Реферат по предмету "Инвестиции"


Литература как вид искусства. Место литературы в ряду других искусств

Федеральное  Агентство по  Образованию
Красноярский Государственный  Университет
Факультет Филологии  и  Журналистики
Кафедра Журналистики
                    
                                                    
Реферат
                                                      Литературакак вид искусства.
                                   Место литературы в ряду других искусств.
Выполнил:
 студентка  1-го курса ЗО 
П. А. Хорунжая 
Проверил:
                                                                                                                     Л.Т. Сакова
       
                                                 Красноярск  2006
                                              Содержание:
1. Введение.
2. Литература как искусствослова. 
3. Место литературы в рядудругих искусств.   
4. Список используемойлитературы.
                                     
                                       Введение.    
Литература работает со словом – главное её отличие от другихискусств. Значение слова было дано ещё  вЕвангелие – божественное представление о сути слова. Слово – основной элементлитературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, каксумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется собщим в мировой культуре. Визуальная культура – та которую можно восприниматьнаглядно. Вербальная культура – больше отвечает потребностям человека – слово,работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферыкультуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы нетребуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, котораятребует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокоепробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. литература обладаетматериалом.
            
                          Литературакак искусство слова.
Лессинг в своем трактате о Лаокооне подчеркивалпроизвольность (условность) знаков и невещественный характер образовлитературы, хотя она и рисует картины жизни. Изобразительность передается вхудожественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показановыше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами,лишенными образности. Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература?Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога А.А. Потебни. В своей работе «Мысль иязык» (1862) он выделял в слове внутреннюю форму, то есть его ближайшееэтимологическое значение, тот способ, каким выражается содержание слова.Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего. Искусство — то жетворчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою изначением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируетсяего этимология. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использованияслов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание. В техслучаях, когда в литературе нет иносказаний, слово, не имеющее образногозначения, приобретает его в контексте, попадая в окружение художественных образов.Гегель подчеркивал, что содержаниепроизведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче«речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их». Поэтомупотенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Егоименуют словесной пластикой. Подобная опосредованнаяизобразительность — свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики,эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабскогоВостока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человеческоготела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя, помимочисто литературных задач, еще и роль изобразительного искусства. Поэтому многоев ней является «затаенной живописью», вынужденной обращаться к слову.
Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко
Это стихотворение О. Мандельштама — своего родасловесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугуболитературной. Весенний пейзаж — лишь повод для размышления о мире, сотворенномБогом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи, созданнойчеловеком; о сущности творчества художника.
Изобразительное начало присуще и эпосу. Талантом живописи вслове обладал О. де Бальзак, ваяния — И.А. Гончаров.Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще болееопосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в романах Бальзака иГончарова, например, через композицию. Так, структура повести И.С.Шмелева «Человек из ресторана», состоящей из небольших главок и ориентированнойна житийный канон, напоминает композицию житийных икон, в центре которыхрасположена фигура святого, а по периметру — клейма, рассказывающие о его житиии деяниях. Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче чистолитературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность.
Не менее значительно, чем словесно-художественная косвенная пластика, запечатление в литературе иного — по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказываетсяживопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, — все сторонывнутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, гдезарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченностинаблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью такихречевых форм, как диалоги и монологи. Запечатлениечеловеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства — литературе.
                      Место художественной литературы в ряду искусств.
В разные периоды культурного развития человечества литературе отводилиразное место в ряду других видов искусства — от ведущего до одного изпоследних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе,а также степенью развития технической цивилизации.
Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицистыбыли убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающийренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение,восхваляющее день, в который тот родился, а живописец — портрет возлюбленноймонарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: «Дай мне что-нибудь,что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор зато, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держуобеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялисьслужить более достойному чувству, чем слух» Такое же отношение должнобыть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и междусоответствующими чувствами, предметами которых они делаются». Близкая точказрения выражена и в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи»раннего французского просветителя Ж.Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи,власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов иискусственности (условности) знаков в поэзии.
Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку.Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга,видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей»,«сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.
Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция — выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который виделпреимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденцииотдали дань Гегель и Белинский.
Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как егосодержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всехостальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, всепредметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние ивнутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время вэтом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал еесущественный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться самоискусство и обретает для философского познания точку перехода крелигиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления».Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете,А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помоглосоздать литературные шедевры.
Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед инымивидами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия естьвысший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческомслове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренноепредставление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, какбы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознькаждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже болеелитературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкогоэстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной,чем иные виды искусства.
Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдаваядолжное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом,что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «посиле и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не толькодействительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы естьсвои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, этоеще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения,и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.
Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова оченьвысоко: «Литература — «первое среди равных» искусство ».Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многихпроизведений других видов искусства — живописи, скульптуры, театра, балета,оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностейлитературы по-настоящему объективна.
Список литературы:
1.      Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.
2.     
3.      пространственности и времени вхудожественно-изобразительных произведениях. М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.