Реферат по предмету "Экономика"


Доходы населения и социальная политика государства

РЕФЕРАТ
по курсу «Экономическая теория»
по теме: «Доходы населения исоциальная политика государства»
 

1. Доходы населения и ихдифференциация
Неотъемлемой составляющейэкономической политики является социальная политика, представляющая собойцеленаправленную деятельность государства, направленную на повышение уровняжизни населения, обеспечение правовой защиты, создание социальных гарантий вобществе.
Объектами социальнойполитики служат условия жизни и труда человека, общественные отношения исоциальная структура в целом.
Решение задач социальнойполитики в первую очередь зависит от экономического развития страны,обеспечения необходимых темпов экономического роста. Социальная политикапредполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографическихслоев населения, а также своевременную реакцию органов государственной властина происходящие изменения в экономической и социальной сферах развитияобщества.
Важнейшими составляющимисоциальной политики являются политика регулирования доходов и социальная защитанаселения.
В социально-экономическомсмысле под доходами населения понимается совокупность денежных и натуральныхсредств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи.Доходы населения служат основой потребительского спроса, их объем отражаетпотенциальную возможность населения приобрести товары или оплатить услуги.Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо отналогообложения и изменения цен. То есть это общая сумма полученных денег.Располагаемые доходы включают номинальные доходы за вычетом налогов и другихобязательных платежей, то есть средства, используемые населением на потреблениеи сбережение. Реальные доходы представляют собой чистые доходы с поправкой наизменение цен.
Основными источникамидоходов населения выступают факторные (первичные) доходы; денежные выплаты ильготы из государственных программ помощи; поступления черезкредитно-финансовую систему государства.
Факторные (первичные)доходы представлены средствами, которые получают владельцы факторовпроизводства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей) отучастия в рыночной экономике в виде заработной платы, процентов, ренты,прибыли, дивидендов.
Существенное влияние наформирование доходов населения оказывают денежные выплаты и льготы изгосударственных программ помощи — трансфертные платежи. Выделяют три категориитрансфертных платежей: субсидии (субвенции) предпринимателям; уплата процентовпо государственному долгу; пенсии и пособия населению на социальные нужды.
Государственные пособиянаселению, предъявляемые в виде натуральных товаров и услуг называютсянатуральными трансфертами. К. ним относят в первую очередь медицинскоеобслуживание, образование, бесплатное питание.
Третьим источникомденежных доходов населения являются поступления через финансово-кредитнуюсистему государства. Они включают: выплаты по государственному страхованию;банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство; проценты по вкладамв банках; доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей полотереям и т. д.; выплаты различных компенсаций за причиненный ущерб и др.
Политика регулированиядоходов представляет собой совокупность реализуемых государством мер(приоритетных направлений), ориентированных на обеспечение наиболеерационального (справедливого) распределения произведенного национальногодохода, для достижения социальной стабильности, роста благосостояния граждан иэкономического развития.
К основным объектамполитики регулирования доходов следует отнести: минимальную заработную плату;зарплату в бюджетной сфере; районные коэффициенты регулирования зарплаты;систему цен и тарифов; систему социального партнерства, основанную натрехсторонних соглашениях по условиям труда и зарплаты между представителямиправительства, предпринимателями и профсоюзами.
В России ситуация сдоходами населения по сравнению с дореформенным периодом изменилась кореннымобразом. Если ранее государство проводило прямой контроль над доходаминаселения, то сегодня наблюдается либерализация большей части доходов.Изменилась структура источников доходов (табл. 1).
Таблица 1. Структураденежных доходов населения России в %Денежные доходы 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 В том числе: оплата труда 76,4 62,8 62,8 64,6 65,8 63,9 64,9 социальные трансферты 14,7 13,1 13,8 15,2 15,2 14,1 12,9 доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др. 8,9 24,1 23,4 20,2 19,0 22,0 22,2
Как видно из таблицы,интенсивно развиваются рыночные формы доходов. Доходы от собственности (включаяпроценты, дивиденды, ренту, от продажи недвижимости и ценных бумаг) и отпредпринимательства выросли с 8,9% в 1990 г. до 22,2% общего объема доходов в2008 г. Основным источником доходов продолжает оставаться оплата труда,несмотря на то, что доля ее в структуре доходов значительно снизилась.Соотношение в денежных доходах населения доли оплаты труда и социальных трансфертовиграет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда вформировании обшей суммы доходов, обычно развивается инициатива, а приповышении роли социальных трансфертов начинает проявляться психологияиждивенчества.
