Реферат по предмету "Иностранный язык"


Риторический портрет современного политика

ПЕНЗЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
КАФЕДРАРОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
КУРСОВАЯРАБОТА
Риторическийпортрет современного политика
Выполнил — студентгруппы 08ЕЛ1
Р.В. Гурэу
Проверил
Л.Н. Авдонина
Пенза2009г.

Содержание
Введение
1. Теоретическиеизучение риторического портрета современного политика
1.1 Особенностисовременной политической коммуникации
1.2 Политическийдискурс, его стратегии и тактики
1.3 Отличиеполитической речи от обычной
1.4 Об имидже
1.5 Жанр публичнойречи в деятельности политика
1.6 Выступлениеперед толпой
1.7 Теория речевойдеятельности и стратегии речевого поведения
1.8 Правила речевогообщения
2. Анализ языкаполитики
2.1 Анализ речипрезидента Дмитрия Медведева
Списокиспользованной литературы

Введение
Актуальностьтемы.
Помнению И. П. Сусова, «В настоящее время в лингвистике наблюдается оживлениеинтереса к проблемам речевой коммуникации. В центре внимания находится речевоеобщение в конкретных социальных и межличностных условиях, с конкретнымимотивами и целями» [11, с.23].
Впроцессе речевого общения раскрывается личность человека. В его речи всегдаесть «отпечаток» социокультурной среды, опыта, потребностей, отношения к миру,системы ценностей и т.д. Речь человека является наиболее яркой идентифицирующейхарактеристикой и непосредственным образом связана с отражением личностныхкачеств.
Такимобразом, изучение речевого поведения представителей различных социальных ипрофессиональных групп людей относится к числу приоритетных задач современнойлингвистики. Политические деятели представляют собой большую социальную группу,которая играет существенную роль в жизни всего общества. Многих людей в нашейстране волнует речь представителей политической элиты. От речевого поведенияполитических деятелей во многом зависит ее успех или провал на выборах, аследовательно, и судьба страны. Именно поэтому во всех странах, начиная сошколы и заканчивая работой специалистов-имиджмейкеров, огромное вниманиеуделяется именно речи и шире — речевому поведению человека, претендующего навласть.
Общеизвестентот факт, что в последнее время увеличилось количество социально-политическихизменений в жизни нашей страны, и это повлекло за собой значительные измененияв сфере политической коммуникации. Процессы демократизации общества выдвигаютновые требования к языку политического выступления. На современном этаперазвития лингвистики становится очевидным необходимость создания эффективноймодели публичного политического выступления, которая позволила бы политикуучитывать не только экстралингвистические факторы, которые отражают динамикуобщественного развития, но и прагматические характеристики языковых средств, ихнаиболее эффективное сочетание в рамках отдельного выступления. Изучениеданного вопроса на сегодняшний день имеет немалое значение.
Мы же в своейисследовательской работе будем исследовать устное речевое поведение ПрезидентаРоссии, Д.Медведева. То есть цель работы заключается в пристальном изучениириторического образа современного политика.Устное речевое поведениеполитической элиты составляет политический дискурс (речь в условиях частнойжизни человека в кругу друзей и семьи, как правило, закрыта от общества, невлияет на судьбы страны и недоступна исследователю).
Объектом исследованияявляется устный политический дискурс.
В качестве предметаисследования рассматриваются стратегии и тактики устного политического воздействия,то есть риорический портрет политика.
Задачикурсовой работы представим в виде схемы:
1)охарактеризовать жанрообразующие особенности публичной речи
· Выделитькоммуникативные особенности политика,
· охарактеризоватькоммуникативные особенности политика,
· систематизироватькоммуникативные особенности политика,
· обобщитькоммуникативные особенности политика.
Методыисследования:
· наблюдениенад лингвистическим материалом;
· анализнаучной и справочной литературы по теме;

Глава 1 Теоретическоеизучение риторического портрета  современного политика
1.1Особенности современной политической коммуникации
Политическаякоммуникация в современном обществе представляет собой совершенно особую сферу,которая тесно переплетается с социальной и политической структурой общества.Именно эта социально-политическая обстановка влияет на выбор и употреблениеязыковых средств — для достижения определенных целей, лежащих далеко запределами системы языка.
Современныеканалы коммуникации (в первую очередь политика и реклама) находятся впостоянном изменении. И именно их язык является основным средством влияния наповедение социальных групп людей. В этом важность исследования современногоязыка политики.
Политическийдискурс одно из важнейших звеньев в рамках политической и социальнойдеятельности людей.
Всовременной лингвистике под политическим дискурсом понимается связный,вербально выраженный текст (устный или письменный) в совокупности спрагматическими, социокультурными, психологическими и другими обстоятельствамиего производства. В самом общем плане он представляет собой политическоесобытие, в котором взаимодействуют политические деятели, пытающиесявоздействовать на мнение партнера и аудиторию. В политическом дискурсеотражается механизм формирования политического сознания. Оценочность, наряду стакими характеристиками как интенция борьбы за власть, диалогичность,эмоциональность, инсценированность, относится к специфическим характеристикамполитического дискурса.

1.2 Политическийдискурс, его стратегии и тактики
По концепции А. Н.Баранова и Е. Г. Казакевича политический дискурс образует «совокупность всехречевых актов, используемых в политических дискуссиях, а также правил публичнойполитики, освещенных традицией и проверенных опытом», подчеркивается егоинституциональность [13, с.6]. В институциональном дискурсе общение происходитне между конкретными людьми, а между представителями одного или разныхсоциальных институтов (правительства, парламента, общественной организации,муниципалитета) и представителем другого социального института или гражданином(избирателем).
При семиотическомподходе политический дискурс определяется как своеобразная знаковая система, вкоторой происходит модификация семантики и функций разных типов языковых единици стандартных речевых действий. Политический дискурс также трактуется какинституциональное общение, которое, в отличие от личностно-ориентированного,использует определенную систему профессионально-ориентированных знаков, т.е.обладает собственным подъязыком (лексикой, фразеологией и паремиологией).
С учетом значимостиситуативно-культурного контекста, политический дискурс представляет собойфеномен, суть которого может быть выражена формулой
«дискурс = подъязык +текст + контекст»
1.3 Отличиеполитической речи от обычной
В.З. Демьянковсчитает, что политический язык отличается от обычного тем, что в нем:
— политическаялексика терминологична, а обычные, не чисто «политические» языковые знакиупотребляются не всегда так же, как в обычном языке;
— специфическая структурадискурса — результат иногда очень своеобразных речевых приёмов;
— специфична иреализация дискурса — звуковое или письменное его оформление.
Выделяя в рамкахполитической филологии политическую лингвистику, В.З. Демьянков указывает, чтоеё предметом являются:
а) синтактика,семантика и прагматика политических дискурсов;
б) инсценировка имодели интерпретации этих дискурсов, в частности именования политологическизначимых концептов в политическом употреблении в сопоставлении с обыденномязыком.
Общественноепредназначение политического дискурса — внушить адресатам (гражданамсообщества) необходимость «политически правильных» действий и/или оценок.
Некоторые ученые подвергаютсомнению существование феномена политического дискурса, считая, что языковыечерты своеобразия политического дискурса немногочисленны и не столь простоподдаются идентификации, а обычные лексические и грамматические маркеры, покоторым можно выделить политический дискурс как своеобразное явление, невыходят за рамки соответствующих идиоэтнических языков. По мнению П. Б.Паршина, под политическим языком подразумевается вовсе не язык или, по крайнеймере, не совсем и не только язык. Он выдвигает тезис о том, что предметомполитической лингвистики является идиополитический дискурс, т.е. «своеобразиетого, что, как, кому и о чем говорит тот или иной субъект политическогодействия» .
В своей работе мыпринимаем в качестве рабочего определения «политического дискурса» речевуюдеятельность политических субъектов в сфере институциональной коммуникации.Коммуникативными особенностями политического дискурса являютсяинституциональность, конвенциональность и публичность (официальность).
К числуинституциональных характеристик политического дискурса относятся его функции. Косновным функциям политического дискурса Р. Водак относит: 1) персуазивную(убеждение), 2) информативную, 3) аргументативную, 4)персуазивно-функциональную (создание убедительной картины лучшего устройствамира), 5) делимитативную (отличие от иного), 6) групповыделительную (содержательноеи языковое обеспечение идентичности).
В современнойотечественной политической лингвистике существует несколько направленийисследования политического дискурса…
В первую очередь проблемы политической коммуникации нашли отражение в работах,посвященных изучению тоталитарного языка [19, с.234]. В монографии Н.А. Купинойрассматривается словарь советских идеологем, относящихся к политической,философской, религиозной, этической и художественной сферам, а также языковоесопротивление и языковое противостояние коммунистической идеологии внутриРоссии.
Значительный вклад визучение политической коммуникации сделан А.К. Михальской. Проблема отношенияречи и власти исследуется ею в плане сравнительно-исторической риторики спривлечением материала СМИ. А.К. Михальская отмечает: «Если для политиковпредшествующих эпох необходимо было в первую очередь владение искусствомпубличного выступления (оратории), то для современного политического лидераэтого недостаточно. Требуется также, а возможно, и в первую очередь, мастерствопубличного диалога».
