--PAGE_BREAK--Глава 2. Сопоставительный анализ английских детских стихов в оригинале и в переводе
2.1 Особенности английских стихов для детей
Форму стихотворения составляет комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, таких, как ритм, мелодия, архитектоника, стилистика, смысловое, образное, эмоциональное содержание слов и их сочетаний.
Формальная структура стихотворного произведения служит основой для создания его ритма, который считается “самым глубинным, самым мощным организующим началом поэзии” [9, c99].
Ритм стиха основан на правильном чередовании в стихотворной строке ударных и неударных слогов (тонический принцип).
Тоническая система подразделяется на чисто тоническую, силлабическую и силлабо-тоническую. Анализируя метрику английских стихотворений можно говорить о том, что детские английские стихотворения в основном написаны ямбом, либо хореем (см. Приложение ).
На данных примерах проиллюстрируем метрику детского стихотворения.
Traveller
Метрика
Pussy-cat, pussy-cat,
Where have you been?
I've been to London
To look at the Queen.
Pussy-cat, pussy-cat,
What did you there?
I frightened a little mouse
Under her chair.
_ / _ / _ /
_ / _ /
_ / _ / _
_ / _ / _
_ / _ / _ /
_ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _
Ямб
Итак, данное стихотворение двусложное, где первый слог — короткий, второй – долгий.
Visitor
Метрика
Little Robin Redbreast
Came to visit me;
This is what he whistled,
Thank you for my tea.
/ _ / _ / _
/ _ / _ /
/ _ / _ / _
/ _ / _ /
хорей
Данное стихотворение, как и предыдущее – двусложное, где первый слог – долгий, а второй короткий.
В исследовании использовалось 20 детских стихотворений. Анализ детских английских стихотворений с точки зрения их метрик, можно представить в виде гистограммы (см. Гистограмма 1).
Гистограмма 1 «Процентное соотношение метрики детских английских стихотворений»
Как видно из гистограммы, выражающей процентное соотношение метрики детских английских стихотворений, наиболее часто встречающейся метрикой является ямб, а наименее встречающейся – спондей.
Важным признаком стихотворной речи является упорядоченная повторяемость организующих ее ритмических единиц, а именно стоп, строк, строф. Отрезок стихотворной строки, заключающий в себе один ударный и один или два неударных слога, называется стопой.
В основе детского стихосложения (как поэтического произведения) заложено понятие метра (или размера) — канонически заданной схемы соотношения стоп, их характера и количества, независимой от конкретных ритмических вариаций. Метр членит речевой поток на четко ограниченные паузами и соизмеримые между собой отрезки — строки или стихи. Как правило, стихотворение выдерживается в одном и том же размере, однако строгие формулы стихотворного размера могут подвергаться некоторым модификациям конкретного словесного материала, входящего в стихотворную строку
В ритмической организации детских английских стихотворений существенную роль может играть так называемая цезура — обязательный слогораздел на определенном месте внутри строки, то есть известная пауза.
Детские стихотворения читаются по-разному, т.е. ударный слог делается на ту часть стопы, в которой уместно выделить наиболее важный фрагмент стихотворения.
Далее, схема рифм (порядок, в котором они расположены) имеет решающее значение и для стилистической, и для музыкальной организации строфы.
Эквивалентно важен и характер рифм: независимо от метра стихи с различным чередованием рифм будут иметь различную стилистику, так как в стихах основой стилистики является звукопись, или мелодия стиха.
Группа стихов, взаимно связанных схемой чередования размеров и рифм, обычно правильно повторяющейся на протяжении всего произведения, образует строфу — ритмическую единицу метрического членения стихотворного текста. Строфа находится как бы на стыке метрики и композиции: в большинстве случаев строфа обладает не только ритмической и интонационно-синтаксической законченностью, вызывающей паузу более сильную, чем паузы между отдельными стихами внутри строфы, но и определенной семантической завершенностью, так как чаще всего развивает отдельную микротему.
В стихотворном произведении строфа выступает как существенный структурный фактор, как важное звено, которое связывает план выражения и план содержания художественного целого.
Например,
/ / _ _
Baa, Baa, black sheep
/ _ _ /
Have you any wool?
/ _ / _
Yes, sir, yes, sir,
/ / /
Tree bags full;
/ _ _ /
One for the master,
_ / _ _ /
And one for the dame
_ / _ _ / /
And one for the little boy,
_ _ _ _ /
Who lives down the lane.
Длина строк в данном стихотворении состоит из 3 (четвертая строка), 4 (1,2,3,5 строки), 5 (6, 8 строки) и 6 (7 строка) стоп.
Многим поэтам представляется необходимым подчеркнуть целостность строфы как “смысловой конструкции”. Строфа может рассматриваться как сложное синтаксическое целое, служащее формой выражения законченного авторского высказывания, отражающее движение поэтической мысли. Однако понятие единой темы, более или менее полно раскрывающей какую-либо сторону характеризуемого явления, остается ведущим признаком сложного синтаксического целого.
Строфика — форма последовательности стихов, архитектоника стихотворения, и несоблюдение строфики оригинала ведет к нарушениям общего стиля произведения. Требование воспроизвести строфическое построение с максимальным соответствием оригиналу не предполагает простого копирования строфических схем, а отражает стремление к установлению функциональной эквивалентности между структурой оригинала и структурой перевода[4, c 44].
Однако, даже если в оригинале и в переводе используется одинаковая система стихосложения, как в частном случае, приведенном в данной работе, многое также зависит и от таких особенностей слова, как его величина и звучание.
Английский язык в основном моносиллабический, в нем гораздо больше односложных слов, чем в русском языке. Поэтому английская стихотворная строка вмещает больше слов, и, следовательно, мыслей, понятий, художественных образов. Этот фактор также влияет на ритм, и его необходимо учитывать в переводе.
Очевидно, что при стихотворном переводе всегда требуется как можно более точное воспроизведение всех вышеперечисленных элементов.
Однако основным своеобразием поэтического перевода, как это ни парадоксально, является его условно-свободный характер, и если есть отступления, вызываемые языковыми различиями, которые характерны и для прозаического перевода, то есть отступления, характерные именно для стихотворного перевода — те, которых требует форма.
Детские стихотворения сильно отличаются от поэтических. Но детский стих наполнен так же и рифмой, и ударным слогом. У детского стиха есть метрика.
Что касается рифмовки, то при анализе стихотворений она видна, но не всех стихотворениях строки рифмуются:
Например, можно встретить такую рифмовку:
Wool– full
Dame— lane
В стихотворении
Baa, Baa, Black Sheep
Baa, Baa, black sheep
Have you any wool?
Yes, sir, yes, sir,
Tree bags full;
One for the master,
And one for the dame
And one for the little boy,
Who lives down the lane.
[21,c 15].
Можно встретить и такие стихотворения, в которых рифмующихся слов очень мало.
Например,
Dame Trot
Dame Trot and her cat
Sat down for a chat;
The Dame sat on this side
And puss sat on that/
Puss, says the Dame,
Can you catch a rat,
Or a mouse in the dark?
Purr, says the cat [21,c 33].
В первом куплете рифмуются первые две строки: cat– chat, причем рифмовка осуществляется путем добавления согласной “h”. Во втором куплете рифмовка видна во второй и четвертой строках: rat— cat.
2.2 Выявление степени эквивалентности русских вариантов английских стихов для детей
Исходя из параметров анализа детских английских стихотворений (метр, ритмика и др.), можно провести сопоставительный анализ стихотворений. Попробуем проанализировать стихи С.Я Маршака и других переводчиков.
На конкретных примерах, можно выявить степень эквивалентности детских английских стихов.
Итак, при переводе детских английских стихов автор переводимого стихотворения почти всегда передает основную мысль (см. Приложение).
Например,
Baa, Baa, black sheep
Have you any wool?
Yes, sir, yes, sir,
Three bags full;
One for the master,
And one for the dame
And one for the little boy,
Who lives down the lane. [21, c 15]
Основная мысль этого стихотворения – у барашка есть три мешка с шерстью, которые он раздаст хозяину, хозяйке и маленьким детям.
Главным принципом, которым переводчик должен придерживаться при переводе детских стихотворений, это передача эмоций, чувств главных героев. Переводчик должен творчески подойти к процессу перевода таких стихотворений.
Наш русский язык богат возможности передачи тех или иных событий, эмоций и др. Поэтому автор переводимых стихов должен обязательно использовать все возможные средства русского языка для достижений наивысшей степени эквивалентности.
Итак, для того, чтобы достичь эквивалентности, авторы при переводе опираются на отдельные слова и словосочетания.
Например,
название стихотворения Baa, Baa, BlackSheep, если дословно перевести, то получим – « Бее, Бее, Черная Овечка», но Маршак называет его иначе – Барашек, удерживая основную мысль предложения. При переводе последней строки – «Wholivesdownthelane» автор калькирует оригинал – «На теплые фуфайки», где Laneпереводится как «узкая улочка». Но тем самым, автор передает основную мысль (наверняка, те, которые живут на узких улочках, в очень маленьких домах, с большим количеством детей не живут в достатке) и те эмоции, которые хотел передать автор английского оригинала.
Но бывает и такое, что автор не достигает наивысшей степени эквивалентности при переводе отдельных слов и словосочетаний, в частности, принятых в русском языке словосочетаний.
Например, название стихотворения Humpty– Dumptyдословно переводится как «низкий толстяк, коротышка», но Маршак С.Я. называет его иначе – всем известным нам Шалтаем-Болтаем, тем самым, придерживаясь мысли и особенностей восприятия дошкольника. Используя богатейшие возможности русского языка, Маршак С.Я. переводит стихотворение таким образом, что в нем сохраняются и ритм, и рифма. В данном стихотворении как таковая эквивалентность не наблюдается.
В некоторых стихотворениях авторы достигают наивысшей степени эквивалентности при переводе отдельных слов и словосочетаний, в частности, принятых в русском языке словосочетаний.
Например, название стихотворения DameTrotдословно переводится как «Госпожа Трот», но Маршак С.Я. называет его иначе – «Разговор». На наш взгляд, он исходит из темы, идеи всего стихотворения. Перевод должен нести мысль, эмоции переводимого предложения, но автор уходит в данном случае от этого. Но так же и в этом стихотворении встречается эквивалентность — DameTrotandhercat— Тетя Трот и кошка,
Puss, saystheDame— Трот спросила:
— Кис-Кис-Кис (здесь явно видать переданную эмоциональность беседующей тети Трот),
Can you catch a rat — Тыловитьумеешькрыс.
Таким образом, в данном стихотворении Маршак достигает большей эквивалентности, нежели в первом примере.
При переводе некоторых стихотворений Маршак С.Я. явно калькирует смысл переводимого предложения:
Например,
I frightened a little mouse under the chair — Видала мышкунаковре
С.Я. Маршак имел большой талант для перевода детских стихов. В каждом стихотворении он передает эмоции оригинала и рифму, подойдя к процессу перевода уже с наиболее высокой позиции. Достижение эквивалентности в стихах Маршака наблюдается, но не явная.
График 1 «Процентное соотношение достижения эквивалентности при переводе детских английских стихов»
Как видно из графика, отражающего процентное соотношение достижения эквивалентности при переводе детских английских стихов, что эквивалентность достигается в большинстве случаев перевода детских английских стихотворений на русский язык (см. Приложение). И совсем небольшой процент отсутствия эквивалентности встречается при их переводе на русский язык.
Сопоставительный анализ переводов показывает, что наиболее часто отмечаются достижение полной эквивалентности.
При переводе детских английских стихотворений на русский язык описание ситуации (эквивалентность перевода) может осуществляться с большими или меньшими подробностями. Она может включать прямое указание на разное число деталей, характерных для данной ситуации. В результате синонимичные сообщения будут различаться по степени достижения эквивалентности при переводе детских английских стихов (близкая, не совсем близкая, отсутствие эквивалентности). Некоторые признаки в одних стихотворениях будут названы, а в других останутся лишь подразумеваемыми, легко выводимыми из сообщения, но не включенными непосредственно в его состав.
В приведенных примерах выбор большей или меньшей степени достижения эквивалентности при переводе детских английских стихов всецело зависит от переводчика.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что и в поэтическом переводе английских детских стихов остаются в силе основные требования, которым должен удовлетворять эквивалентный художественный перевод: точность, сжатость, ясность и литературность.
Исходя из поставленной цели и задач данной курсовой работы, можно подвести итог исследования: при переводе детских английских на русский язык различают главные принципы английского стихосложения, — это ритмика, метрика, эквивалентность синонимических конструкций. Таким образом, детские английские стихи в большинстве случаев написаны ямбом либо хореем. Что касается достижения эквивалентности при переводе, то в большинстве случаев наблюдается близкая эквивалентность, а отсутствие эквивалентности наблюдалась в наименьшей степени.
Перевод детских английских стихов подчиняется общей методологической основе теории художественного перевода, на которой строится творчество переводчика — сохранение существенного и эквивалентная замена каких-либо элементов в соответствии с художественной действительностью подлинника. Как показал проведенный анализ, переводы могут содержать условные изменения по сравнению с оригиналом — и эти изменения совершенно необходимы и оправданы, если целью является создание аналогичного оригиналу единства формы и содержания на материале другого языка, однако тот же анализ подтвердил, что эквивалентность перевода зависит как от объема, так и от характера этих изменений.
Список литературы
1. Арнольд И.В Стилистика современного английского языка М.1990
2.Гальперин А.И. Очерки по стилистике английского языка Издательство М.: Высшая Школа 1978 251с.
3. Жирмунский В.М. Введение в метрику М.: 1993 198с.
4. Казакова Т.А. Практикум по художественному переводу Спб. 2003
5. Казакова Т.А. Художественный перевод. Теория и практика Спб. 2006
6. Квятковский А. Н. Словарь поэтических терминов Гос. изд-во нац. словарей М.: 1949 239с.
7. Комиссаров В.Н. Общая теория перевода Издательство М.: Высшая школа 1987, 137с.
8. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение М. 2002
9. Лозинский М. Искусство стихотворного перевода. // Перевод — средство взаимного сближения народов. Сборник статей. // М.: Прогресс, 1987.
10. Маршак С.Я. Искусство поэтического портрета// Перевод – средство взаимного сближения народов М. 1987
11. Паршин. А. Теория и практика перевода Издательство М.: Просвещение 1986, 78с
12. Рогов В.В. Что нужно знать переводчику о некоторых особенностях английского стихосложения rus.1september.ru/2001/31/2_3.htm.
13. Сдобников В.В., Петрова О.В. Теория перевода М. 2006
14. Толстой С.С. Основы перевода с английского на русский издательство ИМО Москвы 1957, 80с.
15. Тюленев С.В. Теория перевода М. 2004
16. Федоров А. В. Основы общей теории перевода М.: 1983
17. Эткиннд Е. Г. Поэзия и перевод Л. 1963.
18. Большой англо-русский словарь/ Сост. И.Р. Гальперин.— М., 1975. 651с
19. Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В.Н. Ярцева.— М., 2002. 457с
20. Longman Dictionary of Contemporary English.–– M., 1992. 651с
Источники:
21. Английские стихи для детей; Книга для чтения в 3-4 кл. школ с преподаванием ряда предметов на англ.яз. под ред. В.А. Верхогляд Издание второе; М.: Просвещение 1986. 80с ил.
Приложения
Примечание: _ неударный слог
/ ударный слог
Некоторые примеры метрик детских английских стихотворений
Rhymes about animals
Метрика
Bow-wow, says the dog,
Mew, mew, says the cat,
Grunt, grunt, goes the hog,
And squeak goes the rat.
Tu-whu, says the owl,
Caw, caw, says the crow,
Quack, quack, says the duck,
And what cuckoos say you know.
/ / _/ _
/ / _ / _
/ / _ / _
/ / _ / _
/ / _ / _
/ / _ / _
/ / _ / _
_ / /_ _/ /
Спондей
To the Snail
Метрика
Snail, snail, put out your horns,
And I'll give you bread and barley-corns.
/ _ _ / _ _
/ _ _ / _ _ / _ _
дактиль
продолжение
--PAGE_BREAK--