Реферат по предмету "Иностранные языки"


Фонетические законы и фонетические процессы

Содержание
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие о фонетических законах и фонетических процессах. Действие фонетических законов в синхронии
1.2 Позиционные изменения звуков
1.3 Комбинаторные изменения звуков
2. Практические задания
Список литературы
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие о фонетических законах и фонетических процессах. Действие фонетических законов в синхронии
Фонетические законы (звуковые законы) — законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.
1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог — порок, молод — молот, коз — кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь — грусть [rpyc'т'], подъезд — подъест [пΛдjeст] и т.п.
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр'ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ] (дужка — душка), [в'иес'ти — в'иес'т'и] (везти — вести), [фп'ьр'ием'ешку — фп'ьр'ием'ешку] (вперемежку — вперемешку).
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.
Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд'елу] (к делу), [зд'елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п'ат'] (раз пять).
3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.
Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б'ел], [в'ес], [м'ел], [с'ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м'ил], [п'ил'и] (мил, пили).
Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л'] (ср. конце — кольце).
Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л'ес]; ср. [Λ т ор]) и перед частицей ([рос-л'и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).
Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т'], [д'], [с'], [н'], [л']: [м'êс'т'], [в'иез'д'е], [ф-ка с'ь], [казн'] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз'д'иел'ит'], [ръс'т'иенут'], [б'ъез'-н'иево), [б'иес'-с'ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с'м'ех], [з'в'êр], [д'в'êр|, [т'в'êр], [с'п'êт'], [с'-н'им], [ис'-пêч'], [рΛз'д'êт'] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).
Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт'êн'ч'ьк], [н'ефт'], [вз'ат'] (птенчик, нефть, взять).
4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс'ит'] — [проз'бъ], [мъллт'ит'] — [мълΛд'ба] (просить — просьба, молотить — молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л']: [пол'ь] — [зΛпол'ныj] (поле, запольный).
5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.
Полная ассимиляция [з], [с] происходит:
1) на стыке морфем: [ ж ат'], [рΛж ат'] (сжать, разжать); [ ш ыт'], [рΛ ш ыт'] (сшить, расшить); [ ш'от], [рΛ ш'от] (счет, расчет); [рΛзно ш'ик], [изво ш'ик] (разносчик, извозчик);
2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).
Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж']: [по ж'] (позже), [jêж'у] (езжу); [во ж'и], [дрож'и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч'от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).
6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш'иесливы ], [г'иганск'и ], [ч'уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).
7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор'ит'] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).
К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.
Редукция — это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] — [д^ма] — [дъь^вои].
Оглушение — процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка — кни[ш]ка; дуб — ду[п].
Озвончение — процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з']делать; отбор — о[д]бор.
Смягчение — процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.--PAGE_BREAK--
Уподобление — процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий ( например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш'], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш']ина, [т']астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп согласных — процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце — [с'э'рцъ], солнце — [сонцъ].
8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные — редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [биэда] (беда) и т.п.
Гласные в слабой позиции второй степени: [пърʌвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п'ьл'иэна] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.
Синхрония — (от греч. sýnchronós — одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а».
Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) — более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (например, сокращённая форма [чиэк] вместо «человек»).
Изучение фонетических явлений в планесинхронии— это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
1.2 Позиционные изменения звуков
Позиционной меной звуковназывается закономерное изменение их в слове в зависимости от различия фонетических условий. Так, например, звук [о] всегда чередуется со звуком [Λ], если оказывается в первом предударном слоге после твердых согласных (ср. [кот — кΛта]).
В современном русском литературном языке различаются два принципиально разных типа позиционной мены звуков.
Первый тип представляет позиционные мены, при которых образуются параллельные ряды звуков. В словах пат, спать, спят, пятьударный звук [а] находится в различных фонетических условиях и потому различается по своему качеству: между твердыми согласными звук [а] выступает как гласный среднего ряда [а], перед мягким согласным оказывается более передним в конце своей длительности [а•], после мягкого согласного перед твердым согласным становится более передним в начале своей длительности [•а], между мягкими согласными продвигается вперед и несколько вверх на всем протяжении своей длительности [а]. Позиционные мены звука [а] в данных фонетических позициях представлены рядом звуков: [а], [а•], [•а], [•а•].
В фонетических положениях, тождественных указанным выше позициям звука [а], точно так же параллельно изменяются и звуки [о], [у]: плот — плоть — плётка — переплёте(плот — пло•т' — пл'о•ткъ — п'ьр'иеплöт'ь], суда — судя — сюда — сюсюкать[суда— су•д'ъ — с'•уда— с'ÿс'укът'].
Второй тип представляют позиционные мены звуков, при которых образуются непараллельные ряды звуков, пересекающиеся друг с другом, имеющие один и более общих членов. Примером непараллельных мен является мена гласных звуков в зависимости от места по отношению к ударению. Они называются вариантами гласных фонем.
Наличие в фонетической системе двух типов позиционной мены звуков — параллельной и непараллельной — является основой для разграничения понятий сильной и слабой фонемы, сильных и слабых позиций.
1.3 Комбинаторные изменения звуков
Комбинаторные изменения звуков, результат влияния окружающих звуков в речевом потоке.
Таковы:
ассимиляция ((от лат. assimilatio), уподобление, слияние, усвоение),
диссимиляция (,один из видов комбинаторного изменения звуков в потоке речи, когда один из двух тождественных или сходных звуков речи (смежных или несмежных) заменяется другим звуком, отличным или менее сходным с ним),
аккомодация (частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного, состоящее в том, что экскурсия (т. е. начало артикуляции) последующего звука приспособляется к рекурсии (т. е. окончанию артикуляции) предыдущего звука (прогрессивная аккомодация) или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация).)— приспособление согласных к гласным и гласных к согласным («игры – отыгран»), выпадение звука («сонце» вместо «солнце»), гаплология — выпадение одного из одинаковых или подобных слогов («знаменосец» из «знаменоносец»), стяжение двух смежных гласных в один (русское диалектное «быват» из «бывает»), афереза — отпадение начального гласного слова после конечного гласного предшествующего слова, элизия — отпадение конечного гласного слова перед начальным гласным следующего слова, эпентеза — вставка звуков (просторечное «Ларивон», «радиво»), метатеза — перестановка («Фрол» из лат. Florus).
2. Практические задания
1. В данных словах определите позиции гласных. Укажите характер и степень их редукции.
Аксиома — [ʌкс`иомъ]
а [ʌ] – гл. редуц., в нач. слова, безуд., слаб. позиц.
и [и] – гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
о [о] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
а [ъ] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
бабочка — [бабъчкъ]
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
о [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
а [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
воспитание — [въсп`итан`иь]
о [ъ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
и [и] — гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
и [и] — гл, нередуц., зауд., слаб. позиц.
е [ь] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
грамота — [грамътъ]    продолжение
--PAGE_BREAK--
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
о [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
а [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
доверху — [дов`иэрхъ]
о [о] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
е [иэ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
у [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
кремоватый — [кр`ьмʌватъj]
е [ь] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
о [ʌ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
ы [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
накануне — [нъкʌнун`ь]
а [ъ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [ʌ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
у [у] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
е [ь] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
остановились — [ʌстънʌв`ил`ьс`]
о [ʌ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [ъ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
о [ʌ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
и [и] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
и [ь] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
плясовая — [пл`исʌваь]
я [и] — гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
о [ʌ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
я [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
тяжелый — [т`ьжолъj]
я [ь] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
о [о] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
ы [ъ] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
улетают — [ул`иэтаьт]
у [у] — гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
е [иэ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
ю [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
швейцар — [шв`ицар]
е [и] — гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
времяисчесление — [в`р`иэм`ьиш`эсл`эн`иь]
е [иэ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
я [ь] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
е [э] — гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
е [э] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
и [и] — гл, нередуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
е [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
2. Сравните слова. Какие фонетические процессы отражаются в каждой паре? Объясните их.
Резьба – косьба – происходит озвончение — процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: ре[з']ба — ко[з']ба
пророк – порог – происходит оглушение — процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; поро[к].
жмут – сжать – жженый – изжарить – происходит уподобление — процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий: [ж]мут, [ж]ать, [ж]еный, и[ж]арить.
с чучелом – щуриться — происходит уподобление [ш]чучелом, [ш`]уриться.
второе – фтор — происходит оглушение [ф]торое.
шоколад – топот – происходит редукция — это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: ш[ъ] колад — топ[ъ]т.
мороз – морозный — происходит оглушение моро[с].
горести – горестный – происходит упрощение групп согласных — процесс, при котором в сочетаниях согласных стн происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: горестный — [гор`ьснъj].
лист – листья – происходит смягчение — процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: ли[с’]тья.
оторвать – отдежурить — происходит озвончение: о[д]дежурить.
мука – муку — происходит редукция: мук[ъ] — мук[ъ].
3. Затранскрибируйте предложения. Какие фонетические процессы наблюдаются? Подчеркните одной чертой позиционные изменения, двумя чертами – комбинаторные изменения звуков. Охарактеризуйте все процессы в выделенных словах. Охарактеризуйте звуки в слове скрипевший.
1. Ночь была лунная, морозная. Снег лежал сухой, легкий, коротко скрипевший под ногами.
[ноч бъла лунъь мʌрознъь//сн`эк л`иэжал сухоj/л`охк`ьj коръткъ скр`ип`эфшъj път нʌгамь//]
морозная — происходит озвончение: моро[з]ная
снег — происходит оглушение сне[к].
легкий — происходит смягчение: ле[х’]кий.
скрипевший — происходит оглушение скрипе[ф]ший.
2. И отчее племя, и близкие души, и лучшее время все дальше, все глуше (Рубц).
[и от`чь пл`эм`ь и бл`иск`иь душъ/и лутшыъ в`р`эм`ь фс`о дал`шэ/фс`о глушъ//]
отчее — происходит уподобление о[ч]ее.
3. День с самого утра хмурился. Здесь на этом неприветливом северном море, на его пустынных островах и прибрежьях, круглый год ненастье (Бунин)
/>[д`эн` самъвъ утра хмур`илс`ь//с`д`эс` на этъм н`эпр`ив`этл`ивъм с`эв`ирнъм мор`ь/на иво пустынъх ʌстрʌвах и пр`ибр`эж`ах/круглъj гот н`иэнас`т`ь]
хмурился — происходит редукция: хмурилс[ь]
здесь — происходит оглушение [с]десь
северном — происходит редукция: сев[ь]рн[ъ]м
скрипевший [скр`ип`эфшъj]
с [с] — согл., шумн., фрик., зубн., глух., парн. [з], тв., парн. [с`].
к [к] — согл., шумн., взрывн., заднее-небн., глух. парн. [г], тв. парн. [к`]
р [р`] — согл., сон., плавн., зубн., зв., непарн., мяг., парн. [р].
и [и] — гл., верхн. подъем, перед. ряд, нелаб., безуд, предуд.
п [п`] — согл., шумн., взрывн., губн., глух., парн. [б], мяг., парн. [п].
е [э] — гл., ударн., сред. подъем, перед. ряд, нелаб.
в [ф] — согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух., парн. [в], тв., парн. [ф`].
ш [ш] — согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух., парн. [ж], тв., парн. [ш`].
и [ъ] — гл., редуц., послеуд.
й [j] — согл., шумн., фрикат., средне-небный, зв., непарн., мяг., непарн.
Список литературы
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М.: Слово, 2005. – 328 с.
Виноградов В. В. Избранные труды. — М.: Наука, 2004. – 512 с.
Дудников А.В. Русский язык. — М.: Просвещение, 2004. – 165 с.
История русского языка / Под ред. С.А. Хорошилова. М.: Т ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 652 с.
Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Учебник. — М.: ВЛАДОС, 2006 – 236 с.
Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка — М.: Наука, 2006 – 987 с.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Слово, 2006. – 529 с.
Современный русский язык. / Под ред. Е.И. Дибровой. — М.: Педагогика, 2007. – 472 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.