От сделанных авторомтеоретических обобщений речевого поведения политиков отталкиваются многиепоследующие исследователи политического дискурса. В русле подходов к изучениюполитической речи, разработанных А.К. Михальской, исследуют современнуюполитическую коммуникацию М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова.
На наш взгляд,нерешенные задачи изучения политического дискурса касаются прежде всегоуточнения самого понятия политического дискурса, так как во многих работах онтрактуется слишком широко.
Другая нерешеннаязадача — описание речевого поведения политиков в плане речевого воздействия.Необходимость исследования политического дискурса на материале речи политиковдиктуется тенденциями развития политической коммуникации, наблюдаемыми в нашемобществе, а именно — «орализацией» общения, значительным возрастанием ролиустной речи, увеличением её удельного веса в общении и повышении значимостиустной речи как формы существования языка. Это является свидетельством смены монологическойкоммуникативной парадигмы устной диалогической коммуникативной парадигмой.
1.4 Обимидже
Образполитика включает в себя множество характеристик, которые можно объединить вдва блока – имиджевый и содержательный. Мы остановимся на имиджевом и наспособах передачи содержательной.
Внастоящее время политический имидж создается как усилиями самого лидера, так иусилиями печатных и электронных СМИ.
Современныйполитик помимо характера, биографии, стиля и манеры поведения должен обладатьбезупречным внешним видом, от которого во многом зависит его успех.Привлекательная улыбка, презентабельная внешность: костюм “с иголочки”,дорогая, стильная обувь, ровная осанка, умеренная жестикуляция, “владение”своим голосом (интонирование, понижение-повышение голоса и др.), речь, накоторой в дальнейшем более подробно и остановимся.
Нопопулярность политика во многом зависит и от личностных качеств: ораторскиеспособности, мыслительные возможности, кругозор, образованность,коммуникабильность, убежденность, решительность, требовательность,компетентсноть и другие.
Благодаряобладанию многими из выше перечисленных качеств получил большую популярность в2000 году В.В. Путин.
Немалуюроль в успехе политической деятельности лидера играют также харизма и обаяние.
Обаяниепроявляет себя в таких моментах, как внешность (облик, одежда, обувь, мимика ипантомимика, манера держаться); гендерный тип (стиль поведения); выраженностьиндивидуальных черт, манер. Политики, которые обладают харизмой (обаянием) – В.Путин, В. Жириновский, Н. Саркози, в прошлом А. Гитлер и др.
Итак,успешный образ современного политика во многом зависит от его внешности ивнутренних качествах его личности – харизмы.
Любойполитик в сознании общественности соответсвует определенному образу — герою:мудреца, воина — защитника, царя — кормильца, борца засправедливость.Общественный характер этих образов свидетельствует о том, чтоони связаны с потребностью времени.
1.5 Жанрпубличной речи в деятельности политика
В данномпараграфе мы рассмотрим особенности речи политика в соответствии с жанровымсвоеобразием его коммуникативной деятельности (пресс-конференция, заседания,переговоры и др.) охарактеризуем его жанрообразующие признаки, чтобы выявитьто, какой отпечаток он накладывает на образ современного политика.
Влитературе последнего времени широкое освещение получила проблема речевыхжанров. Попытаемся выделить их наиболее существенные черты (ключевые слова) ирассмотреть в их освещении жанр публичной речи. Базовое определение понятиюжанра дал Бахтин М. М. «Жанр (фр. Genre – род, вид) – форма организацииречевого материала, выделяемая в рамках того или иного функционального стиля, видвысказываний создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, то естьвоспроизводимых моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хотьсколько-нибудь устойчивые, закреплённые бытом и обстоятельствами формы жизненногообщения».
Данноеопределение помогло нам выделить следующие аспекты для рассмотрения публичнойречи как жанра:
1)аспект речевой ситуации, 2) аспект построения.
Жанрпубличной речи имеет свою специфику, которая определяет многие коммуникативныеумения ее адресанта, и определяется целью речевой ситуации. Эта цель такженакладывает отпечаток на поведение политика. В связи с этим возникает необходимостьохарактеризовать жанрообразующие признаки публичной речи.
Политикакак общественная сфера деятельности очень активно пользуется такими речевымижанрами как пресс-конференция, спор, переговоры и др. Но все эти жанры являютсяпубличными. Итак, каковы жанрообразующие черты публичной речи?
Публичная речь, будучи устной речью, отличается от последнейбольшей стройностью, развернутостью и в плане логики, лексики и грамматикиприближается к письменному тексту. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей, позволяющихговорить о ней, как о самостоятельной разновидности коммуникации.
