Реферат по предмету "Государство и право"


Прием наличных денег при реализации товаров, работ и услуг



25

Прием наличных денег при реализации товаров, работ и услуг

Введение

При реализации товаров, работ и услуг субъекты предпринимательской деятельности в одних случаях должны использовать кассовые суммирующие аппараты и (или) специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры (далее - КСА, кассовые аппараты и системы), а в других им разрешено принимать наличные деньги без использования технических средств. Рассмотрим данные вопросы подробнее.

Подпунктом 2.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 №18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее - Постановление №18/1) установлено, что юридические лица (а также филиалы, представительства, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет) и индивидуальные предприниматели принимают наличные денежные средства (в том числе авансовые платежи) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением КСА, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами Беларуси и самим Постановлением №18/1.

Это означает следующее:

1) наличную выручку следует принимать с применением КСА;

2) кассовые аппараты и системы, которые используются для приема наличных денег при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, не могут быть любыми. Их модели или модификации должны быть обязательно включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;

3) при расчете с помощью банковских пластиковых карточек следует использовать платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек;

4) законодательными актами Республики Беларусь и Постановлением №18/1 может быть установлено иное.

Государственный реестр

Прежде чем приобрести КСА, необходимо убедиться, имеется ли такая модель в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденном постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 04.06.2003 №29 (далее - Государственный реестр). Порядок ведения Государственного реестра закреплен в Положении о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 №738. В Государственный реестр включаются следующие сведения:

- наименования кассовых аппаратов и систем;

- обозначение версии программного обеспечения КСА;

- наличие в кассовых аппаратах и системах электронной контрольной ленты защищенной;

- сроки нахождения КСА в Государственном реестре;

- сферы применения кассовых аппаратов и систем;

- о решениях Государственного комитета по стандартизации о включении КСА в Государственный реестр либо исключении из него, об изменении сроков их нахождения в Государственном реестре;

- наименование, местонахождение и учетный номер плательщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также фамилия, имя, отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих производство либо ввоз на территорию Республики Беларусь кассовых аппаратов и систем.

Сведения о КСА, включенных в Государственный реестр либо исключенных из него, а также о внесенных в реестр изменениях направляются в Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Министерство промышленности Республики Беларусь в 5-дневный срок и подлежат обязательному опубликованию не менее чем в одном периодическом печатном издании, учрежденном государственным органом, в 10-дневный срок со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь соответствующего решения Госстандарта.

КСА включаются в Государственный реестр на 5 лет. Срок нахождения кассовых аппаратов и систем в Государственном реестре может быть продлен, но также не более чем на 5 лет.

Регистрация кассовых аппаратов и систем в налоговом органе

Согласно п. 2.3 Постановления №18/1 КСА подлежат регистрации в налоговом органе по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя до их применения указанными лицами и при наличии договора на их техническое обслуживание и ремонт. Исключение составляют кассовые аппараты и системы, используемые в своей деятельности Национальным банком Республики Беларусь или банками.

Это означает, что перед тем, как начать использовать для приема денег приобретенный КСА, необходимо:

1) заключить договор на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата или системы;

2) зарегистрировать КСА в налоговом органе.

Договор на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата или системы заключаются с центром технического обслуживания и ремонта (далее - центр, ЦТО), имеющим сертификат соответствия на данный вид деятельности.

После процедуры заключения договора с центром кассовый аппарат или система регистрируется в налоговом органе. Порядок такой регистрации определен Инструкцией о некоторых вопросах регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.09.2004 №100 (далее - Инструкция №100).

Пунктом 3 Инструкции №100 установлены определенные требования к КСА, которые необходимы для их регистрации. В первую очередь отметим, что на кассовом аппарате и системе должны быть установлены средства контроля в порядке, предусмотренном законодательством. При этом средства контроля устанавливают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство либо ввоз на территорию Беларуси КСА в соответствии с Положением о порядке использования и учета юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют производство или ввоз на территорию Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров либо их техническое обслуживание и ремонт, средств контроля, предназначенных для установки на указанные аппараты и системы, и утверждении образцов средств контроля, предназначенных для установки на кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины и таксометры, утвержденном постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 08.02.2002 №9.

Индивидуальным предпринимателям для регистрации кассового аппарата или системы (за исключением билетопечатающих машин и таксометров) необходимо открыть в банке текущий (расчетный) счет.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе использовать для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг КСА без средств контроля либо с поврежденными средствами контроля, либо установленными с нарушением порядка, предусмотренного законодательством Республики Беларусь.

Вышеупомянутым п. 3 Инструкции №100, а также п. 49 Перечня административных процедур, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2007 №1399 (далее - Перечень №1399), утвержден список документов, которые необходимо представить субъекту предпринимательской деятельности в налоговый орган по месту постановки на учет для регистрации кассового аппарата или системы, в который входят:

- заявление по форме согласно приложению 1 к Инструкции №100;

- список КСА, представленных для регистрации в инспекцию Министерства по налогам и сборам (далее - список), по форме согласно приложению 2 к Инструкции №100;

- акт о снятии показаний контрольных и накапливающих денежных счетчиков с приложением отчета (кассового чека) с показаниями суммирующего денежного счетчика по каждому кассовому аппарату и системе по форме согласно приложению 3 к Инструкции №100;

- эксплуатационная документация (паспорт (формуляр) КСА);

- договор на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата или системы и его заверенная в установленном порядке копия;

- книга кассира-операциониста.

Для регистрации КСА книга кассира-операциониста не представляется:

- организациями республиканского унитарного предприятия электросвязи «Белтелеком»;

- индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- организациями Белорусской железной дороги, использующими межгосударственную автоматизированную систему управления «Экспресс».

Список представляется в двух экземплярах. Срок регистрации кассового аппарата или системы в налоговом органе установлен п. 49 Перечня №1399 и составляет 5 рабочих дней. По его истечении второй экземпляр списка после регистрации КСА с проставлением штампа инспекции Министерства по налогам и сборам вручается субъекту предпринимательской деятельности. При этом ему возвращается эксплуатационная документация (паспорт (формуляр) кассового аппарата или системы с проставлением штампа инспекции Министерства по налогам и сборам), договор на техническое обслуживание и ремонт, а также книга кассира-операциониста.

И только после этого КСА можно использовать для приема наличных денег.

Эксплуатация кассовых аппаратов и систем

При использовании кассовых аппаратов и систем субъекту предпринимательской деятельности следует руководствоваться Инструкцией о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.09.2004 №103 (далее - Инструкция №103).

Ввод КСА в эксплуатацию производится уполномоченным работником ЦТО, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт указанных кассовых аппаратов и систем, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Запрещается использование КСА без договора на их техническое обслуживание и ремонт.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям также запрещено использовать кассовые аппараты и системы с фискальной памятью не в фискальном режиме, либо с отключенной контрольной лентой, либо не обеспечивающих отображение информации на чеке, предусмотренной государственными стандартами Республики Беларусь, а также не соответствующих техническим требованиям (государственным стандартам Республики Беларусь), технической документации и эталонному образцу модели (модификации), включенной в Государственный реестр.

КСА должны быть установлены в местах, доступных для визуального просмотра покупателем (потребителем) информации индикатора покупателя кассового аппарата или системы (имеющими такой индикатор в соответствии с государственным стандартом Республики Беларусь), отображающего сумму денежных средств, проведенную по КСА. Кассовые аппараты и системы, не имеющие индикатора покупателя, устанавливаются таким образом, чтобы обеспечивался визуальный просмотр самого КСА. Непосредственно место установки кассовых аппаратов и систем определяется использующим их юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем. При этом требования об установке КСА в местах, доступных для визуального просмотра покупателем (потребителем) информации индикатора покупателя кассового аппарата, системы, отображающего проведенную по нему сумму денежных средств, не распространяются на КСА, используемые Национальным банком Республики Беларусь, банками, а также торговыми объектами общественного питания, технологическими регламентами которых предусмотрено обслуживание потребителя за столиком.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к используемым кассовым аппаратам и системам:

- уполномоченным должностным лицам государственных органов для контроля в соответствии с их компетенцией использования средств контроля КСА;

- уполномоченным работникам организаций - производителей (импортеров) кассовых аппаратов и систем и ЦТО для установки средств контроля на КСА и их снятия.

Использование кассовых аппаратов и систем осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией на КСА, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами (далее - эксплуатационная документация). Согласно п. 10 Инструкции №103 эксплуатационная документация должна находиться в месте установки кассовых аппаратов и систем. При этом требования о наличии в месте установки КСА эксплуатационной документации не распространяются на индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога.

Кроме эксплуатационной документации юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие кассовые аппараты и системы, обязаны обеспечить наличие в месте установки КСА (за исключением таксометров):

- книги кассира-операциониста;

- документов, подтверждающих выдачу кассиру, иному уполномоченному лицу перед началом рабочего дня (смены) наличных денежных средств авансом для расходных операций в размере и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Данные требования также не распространяются на индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога.

Прием денег через кассовые аппараты и системы

Кассиру, иному уполномоченному лицу при осуществлении приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек запрещается иметь в денежном ящике КСА или ином месте аналогичного назначения наличные денежные средства, не учтенные через кассовый аппарат, систему (кроме наличных денежных средств, выданных авансом для расходных операций перед началом рабочего дня (смены), в размере и порядке, установленных законодательством Беларуси).

Кассир, иное уполномоченное лицо обязаны проводить суммы принятых наличных денежных средств и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек, через КСА и в подтверждение сумм принятых наличных денежных средств и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек, выдавать покупателю (потребителю) чек кассовых аппаратов и систем.

В п. 12 Инструкции №103 указано, что после выдачи покупателю (потребителю) чека КСА полученные наличные денежные средства помещаются в денежный ящик кассового аппарата или системы или иное место аналогичного назначения. Именно такой порядок действий имеет важное значение не только для предотвращения возможных санкций со стороны контролирующих органов за невыдачу покупателю кассового чека, но и в отношении возможного мошенничества со стороны недобросовестных покупателей. Поэтому кассиру необходимо четко выполнять перечисленные ниже действия именно в указанной последовательности:

1) принять от покупателя деньги и положить их на видное место;

2) выбить кассовый чек;

3) отсчитать при необходимости сдачу;

4) сдачу и кассовый чек вручить покупателю;

5) поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в денежный ящик КСА или иное место аналогичного назначения.

Иногда кассиру приходится возвращать покупателю деньги из кассы. В случае возврата покупателю (потребителю) наличных денежных средств, принятых с использованием кассовых аппаратов или систем (за исключением межгосударственной автоматизированной системы управления «Экспресс»), составляется акт о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю) по форме согласно приложению 2 к Инструкции №103.

Встречаются и ситуации, когда кассиры допускают ошибки и вводят в КСА сумму большую, чем требуется. На практике исправление подобной ошибки зачастую производится за счет того, что следующим покупателям разница просто «не добивается», однако необходимо заметить, что данный способ законодательством запрещен. Если кассиром или иным уполномоченным лицом допущена ошибка при вводе суммы, то в конце рабочего дня (смены) должен быть составлен реестр ошибочно сформированных чеков кассового суммирующего аппарата, специальной компьютерной системы, билетопечатающей машины, таксометра по форме согласно приложению 3 к Инструкции №103 (за исключением чеков (проездных документов) межгосударственной автоматизированной системы управления «Экспресс»), к которому прилагаются ошибочно сформированные чеки.

Книга кассира-операциониста

На каждый КСА ведется книга кассира-операциониста, форма которой приведена в приложении 1 к Инструкции №103. Исключение составляют кассовые аппараты и системы, используемые в своей деятельности Национальным банком Республики Беларусь, банками, организациями республиканского унитарного предприятия электросвязи «Белтелеком», индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога, Белорусской железной дорогой, использующей межгосударственную автоматизированную систему управления «Экспресс».

Как уже отмечалось выше, книга кассира-операциониста должна находиться в месте установки кассовых аппаратов и систем, за исключением таксометров.

Как и сами КСА, книга кассира-операциониста подлежит регистрации в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Книга кассира-операциониста предназначена для ежедневной контрольной регистрации показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) кассового аппарата или системы и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя организации и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации, и печатью организации либо подписью индивидуального предпринимателя, а также подписью уполномоченного должностного лица и печатью инс­пекции Министерства по налогам и сборам.

Записи в книге кассира-операциониста производятся ежедневно в хронологическом порядке, перьевой или шариковой ручкой, без помарок. В начале рабочего дня (смены) выполняется запись даты и показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) КСА на начало рабочего дня (смены). По окончании рабочего дня (смены) производится заполнение остальных реквизитов, предусмотренных формой книги кассира-операциониста. Внесение в книгу кассира-операциониста исправлений должно оговариваться и заверяться подписями кассира либо иного лица, уполномоченного осуществлять прием наличных денежных средств, и руководителя организации (его заместителя), индивидуального предпринимателя.

Суммы денежных средств, снятые с банковских пластиковых карточек и проведенные через кассовый аппарат или систему, отражаются в книге кассира-операциониста отдельной строкой в конце рабочего дня.

Конец смены

В соответствии с эксплуатационной документацией на КСА по окончании рабочего дня (смены) формируется отчет закрытия смены (Z-отчет) по форме, установленной государственными стандартами Республики Беларусь.

Использованные контрольные ленты, отчеты закрытия смены (Z-отчеты) хранятся в опечатанном виде в течение трех лет, после чего могут быть уничтожены в установленном порядке. Национальным банком Республики Беларусь, банками хранение контрольных лент при использовании систем осуществляется в электронном виде при обеспечении хранения информации в установленные сроки.

Изменение сведений

Согласно п. 7 Инструкции №100 в случае изменения наименования юридического лица либо его организационно-правовой формы, перемены фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя субъект предпринимательской деятельности в 15-дневный срок со дня, следующего за днем изменения указанных данных, должен представить в инспекцию Министерства по налогам и сборам заявление произвольной формы об изменении наименования юридического лица или его организационно-правовой формы, перемене фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя и документы, на основании которых внесены соответствующие изменения. Заявление подается в двух экземплярах, один из которых остается у налоговиков. На основании представленных документов уполномоченное должностное лицо инспекции Министерства по налогам и сборам вносит соответствующие изменения в список, журнал регистрации кассовых аппаратов и систем, заверяет их своей подписью и печатью, а также вносит изменения в автоматизированное рабочее место «Учет кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее - АРМ «Учет КСА»).

В случае изменения наименования пункта установки кассового аппарата или системы и его адреса (за исключением КСА, используемых на транспорте и при выездной торговле) субъект предпринимательской деятельности в 5-дневный срок представляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам список кассовых аппаратов и систем, сведения о которых изменились, по форме согласно приложению 2 к Инструкции №100. Указанный список хранится вместе с первоначальным списком и имеет тот же регистрационный номер. Соответствующие изменения вносятся уполномоченным должностным лицом инспекции Министерства по налогам и сборам в журнал кассовых регистрации аппаратов и систем и в АРМ «Учет КСА».

При снятии субъекта предпринимательской деятельности с учета в одной инспекции Министерства по налогам и сборам и постановке на учет в другой (при изменении места нахождения, места жительства субъекта предпринимательской деятельности либо в связи с принятием соответствующих решений уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством) кассовые аппараты и системы с регистрации в налоговом органе не снимаются. В этом случае осуществляется снятие КСА с учета в одной инспекции и постановка их на учет в другой, при этом инспекция Министерства по налогам и сборам по прежнему месту нахождения, месту жительства субъекта предпринимательской деятельности направляет в инспекцию по новому месту нахождения, месту жительства субъекта предпринимательской деятельности список зарегистрированных им кассовых аппаратов и систем и сведения о снятии их с учета. Соответствующие изменения вносятся уполномоченными должностными лицами инспекций Министерства по налогам и сборам в журналы регистрации кассовых аппаратов и систем и в АРМ «Учет КСА».

Согласно п. 20 Инструкции №103 использование кассовых аппаратов и систем (за исключением КСА, применяемых на транспорте) вне пункта их установки допускается при условии соблюдения требований, установленных п. 7 Инструкции №100 и приведенных выше.

Выбытие кассовых аппаратов и систем

В соответствии п. 9 Инструкции о некоторых вопросах регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.09.2004 №100 (далее - Инструкция №100), кассовые аппараты и системы подлежат снятию с регистрации в инспекции Министерства по налогам и сборам (далее - инспекция МНС) в случаях:

1) несоответствия кассового аппаратов и систем эталонным образцам и технической документации по заключению организации, уполномоченной на проведение их технического освидетельствования;

2) истечения установленных законодательством предельных сроков использования КСА;

3) отсутствия (повреждения) средств контроля;

4) прекращения действия договора на техническое обслуживание и ремонт КСА и незаключения договора на техническое обслуживание и ремонт с иным центром технического обслуживания и ремонта (далее - ЦТО);

5) передачи (реализации, сдаче в аренду, безвозмездной передаче и др.) кассовых аппаратов и систем в собственность, во владение либо пользование другому лицу;

6) реорганизации юридического лица путем слияния, присоединения, разделения, выделения для реорганизуемого юридического лица;

7) ликвидации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

8) хищения кассового аппарата или системы;

9) по заявлению субъекта предпринимательской деятельности.

В большинстве из перечисленных случаев (1-5 и 7) снятие кассовых аппаратов и систем с регистрации может быть произведено инспекцией МНС без заявления субъекта предпринимательской деятельности. При этом налоговики должны направить последнему уведомление о снятии с регистрации кассовых аппаратов и систем. В этом документе должно содержаться требование представить фискальный отчет (Z-отчет) за последний день работы КСА либо фискальный отчет (Z-отчет) с показаниями денежного нарастающего оборота за весь период использования кассового аппарата или системы на дату составления последнего отчета закрытия смены, а также эксплуатационную документацию (паспорт (формуляр) на КСА для проставления штампа инспекции МНС), которая возвращается субъекту предпринимательской деятельности.

Инспекция МНС в 3-дневный срок с даты снятия кассового аппарата или системы с регистрации направляет копию решения об этом в ЦТО, с которым заключен договор на его техническое обслуживание и ремонт, для снятия и уничтожения средств контроля в соответствии с законодательством.

Согласно п. 49 Перечня административных процедур, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2007 №1399, при снятии с регистрации кассовых аппаратов и систем по инициативе субъекта предпринимательской деятельности в инспекцию МНС должны быть представлены:

- заявление;

- фискальный отчет (Z-отчет);

- эксплуатационная документация (паспорт (формуляр) КСА), техническое заключение об исправности кассового аппарата или системы.

Ремонт кассовых аппаратов и систем

Как и любые другие сложные технические устройства, кассовые аппараты и системы требуют технического обслуживания и ремонта. Пунктом 7 Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.09.2004 №103 (далее - Инструкция №103), установлено, что КСА, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат техническому обслуживанию и ремонту в порядке, установленном законодательством Беларуси.

В случае обнаружения неисправности кассового аппарата или системы субъекты предпринимательской деятельности должны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек, а кассир или иное уполномоченное лицо обязаны оформить окончание работы на данном КСА. При невозможности снятия отчета закрытия смены (Z-отчета) составляется акт (произвольной формы) наличия денежных средств в денежном ящике и производится запись в книге кассира-операциониста, вызывается представитель ЦТО, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт для выполнения работ, в порядке, установленном законодательством. На период ремонта кассового аппарата или системы при невозможности замены неисправных КСА на исправные и отвечающие требованиям законодательства Республики Беларусь или при временном отсутствии электроэнергии юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках.

По окончании ремонта КСА или устранения неисправности в электросети в инспекцию МНС представляются документы, подтверждающие выполнение ремонта кассового аппарата или системы, или справки произвольной формы о периоде временного отсутствия электроэнергии. Сведения о количестве использованных первичных учетных документов субъекты предпринимательской деятельности должны сообщить в инспекцию МНС не позднее 3 дней со дня, следующего за днем введения кассового аппарата или системы в эксплуатацию.

На время ремонта КСА, вышедших из строя, ЦТО может выдать взамен другой кассовый аппарат или систему из своего резерва. Замена КСА, сданных в ремонт, на кассовый аппарат или систему из резервного фонда ЦТО производится с заполнением акта о снятии показаний контрольных и денежных счетчиков перед сдачей (отправкой) в ремонт и при приемке (возврате) из ремонта и при переводе их на нули по форме согласно приложению 5 к Инструкции №100, который прикладывается к отчету кассира (в акте допускается указание дополнительной информации о показаниях денежных счетчиков по приходу и по расходу).

Отчетность по кассовым аппаратам и системам

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие кассовые аппараты и системы (за исключением Национального банка Республики Беларусь и банков) должны ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в инспекцию МНС по месту своей постановки на учет отчет о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек через эти аппараты, системы, машины, таксометры, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг по форме согласно приложению 4 к Инструкции №103, если иное не предусмотрено законодательными актами Беларуси.

Прием наличных денег без использования технических средств

В соответствии с п. 2.2 постановления Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 №18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее - Постановление №18/1) юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых аппаратов и систем в случаях:

- осуществления розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью до трех продавцов в таких объектах;

- осуществления розничной торговли на рынках на торговых местах, ярмарках и выставках товаров, а также розничной торговли с использованием торговых автоматов, электронной торговли;

- осуществления разносной и развозной торговли товарами;

- продажи газет, журналов и иной печатной продукции (за исключением художественной литературы), проездных билетов, талонов, жетонов для проезда в городском общественном транспорте и метро, лотерейных билетов, пластиковых телефонных карт и интернет-карт, карт экспресс-оплаты и других электронных карт, а также сопутствующих товаров в торговых объектах (киосках, павильонах) при условии, что доля сопутствующих товаров в товарообороте одного торгового объекта составляет не более 50%;

- осуществления продажи в разлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в торговых объектах (магазины, павильоны с торговым залом) и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур;

- оказания разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации;

- оказания бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену;

- оказания услуг (прием денежных средств от населения) в отделениях (филиалах) банков, расположенных в сельской местности, с количеством работников таких отделений (филиалов) до двух человек;

- реализации (за исключением реализации в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказания платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при этом расчет за такую реализованную продукцию и оказанные услуги осуществляется наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица и индивидуального предпринимателя;

- продажи товаров, за исключением продажи товаров в торговых объектах розничной торговли, магазинах-складах, выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

- в некоторых других случаях, перечисленных в п. 2.2 Постановления №18/1, когда организовать прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг с применением кассовых аппаратов и систем невозможно или затруднительно (например, при продаже товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в вагонах поездов, осуществлении адвокатской и частной нотариальной деятельности, оказании некоторых видов услуг вне постоянного места осуществления деятельности субъекта хозяйствования или в сельской местности и т.д.).

В перечисленных случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели должны осуществлять прием наличных денежных средств с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (далее - ЭБД) в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам и Министерством финансов Республики Беларусь. Реализация за наличные денежные средства услуг, оказание которых подтверждается выдачей бланков строгой отчетности, осуществляется без оформления указанных первичных учетных документов. В то же время данное право не освобождает субъектов хозяйствования от оформления первичных учетных документов.

Порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем регулируется постановлением Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Республики Беларусь от 03.09.2004 №99/134 (далее - Постановление №99/134).

Прием наличных денег субъектами, имеющими право не использовать кассовые аппараты и системы, должен осуществляться по приходному кассовому ордеру формы КО-1, талонам формы 20-ФС, квитанции формы КВ-1, а также другим документам, информация об изготовлении и реализации которых заносится в ЭБД. Применение того или иного документа зависит от вида и места деятельности субъекта. Например, для приема наличных денег при оказании бытовых услуг населению за наличный расчет в пунктах обслуживания применяются бланки форм БО-1, БО-2, БО-3, БО-4, БО-5 юв, БО-6, БО-7, БО-8, БО-9, БО-10ф, БО-11, утвержденные постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 22.01.2007 №6 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету бытовых услуг населению и Инструкции о порядке заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету бытовых услуг населению».

Согласно п. 1.2 Постановления №99/134 прием наличных денежных средств по приходным кассовым ордерам при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг осуществляется с отражением по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) без оформ­ления приходного кассового ордера на каждую покупку (выполненную работу, оказанную услугу), за исключением случаев осуществления электронной торговли; доставки товаров на дом, реализации (за исключением реализации в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказания платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при которой прием наличных денежных средств осуществляется непосредственно в кассу субъекта хозяйствования, обслуживания выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг, а также других услуг, оказываемых вне постоянного места осуществления деятельности; осуществления разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации.

Указанный порядок приема наличных денежных средств не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выдачи покупателю (потребителю) документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», и оформления документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Положение о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утверждено постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002 №23. В частности, п. 2 этого нормативного акта установлено, что при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без использования кассовых аппаратов и систем документом, подтверждающим факт покупки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являются товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе).

При оформлении на сумму покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) первичного учетного документа, информация об изготовлении и реализации которого заносится в ЭБД, отраженные в таких документах суммы принятых наличных денежных средств не включаются в общую сумму принятых наличных денежных средств при заполнении приходного кассового ордера в конце рабочего дня (смены).

В завершение отметим, что порядок заполнения квитанции формы КВ-1, приходного кассового ордера формы КО-1 и талона формы 20-фс установлен приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.1999 №311 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации».

Список использованных источников

1. Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации. - М., 2004.

2. Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. - 1940. - №8-9.

3. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структуры // Журнал российского права - 2006. - №2.

4. Горбунова О.Н. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. - 3-е изд. - М., 2005.

5. Головин А.Ю., Логвинова И.В. Понятие финансового права, его особенности и связи с другими отраслями права // Финансовое право: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Головина, Е.А. Федоровой. - М., 2005.

6. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М. - 2006.

7. Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. - 2003. - №12.

8. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Минск «Беларусь» 1997.

9. Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. - 2005. - №7.

10. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002 г.

11. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

12. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 6 Влияние глобального потепления климата на водные ресурсы и их использование
Реферат Триваючі продовжувані та складні злочини Спосіб знаряддя та засоби вчинення злочину Місце
Реферат Полиомиелит: спинномозговая жидкость, изменение внутренних органов и диагноз
Реферат Специальные экономические зоны
Реферат Роль пылеуловителей на предприятиях промышленности
Реферат Аксаков КС
Реферат Emergence Of The Nuclear Age Essay Research
Реферат Основные культурологические школы 20 века символическая школа
Реферат Создание ЗАО
Реферат Уровень жизни советских людей в 70-е годы ХХ века
Реферат Вопросы по экономике
Реферат Основные определения попредмету финансы организаций
Реферат Муниципальная собственность социально экономическая основа местно
Реферат Розуміння і процес маркетингового менеджменту
Реферат Платон "Государство"