Реферат по предмету "Иностранный язык"


Значение наглядности в процессе обучения английского языка

Государственноеобразовательное учреждение
Губернский колледжг. Похвистнево
Сергиевский филиал
Дипломная работа
На тему: «Значениенаглядности в процессе обучения английского языка».
Суходол 2010

Содержание
Введение
ГлаваI. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка
1.1 Оприменении наглядности в обучении иностранному языку
1.2Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка
ГлаваII. Применение принципа наглядности в процессе обучения английского языка
2.1 Использованиенаглядности обучения при аудировании
2.2 Применениенаглядности при формировании лексических навыков говорения
ГлаваIII. Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках иностранного языка
3.1Наглядность и ИКТ
3.2Мультимедийное сопровождение уроков английского языка
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение

Введение
Проблема наглядности в обучении иностранным языкам былаактуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечествак “обществу без границ”, приобщению к культурному наследию и духовным ценностямнародов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурнойкоммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расшириласьобласть наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестови движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которыхпреподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно,что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всехорганов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебногоматериала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла своевыражение в дидактическом принципе наглядности.
Принцип наглядности играет особую роль в обучениииностранному языку. При освоении иностранного языка возникает задача — создатьсистему отражения объективного мира в формах второго языка. В школьных условияхобучения при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется с помощьюнаглядности. Используя различные средства наглядности: предметы, макеты,картины, жесты, движения, диафильмы, кинофильмы и т. п., учитель в учебныхцелях моделирует фрагменты объективной действительности, которые ассоциируютсяучащимися с соответствующими иноязычными формами в процессе осуществленияучебной коммуникации. В результате этого формы иностранного языка становятсядля учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира иносителями определенной информации, обмен которой осуществляется при общении втой или иной ситуации.
При обучении иностранному языку наглядность является нетолько важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативнойобусловленностью речи. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, вкоторых отрабатывается устная коммуникация и осваивается таким образом речеваяреакция на объективную действительность и жизненные ситуации.
Таким образом, наглядность в обучении иностранному языкув практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделируетжизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности вприменении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативнойнаглядности.
Кроме того, средства наглядности могут быть использованыв качестве ориентировочных опор и при обобщении языковых явлений, где онипроявляют себя так же, как при обучении другим учебным предметам.
Каждый учитель за свою педагогическую практикунеоднократно слышал рекомендации в свой адрес больше использовать средстванаглядности на уроке. Много сил и времени он тратил на то, чтобы наполнить свойкабинет различными наглядными пособиями: картинами, таблицами, схемами,макетами. Пожалуй, нет кабинета, где не было бы технических средств обучения:магнитофоны, проигрыватели, телевизоры, диапроекторы, а в последнее время и компьютеры.
Применение наглядных методов обучения обусловленодидактическим принципом наглядности, который обосновал в “Великой дидактике”Я.А.Коменский. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения исчитал, что обучение следует начинать “не со словесного толкования о вещах, нос реального наблюдения над ними”. Я.А.Коменский выдвинул “золотое правилодидактики”: “…Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, аименно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи –обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Есликакие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть онисразу схватываются несколькими чувствами”. [17]
Цель исследования: рассмотреть принцип наглядности удетей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Задачи исследования:
Принцип наглядности на уроках английского языка
Мультимедийная наглядность на уроках английского языка
Объект исследования: принцип наглядности на урокеанглийского языка.
Предмет исследования: принцип наглядности на урокеанглийского языка на начальной ступени обучения.
Гипотеза: принцип наглядности на уроке английского языказависит от таких факторов как:
Педагогическое мастерство учителя;
Правильная организация воспитательного и учебногопроцессов;
Стремление учителя найти свой эффективный методпреподавания иностранного языка.
Методы исследования:
Анализ научно-методической литературы по проблемеисследования;
Обобщение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов;
Наблюдение;
Пробное обучение.

Глава I. Роль принципа наглядности в процессе изученияиностранного языка
1.1 О применении наглядности в обучении иностранномуязыку
Сочетание слова и наглядности – это одно из самыхраспространенных явлений в современной практике обучения. Задачи обучениярешаются успешнее в том случае, когда использование языка опирается на непосредственноевосприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетаниисловесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельностьхарактеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратоммышления.
Принцип наглядности предполагает использование средствнаглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия ипредставлений, создающихся на основе применения этих средств, в умственнуюдеятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её.
Проведенные опыты подтверждают тот факт, что наглядныйматериал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.
Наглядность – это основа, на которой новый языкусваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использованиесредств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознаниисвязей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета иявления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, киноязычному слову, выражающему понятие.
И. А. Зимняя отмечает, что цели применения наглядностиобусловлены задачами, которые стоят перед преподавателем на определенном этапе обученияиностранному языку [4]. Она считает, что наглядность в плане сообщения знанийпри обучении иностранного языка может использоваться в целях: семантизацииязыкового материала и организации запоминания через установление связи междувербальным и наглядно-чувственным образом действительности.
Е. И. Пассов считает, что цель применения изобразительныхсмысловых опор – «вызвать необходимые ассоциации между изображением (идеей,смыслом) и тем, что станет содержательным материалом высказывания», так как «кзрительному образу легко и прочно привязываются даже отвлеченные идеи» [7]. Поего мнению, в данных опорах «могут быть гиперболизированы те свойства икачества предметов, которые важны для того, чтобы схватить суть и определить направлениедвижения мысли говорящего».
Проблема использования наглядности в обучении тесносвязана с проблемой моделирования учебного материала. Модели позволяют отображатьявления и объекты реального мира на множество абстрактных символов и понятий, асвязи между ними – на связи между соответствующими абстракциями. Но начнём ссамого понятия «модель», которое используется во многих областях науки. Модель– это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций,знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (илиявлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном видеструктуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Принято условно подразделять модели на три вида:физические (имеющие природу с оригиналом); вещественно-математические (ихфизическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описаниеоригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символови структурных схем). Существуют и другие классификации: модели вещественные имысленные (наглядно-образные и логико-символические).
А. Н. Кочергин в предложенной им классификациирассматривает следующие модели по видовому признаку: материальные, идеальные, предметные,символические [5].
С. И. Архангельский делит существующие модели на триосновных типа: материальные, абстрактные, модели суждения и аналогии [2].
Л. М. Фридман выделяет два класса моделей: 1)материальные (вещественные, реальные), которые, в свою очередь, делятся настатические (неподвижные) и динамические (действующие); 2) идеальные, которые делятсяна образные или иконические, знаковые (знаково-символические) и мысленные(умственные, воображаемые) [11]. По его мнению, все выделяемые модели обладаютсвойством наглядности как для их создателей, так и для тех, кто их понимает.Материальные модели наглядны потому, что они представляют собой объективносуществующие предметы и чувственно воспринимаемы. Идеальные модели такжечувственно воспринимаемы, и это восприятие вызывает образы моделируемыхобъектов, на основе которых эти модели были разработаны.
Метод моделирования сегодня широко используется впедагогике. Л. М. Фридман считает, что использование моделирования в обученииимеет два аспекта: 1) служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимисяв результате обучения; 2) является тем учебным действием и средством, с помощьюкоторого достигаются цели обучения и без которого невозможно полноценноеобучение.
Подавляющее большинство форм человеческой деятельности неможет осуществляться без применения знаково-символических средств. Считается, чтознак представляет предмет и отражает посредством значения свойства и отношенияпредметов, т. к. неразрывно связан со значением. Таким образом, функциизнаково-символических средств – представлять предмет, вызывать образ предмета,сообщать знания о предмете.
Посредством знаковых систем возможно эффективноекодирование получаемой информации, чтобы максимально упростить и убыстрить процессприведения получаемой информации к доступному для ее использования виду.
Психология различает разные виды знаково-символическихсредств (например, языковые и неязыковые). Специфика их использования зависитот вида деятельности и от цели употребления. В реальной деятельности, в том числеи в обучении ИЯ, все виды знаково-символических средств используются неизолированно, а в комплексе, что очень хорошо просматривается вопорно-семантической схеме, которая включает разные виды графических символов,отображающих содержание учебного материала.
Необходимость владения методикой моделированияобусловлена практической значимостью как общего метода научного познания, так ипсихолого-педагогическими аспектами. Когда обучающиеся строят различные моделиизучаемых явлений, моделирование выступает и в роли учебного средства и способаобобщения учебного материала, а также представления его в свёрнутом виде. Крометого, достаточно широко применяется моделирование учебного материала для егологического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информациив наглядной форме и в расчёте на образные ассоциации с помощью мнемоническихправил.
1.2 Наглядность, как компонент развития внимания науроках английского языка
В своей практике учителя английского языка стремятсяиспользовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, какдополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорныйсигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как воображение,зрительная и эмоциональная память.
Наглядность один из принципов обучения. Наглядный образвозникает не сам по себе, а результате активной познавательной деятельностиребенка. Образы представления значительно отличаются от образов восприятия. Посодержанию они богаче образов восприятия, но у разных детей они различны поотчетливости, яркости, устойчивости, полноте, длительности запоминания. Степеньнаглядности образов представления может быть различной в зависимости отиндивидуальных способностей ребенка, от его знаний, от уровня его воображения,а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Мышлениеперерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношениямежду разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщенные, болеглубокие по содержанию психические образы познаваемых запоминаемых объектов(лексем), что очень важно при изучении языков.
Наглядность как принцип обучения был впервыесформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Т. Песталоцци, К.Д.Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средстванаглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов иявлений.
Наглядность обучения, как дидактический принциппостроения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессеобучения языкам может быть использован и при изложении нового материала, и припроверке освоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг,карт, схем, таблиц и т.д.
Наглядность в обучении относится к различным видамвосприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видовнаглядных пособий не обладает абсолютным преимуществом перед другими. Например,при изучении природы (темы «Времена года», «Погода» и др.), наибольшее значениеимеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. На уроках грамматикиудобнее применение условных изображений, выражающих отношения между словами,частями предложения с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей словаразными цветами и т.п. В таких случаях сопоставительное обучение языкамполучает еще одно преимущество, так как он зрелищнее, дает дополнительные точкисоприкосновения или различий изучаемых объектов. Применение этого способаосуществить и легко и сложно одновременно. Необходимо не загромождатьпредлагаемый материал излишним сравнением, рассеивающим внимание, аакцентировать внимание на самых главных моментах. Например, при изучении временв грамматике русского,, английского языков достаточно упомянуть существованиетрех времен в русском языке и большее наличие их в английском языках.
Нередко возникает необходимость использовать различныевиды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Оченьважно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождая урокибольшим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться,и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применении наглядных пособий вобучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитиюучащихся. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следуетиспользовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышленияребенка. Это правило относится не только к средним и старшим классам, но и кначальным классам. В практике обучения применение наглядных средств обязательносочетается со словом учителя. Знание форм сочетания слова и средствнаглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможностьучителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленнойдидактической задачи, особенностям учебного материала и конкретными условиямиобучения.
Наглядность – это основа, на которой новый языкусваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся.Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстротувоспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающегопонятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета,воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.
Проблема использования наглядности в обучении тесносвязана с проблемой моделирования учебного материала. Метод моделированиясегодня широко используется в педагогике.
Подавляющее большинство форм человеческой деятельности неможет осуществляться без применения знаково-символических средств. Считается,что знак представляет предмет и отражает посредством значения свойства иотношения предметов, т. к. неразрывно связан со значением. Таким образом,функции знаково-символических средств – представлять предмет, вызывать образпредмета, сообщать знания о предмете.
Наглядность обучения, как дидактический принциппостроения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессеобучения языкам может быть использован и при изложении нового материала, и припроверке освоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг,карт, схем, таблиц и т.д.
Наглядность в обучении относится к различным видамвосприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видовнаглядных пособий не обладает абсолютным преимуществом перед другими.

Глава II. Применение принципа наглядности в процессе обученияанглийского языка
2.1 Использование наглядности обучения при аудировании
Необходимость научить большее количество людей говоритьна иностранном языке и понимать иностранную речь возрастает с каждым годом всвязи с ростом и развитием международных политических, экономических икультурных связей.
Основную трудность при овладении иностранным языкомпредставляет выработка навыков и умений аудирования и говорения. Причем,говорению невозможно научиться без аудирования. Они вместе образуют один актустного общения. Аудирование является производным, вторичным в процессекоммуникации, оно сопровождает говорение и синхронно ему. Развитие навыковаудирования как вида речевой деятельности является одной из самостоятельныхзадач обучения иностранному языку.
Аудирование основано на умении, и как всякое умение оноопирается на определенные навыки, главными из которых являются: • навыкиподсознательного распознавания грамматических форм речи на морфологическом исинтаксическом уровне;
навыки непосредственного понимания слов и словосочетаний;
навыки подсознательного восприятия звуков, звукосочетанийи интонаций, то есть звуковой стороны речи.
Ведущую роль в развитии этих навыков играют техническиесредства слуховой, зрительной и зрительно-слуховой наглядности.
Наглядность обучения – это специально организованный,целенаправленный показ учебного материала с целью подсказать учащимся законыизучаемого явления (в конкретном случае – иностранного языка), позволяющиеувидеть общее через частное, языковой закон через речевое действие. Наглядностьиспользуется для того, чтобы “перекрыть” канал родного языка и побудитьучащегося слушать и говорить на иностранном языке.
Аудирование, как и каждый другой вид деятельности, можнорассматривать как парную противоположность, то есть “слушание – аудирование”.При этом слушание – это восприятие речевого материала без извлеченияинформации, а аудирование преследует эту цель. Учителю важно это помнить приподборе материала для аудирования. Например, фонозаписи для тренировки произношенияили первичного закрепления грамматических структур и лексических элементовязыка требуют от учащихся простого проговаривания или воспроизведенияуслышанного. Для развития же навыков говорения следует подбирать материал,стимулирующий коммуникацию, дающий пищу для выражения собственного мнения,отношения, взглядов, мыслей.
Процесс аудирования связан с механизмом слуховой памяти,которую помогают развивать тренировочные упражнения. Самым сложным в процессеаудирования является механизм логического понимания. В этом случае не требуетсямногократное восприятие и воспроизведение одного и того же материала. Полноепонимание речи на слух должно осуществляться целостно при однократномвосприятии. Задача учителя состоит в том, чтобы научить пониманию не отдельных слови фраз, а общему пониманию: о чем идет речь, где и когда происходит действие,кто его главные участники, и нацелить учащихся на восприятие текста в целом.Однако, такое понимание возможно лишь при наличии у учащихся развитых доавтоматизма в процессе систематической практики речевых навыков. При подборематериала важно учитывать, имеют ли учащиеся достаточный словарный запас дляпонимания, и, возможно, адаптировать выбранный текст в соответствии с уровнемзнаний учеников. С самого начала следует приучать к восприятию речи внормальном темпе и обязательно использовать возможность слушать устную речь висполнении носителей языка.
Магнитофонная учебная запись в настоящее время являетсясамым распространенным средством слуховой наглядности. Однако, не следуетзабывать об определенной ограниченности аудиозаписи, а именно – отсутствиивнешней стороны естественной речи: мимики, жестов, движений. Более широкиевозможности предоставляют аудиовизуальные средства: кино, учебное телевидение,видеозаписи, которые имеют большие преимущества по сравнению с фонозаписями,где отсутствие зрительной наглядности мешают восприятию иноязычной речи.Видеофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки используются в целях интенсификацииучебного процесса и придания ему максимальной коммуникативной направленности.Они создают дополнительную языковую среду и воспроизводят речевую ситуациюзвуковыми и зрительными средствами. За короткий промежуток времени, отведенныйна просмотр видеосюжета или видеофрагмента, учащийся получает большой объем информациисразу по двум каналам: зрительному и слуховому. Зрительный ряд помогает лучшезапомнить языковые структуры, расширить вокабуляр и стимулирует развитиеречевых навыков и навыков аудирования.
На начальном этапе обучения кадры видеосюжета должны бытьоднозначны, чтобы внимание учащихся сконцентрировать не на самом сюжете, а наконкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материалаусложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативнойнаправленности, например, пересказ фрагмента или рассказ о своем отношении кувиденному. Появляется возможность работы в парах по вопросно-ответной системе,что имитирует общение и развивает речевые умения.
Можно предложить учащимся следующие задания:
дать характеристику персонажей;
определить и описать место и время событий;
ответить на вопросы по содержанию;
сгруппировать лексический материал по тематическомупринципу;
найти и определить конкретные языковые и лексическиеструктуры;
передать одну и ту же мысль разными языковыми средствами;
назвать запомнившиеся фразы, выражения, идиомы;
объяснить мотивы поступков действующих лиц;
воспроизвести диалог между участниками;
выступить в роли экскурсовода, комментатора, диктора.
Последнее задание идеально для завершающего этапа работынад фильмом или кинофрагментом, когда демонстрацию можно произвести в немомварианте. Такая работа целесообразна на продвинутом этапе обучения для учащихсясильного уровня.
Все вышеперечисленные задания дают возможность переносаучебного материала в новую языковую ситуацию.
Говоря о роли технических средств в обучении аудированию,преимуществах одних и недостатках других, можно с уверенностью сказать, что ниодно из них, взятое в отдельности, не может полностью обеспечить успехобучения, и только правильное их сочетание, отвечающее особенностям изучаемоговопроса и познавательной деятельности учащихся, дает возможность достигнутьоптимальных результатов.
Начинать обучение аудированию следует с таких упражнений,когда учащиеся не только слышат, но и видят говорящего. На начальном этапе онинацеливают на повторение услышанного, а не на проверку понимания. Не всегдаобязательно требовать ответную реакцию. Это даже может иногда помешать обучениюаудированию – ученик будет стараться обдумать ответ вместо анализа услышанногои более глубокого его понимания. Воспроизведение речи – это уже конечныйрезультат, т.к. говорение является самым сложным аспектом языка. Хорошийрезультат дают упражнения в слушании с целью узнавания, различения,сопоставления.
Например: прослушай скороговорку и скажи, сколько тыуслышал слов, начинающихся со звука [t]:
Never trouble trouble till trouble troubles you,
It only doubles trouble and troubles others too.
Или упражнения на различения долготы звуков: [i] [i:]
Или: прослушай ряд слов и назови номера тех, в которыхесть звук [e]:
bad, Ted, mat, sad, bear, red, fat, bed,Fred, cat, bed.
На этом этапе обязательно включение упражнений,развивающих слух и произношение, например, такие, в которых нужно прослушать ивыбрать правильный ответ на вопрос или высказывание из двух или несколькихвариантов.
Аудирование диалогов необходимо включать с первых этаповобучения. Они содержат все типы предложений: вопросы, ответы, приказания,просьбы, советы и являются образцом живой повседневной речи. Диалоги имеют цельв разговорной форме дать образец лексических и грамматических моделей. Хорошосоставленный диалог служит иллюстрацией языковых структур, а также включаетматериал страноведческого характера.
Сначала диалоги небольшие по объему с основным упором навоспроизведение, т.е. проговаривание за диктором. Постепенно вводятся диалоги сзаписью естественных, живых, настоящих разговоров с включением повторов,междометий, сокращений, возможных в реальной беседе пауз и заминок и всопровождении естественных шумов. Завершающим этапом работы над диалогомявляется его инсценировка и презентация.
Однако, следует помнить, что учебные диалоги все жеотличаются от естественных разговоров и бесед, где могут возникнутьнепредвиденные повороты, где говорящие могут перебивать друг друга или внезапносменить тему разговора или же в разговор могут вклиниться другие люди.
Итак, задания для развития навыков аудирования различнына разных этапах обучения. Они зависят от поставленных учителем учебных задач иусложняются по мере усложнения изучаемого материала.
Чтобы этот вид обучения был интересен учащимся или ненаскучил им, учителю необходимо максимально разнообразить задания как дляаудирования, так и виды контроля понимания.
На начальном этапе контроль с помощью картинок, карточек,в виде выполнения просьб и команд, воспринимается учащимися как игра, например,выбрать картинку, соответствующую услышанному короткому рассказу или диалогу.
Или:
найти сходства и различия между картинкой и услышанным;
выполнить определенные действия или команды, записанныена аудиопленку;
задания на узнавание грамматических структур: прослушайпредложения и назови номера предложений, соответствующих изученномуграмматическому материалу.
Такие задания и виды контроля воспринимаются учащимисякак игра, а сложную работу над развитием навыков аудирования делают интересной,яркой, запоминающейся.
На начальном этапе обучения имитационные упражнения“слушай и повторяй” сохраняются с целью совершенствования навыков произношенияи интонации. Интересны задания выборочного характера: выбери правильный вариантответа из 2-3 предложенных, а также задания на расширяющее повторение, такназываемое “увеличение цепочки”
Listen and repeat:
a book;
an interesting book;
to read an interesting book;
like to read an interesting book withfriends;
sisters like to read an interesting bookwith friends;
two sisters like to read an interestingbook with friends;
two sisters like to read an interestingbook with friends in the evening.
Такие упражнения тренируют память, помогают запоминатьвсе более длинные предложения.
Включаются упражнения, тренирующие языковые модели:
подстановочные упражнения, где элемент подстановки даетсяв виде подсказки и есть опора на текст, таблицу, схему или есть список слов исловосочетаний для подстановки.
трансформационные упражнения, которые активизируютактивность учащихся и необходимы для выработки автоматизма в процессепроговаривания.
Например, изучив настоящее завершенное время, можно датьтакое упражнение:
Выслушай просьбу и скажи, что ты это уже сделал. Даетсяобразец:
— Please, do your homework.
— But I have already done it.
Так можно затренировывать любой грамматический илексический материал:
Учитель: She is so beautiful!
Ученик: Yes, she is so beautiful!
— упражнения на соединение 2-х и более моделей, например,учащийся прослушивает два простых предложения и выполняет задание соединить ихв одно сложноподчиненное с помощью союзного слова.
Запись: because I didn’t write a letter. I was short oftime
Ученик (в паузе): I didn’t write a letter because I wasshort of time.
— дифференцированные упражнения, которые составляются попринципу противопоставления лексических и грамматических структур.
Например, противопоставление утвердительной иотрицательной формы в настоящем длительном времени.
Учитель: Olga is reading a book now. And you?
Ученик: I am not reading a book now.
Учитель должен помнить, что каждому упражнению нааудировании должна предшествовать четкая подробная инструкция – задание по еговыполнению. Задание должно быть конкретным, понятным, доступным и дано в устнойили письменной форме.
Тексты для аудирования подбираются только на изученномматериале и могут включать лишь небольшое количество незнакомых слов с цельюразвития языковой догадки.
Технические средства могут выступать не только в ролиобучения аудированию, но и как средство контроля. Они помогают за минимальноевремя проконтролировать большой объем языкового материала. Задания по формемогут совпадать с заданиями для обучения аудированию, но цель изменяется;меняется и форма проверки. Она может быть в письменной форме (например:прослушай и выбери правильный ответ из ряда данных или прослушай и дословнорасшифруй фонозапись диалога, отрывка текста) и в устной форме, когда,например, учащимся предлагается записать свои высказывания на кассету илиначитать на пленку отрывок текста для контроля техники чтения. Письменная речьможет контролироваться с помощью аудиозаписи диктантов, изложений, письменныхпереводов.
Таким образом, в силах учителя с помощью аудиовизуальныхсредств и путем подбора интересного, разнообразного материала и упражненийсделать трудоемкий процесс обучения аудированию увлекательным,эмоционально-привлекательным, способным поддерживать высокий мотивационныйуровень учащихся и формировать устойчивый интерес к изучению иностранногоязыка.
2.2.Применение наглядности при формировании лексическихнавыков говорения
Современная жизнь требует от людей знаний и владенияиностранными языками. И поэтому проблема изучения иностранных языков актуальнасейчас как никогда. Но недостаток словарного запаса – основная причина того,что учащиеся не владеют иностранным языком.
Проанализировав лексические упражнения, можно сделать вывод,что структура лексического навыка говорения не всегда осознанно учитывается припостроении комплекса лексических упражнений, что отрицательно сказывается науровне владения учащимися лексической стороной говорения.
Для повышения этого уровня необходимо использоватьразличные средства обучения. Так как иностранный язык изучается в искусственныхусловиях, это требует широкого применения наглядности в обучении, особенно намладшей и средней ступенях.
В 8-14 лет у школьников интенсивно формируется ихсамосознание, интеллект, расширяются кругозор и опыт. В этом возрастесовершенствуются все психические процессы: мышление, память, внимание.Подростки перестают быть достаточно внимательными, плохо слушают на урокеучителя.
Применение наглядности помогает организовать деятельностьучащихся так, чтобы их внимание было устойчивым и сосредоточенным. Ценностьчувственно-наглядного преподнесения материала состоит в том, что оно мобилизуетпсихическую активность учащихся: вызывает интерес к занятиям иностраннымязыком, снижает утомление…
Характеристика памяти также имеет важное значение вобучении иностранному языку. Развитие всех видов памяти связано сиспользованием наглядности в обучении. Наглядность обеспечивает правильноеосмысление материала, служит опорой в его понимании на слух и создает условиядля его практического применения.
Принцип наглядности обучения – это один из самыхинтуитивно понятных принципов обучения, который вытекает из сущности процессавосприятия, осмысления и обобщения материала учащимися.
Наглядность воздействует на эмоциональную сторонуличности обучаемого. Известно, что органы зрения обладают большейчувствительностью. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласитрусская пословица. “Пропускная” способность органов зрения в овладенииинформацией в пять раз больше, чем органов слуха. Эта информациязапечатлевается в памяти человека легко, быстро и надолго. Применениенаглядности в сочетании со словом преподавателя приводит в действие I и IIсигнальные системы, что способствует более прочному усвоению материала.
Средства наглядности помогают созданию образов,представлений, мышление же превращает эти представления в понятия. Иллюстрацииспособствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культурымышления, памяти и повышают интерес к изучению иностранного языка.
Рисунки, фотографии, схемы, таблицы, картинки являютсявнешним видом наглядности. Существует и наглядность внутренняя, котораявытекает из конкретного контекста, непосредственного языкового окружения.Наглядность есть проявление психических образов этих предметов, изображённых нафотографиях, рисунках и т.д. Когда говорят о наглядности, то имеют в видуобразы этих предметов. Яркая наглядность создаёт представление о живых образах,вызывает соответствующие ассоциации, так как восприятие наглядности оказываетэмоциональное воздействие на обучаемого.
Существует слуховая, зрительная и предметная наглядность.Использование предметной наглядности способствует развитию мышления наиностранном языке.
Например, используя картины на уроках, можно заметить,что дети быстрее усваивают те или иные явления, более активно ведут себя науроках. Картина всегда вносит оживление в урок. Дети с интересом слушаютрассказ по картинке, которая помогает им понять смысл иностранной речи, онисами загораются желанием высказаться или ответить на вопросы по содержаниюкартины.
Для введения предлогов места можно использовать игрушку.По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этогозакрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки. Вданном случае предметная наглядность способствует установлению связи слова спредставлением.
При объяснении материала можно размещать на доскекарточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие картинки. Учащиесячитают слова и по картинке догадываются об их значении. Пользуясь картинками,мы заставляем учащихся работать и активизируем их моторную память.
Также желательно использовать принцип наглядности и наначальном этапе урока (в фонетической зарядке). Например, при работе состихотворениями учащиеся имеют возможность наглядно представить, о чем идетречь. Помимо стихотворений, можно проводить игры, цель которых – проверить насколько хорошо учащиеся знают слова и могут составлять с ними предложения. Дляигр раздаются листки с изображением маленьких картинок, размещенных так, чтоновое слово начинается с последней буквы предыдущего слова. Также можно раздатькартинки, под которыми написаны слова, задание учащихся составить как можнобольше предложений с этими словами. (Приложение 1)
Основную трудность при овладении иностранным языкомпредставляет выработка навыков и умений аудирования и говорения. Причем,говорению невозможно научиться без аудирования. Они вместе образуют один актустного общения. Аудирование является производным, вторичным в процессекоммуникации, оно сопровождает говорение и синхронно ему. Развитие навыковаудирования как вида речевой деятельности является одной из самостоятельныхзадач обучения иностранному языку.
Начинать обучение аудированию следует с таких упражнений,когда учащиеся не только слышат, но и видят говорящего. На начальном этапе онинацеливают на повторение услышанного, а не на проверку понимания. Не всегдаобязательно требовать ответную реакцию. Это даже может иногда помешать обучениюаудированию – ученик будет стараться обдумать ответ вместо анализа услышанногои более глубокого его понимания. Воспроизведение речи – это уже конечныйрезультат, т.к. говорение является самым сложным аспектом языка. Хорошийрезультат дают упражнения в слушании с целью узнавания, различения,сопоставления.
Говоря о роли технических средств в обучении аудированию,преимуществах одних и недостатках других, можно с уверенностью сказать, что ниодно из них, взятое в отдельности, не может полностью обеспечить успехобучения, и только правильное их сочетание, отвечающее особенностям изучаемоговопроса и познавательной деятельности учащихся, дает возможность достигнутьоптимальных результатов.
Применение наглядности помогает организовать деятельностьучащихся так, чтобы их внимание было устойчивым и сосредоточенным. Ценностьчувственно-наглядного преподнесения материала состоит в том, что оно мобилизуетпсихическую активность учащихся: вызывает интерес к занятиям иностраннымязыком, снижает утомление…
Принцип наглядности обучения – это один из самыхинтуитивно понятных принципов обучения, который вытекает из сущности процессавосприятия, осмысления и обобщения материала учащимися.
Средства наглядности помогают созданию образов,представлений, мышление же превращает эти представления в понятия. Иллюстрацииспособствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культурымышления, памяти и повышают интерес к изучению иностранного языка.

Глава III. Наглядность и мультимедийное сопровождение науроках иностранного языка
3.1 Наглядность и ИКТ
С развитием современных технологий компьютер становится средствомобучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новыеинформационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения:цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения,что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитиеинтеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления исамостоятельности человека. Большие возможности содержатся в использованиикомпьютеров при обучении английскому языку.
В наше время применение интерактивных средств обученияпрочно вошло в школы. Это не только современные технические средства, но иновые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Применениев образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенноевлияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различнымдисциплинам. С развитием современных технологий компьютер становится средствомобучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые информационныетехнологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание,методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяетрешать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитиеинтеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления исамостоятельности человека. Быстрое развитие компьютерной техники и расширениееё функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всехэтапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использованиикомпьютеров при обучении английскому языку.
Применительно к компьютерному обучению, принципнаглядности, называемый также «интерактивной наглядностью» играеточень важную роль. Если в традиционном понимании наглядность это, прежде всегоиллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть вкакой-либо форме предмет или явление, то в компьютерном обучении наглядностьпозволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощьюсамых чувствительных и точных приборов. Не следует упускать из виду, чтокомпьютер позволяет учащемуся не только читать, но и слушать, смотреть видео, атакже активно воздействовать на происходящее с помощью нажатия различных клавишили управления мышью.
Компьютерные обучающие системы также называютинтерактивными (диалоговыми) — это форма общения, характерными особенностямикоторого являются смешанная человеко-машинная инициатива, предвидение намеренийпользователя и возможность сотрудничества с системой. Традиционные уроки поприроде своей являются пассивной формой обучения. Поскольку соотношение междуколичеством учащихся и количеством преподавателей может быть достаточно велико,у преподавателя мало возможностей взаимодействовать с каждым учеником и ученикробкий и застенчивый зачастую остается без внимания. Обучение с помощьюкомпьютеров, напротив, подразумевает обязательное взаимодействие каждогоучащегося с системой с целью усвоения урока: это делается нажатием клавиш дляперехода к другому окну, с помощью ответов на вопросы и т. п.
Эффективное представление уроков на экране является однимиз центральных вопросов компьютерного обучения. Тесты с альтернативным выборомответов по пройденным темам курса английского языка с рисунками, графиками иавтоматическим выбором баллов за правильные ответы по данному тесту. Следуетотметить, что применение компьютерных программ- тренажеров заметно повышаетинтерес к предмету. Помимо этого развивается навык к самооценке — с компьютеромспорить за оценку бесполезно.
Развития памяти ребенка. Нельзя не упомянуть и о том, чтозанятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка,оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимозапоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения.Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго.Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируют познавательнуюмотивацию.
Обучаемому сложнее отвлечься. При получении информациипри помощи и слуха, и зрения, обучаемому сложнее отвлечься. В самом деле. Есличеловек сосредоточенно слушает голос или музыку, то отвлечь его постороннимзвуком сложнее, а визуальным эффектом (например, резким движением или перепадомосвещенности) легче. И, наоборот, для зрителя немого кино или читателя — звукбудет более сильным отвлекающим фактором. Таким образом, при комплексномвосприятии отвлечься сложнее, значит, процесс обучения будет проходить болееэффективно.
В последние годы, появилось большое количество обучающихпрограмм по иностранным языкам. Они не только позволяют читать текст совсевозможными примерами, но и позволят интегрировать в себе такой классическийметод, как аудирование. Более того, ученик при этом не скован темпом класса иучителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагменттекста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяютдаже контролировать произношение учащегося.
Изучение английского языка с помощью компьютерныхпрограмм вызывает огромный интерес у учащихся школы. Учащихся привлекает этотвид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет своиумения и способности.
Мультимедийный курс английского языка – это видеоролики,интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевойдеятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической идиалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Игрынаправлены на достижение только положительного результата! Особое вниманиеможно уделить детям, отстающим в учебе. Азарт соревнования заставляетдобиваться лучших результатов. Работа на компьютере вызывает у таких учащихсянеподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации кобучению иностранному языку.
После проведения таких уроков, приходим к выводу, что,благодаря использованию интерактивного мультимедийного курса решается проблемаповышения качества обучения.
Компьютерный курс содержит большое количествомультимедийных лекций и позволяет резко облегчить усвоение обширного материала засчет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка, шумы), а также чистокомпьютерных возможностей диалога с учеником, контроля усвоения пройденногоматериала.
Существующие на сегодняшний день компьютерные программыпозволяют выводить на монитор информацию в виде текста, звука,видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможностьорганизовать как самостоятельную работу каждого ученика в отдельности, так игрупповую работу вместе взятых учащихся группы.
Мультимедийные задания носят различный характер: — нажатьна правильный ответ; — заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды; — найти слово, (правильный ответ); — расположить предметы на картинке; — соединить точки, ответить на вопросы; — найти слова, соответствующие картинкам;- прочитать слова и указать на предмет; — прослушать и спеть песенку; — прослушать текст и выбрать правильный ответ на вопрос; — напечатать слово,фразу, предложение.
Занимательные упражнения, направленные на развитие такихвидов речевой деятельности, как аудирование, чтение, формирование и закреплениенавыков монологической и диалогической речи позволяют отрабатыватьпроизношение, совершенствовать письменную речь, пополнять словарный запас.
Использование мультимедийных средств обучения помогаетреализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечиваетиндивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, ихуровня обученности, склонностей. Новейшие технологии в обучении английскомуязыку повышают самостоятельность детей, но в то же время способствуютсотрудничеству учителя и ученика на уроке, помогает давать учащимся прочныезнания и развивать коммуникативную компетенцию, а так же идти в ногу со временеми не отставать от прогресса.
Электронные издания учебного назначения, обладая всемиособенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ.В частности: компактность хранения в памяти компьютера, диске или иных цифровыхносителях, мобильность, возможность оперативного внесения изменений идополнений, удобство пересылки по электронной почте и передачу одноклассникам.
Известно, что учитель в процессе своей работы должен нетолько передавать учащимся определенный объем информации, но и стремитьсясформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания,применяя различные средства. Чем лучше организована самостоятельнаяпознавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходитобучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся нетолько в аудитории, но и в домашних условиях, что необходимо для болееуспешного перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника

3.2 Мультимедийное сопровождение уроков английского языка
Специальным образом подобранные и организованныенаглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы(фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематическиеизображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки,плакаты, таблицы, схемы) – давно и успешно используются в учебном процессе какнеотъемлемая его часть, представляя собой наиболее доступную для восприятияформу предъявления учебного материала. Они создают особуюпредметно-мотивационную среду, которая в силу своей содержательной сущностиспособствует развитию познавательной активности, творческих способностейучащихся и, в результате, формированию их образовательной, когнитивной икоммуникативной компетенции. С другой стороны, являясь осознанным илинеосознанным “внешним раздражителем”, стимулом, наглядные средства обучениядают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоенияучебного материала за счет конкретизации абстрактного, т. е. отражении изапечатлении в его сознании воспринимаемых зрительных образов. Таким образом,изобразительная наглядность на уроке является тем окружением, своего родавизуальным контекстом, без которого невозможно эффективное формирование иразвитие разного рода компетенций учащихся – как общеучебных, так иконкретно-предметных.
С точки зрения когнитивной психологии визуальныйконтекст, во-первых, дает учащемуся внешний посыл, усиливающий и подкрепляющийего ожидание – содержательную антиципацию, а во-вторых, формирует существенныйстимул для восприятия новой информации, т. е. помогает новому образу попасть вобласть хранения похожей информации, повышая тем самым готовность восприятия.Это явление – своего рода связь визуального контекста и порога восприятияинформации, или связь стимулов и ожиданий, – еще раз доказывает положение,известное любому учителю-практику: разнообразный по форме стимул, предъявляемыйс высокой частотностью и подкрепляемый визуальным контекстом, позволяет нетолько быстро классифицировать воспринимаемую информацию или опознавать ее, нои эффективно усваивать на активно деятельностном уровне, т.е. переводить изрецептивной сферы деятельности в продуктивную.
Создание средств изобразительной наглядности требует отучителя значительных затрат времени и сил, хотя каждый из нас понимает, что онис лихвой “окупаются” повышением эффективности нашей работы. С цельювзаимопомощи методическими объединениями учителей-предметников школ обычносоздаются специальные ресурсные центры, объединяющие материальные плодыучительского труда: различные дидактические материалы и наглядные пособия — банки данных, библиотеки образов, видео- и фильмотеки и пр.
Новые и, по-видимому, безграничные возможности созданиясредств изобразительной наглядности предоставляются мультимедийнымитехнологиями. В настоящее время компьютер является наиболее совершеннымтехническим средством обучения, поскольку позволяет соединить в рамках однойрадиоэлектронной системы функции нескольких устройств – телевизора, аудио- ивидеомагнитофона, универсального считывающего и воспроизводящего устройства,пишущей машинки, ЭВМ, мольберта, чертежной доски, приемо-передающего устройствавербальной и невербальной информации (если иметь в виду доступ в Интернет иэлектронную почту) и т. п. – используемых обычно в учебном процессе.
Такая многофункциональность компьютера при работе систочниками информации разного типа (или его мультимедийные свойства) позволяетсоздавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертойкоторых с точки зрения обучающих технологий является интерактивная наглядность– эффект погружения в обучающую программную среду и взаимодействия с ней. Этоособый и высший в настоящее время вид наглядности, изначально создаваемыйавтором-разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю“вступать в диалог” с компьютером за счет наличия определенного набора опций,сопровождаемых эффектами анимации – демонстрирующейся в заданном темпепоследовательности сменяющих друг друга кадров. При этом учащийся совершаетцеленаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характервзаимодействия между предметами и явлениями, т. е. усваивает не отдельныестатичные образы, а смысловые схемы, что сродни приобретению опытасамостоятельного исследования.
Кроме того, виртуальное присутствие пользователя впрограммной обучающей среде мобилизует все основные каналы восприятия новойинформации – визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать параллельно исогласованно – так, как это обычно происходит в обыденной реальности.Воспринятая таким образом информация, опирающаяся не на рассеянное, а наизбирательное внимание, эффективнее поддается обработке в результатеречемыслительных операций, надежнее хранится в памяти и быстрее из нееизвлекается. А ведь именно избирательное внимание, по мнению специалистов покогнитивной психологии, является основой целенаправленного и эффективногообучения.
Использование Интернета на уроках иностранного языка
Интернет обладает колоссальными информационнымивозможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что ипреподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальнойсети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах,особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определеннымицелями образования. Интернет со всеми своими ресурсами — средство реализации этихцелей и задач. Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения какихдидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказатьсяполезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.
Интернет создает уникальные возможности для изученияиностранного языка, он создает естественную языковую среду. Сначала вспомнимособенности предмета «иностранный язык». Основная цель — формированиекоммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности кмежкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболеевостребованной учащимися. Следует иметь в виду еще одну особенность предмета«иностранный язык». Обучать речевой деятельности можно лишь вобщении, живом общении.
Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в видудидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четкопредставляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средствообучения может оказаться наиболее эффективным. Если иметь в виду предмет нашегообсуждения — Интернет, то также важно определиться, для каких целей мысобираемся использовать его возможности и ресурсы.
Например:
для включения материалов сети в содержание урока;
для самостоятельного поиска информации учащихся в рамкахработы над проектом;
для ликвидации пробелов в знаниях.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно,интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактическихзадач на уроке:
совершенствовать умение аудирования на основе аутентичныхзвуковых текстов сети Интернет;
пополнять словарный запас, как активной, так и пассивнойлексикой современного языка;
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока позволяетучащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместныхисследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность имастерство.
В наше время применение интерактивных средств обученияпрочно вошло в школы. Это не только современные технические средства, но иновые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Применениев образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенноевлияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различнымдисциплинам. С развитием современных технологий компьютер становится средствомобучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новыеинформационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения:цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения,что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитиеинтеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления исамостоятельности человека. Быстрое развитие компьютерной техники и расширениееё функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всехэтапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использованиикомпьютеров при обучении английскому языку.
Развития памяти ребенка. Нельзя не упомянуть и о том, чтозанятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка,оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимозапоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро приниматьрешения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно инадолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируютпознавательную мотивацию.
Изучение английского языка с помощью компьютерныхпрограмм вызывает огромный интерес у учащихся школы. Учащихся привлекает этотвид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет своиумения и способности.
Интернет обладает колоссальными информационнымивозможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что ипреподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальнойсети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах,особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определеннымицелями образования. Интернет со всеми своими ресурсами — средство реализацииэтих целей и задач.

Заключение
Включение нашей страны в мировое сообщество остро ставитпроблему владения иностранными языками. В этой связи возрастает необходимостьбыстрого овладения иностранными языками широкими слоями населения,необходимость обучения основам нескольких иностранных языков в системешкольного обучения.
Решение данной проблемы требует новых подходов корганизации процесса обучения, совершенствованию его форм и методов. Одним изрезервов интенсификации процесса обучения иностранному языку являетсяиспользование средств наглядности.
Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическоемастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии сзакономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Однимиз таких принципов является принцип наглядности.
Нельзя не признавать достоинства наглядности, однако,неумелое использование наглядных средств может увести учеников от решенияглавных задач, подменить цель ярким средством, отвлекающим от глубокогопознания существенных связей и закономерностей.
Проблема использования средств наглядности при обучениииностранному языку стоит достаточно остро. Многие школьные учебники, а ихстановиться год от года все больше, перегружены различными фотоиллюстрациями,графическими изображениями, таблицами и схемами, которые, подчас, не помогаютучащимся, а, наоборот, отвлекают их от сути изложенного материала.
Практика обучения языку в школе показывает, что, изучаяиностранный язык в течение 7 лет (с 5 по 11 класс), выпускникиобщеобразовательной школы зачастую так и не овладевают им, не могутсамостоятельно, без предварительной подготовки строить даже самые простыепредложения, диалоги, испытывают большие трудности в понимании смысланесложного аутентичного текста на языке при чтении или аудировании. Учебныепособия по иностранному языку, к сожалению, не дают возможности учителю научитьшкольников языку так, чтобы достичь качественного уровня их обученности.Существующая практика обучения языкам в школе основана на запоминании большогообъема языковых, бессистемных знаний, “речевых образцов” и “речевых моделей”.При их воспроизводстве создается иллюзия свободной речи. При этом имеет местоогромное количество фонетических, лексических, грамматических, речевых ошибок.
Наглядные средства при обучении иностранному языкуиспользуются для иллюстрации страноведческого материала, для создания нагляднойопоры при презентации какой-либо ситуации, стимулирующей общение. Нет сомнения,что “страноведческая” наглядность необходима, она позволяет дать учащимсякрасочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, какнеобходимы и иллюстрации, облегчающие понимание иноязычных выражений. Однаконельзя сводить роль наглядности только к этому.
В наше время применение интерактивных средств обученияпрочно вошло в школы. Это не только современные технические средства, но иновые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Применениев образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенноевлияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различнымдисциплинам. Применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности,называемый также «интерактивной наглядностью» играет очень важную роль.Если в традиционном понимании наглядность это, прежде всего иллюстративнаякомпонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо формепредмет или явление, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидетьто, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительныхи точных приборов.

Список использованной литературы
1.        А.А.Леонтьев “Язык и речевая деятельность в общей и педагогическойпсихологии” Москва – Воронеж, 2004, с.309.
2.        Архангельский А. С. Обученность – главная переменная шкала отметок,градации контингента и функции оценивания учителя – М.: Знание, 1985. – 102 с.
3.        Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам:Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз.высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4.        Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2000. – 384 с.
5.        Кочергин А. Н. Моделирование мышления – М.: Политиздат, 1969.
6.        Новые педагогические и информационные технологии /Под ред. Е.С.Полат-М., 1999.
7.        Пассов Е. С. Основные вопросы обучения иностранной речи – Воронеж: Воронежскийгос. пед. институт, 1974. – 164 c.
8.        Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988.
9.        Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2001, № 2. С.14 – 19.
10.     Страхов И. В. Воспитание внимания у школьников. М.: Валдос, 2002.
11.     Фридман, А. М. Наглядность и моделирование в обучении – М.: Знание,1984. –80 c.
12.     Уроки английского языка. СПб.: Каро, 2000.
13.     Цели обучения иностранному языку. / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С.Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2002.
14.     Шахмаев Н. М. Технические средства обучения. — М.: Просвещение, 2001.
15.     Шехтер И. Ю. Комплексное применение технических средств при обучении иностранномуязыку. М.: Академия, 1999.
16.     Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. М., 1977, с.44.
17.     Я.А. Коменский. Избр. пед. соч. М., 1955, с. 302-303.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Философия Владимира Соловьева»
Реферат Трудоголизм и трудолюбие: как избавиться от одного и развить другое
Реферат Корпоративні фінанси
Реферат Защитно-декоративная отделка древесины
Реферат Загальні захворювання серцево-судинної системи
Реферат Инженерно-геологические изыскания для определения характеристик грунтов и оснований
Реферат Object Oriented Programming Essay Research Paper THE
Реферат ГОСУДАРЬ" Н. МАКИАВЕЛЛИ: ТИТАН ВОЗРОЖДЕНИЯ ИЛИ ТИРАН ГУМАНИЗМА?
Реферат Ритуалы, которые приносят деньги
Реферат Изучение торгового ассортимента безалкогольной продукции на примере торгового павильона ИП , г
Реферат Современные требования к составлению и оформлению протокола
Реферат Перелом проксимального отдела бедренной кости
Реферат International Students Essay Research Paper International Students
Реферат Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук
Реферат Роль природы в произведениях М. Горького