Публичная речь строится с ориентацией на определенные нормы.
Соблюдение этих норм характеризует речевую культуру политика.Многие из них вырабатываются в логике и определяют такое важное понятиепубличной речи как ее логичность. Связи между элементами публичной речи недолжны противоречить законам логики. Нарушение этих требований негативносказывается на связности и цельности. В ряде случаев они дезориентируютаудиторию и могут послужить причиной глубоких заблуждений и непонимания.
Традиционно публичную речь относят к устной формепублицистического стиля. Однако в последнее время все большее вниманиеуделяется рассмотрению публичной речи как сложного соединения, в рамкахкоторого взаимодействуют различные функциональные стили, не сводимые ккакому-либо одному. Такое взаимодействие объясняется тем, что публичная речь необразует особую автономную область словесного творчества, а является формой, вкоторой реализуется деятельность человека в таких сферах, как политика, наука,юриспруденция и т.д.
Политические речи, обладая всеми общими чертами публичнойречи, выделяются как ее разновидность на основании их особой прагматическойнаправленности: задачи формирования общественного мнения путем воспроизведенияоценки событий, явлений и процессов социальной жизни, что согласуется с главнойспецифической функцией политической публицистики — оказывать постоянное иглубокое влияние на формирование общественного мнения.
1.6 Выступлениеперед толпой
Безусловносам жанр публичной речи подразумевает своим адресатом общественность, народ,массу, толпу. Образ такого собеседника достаточно сложен и непредсказуем.Феномен массы представляет собой некое множество, монолитный, органическисконструированный организм.
Важноезначение в толпе имеет установка, которая является психологической адаптациейличности к определенному слою, и сложная реакция на нее. Для достиженияконтроля над толпой используется эффект психологической зараженности как методэмоционального обобществления людей. Он выступает фактором усиления восприятияинформации. Психологическое настроение связано с распространением в аудиторииобщего сопереживания, реагирования на исходящую информацию. Чтобы привлечь ксебе внимание толпы, массы, вызвать ее живую поддержку, нет необходимостиапеллировать ко всем. Эффективнее установить вербальный – невербальный контактс социокритическим ядром, вызвать у него соответствующее отношение к себе.
Рассмотримметоды воздействия на массы.
Важнымприемом воздействия на аудиторию явялется так называемый игровой прием, обэффективности которого свидетельствует психология толпы. Он сводится к тому,что чем нестандартнее строятся отношения с толпой, тем больше вероятности статьее властелином. Целью таких приемов является воссоздание яркого личного имиджа,который импонирует толпе, возбуждает положительные эмоции. В этом большогоуспеха добился В.В. Жириновский в использовании активной жестикуляции, яркойязыковой экспрессией, участием в популярных развлекательных ток-шоу,непредсказуемым поведением на переговорах. Такой стиль поведения спосбствовал возникновениюнемалого процента поклонников.
Впроцессе имиджирования необходимо учитывать два психологических феномена –фасцинации и атракции.
Фасцинации– это словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизацияпотери информации. Для овладения данного метода необходимо совершенное владениеораторским искусством, умение мастерски использовать экспромт речи, умеловыстраивать как конструктивную, так и деструктивную критику.
Аттракция– визуально фиксированное эмоциональное состояние человека к кому-либо в видепроявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние людей большехарактеризуется спонтанностью. Причины, стимулирующие аттракцию, могут бытьсамыми разнообразными: эмпатия, флюидное излучение, обаяние образа, родственнаяблизость.
Итак,фасцинация и аттракция являются технологически активнейшими явлениями процессаимиджирования. Очарование речью имеет большое значение в привлечении симпатиилюдей. То же можно сказать и об аттракции. При непосредственном контакте столпой большое значение имеет психоэнергетика личности, обладание способностьюее задействования, к которой относятся способы генерирования психическойэнергией – возвышение мысли, радость устремления, порыв духа. Универсальнымприемом умножения психической энергии выступает напряжение воли. Смоляковаутверждает: “По мнению специалистов, точки психической энергии могут настолькомагнитизировать окружающую среду, устремить на нее огненный поток, устраняющийвсе ее негативные противостояния. Эффект притяжения к себе является составнойчастью своеобразной частью своеобразной технологии самопрезентации. Длядостижения такого эффекта недостаточно таких качеств, как коммуникабельность,рефлексивность, самообладание. Необходимо наличие такой способности, какфлюидное излучение. Это – природный дар и наделены им, безусловно не всеФлюидное излучение существует и визуально фиксируется: особый блеск глаз,своеобразная интонация голоса, привлекательность манер поведения, характернаядинамика жеста. Кроме того, существует конкретно не фиксируемое, но реальноощущаемое личное воздействие. Вышеперечисленные свойства, как правило, присущихаризматическим лидерам.
