Реферат по предмету "Иностранные языки"


Несвоевременные мысли МГорького - живой документ русской революции

Управлениенародногообразования
Рефератпо литературе
Тема:«Несвоевременныемысли» М. Горького- живой документрусской революции.

Исполнитель: Николаев А.В.
Ученик11 класса
Среднейшколы № 55

Руководитель:
Учительлитературы
ГорявинаС.Е.
Новоуральск2002
План:
Введение 3 стр.
Биография 4 стр.
Несвоевременные мысли – живой документ русской революции 8 стр.
Заключение 15 стр.
Список литературы 16 стр.
Приложение 17 стр.
Введение
Надворе новыевремена, насталмомент многоепереосмыслить, посмотретьс другой точкизрения. В чемже смысл тогосемидесятипятилетнегопериода, которыймы пережили? Я думаю, чтопричины этогоследует искатьв самом началеэтого периода, именно тогдасоздавалисьего основы, стержень идеи.Ведь сама мысль, высказаннаятеоретикамисоциализма, не так уж и плоха.Быть может, онивидели то, чтоне понимаеммы сейчас. Вчем же ошибка«певцов» революции? Необходимо, безусловно, обратитьсяк публицистикетого времени, в силу своихособенностейявляющейсянепосредственнымоткликом напроисходящиесобытия. И тутмы найдем самыйяркий примеру одного из«буревестника»17 – года – МаксимаГорького — этоего статьи, названные им«Несвоевременныемысли». Именноони являютсяяркой демонстрациейреальных событий, по — настоящемупоказывающихатмосферу тоговремени. Многиегоды эти статьибыли неизвестнычитателям, поэтому мнеи стало интересно, самому изучитьданный материал.В своей работея хотел бырассмотретьследующиевопросы:
— раскрытьсущество расхождениймежду представлениямиГорького ореволюции, культуре, личности, народе и реалиямирусской жизни1917–1918 годов;
— обосноватьсвоевременность«Несвоевременныхмыслей» в моментпубликациии их актуальностьв наше время;
— развитьсвое представленияо публицистикекак особом видесловесности.
Биография
16(28) марта 1868 родился, а 22 марта крещенмладенец Алексей.Родители его«мещанин МаксимСавватиевПешков и законнаяжена его ВарвараВасильева».Алексейбыл четвертымребенком Пешковых(два его братаи сестра умерлив младенчестве).Дедбудущего писателясо стороны отца– СавватийПешков – дослужилсядо офицерства, но был разжалованза жестокоеобращение ссолдатами. Егосын Максим пятьраз убегал ототца и в 17 летушел из доманавсегда.
МаксимПешков выучилсяремесламкраснодеревщика, обойщика идрапировщика.Человек он был, по — видимому, неглупый (потомего назначалиуправляющимпароходнойконторой), ихудожественноодаренный –он руководилстроительствомтриумфальнойарки, сооружавшейсяпо случаю приездаАлександраII.
Дед состороны материВасилий Каширинв молодостибыл бурлаком, потом открылв Нижнем Новгороденебольшоекрасильноезаведение итридцать летбыл цеховымстаршиной.
Большаясемья Кашириных- кроме ВасилияКаширина сженой, в доме, где поселилисьМаксим и Варвара, жили их двасына с женамии детьми- небыла дружной, отношениеМаксима Савватиевичас новой роднейне ладились, и в первой половине1871 года Пешковыуехали из Нижнегов Астрахань.
Своегодоброго, неистощимогона выдумки отцаАлексей почтине помнил: онумер в 31 год, заразившисьхолерой отчетырехлетнегоАлеши, за которымсамоотверженноухаживал. Послесмерти мужаварвара с сыномвернулась котцу в НижнийНовгород.
К Кашириныммальчик попал, когда их «дело»-так в старинуназывали торговоеили промышленноепредприятие– клонилоськ упадку. Кустарныйкрасильныйпромысел вытеснялофабричноекрашение, инадвигающаясябедность многоеопределилав жизни большейсемьи.
ДядьяАлеши любиливыпить, а выпив– били другдруга или своихжен. Попадалои детям. Взаимнаявражда, жадность, постоянныессоры делалижизнь невыносимой.
Наиболееяркие впечатлениякаширской жизниописаны Горькимв его повести«Детство».
Но отдетства у писателяостались исветлые воспоминания, и одно из самыхярких – о бабушкеАкулине Ивановне«изумительнодоброй и самоотверженнойстарухе», которуюписатель всюжизнь вспоминалс чувствомлюбви и уважения.Нелегкая жизнь, семейные заботыне озлобилии не ожесточилиее. Бабушкарассказывалавнуку сказки, учила любитьприроду, вселялав него веру всчастье, недавала жадному, корыстномукаширинскомумиру завладетьдушой мальчика.
Вавтобиографическойтрилогии писательс любовью воспоминаети других добрыхи хороших людей.
«Человекасоздает егосопротивлениеокружающемумиру», — писалГорький спустямного лет. Этосопротивлениеокружающемумиру, нежеланиежить так, какживут вокруг, рано определилихарактер будущегописателя.
Дедначал учитьвнука грамотепо Псалтырюи Часослову.Мать заставляетмальчика учитьнаизусть стихи, но скоро у Алешипоявилосьнепобедимоежелание переиначить, исказить стихи, подобрать кним другиеслова.
Этоупорное желаниепеределатьстихи по — своемузлило Варвару.Терпения длязанятий с сыномей не хватало, да и вообщевнимания наАлешу она обращаламало, считаяего причинойсмерти мужа.
В семьлет Алеша пошелв школу, но проучилсявсего месяц: заболел оспойи чуть не умер.
В январе1877 года его определилив Кунавинскоеначальноеучилище – школудля городскойбедноты.
УчилсяАлеша хорошо, хотя одновременнос учебой емуприходилосьработать –собирать костии тряпки напродажу. Поокончаниивторого классамальчику дали«Похвальныйлист» — «за отличныепред прочимиуспехи в наукахи благонравие»- и наградиликнигами (ихпришлось подать– бабушка лежалабольная, а вдоме не былоденег).
Дальшеучиться непришлось. 5 августа1879 года от скоротечнойчахотки (туберкулезалегких) умерламать, а черезнесколько днейдед сказал: — Ну, Лексей, тыне медаль, нашее у меня – неместо тебе, аиди-ка ты в люди…
Алешеминуло одиннадцатьлет.
«В людях»было несладко.«Мальчик» примагазине «моднойобуви», Алешаисполнял многоработы, а позже, был поставленв услужениек подрядчикуСергееву.
Позже, он плаваетпосудникомна пароходе, опять в услуженииу Сергеевых, ловит для продажиптиц. Был Алексейи продавцомв иконописнойлавке, работникомв иконописноймастерской, десятникомна строительствеярмарки, статистомв ярмарочномтеатре.
В 1886 годупереезжаетв Казань иустраиваетсяна работу вкрендельноезаведение ибулочную А.С.Деренкова, которая в жандармскихдокладах тоговремени характеризоваласькак «местоподозрительныхсборищ учащейсямолодежи». Этотпериод дляГорького –время знакомствас марксистскимиидеями. Он начинаетпосещать марксистскиекружки, изучаеттруды Плеханова.В 1888 году онпредпринимаетпервое длительноепутешествиепо Руси, а в 1891покидает НижнийНовгород, гдеработал письмоводителему присяжногоповеренногои отправляетсяво второе странствиепо Руси, давшееему бесценныйопыт знакомстваи пониманиярусской жизнив кризисный, переломныймомент ее развития.Опыт странствийотразится вцикле рассказов«По Руси», ноопыт путешествияоставит следво всех егопроизведениях.
Мироваяслава приходитк нему с романом«Фома Гордеев»(1899), опубликованномв журнале «Жизнь».В 1900 году он пишетроман «Трое».В начале векаГорький создаетсвои первыепьесы – «Мещане»(1901), «На дне» (1902),«Дачники»(1904), «Дети солнца»(1905), «Варвары»(1905).
В 1905 годуГорький познакомилсяс В.И. Лениным.Это знакомствопереросло вдружбу, исполненнуюподчас драматическихконфликтов, особеннообострившихсяв 1918-1921, когда Горькийпо настояниюЛенина былвынужден уехатьза границу –во вторую своюэмиграцию(1921). А первая пришласьна 1906 год, когдаво избежаниерепрессий заподдержкуреволюции 1905года писательэмигрируетсначала в США, а затем на Каприв Италию. В этотпериод Горькийсближаетсяс А.А. Богдановичем, видным революционером, философом, теоретикомискусства. В1909 году МаксимГорький, А.В.Луначарскийи А.А. Богдановорганизуютпартийную школуна Капри, гдеГорький читаетлекции по историирусской литературы.Удивляют тезаблуждения, царившие наКапри: социализм, идеи новогомира превращалисьв религию, основаннуюна вере в ихфатальноеторжество.Народ представлялсяновым божествоми богостроителем.
Каприйскийпериод оченьплодотворендля Горькогов творческомотношении. Вэто время онсоздает пьесу«Последние»(1908), первую редакцию«Вассы Железновой»(1910), повесть «Лето»и др.
В 1913 годупосле амнистиион возвращаетсяв Петербург, где и живет досвоей второйэмиграции 1921года.
Революцию(1917) Горький принялнеоднозначно.Искренне веряв необходимостьи гуманистическийпафос социальногопреобразованиядействительности, он опасалсяискажения егоидеалов вкрестьянскойстране, полагая, что крестьянство(косная, неспособнаяк движению иразвитию масса)по сути своейне может бытьреволюционным.Эти сомнениябыли высказаныв цикле статей«Несвоевременныемысли», опубликованныхв газете «Новаяжизнь» (1917-1918 годах), которая являласьорганом социал-демократов- «интернационалистов», меньшевиков, сторонниковМартова. Пораженныйсценами уличныхсамосудов, пьяных погромов, разграбленияи уничтожениякультурныхценностейнеграмотнымии презирающимикультуру людьми.Горький приходитк пессимистическомувыводу о революциикак о тотальномразрушениижизни, культуры, государства.В середине 1918года «Новаяжизнь» былазакрыта большевиками, и отношенияГорького сновой властьюобострилисьеще больше.
Конфликтс лидерамибольшевикови самим В.И. Ленинымобостряется, и летом 1921 подпредлогомлечения туберкулезаписатель выезжаетв Германию, азатем в Чехословакию.В апреле 1924 годаон переезжаетв Италию (Сорренто, Неаполь). Здесьзаконченатретья частьавтобиографическойтрилогии — повесть«Мои университеты», написан роман«Дело Артамоновых»и др.
Но какни парадоксально, ни первая, нивторая эмиграцияне отразилисьв творчествеписателя.
ВернулсяГорький в Россиюв 1931 году, ставпоследнимвозвратившимсяэмигрантом. Вернувшись, он занял положениепервого советскогоофициальногописателя, унего завязалисьличные отношениясо Сталиным, при его непосредственномучастии шларабота ОргкомитетаIВсесоюзногосъезда советскихписателей, онже становитсяпредседателемправленияоснованногов 1934 году Союзаписателей СССР, у него на квартиреСталин проводитсвои знаменитыевстречи с писателями.На одной изтаких встречвозник и наполнилсяконкретнымсоциально-политическимсодержаниемтермин «социалистическийреализм».
В этовремя Горький, находившийсяпод контролемагентов ОГПУи своим секретаряКрючкова, переживаетдушевный кризис.Он чувствуетсебя одиноким.Писатель нехочет видеть, но видит ошибкии страдания, а порой дажебесчеловечностьнового дела.
В товремя Крючковстановитсяединственнымпосредникомвсех связейГорького свнешним миром: письма, визиты(вернее, просьбыпосетить Горького)перехватываютсяим, одному емудано судитьо том, кому можно, а кому нельзявидеть Горького.
УмерГорький 18 июня1936 года – официальнопризнаннымклассикомсоветскойлитературы, писателем, какбы давшим новойвласти то, чтоей было необходимо: своим авторитетомон как бы санкционировалее деяния, настоящиеи будущие. Ипышные похороны20 июня 1936 года наКрасной площадиякобы завершиливсем видимыйпуть сначалабуревестникареволюции, друга, а затеми оппонентаЛенина, бывшегоэмигранта, ставшего первымсоветскимписателем, основоположникомметода «социалистическогореализма» всоветскойлитературе.Таким он долгооставался влитературоведениипоследующихдесятилетий, а многие егомысли так иосталисьнесвоевременными.

Несвоевременныемысли – живойдокумент русскойреволюции

Изучениежизни и творчестваГорького всоветскую эпоху1917–1936 годы) трудно.Эти годы отмеченыособым драматизмомвзаимоотношенийписателя свластью, крайнейостротой литературнойборьбы, в которойГорький игралдалеко не последнююроль. В освещенииэтого периодажизни и творчестваГорького нетолько нетединодушиясреди исследователей, более того —здесь господствуеткрайний субъективизмв оценках. Влитературоведениисоветской эпохиГорький представалнепогрешимыми монументальным.Если же веритьновейшим публикациямо писателе, влитом корпусемонументасплошь пустоты, заполненныемифами и легендами.Человеку, приступающемук изучениюсоветскогопериода в творчествеГорького, приходитсяосновательно“процеживать”этот материалради того, чтобыс максимальнойобъективностьюпредставитьпуть писателяв эти годы: егонадежды иразочарования, мучительностьисканий, колебания, заблуждения, его ошибки, реальные имнимые.
Мойинтерес к«Несвоевременныммыслям» неслучаен. Какизвестно, этакнига была подзапретом вплотьдо “перестройки”.А между тем онабез посредниковпредставляетпозицию художникав канун и вовремя Октябрьскойреволюции. Онаявляется однимиз самых яркихдокументовпериода ВеликойОктябрьскойреволюции, еепоследствийи установленияновой большевистскойвласти.
По признаниюсамого Горького,“с осени 16-гогода по зиму22-го” он “не написални строчки”художественныхпроизведений.Все его мыслибыли связаныс бурными событиями, потрясавшимистрану. Вся егоэнергия былаобращена нанепосредственноеучастие вобщественнойжизни: он вмешивалсяв политическуюборьбу, старалсявыручать иззастенков ЧКни в чём не повинныхлюдей, добивалсяпайков дляумирающих отголода учёныхи деятелейискусства, затевал дешёвыеиздания шедевровмировой литературы…Публицистикав силу своейспецифичностибыла для негоодной из формпрямого общественногодействия.
«Несвоевременныемысли» — этосерия из 58 статей, которые былиопубликованыв газете «Новаяжизнь», органегруппы социал-демократов.Газета просуществовалачуть большегода — с апреля1917-го по июль1918-го, когда онабыла закрытавластями какоппозиционныйорган печати.

ИзучаяпроизведенияГорького 1890–1910-хгодов, можноотметить наличиев них высокихнадежд, которыеон связывалс революцией.О них Горькийговорит и в«Несвоевременныхмыслях»: революциястанет темдеянием, благодарякоторому народпримет “сознательноеучастие в творчествесвоей истории”, обретёт “чувствородины”, революциябыла призвана“возродитьдуховность”в народе.
Но вскорепосле октябрьскихсобытий (в статьеот 7 декабря1917 года), ужепредчувствуяиной, чем онпредполагал, ход революции, Горький с тревогойвопрошает: “Чтоже нового дастреволюция, какизменит оназвериный русскийбыт, много лисвета вноситона во тьмународной жизни?”1.Эти вопросыбыли адресованыпобедившемупролетариату, который официальновстал у властии “получилвозможностьсвободноготворчества”.
Вся“интрига”произведениясостоит в том, что мы можемувидеть столкновениеидеалов, во имякоторых Горькийпризывал креволюции, среалиямиреволюционнойдействительности.Из их несовпадениявытекает одиниз главныхвопросов, возникающихв процессеизучения статей: в чём состоит, говоря словамиГорького, его“линия расхожденияс безумнойдеятельностьюнародных комиссаров”?
Главнаяцель революции, по Горькому, нравственная— превратитьв личностьвчерашнегораба. А в действительности, как с горечьюконстатируетавтор «Несвоевременныхмыслей», октябрьскиесобытия и начавшаясягражданскаявойна не тольконе несли “всебе признаковдуховноговозрождениячеловека”, но, напротив, спровоцировали“выброс” самыхтёмных, самыхнизменных —“зоологических”— инстинктов.“Атмосферабезнаказанныхпреступлений”, снимающаяразличия “междузвериной психологиеймонархии” ипсихологией“взбунтовавшихся”масс, не способствуетвоспитаниюгражданина,- утверждаетписатель.
Самостоятельнопроанализировавфакты, которыесообщает Горькийв статье от26.03.182, мы можем понять, о чем идёт речь, о так называемомзаявлении“особого собранияморяков КрасногоФлота Республики”, вызвавшем“глубочайшееизумление”Горького. “Дикаяидея физическоговозмездия”— главная идеяэтого документа.Горький сопоставляетсодержаниезаявленияморяков (“Закаждого нашегоубитого товарищабудем отвечатьсмертью сотени тысяч богачей...”)и публикациюв «Правде», авторы которой,“приняв порчуавтомобильногокузова за покушениена ВладимираИльича, грознозаявили: «Закаждую нашуголову мы возьмёмпо сотне головбуржуазии»”.Идентичностьэтих заявленийсвидетельствуето том, что жестокостьматросскоймассы быласанкционированасамой властью, поддерживалась“фанатическойнепримиримостьюнародных комиссаров”.Это, считаетГорький, “некрик справедливости, а дикий рёвразнузданныхи трусливыхзверей”3.
Прианализе даннойстатьи я хотелбы обратитьособенно отметитьеё стилевыекачества, придающиеслову писателяособую экспрессию.Статья строитсякак своеобразныйдиалог с авторамизаявления.Возмущённоечувство писателяизливаетсяпосредствомриторическихвопросов: “Чтоже, правительствосогласно сметодом действий, обещанныхморяками?”, “Яспрашиваю вас, господа моряки: где и в чём разницамежду зверинойпсихологиеймонархии ивашей психологией?”Экспрессиязаключена ив решительном, чётком и краткомвыводе-призыве:“Надобно опомниться.Надо постаратьсябыть людьми.Это трудно, но— это необходимо”.(Стоит такжеупомянуть, чтокронштадтскиеморяки угрожалиГорькому физическойрасправой заего «Несвоевременныемысли»).4
Следующеепринципиальноерасхождениемежду Горькими большевикамикроется вовзглядах нанарод и в отношениик нему.Вопрос этотимеет несколькограней.
Преждевсего Горькийотказывается“полуобожатьнарод”, он споритс теми, кто, исходяиз самых благих, демократическихпобуждений, истово верил“в исключительныекачества нашихКаратаевых”.Вглядываясьв свой народ, Горький отмечает,“что он пассивен, но — жесток, когда в егоруки попадаетвласть, чтопрославленнаядоброта егодуши — карамазовскийсентиментализм, что он ужасающеневосприимчивк внушениямгуманизма икультуры”5. Но писателюважно понять, почему народ— таков: “Условия, среди которыхон жил, не могливоспитать внём ни уваженияк личности, нисознания правгражданина, ни чувствасправедливости,— это были условияполного бесправия, угнетениячеловека, бесстыднейшейлжи и зверскойжестокости”5.Следовательно, то дурное истрашное, чтопроступилов стихийныхакциях народныхмасс в дни революции, является, помысли Горького, следствиемтого существования, которое в течениестолетий убивалов русском человекедостоинство, чувство личности.Значит, революциябыла нужна! Нокак же совместитьнеобходимостьв освободительнойреволюции стой кровавойвакханалией, которой революциясопровождается? Это мучительноепротиворечиея пытаюсь разрешитьв последующеманализе «Несвоевременныхмыслей», например, анализируястатью от 14 июля1917 года, посвящённую“драме 4 июля”— разгонудемонстрациив Петрограде.Статья интереснадля анализаво многих отношениях.Стоит отметитьсвоеобразиееё композиционногостроения: вцентре статьивоспроизведена(именно воспроизведена, а не пересказана)картина самойдемонстрациии её разгона.А затем следуетрефлексияавтора на увиденноесобственнымиглазами, завершающаясяитоговым обобщением.Достоверностьрепортажа инепосредственностьвпечатленияавтора служатосновой дляэмоциональноговоздействияна читателя.И происшедшее, и раздумья —всё происходитсловно на глазахчитателя, потому, очевидно, стольубедительнозвучат выводы, как будто родившиесяне только вмозгу автора, но и в нашемсознании.
Всматриваясьв нарисованнуюписателемкартину, необходимоотметить подробностии детали, незабывая об ихэмоциональнойокрашенности.Мы видим участниковиюльскойдемонстрации: вооружённыхи невооружённыхлюдей, “грузовик-автомобиль”, тесно набитыйразношёрстнымипредставителями“революционнойармии”, чтомчится “точнобешеная свинья”.(Далее переднами возникает образ грузовика, вызывает неменее экспрессивныеассоциации:“гремящеечудовище”,“нелепая телега”.)Затем начинается“паника толпы”, испугавшейся“самой себя”, хотя за минутудо первоговыстрела она“отрекаласьот старогомира” и “отрясалаего прах с ногсвоих”. Передглазами наблюдателяпредстаёт“отвратительнаякартина безумия”: толпа при звукехаотическихвыстреловповела себякак “стадобаранов”, превратиласьв “кучи мяса, обезумевшегоот страха”.
Горькийищет причинупроисшедшего.В отличие отабсолютногобольшинства, винившего вовсём “ленинцев”, германцев илиоткровенныхконтрреволюционеров, он называетглавной причинойслучившегосянесчастья“тяжкую российскуюглупость” —“некультурность, отсутствиеисторическогочутья”.
Самивыводы, сделанныемною из этогопроизведения, превращаютсяв постановкуглавных, помысли автора, задач революции:“Этот народдолжен многопотрудитьсядля того, чтобыприобрестисознание своейличности, своегочеловеческогодостоинства, этот народдолжен бытьпрокалён иочищен от рабства, вскормленногов нём, медленнымогнём культуры”6.
В чемже состоит сутьрасхожденийМ. Горького сбольшевикамипо вопросу онароде.
На первыйвзгляд, кажется, что резкиесуждения автора«Несвоевременныхмыслей» о народесвидетельствуюто его неуважениик простомутрудовому люду, об отсутствиисостраданияк нему, о невериив его духовныесилы. На самомделе всё выглядитиначе. Опираясьна весь свойпредшествующийопыт и на своюмногими деламиподтверждённуюрепутациюзащитникапорабощённыхи униженных, Горький заявляет:“Я имею правоговорить обиднуюи горькую правдуо народе, и яубеждён, чтобудет лучшедля народа, если эту правдуо нём скажу япервый, а не тевраги народа, которые теперьмолчат да копятместь и злобу, чтобы… плюнутьзлостью в лицонарода...”7.
Рассмотримодин из самыхпринципиальныхрасхожденийГорького сидеологиейи политикой“народныхкомиссаров”— спор о культуре.
Этостержневаяпроблема публицистикиГорького 1917–1918годов. Не случайно, издавая свои«Несвоевременныемысли» отдельнойкнигой, писательдал подзаголовок«Заметки ореволюции икультуре».Вэтом заключаетсяпарадоксальность,“несвоевременность”горьковскойпозиции в контекстевремени. Приоритетноезначение, котороеон придаёткультуре вреволюционномпреображенииРоссии, моглопоказатьсямногим егосовременникамчрезмернопреувеличенным.В подорваннойвойной, раздираемойсоциальнымипротиворечиями, отягощённойнациональными религиознымгнётом странесамыми первостепеннымизадачами революциипредставлялосьосуществлениелозунгов: “Хлебголодным”,“Землю крестьянам”,“Заводы и фабрикирабочим”. А помнению Горького, одной из самыхпервостепенныхзадач социальнойреволюцииявляется очищениедуш человеческих— в избавление“от мучительногогнёта ненависти”,“смягчениежестокости”,“пересозданиенравов”, “облагораживаниеотношений”8.Чтобы осуществитьэту задачу, есть толькоодин путь —путь культурноговоспитания.
Стоитотметить, чтоГорький считает“одной из первыхзадач момента”“возбуждениев народе — рядомс возбуждённымив нём эмоциямиполитическими— эмоций этическихи эстетических”.Однако писательнаблюдал нечтопрямо противоположное, а именно: “хаосвозбуждённыхинстинктов”, ожесточениеполитическогопротивостояния, хамское попраниедостоинстваличности, уничтожениехудожественныхи культурныхшедевров. Вовсём этом авторвинит в первуюочередь новыевласти, которыене только непрепятствовалиразгулу толпы, но даже провоцировалиеё. Революция“бесплодна”, если “не способна…развить в страненапряжённоекультурноестроительство”9,— предупреждаетавтор «Несвоевременныхмыслей». И поаналогии сшироко распространённымлозунгом “Отечествов опасности!”Горький выдвигаетсвой лозунг:“Граждане! Культура вопасности!”
Ни одинфакт ущемлениякультуры, какимбы незначительнымон ни казался, не проходитмимо вниманияписателя. Онпротестуетпротив “грязной”литературы,“особенновредной именнотеперь, когдав людях возбужденывсе тёмныеинстинкты”10; выступаетпротив “решенияСовета солдатскихдепутатов повопросу оботправке нафронт артистов, художников, музыкантов”, потому чтострашитсяследующего:“… с чем мы будемжить, израсходовавсвой лучшиймозг?”11.Он сетует поповоду исчезновенияс книжногорынка “хорошейчестной книги”, а “книга — лучшееорудие просвещения”12.Узнав о запретена изданиеоппозиционныхгазет и журналов,“чувствуеттоску”, мучительнотревожится“за молодуюРусь, толькочто причастившуюсядаров свободы”10, поднимает голоспротеста противареста И.Д. Сытина, которого заего пятидесятилетнююиздательскуюдеятельностьназывает подлинным“министромнародногопросвещения”13...
Ещеодним из вопросовгорьковскойсерии «Несвоевременныемысли» являютсятакой вопрос: ктоже оказалсяво главе Октябрьскойреволюции— “вечныйреволюционер”или “революционерна время, насей день”?(Ответ на негомы найдем встатье от 06.06.18.)
Далеконе случайнообразцом “романтикареволюции”для Горькогоявляется крестьянинПермской губернии, приславшийписателю письмо, в котором осуждает“крестьянство, жадное дособственности”, ищущее в революции“карманныеинтересы”. Помнению автора«Несвоевременныхмыслей», этоткрестьянин— подлинныйреволюционер, потому что онвидит высшие, духовные целиреволюции.Таких людейписатель называет“вечнымиреволюционерами”, потому что имсвойственновечное чувствонеудовлетворенности.“Вечный революционер”“знает и верит, что человечествоимеет силубесконечносоздавать изхорошего —лучшее”, “егоединственнаяи действительнореволюционнаяцель” — “оживить, одухотворитьвесь мозг мира”, сам же он — “дрожжа”.
Но намощной волнереволюциивыплеснулсяна поверхностьи другой типобщественногодеятеля, которогоГорький хлёстконазвал “революционеромна время”. Такихлюдей он увиделпрежде всегосреди участниковоктябрьскогопереворота.“Революционерна время” — эточеловек, “принимающийв разум”, а нев душу “внушаемыевременемреволюционныеидеи”, и поэтомуон “искажает”и “опорочивает”,“низводит досмешного, пошлогои нелепогокультурное, гуманистическое, общечеловеческоесодержаниереволюционныхидей”. Такиедеятели переводятреволюционныйпорыв в сведениесчётов с бывшимиреальными илимнимыми обидчиками(“за каждуюнашу голову...”), это они провоцируютв возбуждённойтолпе “хватательныйинстинкт”(“грабь награбленное”), это они оскопляют, обескрыливают, обесцвечиваютжизнь якобыво имя всеобщегоравенства (ибоэто равенствов бедности, вбескультурье, в нивелированииличностей), этоони, насаждаяновую — “пролетарскую”— мораль, посути, отрицаютмораль общечеловеческую.
Горькийдоказывает, что для “холодногофанатика”,“аскета”,“оскопляющеготворческуюсилу революционнойидеи”14, совершеннонесущественныморальныеаспекты революции, больше того— вроде быблагороднаяпоза аскетастановитсядаже некимромантическимоправданиемневиданнойжестокости, с которой“революционерына время”осуществлялисвой проектпреобразованияРоссии. Главноеже проявлениеаморальностибольшевиковГорький видитв их отношениико всему народукак к объектугигантскогоэксперимента:“материал длябесчеловечногоопыта” — таксказано в статьеот 19.01.18; “из этогоматериала —из деревенскоготёмного и дряблогонарода” — фантазёрыи книжникихотят создатьновое социалистическоегосударство”— это фраза изстатьи от 29.03.18;“они (большевики)производятнад народомотвратительныйопыт” — это встатье от 30.05.18. Ав статье от13.01.18 автор высказываетсяещё жёстче:“Народныекомиссарыотносятся кРоссии как кматериалу дляопыта, простойнарод для них— та лошадь, которой учёные-бактериологипрививают тифдля того, чтоблошадь выработалав своей кровипротивотифознуюсыворотку. Вотименно такойжестокий изаранее обречённыйна неудачу опытпроизводяткомиссары надрусским народом…Реформаторамиз Смольногонет дела доРоссии, онихладнокровнообрекают еёв жертву своейгрёзе о всемирнойили европейскойреволюции”15.Обвинение ваморальности— это самоеглавное обвинение, которое Горькийбросает в лицоновой власти.Стоит обратитьвнимание накрайнюю экспрессиюслова писателяв приведённыхфрагментах: сравнениесоциальногопереворотас лабораторнымэкспериментом, а России — сподопытнымживотным; скрытоепротивопоставлениеопыта и грёзы, подтверждающеенесостоятельностьреволюционныхдействий; прямо-оценочныеэпитеты (“жестокий”и “обречённыйна неудачу”, язвительныйперифраз “реформаторыиз Смольного”).В статье от16.03.18 вожди Октябряассоциируютьсяс библейскимипалачами —“несчастнуюРусь” они “тащати толкают наГолгофу, чтобыраспять её радиспасения мира”.
В «Несвоевременныхмыслях» Горькийподвергаетрезкой критикевождей революции: В. И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Зиновьева, А.В.Луначарскогои других. И писательсчитает нужнымчерез головусвоих всевластныхоппонентовнепосредственнообратитьсяк пролетариатус тревожнымпредупреждением:“Тебя ведутна гибель, тобоюпользуютсякак материаломдля бесчеловечногоопыта, в глазахтвоих вождейты всё ещё нечеловек!”16.
Жизньпоказала, чтоэти предупрежденияне были услышаны.И с Россией, ис её народомпроизошло то, против чегопредостерегалавтор «Несвоевременныхмыслей». Справедливостиради надо сказать, что сам Горькийтоже не оставалсяпоследовательнымв своих воззренияхна происходившуюв стране революционнуюломку.
Однакокнига «Несвоевременныемысли» осталасьпамятникомсвоему времени.Она запечатлеласуждения Горького, которые онвысказал всамом началереволюции икоторые оказалисьпророческими.И независимоот того, какменялись впоследствиивоззрения ихавтора, этимысли оказалисьв высшей степенисвоевременнымидля всех, комудовелось пережитьнадежды иразочарованияв череде потрясений, пришедшихсяна долю Россиив ХХ веке.
Такимобразом, в ходенаписанияреферата, быласделана попыткараскрыть комплексосновных идей, высказанныхГорьким в книге«Несвоевременныемысли». Учитываяпублицистическуюприроду анализируемоготекста. Этиотличает особая, публицистическаяпоэтика, котораявыражает непросто идею, а “идею-страсть”.Наконец, «Несвоевременныемысли» — отправнаяточка для пониманиятворческойсудьбы М. Горькогов советскоевремя
Списоклитературы:
Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991
Голубкова М. Максим Горький. М.: Дрофа, 1997
Игнебейрг Л.Я. От Горького до Солженицына. М.: Высшая школа, 1997
Газета «Литература» (Приложение к газете «Первое сентября») – 1997, № 2(янв.), с 13
Газета «Литература» (Приложение к газете «Первое сентября») – 2000, № 4(янв.), с 2-3
Островская О.Д. Рукой Горького, М.: 1985
Шкала И.С. Семь лет с Горьким. М.:, 1990

Приложение:
/>/>/>
/>/>
/>/>/>/>/>/>/>/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование технологического процесса изготовления "Тяги"
Реферат Виды и формы контроля при обучении говорению
Реферат Гарантии и компенсации работникам
Реферат An Argument Against Burning The American Flag
Реферат Dp. 2 bar принципиальная схема установки балансировочных вентилей в двухтрубные системы отопления
Реферат Оценка заключения дактилоскопической экспертизы следов рук в раскрытии и расследовании преступлений
Реферат Наши дети будут бессмертными, но, возможно, станут наполовину роботами
Реферат «Россия – всё, чем я живу»
Реферат Презентация команды
Реферат Основні способи словотвору в сучасній українській мові
Реферат Основные направления развития энергетики Республики Беларусь
Реферат Система судів загальної юрисдикції. Місцеві та апеляційні суди в Україні
Реферат Сравнительный анализ сказок сочиненных студентами музыкального и психологического факультетов
Реферат Biography Of Wcw Essay Research Paper William
Реферат Структура и содержание коллективного договора