/>риродавселенной иприрода поэтическоготворчестваимеют глубокиеобщие закономерности.Истинный поэтсоздает вторуювселенную.
«Вбесконечнойглубине человеческогодуха, в глубине, куда не достигаетни мораль, ниправо, ни общество, ни государство, катятся звуковыеволны, родныеволнам, объемлющимвселенную, происходятритмическиеколебания, подобные колебаниямнебесных светил, морей, вулканов.Глубина этаобыкновеннозакрыта «заборамисуетного света».Глубина эта– поэзия, остроощутить еемогут лишь самипоэты, каждыйпо- своему.
Многиестихотворенияпредставляютсвоего рода«повесть очувствах», которая сопровождаетсяих свободнымисследованием.
Лирикалюбви занимаетбольшое местов творчествемногих поэтов.ЛирическимишедеврамиявляютсястихотворенияА. С. Пушкина«Я помню чудноемгновенье…», написанноев тысяча восемьсотдвадцать пятомгоду и Ф. И. Тютчева«Я встретилвас – и все былое…», написанноедвадцать второгоиюля тысячавосемьсотсемидесятогогода.
Этистихотворенияобъединяеттема любви. Дляобоих поэтовлюбовь – этопоэзия, котораяовладеваетвсем существомчеловека, и всеего внутренниесилы приходятв движение:
Я помнючудное мгновенье:
Передомной явиласьты,
Как мимолетноевиденье,
Как генийчистой красоты.
Как позднейосени порою
Бываютдни, бываетчас,
Когдаповеет вдругвесною
И что –то встрепенетсяв нас…
Обастихотворениязвучат оченьмелодично, написаны искренне, задушевно, слова, найденныепоэтами, оченьпросты, но онинаполненыглубоким чувством, и заставляютпережить то, что ощущалиПушкин и Тютчев.Стихотворение«Я помню чудноемгновенье…»и «Я встретилвас – и все былое…»пронизаныгрустью, воспоминанием, счастьем новойвстречи. Слова:
И то жев вас очарованье,
И та ж вдуше моей любовь!..
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
раскрываюткрасоту, полнотувнутреннегомира человека, когда он любит.
Произведениясхожи по поэтическомусюжету («пробуждение»души лирическогогероя), по особойи возвышенностив его изображении, имеют идентичныеобразы («милыечерты», «небесныечерты»). Еслидуша лирическогогероя Пушкинаспала («душенастало пробужденье»), то сердце лирическогогероя Тютчевабыло мертво(«отжившеесердце»). Возвращениелюбимой «пробуждает»героя Пушкинаи погружаетв сон герояТютчева («Гляжуна вас, как быво сне»).
Стихотворенияразличны визображениигероинь. Пушкинобожествляет, изображаетженщину какидеал («безбожества»,«небесныечерты»), героиняТютчева обладаетземными «милымичертами».
«Япомню чудноемгновенье…»А. С. Пушкинанаписано пятистопнымрифмованнымямбом, а в произведенииТютчева «Явстретил вас– и все былое»чередуетсячетырех- ипятистопныеямбы:
Я помнючудное мгновенье:
Передомной явиласьты,
Как мимолетноевиденье,
Как генийчистой красоты.
Я встретилвас – и все былое
В отжившемсердце ожило;
Я вспомнилвремя золотое-
И сердцустало так тепло…
Обастихотворениялегко воспринимаютсяна слух. Искренность, глубокая звучностьво многом обусловленытем, что стихинаписаны ямбом, с чередованиемженской и мужскойклаузул иперекрестнымирифмовками.
Композиционнопроизведенияможно разделитьна три совершенноравные части, каждая из которыхимеет самостоятельноесмысловоенаполнение: воспоминаниео давней встречепоэтов с юнымикрасавицами, воспроизводствотого, что особеннозапомнилосьв те часы, затемгорестноесознание ивновь пробуждениеглубоких душевныхчувств к ним.
Стихотворенияблизки поупотреблениювыразительныхэпитетов («генийчистой красоты»,«милые черты»,«время золотое»,«душевнойполноты»), сравнений(«как позднейосени порою»,«как послевековой разлуки»,«как генийчистой красоты»,«как мимолетноевиденье»), повторений:
Тут не одновоспоминанье,
Тут жизньзаговорилавновь,-
И то же внас очарованье,
И та ж вдуше моей любовь!..
И божеств, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Всеэто помогаетдостигнутьэмоциональностипроизведенийи точностисловесногообозначенияпредметов.Напевность, плавность тонадостигаетсяв обоих стихотворенияхза счет ассонанса(чередуютсягласные о – а– и – е):
В томленьяхгрусти безнадежной…
Тут не одновоспоминанье…
Удачносочетаютсяи гласные исогласныезвуки, частоиспользуютсясонорные звуки:
Как позднейосени порою
Бываютдни, бываетчас,
Когдаповеет вдругвесною
И что – товстрепенетсяв нас…
В томленьяхгрусти безнадежной,
В тревогахшумной суеты,
Звучалмне долго голоснежный
И снилисьмилые черты.
ВеличайшеемастерствоТютчева и Пушкинасостоит в том, что этот удивительныйподбор звуковсделан непринужденно, как бы незаметно, слова выбраныне по звуковомусоставу, а посмыслу. Дляпоэтов важнопередать ощущения, чувства, которыеони испытывали, для чего Тютчевиспользуетприем умалчивания, ораторскиеприемы (риторическиевосклицания):
Смотрюна милые черты…
Не умолкавшиево мне…
И та жв душе моейлюбовь!..
ВстихотворенииПушкина в отличиеот стихотворенияТютчева употребляютсясинтаксическиепереносы, которыепридают емуразговорнуюинтонацию:
Шли годы.Бурь порывмятежный…
Формыглаголов первоголица и употреблениеличного местоимения«я» помогаютпочувствоватьприсутствиелирическогогероя в образесамого автора:
Я встретилвас – и все былое…
Я помнючудное мгновенье…
Обастихотворенияотносятся клюбовной лирике, к жанру лирическогопроизведения.Ключевым, центральнымсловом являетсяслово «любовь»(«и та ж в душемоей любовь»,«и жизнь, и слезы, и любовь»).
Такимобразом, сопоставительныйанализ стихотворенийА. С. Пушкина«Я помню чудноемгновенье…»и Ф. И. Тютчева«Я встретилвас – и все былое…»позволяют намувидеть великиххудожниковслова, создавшихяркие образырусской поэзии, глубокие посодержаниюи изящные поформе.