Современныеполитики завоевывают доверие аудитории с помощью особых методов вербальногохарактера.
Во-первых,необходимо учитывать, что аудитории больше верит фактам нелицеприятным, но неимеет смысла придумывать отрицательную информацию о себе. Но если аудиторияверит одному факту, то она автоматически переносит свое доверие и на иныеэлементы сообщаемой информации.
Во-вторых,необходимо стремиться искать точки соприкосновения с аудиторией, моменты,показывающие, что выступающий – свой человек.
В-третьих,следует адаптировать свое сообщение для наибольшего количества получателейинформации.
Так,американские специалисты дают следующие советы по поводу повышения количествадоверия аудитории
l Довериевозрастает при качественной самопрезентации выступающего. Необходимоакцентировать внимание на его квалификации, участии в процессах принятиярешений, выступлениях перед многочисленными группами.
l Политическийлидер должен гарантировать свой авторитет предварительной ежедневнойактивностью.
l Оченьважен момент ассоциации политика с какой-либо организацией позитивного плана(академией, международными организациями, имидж которых автоматическипереносится на выступающего).
l Удачноевыступление носит всегда направленный характер. Так, объектами выступающего ваудитории должны быть лидеры, которые есть в каждой группе.
Американскиеисследователи выделяют три фктора, влияющих на устойчивость доверия:безопасность, квалификация и динамизм. Безопасность относится к общимхарактеристикам лидера. Она сопровождается такими оценками, как “добрый”, “честный”,“спокойный”. Квалификация содержит в себе ряд таких параметров, по которымполучатель информации выносит вердикт о компетентности и грамотности ввопросах, которые подлежат обсуждению. Высокая оценка в этом измерениипредполагает опытность, информированность, авторитетность. Динамизм отражаетпонятие энергичности, агрессивности, активности, быстроты.
Впроцессе непосредственного общения с аудиторией большое значение играет эффектвизуального восприятия. Зрительное воздействие ведется по двум основнымнаправлениям. Первое включает в себя отработку мимики и жестов выступающего.Второе – внешний облик политического лидера.
1.7 Теория речевойдеятельности и стратегии речевого поведения
Даннаятеория разработана в рамках общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева. В соответсвии с ней два участника речевого общения осуществляютсовместную деятельность. Следовательно, речевое общение – это целенаправленнаяактивность людей, которая позволяет им организовать сотрудничество.
В теориидеятельности Леонтьева действие – это целенаправленная активность человека,т.е. каждое речевое действие имеет свою цель.
Выделяютдва типа целей речевой деятельности политика:
1.  желание бытьэффективным (т.е. реализовать свои намерения);
2.   необходимостьприспособиться к ситуации.
На этойоснове выделяются первостепенные и второстепенные цели. Первостепеннымиявляются цели воздействия, ради которых и затевалась коммуникация. Эти целипомогают понять, о чем общение. Осознавая первостепенные цели, мы осознаем ивторостепенные цели, которые являются производными от разнообразных мотивовчеловеческой деятельности.
Т.о.,первостепенные цели инициируют коммуникативный процесс и управляют речевымидействиями, а второстепенные определяют вербальный выбор, тип речевого поведения.
1.8 Правиларечевого общения
Если втеории речевой деятельности рассматриваются такие коммуникационные средства,как цели, мотивы, действия, условия общения, то при анализе речевых стратегийучитываются позиция, статус, роль партнера, а успех или неудача речевой тактикиоцениваются по обнаружеваемой реакции на речевые действия говорящего (в данномслучае реакция была, в чем уже немалый успех выступления лидера). Кроме того,сам выбор речевой тактики и коррекции, осуществляемые говорящим по мере развитиядиалога, опирается на правила и закономерности речевого общения. Большинствоносителей языка знают их интуитивно – всегда чувствуется, соблюдает партнер покоммуникации эти правила или нет. (7, с. 97-101)
Общиеправила речевого общения анализируются на основе принципов и максим общения П.Грейсом, Д. Гордоном и Дж. Лакоффом, В.З. Демьянковым, Х.Я. Ыйм. Эти авторызафискировали общие закономерности, которым подчиняется коммуникация; наиболееподробно ими рассматриваются принципы кооперации и вежливости. Одним из первыхих содержание исследовал П. Грейс. Согласно ее концепции, суть принципакооперации заключается в требовании к каждому из коммуникантов вносить вразговор тот вклад, который необходим на конкретной стадии разговора, т.е.собеседники должны стремиться к сотрудничеству. Принцип кооперации реализуетсяв виде максим, которые определяют в конечном итоге нормативность дискурса иформулируюся в виде общих правил-руководств: в ситуации такой-то веди себятаким-то образом. Грайс различал максимы разговора (максимы количества,качества, отношения и образа действия) и неконверсационные максимы – фоновыеправила социального взаимодействия (например, “Будь вежлив”).