Особенно важна динамикареальных доходов населения. В переходный период в России уровень реальныхдоходов резко сократился (причины падения доходов рассмотрены в гл. 27), и лишьначиная с 2000 г. наблюдается устойчивый их рост. Реальные денежные доходынаселения в России в % к предыдущему году составляли: в 1992 — 52,5; в 1995 — 83,9; в 1998 — 84; в 1999 — 88,2; в 2000— 113,4; в 2005 — 110,1; в 2006- 110,8;в 2007- 114,6; в 2008 — 108,32.
Политика регулированиядоходов должна учитывать также дифференциацию доходов населения. Дифференциациядоходов рассматривается нами как результат распределения доходов, выражающийстепень неравномерности распределения благ и проявляющийся в различии долейдоходов, получаемых разными группами населения. Дифференциация доходов играетроль экономического стимулятора, так как формирует материальнуюзаинтересованность человека в повышении эффективности использования своихвозможностей. Вместе с тем, чрезмерная дифференциация приводит к поляризациидоходов, замедляет экономическое развитие страны, подрывает доверие к основныминститутам государства, более того, может вызвать социальные конфликты вобществе.
К числу факторов,формирующих дифференциацию доходов, относятся; принадлежность к классу илисоциальной прослойке общества (рабочие, интеллигенция),социально-профессиональное положение работников (рабочие, специалисты, лица,занятые физическим и умственным трудом, относящиеся к другим профессиональнымгруппам, объединяющим людей по роду занятий), социально-расселенческие признаки(город, село, территориальные и национальные общности), демографическиепризнаки (пол, возраст, семейное положение, иждивение, нетрудоспособность и т.п.).
Для количественной оценкидифференциации доходов используются кривая Лоренца, коэффициент Джини,коэффициент фондов.
Кривая Лоренца выражаетстепень диспропорциональности распределения доходов в стране, отклонениереального распределения доходов между различными группами населения страны отравного их распределения.
Для характеристикираспределения совокупного дохода между группами граждан применяется такжеиндекс концентрации доходов населения — коэффициент Джини. Этотмакроэкономический показатель характеризует степень отклонения фактическогораспределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны.То есть коэффициент Джини выражает отношение заштрихованной площади ОАС ковсему треугольнику ОАВ. В России коэффициент Джини повысился с 0,385 в 1996 г.до 0,408 в 2004 г., что свидетельствует о росте неравенства в доходахнаселения. Чем больше отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини итем сильнее степень экономического и социального неравенства в обществе.
Показателемдифференциации доходов служит также коэффициент фондов, выражающий'соотношениемежду средними доходами 10% наиболее высокодоходных граждан и средними доходами10% самых низкодоходных.
Если бы все гражданеполучали одинаковые доходы (ситуация абсолютного равенства), то кривая Лоренцаслилась бы с диагональной прямой ОА, и коэффициент Джини оказался бы равнымнулю. Если бы все доходы получал лишь один человек, а остальные не имели быничего (ситуация абсолютного неравенства), то кривая Лоренца слилась бы с угломОБА и коэффициент Джини равнялся бы единице. В этом интервале и колеблется егозначение. На протяжении многих столетий ученые дискутируют о проблемахсоциальной справедливости. Одни утверждают, что в обществе должны быть богатыеи бедные, справедливость достигается «невидимой рукой рынка». Другие считают,что в обществе нет места богатым и бедным, все должны иметь примерно равныедоходы. Распространена также точка зрения, согласно которой в обществепризнается существование богатых и бедных, вместе с тем государство,перераспределяя часть доходов от богатых к бедным, тем самым способствуетвыравниванию доходов, создает политическую стабильность в стране Ч В данномконтексте отметим, что социальное равенство означает создание равныхвозможностей в получении образования, охране здоровья, равенстве перед закономи т. п. Вместе с тем социальное равенство не означает уравнительногораспределения доходов, а предполагает их дифференциацию в зависимости отспособностей людей.
