Реферат по предмету "Иностранные языки"


Край родной навек любимый

Человек и природа, человек и земля — эта тема в наше время вызвана к жизни нравственно-этическими мотивами. Строятся новые заводы, со­оружаются гигантские станции, проводятся газо- и нефтепроводы. Все это можно назвать техничес­ким прогрессом. Но это — с одной стороны. А с другой — именно по этой причине гибнут леса, за­грязняются водоемы, разрушается живая приро­да. Много лет мы твердили, что человек — хозяин природы, но именно этот хозяин зачастую остав­ляет после себя бесплодные, безжизненные про­странства.
О природе, о ее красотах написано много про­изведений. К этой теме обращались и обращаются писатели и поэты. Взаимоотношения человека и природы волновали С. Есенина и Н. Заболоцкого, М. Пришвина и К. Паустовского, В. Астафьева и В. Белова, Ч. Айтматова и В. Шукшина.
Так, в повести М. Пришвина «Жень-шень» всего два персонажа: китаец Лувен и рассказчик; но героями являются и деревья, и скалы, и олени, и ручей, — словом, вся природа. Именно Лувен при содействии природы исцеляет рассказчика от одиночества и разочарования, которые охватили его, русского человека, после японской войны. Природа вернула лирического героя к жизни, он излечился от своих душевных недугов.
Автор разглядывает «тайны природы». Герои молчат и слушают тишину. Но это только кажу­щаяся тишина. На самом деле природа разговари­вает, поет, живет. «Что было в тишине при нашем долгом молчании? Бесчисленное множество, неслыханное, невообразимое число кузнечиков, сверчков, цикад и других музыкантов устраивали, все время играя, эту тишину: их совсем не слы­шишь, если найдешь в себе равновесие для спо­койной и свободной мысли. А может быть, все эти бесчисленные музыканты своей музыкой так де­лают, что сам по-своему принимаешь в ней учас­тие, перестаешь их замечать, и оттого начинается какая-то настоящая, необыкновенная, живая твор­ческая тишина. И еще где-то ручей бежит, тоже, кажется, молча; но если ход спокойной мысли от какого-нибудь случайного воспоминания оборвется и невозможное желание кому-то близкому что-то сказать вырвется даже сильно, сдержанным тоном, то вдруг из этого ручья, бегущего, вероятно, по кам­ням, быстро вырвется: «Говорите! говорите, говори­те!» И тогда все неслышимые музыканты, много­миллионные, бесчисленные, все вдруг с ручьем заодно играют: «Говорите, говорите, говорите!»
Для автора природа — это сама жизнь. Вот по­чему скала плачет, камень имеет сердце, и оно бьется, как у человека; вот почему рассказчик слушает шепот морского прилива, дыхание лес­ных растений, веселый говор ручья. Все дышит, все живет.
Именно человек должен делать все для того, чтобы не умолкала, не умирала природа. Он в от­вете за будущее природы. От него зависит, будут ли говорить скалы, камни, ручьи. А в наше время это так важно. Сейчас, когда взрываются атомные электростанции, когда по рекам течет бензин и из чистых голубых водоемов они превращаются в черные грязные ленты, когда исчезают целые лес­ные массивы, человек должен, просто обязан за­думаться и задать себе вопрос: а что же останется на нашей планете? Смогут ли наши внуки пойти в лес за грибами и ягодами, смогут ли солнечным днем искупаться в озере, а потом укрыться в тени березовой рощи? Наверное, поэтому создаются сегодня «зеленые» общества. Все эти вопросы вол­нуют людей, которые объединились в экологичес­кие партии и союзы. Хорошо, что такие объедине­ния есть. И все-таки, чтобы уберечь природу от гибели, чтобы сохранить ее богатства, нужно каж­дому человеку понять, что природа — это наш дом, наш храм, за который мы все в ответе. И каждый должен привести в порядок окружающий его уголок, каждый должен уметь по-настоящему любить, понимать и охранять природу.
В романе «Не стреляйте в белых лебедей» осо­бенно сильно звучит мысль автора об ответствен­ности человека за природу. Борис Васильев рас­сказывает о крестьянской семье Полушкиных. Егор — главный герой романа — человек, вырос­ший среди природы и привыкший о ней радеть, он не может в поселке рыть канавы по прямой линии, проведенной прорабом, так как на его пути оказался муравейник. Эта преданность природе непонятна начальнику, и он по-своему прав: ведь трубы водопровода прямые. Трудной и бесполез­ной кажется жизнь Егору до тех пор, пока он не возвращается в родную стихию: он становится лесником.
В лесу Егор чувствует себя хозяином, заботит­ся о вверенной ему природе: его волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук брако­ньеров озеро. С горечью говорит он: «Вот я при Черном озере состою, а раньше оно называлось Ле­бяжьим. А сколько таких черных озер по стране нашей замечательной — это же подумать страш­но! Так вот надо бы так сотворить, чтобы они об­ратно звонкими стали: Лебяжьими или Гусины­ми… не Черным, вот какая наша забота!»
Егор трагически погибает, но начатое им дело продолжает жить, его подхватывают сын Колька, учительница Нонна, лесничий Юрий Петрович. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» — это не «спор» между городом и деревней, между городской культурой и природой, это что-то общее, что можно объединить одной мыслью. Весь роман — это призыв ко всем: «Люди, берегите природу, бе­регите нашу землю, берегите друг друга!»
Когда мы говорим о природе, мы говорим о своей земле, о своей Родине, о России. Пусть в нашей России никогда не умолкают голоса птиц, пусть шумят леса, стрекочут кузнечики, пусть природа живет и дышит. У поэта С. Викулова лю­бовь к природе и Россия также выступают как единое целое, поэтому мы вместе с ним можем сказать:
Когда бы я не знал,
как бьет хвостом
на звонкой жилке щука,
как под осень
ядреный рыжик,
стоя под кустом,
росу как будто
в рюмочке подносит;
как журавли
отчальную трубят,
как эхо
повторяет рев лосиный, —
боюсь,
я не любил бы
так тебя,
как я сейчас люблю тебя,
Россия!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.