Другимисловами максимы можно назвать правилами, которые ограничивают поведение говорящего(что и как он может говрить в конкретной ситуации, если хочет действовать каккооперативный партнер).
Дляслушающего эти максимы являются базой, на основе которой он может “вычислять”подразумеваемый смысл высказываний партнера при условии, что тот соблюдаетпринцип кооперации. Некоторые из этих максим обусловлены социолингвистическимипараметрами. К ним, например, можно отнести правила “блокировки”, типа: “Вситуации Х (с человеком Х) нельзя говорить на темы, обладающие характеристикамиY и Z”. При этом следует разграничивать правила, не зависящие от конкретнойкультуры (общие правила ведения разговора), и правила, связанные с условиямиконкретной культуры.
Т.Ю.Давыдова утверждает: “В персуазивном дискурсе, так же как и в других видахкоммуникации, принцип кооперации регулярно нарушается. Но, в отличие отобычного разговора, здесь нарушение этого принципа вытекает из необходимостимаксимально эффективно воздействовать”.
Вполитической риторике довольно часто обнаруживаются такие нарушения, какнарушение максимы качества — “Говори правду” и максимы манеры — “Выражайсяясно”. Различные приемы сокрытия истины и затемнения смысла, неоднократноописанные в литературе, подтверждают это.
Лакоффвыдвигает гипотезу, согласно которой весь персуазивный дискурс строится именнона основе нарушения принципа кооперации, и говрящие, впрочем, как и слушающие,отдают себе отчет в том, что данный принцип не соблюдается. Это позволяетобеспечить запоминание и эффективность персуазивных сообщений.
Кромеправил Грейса известны и другие правила, регулирующие процесс общения. Так,И.П. Тарасова считает основными правило Внимания к окружающим (в частности, ксобеседнику) и правило Экономии времени (собеседника). Выделяются также правилаболее низкого ранга: правила Авторитета, Взаимности (поддержания контакта)Скромности говорящего и т.д., максимы Самозащиты (типа, “покритикуй себя сам дотого, как другие тебя покритикуют”), Вежливости и т.п.
Итак, помнению Т.Ю. Давыдовой, одним из важных параметров в модели речевой стратегии являетсяустановка на кооперацию или отсутствие данной установки. Этот параметр можетявляться основой классификации речевых стратегий и разделения их на два типа:кооперативных и некооперативных (конфронтационных). К первому типу типуотносятся стратегии одобрения и извинений, утешения, уговоров и т.д., ковторому – стратегии дискредитации, ссоры и т.д. Следует заметить, что установкана конфликтное речевое поведение, как и установка на кооперацию, обнаруживаетсячерез категорию “вежливость”, имеющую определенные языковые маркеры.
Длятого, чтобы речь политика была успешной, и цель, которую говорящий перед собойставит в ходе своего выступления, достичь, необходимо уметь заинтересоватьслушающих словом. Именно это и делает В.В. Путин во вступительной части конференции(он определяет цель, ради которой здесь все и собрались, а также своей речевойтактикой он располагает слушающих к себе). Интерес заставляет человекаанализировать сообщение партнера и направляет его внимание на определенныеаспекты. На основе этих интеллектуальных действий говорящий вырабатывает своюкоммуникативную стратегию. Понятие “интерес” не равно понятию “цель”.Заинтересованность может подталкивать человека к определнной цели, но междуэтими состояниями сложный процесс выработки решений, так как не каждый интересведет к появлению соответствующей цели. Коммуникативные процессы речевогообщения связаны с психологическими параметрами личности, отношениями междукоммуникантами, коммуникативной ситуацией, которые в общем виде определяются каккоммуникативный контекст.
 Речьполитика направлена не на одного, и даже не на двух адресатов. Адресат – этопонятие обширное. Им могут буть заседатели пресс-конференции, участникипереговоров, общество, толпа, масса. Речь политического деятеля зависит от жанракоммуникативной деятельности, адресата, цели и условий общения.

2. Анализ языкаполитики
В чемособенность языка политической коммуникации? Современный “политический язык”определяется как “совокупность всех речевых актов, используемых в политическихдискуссиях, а также правил публичной политики, освященных традицией ипроверенных опытом”, при том, что “политический язык – это особая знаковаясистема, предназначенная именно для политической коммуникации (20, с. 63)”.Материалом пристального рассмотрения явились лексические и фразеологическиеединицы, выбранные из выступлений политиков, политических обозревателей икомментаторов, публикаций СМИ. Актуальность определнной лексики и фразеологии,частотность их употребления позволяют выделить в современном политическомдискурсе так называемые “ключевые слова текущего момента.
Функционированиенового политического дискурса (языка) оправдывается динамичной сменой пластовсловарного состава: широко употребленные на каком-либо этапе единицы уходят впросторечный запас при смене исторических эпох; вводятся в обиход принципиальноновые слова и обороты: происходит актуализация старых понятий – наполнение ихновым семантическим содержанием.
Образованиеновых лексических единиц происходит, как правило, по продуктивным моделям.Например, по аналогии с вошедшим в речевой обиход словом криминогенныйпоявляется конфликтогенный.
Особыйинтерес вызывает собственно политический “метаязык”, переносное употреблениелингвистической терминологии: проартикулировать предложения “обнародовать”; навербальном уровне “в виде формулировок”; предвыборная риторика “пустыеобещания”.
Всовременном политическом языке отчетливо прослеживается тенденция купотреблению стилистически сниженной лексики и фразеологии (разговорной,просторечной, жаргонной): наработки, разборки, кидать, молчать, крыша, выбиватьденьги, косить от армии, сесть на иглу. Эта особенность во многом характеризует“языковой вкус эпохи” (19, с. 65).
Другойчертой современного политического дискурса является тяга к использованиюзаимствований. Как известно, период перестройки привнес в обхиод консенсус иплюрализм, саммит; импичмент и др.
Какотмечает В.Г. Костомаров, новый политический язык, пришедший на сменусоветскому казенному языку, складывается в том числе за счет появления новойфразеологии. Так, во второй половине 80-х годов в массовой речевой обиход вошлогорбачевское выражение процесс пошел, актуализировались сочетания твердая(сильная) рука, бархатная революция (переворот); социально-экономическиеизменения в начале 90-х обусловили появление фразеологических неологизмов новыерусские, богатые Буратино. Фраземика современного политического дискурсапредставлена, к примеру, следующими словосочетаниями: ближнее зарубежье,адресная помощь, протестное голосование, властная вертикаль, административныйресурс. Из актуальных перифраз следует отметить, в частности, гарантКонституции “президент”, партия власти “Единая Россия”. В оппозиционных кругахнередко переосмысливаются выражения советского периода: холодная гражданскаявойна “состояние общественной напряженности”, закручивание (завинчивание) гаек“усиление влияния государственного аппарата”.
Одной изглавных примет современного политического дискурса, по мнению исследователей(А.Н. Баранова, Д.О. Добровольского, Ю.Н. Караулова, А.П. Чудинова и многихдругих), является его чрезвычайно богатая метафорика. Характерное использованиеметафоры как способа оценки явлений и фактов проявляется в различныхсемантических преобразованиях, на основании чего выделяются “тематические блоки”метафор: растительные – ветви влсати, корни реформ; военные – предвыборныебаталии, война компроматов; строительные – политическое здание, национальныеквартиры; спортивные – предвыборная гонка, мощный старт; медицинские – параличвласти, шоковая терапия; театральные – избирательный фарс, политическийсценарий и другие блоки метафор.
Метафорическиеупотребления различных типов можно проследить, в частност и, в следующихконтекстах: “неизвестно, кто в верховном суде, сыграв в обычный бюрократическийфутбол, отказал в рассмотрении жалобы”; “Резкое похолодание политическогоклимата заставляет вспомнить о мрачном периоде нашей истории”; “Нашему обществунужны регулярные инъекции той самой правды – о власти, о стране, о нем самом”; Политическиймаятник с такой огромной амплитудой попросту разнесет государство”.
Такимобразом, метафоризация играет большую роль в складывании лексики и фразеологии современногополитического языка.
Названныелексико-фразеолгические особенности языка политики доазывают, что социально-оценочная,интерпритирующая составляющая оказывается не менее важной, чем информативнаясторона высказываний.
2.1Анализ речи президента Дмитрия Медведева
Прямаяречь Президента РФ Дмитрия Медведева.
Мыпроанализирем речь Д.Медведева как образец политического выступления.
Первое,что можно отметить, это условия речевого взаимодействия: речь проходит винституциональном дискурсе (президент — граждане РФ). Данное высказываниеявляется подготовленным, о чем свидетельствует точность, логичность, непрерывность,последовательность изложения материала, отсутствие нарушений речевых играмматических норм, что простительно для спонтанной, неподготовленной речи.