Решение проблемысправедливого распределения доходов на уровне национальной экономики лежит настороне активного участия государства в распределении, Это означает, чтогосударство с одной стороны должно добиваться действенного контроля наддоходами, а с другой стороны — формировать систему социальной защиты населения.
За последние десятилетияв мире растет неравенство доходов. Среди причин неравенства в распределениидоходов населения называются различии в способностях, в образовании ипрофессиональной подготовке, в демографических изменениях и т. д. Следствиемзначительной дифференциации в доходах выступает бедность, представляющая собойтакое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека илисемьи не позволяют поддерживать общественно необходимое для жизнедеятельностипотребление. В нормативно-правовых документах Российской Федерации понятиябедность и малообеспеченность употребляются как однопорядковые.
В разных странахсуществуют различные подходы к измерению бедности. Так, в США, как и в России,используется показатель абсолютной границы бедности. А в странах ЗападнойЕвропы бедность измеряется относительно среднего уровня дохода населения. Здесьбедными признаются те, чей доход ниже половины ил и даже двух третей среднегодохода, то есть речь идет об относительной бедности. Разрыв между показателямиабсолютной и относительной бедности весьма существенен. Скажем, абсолютнаябедность в Москве составляет 12,9%, а относительная — 57,7%.
Несомненным фактомобщественной жизни России является заметное усиление социальной дифференциациии поляризации. Уровень доходов населения зачастую определяется не столько тем,как оно работает, сколько местом работы. Больше всего среди бедных — наемныхработников, живущих на зарплату. Особенно это относится к занятым в госсекторе.Ниже порога бедности доходы у пенсионеров и тех, кто живет на стипендию илипособие. Меньше шансов оказаться в числе бедных у мелких предпринимателей —«челноков», торговцев, занятых в сфере услуг. Но и их доходы невелики инеустойчивы.
Сегодня в России речьидет не столько о дифференциации, свойственной любому обществу, сколько о еепереходе в крайние формы. Так, разрыв между доходами самых бедных и самыхбогатых составил в 2004 г. 14,8 раза. Столь значительная дифференциация доходовв России во многом объясняется тем, что высокие доходы — по преимуществунезаконные. По числу миллиардеров (в России в 2006 г. насчитывалось 33 миллиардерав долларовом исчислении) наша страна занимает третье место в мире — после США иГермании. И это произошло за последние полтора десятилетия. В то же время внашей стране появились так называемые «новые бедные», работающие бедные — лицавысокой квалификации: врачи, учителя, инженеры, то есть занятые преимущественнов бюджетной сфере, которые по своему социальному статусу никогда раньше неотносились к низшим слоям общества и которые ныне имеют доходы ниже необходимыхдля нормального существования.
Очевидно, что Россиядостигла критического предела дифференциации доходов. Борьба с бедностьюявляется стратегической задачей, так как Конституция РФ провозгласила нашустрану государством с социально ориентированной рыночной экономикой. Эта задачав принципе решаема. Но при этом следует принять во внимание, что невозможноувеличивать доходы бедных, не повышая одновременно доходы, находящиеся вышеграницы бедности. Более того, невозможно разом увеличить доходы бедных хотя быдо величины прожиточного минимума без учета их исходной дифференциации.Следовательно, в стране должен быть создан такой механизм роста, при которомтемп роста дохода был бы тем выше, чем ниже уровень дохода. Число российскихграждан, живущих ниже уровня бедности, прогнозируется сократить с 7% в2004 г.до8% к 2010 г.
Таким образом, необходимановая государственная политика регулирования доходов, направленная на повышениедоходов беднейших слоев населения при снижении социально неприемлемойдифференциации. Это создаст дополнительные стимулы мотивации работников ктруду, позволит снизить негативные тенденции в демографической сфере, улучшитьситуацию в бюджетной сфере, будет способствовать уменьшению безработицы,сохранению трудового потенциала, снижению «утечки мозгов» в рыночно-развитыестраны.
2. Социальная защита населения
В современных условияходним из важнейших компонентов социальной политики является социальная защитанаселения, представляющая собой совокупность экономических, социальных иправовых мер, осуществляемых государственными органами, общественнымиорганизациями, предприятиями, учреждениями с целью обеспечения населению прав игарантий в области уровня жизни, потребления и обслуживания. Благодарясоциальной защите в обществе смягчается социальное неравенство.
В широком смысле словасоциальная защита совпадает с системой гарантий прав человека. В данном случаепредполагается, что каждый взрослый человек способен самостоятельнопозаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовногоразвития. То есть речь идет о социальном самообслуживании.
В узком же смысле словасоциальная защита, выступая составляющей социальной политики государства,включает в себя совокупность организационно-правовых и экономических мер,направленных на предоставление гарантированного уровня доходности тем группамнаселения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без поддержки государства улучшить его.
Социальная защитамногогранна. Она реализуется в обеспечении социальных прав людей, таких, как:право на труд, на свободный выбор места работы; на свободное передвижение ивыбор места жительства в пределах каждого государства; на общественнонормальные условия труда; защиту от безработицы; на социальное обеспечение исоциальное страхование; на равную оплату за равный труд; на социальное иматериальное обеспечение семьи, материнства, младенчества и детства,престарелых и инвалидов; на отдых и досуг; на образование, социальную имедицинскую помощь.
В рыночно-развитыхстранах сформировались различные модели социальной защиты. Так, в скандинавскихстранах преобладает государственная модель организации социальной защиты,включающая в себя обязательную социальную политику, регулируемый государствомуровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и выплат.Важнейшим элементом уровня социальной защищенности граждан во всех европейскихстранах является социальный минимум доходов, гарантированный тем, кто не имеетдоходов и тем, кто не может себя обеспечить по личностным или социальнымпричинам.
В последние годы вевропейских странах всеобщая схема социального обслуживания была заменена насхему, основанную на индивидуальном праве. Уровень выплат был ограниченопределенной суммой вместо ранее определяемого по индивидуальной шкале. Вомногих странах были развернуты специальные социальные программы,ориентированные на помощь конкретным ущемленным группам людей.
В настоящее время многиеевропейские экономисты опираются на неолиберальный подход, в основе котороголежит ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своейсемьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой ипредпринимательской деятельностью доходов, поступлений от собственности, атакже личных сбережений. Цель такой политики — сократить социальные услуги, предоставляемыегосударством.
Представляет определенныйинтерес и американская система социальной защиты, реализуемая в двухнаправлениях. Первое — система социального страхования, охватывающая основныериски: старость, потерю кормильца, инвалидность, болезни, производственныйтравматизм, безработицу. Второе направление — социальное вспомоществование,прежде всего ориентированное на низшие слои общества. Доступ к этой системесопровождается большим количеством ограничений. Этот вид защиты носит временныйи избирательный характер.
Формирующаяся российскаямодель социальной защиты предполагает обеспечить сочетание опыта европейской иамериканской систем.
Основными способамисистемы социальной зашиты выступают социальное страхование, социальноеобеспечение и социальная помощь.
Социальное страхованиепредставляет собой систему материального обеспечения населения при наступлениинетрудоспособности, старости и в иных предусмотренных законодательствомслучаях. Социальное страхование основывается на перераспределительном методе;здесь взносы взимаются с каждого члена страхового сообщества таким образом,чтобы они могли покрывать текущие расходы. Размер выплат ориентируется на объеминдивидуальных взносов, т. е. на предварительный вклад застрахованного. Темсамым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципамсправедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личнойответственности.
Существующая системаобязательного социального страхования Российской Федерации включает в своюсферу следующие его виды:
пенсионное страхованиеработающих от социальных рисков — старости, инвалидности и утраты кормильца;страховщиком выступает Пенсионный фонд РФ;
страхование временнойутраты трудоспособности; страховщик — Фонд социального страхования РФ;
социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик —Фонд социального страхования РФ;
медицинское страхование;страховщики — Федеральный и региональный фонды обязательного медицинскогострахования.
За счет средствсоциального страхования содержится более 90 % пенсионеров, на две третипокрываются медицинские расходы.
В период формированиярыночных отношений в России в системе социального страхования появились новыеаспекты. В частности, введены критерии малообеспеченности при предоставлениивыплат по страхованию; возникло единое медико-социальное страхование;одновременно сузилась сфера социального страхования как на основе вводимыхнакопительных элементов (например, в области пенсий), так и в процессе переходак бюджетному финансированию (в выплате пособий по безработице и т. д.).
Социальное обеспечениекак способ социальной зашиты нацелено на содержание нетрудоспособных членовобщества; престарелых, инвалидов, детей, лиц потерявших кормильца. Оноформируется за счет двух источников: бюджета и фондов социального страхования.Из бюджета обеспечиваются нетрудоспособные, не застрахованные в обязательномпорядке: престарелые, не имеющие трудового стажа, дети и др. категории;военнослужащие. За счет бюджета осуществляется также социальное обслуживаниедомов престарелых и инвалидов, протезирование и т. д. Из средствгосударственных внебюджетных социальных фондов (сформированных за счет средствединого социального налога) осуществляется пенсионное, социальное обеспечение имедицинская помощь.
В отличие от системысоциального обеспечения, социальная помощь не является постоянной, имеет сугубоконкретный, временный и адресный характер. Ее получают лица, находящиеся вособо бедственном положении, и те, кто не в состоянии заботиться о себе: принаступлении событий вследствие социальных рисков в виде специализированныхсоциальных услуг в натуральной форме (бытовых медицинских, реабилитационных ит. д.), либо в виде социальных льгот (в жилищном, медицинском, образовательномобеспечении, жилищно-коммунальном, транспортном обслуживании, льгот по налогами т. д.). Социальная помощь распространяется на малоимущих лиц безотносительнок их трудовой деятельности. Критерием права на социальную помощь выступаетдоход ниже прожиточного минимума на члена семьи или одинокого гражданина.Обычно проверяется их нуждаемость через величину дохода и имущества. Во всехстранах ныне получают развитие такие формы помощи, как благотворительные акции,бесплатные социально-бытовые услуги и питание и т. д.
В России более четвертинаселения составляют пенсионеры. Поэтому в социальной защите исключительноважную роль занимает пенсионная система. В настоящее время в странесформировалась трехуровневая система пенсионного обеспечения. Первый —социальная (базовая) пенсия, предоставляемая государством гражданам придостижении пенсионного возраста независимо от трудового стажа. Второй вид —трудовая (страховая) пенсия, выплачиваемая гражданам в зависимости от размерастрахового взноса и трудового стажа. Третий вид — дополнительная(накопительная) пенсия, формирующаяся за счет двух источников: либо накоплениясамими гражданами в счет будущей пенсии, либо за счет взносов работодателя внегосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников. За счетбольшой дифференциации пенсий растет заинтересованность граждан (особенно сосредними и высокими доходами) в участии в пенсионной реформе, а значит и влегализации своей заработной платы. В 2004 г. средний размер назначенных пенсийв России составил 2026,3 руб., или увеличился по сравнению с 1995 г. более чемв 8 раз.
В 2010 г. величинасредств, аккумулированных в накопительной пенсионной системе, должна, попрогнозу Министерства экономического развития и торговли, составить свыше $ 37млрд, а это значит, что институты пенсионного страхования в перспективе станутважным фактором предложения инвестиционного капитала в российской экономике.Главной задачей реформирования сложившейся пенсионной системы в среднесрочнойперспективе будет поддержание финансовой устойчивости и сбалансированностипенсионной системы. Представляется, что накопительная пенсия должна бытьнаследуемой.
Трудоспособное населениетакже нуждается в социальной защите. Она реализуется через политику,предполагающую создание условий, позволяющих человеку самому зарабатывать себена жизнь и направленную на рост числа собственников. Для работающих граждан,вступивших в трудовые отношения на предприятиях посредством заключенияколлективных договоров, устанавливаются основные параметры режима труда иотдыха, условий работы. Основным источником социальной защиты трудоспособногонаселения является заработная плата.
3. Уровень жизни
Обобщающим показателем,характеризующим экономическое положение населения, социальную политикугосударства, является уровень жизни. Он определяет совокупность условийнаселения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономическогоразвития; уровень потребления населением материальных и культурных благ истепень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени ' развитияобщества.
Уровень жизни имеетэкономический и социальный аспект. Экономическии аспект характеризуетобеспечение населения материальными благами и услугами. Основными здесьявляются показатели производства ВВП или национального дохода надушу населения.В социальном смысле уровень жизни характеризуется размером заработной шипы,наличием жилья, расходами государства на образование, культуру, здравоохранение,пенсионное обеспечение, условия труда, быта и досуга и т.д.
Сростом экономического уровнястраны повышение уровня жизни выражается как в увеличении объема потребления,так и в изменении его структуры в сторону возрастания доли товаров длительногопользования и услуг. При этом критерием общественного развития становится нетолько увеличение ВВП, но и изменение качества жизни, отражающееся, вчастности, в структуре ВВП.
Об этом свидетельствуетструктура конечного потребления домашних хозяйств в различных странах (табл.2).
Таблица 2. Доля отдельныхрасходов в конечном потреблении домашних хозяйств, в % к итогу Продукты питания Одежда и обувь Оплата квартиры и коммун. услуг Мебель и оборудование для дома Мед. услуги Транспорт и связь Отдых, культура, образование Прочие Германия 12,4 5,2 19,1 5,7 10,4 13,7 14,0 19, 0 Франция 14,2 4,1 20,3 5,1 12,5 13,6 14,7 15,4 Япония 15,5 5,0 20,8 4,5 10,6 10,3 12,8 20,6 США- 8.7 5,0 15,8 4,8 15,9 12,0 16,7 21,1 Россия 38,7 11,4 5,8 4,5 7,4 11,3 9,6 11,3
Как видим, в России, посравнению с развитыми странами, весьма высока доля расходов на приобретениепродуктов питания. В тоже время доля расходов на образование и здравоохранениев ВВП нашем страны существенно ниже, нежели в развитых странах. Если, напримерв США удельный вес расходов на образование составляет 7,3% ВВП, наздравоохранение — 13,9 %, то в России соответственно —лишь 3 и 2,2% ВВП. Приэтом следует иметь в виду, что объем ВВП в США превышает соответствующийпоказатель в России более чем в 27 раз.
Для оценки уровня жизнииспользуются различные законодательно утвержденные социальные нормативы.Основными из них являются прожиточный минимум, минимальная «потребительскаякорзина», минимальная заработная плата.
Величина прожиточногоминимума имеет устойчивую тенденцию роста, однако абсолютный его уровеньостается весьма низким. В 2008 г Прожиточный минимум трудоспособного населения доведендо 3950 руб. что превысит соответствующий показатель в 2003 г. в 3 раза.
Для обеспеченияминимальных условий воспроизводства способностей человека к труду в условияхсовременной России было бы целесообразно ежегодно пересматривать состав«потребительской корзины», а не раз в 5 лет, как это принято в настоящее время.Это особенно необходимо в связи с переходом на полную оплату населением многихвидов услуг, постоянным сокращением льгот.
Таким образом,«потребительская корзина» характеризует натуральную сторону минимума средств,жизненно необходимых человеку, а прожиточный минимум — их стоимостную оценку.Существенное значение имеет определение индекса стоимости жизни. Данныйпоказатель отражает изменение стоимости стандартного набора благ подвоздействием динамики цен на них. Индекс потребительских цен исчисляется какотношение стоимости «потребительской корзины» для текущего периода времени к еестоимости для базового периода времени.
Основным социальнымнормативом оценки уровня жизни выступает минимальная заработная плата,определяющая нижний предел оплаты труда и устанавливаемая исходя изнеобходимости удовлетворения основных жизненных потребностей населения.Минимальная заработная плата должна обеспечивать нормальные условия воспроизводстварабочей силы. Установление и регулирование минимальной заработной платыявляется наиболее эффективным средством обеспечения прожиточного минимума длянаиболее бедной категории работников.
На се уровень влияютследующие показатели: общий уровень заработной платы в стране, стоимостьжизненных средств, социальные пособия, уровень производительности труда.Российский механизм регулирования оплаты труда предполагает определениеминимальной заработной платы и индексацию в зависимости от роста цен. До последнеговремени в стране размер минимальной заработной платы (с 1 января 2005 г. — $24) отставал от величины прожиточного минимума. Около 26 млн работающихполучают доход ниже прожиточного уровня.
