Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Речевая характеристика героев пьесы М.Горького "Дети солнца"

Речевая характеристика героев пьесыМ.Горького «Дети солнца»
Сценическое,театральное искусство строится на человеке и на слове, причем в комедии и драмеслово имеет гораздо более веское и внушительное значение, чем в романе, вповести.
М.Горький
ВысказываниеГорького, приведенное в эпиграфе, свидетельствует о его отношении к языкудраматических произведений. Сравнивая работу писателя над романом и пьесой,Горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами:диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом. Он, так сказать,работает голым словом...”.
Действительно,в любом художественном произведении (кроме драматургического) можно встретитьпортретное описание героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различныерассуждения автора на ту или иную тему. В драматургическом произведении нетничего, кроме реплик персонажей и коротких авторских ремарок. Но ремарки служаттолько для объяснения читателю или актеру обстановки, поэтому основнаясмысловая нагрузка произведения заключена в монологах и диалогах персонажей.Именно из них мы можем составить портрет героев, узнать об их характерах ипоступках, понять отношение автора к своим героям и к событиям, положенным воснову произведения, то есть раскрыть основное идейное содержание пьесы.
Горькийговорил, что, начиная писать, он прежде всего видит человека, его мысли, егоречь. И в подтверждение этого Горький рассказывал о том, как возникла идеянаписания пьесы “Дети солнца”. Эта пьеса была написана под впечатлениемвысказывания молодого талантливого физика Лебедева: “Ключ к тайнам жизни —химия”.
Каковыже речевые особенности этой пьесы? Какое звучание получила в пьесе услышаннаяГорьким фраза? Каким образом речь персонажей раскрывает их характеры и дажесоздает их портреты?
Пьеса“Дети солнца” начинается с диалога Протасова и Романа. И уже из первых двухреплик можно составить представление о том, что за типы перед нами.
“Послушай,дворник!” — обращается Протасов к Роману. В этом обращении и в следующей за нимреплике Романа “Чего?” отчетливо проявляется не только интеллигентностьглавного героя, но и его оторванность от жизни, и неумение построить свою речьв соответствии с ситуацией. Аналогичную картину мы видим и в заключительнойсцене. Здесь напряжение действия не соответствует речи Протасова. Протасоввзволнованно обращается к Егору, после того как тот его едва не убил: “Вы…ужасно глупы, сударь мой”.
Характернаречь и других персонажей пьесы. Особенно выделяется речь Антоновны, Римы,Меланьи, Тропинина и Назара.
РечьАнтоновны полна просторечий: “уделаешь”, “напустишь угару”, “дверь отворю”;простых, но метких сравнений: “Сахар грызет, как репу”, “Самовар выхлебала,совсем как лошадь”.
Меланья,стремясь покорить сердце Протасова, старается понять смысл науки, но из-засвоей малограмотности постоянно путается в терминах. “Не понимаю я формулов”, —в отчаянии заявляет она Протасову.
ГорничнаяРима, мечта которой — выйти замуж за богатого, старается говорить “нагосподский манер”: “что-с”, “не глупая-с”, “хорошо-с”. “Свистит, как змея”, —говорит о ней Протасов.
Бывшийофицер, опустившийся пьяница, Тропинин, пытаясь продемонстрировать свое“благородное” происхождение, изъясняется витиевато, коверкая французские слова:“сапсапогэ”, “ибо счастье превратно...”, “бои вояж”, “до приятного свидания”.
Ещеболее сложна речь у разбогатевшего купца Назара, который стремится сложностьюречи хоть как-то подняться до уровня интеллигенции. “Вот я возымел охоту красширению русской промышленности… для чего думаю заводик поставить, чтобыпивные бутылки выдувать...”
Литературныекритики отмечают, что характерными особенностями языка драматургическихпроизведений Горького являются афористичность, своеобразие метафор,оригинальность пунктуации.
Какимже образом проявляется эта особенность в пьесе “Дети солнца”? Пьеса, выросшаяиз афоризма, насыщена “крылатыми” словами и выражениями.
Каковаже роль афоризмов в пьесах Горького? Афоризмы в пьесе играют двоякую роль.Прежде всего они служат для характеристики персонажей. Афоризмы расставляют поместам основные противостоящие группы героев: с одной стороны — представителинарода, с другой — интеллигенция. Персонажам из народа Антоновне, Егорусвойственны афоризмы, выражающие народную мудрость. Например, Егор говоритПротасову: “Бородатому нянька — не указ”, желая подчеркнуть этим, что у Павладолжна быть своя точка зрения на взаимоотношения между людьми. АфоризмыАнтоновны, человека, прожившего долгую жизнь, нередко принимают форму пословиц,поговорок. Высказывая свой взгляд на отношение Павла к Елене, она ворчит:“Никакого внимания женщине нет… видно, пошену слопал, чашку об пол”. Еенедовольство молодой прислугой также приобретает форму поговорки: “А теперь всеноровят в баре, а повадки — как у твари”.
Наиболееблизки к народным афоризмы Чепурного, занимающего особое положение в кругуперсонажей пьесы. Безусловно относясь к интеллигенции, Чепурной более тесносвязан с народом, часто общается с ним, знает его нрав, ему близка народнаяречь. Поэтому в его речи афоризмы философского содержания, свойственныеинтеллигентской среде, переплетаются с житейскими истинами.
Вбеседах с Лизой он выражает свою философию, основанную как на размышлениях,теории, так и на житейском опыте. Поэтому в его речи афоризм “Люди грубы ижестоки. Это их природа” соседствует с высказываниями: “Мастеровые — они всепьяницы”.
Совсеминаче выглядят афоризмы Протасова, Лизы, Волгина.
Философскиеафоризмы Лизы образны и поэтичны. “Там, где пролита кровь, никогда не вырастутцветы… там растет только ненависть”.
Вречи Протасова афоризмы, философские по своему содержанию, часто выглядят какотрывки из научных книг. Например: “Только в области разума человек свободен,только тогда он — человек, когда разумен, и если он разумен, он честен. Добросоздано разумом, без сознания — нет добра”.
Отличительнойчертой драматургии Горького является также использование с ловлейтмотивов.
Вранних произведениях особенно остро ставилась про-элема человека. Эта проблемаявляется центральной и в “Детях солнца”. Поэтому в этой пьесе, как и в другихран-шх произведениях, лейтмотивом проходит слово “человек”, го словопрослеживается в репликах различных персонажей. Оно возникает в речи Протасова,пытающегося образумить Егора: “Человек человека не должен, не может бить”. Темучеловека подхватывает Чепурной: “Люди — звери, они грубы и грязны”. Егорспрашивает Протасова: “Человек я или нет? Почему меня все обижают?” “Прислуга —тоже человек”, — заявляет Фияса.
Еленаговорит Ванину: “Человек должен поступать так, чтоб на земле было меньше зла”.
“Ятоже человеком буду!” — восклицает в надежде Меланья.
Гимнчеловеку звучит в монологе Протасова в конце второго действия: “Наступит время,из нас, людей, из всех людей, возникнет к жизни величественный, стройныйорганизм — человечество!”
Слово“человек” своеобразно перекликается в пьесе с метафорами и сравнениями.“Свистит, как змея”, “Смотрите, какой зверь”, “В глазах ее загорелся хитрыйогонек зверя”; “Водорослей захотела, корова”, “Чего же эта лошадь, новая-тогорничная, не убирает со стола?”; “Повадки — как у твари”.
Вприведенных примерах названия животных служат для образного обозначениякаких-то черт характера человека. Сравнение философских афоризмов о человеке сэтими метафорами раскрывает, как мне кажется, мысль Горького о том, что человекеще очень далек от совершенства, от той роли, которая предназначена емуприродой. В отдельных поступках человек уподобляется зверю, животному, а иногдаи превосходит его по жестокости и грубости. Тема человека и животных вообщехарактерна для ранних произведений Горького.
Длятого чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать такие его произведения, как“Песня о Буревестнике”, “Песня о Соколе”, “О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителеистины”, в которых птицы и звери действуют, подобно людям. А в рассказе“Челкаш” главный герой постоянно сравнивается то с хищной птицей, то с волком.
Естьи еще одна интересная особенность пьесы. Это — пунктуация. При чтении пьесысразу же бросается в глаза расстановка тире и очень большое количествомноготочий. “Да ты — пригрози… Я, мол, тебе дам”, или “Ну, — будет, старуха!Елена — дома?”, или “Но — поймите: мне совсем не нужно, чтобы кипело”. И такиенеобычные фразы можно встретить на каждой странице.
Напервый взгляд может показаться, что такая необычная расстановка тире нужна длятого, чтобы помочь актеру при исполнении своей роли. Но посмотримповнимательнее не только на пьесы, но и на другие произведения Горького. Вромане “Мать” не менее своеобразная расстановка тире: “Все любят близкое, но —в большом сердце и далекое — близко!” или “Ну, это уж — ничего не поделаешь”. Вчем же все-таки смысл такой расстановки тире?
Мнекажется, что тире служит писателю для того, чтобы разделить фразу на две равныепо значению части. Обычно фраза имеет такое строение, когда ударение падает наее конец, а начало остается безударным. У Горького же, как мне кажется, обечасти фразы оказываются благодаря тире под ударением. Это придает какую-тонеуловимую весомость, даже тяжеловесность речи.
Чтокасается многоточия, то его роль также заключается в том, чтобы разделить фразына отдельные части. Читая пьесу, мы чувствуем, как персонажи будто обдумываюткаждое слово, прежде чем его произнести. За этим угадывается медлительность иобстоятельность волжского характера Горького.
Итак,проанализировав текст пьесы “Дети солнца”, можно прийти к выводу, что ейсвойственны те же черты, что и всей драматургии Горького в целом:афористичность, слова-лейтмотивы, меткость образов в метафорах, особенностипунктуации.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.