Президентактивно пользуется политической терминологией: коррупция, государство,модернизация, законодательство, экономическая, социальная сферы,антикоррупционный план, тендеры; политическими клише: «кодекс поведения»,«адимистративные регламенты», «правовое просвещение», «межотраслевой подход»,«на рассмотрение вынесена одна из наиболее острых проблем», «борьба спреступностью», «угроза для государства». Все это свидетельствует опублицистическом характере речи.
Каковацель данного высказывания?
Предназначениеполитического дискурса президента — внушение адресатам необходимости «политикиправильных действий и оценок». То есть своим выступлением Д.Медведевпровозглашает правильное, заботящееся о своих гражданах государство. Адобивается он этого благодаря предмету своей речи. Он призывает членовПравительства и всех соотечественников принять участие в организации иподдержке борьбы с коррупцией («противодействие коррупции»). Немаловажнойзадачей прямой речи президента является формирование общественного мнения, чтопозволяет, также как и структура речи, публицистическая форма, отнести данноевысказывание к публичному выступлению.
Какпрезидент обосновывает необходимость в этом?
Д. Медведевутверждает, что «коррупция — это угроза для любого государства», котораясоздает пропасть между властью и гражданами. Он приводит факт вступления Россиив группу государств против коррупции. Указывает на высокий уровень этогоразрушающего явления в стране, приводит статистические данные; говорит онеобходимости борьбы в первую очередь в правоохранительных органах и судебнойсистеме. Затем глава государства приводит порядок решения данной проблемы —плана противодействия коррупции, который включает в себя три раздела.
«Первый- это сугубо юридическая часть, модернизация нашего законодательства в этойсфере. Вторая часть более многоплановая — это меры по противодействию коррупциии профилактике коррупции в экономической, социальной сферах, создание системыстимулов к антикоррупционному поведению. И третья часть — это правовоепросвещение, оценка со стороны общества тех явлений, которые в этой сфереприсутствуют».
ЗатемМедведевым предлагаются пути реализации этого плана.
Взаключении можно сказать о структуре речи политика, она состоит из трекпунктов:
1.  Выявление проблемы;
2.  Доказательствопроблемы;
3.  Пути решенияпроблемы.
То естькомпозиция речи и ее оформление вполне понятны и доступны представителям любойсоциальной прослойки.
Такимобразом, мы можем сделать вывод о том, что речь президента России носитхарактер публичности и иституциональности, т.к. ориентирована на широкуюаудиорию. Также она соответствует двум максимам речевого поведения политика:максиме качества «Говори правду» и максиме манеры «Выражайся ясно».
политикадискурс жанр публичный речь

Списокиспользованной литературы
1. Баранов А.Н. Политический дискурас: прощание с ритуалом?// Человек. 1997. № 6
2. Баранов А.Н. Словарь политических метафор. М., 1994
3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] — М.,1975.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] – М.:Искусство, 1979. -423с.
5. Бобровская Г. В. Об особенностях современногополитического языка//Культура речи. 2004. № 4
6. Германов Н.Н. Коммуникативная стратегия комплимента ипроблемы типологии речевых этикетов// Язык и модель мира. Вып. 416. М., 1993
7. Давыдова Т.Ю. Коммуникатиные стратегии, используемые приформировании политического имиджа// Вестник Московского университета.Политические науки. 2006. № 3
8. Земская Е.А. Категория вежливости в контексте речевыхдействий. М., 1994.
9. Кащей А. Н. Неориторика и современная риторика// Вестникмосковского университета. Политические науки. 2006. № 4
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд-е 13-е,исправленное. М., Русский язык, 1981.
11. Сусов И.П. Коммуникативно-прагматическая лингвистика и еёединицы [Текст] // Прагматика и семантика синтаксических единиц: Сб. научныхтрудов, отв. ред. И.П. Сусов. — Калинин: КГУ, 1984. – С.3-12.
12. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика [Текст] — М.:Никколо-Медиа, 2002.
13. Баранова А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты:традиции и новации. — М.: Знание, 1991.
14. Демьянков В.З. Политический дискурс как предметполитологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс:Исторические и современные исследования. М.: ИНИОН РАН, 2002 №3, с.32-43
15. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. «свое» — «Чужое» вкоммуникативном пространстве митинга // Русистика сегодня. 1995, с. 93 — 116
16. Паршин О.Н. Современная полотическая речь. Теория ипрактика.ЛКИ, 2007. — 232 с.
17. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие длявысших учебных заведений / И.А. Стернин — М.: академия, 2003, 272с.
18. Шейгал Е. Власть как концепт и категория дискурса. Изд-во«Гнозис», 2004. — 328 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :