Тема:
Преступления против Республики Узбекистан
Содержание
Измена государству
Посягательства на Президента Республики Узбекистан
Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан
Шпионаж
Диверсия
Утрата документов, содержащих государственную или военную тайну
Рекомендуемая литература
Измена государству (ст. 157 УК)
Измена государству -- тягчайшее злодеяние, одно из самых опасных преступлений против Республики Узбекистан, по сути -- это акт предательства своего народа.
Объектом измены государству является внешняя безопасность Республики, которая складывается из суверенитета, территориальной неприкосновенности, безопасности, обороноспособности и экономики государства.
Под суверенитетом необходимо понимать верховенство государственной власти внутри государства и ее независимость во внешнеполитической деятельности.
Под территориальной неприкосновенностью понимается целостность и неделимость территории и границ Республики Узбекистан.
Обороноспособность -- это экономическая, военная возможность государства по отражению посягательства из вне, то есть военная помощь государства.
Предметом измены государству являются сведения, содержащие государственные секреты, которые изложены в законе о государственных секретах.
Государственными секретами являются сведения особой важности, совершенно секретные и секретные военные, политические, экономические, научно-технические и иные сведения, охраняемые государством и ограничиваемые специальными перечнями. Государственные секреты подразделяются на государственную, военную и служебную тайну.
Государственная тайна -- это сведения, разглашение которых может оказать отрицательное воздействие на качественное состояние военно-экономического потенциала республики или повлечь другие тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности, экономических и политических интересов Республики Узбекистан.
Военная тайна -- это сведения военного характера, разглашение которых может повлечь другие тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности и Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
Служебная тайна -- это сведения в области науки, техники, производства или управления, разглашение которых может нанести ущерб интересам Республики Узбекистан.
С объективной стороны измена государству может быть совершена в следующих формах:
1) переход на сторону врага;
2) шпионаж;
3) выдача государственных секретов иностранному государству;
4) оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против Республики Узбекистан.
Этот перечень изменнических действий является исчерпывающим.
Переход на сторону врага. Эта форма измены государству может быть совершена только в военное время. Переход на сторону врага может быть физическим (переход линии фронта) либо совершен в виде дачи согласия на сотрудничество с неприятелем на оккупированной им территории.
Измена государству в форме перехода на сторону врага признается оконченным преступлением с момента перехода линии фронта либо с момента дачи согласия на сотрудничество с неприятелем. Если лицо попадает в плен во время боевых действий, оно не подлежит уголовной ответственности.
Шпионаж -- это похищение, собирание и передача иностранному государству, иностранной организации или их агентуре сведений, составляющих государственные секреты.
Если шпионаж совершается иностранцем либо лицом без гражданства, действия виновного лица квалифицируются по ст. 160 (шпионаж). Действия гражданина Республики Узбекистан, совершившего шпионаж, образуют состав измены государству и квалифицируются по ст. 157 УК (измена государству).
Более подробно анализ шпионажа будет дан при рассмотрении статьи 160 УК (шпионаж).
Выдача государственных секретов иностранному государству, как одна из форм измены государству, заключается в передаче иностранному государству или его агентуре сведений, содержащих государственные секреты.
Измена государству в форме выдачи государственных секретов признается оконченным преступлением с момента передачи иностранному государству сведений, содержащих государственные секреты.
Способ выдачи может быть различный: письменное сообщение, сообщение информации по телефону, передача любым способом предметов, являющихся государственными секретами, и т. д. Способ выдачи государственных секретов на квалификацию преступления не влияет.
Выдача государственных секретов, как правило, бывает добровольной, однако возможны случаи выдачи и под влиянием угроз, насилия, шантажа.
Субъектом выдачи государственных секретов может быть только лицо, которому эти секреты были доверены по службе или стали известны по роду его деятельности, либо стали его достоянием иным путем, за исключением случаев их собирания или похищения.
Если лицо стало “случайным” обладателем государственных секретов (например, находки предметов, содержащих государственные секреты) и, сознавая их секретность, тем не менее выдало их иностранному государству, оно подлежит уголовной ответственности по рассматриваемой статье.
Выдача государственных секретов отличается от измены государству, совершенной в форме шпионажа, тем, что при выдаче государственных секретов лицо владеет ими по роду своей деятельности или они известны ему каким-либо иным путем, а при шпионаже лицо собирает или похищает государственные секреты для передачи их иностранному государству.
Под такую форму измены государству как оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против Республики Узбекистан попадают самые различные действия по оказанию помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против Республики Узбекистан. Это может бытьпредоставление помещения для свиданий иностранных агентов, вербовка для иностранной разведки нужных им лиц, изготовление и представление иностранной агентуре сложных документов, публикации в средствах массовой информации данных, подрывающих внешнюю безопасность Узбекистана и т. д.
Если лицо наряду с оказанием помощи иностранному государству совершает и другие преступления (например, по заданию иностранного государства виновным была совершена диверсия), то его действия необходимо квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 157 УК и ст. 161 УК (диверсия).
Измена государству в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против Республики Узбекистан признается оконченным преступлением с момента совершения любого действия, направленного на оказание такой помощи.
С субъективной стороны измена государству совершается только с прямым умыслом. Цель виновного при измене государству заключается в нанесении ущерба суверенитету, территориальной неприкосновенности, безопасности, обороноспособности, экономике Республики Узбекистан. Мотивы могут быть различными, но на квалификацию измены государству они не влияют.
Субъектом измены государству может быть только гражданин Республики Узбекистан, достигший шестнадцатилетнего возраста.
В ч. 2 и 3 ст. 157 УК содержатся поощрительные нормы, которые оставляют у человека, вставшего на путь предательства, последний шанс, так сказать “золотой мост”, последнюю возможность предотвратить ущерб интересам своего государства и не быть привлеченным к уголовной ответственности.
В ч. 2 ст. 157 УК записано, что “освобождается от ответственности гражданин Республики Узбекистан, привлеченный к сотрудничеству иностранным государством или иностранной организацией для оказания помощи в проведении против Республики Узбекистан деятельности, наносящей ущерб государству в случаях, когда данное лицо добровольно заявило органам власти о своем сотрудничестве, а его деятельность не нанесла ущерба интересам Республики", то есть, для освобождения от ответственности по ст. 157 УК необходимо выполнение виновным в измене государству двух условий:
1) добровольное заявление органам власти о своем сотрудничестве с иностранным государством. Добровольность означает заявление гражданина органам власти о своем сотрудничестве с иностранным государством до того момента, как его связь становится известной соответствующим органам;
2) сотрудничество лица с иностранной разведкой не должно нанести ущерба интересам Республики Узбекистан.
При выполнении этих условий лицо освобождается от уголовной ответственности.
В ч. 3 ст. 157 УК установлено: “Освобождается от наказания гражданин Республики Узбекистан, если он добровольно сообщил органам власти о содеянном, активно способствовал раскрытию преступления и в результате было предотвращено наступление тяжких для государства последствий”.
Особенностью ч. 3 ст. 157 УК является то, что лицо, виновное в сотрудничестве с иностранным государством, при соблюдении условий, предусмотренных ч. 3 ст. 157 УК, привлекается к уголовной ответственности, ему назначается судом наказание, но он освобождается от его отбывания.
Посягательства на Президента Рсепублики Узбекистан (ст. 158 УК)
Данное преступление не без оснований в Уголовном кодексе находится в главе “Преступления против Республики Узбекистан”, так как личность Президента Республики Узбекистан выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан, принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства, выполняя и другие полномочия, предоставленные Конституцией. В статье 91 Конституции записано, что “ѕ личность Президента неприкосновенна и охраняется законом”.
Родовым объектом рассматриваемого деяния являются основы государственного суверенитета, безопасности, обороноспособности, экономики Республики Узбекистан.
Непосредственным объектом является жизнь, здоровье, честь и достоинство Президента Республики Узбекистан.
Объективная сторона преступного деяния заключается в совершении следующих действий:
1) посягательство на жизнь Президента Республики Узбекистан;
2) причинение телесного повреждения Президенту Республики Узбекистан;
3) публичное оскорбление или клевета в отношении Президента Республики Узбекистан, а равно с использованием печати или иных средств массовой информации.
Посягательство на жизнь означает совершение любых действийсо стороны виновного лица, направленных на причинение смерти.
Посягательство на жизнь Президента признается оконченным преступлением независимо от наступивших последствий. Будет ли прервана жизнь Президента или не будет, для квалификации преступления значения не имеет. При наличии умысла на лишение жизни и совершении посягательства на нее виновный будет нести ответственность по ч. 1 ст. 158 УК.
Действия виновного необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 158 УК, если Президенту Республики Узбекистан будут умышленно причинены телесные повреждения независимо от степени их тяжести (тяжкие, средней тяжести, легкие телесные повреждения).
Деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 158 УК, признается оконченным преступлением с момента причинения телесного повреждения.
Если умысел виновного был направлен на причинение телесного повреждения, но по независящим от воли виновного лица причинам вред здоровью не был причинен, то лицо должно нести ответственность за покушение на причинение телесного повреждения Президенту Республики Узбекистан по ч. 2 ст. 25 и ч. 2 ст. 158 УК.
Под публичным оскорблением следует понимать унижение чести и достоинства Президента Республики Узбекистан среди населения, например, на митингах, собраниях, лекциях, конференциях, семинарах, в местах скопления людей и др. Оскорбление может выражаться в виде нецензурной брани в адрес Президента, написания неприличных выражений или их высказывание и др.
Под клеветой понимается сообщение заведомо ложных, позорящих Президента фактов, которые не имеют места в действительности либо извращены, клеветнически истолкованы виновным.
Под использованием печати или иных средств массовой информации необходимо понимать сообщение ложных или позорящих Президента сведений в книге, журнале, газете, листовке и т. д. либо сообщение по радио, телевидению и т. д.
Публичное оскорбление или клевета в отношении Президента признается оконченным преступлением с момента совершения действий, носящих характер оскорбления или клеветы.
С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Мотив и цель для квалификации преступления значения не имеют.
Субъектом может быть любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Если посягательство на Президента Республики Узбекистан было совершено лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, оно подлежит ответственности за соответствующее преступление против личности.
Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан (ст. 159 УК)
В ст. 7 Конституции устанавливается, что “народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией и законодательством, принятым на ее основе. Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией порядке, создание новых и параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону”.
“Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы” -- говорится в ст. 3 Конституции.
Рассматриваемая норма состоит из пяти частей.
Объектом данного преступления является установленный Конституцией государственный строй Республики Узбекистан, суверенитет, неделимость и неотторжимость территории, а также внешняя безопасность Республики Узбекистан.
Объективная сторона ч. 1 ст. 159 УК заключается в:
1) совершении публичных призывов к неконституционному изменению существующего государственного строя;
2) захвате власти;
3) отстранении от власти законно избранных или назначенных представителей власти;
4) совершении публичных призывов к неконституционному нарушению единства территории Республики Узбекистан, а равно распространении материалов такого же содержания.
Публичные призывы заключаются в выступлениях перед населением в устной или письменной форме с подстрекательскими лозунгами изменения существующего государственного строя, неповиновения государственным органам власти, совершением забастовок и т. д.
Под захватом власти понимается отстранение представителя власти против его воли от выполнения его функций и самовольное возложение этих функций на другое лицо либо группу лиц.
К представителям власти относятся лица, представляющие государственный орган власти, постоянно или временно осуществляющие определенные функции и в пределах своей компетенции пользующиеся правом совершения действий или отдачи распоряжений, обязательных для большинства или всех граждан либо должностных лиц. К ним относятся: Президент Республики Узбекистан; члены Кабинета Министров; хокимы всех уровней и их заместители; депутаты Олий Мажлиса и Республики Каракалпакстан, областей, районов; судьи, сотрудники прокуратуры, органов СНБ и МВД и т. д.
Под распространением материалов понимается их расклеивание, раздача листовок, газет, журналов или другой литературы либо материалов, призывающих граждан к конституционному изменению существующего государственного строя.
Преступные действия, предусмотренные ч. 1 ст. 159 УК, признаются оконченными с момента их совершения независимо от того, привели они к изменению существующего государственного строя, действительному захвату власти или отстранению от власти законно избранных или назначенных представителей власти, или к изменению единства территории Республики Узбекистан либо не привели к таким последствиям.
Объективная сторона ч. 2 ст. 159 УК заключается в:
1) совершении насильственных действий, направленных на воспрепятствование законной деятельности конституционных органов власти или замену их не предусмотренными Конституцией параллельными структурами власти;
2) неисполнении в установленный срок решений уполномоченных органов государственной власти о роспуске структур власти, созданных вне порядка, предусмотренного Конституцией.
Следует иметь ввиду, что причинение телесных повреждений, вплоть до тяжких, охватывается ч. 2 ст. 159 УК и дополнительной квалификации по соответствующим преступлениям против здоровья не требуется.
Замена конституционных органов государственной власти не предусмотренными Конституцией параллельными структурами власти состоит в создании новых, не предусмотренных Конституцией, органов власти любого уровня и попытки решения государственных вопросов с использованием этих незаконно созданных структур государственной власти.
Неисполнение в установленный срок решений уполномоченных органов государственной власти о роспуске структур, созданных вне порядка, предусмотренного Конституцией, заключается в невыполнении лидерами незаконно созданных структур решений суда о прекращении деятельности и роспуске этих незаконно созданных структур.
Часть 3 ст. 159 УК предусматривает отягчающие обстоятельства при совершении действий, указанных в ч. 1 или ч. 2 ст. 159 УК, а именно:
а) повторность или совершение преступления опасным рецидивистом;
б) совершение преступления организованной группой или в ее интересах.
С субъективной стороны действия, предусмотренные ч. 1, 2, 3 ст. 159 УК, совершаются умышленно. Цель совершения преступления -- изменение существующего конституционного строя. Мотивы преступления могут быть различные: ненависть к существующему конституционному строю, к законно избранным государственным деятелям и т. д. В тех случаях, когда эти действия совершаются по заданию иностранного государства гражданином Республики Узбекистан, он подлежит ответственности и за измену государству.
Объективная сторона ч. 4 ст. 159 УК заключается в заговоре с целью захвата власти или свержения конституционного строя Республики Узбекистан.
Заговор -- есть преступное соглашение двух или более лиц, объединяющих свои усилия для совершения преступной деятельности, направленной на захват власти или свержение конституционного строя.
Если заговор был совершен по заданию иностранного государства, то действия гражданина Республики Узбекистан необходимо квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 157 УК (измена государству).
Заговор признается оконченным преступлением с самого момента создания преступной группы для захвата власти или свержения конституционного строя Республики Узбекистан независимо от совершения каких-либо действий, направленных на достижение преступной цели.
С субъективной стороны заговор совершается умышленно. Цель -- захват власти или свержение конституционного строя. Мотивы совершения преступления для квалификации значения не имеют.
Субъектом посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан может быть любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
В ч. 5 ст. 159 УК предусмотрены условия освобождения от наказания лиц, участвующих в заговоре. Это:
1) добровольное сообщение органам власти о заговоре;
2) предотвращение захвата власти или свержения конституционного строя.
Наличие такой поощрительной нормы позволяет предотвращать наступление тяжких последствий
для государства.
Шпионаж
(ст. 160 УК)
Уголовный кодекс определяет шпионаж как передачу, а равно похищение или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их агентуре сведений, составляющих государственные секреты, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Объектом шпионажа может быть суверенитет, территориальная неприкосновенность, безопасность, обороноспособность, основы экономики Республики Узбекистан.
Объективная сторона шпионажа заключается в выполнении следующих преступных действий:
1) передаче;
2) похищении;
3) собирании с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их агентуре сведений, составляющих государственные секреты.
Передача -- это сообщение государственных секретов постороннему лицу, которое может быть совершено в устной или письменной форме. Способ передачи может быть различным: из рук в руки, через посредника, в письменном сообщении, через видеокассету, по телефону, по радиосвязи, через тайник и т. д.
Способ передачи для квалификации преступления значения не имеет.
Шпионаж в форме передачи иностранному государству, иностранной организации или их агентуре государственных секретов признается оконченным преступлением с момента сообщения государственных секретов их адресату.
Похищение государственных секретов может быть совершено тайно или открыто, с применением или без приминения насилия. В случаях похищения государственных секретов с применением насилия действия виновного необходимо квалифицировать по совокупности преступлений.
Шпионаж в форме похищения государственных секретов с целью передачи их адресату признается оконченным преступлением с момента завладения виновным лицом государственными секретами.
Собирание государственных секретов как форма шпионажа заключается в их добывании любым способом, кроме похищения. Способы собирания могут быть самыми разнообразными: визуальное наблюдение, фотографирование, подслушивание и т. д. Способ собирания государственных секретов для квалификации шпионажа значения не имеет.
Шпионаж в форме собирания государственных секретов признается оконченным преступлением с момента их собирания с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их агентуре.
С субъективной стороны шпионаж совершается умышленно. Мотив и цель могут быть различными, но для квалификации шпионажа значения не имеют.
Субъектом шпионажа является иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
В ч. 2 ст. 160 УК содержится поощрительная норма, где указаны условия освобождения от ответственности за шпионаж. Это:
1) добровольное сообщение органам власти о своем сотрудничестве с иностранной разведкой;
2) несовершение никаких действий во исполнение полученного задания от иностранной разведки.
В части 3 ст. 160 УК указаны условия освобождения от наказания за совершение шпионской деятельности. Это:
1) добровольное прекращение шпионской деятельности и сообщение органам власти о содеянном;
2) способствование раскрытию преступления и предотвращению наступления тяжких для государства последствий.
Под тяжкими для государства последствиями необходимо признавать причинение ущерба суверенитету, территориальной неприкосновенности, безопасности, обороноспособности, экономике Республики Узбекистан.
Диверсия
(ст. 161 УК)
Объектом диверсии является экономическая безопасность и обороноспособность Республики Узбекистан. В большинстве случаев при совершении диверсии наступает гибель людей, причиняется массовый вред их здоровью, разрушаются или уничтожаются заводы, различные сооружения (туннели, метрополитены, мосты, гидроэлектростанции, железнодорожные пути, системы водоснабжения, газоснабжения и т. д).
С объективной стороны диверсия выражается в совершении действий, направленных на:
1) уничтожение людей;
2) нанесение вреда здоровью людей;
3) повреждение или уничтожение собственности.
Диверсия, как правило, совершается общеопасным способом (путем взрыва, затопления, поджогов, массовых отравлений, распространения эпидемий, эпизоотий и т. д).
Под уничтожением людей необходимо понимать гибель двух или более лиц.
Под нанесением вреда здоровью людей необходимо понимать причинение средней тяжести или тяжких телесных повреждений двум или более лицам.
Повреждение собственности -- это приведение предметов в частичную непригодность, когда имеется возможность их восстановления в соответствии с их предназначением.
Уничтожение собственности -- это приведение ее в такую негодность, когда она не подлежит восстановлению.
Диверсия признается оконченным преступлением с момента совершения действий, направленных на уничтожение людей, нанесение вреда их здоровью, повреждение или уничтожение собственности.
Последствия в виде гибели людей, причинения вреда их здоровью, повреждения или уничтожения собственности для признания диверсии оконченным преступлением значения не имеют. Однако их наступление должно учитываться судом при назначении наказания.
С субъективной стороны диверсия совершается умышленно. Цель деверсии -- дестабилизация деятельности государственных органов или общественно-политической обстановки либо подрыв экономики Республики Узбекистан -- является обязательным признаком диверсии.
Если виновное лицо, уничтожая людей, причиняя вред их здоровью, повреждая или уничтожая собственность, не преследует цели и дестабилизации деятельности государственных органов или общественно-политической обстановке или подрыва экономики, то оно подлежит ответственности за соответствующее преступление против личности либо против собственности.
