республики Беларусь «Нормыоплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу».
Для расчетастоимости доходов от посещения Республики Беларусь нерезидентами со служебнымицелями (включая обслуживающий персонал) используются нормативы расходовсуточных и предельные нормы расходов по найму жилого помещения на основеинформации о лимитах командировочных расходов, полученной в результате обменаинформацией с различными странами.
Длятуристических поездок нормативы расходов и сроки пребывания туристов вРеспублике Беларусь и белорусских граждан за границей определяются, как на основеданных сборника Министерства статистики и анализа «О развитии туризма,деятельности туристских организаций, средствах размещения туристов и другихлиц», так и экспертным путем на основе информации о стоимоституристических путевок.
По частнымпоездкам нерезидентов в Республике Беларусь и резидентов Республики Беларусь зарубежом нормативы расходов и сроки пребывания устанавливаются экспертным путем.По частным однодневным поездкам устанавливаются минимальные нормативы,включающие расходы на питание.
Длятранзитных поездок экспертным путем устанавливаются минимальные нормативы,включающие расходы на питание.
По всемвидам поездок экспертным путем устанавливаются дополнительные нормы расходов наразличного рода единовременные покупки (подарки и сувениры), которые зависят оттипа поездок.
Потокииностранной валюты, связанные с международным туризмом, учитываются в платежномбалансе в составе статьи «поездки», входящей в счет текущих операций.По ней отражаются расходы иностранных граждан, посещающих Беларусь, и расходыграждан Республики Беларусь во время зарубежных поездок. При этом статьяразделяется на деловые и личные поездки. Деловые представляют собой расходы наслужебные поездки, поездки обслуживающего персонала и расходы граждан,приехавших с целью временного трудоустройства. Личные поездки включают в себязатраты на туристические, частные и транзитные поездки.[4]
Соотношениеделовых и личных поездок по экспорту практически сохраняется в соотношении 40%к 60% в пользу личных поездок. Основную долю импорта (79,3% за 2007 г.)занимают расходы на личные поездки.
В целомприток средств от приезжающих в страну зарубежных гостей по статье«поездки» составил в 2006 г. 11,5% от всего объема экспорта услугРеспублики Беларусь (около 8,6% — в 2007 г.), или 278 млн. долл. США — вг. и280 млн. долл. США — в 2006г. Всего экспорт по данной статье за 2000 — 2007 гг.составил1,9 млрд. долл. США (рисунок 5)
/>
При этомнаши граждане гораздо больше средств расходуют на поездки в зарубежные страны,чем иностранные гости ввозят в Беларусь, что связано с достаточно высокойпопулярностью выездного туризма и низким развитием въездного. По даннымМинистерства статистики и анализа, за 2006 г. в страну въехали 89,5 тысячтуристов том числе из государств СНГ — 26,7 тыс.), выехали с туристическимицелями 525,4 тыс. белорусских граждан. За 2007 г. въехали 105.4 тыс. человек (втом числе из СНГ — 38,9 тыс.), выехали— 516.8 тыс. человек. По предварительнымданным платежного баланса за январь— сентябрь 2007 г., средние затраты за однупоездку, понесенные иностранным туристом в Республике Беларусь составили 173$,в то время как средние затраты белорусского туриста за границей составили 254$США.
В 2008 годупо статье «поездки» импорт достиг 672 млн. долларов. Всего за период с 2000 по2008 год импорт по статье «поездки» составил 3,7 млрд. долларов. В итоге постатье поездки за 8 лет сформировался отрицательный итог в размере 21,7млрд.долларов., которые ушли за пределы страны.
Такимобразом, улучшение характеристик платежного баланса в части международнойторговли туристическими услугами предполагает, с одной стороны, развитиевъездного туризма, что позволит повысить приток в страну иностранной валюты. Сдругой стороны, улучшению платежного баланса будет способствовать такжеразвитие туристических услуг, ориентированных на внутренний рынок. Это позволитсократить количество зарубежных поездок с туристическими целями и тем самымуменьшить отток валюты из страны по статье «поездки».
В этойсвязи расширение рынка туристических услуг и повышение их качества являетсязначимой мерой по стабилизации платежного баланса.[1]
2.2Статистика туристских потоков и состояние туризма Республики Беларусь
Туризманализируется, планируется и прогнозируется на основе статистических данных.Без сведений о структуре туристских потоков невозможно получить представление орынке сбыта услуг туристской дестинации. Статистика туристских потоков являетсяосновой для анализа состояния и обоснования планов развития туристскогокомплекса дестинации, территориальной рекреационной системы или хозяйственногомеханизма туристской отрасли. В Беларуси основными индикаторами развитиятуризма, публикуемыми в статистических сборниках, являются:
·         Экспорт и импорт по статье «Поездки» — по данным Национальногобанка Республики Беларусь;
·         Въезд в Республику Беларусь иностранных граждан и выезд за границуграждан Республики Беларусь с целью туризма, частной или служебной поездки — поданным Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь;
·         Число гостиниц и аналогичных средств размещения;
·         Численность работников, занятых в отрасли отдыха и туризма;
·         Платные услуги населению по статьям «Туристско-экскурсионные»,«Санаторно-оздоровительные», «Услуги гостиниц и аналогичных средствразмещения».
Существуюти другие показатели, характеризующие развитие туризма в Беларуси. Так,статистику туристских потоков отражают данные о численности принятыхиностранных туристов и численности собственных граждан, отправленных за рубежорганизаторами туристской деятельности; о распределении таких туристов постранам мира; о численности лиц, размещенных в коллективных средствахразмещения (таблица 6).[3]
Таблица 6-Индикаторы развития туризма
Комитетстатистики   2000 2005 2006 2007 2008 Численность иностранных граждан, прибывших в Республику Беларусь1), тыс. человек 2029,8 4737,8 5275,6 5282,6 5262,0
Численность граждан Республики
Беларусь, выехавших за границу1),
тыс. человек 4747,2 6596,3 6811,1 7511,9 6322,7
Экспорт и импорт услуг по статье
«поездки», млн. долл. США           экспорт – всего 93,2 253,1 286,3 324,6 365,3  в том числе по странам:            СНГ 77,9 125,6 149,3 180,1 205,8  вне СНГ 15,3 127,5 137,0 144,5 159,5 импорт – всего 216,2 447,6 586,4 606,0 672,4  в том числе по странам:            СНГ 98,1 194,8 268,9 267,8 311,9  вне СНГ 118,1 252,8 317,5 338,2 360,5 Число гостиниц и аналогичных средств размещения 256 279 284 303 312
Число санаторно-курортных,
оздоровительных организаций и
других специализированных средств размещения 318 321 303 311 315
Численность работников, занятых в сферах деятельности
(в среднем за год), тыс. человек           отдых и туризм 13,1 9,1 8,2 8,5 9,1 физическая культура и спорт 19,3 23,2 24,2 25,5 25,5 культура 65,7 71,0 72,2 74,2 77,7 искусство 14,5 11,6 11,7 12,7 13,7
Платные услуги населению
(в фактически действовавших ценах), млрд. руб. 632,6 6776,2 8307,2 9988,2 12607,6 из них:           туристско-экскурсионные 7,8 36,4 125,6 183,4 330,3 санаторно-оздоровительные 48,0 266,2 246,4 326,0 421,9
услуги гостиниц и аналогичных
средств размещения 13,5 87,0 113,8 132,2 188,1
услуги физической культуры и
спорта 3,0 38,3 50,5 68,8 103,2 услуги культуры 12,9 87,1 103,2 130,9 164,5 Индексы потребительских цен на отдельные виды платных услуг населению в сфере культуры, туризма и отдыха (в процентах к декабрю предыдущего года)          
туристические и экскурсионные
услуги 281,3 106,5 118,0 109,2 117,7
санаторно-оздоровительные
услуги 288,0 110,6 110,6 118,7 127,3 услуги физической культуры и спорта … 109,3 113,3 109,1 113,5 услуги культуры 291,2 107,7 105,2 104,3 103,5
Начисленная среднемесячная
заработная плата работников
организаций отдыха и туризма,
физической культуры и спорта,
культуры и искусства, тыс. рублей           отдых и туризм 51,0 309,2 394,8 464,2 590,1 физическая культура и спорт 49,3 507,3 679,9 787,0 973,9 культура 38,5 372,3 462,9 535,1 632,8 искусство 40,5 403,2 501,1 577,0 693,6
Основные туристические ресурсы
(число)           музеи 134 139 144 148 151 профессиональные театры 27 28 29 29 28 заповедники 2 2 2 2 2 национальные парки 4 4 4 4 4
физкультурно-спортивные
сооружения 23228 22073 22076 25470 25686 Тираж книг и брошюр, млн. экз. 61,6 40,3 52,0 49,8 55,4
издано книг на 1 000 человек
населения, экз. 6160 4121 5345 5131 5721
Библиотечный фонд публичных
библиотек, млн. экз. 77,6 71,8 71,1 70,4 71,0 на 1 000 человек населения, экз. 7771 7360 7316 7268 7336
Составленопо источнику [5]
1) Поданным Госпогранкомитета Республики Беларусь. Без учета прибывших и выехавшихна
постоянноеместо жительства.
Статистикатуристских потоков, которая ведется и публикуется в Беларуси, не дает полногопредставления о туристских рынках Беларуси как дестинации. Как ранееотмечалось, данные Государственного комитета пограничных войск РеспубликиБеларусь о въезде и выезде посетителей с целями туризма, частной и служебнойпоездки не учитывают туристского потока по направлению Беларусь—Россия,поскольку на границе с Российской Федерацией отсутствует пограничный контроль.По оценкам экспертов, международный поток туристов по данному направлениюсопоставим с общим потоком туристов в южных направлениях.
Болеедетальная картина вырисовывается по организованному туризму, осуществляемомучерез туристские фирмы. Публикуемая статистика достаточна для анализа рынкатуристской отрасли, но не подходит для исследования дестинаций. Последниепосещаются не только туристами, пребывание которых организовано туристскимифирмами, но и неорганизованными туристами, причем современный туризмхарактеризуется опережающим ростом неорганизованных индивидуальных путешествий.Рынок дестинаций в большей мере отражает статистика обслуживания в коллективныхсредствах размещения, к которым тяготеют обе категории туристов. В публикуемыхстатистических материалах содержатся сведения о количестве обслуженных иразмещенных лиц в гостиничном секторе. Однако важнейшим недостатком являетсяотсутствие показателей, характеризующих объемы туристского обслуживания:количество реализованных туродней в туристской отрасли и количество ночлегов(ночевок) в гостиничном хозяйстве Беларуси.
Впубликуемой белорусской статистике туризма нет обобщения данных по туристскимрегионам (туристским зонам или районам). Статистика туристских потоков вразрезе административных областей малопригодна для практического анализа,поскольку каждая область сама по себе не обладает таким свойством дестинации,как целостный турпродукт. Данный тезис подтверждают следующие примеры.
Мир иНесвиж входят в один туристский район, который представляет собой единуюдестинацию. Но Несвиж находится в Минской области, а Мир — в Гродненской. Минскв статистике рассматривается вне Минской области, а Гомель и другие областныецентры включены в общеобластную статистику, что не позволяет делать объективныесравнения Минской области с другими областями.
Вадминистративных областях можно выделить регионы, состоящие из несколькихрайонов, которые в туристском отношении слабо вписываются в областнойтурпродукт из-за периферийного положения. Житковичский район с национальнымпарком «Припятский» расположен на западе Гомельской области. Он формирует частьтуристского продукта Центрального Полесья, где доминирует Пинск. Ошмянский,Сморгонский и Островецкий районы, относящиеся к Гродненской области, большетяготеют к Минской области. Витебск, Орту и Могилев объективно легче связать вединый тур-продукт, чем Витебск, Полоцк, Браслав, из-за особенностейтранспортных коммуникаций.
Дляулучшения статистической информации о состоянии развития туризма в Беларусинеобходимо в первую очередь публиковать, обобщать и анализировать данные околичестве и структуре ночлегов в средствах размещения. Для формированияпрактически полезного информационно-статистического массива целесообразно вестистатистику туристских потоков и туристской индустрии по административнымрайонам и туристским зонам, на которые разделена территория Беларуси.[3]
Развитиетуризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий иресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы.Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризмаресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Срединих:
· близостьк Западной Европе, Скандинавии — туристскому рынку с очень высоким финансовымпотенциалом;
· соседствосо странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитиютрансграничного туризма;
· древняя ибогатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую,культурную, архитектурную значимость);
· богатыйприродный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовыйлес — Беловежскую пущу и т.д.
ВРеспублике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные переменыв области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельныхгостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлениюсуществующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанныммировым стандартам.
Посостоянию на 1 января 2008 года в республике насчитывается 312 средствразмещения (гостиницы, мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость превышает26 тыс. мест. Количество работающих в данной сфере составляет около 9.1 тыс.человек.
Гостиницынаходятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях,существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся вчастной собственности, составляет 78 единицу, или 25% от их общего числа. Темне менее, в них было размещено 38% всех проживающих, а выручка от размещенияпревысила 45% от общего объема. Это связано с тем, что частные средстваразмещения находятся, в основном, в крупных городах, то есть там, где этоприносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множествогостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать иболее высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекаетиностранных граждан.
Общаяпроблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии ихклассификации. Многие из них не имеют даже класса «однозвездочная».
Хотя вгостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, определяющеезначение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевкиограниченного числа представителей стран — России, Германии, Польши, Италии,Литвы, Великобритании, Латвии, США.
Питаниежителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3тыс. объектов общественного питания, расположенных в общедоступной сети.
Учитываяважное географическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитиюпридорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируютсвыше 400 кафе, ресторанов, баров.
Актуальнымявляется и развитие сети организаций быстрого питания, позволяющих приотносительно небольших материальных затратах решить проблему предоставленияуслуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. Вреспублике насчитывается 1,8 тыс. организаций быстрого питания.
Важнейшимэлементом туристского бизнеса являются туристские организации, организующие иобеспечивающие прием иностранных туристов. Число таких организаций в настоящеевремя невелико. Требуется проведение государственной политики по их поддержке иразвитию.
Такимобразом, в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база дляобслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, нотребует больших затрат на ее обновление и совершенствование. Основныепоказатели деятельности туристических организаций за 2000-2008 годы (данныеМинистерства статистики) представлены в таблице 7.
Таблица 7 — Показатели деятельности туристических организаций [5].Год Число организаций, оказывающих туристские услуги Численность работающих в сфере туризма, человек Принято иностранных туристов, человек Отправлено туристов за рубеж, человек 2000 415 4095 60224 1289034 2005 402 4004 90811 572398 2006 434 3072 89524 525430 2007 463 2346 105410 516796 2008 577 2721 91587 380349
Такимобразом, за 2000-2008 годы количество иностранных туристов, посетившихРеспублику Беларусь, увеличилось на 31363 человека к уровню 2000 года, чтосоответствует 152 % роста; а количество граждан, выехавших за рубеж стуристскими целями, уменьшилось на 908685 человека к уровню 2000 года.
Платежныйбаланс Республики Беларусь по услугам и статье «поездки» в разрезеделовых и личных поездок представлен в таблице 8

Таблица 8 — Доля туристских услуг в экспорте-импорте услугСтатьи платежного баланса 2000 год 2005год 2006 год 2007 год 2008 год Экспорт /> /> /> /> /> Поездки — всего, в том числе: 93,2 253,1 286,3 324,6 365,3 Деловые 28,1 75,9 85,9 107,8 112,2 Личные 65,1 177,1 200,1 216,8 253,1 Импорт /> /> /> /> /> Поездки — всего, в том числе: 243,2 447,6 586,4 606 672,4 Деловые 103,7 64,2 100,6 114,2 117,3 Личные 139,5 383,4 485,8 491,8 555,1 Сальдо /> /> /> /> /> Поездки, всего -123 -194,5 -300,1 -281,4 -307,1
Cоставленопо источнику [5]
Как видно изтаблицы 8, импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя,таким образом, отрицательное сальдо.
Такоеположение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного ивыездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает вреспублику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияютдругие, более существенные факторы.
Во-первых,ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемыфинансовых средств не попадают под учет, в частности под учетэкспортно-импортных операций.
Во-вторых,существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связис чем необходимо совершенствование системы учета в туризме.
Анализосновных тенденций конъюнктуры внешних рынков и их влияние на определениеприоритетов отрасли можно проследить через структуру туристского потока вРеспублику Беларусь (таблица 9). Таблица 9 показывает основные рынки экспортатуристских услуг. Однако необходимо учитывать, что эти данные включают толькоорганизованных туристов, сюда не входят лица, посещающие Беларусь в личных иделовых целях. Иными словами, эти данные не полностью отражают структуру рынковпо въезду в Беларусь. Для более полной картины необходимы сведения опересечении государственной границы, а также целей путешествий.
Таблица 9 — Структура туристического потока/> /> Количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, по годам /> № Наименование страны 2000 2005 2006 2007 2008 1 Польша 13464 11755 11028 10287 5563 2 Россия 11257 9929 7343 6801 11681 3 Латвия 6364 7603 6359 7665 4978 4 Великобритания 6197 8915 9117 3282 5222 5 Германия 5669 4952 6147 7067 8542 6 Израиль 3723 882 1119 755 2515 7 США 2881 4768 2855 3376 5518 8 Литва 1949 2744 6734 7458 5317 9 Италия 1463 1642 2067 4225 4533 10 Кипр 1101 1375 1258 2602 1179 11 Эстония 953 572 268 727 840 12 Австрия 534 598 733 593 723
Cоставленопо источнику [5]
Проанализировавданные таблицы 9 о структуре туристского потока, можно сказать, чтоприоритетными для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страныПрибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.
Необходимоотметить, что основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма вРеспублику Беларусь, в настоящее время являются:
· образРеспублики Беларусь как страны, проблематичной для туризма, создаваемыйотдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
·действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств,безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездноготуризма в Республику Беларусь;
·неразвитая туристская инфраструктура, износ существующей материальной базы,малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (двух-,трехзвездочных) с современным уровнем комфорта;
·отсутствие практики создания субъектами хозяйствования Республики Беларусьблагоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и инуютуристскую инфраструктуру;
·практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламытуристских возможностей страны за рубежом;
· невысокоекачество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкогоуровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, втом числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристскихсредств размещения через систему социального страхования;
·несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.[6]

 
Глава 3.Международный туризм
 
3.1 Экономическоезначение международного туризма и его влияние на платёжный баланс
Вмеждународном туристском обмене имеет часто продажа туристского продукта вформе комплексного пакета услуг инклюзив -тура, включающего проезд к местуотдыха и обратно ночлег и услуги по программе поездки, реализуемые по единойцене, которая ниже совокупности розничных цен на отдельные услуги, посколькутуроператоры приобретают их по оптовым ценам или со скидками. Однако. оптовыецены на туристские услуги входящие в инклюзив-туры, как правило, выгодное какпроизводителю, так и потребителю, они ниже экспортно-импортных поскольку невключают расходов на транспорт, страхование, оплату таможенных сборов и др.Поэтому международный туризм считается эффективной формой экспорта, которыйреализуется на территории страны во всех местах обслуживания интуристов приреализации основных (размещение, питание, транспортные поездки) идополнительных услуг (курортное лечен экскурсии, спортивно-туристские ирекреационные занятия) которые необходимы для туристского потребления. Приобычных формах экспорта многие из этих товаров не имеют шанса реализации навнешних рынках, либо могут быть реализованы по более низким, чем розничные,оптовым ценам с оплатой в кредит. Туристское обслуживание иностранных туристов(туристов и экскурсантов) признается эффективной статьёй валютных поступлений,что позволяет многим специалистам считать эту сферу деятельности эффективнойдля экономики страны. Экономическая эффективность международного туризмасвязана прежде всего с поступлениями валюты, что улучшает платежный баланс, аэто способствует активизации экономики как отдельных районов, так и целыхстран. При отрицательном платежном балансе страны, доходы от международноготуризма, находящиеся в оперативном распоряжении в отличие от кредитуемых. формтрадиционного экспорта, могут служить важным источником стабилизации платёжногобаланса. Страны, располагающие значительными туристско-рекреационнымиресурсами, выгодным транспортно-географическим положением по отношению косновным центрам спроса, могут рассчитывать на приток инвестиций в туристскийсектор, обеспечивающий быстрый оборот капитала и получение прибыли. Однако,развитие туристской инфраструктуры, производство и реклама услуг, подготовкакадров, отличаются большой капиталоёмкость, что в условиях слаборазвитойэкономики требует значительного импорта оборудования, товаров, капитала. Вдальнейшем это приводит к значительному оттоку валютных поступлений за границуи снижает доходы с международного туризма. В связи с этим необходимо системныйанализ и учёт всех норм туристического оборота в целях определения его влиянияна экономику страны и платёжный баланс.[7]
Изучениевопросов, связанных с экономическим значением международного туризма, в странахприобретает особую актуальность. В настоящее время государства стоят во-первых,перед, выбором экспортной специализации, во-вторых перед необходимостьюреорганизации малорентабельных традиционных отраслей производства, ориентациина новые виды продукции на экспорт, а также на новые виды деятельности вобласти услуг и международной торговли. В то же время большинствоисследователей, занимающихся проблемами международного туризма отмечают высокоюрентабельность приема иностранных туристов и указывают на большие выгоды,вытекающие из ориентации на развитие народного хозяйства в направлениитуристской международной специализации по сравнению со специализацией втрадиционном экспорте.
Производствотуристских товаров и услуг особенно необходимо для стран, находящихся в стадииразвития рыночных отношений. Эти страны обладают более дешевой рабочей силой,имеют относительно низкие цены на продукты питания, могут развиватьпроизводство товаров и услуг при минимальных потребностях в импорте Активизациятуризма актуальна для стран с недостаточным поступлением валютных средств. Врезультате затрат иностранных туристов туристский сектор по сравнению с другимиотраслями быстрее поставляет валюту.
Экономическоезначение международного туризма можно оценить как путем анализа его функций вхозяйственном комплексе страны, так и с помощью изучения влияния туристскихпоступлений и расходов на национальный платежный баланс стран.
Анализэкономических показателей доли туристских поступлений в ВВП и в объеме экспортавыявляет изменение функций туризма в хозяйственном комплексе страны.
Оценкавлияния международного туризма на экономику страны сводится к взаимосвязямсальдо туристского обмена и общего платежного баланса, которые находятотражение в статье продаж и покупок международных услуг. Общий размер этихпоступлений и платежей влияет на торговый баланс страны. Место и рольпоступлений и расходов на международный туризм отражает величина сальдотуристского баланса и его влияние на общий торговый и платежный балансы.[2]
3.2Туристский баланс: основные показатели по странам мира
Заинтересованностьвсех стран в развитии международного туризма объясняется теми же самымимотивами, что и интерес к развитию внешней торговли. Движение туристов,пересекающих границу страны, сопровождается платежами в иностранной валюте,подобно тому как это имеет место и при движении товаров и услуг. Поэтому каждаястрана, которая должна импортировать товары и услуги вследствие низкого уровняхозяйственного развития либо необеспеченности природных ресурсов, стараетсяразвить экспорт туристских услуг, которые дополняют в этом случае традиционныйэкспорт товаров и услуг. Этих принципов придерживаются прежде всего страны сменее развитой экономикой.
Поступленияи затраты в связи с продажей или покупкой туристских услуг отдельными странаминаходят отражение в статье продаж и покупок иностранных услуг в общем платежномбалансе страны. В разных странах общий размер этих поступлений и платежей посравнению с другими статьями, а также поступлениями и расходами потоварообороту (торговый баланс) в разных странах различен.
На основемеждународной статистики можно довольно точно определить, какое место занимаютпоступления и затраты на международную торговлю туристскими услугами вплатежных балансах отдельных стран.
В целомможно сказать, что влияние сальдо туристского баланса (Тур Б) на сальдо торговогобаланса (Торг Б) может быть различным.
1.      ЕслиТорг Б > 0 и Тур Б > 0, тогда ПБ (платежный баланс) > 0.
Сальдоторгового баланса, а также туристского баланса положительны. В этом случаеторговый баланс просто улучшает платежный баланс (ПБ).
2.      ЕслиТорг Б > 0, а Тур Б Тур Б, тогда ПБ >0.
Сальдотуристского баланса отрицательно, но в абсолютном выражении меньшеположительного сальдо торгового баланса. В таком случае влияние туристскогодвижения отрицательное, хотя сальдо текущих операций платежного балансаостается положительным.
3.      ПриТорг Б 0, а (Торг Б 0.
Это редковстречающаяся ситуация: положительное сальдо туристского баланса в абсолютномвыражении больше отрицательного сальдо товарооборота.
4.      ПриТорг Б 0 и при (Торг Б > Тур Б) ПБ будет
Положительноесальдо туристского баланса смягчает отрицательное сальдо торгового баланса, носальдо текущих расчетов платежного баланса остается отрицательным.
5.      ЕслиТорг Б
Отрицательноесальдо торгового баланса увеличивается в результате отрицательного сальдотуристского баланса.
6.      КогдаТорг Б > 0, Тур Б
В этойситуации отрицательное сальдо туристского баланса в абсолютных числах большеположительного сальдо торгового баланса.
В целомможно сказать, что страна, богатая натуральными ресурсами и развитая впромышленном отношении, будет иметь положительное сальдо торгового баланса иотрицательное сальдо туристского баланса. Это характерная черта стран, лежащихв северном поясе. Вполне понятно, что могут иметь место отступления от этогообщего правила, поскольку различны природные ресурсы, различно их размещение.Кроме того, нужно учесть, что хозяйственное развитие стран этого пояса началосьв разное время.
Взаимосвязьсальдо туристического обмена и общего платёжного баланса находятся в статьепродаж и покупок международных услуг. Общий размер этих поступлений и платежейвлияет на торговый баланс страны. Место и роль поступлений и расходов намеждународный туризм отражает величина сальдо туристского баланса и его влияниена общий торговый и платёжный балансы. Эти взаимосвязи можно свести кнескольким характерным типам, которые можно выразить также графически.[8]
/> />
Таблица10-Модели влияния сальдо туристского баланса(ВТ) наторговый баланс (ВН) и общий платёжный баланс (ВР).
Составленоавтором по источнику [7]
Таблица11-Международный туристский оборот и его влияние на платёжный баланс отдельныхстран.2008 годСтраны посту пления от междунар одного туризма расходы на междунар одный туризм сальдо туристсого баланса (ВТ) [2-3] объём годового экспорта объём годового импорта сальдо платёжного баланса (ВР) [5-6] сальдо торгового баланса (ВН) [7-4] доля поступлений от туризма в объёме экспорта % [2/5] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Группа 1 Таиланд 38560 12240 26320 256000 176000 80000 53680 15,1 Китай 31584 6316 25268 1217585 956257 261328 236060 2,6 Италия 28263 17589 10674 529909 509898 20011 9337 5,3 Ирландия 3840 3372 468 122630 85619 37011 36543 3,1 Группа 2 Дания 9294 10995 -1701 102847 98821 4026 5727 9,0 Германия 30391 84388 -53997 1329053 1059643 269410 323407 2,3 Норвегия 3448 7971 -4523 137998 79762 58236 62759 2,5 Финляндия 2496 3120 -624 90091 81757 8334 8958 2,8 Швеция 7083 11468 -4385 169153 151351 17802 22187 4,2 Группа 3 Аргентина 8641 20130 -11489 44707 55779 -11072 417 19,3 Группа 4 Беларусь 365 672 -307 32902 39483 -6581 -6274 1,1 Великобритания 32469 66483 -34014 468700 645700 -177000 -142986 6,9 Исландия 390 625 -235 406000 410000 -4000 -3765 0,09 «руппа 5 Австрия 12025 9933 2092 156134 156650 -516 -2608 7,7 Болгария 1399 657 742 18575 30086 -11511 -12253 7,5 Египет 3559 1197 2362 14330 24100 -9770 -12132 24,8 Израиль 2694 2224 470 54065 59039 -4974 -5444 5,0 Турция 8012 1778 6234 106851 168527 -61676 -67910 7,5 Группа 6 Франция 51285 20580 30705 606890 591600 15290 -15415 8,5 Швейцария 57230 23515 33715 164797 151351 13446 -20269 34,7
Составленопо источнику [9].
В первуюгруппу входят страны с положительным сальдо туристского (BT>0) и торговогобаланса (ВН>0), при которых формируется положительное сальдо туристского иторгового баланса, при которых формируется положительное сальдо платёжногобаланса (ВР>0). Международный туристский оборот при этом увеличиваетположительное сальдо торгового баланса, при этом улучшая общий платёжный балансстраны. Группа таких стран немногочисленна и состав таких стран постояннопеременен. На период 2008 года в первую группу относятся такие страны какТайланд, Китай, Италия, Ирландия.
До 2000года в эту группу стран входили ещё Дания, Малайзия и Индонезия.
Второй типобразуют страны, где отрицательное сальдо туристского баланса (BT0),что несколько уменьшает положительное сальдо торгового баланса, оставляя общийплатёжный баланс активным (ВР>0), из-за значительных доходов от экспортатоваров и услуг. В этой группе стабильные позиции занимают ведущиеиндустриально развитые страны с высокими расходами страны на международныйтуризм, а также отдельно развивающиеся страны, имеющие значительные валютныедоходы от экспорта сырья. Это Норвегия, Германия, Финляндия, Швеция, Дания.
В третьейгруппе, при отрицательном сальдо туристского баланса (BT0),международный туризм «поглащает» положительное сальдо торгового баланса иформирует отрицательное сальдо общего платёжного баланса (ВР
Четвёртуюгруппу образуют страны с отрицательным сальдо как туристского баланса(BT
В пятуюгруппу входят страны с положительным туристским балансом (BT>0) иотрицательным торговым балансом (ВН
В шестойгруппе может наблюдаться редко встречающаяся ситуация, когда положительное сальдотуристского баланса (BT>0) в абсолютном выражении больше отрицательногосальдо торгового баланса (ВН0). Такая ситуация, когда доходы от международноготуризма не только компенсирует отрицательное сальдо торгового обмена, но исоздаёт активный платёжный баланс встречается во Франции и Швейцарии.Международный туризм в данном случае выполняет важную функцию выравниванияплатежного баланса, обеспечивая устойчивое положение страны на внешнем рынкетоваров и услуг.[7]

 
Заключение
В курсовой работе было рассмотрено понятиетуристского баланса: общие его определение, особенности его изучения и методикаформирования, его влияние на торговый и общий платёжный баланс. Для боледетального изучения данной темы, курсовая работа была разделена на несколькоглав, каждая из которой была направлена на изучение конкретного вопроса.
В первой главе была рассмотрена общая структураплатёжного баланса. Изучение платёжного баланса является необходимым инструментом,чтобы наиболее конкретно понять сущность туристского баланса. Если быть точнее,то туризм как отрасль народного хозяйства находит своё отражение в статье«услуги», которая с другими составляющими (товары, доходы, трансферты)формирует счёт текущих операций платёжного баланса, именно поэтому туристскийбаланс влияет на платёжный баланс. В результате можно сделать вывод, чтовысокие темпы развития туризма могут не только положительно повлиять наплатёжный и торговый баланс страны и экономики в целом, но и даже выровнять ихпоказатели при отрицательном их выражении.
Вторая глава акцентирует своё внимание на туристскийбаланс Республики Беларусь. При изучении этого раздела были использованыстатистические данные Национального комитета статистики Республики Беларусь. Врезультате изучения данного вопроса, было охарактеризовано состояние туризмаРеспублики Беларусь на сегодняшний день и составлены прогнозы на будущее. Поитогу были сделаны нижеперечисленные выводы.
В Республике Беларусь необходимо сформировать иразвивать высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс,обеспечивающий, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворенияпотребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристскихуслугах, а с другой — значительный вклад в развитие экономики страны (налоговыепоступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочихмест, сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия иприродного потенциала).
Необходимо уделить внимание следующим направлениям:
· формирование имиджа Беларуси как привлекательноготуристского объекта;
· формирование национального туристического продуктаи обеспечение его качества в соответствии с мировым уровнем;
· комплексное развитие туризма на основе поддержки ивыбора оптимальных методов государственного регулирования отрасли.
В соответствии с данными направлениями следуетсосредоточить внимание на первоочередных задачах:
· обеспечение системы новых подходовгосударственного регулирования в туризме, отвечающих изменившимсясоциально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществлениятуристской деятельности;
· усиление роли государства в управлении туристскойотраслью, через уполномоченный республиканский орган государственногоуправления;
· совершенствование нормативной правовой базыразвития туризма, механизма государственного регулирования в этой сфере;
· принятие мер по кадровому, научно-методическому,рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли;
· развитие инфраструктуры туризма, разработкакомплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизациистроительства новых объектов;
· продвижение белорусского продукта на мировой рыноктуристских услуг;
· обеспечение развития малого предпринимательства,развитие объектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятостинаселения в области туризма и обслуживающей сфере;
· создание условий для инвестирования и других формфинансирования, кредитования субъектов отрасли.
Выполнение данной программы внесет значительныйвклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Главныйсоциальный эффект — в создании благоприятных условий для обеспеченияиностранных граждан и граждан Республики Беларусь туристскими услугами. Этобудет достигнуто за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета,укрепления материальной базы туризма, потока инвестиций, увеличения числарабочих мест, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистовдля работы в индустрии туризма.
Разработанные мероприятия будут способствоватьдальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа,приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродуктасферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.
Третья глава охватывает вопрос, касающийся развитиямеждународного туризма. На основе таблицы и графических показателейсоставленных по Пирожнику И.И, было отражено влияние туризма на платёжный иторговый баланс отдельных стран мира. На основе полученных данных можно сделатьследующие выводы:
1.        Туризмкак отрасль народного хозяйства может выровнять показатели платёжного иторгового баланса, и тем самым положительно сказаться на экономику страны вцелом, сформировавши при этом хороший имидж страны
2.        Туризм,так же в свою очередь может и негативно повлиять на торговый и платёжный балансстраны. Это бывает в том случае, когда отрицательное сальдо туристскогобаланса, намного превышает сальдо торгового баланса, тем самым приноситогромный урон общему платёжному балансу страны.
3.        Туристский,торговый и платёжный баланс тесно взаимосвязаны, поэтому изучать их поотдельности нельзя. И в случае проведения политики повышения платёжеспособностистраны, необходимо будет в первую очередь найти причины увеличения отрицательноготуристского и торгового сальдо.
Туризм во многих странах мира является одним изприоритетнейших отраслей народного хозяйства. Это обусловлено тем, что туризмявляется одной из быстроразвивающихся отраслей экономики, тем более вложенныесредства в туризм достаточно быстро «возвращаются», по сравнению с многимидругими отраслями экономики. Главной отличительной чертой туризма от другихявляется то, что при экспорте услуг, потребитель сам приезжает в страну запотреблением этой услуги, когда в других отраслях экономики экспортёрпоставляет свои товары по месту, где необходимо её потребление. Поэтому туризмсегодня – это наиболее перспективная отрасль экономики.

 
Списокиспользуемой литературы
 
1.Банковский вестник, апрель2008г., выступление первого заместителя Председателя Правления НБРБ Алымова Ю.А2. Белорусский журналмеждународного права и международных отношений 2003 — № 4., международныеэкономические отношения. Международный туристский оборот и его влияние на платежныйбаланс в странах Центральной и Восточной Европы., Ольга Мечковская3.Геоэкономикатуризма., Тарасёнок А.И., Мн 20084. Сайт НБ РБ.Методологические подходы. Счет текущих операций. Методика составления статьи»Поездки" раздела «Услуги» Платежного баланса РеспубликиБеларусь5. Статистическийсборник., Туризм и туристские ресурсы РБ, Национальный статистический комитетРБ 2009.6.Собственнаяразработка.7.Международныйтуризм в народном хозяйстве., Пирожник И.И, Мн 19968.Туризм внародном хозяйстве., Ян Гезгала., М 19749.Yearbook ofTourism Statistics 2009.UNWTO


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.