9
Практика проведения процедуры санации
Процедура банкротства является крайней мерой решения проблемы экономической несостоятельности и применяется в том случае, если досудебные меры по предупреждению банкротства не дали ожидаемых результатов или вообще отсутствует экономический смысл их применения. Не нужно забывать, что "хорошая репутация дорогого стоит" и потеря своего имиджа как надежного партнера может обернуться непредсказуемыми последствиями.
Понятно, что банкротство с ликвидацией ставит крест на предприятии, его имени и имидже. И если есть хоть малейший шанс сохранить репутацию, "реанимировать" предприятие, его нельзя упускать. Таким шансом на спасение для должника - экономически несостоятельного субъекта хозяйствования - может оказаться санация.
Санация по закону...
Санация применяется в целях оздоровления предприятия, обеспечения его стабильной и эффективной деятельности, а также восстановления платежеспособности должника. Данная процедура позволяет не только "реанимировать" предприятие, но и направлена на оздоровление экономики и бизнеса в целом.
Напомним, что дела об экономической несостоятельности (банкротстве) рассматриваются хозяйственными судами Республики Беларусь в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК), а также иными законодательными актами. К основным из них относятся:
· Закон РБ от 18.07.2000 № 423-3 "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон);
· Указ Президента РБ от 12.11.2003 № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (далее - Указ).
В соответствии с законодательством под банкротством следует понимать неплатежеспособность, которая имеет или приобретает устойчивый характер и признается решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица#
В свою очередь, экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность, которая имеет или приобретает устойчивый характер и признанная решением хозяйственного суда - с санацией должника.
Закон о банкротстве предусматривает следующие процедуры банкротства:
· защитный период - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника;
· конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
· мировое соглашение, процедура в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматривается освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п.
Основания возбуждения дела о банкротстве. Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления должника, кредитора, прокурора, органа государственного управления по делам о банкротстве и иных государственных органов.
Основанием для подачи такого заявления кредитором являются (в совокупности):
1. Наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер.
2. Применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований.
3. Наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора. В размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, - в размере 2 500 базовых величин и более.
Санация вводится хозяйственным судом при наличии оснований решением собрания кредиторов либо по собственной инициативе. Обязанность проверки этого основания возлагается на управляющего. Проблема здесь заключается в том, что на законодательном уровне отсутствуют четкие рекомендации и инструкции, на основании которых управляющий проводит оценку возможности и необходимости введения санации.
В настоящий момент управляющими в основном используется механизм оценки имущества должника и определения его достаточности для удовлетворения всех требований кредиторов и погашения затрат по проведению санации на дату принятия решения.
Фактически решение суда о проведении санации является действенной защитой должника от требований кредиторов на период преобразований.
Основным документом при проведении процедуры является план санации, утвержденный собранием кредиторов и хозяйственным судом.
Какие же преимущества имеет предприятие, находясь в этой процедуре, в соответствии с законодательством?
"замораживается" вся кредиторская задолженность до даты вынесения судом определения об открытии конкурсного производства;
приостанавливается начисление процентов, неустойки (штрафы, пени) и иных экономических санкций по всем видам задолженности должника;
отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются все ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением случаев, установленных хозяйственным судом;
вводится приостановление удовлетворения требований по платежным обязательствам должника до вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве должника;
наложение нового ареста на имущество должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника осуществляется в случае необходимости только хозяйственным судом, рассматривающим дело о банкротстве этого должника и др.
Отметим, что изначально срок санации в соответствии с законодательством не должен превышать 18 месяцев. Впоследствии исполнения процедуры срок санации может быть продлен.
Спасение "утопающих" - дело рук управляющего
Экономическая несостоятельность (банкротство) - это всегда болезненный и конфликтный процесс. Можно сказать, что ключевой фигурой этого процесса является временный (антикризисный) управляющий. От его квалификации, знаний, умения быстро принимать правильное решение в условиях неопределенности во многом зависят судьбы предприятий и эффективность института банкротства в целом.
По своей сути задачи и функции управляющего образуют целый комплекс обязанностей, основные из которых:
· принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, его защите;
· установление кредиторов должника и организация защиты их требований;
· проведение анализа финансового состояния и платежеспособности должника;
· поиск, выявление и возврат имущества должника;
· организация хозяйственной деятельности, заключение мирового соглашения;
· определение наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства;
· составление плана санации и (или) плана ликвидации должника, осуществление проведения этих процедур;
· организация продажи имущества должника.
По законодательству Республики Беларуси назначить управляющего, отстранить его от исполнения этих обязанностей, осуществлять контроль за его деятельностью имеет право только хозяйственный суд.
Собственникам, руководителю и всему коллективу предприятия необходимо знать, что с момента открытия конкурсного производства право управления имуществом должника переходит к управляющему, при этом руководитель предприятия отстраняется от должности, приостанавливаются полномочия всех органов управления.
Текущая работа управляющего отражается в его ежемесячных отчетах. Кроме того, Законом предусмотрены случаи, когда управляющий вправе осуществлять определенные действия только с разрешения хозяйственного суда.
Эффективность проведения санации зависит от своевременности
Опыт проведения анализа хозяйственной деятельности неплатежеспособных предприятий показывает: поздно принятое решение о начале процедуры банкротства приводит к тому, что проведение санации оказывается крайне затруднительным. Нередко невозможность осуществления данной процедуры сопряжена с рядом других факторов. Например, таких как умышленный саботаж работы антикризисного управляющего самими руководителями экономически несостоятельных предприятий. Это происходит в том случае, когда прежнее руководство знает, что в процессе деятельности им допускались противоправные действия. Такие руководители понимают: приход управляющего может вскрыть нежелательные факты. Поэтому оказывают всевозможное сопротивление, не предоставляют управляющему необходимую информацию, уничтожая документы.
Рассмотрим ситуацию по проведению процедуры санации в нашей республике* (табл. 1).
ТАБЛИЦА 1
Количество предприятий Республики Беларусь, находящихся в процедуре санации на 1 января 2007 г.
Всего |
Брестская область |
Витебская область |
Гомельская область |
Гродненская область |
Минск |
Минская область |
Могилевская область |
||
Предприятия, находящиеся в процедуре санации |
26 |
4 |
1 |
11 |
0 |
2 |
1 |
7 |
|
в том числе с долей государства в уставном фонде |
18 |
4 |
0 |
10 |
0 |
1 |
0 |
3 |
Наиболее проблемными являются предприятия деревообрабатывающей отрасли: ОАО "Речицадрев", ОАО "Мозырьдрев", КУП "Калинковичский мебельный комбинат", ОАО "Могилевдрев", ОАО "Лесдревпром", ИЧУП "Евронатурпаркет".
Посмотрим, как изменилась ситуация на этих предприятиях за период проведения процедуры санации? Для анализа возьмем предприятия, относящиеся к одной отрасли и имеющие особое значение для государства.
Как видно из таблицы 2, ни одно из предприятий не достигает установленных нормативов, но все они имеют положительную динамику роста основных коэффициентов платежеспособности. Чем продолжительнее срок нахождения предприятия в санации, тем рост его коэффициентов значительнее. Наиболее положительные результаты имеют КУП "Калинковичский мебельный комбинат" и ОАО "Могилевдрев".
ТАБЛИЦА 2
Анализ динамики коэффициентов текущей ликвидности (К1) и обеспеченности предприятий, находящихся в процедуре санации
№ п/п |
Наименование предприятий |
На дату введения процедуры санации |
На конец 2006 г. |
Абсолютное изменение рост "+", падение "-" |
Норматив (не менее) |
Период нахождения в процедуре, лет |
|||||
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
К1 |
К2 |
||||
1 |
ОАО "Могилевдрев" |
0,37 |
-1,16 |
1,1 |
-0,78 |
+0,73 |
+0,38 |
1,7 |
0,3 |
4 года 2 мес. |
|
2 |
ОАО"Речицадрев" |
0,51 |
-0,98 |
0,59 |
-0,69 |
+0,08 |
+0,29 |
4 года 2 мес. |
|||
3 |
ОАО "Мозырьдрев" |
0,64 |
-0,55 |
0,67 |
-0,49 |
+0,03 |
+0,06 |
11 мес. |
|||
4 |
КУП "Калинковичский мебельный комбинат" |
0,57 |
-0,78 |
1,08 |
0,08 |
+0,51 |
+0,86 |
4 года 6 мес. |
Проанализируем динамику результатов финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий по годам (табл. 3).
ТАБЛИЦА 3
Анализ динамики финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий за период санации по годам
п/п |
Наименование предприятий |
2002 г., млн руб. |
2003 г. млн руб. |
2004 г. млн руб. |
2005 г. млн. руб. |
2006 г. млн. руб. |
Рост, млн руб. |
Среднесписочная численность работников, чел. |
|
1 |
ОАО "Могилевдрев" |
143,0 |
438,0 |
676 |
556,6 |
917,0 |
774,0 |
1 000 |
|
2 |
КУП "Калинковиский мебельный комбинат" |
-52,3 |
-6,6 |
29,1 |
180,3 |
484,8 |
537,1 |
200 |
Как видим, финансовое положение данных предприятий с каждым годом улучшается при сохранении численности работников и вида деятельности.
Более веских результатов из расчета размера прибыли, приходящейся на 1 работающего из всех предприятий деревообрабатывающей отрасли, добился КУП "Калинковичский мебельный комбинат" - 2,7 млн руб. Как это удалось предприятию?
ПРИМЕР
В связи с тем, что мы имели возможность дважды работать на предприятии "Калинковичский мебельный комбинат" - первый раз за 3 года до начала процедуры банкротства, а второй - в начале процесса санации, - выскажем свое мнение по принятым антикризисным мерам, предпринятым для улучшения ситуации.
Для начала обозначим основные проблемы, которые привели предприятие к кризису неплатежеспособности:
· использование бывшим руководством служебного положения в целях личного обогащения;
· неспособность самого руководителя и персонала работать в рыночных условиях;
· очень низкий уровень квалификации основных специалистов;
· изношенное оборудование и устаревшие технологии производства;
· отсутствие автоматизации всех бизнес-процессов;
· ограниченный ассортимент и низкое качество выпускаемой продукции;
· потеря доверия у поставщиков и покупателей;
· отсутствие всякой стратегии дальнейшего развития и т.д.
На момент прихода антикризисного управляющего предприятие еще кое-как осуществляло свою хозяйственную деятельность, но заработная плата сотрудников была очень низкой, да и та выплачивалась несвоевременно. И хотя весь коллектив был озлоблен, никто ничего не хотел менять.
На данном этапе управляющему предстояло решить одну из важнейших задач - разрядить психологически конфликтную ситуацию, усугубленную глубоким финансовым кризисом.
На наш взгляд, управляющий справился с этой задачей. Он назначил на должность исполнительного директора человека, уже несколько лет работавшего на этом предприятии главным инженером и имевшего авторитет у своего коллектива.
Поскольку управляющий вел несколько дел, находящихся в процедуре банкротства, одновременно, то постоянно находиться на мебельном комбинате не имел возможности. Поэтому все оперативное руководство предприятием осуществлял исполнительный директор.
Многие проблемы удалось решить благодаря удачно подобранной команде, ее профессионализму и желанию изменить ситуацию. Сделать это в таком маленьком городке, как Калинковичи, очень непросто. Но для того чтобы все получилось именно так, пришлось идти тернистым путем. А начинался он с изучения потребностей потенциальных покупателей и рынков сбыта.
Исполнительный директор вместе с главными специалистами с целью определения своей ниши в мебельном производстве занимались творческим поиском, проехав тысячи километров, посетив сотни мебельных магазинов. Это дало свой результат. Изменилась номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, основой которых всегда был спрос покупателей. Соответственно, снижались остатки склада готовой продукции, увеличивалась оборачиваемость вложенных средств. Особое внимание уделялось соответствию "цена - качество" производимой продукции. Постепенно удалось вернуть доверие поставщиков и потребителей. На расчетный счет стали поступать "живые деньги". При этом считалась каждая копейка, тщательно анализировалось, куда необходимо направить денежные средства в первую очередь.
Так как на период санации государством предоставляются определенные льготы по уплате налогов и неналоговых платежей, предприятие смогло увеличить собственные оборотные средства. Появилась возможность закупки современных видов сырья и материалов, выросли объемы выпуска продукции.
Постепенно начали проводить техническое перевооружение производства, совершенствовать технологический процесс. Это позволило обновить и расширить ассортимент выпускаемой продукции, снизить ее себестоимость, повысить производительность труда, выйти на современные требования по качеству и дизайну.
Понадобилось 2 года с начала открытия процедуры санации, чтобы предприятие начало работать прибыльно. Но самое главное - удалось изменить психологию рабочих, которые поняли, что соответствовать требованиям рынка для них тоже выгодно.
Сейчас темп роста производительности труда составляет 154,9%. Улучшились бытовые условия труда, выросла средняя заработная плата.
За период санации объем производства вырос на 170% и составляет в действующих ценах около 400 млн руб. Остатки продукции на складах составляют 50% от среднемесячного объема выпуска.
Необходимо заметить, другого источника финансирования, кроме собственных средств, у предприятия не было.
За период нахождения предприятия в процедуре санации удовлетворены требования кредиторов до открытия конкурсного производства в соответствии с реестром на сумму 140 млн руб. (или 57%). Но уже накопилась задолженность по текущим налогам, которая должна быть погашена до завершения процедуры, и общая кредиторская задолженность составляет около 1,5 млрд руб.
Срок санации установлен до конца 2007 г. Сможет ли предприятие справиться со своими обязательствами после закрытия процедуры? И какие основания может найти хозяйственный суд для продления сроков, если предприятие не приравнивается к числу градообразующих?
Хочется надеяться, что КУП "Калинковичский мебельный комбинат" по силам стабилизировать ситуацию.
Возможность продления срока санации
В соответствии с законодательством срок санации градообразующих предприятий или приравненных к ним может быть продлен до 10 лет при условии поручительства органов государственной власти. В этом случае поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед кредиторами. В частности, райисполком или облисполком может дать такую гарантию, однако пока отсутствует механизм реализации этой возможности.
В настоящий момент два деревообрабатывающих предприятия ОАО "Речицадрев" и ОАО "Могилевдрев" находятся в такой ситуации, когда срок санации заканчивается, нет оснований для ликвидации этих предприятий, так как работают они прибыльно, да и оставить без работы более 2-х тысяч человек просто невозможно.
В тоже время для получения гарантий необходимо в бюджете предусмотреть выделение денежных средств под эти цели. Гомельский облисполком направил в Минфин проект бюджета на следующий год, в котором была заложена статья расходов под гарантии. Но Министерство финансов эту статью исключило. Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, направив по данному вопросу письмо в Совет Министров Республики Беларусь, получил ответ, в котором говорилось, что эти вопросы разрешаются на местах. Получился замкнутый круг.
Из 18 санируемый предприятий, имеющих значение для государства, прибыльно работают только 7 или (39%). Предприятия, вошедшие в процедуру санации, как правило, первые два года имеют убытки и рост кредиторской задолженности, значительную текучесть кадров. Значит, срока, установленного законодательством, без возможности получения кредитов и займов недостаточно для успешного проведения санации.
Экспертами подсчитано, что если среднестатистические санируемые предприятия будут работать с рентабельностью не ниже 15%, то, чтобы успешно завершить санацию и восстановить их платежеспособность, потребуется 6 лет. На этом основании Департаментом по санации и банкротству предложено внесение изменений в Закон РБ "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" о введении шестилетнего срока санации предприятия. Будет ли принята такая норма, покажет время.
Делая вывод об эффективности проведения процедуры санации в настоящее время, скорее правильнее будет сказать, что с помощью этой процедуры чаще всего удается сохранить само предприятие и рабочие места, а также приостановить падение в финансовую пропасть.
В современных условиях действенной мерой оздоровления является вариант санации, когда на основе организации-должника создается новое юридическое лицо, имеющее другую организационную структуру и форму собственности. Необходимо освобождаться от ненужных активов и искать свое место на рынке
Эффективной мерой также является продажа неплатежеспособного предприятия имущественным комплексом новому собственнику. Независимо от собственника предприятия останутся белорусскими, будут платить налоги и создавать эффективные рабочие места. Более того, их стабильная работа в режиме саморазвития обеспечит формирование бюджета, реально имеющего социальную направленность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года №40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - №9.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998 г.: с комментариями к разделам / Комментарий В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея , 1999.
4. Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Юридическая база «ЮСИАС» - 2008г.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 книгах. Книга 1. / Отв. ред. В.Ф. Чигир. - Мн.: Амалфея, 1999. - 624с.
6. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник / В.В. Авдеев, А.В. Ананько, Н.Л. Бондаренко и др.; Под общей редакцией В.А. Витушко, Р.И. Филипчик. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 832с.
7. Хозяйственное право Республики Беларусь: Практическое пособие / С.С. Вабищевич. - Мн.: Молодежное науч. об-во, 2002. - 398с.
8. Хозяйственное право Республики Беларусь. Общая часть. Практ. пособие - Мн.: «МНО», 2001. - 318с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Операции банка с векселями |
Реферат | ОАЭ |
Реферат | Налоги и сборы в бух учете |
Реферат | Нормативный учет и анализ отклонений |
Реферат | Узагальнення матеріалів контролю |
Реферат | Мировая экономика, роль ТНК в международном бизнесе |
Реферат | Основные средства |
Реферат | Некоторые вопросы оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков |
Реферат | Национальный банк Украины и его функции |
Реферат | Оборотные средства в сфере деятельности предприятия |
Реферат | Проблемы снижения дефицита бюджетов |
Реферат | Налогообложение имущества организации |
Реферат | Можно ли создать формулу успешного продукта |
Реферат | Маркетинг побутових послуг |
Реферат | Проблемы становления аудита в России |