Мотивы совершения диверсии могут быть различные (месть, ненависть, корысть и т. д.), но для квалификации преступления значения не имеют.
Субъектом диверсии является любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Если диверсию совершает гражданин Республики Узбекистан по заданию иностранного государства или его агентуры, то виновного действия необходимо квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 157 УК (измена государству в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против Республики Узбекистан) и ст. 161 УК (диверсия).
Разглашение государственных секретов
(ст. 162 УК)
Объектом рассматриваемого преступления является суверенитет, территориальная неприкосновенность, безопасность, обороноспособность, экономика и государственная безопасность Республики Узбекистан.
Объективная сторона заключается в:
1) разглашении;
1) или передаче государственных секретов при отсутствии признаков измены государству.
Nota bene!
Разглашение государственных секретов -- это любое предание огласке государственных секретов, когда сведения становятся достоянием лиц, не имеющих к ним права доступа.
Разглашение может быть совершено в любой форме: устное или письменное сообщение лицам, не имеющим доступа к государственным секретам. Круг посторонних лиц может быть различным. Это могут быть родственники, друзья или другие лица, которые не могли быть носителями государственных секретов.
Разглашение государственных секретов может быть совершено путем активных действий, например, демонстрации секретной документации, образцов вооружения, их тактико-технических данных перед посторонними лицами, огласки государственных секретов на лекциях, в выступлениях по телевидению, по радио и т. д.
Путем бездействия разглашение государственных секретов может быть совершено в результате нарушения правил хранения государственных секретов, непринятия мер для их сохранности. Например, сотрудник, работая с секретными документами, выходит, оставляя их на видном месте, в результате чего посторонние лица могут ознакомиться с ними.
Для состава преступления не имеет значение, какому количеству посторонних лиц стали известны государственные секреты. Однако, при назначении наказания такое обстоятельство должно учитываться судом. Ознакомление с государственными секретами большого круга лиц, не имеющих на то права, представляет повышенную опасность для интересов Республики Узбекистан.
Передача государственных секретов может быть как в устной, так и в письменной форме, с использованием телефона, радио и т. д.
Разглашение государственных секретов признается оконченным преступлением с момента, когда эти секреты становятся достоянием посторонних лиц. В случаях создания угрозы разглашения государственных секретов состав этого преступления отсутствует. Например, лицо, нарушив правила работы с государственными секретами, после окончания работы не положило секретные документы в сейф, а оставило их на рабочем столе, а уборщица, убирая в кабинете, не обратила на них внимания. В таких случаях необходимо ставить вопрос о дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении инструкции по работе с государственными секретами.
Субъективная сторона разглашения государственных секретов может быть выражена в виде умысла или неосторожности. Однако в каждом конкретном случае необходимо доказать, что виновный достоверно знал о том, что разглашает государственные секреты. В противном случае состав преступления отсутствует.
Мотив и цель преступления могут быть различными (например, хвастовство, желание показать свою осведомленность, свою значимость и др). Разглашение государственных секретов необходимо отличать от выдачи государственных секретов, как одной из форм измены государству. При разглашении государственных секретов, виновное лицо не имеет умысла причинить ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности, безопасности, обороноспособности, экономики Республики Узбекистан.
Субъектом разглашения государственных секретов может быть только лицо, которому государственные секреты были доверены или стали известны по роду его служебной или профессиональной деятельности.
Если государственные секреты разгласило лицо, которому они стали известны не в связи с родом его деятельности, то это лицо не может быть субъектом данного преступления.
В части 2 ст. 162 УК предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее тяжкие последствия.
Под тяжкими последствиями разглашения государственных секретов необходимо понимать случаи, когда информация о государственных секретах стала достоянием иностранного государства, иностранной организации или их агентуры, либо был нанесен ущерб суверенитету, территориальной независимости, безопасности, обороноспособности, экономике Республики Узбекистан.
Утрата документов, содержащих государственную или военную тайну
(ст. 163 УК)
Лица, работающие с государственными секретами, обязаны строго соблюдать все предписывающие правила, инструкции по работе с государственными секретами. Нарушение правил, инструкций по работе с государственными секретами в некоторых случаях влечет их утрату, что создает реальную возможность ознакомления с ними посторонних лиц и может привести к причинению вреда интересам Республики Узбекистан.
Объектом преступления является суверенитет, территориальная неприкосновенность, безопасность, обороноспособность, экономика Республики Узбекистан.
Предметом преступления может быть только государственная или военная тайна.
С объективной стороны преступление заключается в утрате документов, а равно предметов или веществ, сведения о которых составляют государственную или военную тайну, если утрата явилась следствием нарушения правил обращения с указанными документами, предметами или веществами.
Утратой необходимо считать выход документов, предметов или веществ, сведения о которых составляют государственную или военную тайну, из правомерного владения носителя этих секретов помимо его воли.
Утрата государственных секретов будет уголовно наказуемым деянием, если в результате утраты существовала реальная угроза ознакомления с государственными секретами посторонних лиц.
Для объективной стороны преступления необходимым признаком является нарушение правил обращения с государственными секретами и как последствие этого нарушения -- утрата государственных секретов и создание опасности ознакомления с ними.
Если правила обращения с государственными секретами не были нарушены, но тем не менее произошла их утрата, то состав преступления отсутствует. Например, если после работы сотрудник, работающий с государственными секретами, соблюдая все правила обращения с государственными секретами, положил документы в сейф, закрыл его, опечатал и сдал на хранение, но документы были похищены, то действия не образуют состава рассматриваемого преступления. Если при работе лицо, работающее с государственными секретами, по небрежности их уничтожает (например, сжег вместе с мусором), то состав данного преступления также отсутствует и можно ставить вопрос о халатности, если лицо является должностным.
Утрата документов, содержащих государственную или военную тайну -- это безвозвратная потеря государственных секретов, так и выход их из правомерного владения лица, имеющего допуск к государственным секретам на непродолжительное время, если существовала реальная угроза ознакомления с их содержанием посторонних лиц.
Уничтожение документов или предметов, содержащих государственную тайну, уголовно наказуемую утрату не образует, так как это исключает возможность ознакомления с ними других лиц.
Утрата документов, содержащих государственную или военную тайну, признается оконченным преступлением с момента выхода указанных документов из правомерного владения лица помимо его воли и создания реальной угрозы ознакомления с ними посторонних лиц.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается только по неосторожности, то есть в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности.
Субъектом преступления может быть только лицо, которому государственная или военная тайна была доверена в связи со служебной или профессиональной деятельностью и достигшее шестнадцатилетнего возраста.
В части 2 ст. 163 УК предусмотрена ответственность за утрату государственной или военной тайны, повлекшую тяжкие последствия.
Под тяжкими последствиями необходимо понимать случаи, когда секреты становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их агентуры либо причиняется ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности, обороноспособности, безопасности, экономике Республики Узбекистан.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 163 УК признается оконченным с момента наступления тяжких последствий в результате утраты государственной или военной тайны.
Рекомендуемая литература
1. Брусницын Н.А. Открытость и шпионаж.. -- М.: Военное издательство, 1991.
2. Дьяков С.В. Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственной преступности. -- М.: Норма, 1999. Ермакова Л.Д. Особо опасные государственные преступления. -- М: ВЮЗИ, 1982.
3. Игнатьев А.А. Особо опасные государственные преступления. -- Киев, 1975.
4. Махкамбаев П.А. Подрывная деятельность иностранных спецслужб на территории Афганистана и Средней Азии в ХIХ--ХХ вв. // Сборник СНБ Республики Узбекистан, 1995, № 2.
5. Махкамбаев П.А. Правовое регулирование режима государственной границы Республики Узбекистан. -- Т.: Фан, 1996.
6. Махкамбаев П.А. Значение охраны государственной границы в системе обеспечения национальной безопасности Республики Узбекистан. // Сборник СНБ Республики Узбекистан, 1996, № 5.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |