Реферат по предмету "Иностранные языки"


Поэты серебряного века Личность и творчество А А Ахматовой

Россия, РеспубликаКарелия, г.Медвежьегорск, ср. школа №1.

Поэты«серебряноговека».

Личностьи творчествоА. А. Ахматовой.

Ученицы11 «а» класса
РязановойАлины.
Предмет: литература.
Преподаватель: Вершинина
ЛюдмилаПавловна.

2003год.

Содержание.

Особенности времени. Творчество поэтов — наиболее яркие их представители..................3

Личность А. А. Ахматовой...............................4

Художественный мир поэта.............................6

«Набирает силу мотив осиротевшей матери» — стихотворение «Реквием»............................10

«Книга женской души» Анны Ахматовой на фоне мировой поэзии.......................................12

Используемая литература.............................13

1.Особенностивремени. Творчествопоэтов — наиболееяркие их представители.

Эпоха«Серебряноговека» в нашейофициальнойлитературнойнауке долгиедесятилетияигнорировалась, как время реакциии декадентства, будто ничегоне давшая русскомуискусству. Насамом деле10-ые годы былина редкостьбогатыми вовсех областяххудожественноготворчества- в литературе, живописи (Репин, Нестеров, Врубель, Серов и др.), театре(Шаляпин, М. Чехови др.), балете, музыке...
Сам терминвозник по аналогиис «золотымвеком» Пушкина.Поэты «серебряноговека» следовалипушкинскимтрадициям, каждый в мерусвоего дара, а их НОВАТОРСТВОвыражалосьв «расширениихудожественнойвпечатлительности, в некоторыхумеренныхреформах стиха».
В началеXX века существоваломножестволитературныхнаправлений.Это и символизм, и футуризм, атакже эгофутуризмИгоря Северянина.Все эти направленияочень разные, имеют разныеидеалы, преследуютразные цели, но сходятсяони в одном: работать надритмом, словом, довести игрузвуками досовершенства.
Особеннов этом преуспелифутуристы.Футуризм отказалсяот старыхлитературныхтрадиций, “старогоязыка”, “старыхслов”, провозгласилновую формуслов, независимуюот содержания(изобретениенового языка).Работа надсловом, звукамистановиласьсамоцелью, тогда как осмысле стиховсовершеннозабывалось.Футуризм быстроизжил себя.Яркий представительэтого направления- Борис Пастернак.
Обратимсятеперь к символистам.Символизмпровозглашалне только культформы стиха, но и культ символов: отвлеченностьи конкретностьлегко и естественносливаются впоэтическомсимволе (КонстантинБальмонт). Поэтыстремилиськ ТУМАННОСТИ, неопределённостисмысловойстороны поэтики, к созданиюновой системыпоэтическихобразов. Самоеважное — МУЗЫКАЛЬНОСТЬ.
В 1910 годуявно обозначилсякризис символизма, и начинающиепоэты уже непримыкали кэтому течению.Одни шли в футуризм, другие — в акмеизм.В ноябре 1911 годавозникаеткружок «Цех поэтов», воглаве которогостановятсяН. Гумилёв, С.Городецкий.Поначалу «Цех», насчитывавший26 членов, вбиралв себя представителейразных направлений.Вместе со своимитоварищами- Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом — Ахматовасделаласьакмеисткой.
Акмеистыпоставили своейцелью реформироватьсимволизм, главной бедойкоторого, с ихточки зрения, было то, что он«направил своиглавные силыв областьневедомого».Своими учителямиони считалиШекспира, Рабле, Вийона, Готье.Акмеисты мечталисоединитьвоедино внутренниймир человека(Шекспир), «мудруюфизиологичность»(Рабле), «жизнь, нимало несомневающуюсяв самой себе(Вийон) и „достойныеодежды безупречныхформ“ (Готье).
Главноезначение впоэзии приобретает, по мысли теоретиковакмеизма, художественноеосвоениемногообразногои яркого земногомира. Поэт-акмеистне пыталсяпреодолеть»близкое" земноесуществованиево имя «далёких»духовных обретений.
Высшееместо в иерархииакмеистскихценностейзанимала культура.С этим связанои особое отношениек категорииПАМЯТИ.
В отличиеот романтически, мистическинастроенныхсимволистовакмеистыдекларировалинеобходимостьвернуть поэзииощущение реальнойжизни. Однакоочень частопоэзия акмеистовостанавливаласьлишь на разнообразных, умелых, тонких, даже изысканныхформах внешнейфиксации явлений.Сам Гумилёвкритическиотносился ксвоим стихам.Он, как известно, много путешествовалпо Африке, Турции, Востоку. Впечатленияот путешествийотразилисьв его стихах, диких экзотическихритмах. Длянего характернопрезрение кмиру денежныхинтересов, духовнойбездеятельности; неприятиебуржуазнойморали («Сонет»); отточенностьформ; изысканностьрифм; гармонияи благозвучностьзвуковых повторов.
ПоэзияО. Мандельштама, как акмеиста, была проникнута«тоской помировой культуре».
Самаязначительная(в особенностидля меня) «женская»поэзия— поэзия АнныАхматовой.

2.Личность А. А.Ахматовой.

АннаАндреевнаГоренко родилась11 (23) июня 1889 годана даче Саракинив пригородеОдессы (БольшойФонтан). Годовалымребёнком былаперевезенана Север — в ЦарскоеСело. Там прожиладо шестнадцатилет.
Каждоелето проводилапод Севастополем, на берегу Стрелецкойбухты, тамподружиласьс морем. Самоесильное впечатлениеэтих лет — древнийХерсонес. Читатьнаучилась поазбуке ЛьваТолстого. Впять лет умелаговоритьпо-французски.Первое стихотворениенаписала водиннадцатьлет. Стихи началисьдля неё не сПушкина и Лермонтова, а с Державинаи Некрасова.
Училасьв Царскосельскойженской гимназии.
Наиболееблизка детямбыла мать — натура впечатлительная, знавшая литературу, любившая стихи.ВпоследствииАнна в однойиз «Северныхэлегий» посвятитей проникновенныестроки:

… женщинас прозрачнымиглазами
(Такойглубокой синевы, что море />
Нельзяне вспомнить, поглядевшив них),
Средчайшимименем и белойручкой,
Идобротой, которуюв наследство
Яот нее как будтополучила,
Ненужныйдар моей жестокойжизни…

Псевдоним, ставший именемвеликого поэта,- Ахматова, — достался юнойАне Горенко«в наследство»от прабабушки, татарскойкняжны. Когдаотец узнал, чтодочь пишетстихи, он выразилнеудовольствие, назвав ее«декадентскойпоэтессой».По сохранившимсяв памяти отцапредставлениям, заниматьсядворянскойдочери стихами, а уж тем болееих печатать- совершеннонедозволительно.«Я была овцабез пастуха,- вспоминалаАхматова, — итолько семнадцатилетняяшальная девчонкамогла выбратьтатарскуюфамилию длярусской поэтессы…Мне потомупришло на умвзять себепсевдоним, чтопапа, узнав омоих стихах, сказал: „Несрами имя мое“.- И не надо мнетвоего имени!- сказала я...»
24 декабря1903 года в ЦарскомСеле состоялосьзнакомствос НиколаемГумилевым.
В 1905 годуродители расстались, мама с детьмиуехала на юг.Целый год прожилив Евпатории.Отзвуки революцииПятого годаглухо доходилидо «отрезанногоклочка земли».В 1907 году закончилаФундуклеевскуюгимназию. Поступилана юридическийфакультетВысших женскихкурсов в Киеве: изучала историюи латынь.
25 апреля1910 года вышлазамуж за Н. Гумилёва, свадебноепутешествиев Париж.Тамже произошлознакомствос Амадео Модильяни, тогда еще совершеннобезвестныммолодым художником.
Переехавв Петербург, училась наВысших историко-литературныхкурсах Киева.
Весну1911 года провелав Париже, гдебыла свидетельницейпервых триумфоврусского балета.В 1912 году проехалапо СевернойИталии (Генуя- Пиза — Флоренция- Болонья — Падуя- Венеция). Впечатлениеот итальянскойживописи иархитектурыбыло огромно.
В 1912 годувышел первыйсборник стихов«Вечер». Критикаотнеслась кнему благосклонно.
1 октября1912 года родилсяединственныйсын Лев.
В марте1914 года вышлавторая книга- «Чётки».
Каждоелето проводилав бывшей Тверскойгубернии, впятнадцативерстах отБежецка.
5 августа1918 года состоялсяразвод с Н.Гумилевым.Ахматова настоялана разводе: онасобираласьзамуж за В. Шулейко.
ПослеОктябрьскойреволюцииработала вбиблиотекеАгрономическогоинститута. В1921 году вышелсборник стихов«Подорожник», а в 1922 — книга "AnnoDomini".С середины 20-хгодов началаусердно и сбольшим интересомзаниматьсяархитектуройстарого Петербургаи изучениемжизни и творчестваПушкина.
Отечественнаявойна 1941 годазастала Ахматовув Ленинграде.В конце сентября, уже во времяблокады, вылетелана самолётев Москву.
До мая1944 года жила вТашкенте, жадноловила вестио Ленинграде, о фронте. Частовыступала вгоспиталях, читала стихираненым бойцам.Вскоре вернуласьв Москву, в июне1944 — в Ленинград.
В 1964 годупобывала в Римеи на Силиции.Весной 1965 годапоехала народину Шекспира, увидела британскоенебо и Атлантику, ещё раз посетилаПариж.
В Италиией вручилимеждународнуюпремию «Этна- Таормина» — «за 50-летиепоэтическойдеятельностии в связи с недавнимизданием вИталии сборникастихов», в Англииже присудилистепень почётногодоктора Оксфордскогоуниверситета.

3.Художественныймир поэта.

Послесмерти Блокамузе Ахматовойпришлось вдоветь, ибо в её литературнойсудьбе Блоксыграл колоссальнуюроль. С ним связанпочти весь мирранней, а вомногом и позднейлирики Ахматовой.Именно от образовБлока во многомидёт геройахматовскойлирики.

И еслия умру, то ктоже
Мои стихинапишет вам,
Кто статьзвенящимипоможет
Ещё несказаннымсловам.

(!)Лирическаягероиня — сложнаи многолика, не окруженабытом и сиюминутнымитревогами, НО- бытийная, вечнаяженщина. Онане совпадаетс личностьюавтора, она — лишь своеобразнаяМАСКА, представляющаясобой ту илииную граньженской судьбы.По выражениюА. Колонтай, Ахматова дала«целую книгуженской души».
(!)Ахматова- революционныйпоэт. При всёмтом внешне онапочти всегдаоставаласьпоэтом традиционным, поставившимсебя под знакрусской классики, прежде всегоПУШКИНА.
Освоениепушкинскогомира продолжалосьвсю жизнь. Желаниедоскональногознания и проникновениятребовалолитературоведческихзанятий ибиографическихразысканий.ПушкинскиеТЕМЫ постоянныу Ахматовой-поэта: Бахчисарай, море, Петербурги, конечно же, Царское Село.(!!!)Муза- смуглорукаяи смуглоногаясестра, наверное, потому, что онот него, царскосельского«смуглогоотрока». ПередалсяуниверсализмПушкина, таВСЕМИРНАЯ егоОТЗЫВЧИВОСТЬ.
Любаяцитата у Ахматовойприобретаетиной и новыйсмысл. Скажем, стих «из мглымагическихзеркал», конечноже, немедленновызывает онегинское- «я сквозь магическийкристалл». НОв ряду образовахматовскойпоэзии зеркалообретает особоезначение, связанноеуже с идущимиот Достоевскогодвойниками.Ахматова смелоцитирует Тютчева, НО явно подчёркиваетсвой образ — образ женщины.
(!)Каки образ героя, образ женщины-героиниахматовскойлирики не всегдаможно свестик одному лицу.При необычайнойконкретностипереживанийэто не толькочеловек конкретнойсудьбы и биографии, вернее, этоноситель бесконечногомножествабиографий исудеб. Например, стихотворение«Многим»: «Яголос ваш, жарвашего дыханья,// Я отраженьевашего лица».
ГеройАхматовой несётнечто главное, исконно женское.ТРАГИЗМ — мотивнепонимания, неприятиялирическимадресатом — мужчинойженщины-поэта:

Он говорило лете и о том,
Что бытьпоэтом женщине- нелепость.
Как язапомнилавысокий царскийдом
И Петропавловскуюкрепость!

Мы сталкиваемсяздесь с постояннымприёмомАхматовой-художника:(!)глубинапсихологизмадостигаетсяс помощью единичныхбытовых деталей, извлечённыхиз памяти — онистановятсязнаком глубокогообострениячувств.
«ВЕЛИКАЯЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ»— вотдвижущее началовсей её лирики.Именно оназаставилапо-иному, реалистическиувидеть мир.В одном из своихстихотворенийАхматова назвалалюбовь «пятымвременем года».Из этого необычного, пятого, времениувидены еюостальныечетыре, обычные.Мир открываетсяв дополнительнойреальности:«Ведь звёздыбыли крупнее, Ведь пахлииначе травы».Поэтому (!)стихАхматовой такпредметен: онвозвращаетвещам первозданныйсмысл, он останавливаетвнимание натом, мимо чегомы в обычномсостоянииспособны пройтиравнодушно, не оценить, непочувствовать.Любовь в самойсебе несётвозможностьсаморазвития, обогащенияи расширениябеспредельного, глобального, чуть ли некосмического.Говорящаядеталь.
(!!!)СтихиАхматовой — НЕфрагментарныезарисовки, Неразрозненныепсихологическиеэтюды: остротавзгляда СОПРОВОЖДАЕТСЯостротой мысли.Велика их обобщающаясила.
Любовьв стихах отнюдьне тольколюбовь-счастье, тем болееблагополучие.Слишком частоэто — любовь-страдание, жалость, своеобразнаяантилюбовьи пытка, мучительный, вплоть до распадаизлом души, болезненный,«декадентский».Ещё в 1923 году Б.М. Эйхенбаум, анализируяпоэтику Ахматовой, отметил, чтоуже в «Чётках»«начинаетскладыватьсяпарадоксальныйсвоей двойственностью(вернее, оксюморонностью)образ героини- не то „блудницы“с бурными страстями, не то нищеймонахини, котораяможет вымолитьу Бога прощенье».
Ахматовскаяпоэма даже безгероев: этообраз и движениевремени и переживаниеего, а не сюжетыи характерыв привычномпонимании. ЭтоВМЕСТИЛИЩЕсобытий и цвет, как говорилаАхматова, «разныхвременныхслоёв». (!)Чтениееё подобновосприятиюмузыки: онозиждется навосприятииритмов, на постояннорождающихсяассоциациях.
Любовьпочти никогдане предстаётв спокойномпребывании.Чувство самопо себе остроеи необычайное, получаетдополнительнуюостроту инеобычность, проявляясьв предельномкризисномвыражении — взлёта илипадения, первойпробуждающейвстречи илисовершившегосяразрыва, смертельнойопасности илисмертной тоски.Потому Ахматоватак ТЯГОТЕЕТк лирическойновелле.
Всё времястремитсязанять позицию, которая быпозволялапредельнораскрыть чувства, найти последнююправду. Большуюроль играетв её поэзии(!)мотивсмерти (похороны, могила, склепы, раны, самоубийства, смерть сероглазогокороля, умираниеприроды, погребениевсей эпохи).Смерть трактуетсяв христианскихи пушкинскихтрадициях — этоощущение единствас творцамипрошлого осовременности, с Россией, с еёисторией исудьбой народа.Поэтому встихотворении«Поздний ответ», посвященномМарине Цветаевой, зазвучит:

Мы с тобоюсегодня, Марина,
По столицеполночной идём
А за намитаких миллионы,
И безмолвнеешествия нет,
А вокругпогребальныезвоны
Да московскиедикие стоны
Вьюги, наш заметающейслед.

(!)Отсамых первыхстихов вошлав поэзию Ахматовойещё одна любовь- к родной земле, к Родине, к России.

Мне голосбыл. Он звалутешно,
Он говорил:«Иди сюда,
Оставьсвой край глухойи грешный,
ОставьРоссию навсегда.
Я кровьот рук твоихотмою,
Из сердцавыну чёрныйстыд,
Я новымименем покрою
Больпоражений иобид».
Но равнодушнои спокойно
Рукамия замкнуласлух,
Чтобэтой речьюнедостойной
Не осквернилсяскорбный дух.

И отвергаетсямысль не толькоо внешнем, скажем, отъезде изРоссии, но ивероятностькакой бы то нибыло внутреннейэмиграции поотношению кней, любаявозможностьиного, «новогоимени». Такоготипа стихи небыли эмоциональнымиэпизодическимивсплесками.Это заявляласьжизненнаяпозиция.
В «военных»стихах (!)поражаетудивительнаяорганичность, отсутствиетени рефлексии, неуверенности, сомнения. Картинывойны даютсячерез скупыезарисовкипожарищ. Мукиокровавленнойземли сопоставимытолько с мучениямихристианскихсвятых.
В лирикевластно набираетсилу (!!!)мотивосиротевшейматери, которыйдостигнетвершины в «Реквиеме»как мотив вечнойматеринскойучасти — из эпохив эпоху отдаватьсыновей в жертвумиру, а вечноженственноеначало ахматовскойлирическойгероини найдётвысшее воплощениев образе Марии.

4.«Набирает силумотив осиротевшейматери» — стихотворение«Реквием».

Нет, ине под чужимнебосводом,
И не подзащитой чужихкрыл, —
Я былатогда с моимнародом,
Там, гдемой народ, кнесчастью был.
А. Ахматова,1961 год.

Зима.Пасмурное небоЛенинграда.Завывает ветер, кружа стаиосиротевшихснежинок помостовым. Аоколо тюремнойограды стоятлюди. И чего-тождут, ждут…Измученные, бледные женщинысжимают окоченевшиепальцы подстаренькими, изношеннымипальто. Остекленевшиевзгляды скользятпо предметам, не видя их; ониустремленыкак будто впустоту. Волосы, так рано поседевшие, разбросалов разные стороны.Зябко, сыро, ноони не уходят.Ведь там, заэтим забором, их семьи: отцы, мужья, сыновья…Так дни ожиданияскладываютсяв месяцы, а месяцы- в годы. Целаяжизнь. Целаяжизнь у тюремнойограды. Этослишком много.
Становитсяжутко, когдачитаешь чужиевоспоминания, посвященныегодам войны, революции ирепрессиям.В них столькоболи и отчаянья, что иной раззадаешьсявопросом: какчеловек способенвсе это пережить, пронести, пропуститьчерез себя? И, не найдя ответа, остается тольконизко поклонитьсяв ноги очевидцамсего.
АннаАхматова входитв этот бесконечныйсписок ожидающихчуда, в эту живуюочередь у заборовс колючей проволокой.И ей хватиломужества описатьвсе это.
В 1930-х годахпоэтессой былсоздан цикл«Реквием».Поэма, отпевающаявсех тех, комуне хватило сил, и несущая горькоеутешение всемтем, кому ониеще пригодятся.Но произведениюбыло сужденоувидеть светтолько спустядесятилетияпосле своегорождения. Стихибыли сохраненыв памяти одиннадцатичеловек, чьиимена А. Ахматоване разглашала, потому как онаи ее близкиебоялись, боялисьпотерять тутонкую нить, которая ещесвязывала ихс миром. Боялисьоказаться там, в одной из камерс решётчатымиокнами, с ярлыком«врага народа»на груди.
Страшнеевсего неизвестность, неуверенностьв завтрашнемдне и постоянноенапряжение, боязнь получитьудар в спину.Но порой знаниенесет в себекуда больше.И Ахматовазнала, что такое«тюремныезатворы», «постылыйскрежет ключей»,«тяжелые шагисолдат». И кажется, что от этогоможно сойтис ума, если быне надежда, которая «всепоет вдали».
Я бы хотеларассмотретьначало «Реквиема»– «Посвящение»и концовку –«Эпилог». Междуними жизньдлиною в полторагода. Она начинаетсяс горя, передкоторым гнутьсягоры, со смертельнойтоски. И в тоже время АннаАхматова осознаетвсю реальностьпроисходящего:


Для кого-товеет ветерсвежий,
Для кого-тонежится закат–
Мы незнаем, мы повсюдуте же,
Слышимлишь ключейпостылый скрежет
Да шагитяжелые солдат.

Онадопускаетмысль, что где-толюди живутпо-иному, а уних забралисвободу, истиннопринадлежавшуюим. Им оставилитолько безликоесуществование.Как жить теперь, уверившисьв том, что ониникогда невновь не обретутеё?! Автор переноситнас в тюремныйдвор, за каменныестены.

Приговор…И сразу слезыхлынут,
Ото всехуже отделена,
Словнос болью жизньиз сердца вынут,
Словногрубо навзничьопрокинут,
Но идёт…Шатается…Одна…

«Приговор»- этим сказановсё. И полилисьслезы, и пришлаболь. Но есливы еще не потерялиспособностьплакать ичувствовать, значит, вы живыи можете идти.И строчки тожеидут своимчередом. Оникак будто отстукиваютритм шаговприговорённогок казни. В этомсвоеобразиестиха, его рифма.
В первойчасти «Эпилога»мы опять оказываемсяв толпе людей, у которых «из-подвек выглядываетстрах». Их, этихженщин, такмного:


Хотелосьбы всех поименноназвать,
Да отнялисписок, и негдеузнать.

Ахматовойсуждено вспоминатьих «Всегда ивезде». А, можетбыть, они будутдумать о нейв «канун еепогребальногодня». Потомучто все женщиныотныне скованыодной цепью; они как однасемья, котораясобираетсяу этих вот ворот.Здесь — стих«спотыкается»: он начинаетсяи тут же заканчивается, рифмуясь навторой строке.Кажется, чтоходишь по кругу, возвращаяськ началу. А вследтебе летит войстарухи – раненогозверя и громыханиечерных марусь…
Прошлигоды. Многихарестованныхрасстреляли, некоторыепопали подамнистию. События30-х годов забудутся.Но такие произведения, как «Реквием»А. Ахматовой, напомнят нам, что историяпишется кровавымибуквами…
Лишьголубь все также гулит вдали, корабли идутпо Неве, да ветеркружит стаиосиротевшихснежинок помостовым.Прислушайтесь…и, может быть, в его вое выуслышите отчуждённыйчеловеческийстон...

5.«Книга женскойдуши» АнныАхматовой нафоне мировойпоэзии.

Векамикопившаясядуховная энергияженской душиполучила выходв революционнуюэпоху в России, в поэзии женщины, родившейсяв 1889 году подскромным именемАнны Горенкои под именемАнны Ахматовойприобретшейза пятьдесятлет поэтическоготруда всеобщеепризнание, переведённойныне на всеосновные языкимира.
ВПЕРВЫЕженщина обрелапоэтическийголос такойсилы. Женскаяэмансипациязаявила себяи поэтическимравноправием.«Я научилаженщин говорить»,- заметила Ахматовав одной эпиграмме.
АннаАхматова прожиладолгую и счастливуюжизнь. Каксчастливую? Не кощунственноли сказать тако женщине, мужкоторой былрасстреляни чей сын переходилиз тюрьмы вссылку и обратно, которую гналии травили и начью головуобрушивалисьнесчастья ибеды, котораяпочти всегдажила в бедностии в бедностиумерла, познав, может быть, вселишения, кромелишения Родины- изгнания.
И всёже — счастливую.Онабыла — поэт:«Я не переставалаписать стихи.Для меня в них- связь моя современем, сновой жизньюмоего народа.Когда я писалаих, я жила темиритмами, которыезвучали в героическойистории моейстраны. Я счастлива, что жила в этигоды и виделасобытия, которымне было равных».
Для менянет равныхтворчествуАхматовой. Еёстихотворения, в которых, посути, я нашласебя, которыепомогли мненаучитьсявидеть прекрасное, распознаватьистинную любовь, которые далимне частичкуЕЁ величия инеповторимости!

6.Используемаялитература.

А.Найман «Рассказы об Анне Ахматовой»
М.,«Художественнаялитература»1989 г.

Анна Ахматова. «Узнают голос мой»
М.,1989 г.

Анна Ахматова. Сочинения в двух томах.
М.,«Правда» 1990г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.