Опыт рыночно-развитыхстран свидетельствует, что необходимо ориентироваться на превышение уровняминимальной заработной платы над величиной прожиточного минимума. Последнийотносится к числу минимальных социальных гарантий, предоставляемых всем членамобщества, в том числе неработающим, а минимальная заработная плата служитсоциальной гарантией только работающим членам общества. Если онаустанавливается официально даже на уровне прожиточного минимума (а в России иэтого не достигнуто), то это дискредитирует труд как источник получениядоходов. К сожалению, до настоящего времени в стране цена на все товарыускоренно растет, а на рабочую силу относительно падает. Уровень почасовойзаработной платы в России примерно в 15 раз ниже, чем в развитых странах мира.Даже с учетом более низких внутренних цен разрыв составляет около 6 раз, в товремя как соответствующий разрыв по производительности труда значительно меньше— 2—3 раза.
Следует признать, чтосоциалистическое прошлое нашей страны привило нам уверенность в том, чтогосударство должно заботиться о каждом гражданине независимо от его нуждаемостив такой заботе. Это привело к сильной деформации системы социальногообеспечения в сторону необоснованности многих льгот. В результате оказалось,что средств на помощь всем просто не хватает; более того, особо нуждающиесяслои населения получают помощь, лишь незначительно отличающуюся от той, которуюполучают обеспеченные граждане.
В процессе становлениярыночных отношений в России в последние годы были приняты важныезаконодательные акты в области социальной политики. Вместе с тем социальнаясфера требует дальнейшего реформирования. Основные приоритеты здесь следующие:
улучшение материальногоположения и условий жизни людей;
обеспечение занятостинаселения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
соблюдение гарантийконституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования,охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
переориентация социальнойполитики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемыхсемье, женщинам, детям и молодежи; адресная социальная поддержка населения;
улучшение демографическойситуации, снижение смертности населения; улучшение социальной инфраструктуры,формирующей социальную базу развития общества.
Эти приоритеты социальнойполитики следует реализовать поэтапно. Среди первоочередных задач выделяютсяликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработнойплаты, пенсий, пособий; формирование общественно приемлемой системыгосударственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов);повышение величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета;увеличение минимальной заработной платы и трудовых пенсий до уровняпрожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базыналогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения;создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; реформированиесистемы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.
Важным направлениемреализации социальной политики государства является осуществление эффективнойполитики занятости населения, обеспечивающей каждому трудоспособному членуобщества возможность трудиться. С этой целью необходимо создавать рабочиеместа, развивать образование, здравоохранение, систему подготовки и переподготовкикадров.
В социальной политикеособое место занимают проблемы развития образования и здравоохранения. Ставитсязадача обеспечить гарантированное бесплатное общее среднее образование.Разрабатывается новая модель финансирования высшей школы. Наиболее гибкимспособом направления бюджетных средств для высшей школы являетсяобразовательный ваучер, предполагающий предоставление кредита на обучение ввузе в различных формах: безвозвратный, льготный и возвратный кредит.
В системе здравоохраненияважное значение придается переходу на подушный принцип финансирования.Предусматривается утверждение на уровне федеральных органов власти, субъектовРоссийской Федерации, местного самоуправления определенных душевых нормативовфинансирования здравоохранения. В результате намечается выравнивание финансовыхусловий реализации, программы государственных гарантий между регионами страны.
В целом в странеформируется новая модель социальной политики, предполагающая отказ отпатернализма, то есть отказ государства от жесткого регулирования поведениячеловека в социальной сфере, набора определенных социальных благ, которыеполучает гражданин.
Со временем применительноко многим видам социальных услуг государство перестанет выступать в ролисвоеобразного оператора, предоставляющего их потребителю. Все в большей степенионо будет выполнять функции законодателя, или посредника. Формируется рыноксоциальных услуг с возникающей конкуренцией их производителей, реально повышающимсяих качеством и снижением издержек производства.
В новых условиях гражданевсе больше будут иметь возможность свободы выбора бесплатных или субсидируемыхсоциальных услуг.
Резюмируя, подчеркнем:оптимальное рыночное развитие требует гармонизации существующих интересов идоходов. Именно таким путем можно добиться от большинства населения поддержкиреформ в социальной сфере.

Список использованной литературы
 
1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н.,Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. –Ростов-на-Дону, 2008.
2. Ломакин В.К. Экономическая теория.Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
3. Мировая экономика / Под редакциейпроф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
4. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М.,Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансоваяакадемия, 2005.
5. Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.