Реферат по предмету "Культура и искусство"


Характеристика культуры постмодернизма

МинистерствоОбразования и Науки Российской Федерации
ФедеральноеАгентство по Образованию
ГосударственноеОбразовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
ПоволжскийГосударственный Университет Сервиса
Реферат подисциплине: Типографика
На тему: «Постмодернизм»
Выполнил: Мавричев С.С.
Студент группы ДГ-301
Проверил: Золотарев Д.А.
Тольятти.2008 г.

Содержание:
 
Введение
1. Постмодернизм. Определение изарождение
2. Идеи постмодернизма
3. Постмодернизм в графическом дизайне
4. Вольфганг Вайнгарт
5. Стефф Гайсбулер
6. Постмодернизм в рекламе
7. Постмодернизм в различных сферахискусства
Заключение

Введение
Корнипостмодернизма берут своё начало в поп-культуре и радикальных течениях дизайна.Само понятие «постмодернизм» впервые упоминается вначале 70-х г.г. Вхудожественном формообразовании постмодерн обратился в противовес монохромным,рациональным формам и догмам «современного движения», к декоративности,красочности, индивидуальности и образной семантике элементов, а часто иироничности, цитировании исторических стилей. Архитекторами и художникамипостмодерна использовались цитаты не только из прошлых стилей — классицизм,арт-деко, конструктивизм, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики.Подобные тенденции обуславливались «ностальгией по прошлому», разочарованием вискусстве современности. Золотой век виделся в прошлом как антиподсовременности. Как и большинство новых веяний, постмодерн подвергся спорам,направленным на выяснения его стилевой самостоятельности.
Графическийдизайн всегда заимствовал образы и подходы из других областей художественной ипопулярной культуры. Визуальные цитаты, ссылки всех видов, мимикрия стилей — это существенная особенность пути графического дизайна, его метаморфозы в 20-мстолетии. Результатом этого стал постмодернизм, как завершающий аккордсовременной культуры.

1. Постмодернизм.Определение и зарождение
 
«Постмодернизм– понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначенияхарактерного, для культуры сегодняшнего дня, типа философствования,содержательно – аксиологически дистанцирующегося ни только от классической, нои от неклассической традиций конституирующего себя как пост – современная, тоесть постнеклассическая философия». [Энциклопедия постмодернизма].
Термин«Постмодерн» встречается во многих направлениях, включая социологию,кинематограф музыку, сферы общения, литературу и культурную теорию,основателями которой стали Жан Бодрияр и Жан-Франсуа Лиотар. В своей книге«Влияние Постмодерна», 1984, Лайотард рассматривал Постмодернизм как отказ отабсолютной уверенности мира модернистского в пользу места и времени. Другиеписатели, такие как марксист Фредерик Джеймсон, рассматривали Постмодернизм какформу американского культурного империализма или выражение многонационального ипотребительского капитализма. Возможно, в соответствии с многообразным миромПостмодернизма этот термин применим ко многим областям.
Вобласти дизайна определения Постмодернизма сильно варьируются. Сначала этослово можно было найти в работе британского историка по дизайну и архитектуреНиколауса Певснера, автора широко известной книги «Пионеры современногодизайна», 1949. В 1961 г. в своем эссе «Возвращение к историзму» онрассматривает Постмодернизм с точки зрения нежелательной, но все болееочевидной тенденции к стилистическому эклектизму. Это является одной изхарактеристик архитектуры и дизайна Постмодернизма. « С 1939 по 1947 в работахТойнби было конституировано содержания понятия постмодернизм как обозначающегосовременную (начиная от первой мировой войны) эпоху, радикально отличную отпредшествующей эпохи модерна » [Энциклопедия постмодернизма, 601]. Настроенныекритически к пуризму «современного движения» поп-культура, различные течениярадикального дизайна 60-х гг., широко поддержанные средствами массовойинформации, находили все большее распространение. При этом в Германии продолжалавручаться премия «Хорошая форма» модернистским произведениям, тем самымпродолжалась поддержка эстетических ценностей индустриального общества. Благодарятакому множеству эстетических течений в искусстве и дизайне у потребителярасширился вкус, формировалась многогранность восприятия, плюрализмэстетических взглядов: к существовавшему до этого единственному направлению«хороший дизайн» добавились стилевые течения.
Вобществе конца 70-х – 80-х гг. сформировалось сложная социологическая структура,которую практически невозможно было четко разделить на средние, низшие и высшиесословия. Вкус и стиль в различных слоях населения был также многогранен. Этотплюрализм эстетических взглядов и мнений стал общественным феноменом 70-х приведшемв итоге к возникновению нового художественного стиля, оппозиционногосовременному движению, получившего название постмодерн. Постмодерн разрушилпостулат «форма следует за функцией» и перестал делить категорично дизайн на«плохой» и «хороший», «на хорошую форму» и «китч», на «высокую культуру» и«обыденную». В отличие от радикальных течений, постмодерн был менее политичнымхудожественным направлением, а тем самым более успешным, и получил достаточноскоро международное признание.
2. Идеипостмодернизма
 
Стиль постмодернизмапоявляется тогда, когда его осознают, обозначают, присваивают ему имя. Поотношению к постмодернизму это произошло в конце 60-х — начале 70-х годов XXстолетия. «Онтологический» статус постмодернизм приобрёл в 70-80-егоды — со времён появления философских трудов Лиотара.
Постмодернизм — состояниекультуры общества, которое характеризуется утратой ценностных ориентиров(метанарративов, метаповествований). Основной способ существованияпостмодернистской культуры — цитаты и ирония.
Постмодернизм каксамостоятельное течение в культуре и искусстве имеет свои основные идеи ипринципы, которые необходимо обозначить:
1) отрицание метафизики(отрицание инициации, любых форм трансцендентального опыта, тонких миров ипр.);
2) плюрализм (т.е.одинаковая ценность мнений вне понятий силы, уровня достижения и пр.);
3) антисистематичность(т.е. отрицание иерархии);
4) адогматичность (т.е.отрицание Законов);
5) отсутствие первосмысла- трансцендентального означаемого (т.е. отрицание космогонии и пр.)
6) утрата ценностныхориентиров (т.е. отрицание Истинной Воли и Великого Делания).
/>
3. Постмодернизм в графическомдизайне
 
Вначале семидесятых на смену стилю Bauhaus, главным принципом которого былапростота и функциональность, пришло новое направление в графическом дизайнеи архитектуре, получившее название «постмодернизм». Вторжениепостмодернизма на арену дизайна стало настоящим шоком: это направление рушиловсе основополагающие представления о дизайне того времени.
Ранниепризнаки появления такого явления, как «постмодернизм», сталипоявляться в середине 1970-х, а в последние десятилетия оно быстро стало общейтенденцией. В графическом дизайне, это особенно проявилось в оформлении обложекк музыкальной продукции — пластинках, кассетах, компакт-дисках. Высокая степеньмобильности, ориентирование на активные группы потребителей — все это сталошироким полем для экспериментирования, хотя тенденция ни в коем случае не былаограничена только этой областью. Английский критик Рик Пойнор приводит в примеробложку пластинки немецкой группы электронной музыки Kraftwerk. В 1978 вышелальбом, содержавший строгие синтетические мелодии и пульсирующиеробототехнические ритмы, которые оказали длительное влияние на развитиетанцевальных мелодий в 1980-х и резко отличались от музыки того времени.Пластинка получила название «Die Alensch-Maschine» (Человеко-машина).
Дизайнобложки альбома напоминал типографику советского конструктивизма 1920-ых.Историческая ссылка была усилена при помощи использовании, в качестве главных,красного, черного и белого цвета. Та же самая композиция с диктующей диагональюи типографская манера набора использовались на обратной стороне конверта, нафоне различных геометрических фигур. Дизайн Карла Клефиша был вдохновленработами авангардистского «конструктора» Л. Лиссицкого (с. 15) и былфактически его цитатой (считай заимствованием, но ни в коем случае непародией). Дизайнер и музыканты хотели подчеркнуть, что музыка должна бытьпонята как «авангардистская».
Прежде,чем 1980-ые окончательно провозгласили победу именно этого стиля в искусстве иполучили нелицеприятное определение как «эра грабежа» или «эрапародий», литературный критик Фредерик Джеймсон в 1983 подвел итогпреобладающей культурной навязчивой идеи заимствований из прошлого: все стили имиры, которые могут быть изобретены авторами и художниками, уже былиизобретены. После 70 или 80 лет классического модернизма наступил результат — истощение интеллектуальных ресурсов. «В мире, в котором стилистическоеновшество больше невозможно, все что остается — подражать мертвым стилям,говорить через маски и с голосами стилей в воображаемом музее».
Входе последних десятилетий, особенно в Соединенных Штатах, использование«ретро-стилей» стало определяющим графический облик конца ХХ века.Ярким примером в данной области служат ранние работы Поли Шер. Ее хорошеезнание и понимание исторических форм футуризма, конструктивизма, дадаизма,голландского De Stijl, немецкого Bauhaus, Арт Деко и Арт Нуво, ее эклектичнаяспособность повторно изобретать это и использовать в интересах своих клиентовсделала ее влиятельной фигурой в дизайне.В 1984, после оставления компании CBS, Шер совместно с партнеромТэрри Коппелем организовала новую фирму, «Koppel & Sсher». Одним из первыхпроектов дуэта дизайнеров стала собственная рекламная брошюра — «ВеликиеНачинания». (с. 15)
Однимииз основоположников движения постмодернизма являются Вольфганг Вайнгарт и СтеффГайсбулер.
/>4. Вольфганг Вайнгарт
Независимомушвейцарскому дизайнеру и типографу Вольфгангу Вайнгарту приписывают авторствостиля, который позднее назвали «швейцарский панком» и «типографическойанархией». Этот постмодернистский дизайнер радикально изменил все представленияо классической швейцарской типографике — четкой, выверенной ипредсказуемой, превратив ее в новый типографический жанр.
Вайнгартродился во время Второй мировой войны — в Германии в 1941 году. Своютворческую карьеру будущий типограф начал в начале шестидесятых, устроившисьработать подмастерьем наборщика в Штутгарте. Именно там молодой Вайнгартосознал, что типографика — это его призвание, и принял решение продолжитьсвое обучение этому искусству на академическом уровне. Он покинул Штутгарт иотправился поступать в Базельскую школу искусства и дизайна, считавшуюся в тупору колыбелью швейцарской типографики.
Спервого дня обучения в Базельской школе дизайна стало очевидно, чтоВайнгарт — классический бунтарьизобретатель. На одном из уроков студентыполучили задание поработать над линейной композицией, используя циркуль. Вместоэтого Вайнгарт соорудил специальное миниустройство, предназначенное для того,чтобы эти линии печатать.
Правда,Вайнгарту не суждено было успешно завершить свое образование в этом учебномзаведении, и проучился он там совсем недолго. Его преподавателелями были такиеизвестные типографы и дизайнеры, как Эмиль Руден и Армин Хофманн. Однако дажеим не удалось радикально повлиять на творческое развитие Вайнгарта и егостановление как типографа. Учась в школе дизайна, он занимался в основном самообразованием,не перенимая стили своих учителей. И все же кое-что полезное из своего обученияв этом престижном учебном заведении Вайнгарт сумел вынести: огромнуютеоретическую базу познаний в области дизайна и типографики, а такжепрофессиональные контакты, которые не раз пригодились ему в дальнейшей карьере.После не вполне удавшегося академического эксперимента Вайнгарт начал карьерунезависимого графического дизайнера в Базеле. Таким образом, проработал он до1968 года, когда скончался его бывший преподаватель Эмиль Руден. Тогда АрминХофманн, в ту пору возглавлявший Базельскую школу искусства и дизайна,пригласил Вайнгарта в преподаватели, поскольку восхищался его работами. С 1968года и по сей день типограф преподает в этой школе, продолжая оказыватьнеизменное влияние на развитие современной типографики.
Освоей преподавательской деятельности и подходе к обучению Вайнгарт с должнойдолей иронии говорит, что главное — это быть предельно внимательным, чтобыне начать обучать студентов разнообразным глупостям. «Нельзя обучать студентовмоде, вместо этого их нужно обучать тому, как создавать чистые, четкие,структурированные образы», — говорит дизайнер. Вспоминая свои лекции вначале 1970 годов, Вайнгарт рассказывает, что у него всегда было три различныхтипа студентов: те, которые восхищались его работами и лекциями, те, кто ихненавидел, и те, кто попросту покидал аудиторию во время лекции. И такпродолжалось в течение целого десятилетия, пока двое его студентов из США,Эйприл Грейнман и Дэн Фридман, после обучения у Вайнгарта ни вернулись к себена родину и ни начали активно использовать принципы типографики, которымобучились в Швейцарии. Что касается непосредственно стиля Вайнгарта, то главнойего особенностью является то, что типограф полностью разрушил рамки традиций,принятых в швейцарском графическом дизайне. В частности, он редко придерживалсямодульной сетки — одного из наиболее популярных на данный момент иоснованного на законах пропорции метода конструирования графической продукции.В своих работах Вайнгарт часто прибегает к асимметричным и диспропорциональнымрешениям, что и делает их столь узнаваемыми и необычными. Еще одна характернаячерта многих работ Вайнгарта — постоянная игра кеглем шрифта в однойкомпозиции или даже слове. Этот прием словно оживляет шрифтовую графику,придавая ей динамизм и оригинальность.
В1970 годах Вайнгарт стал экспериментировать со своим стилем. Он начал создаватьподобие фотомеханических монтажей, наслаивая друг на друга позитивы длясоздания различных комбинаций из изображений, фотографий, текста и графики.Хотя на первый взгляд может показаться, что в работах Вайнгарта царит полнаяанархия, но если присмотреться внимательнее, становится понятно, что это нетак.  Да, действительно, работы дизайнера полны свободы, однако каждыйкомпозиционный элемент, как и его расположение относительно других графическихэлементов, четко продуман и выверен. Стиль Вайнгарта отличается такжеудивительным консонансом графических образов и шрифта. Рассматривая работыВайнгарта, понимаешь, что этот дизайнер не дифференцирует изобразительноеискусство и типографику — казалось бы, исключительно прикладной жанрграфического дизайна. (с. 15-16)
В2000 году Вайнгарт опубликовал свою книгу под названием «My Way to Typography»(«Мой путь к типографике»), где изложена жизнь дизайнера, описаны его работы; вней же можно узнать о творческом влиянии, благодаря которому он стал тем, кемявляется.
Вайнгартвсегда говорил, что воспринимает шрифты, как «говорящие» картинки. «Ясозидатель, а не мыслитель, — утверждал дизайнер. — Все, что отраженов моих работах, — это моя деятельность, а не мой внутренний мир».
5. СтеффГайсбулер
/>Стефф Гайсбулер на данный момент заслуженно считаетсяодним из наиболее успешных, инновационных и талантливых графических дизайнеровСША, работающих над созданием логотипов и фирменного стиля. В числе егозаказчиков немало громких имен, известных во всем мире. Гайсбулер создавалкорпоративный стиль и логотипы для таких компаний-гигантов, как NBC, Voice ofAmerica, музей Toledo Museum of Art. (с. 17) Он также получал многочисленныезаказы общенационального характера — например заказы на создание фирменныхстилей для национальных парков США, графику для New York Public Library.
Как иВольфганг Вайнгарт, Гайсбулер получил дизайнерское образование в Базельскойшколе искусства дизайна в Швейцарии. Еще одна параллель, которую можно провестис карьерой этого постмодернистского коллеги Гайсбулера, — то, что они обазанимаются преподавательской деятельностью. Гайсбулер преподавал в PhiladelphiaCollege of Art, а также в Cooper Union и в знаменитом Йелльском Университете. Внастоящее время дизайнер продолжает периодически читать лекции в качествеспециально приглашенного лектора на различных профессиональных мероприятиях,проводимых по всей стране. Помимо графического дизайна Гайсбулер занимаетсяархитектурной графикой. Так, он создавал подобные проекты по заказу такихкомпаний, как IMB (для офисного здания компании в НьюЙорке).
СтильГайсбулера, в отличие от стиля Вайнгарта, не столь противоречивый. Скорее,наоборот: в работах этого дизайнера все очень четко, ровно и логично. Никакогоощущения хаотичности и асимметрии, везде полный порядок и ювелирная точность.Он мастерски работает со шрифтами, выстраивая из отдельных литер продуманныефигуры и создавая четкие, понятные образы. Его стилю присуще отсутствие какой-либоизбыточности, композиции Гайсбулера лаконичны. И именно в этой лаконичностикроется главный секрет успешности дизайнера: его работы недвусмысленны иабсолютно однозначно передают заключенное в них послание.
Засвою тридцатилетнюю карьеру Гайсбулер удостоился множества профессиональныхнаград в сфере графического дизайна. Среди них — U.S. Federal AchievementDesign Award и несколько наград из знаменитого Ньюйоркского клуба артдиректоров(Art Director's Clubs). А в 2005 году дизайнеру была вручена престижнейшаянаграда — American Institute of Graphic Arts Medal — за выдающиесядостижения в графическом дизайне и значительный вклад в развитие данногонаправления искусства.
6.Постмодернизм в рекламе
 
Шрифт, применяемый впостмодернистской рекламе,безусловно, участвует в создании конструируемого образа и должен емусоответствовать. Известно, что шрифты, кроме своего основного значения — денотативного (как интерпретатора букв), могут быть и носителями определеннойконнотации.
Шрифтоваяконнотация отражает эмоциональное осмысление сути рекламной коммуникации еекреатерами. Искусство подбора шрифта и набора текста называется печатнымисполнением и является важной частью рекламного творчества, представляя главныйграфический элемент дизайна.
Вотличие от традиционного, классического обращения со шрифтами в рекламе, сейчасиспользование шрифтов отличается огромным разнообразием и неупорядоченностью.Для наших дней характерны поиски нестандартных решений, постоянная игра сошрифтом, применение в одной рекламе нескольких различных цветов и рисунковшрифтов, блеклых, «оттеночных» начертаний, использование одновременно кириллицыи латиницы, необычное расположение текста, а также многое другое.
Посколькупостмодернизм направлен на разрушение канонов, то и здесь основные условияпечатного исполнения намеренно нарушаются. Такое важнейшее условие, как«читаемость» рекламного текста, может быть принесено в жертву из соображений«стиля» рекламы, создания специальных эффектов.
7. Постмодернизмв различных сферах искусства
Постмодерн развивается вархитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернизмпрактикует эклектическое обращение к традиционным художественным формам.Сопоставляя их необычным способом, он создаёт своеобразную театрализованнуюэстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.
Как стилевое направление70-х постмодернизм оказал воздействие на формирование новой архитектуры имебели ХХ века, начав с театральной стилизации классической архитектуры.Понятность образного языка мебели являлась условием ее коммуникативности,вызвав «движение к потребителю». Постмодернисты, будучи противниками бездушноготехницизма, активно используют историческое архитектурное наследие. Появляютсяпроизведения — копии образцов прошлого, цитирование и обыгрывание старыххудожественных форм, образование между ними новых связей и нового содержания.Ярким представителем этого стиля в 70 — 80-е годы стал Фрэнк О. Гери. Уходя,постмодернизм оставил после себя в архитектуре и мебельной практике палитруоткрытых цветов и верность принципу незавершенности пространственных решений,поиск субъективных, сенсационных эффектов благодаря неожиданным формам. Этичерты проявились в интерьерах Ч. Мура, Р. Вентури, Ф. Джонсона, Р. Стерна, Х.Холляйна, Р. Бофилла.
В 80-е годы родился стильдеконструктивизм — своеобразная модификация постмодернизма. В основе его лежали«открытия» эпохи конструктивизма 20-х годов, ярко выразившиеся втворчестве российских архитекторов Эль Лисицкого, Родченко, Татлина. Примердеконструктивизма в мебели — работы архитектора Захи Хадид. Деконструктивизмотображает виртуальный мир с его бесконечными пространствами, контрастнымицветами, взаимопроникающими объемами и нетрадиционными материалами.Противоречие общим законам гармонии среды является единственным запретом всвободной и раскрепощенной архитектуре и мебели этого стиля. Виртуальныеинтерьеры ставят задачу избавиться от стереотипов, лишить архитектуру и мебельнавязчивой монотонности, повторяемости элементов. Для интерьеров и мебелитакого рода характерны внутренние напряженные формы, контрастные цветовыеотношения, создающие комфортную среду на уровне подсознания. А это, в своюочередь, дает возможность воплощать их в компьютерной модели.
Наиболее яркопостмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 70-х гг. были построеныобщественные центры, окружённые ярко раскрашенными аркадами и колоннами,напоминающими древнеримские форумы и римские барочные здания, в которых прежниеархитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые,нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновыетрубки и т. д. (Пьяцца д'Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур);города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домамис тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами нарустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Р.Бофилла); деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами исвисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проектыамериканского архитектора Р. Вентури). Интерьеры этих зданий обставляютсягромоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениямигиперреалистов, суперграфикой. В изобразительном искусстве с постмодернизмомобычно связывают направления, тяготеющие к предметно-натуральномухудожественному восприятию жизни. При всём своём антиэлитаризме постмодернизм,в сущности, консервативен. Постмодернизм пропагандирует«реалистичность», т. е. пассивное подчинение существующемусоциально-экономическому и культурному порядку общества.
Постмодерн как ведущеестилистическое направление, по мнению теоретиков архитектуры, вошел в своюпоследнюю стадию. При всех просчетах и порой изощренном злоупотребленииформотворчеством, этот стиль дал очень много. Он несказанно расширил диапазонвозможных вариантов, композиционных принципов. Он ввел в арсенал современнойархитектуры и дизайна гигантский пласт культурного наследия, накопленногоцивилизацией. Попытался расшатать догматические установки профессиональногомышления архитекторов и дизайнеров, с тем, чтобы расширить горизонтытворческого поиска.

Заключение
 
Постмодернизм- не «жанр», не «стиль» и, тем более, не «школа»,к которой можно «принадлежать». Постмодернизм — это ситуация. Своегорода культурное «бытие», которое действительно «определяетсознание». По крайней мере, сознание художника, помещенного в ситуациюпостмодернизма. Поэтому, рассуждая о постмодернизме, следует иметь в виду, чторечь идет не о «жанровых канонах» и не об «особенностяхстиля», а о некоторых аспектах творческого поведения.
Вкультуре постмодернизма не существует единого всеобъемлющего стиля. Существуетмножество мэтров их последователей. Для культуры постмодерна стиль — этоавторский почерк дизайнера, это то, что вырабатывается, опираясь на опыт иисторию культуры, не боится экспериментов и обращения к прошлым векам.Материалом для такого человека является как изображение огрызка яблока нагрязном асфальте так и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Вграфическом дизайне постмодернизм получил самое большее развитие и применение.При этом он не имеет четко обозначенные границы и определенный характеризображение. Во многом позаимствовавший из прошлого постмодернизм в исполненииразных дизайнеров может обладать на первый взгляд совершенно противоположнымичертами и свойствами, что говорит о его многогранности и способности охватыватьвсе слои общества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.