Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Эгоизм и эгоцентризм

Эгоизм и эгоцентризм

Делия Стейнберг Гусман, руководитель международной
школы «Новый Акрополь»

Много
раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его «младший
брат» эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и
другое. В своей статье «Что такое мистика» профессор Ливрага пишет: «Эгоизм и
его экзотерическая (внешняя. — Прим. ред.) тень — эгоцентризм — всегда были
камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного
развития...»

Становится
понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз
взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же
разница между тем и другим понятием.

Почему
эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается,
что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые
последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним,
видимым проявлением?

Эгоцентризм
— это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным,
всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и
поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в
человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является
естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение
свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко.
Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и
своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует,
что от них исходит опасность.

Странно,
но часто получается, что контакт с человеком «заражает» домашних животных
«вирусом эгоцентризма», и мы видим, как в них начинает проявляться такая
знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки
и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается
ревность.

С
самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного
внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя
«тактика», позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые
с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то
стало похоже на них.

Проходит
время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать
потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем
окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму
самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют
любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание
чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать
центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается
анти-любовь — эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто
центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди,
он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и
никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая
притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих «Диалогах». После долгих
рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что
существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и
«не-журавли». То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит
из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в
своем роде, и все остальные, «не-я», лишь смутно существующие в представлении
эгоиста где-нибудь в его собственной тени.

Дело
даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые.
Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это
разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может
произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования
удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится
холоден и равнодушен ко всему остальному, ему «наплевать» на других людей и уже
недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью
поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не
уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно
и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной
чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится:
«Любовь — это отдача, и соответственно, отдача — это проявление Любви...» Как
достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие
взаимоотношения?

Истинные
взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви.
Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем
и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя
единственным центром мира.

Для
того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать
друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы
уголочек, для всех существ, живущих на Земле. Нужно расширить сознание и
научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать
таинственную бесконечность Вселенной. Нужно познать все живое, научиться любить
и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить
мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все
прекрасное, что имеем и что несем в душе.

Не
оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным
этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить
темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое
зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию.
Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей,
если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам
и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.

Никто
не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма,
мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие
размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:

«Нет
человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более
жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою
силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не
является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях».
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newacropolis.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :