Реферат по предмету "Культура и искусство"


Особенности развития культуры в России

1Понятиекультурологии. Содержание. Структура.
Культурология наука окультуре. Предмет культурологи культура как явление, ее структура, функции и задачи,история культуры, закономерности и особенности в ее развитии, функционированиеи взаимосвязь различных культур во времени и пространстве. Базовое вкультурологи понятие «культура» происходит от латинского слова «culture», что означает возделывание, воспитание,образование, улучшение, развитие.
 
2Науки составляющиеоснову культурологи и ее взаимосвязь с другими науками.
История именно историякультуры предоставляет нам необходимую базу для изучения всех прочих вопросов.Хроника мировой культуры, дающая общую панораму культурной истории человечествас древности до наших дней. Культура отдельных народов.
Наиболее важнымиразделами культурологи являются следующие. Историографияизучаетвозникновение и эволюцию культурологических концепций и взглядов, она образуетсамостоятельное направление в культурологи, оформившееся в ХХ в. Философиякультуры исследует культуру как явление и законы ее развития. Морфологиякультуры изучает формы культуры и их динамику, исходя из того, что этопредопределяется внутренней силой, действующей в них, как в любом живоморганизме. Предметом социологии культуры является культура различныхсоциальных групп (детей, подростков, молодежи, престарелых), культура разныхпрофессиональных групп, присущие им модели поведения и стили общения, системыприоритетов и ценностей, материальных и духовных предпочтений. Задача прикладнойкультурологи заключается в установлении и анализе того, как организованакультурная жизнь общества: как функционируют культурные учреждения, каковы ихвзаимосвязи и взаимовлияние, каковы особенности культурной политики, проводимойв данном обществе. Предмет культурной антропологии взаимоотношениячеловека и общества, закономерности процесса окультуривания человека. Ученыепытаются выяснить как на человека влияет среда, семья, школа, массоваякультура, национальные обычаи и традиции,  каковы процессы становлениядуховного мира людей. Способы и результаты деятельности человека. Культурнаяантропология ставит своей задачей изучение национального характера человека, особенностейего менталитета. Важнейшим разделом культурологи является история культуры,которая исследует генезис общечеловеческой культуры, этнических и национальныхкультур. Вклад конкретных  народов в мировую культуру: достижения в областиархитектуры, живописи, скульптуры, литературы, музыки, философии, науки,религии. История культуры народов мира показывает, насколько пестра, богата,многообразна и неисчерпаема в своих проявлениях культурная карта мира . культурологиявозникла на пересечении наук, таких как история социология, психология, этика,эстетика, этнография, искусствоведение, философия, психолингвистика,религиоведение.
3Понятие. Содержание иструктура культуры.
Структура и состав современногокультурологического знания Культурология это сложная научная дисциплина,включающая ряд самостоятельных разделов, имеющих свой предмет и методы анализа.Методы культурологических исследований разнообразны. В зависимости отобъекта изучения культурологи пользуются методами историко-сравнительным,историко-генетическим, историко-типологическим, историко-системным, методамисравнительной лингвистики, психолингвистики, этнопсихологии, социальнойпсихологии  и философии, социологии, антропологии, политологии и других наук. 
 
4 Закономерностиразвития культуры
Законы развития культурыОдной из основополагающих проблемкультурологи является поиск законовкультурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законыразвития культуры, практически все авторы отвечают утвердительно, отвергая идеюо хаосе и нецелесообразности культурного процесса.
Культурологи признают,что есть как законы развития культуры в целом, так и отдельных ее составляющихэлементов живописи, литературы, музыки. К настоящему времени выделены следующиезакономерности и законы в развитии культуры.
1 Культура обладаетспособностью к воспроизведению самой себя; каждое культурное событие находитсяв зависимости от того, что было прежде, и влияет на то, что будет потом.Обычным является несовпадение ритмов общественно экономической и культурнойжизни.
2 Культура есть результатсплетения множества различных факторов, одни из которых в определенные моментыоказываются сильнее и значимее других это есть так называемая стратегическаяпеременная, у разных народов в разные времена стратегическая переменная, уразных народов в разные времена стратегические переменные разные.
 3 устойчивымиэлементами культуры являются нематериальные элементы традиции, обряды.Обычаи, привычки, совокупность привычных для данного общества набора ценностейи норм, выраженных в устном народном творчестве, мифологии, литературе. Вобществе носителем этой линии, как правило, выступает крестьянство, и чемобширнее этот слой, тем устойчивее традиции, тем медленнее и реже меняютсякультурные образцы. Менее всего поддается чужому влиянию самая специфическаячасть культуры народный дух, менталитет. Новаторская сторона культурытесно связана с наукой и творчеством, прежде всего техническим. Носителем этойлинии является город центр и воплощение цивилизации. Эта закономерностьпроявилась в глубокой древности, на заре человеческой истории и действует досих пор. Культурологи справедливо интересуются проблемой городов как факторомстановления человеческой цивилизации. Так, французский историк Ф. Бродель (19021985) составил великолепное описание жизни и быта многих крупнейших городовмира.
4 Исследователи пришли квыводу, что наиболее существенные черты культуры проявляются в спецификеобщения людей, и каждое общество вырабатывается свой стиль общения. Такжекаждый культурно исторический тип формирует свой идеал человека. В Античностиэто нравственно чистый, смелый, совершенный физически гражданин, для которогохарактерна радостная активность в познании мира. Для западноевропейскогоСредневековья идеалом был глубоко религиозный человек, способный на подвиг воимя христианской веры и отрицающий чувственные наслаждения. В эпоху Возрожденияидеалом становится всесторонне развитая талантливая личность, человек умелый, ссильной волей, свободный в выборе жизненного пути. Идеалом для западногообщества Нового и Новейшего времени является целеустремленный человек, который«сделал себя сам», добился успеха благодаря личным заслугам. Идеал человека,будучи результатом, продуктом культуры, сам в свою очередь, сильно воздействуетна культурное развитие данного общества.
5 Функции культуры
Более определеннойвыглядит ситуация с выделением ведущих функций, которые выполняет культура. Вкачестве главной функции и важнейшего назначения культуры отмечают ее содействиедуховному развитию человека, раскрытию его талантов. С этой точки зрениянасколько хорошо культура способствует развитию человеческой личности человекесть мера культуры.
Культура помогаетчеловеку приспосабливаться к данному обществу, интегрироваться в него.Выполняя, таким образом, функцию адаптации. Близкой к ней является функциясоциализация, т.е. приобщения человека к обществу, когда человек становитсячленом человеческого коллектива.
Важной следует признать нормативнуюфункцию: культура, действуя как система норм и правил человеческогообщежития, регулирует жизнь человека и общества и взаимоотношения людей,удерживая их в границах дозволенного.
Ценностная функция культуры проявляется в том, чтокультура будучи по сути своей системой ценностей, формирует у каждого человекаличную систему ценностей, т. е. круг потребностей и установок на определенные видыдеятельности. Познавательная функция культуры выражается в развитии науки нацеливает человека и общество на дельнейшее познание мира. Чем лучше,эффективнее выполняется эта функция, чем активнее общество усваивает научныедостижения, тем быстрее будет идти его развитие.
Культура служит также средствомпередачи от поколения к поколению накопленного опыта. У человека нетгенетической памяти на то, что изобретено, создано, открыто, и другого способапередать потомкам информацию о мире, кроме как культуру, просто не сущеествует.Не случайно по этому культуру называют социальной памятью человечества.
30 Культурная жизнь встране в середине 60х до перестройки
Культура неосталинизма «Оттепель»продолжалась недолго. Ее окончание нередко связывают с процессом по делуписателей А.Синявского и Ю.Даниэля в феврале 1966г опубликовавших на Западесвои произведения.
Период конца 60х середины80х годов принято назвать неосталинизмом и связывать с политическойдеятельностью Л.И. Брежнева, возглавившего страну и партию в 1964г. Культурабрежневской эпохи характеризовалась противоречивыми тенденциями. С однойстороны, продолжались развития всех сфер научной и художественной деятельности,благодаря государственному финансированию укреплялась материальная базакультуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страныза творчеством писателей. Поэтов, художников и композиторов. За несогласие софициальной линией партии из страны были высланы крупные деятели культуры.Запрещались или замалчивались авангардные направления в искусстве.
В целях регулированиятематики художественных произведений была введена система государственныхзаказов, прежде всего в области кинематографии. Возросло влияние цензурногопроцесса. Родилось понятие «полочного» фильма, снятого, но недопущенного на экран в силу «идеологической невыдержанности». Та же практикараспространялась на организацию художественных выставок, театральныхспектаклей, исполнение музыкальных произведений. Было ограничено знакомствосоветской публики с образцами художественной культуры стран Восточной Европы.
32 Перестройкакультуры в России конца 20в.
Культура в годыперестройки и постсоветской период Новый этап развития культуры пришелся нагоды перестройки (1985 1991), в ходе которой развернулась интенсивная ломкасложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. Завершающийсовременный период(1992 по настоящее время) можно обозначить как переходный:Россия в произошла настоящая культурная революция. главная причина обваласоветских ценностей заключалась в неготовности общества защищать традиции социалистическойкультуры. Для значительной части населения культура оставалась закрытойсистемой.
В 1987г партийно-государственноеруководство СССР страны провозгласило политику управляемой гласности,ограниченной «социалистическими рамками». Постепенно традиционнаяидеологическая опека над средствами массовой информации была сначала ослаблена,а позднее естественным образом утрачена.1990 Закон о печати в, которомдекларировалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры. Вконце ХХ в российские зрители впервые получили возможность увидетьотечественные «полочные» фильмы, ранее недопустимые. Одновременно все болееуглублялся раздел молодежной средой и старшим поколением. Выступленияпопулярных звезд эстрады, рок групп, спортивных клубов и сектантскихрелигиозных проповедников стали собирать массовые молодежные аудитории.Происходит быстрое и резкое расслоение общества. ЗОЖ не ценится цисло молодыхвоспитанных людей резко сократилось. Накопления к пределу подошло взрывоопаснойсоц. Энергии. Нормальные луди зовутся второсортными  и приняв свою участь тиховыживают оказывая редкие способы сопротивления.
29 Искусство периодаВеликой Отечественной войны и его вклад в разгром фашизма.
Главным направлениемидеологической работы стало укрепление единства советского общества, дружбынародов СССР и патриотизма. на первом этапе войны основные усилия былинаправлены на разъяснение характера войны и целей СССР. Предпочтение былоотдано оперативным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография,печать. Руководство культурной работой страны осуществляли Управлениепропаганды и агитации ЦК ВКП(б), главное политическое управление Красной Армии,Комитет по делам искусств при СНК СССР, Всесоюзный комитет по делам высшейшколы, Отдел науки ЦК ВКП(б), отделы культуры ВЦСПС  и республиканскиенаркоматы просвещения. С первых дней войны возросло значение массовой информации,главным образом радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70языках.
Интенсивно шла эвакуацияучреждений культуры. Тесные связи культур способствовали их взаимообогащению.Война нанесла колоссальный урон отечественной культуре. Разрушены 430 музеев из991, 44 дворцов культуры и библиотек, разграблены дома музеи. Война оказалабольшое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей,закаленных войной, перенесших ее тяготы с надеждой на лучшее будущее. У людейукрепилось чувство собственного достоинства, расширился кругозор: впервыесоветский человек увидел европейские страны такими, какими они были вдействительности, а не в изображении средств массовой пропаганды.
Однако какой бысправедливой война не была для народа, она ухудшила психологический климатобщества. Участие людей в массовых истреблениях, обесценение человеческойжизни, пьянство, детская беспризорность, разрушение семей все это создаваломножество серьезных проблем. В годы ВОВ более тысячи писателей и поэтов в рядахдействующей армии работали военными корреспондентами. Десять писателей былиудостоены звания Героя Советского Союза: Мусса Джалиль, П.П Вершигора, А.Гайдар, А.Суриков, Е.Петров, А.Бек, К. Симонов, М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Тихонов.Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. «Землянка»,«Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь», «Вставай, страна огромная!» этипесни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики.   Образызащитников Ленинграда создали О.Бергольц («Ленинградская поэма») и В.Инбег («Пулковский меридиан»). Сталинградской битве посвещены повести К.Симонова «Дни и ночи» и В.Гроссмана «Направление главного удара».О героизме тружеников тыла говорилось в произведениях М. Шагинян и Ф.Гладкова.Огромной популярностью пользовались поэмы «Василий Теркин»А.Твардовского, «Зоя» М. Алигер и роман А.Фадеева «Молодая гвардия».Публицистика тех лет предоставлена статьями К. Симонова, И.Эренбурга.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.