Реферат по предмету "Философия"


Шпаргалка к экзамену

смотреть на рефераты похожие на "Шпаргалка к экзамену"
|Понятие |Ист. типы |Генезис философии | |мировоззрения и его|мировоззрения: миф,|Возникновение ф. | |структура |религия, философия |относится к | |Человек всегда |Мифология(“миф”-лег|глубокой древности.| |задумывался над |енда)-продукт |Зачатки ф. знаний | |тем, каково его |воображения, |отчетливо | |места в мире, зачем|попытка людей |обнаруживаются в | |он живет, что |объяснить мир, |6-5 в. до н. э. В | |является смыслом |происхождение |Китае, индии и | |его жизни, почему |земли, рек, озер, |наиболее развитых | |существует жизнь и |тайны рождения и |странах | |смерть.Каждая эпоха|смертии т. д. |Среднеземноморского| |и общественная |Психика человека |бассейна. Генезису | |группа имеют |требует мифа.Это |ф. послужила: в | |какое-либо |основной способ |мифологии стихийная| |представление о |понимания мира в |постановка основных| |решении этих |первобытном |мировоззренч. | |вопросов. Сумма |обществе(мироощущен|вопросов, а в | |всех этих вопросов |ие. Миф игнорирует |начатках | |и ответов образуют |различия между |наук-развитие | |М.. Оно играет |субъектом и |мышления и самого | |особую, очень |объектом, также |научного духа и | |важную роль во всей|игнорирует различия|метода т. е. ф. | |деятельности людей.|между человеком и |возникает как | |М.-это такая |природой. |разрешение | |совокупность |Религия-культ |противоречий между | |образов и |богов. Осн. |мифологической | |представлений или |элементы Р.: |картиной | |система категорий и|мировоззрение(в |мира(построенной на| |понятий, кот. |виде мифа), |воображении) и | |подчинена основным |религиозные |новым знанием и | |вопросам М-я, |чувства(в виде |мышлением. Важным| |определяющем место |мистических |фактором | |людей в природе и |настроений) и |содействовамшим | |их ист. происхожд-е|культ-обрядов. Р.- |появлению ф. и | |и назначение. |это вера в |зарождению нового | |Существует два |сверхестественное, |мировоззрения было| |способа освоения |базируется на вере.|возникновоние | |мироздания: 1)путем|Философия-“любовь к|древнегреческой | |психолог. |мудрости” или |демократии. Чтобы | |ассоциаций, через |“мудрость в |добиться власти | |образы и |идеале”. Ф. |нужно было | |представления;2)пут|предстает (с |опровергнуть | |ем логической |момента своего |противника, т.е. | |системы понятий и |рождения) как |доказать правоту, | |категорий.Сущ. 2 |единство: |так возникла особая| |уровня |содержание, метода |форма обмена | |М.:1)эмоционально-о|и цели. По |информацией-док-во.| |бразный-связан с |содержанию Ф. | | |миром |объясняет | | |ощущений(искусство,|тотальность. Вопрос| | |мифология и |первого философа: | | |религия); |Что есть началом | | |2)логико-рассудочны|всех вещей? С | | |й ( философия и |точки зрения | | |науки образующие |метода ф. стремится| | |мировоззрение). |к рациональному | | | |объяснению | | | |всеобщего как | | | |объкта. Цель Ф. | | | |состоит в чистом | | | |созерцании истины, | | | |в желании достичь | | | |ее. | | |4. Особенности |5.Специфика |6. Античная | |древнеиндийской |древнекитайской |философия:этапы | |философии |философии |развития, их | |Инд. Ф-я мысль |В Китае процесс |особенности | |–древнейшая в |зарождения |начало 6 в до | |мире.Осн.школы: |философии наз” |н.э.-6 век н. э. | |джайнизм, буддизм, |эпохой борющихся |с милецкой школы: | |адживика. ЕЕ |царств”. Первые |(Фалес, Гераклит, | |история начинается |философы бродяги |Димоктрит) Главная | |с |критиковали |идея-космоцентризм,| |Вед(“ведение,знание|мифологию. |пытались объяснить | |”), возникших, по |Знаменитые |мир, первопричину) | |видемому, между 1-2|древнекитайские |рассвет (Платон, | |тысячилетиями до |ф-фы : Конфуций и |Аристотель). | |н.э. .Веды состоят |Лао-дзы.В этот |Создание | |из 4 сборников |период сложилисось |классических | |гимнов, песнопений,|6 школ: |философских систем | |магич.заклинаний, |конфуцианство, |III.Упадок. | |молитв и т. |моизм, легизм, |Эллинизм. Период | |п(санхиты, |даосизм, инь янь, |Римской республики | |брахманы, араняки и|имён. Для др.Китая |IV.Гибель(римской | |упанишады).Собствен|характерна опора на|империи). | |но полное влззрение|священные |См. вопрос 7. | |Др.Индии наиболее |книги-“пятикнижие”.| | |полное отражение |Уже в наиболее | | |получили в |ранней из книг | | |Упанишадах, но |упоминается два | | |первые проблески |принципа ЯНЬ и ИНЬ | | |фил.подхода |олицетворяют два | | |прослеживаются уже |взаимодополняющие | | |в сборниках |начала(муж. и | | |ведических гимнов. |жен.). Лао-дзы | | |По форме Упанишады |учил, что каждая | | |обычно представляют|вещь, достигнув | | |диалог |определенной | | |мудреца-учителя с |степени развития, | | |учеником, либо с |превращается в свою| | |человеком ищущим |противоположность: | | |истину. Среди |неполное-полным, | | |многих вопросов о |кривое –прямым). | | |природе, человеке и|Эта смена | | |познании в |протиположностей | | |Упанишадах |рассматривалась как| | |доминирует проблема|всеобщая | | |первопричины, |закономерность | | |первоначала бытия, |движения вещей, как| | |с помощью которого |единый поток, как | | |объясняется |вечное | | |происхождение всех |возникновение и | | |явлений природы и |исчезновение. | | |человека. | | | |Центральный вопрос | | | |в теории познания | | | |Упанишад-разделение| | | |знания нана 2 вида:| | | |низшее и высшее. | | | |Низшее зн-е- это | | | |зн-е эмпирической | | | |действительности, | | | |которое считается | | | |з-ем отрывочным, | | | |фрагментарным=>неис| | | |тинным. Высшее зн-е| | | |–это зн-е духовного| | | |абсолюта, | | | |кот.рассматривается| | | |как восприятие | | | |бытия в его | | | |целостности и | | | |главным средством | | | |приобретением | | | |которого служит | | | |мистическая | | | |интуиция;Именно это| | | |зн-е дает власть | | | |над миром.Осн-м | | | |источником | | | |фил.мысли более | | | |позднего | | | |–эпического периода| | | |явл. Обширная | | | |эпическая поэма | | | |“Махабхарат”, | | | |кот.состоит из 18 | | | |книг, повествующих | | | |о борьбе за власть | | | |между двумя родами.| | | |Особо важную роль в| | | |становлении ф. | | | |сыграла | | | |математика(в | | | |несколько меньшей | | | |степени | | | |астрономия). Мат-ка| | | |в др.Индии , | | | |особенно такие ее | | | |разделы, как | | | |арифметика, | | | |алгебра, достигла | | | |очень больших | | | |результатов(достато| | | |чно указать на | | | |появление здесь | | | |позиционной системы| | | |счиления и введения| | | |нуля) | | | |7. Становление |8. Учения об идеях |9. Антология | |античной философии |Платона. |Аристотеля | |Характерная |Был учеником |А. выявляет типы | |особенность др-грч.|Сократа, впервые |бытия в | |Ф. состоит прежде |организовал учебное|соответствии с | |всего |заведение |типами | |протипоставление |“академию”.Платон-и|суждений:»оно | |фил. размышлений |деалист, |есть». Но бытие им | |практической |характеризует бытие|понимается как | |деятельности, в ее |как вечное, |всеобщий предикат, | |свеобразном |неизменное, |котрый относится ко| |отношении к |познаваемое лишь |всем категориям, но| |мифологии. Духовное|разумом . Чтобы |не является родовым| |развитие шло от |объяснить явление |понятием. Опираясь | |мифологии и религии|нужно найти его |на проводимый им | |к науке и |идею т. е. понятие:|принцип взаимосвязи| |философии.Важным |то постоянное и |формы и материи, а.| |звеном и условием |устойчивое что не |преодолевает | |этого развития |дано чувственному |присущее прежней | |оказалось усвоение |восприятию.Тело |философии | |греками научных и |человека-временное |противопоставление | |философских |вместилище души, |сфер бытия, | |понятий, |кот. состоит из |поскольку форма для| |выработанных в |огня, земли воды и |него есть | |странах |воздуха. Душа |неотъемлемая хар-ка| |Востока-Вавилоне, |сотворена богом: |бытия. Он признает | |Иране, Египте. |делится на разумную|также | |Многие гр. Ф-ы |(мышление) и |нематериальную | |получили |неразумную |форму всех форм | |образование именно |(чувства). Суть |т.е. бога. Для | |там . Основные |теории |объяснения того, | |школы: |познания:”зн-е-это |что существует, А. | |миленская:главный |вспоминание” того, |принимал 4 причины:| |которой был |что когда-то знала | | |Фалес.,он |душа. Создал образ |-сущность и суть | |предполагал началом|идеального гос-ва, |бытия, в силу | |всего воду т.е. |в кот. 3 группы |которой всякая вещь| |жидкость, |людей: |такова, какова она | |текучесть. |правителей-фил-ф, |есть(формальная | |Гераклит(«книга о |воинов, |причина) | |природе») открывает|земледельцев и |-материя и | |противоположности и|рамесленников) все |подлежащее | |делает вывод, что |они должны |(субстрат)- то, из | |только чередование |заниматься своим |чего что-либо | |противоположностей |делом, не |возникает | |дает специфический |вмешиваясь в дела |(материальная | |смысл. Но также |других. |причина) | |понимает, что | |-движущая причина, | |противоположности | |начало движения; | |гармоничны: «всё | |-целевая | |есть одно, а из | |причина-то, ради | |одного происходит | |чего что-либо | |все». Считал что | |осуществляется | |началом всего был | |Хотя А. признавал | |огонь, а все | |материю одной из | |остальное | |первых причин и | |–транформация огня.| |считал ее некоторой| |Пифогорейская | |сущностью, он видел| |школа: для | |в ней только | |пифагорейцев | |пассивное начало | |началом всего было | |(возможность стать | |число, которое | |чем-либо), всю же | |понималось как | |активность | |начало образующее | |приписывал | |вещи. Филолай | |остальным трем | |представитель | |причинам, причем | |пифогор-в.он | |сути | |соеденил 4 первых | |бытия-форме-приписа| |элемента: | |л вечность и | |земля-куб, | |неизменность, а | |огонь-пирамида, | |источником всякого | |вода-гексоэдр, | |движения считал | |воздух-актаэдр. Они| |неподвижное, но | |пытались с | |движущее | |пом.чисел описать | |начало-бога. Бог | |весь мир. Эллейская| |Аристотеля-«перводв| |школа (Левкипп и | |игатель» мира, | |его ученик | |высшая цель всех | |Димокрит) началом | |развивающихся по | |явл. атом т. е . | |собственным законам| |неделимость. | |форм и образований.| |Постепенно в Ф | | | |возникает 2осн типа| | | |фил. | | | |мировоззрения-матер| | | |иализм и идеализм. | | | |Их борьба | | | |составляет основное| | | |содержание фил. | | | |развития во все | | | |последующие | | | |времена. | | | |Одновременно | | | |возникает | | | |противоположность | | | |двух основных | | | |методов мышления: | | | |диалектики и | | | |метафизики | | | |10. Философия эпохи|11. Проблема |12. Формирование | |Эллинизма (304-323)|человека в античной|христианской | | |философии |философии | |1)школа эпикурейцев|Протогор(рассм. Чел|Эта Ф получила | |Эпикур-написал |через его ощущения)|название | |большую работу о | |схоластика.Испытыва| |природе(37 книг) |Сократ (душа |ла влияние | |отстаивает и |разуму), Платон |священного писания | |развивает |делит на разумную и|библии. Наиболее | |материалистический |вожделеющую), |влиятельный из | |сенсуализм. Все что|Аристотель-человек-|отцов церкви | |мы ощущаем, |политическое |–Августин.Доказывал| |истинно, ощущения |животное) |, что бог явл. | |никогда нас не | |высшим бытием, бог | |обманывают.Считал, | |сотворил мир из | |что неободимо, | |ничего по своей | |чтобы перевоначала | |доброй воле, а не | |были субстанциями. | |по необходимости. | |Атомы движутся | |Считалось, что | |непрерывно, и это | |истина еже дана в | |связано с внутр. | |библейских текстах | |св-ми | |и необходимо | |атома.Бесконечно | |правильно | |лишь количество | |истолковать их. Так| |атомов, количество | |как библ. тексты | |же их форм | |отличались | |ограничено, | |иносказательным | |поскольку атомы не | |хар-м, то для их | |могут обладать | |толкования | |большой тяжестью, | |требовалась | |приэтом атомы могут| |изощренная логика. | |самопроизвольно | |Бог един, но | |отклоняться. | |троичен в трех | |Удовольствие это | |лицах: отец, сын и | |отсутствие | |святой дух. Фома | |телесного | |Аквинский:осн. цель| |страдания. | |отработка основных | |Школа | |догматов христ. | |стоицизма.основопол| |вероучения в формах| |ожник Зенон, | |здравого смысла. | |главное с стоицизме| | | |это этика, кот. | | | |заключалась в | | | |спокойствии, | | | |невозмутимости, в | | | |умении стойко | | | |переносить удары | | | |судьбы. | | | |(Пасейдоний, | | | |Аврелий, Сенека, | | | |)сторонники | | | |аристотеля и | | | |Гераклита. | | | |Школа скептицизма | | | |провозглашала | | | |умение человека | | | |наслождаться малым,| | | |быть независимым от| | | |гос-ва, общества, | | | |даже от культуры и | | | |семьи. | | | | | | | |13. Религиозный |14. Основные |Учения о методе | |характер |направления |Бэкона и Декарта. | |философской мысли |философии эпохи |Главным своим | |средневековья |Возраждения и их |заданием Ф нового | |Эта Ф получила |характеристика |времени | |название |Официальной |предусматривает в | |схоластика.Испытыва|философией в эту |разработке и | |ла влияние |эпоху оставалась |обоснования методов| |священного писания |схоластика, но |научного познания. | |библии. Наиболее |возникновение |Формируются в этот | |влиятельный из |культуры гуманизма,|период два | |отцов церкви |значительные |противоположных | |–Августин.Доказывал|достижения в |направления в | |, что бог явл. |области |философии: эмпиризм| |высшим бытием, бог |естествознания |и рационализм. | |сотворил мир из |привели к тому, что|Эмпиризм | |ничего по своей |философия перестала|предусматривает, | |доброй воле, а не |играть роль |что основное | |по необходимости. |служанки богословия|содержание научного| |Считалось, что |и перспектива ее |познания получается| |истина еже дана в |развития приобрела |с чувственного | |библейских текстах |антисхоластическую |опыта, а | |и необходимо |направленность. |рационализм-через | |правильно |Главной идеей |деятельность | |истолковать их. Так|средневековья был |разума. Основателем| |как библ. тексты |теоцентризм. Прежде|эмпиризма был англ.| |отличались |всего возраждение |философ Френсис | |иносказательным |проявилось в этике.|Бэкон.(«Новый | |хар-м, то для их |Возобновление |органон»). Главным | |толкования |этических учений |заданием считал: | |требовалась |стоицизма и |познание природы и | |изощренная логика. |эпикуризма, |овладение ее | |Бог един, но |направленных против|силами; основные | |троичен в трех |христианской |методы-индукция и | |лицах: отец, сын и |морали. Стремление |эксперимент. | |святой дух. Фома |всего живого к |Представителем | |Аквинский:осн. цель|избежанию |рационализма был | |отработка основных |страданий. Душа |франц. ф-ф Рене | |догматов христ. |есть единое и |Декарт-своей | |вероучения в формах|неделимое, |методологией строит| |здравого смысла. |способности есть |на принципах | | |ощущения, и это |рационалистической | | |единственный |дедукции, а | | |источник познания. |эксперимент считает| | |Наслождение – |как предпосылку | | |высшее благо. Дж. |познания, которая | | |Бруно провозглашал |должна подчиняться | | |существование |рационально-математ| | |безчисленных миров.|ическому мышлению. | | |Небесные тела | | | |составляют | | | |бесчисленные миры и| | | |образуют | | | |бесконечную | | | |вселенную в | | | |бесконечном | | | |пространстве., был | | | |противником | | | |схоластических | | | |методов осмысления | | | |природы. | | |Французский |Кант-родоначальник |18. Особенности | |материализм Х111 |немецкой |философвской | |века. |классической |диалектики Гегеля | |Французский |философии |В основе диалектики| |материализм-новая |В его философии |Гегеля лежит | |историческая |выделяют два этапа:|идеалистическое | |ступень в развитии |докритический и |представление о | |материалистической |критический. |том, что источник | |философии, |Докритический |всякого | |существенно |этап-развитие |развития-как | |отличающейся от |стихийногоматериали|природы, так и | |предшествующих |зма. Занимается |общества, и | |материалистических |вопросами природы. |человеческого | |учений. Англ. |Критический этап |мышления-заключен в| |матер-м имел в |начинается с 1770 |саморазвитии | |значительной мере |года.Выделяет два |понятия, а значит | |аристократический |свола познания- |имеет логическую, | |характер, его |чувственность и |духовную природу. | |учение |рассудок. Он |Согласно Гегелю, | |предполагалось для |преодалевает |«только в понятии | |избранных, а фр-е |крайности эмпиризма|истина обладает | |материлисты несут |и рационализма. |стихией своего | |свои идеи в широкие|Выделяет два |существования», и | |круги городского |понятия: |поэтому диалектика | |общества. Они |вещь в себе-мир, |понятий определяет | |излагают свои |существующий |собой диалектику | |философские взгляды|независимо от нас; |вещей-процессов в | |преимущественно в |вещь для нас-то, |природе и обществе.| |форме |что мы знаем об |Диалектика вещей по| |широкодоступных |этом мире. |Гегелю, есть, | |изданий. Они |Вещь для нас |отраженная, | |опирались на |является стороной |«отчужденная», | |широкое развитие |вещи в себе. |форма подлинной | |свободомыслие в |Выделяет два мира: |диалектики, | |Англии. Другим |1)мир феноменов или|присущей только | |важным источником |явлений (познаваем |жизни понятия», | |были для них |наукой, границ |или, иначе говоря, | |физический мате-м |познания нет) |жизни бога, как он | |Декарта, а также |2)мир ноуменов |существует сам по | |мат-е учение |(вещей в себе, |себе, как бы в его | |Спинозы о природе, |сущностей)непознава|мышлении. Сам бог | |субстанциях и ее |ем.Осн. вопросы |мыслится Гегелем не| |атрибутах, о |Канта: 1)Что я могу|как личный бог | |человеке, о душе и |знать? 2)На что я |христианской | |ее отношению к |могу надеяться? |религии, а как | |телу. Джон Локк не |3)Что я должен |безличный | |исключает роль |делать? Выделяет |процесссамодвижения| |разума, но |два вида априорных |понятия, с | |ограничивает |знаний: 1) |неуклонной | |простыми |чувственные (мы |необходимостью | |эмпирическими |видем мир через |развивающего свои | |суждениями. Он |сетку времени и |определения в | |отрицает |пространства (это |диалектическом | |существование |субъективные формы |процессе-через | |вражденных идей |нашего бытия, они |развертывание | |(принципов). Душа |живут в нас, а мы |исходного | |ребенка-табула |не в них); |противоречия и его | |расса (чистая |2)рациональные |последующее | |доска, лист |(логические) – |преодоление. | |бумаги), на кот. |категории, | | |природа записывает |суждения, | | |свои письмена. |умозаключения. Как | | | |мы мыслим? Пришел к| | | |выводу что все | | | |мыслят по всеобщим | | | |правилам и законам.| | | |В основе знания | | | |лежат понятия, они | | | |даны априорно. | | | |Только человек | | | |способен к | | | |суждениям, на | | | |основе их мы делаем| | | |умозаключения. | | |19. Философия |20. Идентичная |21. Марксистская | |Фейербаха |философия Шеллинга |философия | |Одним из |Представитель |Маркс и Энгельс | |представителей |объективного |критически | |немецкой |идеализма и задача |использовали | |классической |его философии в |немецкую | |философии был |изучении природы. |классическую | |Фейербах. Он |Пытался изучить |философию, | |приходил к выводу, |природу с точки |материализм | |что вопрос об |зрения развития от |Фейербаха и | |отношении бытия к |простого к |диалектику Гегеля. | |мышлению есть |сложному. У него |В Ф марксизма было | |вопрос о сущности |природа-не просто |показано, что чо не| |человека, ибо |объект, а носитель |общественная жизнь | |мыслит лишь |бессознательной |связана с | |человек. |жизни разума. У |деятельностью | |Следовательно, |него природа |человека. | |философия должна |развивается от |Общество-это | |быть антропологией |неорганического |обработка людей | |т.е. учением о |мира к |людьми. Общество | |человеке, в |органическому. |развивается по | |существовании, в |Ставит задачу |законам, носителем | |деятельности |познания |которых был | |которого этот |натурфилософии. Он |человек. Бытие | |вопрос находит свое|опирается на |определяет | |фактическое, |диалектический |сознание. Особое | |реальное |метод познания и |внимание уделялось | |решение.Существенны|разрабатывает |практике, | |м содержанием и |диалектическую |практика-критерий | |назначением |картину мира. Он |истины, истина- | |антропологического |подчеркивает |основа познания. | |принципа является |целесообразность в |Центральное место | |научное |основе жизни, По |занимает проблема | |истолкование |мнению Шеллинга, |познания и | |общественного |мировая душа |преобразование | |сознания, в котором|обеспечивает |мира. Важной | |Фейербах видит |единство природы и |заслугой является | |отражение сущности |ее целесообразность|развитие | |человека. Эта |в развитии. В |диалектики, | |сущность, прежде |природе происходит |соединение ее с | |всего, чувственная |борьба |материализмом. В | |жизнь ума и сердца,|противоположных |основу | |многообразие |сил. |моровоззрения | |переживаний | |кладуться не | |индивида. Сводит | |религиозно-мистичес| |сверхъестественное | |кие, а выводы | |к естественному, | |современного | |нереальное к | |естествознания; | |реальному – в этом | |Мышление стало | |основная черта его | |рассматриваться не | |антропологического | |как продукт | |метода..Природа | |развития природы, | |является | |но как результат | |единственной | |сложной | |реальностью, а | |исторической | |человек ее высшим | |общественно-трудово| |продуктом. В | |й деятельности т.е.| |человеке и | |практики . | |благодаря ему | | | |природа ощущает | | | |себя, созерцает | | | |себя, мыслит о | | | |себе. Природа | | | |вечна. Он | | | |отстаивает | | | |положение о | | | |неразрывной связи | | | |материи и движения.| | | |Многообразие | | | |человеческих | | | |ощущений. Признает | | | |важную | | | |познавательную | | | |функцию | | | |теоретического | | | |мышления и его | | | |способности достичь| | | |более глубокого | | | |познания | | | |действительности. | | | |Задача мышления- | | | |собирать, | | | |сравнивать, | | | |различать, | | | |классифицировать | | | |чувств данные, | | | |осознавать, | | | |понимать, | | | |обнаруживать их | | | |скрытое, | | | |непосредственно не | | | |являющееся | | | |содержание. | | | |Чувственное | | | |созерцание- есть | | | |критерий истинности| | | |мышления. | | | |22. |23. Философские |24. Философские | |Сковорода-выдающийс|вззрения Юркевича |идеи Чаадаева | |я украинский |Один из известных |Основоположник | |философ и |укр. философоф |русской религиозной| |просветитель |прошлого столетия. |философии. Природу | |Философская |Истину, природу, |человека | |концепция –пантеизм|человека, ее |рассматривал в трех| |(человек и бог |духовность можно |основных формах: | |составляют единое |постич через более |чувства (красота), | |целое, каждый |усовершенствованнйе|мышление | |человек имеет в |, высшие формы |(объективная | |себе бога, он не |познания, чем |истина), деятельная| |существует где-то |рационалистические.|воля (объективные | |вне его). Главная |Сложился под |блага). Бог как | |проблема его |влиянием Платона и |абсолютное есть | |философии-проблема |Канта,б хотя |нечто | |человека, его |предпочтение |сверхъестественное.| |счастья. Он |отдавал Платону. |Бог свободен от | |интересуется |Для него дело |существования, хотя| |моральной |философии связано с|существует в трех | |проблематикой, она |жизнью духа. |лицах образующих | |имеет |Разграничивает дух |единство. Каждые из| |религиозно-философс|и сознание.”Дух |сторон есть | |кий характер. |нечто большее чем |абсолютная ценность| |Считает, что |сознание”, так как |в себе и для | |счастье доступно |дух-это сущий |вселенной. 3 | |для всех . |предмет, реальная |абсолютные | |Философские идеи: |субстанция=>философ|ценности: благо, | |1)идея трех миров и|ия – познание идеи.|истина и | |двух натур(мир |Выделяет 3 формы |красота-соответству| |природный-макромир,|познания: через |ет трем ипостасям | |мир |представление, |Святой Тройцы. | |человека-микромир, |через понятие, |Абсолют | |мир библейский |через идею. |осуществляет благо | |–символический, | |через истину в | |видимая-телесная | |красоте. | |натура , | | | |невидемая-духовная(| | | |приоритет). | | | |Философия его- | | | |“философия сердца”.| | | |2)Идея самопознания| | | |и смысла жизни | | | |человекаи “сродный | | | |труд”-связан с | | | |самореализацией | | | |человека. 3)Идея | | | |искренности как | | | |принципа жизни. | | | |Божественность | | | |сущности | | | |человека=сущности | | | |бога. 4)Идея | | | |неравного | | | |равенства. | | | |25. Сознание, |26. Структура |27. Эмпирический и | |сущность, проблема,|знания.Рациональное|теоретический | |происхождение. |и чувствительное |уровни познания | |Сознание, высшая, |знание |В науке различают | |свойственная лишь |Гносеология-теория |эмп. и теор. ур. | |человеку форма |познания о формах и|п-я. Для | |отражения |закономерностях |эмпирического | |объективной |познания. |познания хар-на | |действительности. |Чувственное |фатофиксирующая | |Оно представляет |познание (при |деятельность. | |собой |помощи чувств) 3 |Теоритическое | |единствопсихических|формы: |познание-это | |процессов, |-ощущение-чувств. |сущьное познание, | |участвующих в |образ, в котором |осуществляемое на | |осмыслении |воспроизводится |уровне абстракций | |человеком |одно свойств |высоких порядков. | |объективного мира и|(кислый); |Оба эти уровни | |своего собственного|-Восприятие- |связаны, | |бытия. С самого |чувстр. образ, в |предполагают друг | |рождения человек |котором |друга, хотя | |попадает в мир |воспроизводится |исторически | |предметов, |несколько свойств |эмпирическое | |созданный |(кислый и круглый) |предшествовало | |предыдущим |; |теоретическому. | |покалением. Любое |-Представление-восп|Наюлюдение и | |ощущение или |роятие при |эксперимент | |чувство является |отсутствии |важнейшие методы | |частью сознания так|контакта. |эмпирического | |как обладает |Рациональное |познания. | |значением и |познание (при |Наблюдение-преднаме| |смыслом. Однако |помощи понятий, |ренное, | |сознание не есть |суждений, |целенаправленное | |только знание или |умозаключений): |восприятие, имеющее| |языковое мышление. |- понятие-это |целью выявления | |С другой стороны |мысль, в которой |существенных | |нельзя |содержится наиболее|свойств и отношений| |оттождествлять |существенные |объектов познания. | |сознание и психику,|признаки , хар-ки |Исследование | |т.к. не все |чего-либо (напр, |требует также и | |психические |“капитализм”- |эксперимента, | |процессы включаются|частная |ставящего лбъкт в | |в данный момент в |собственность, |определенные | |сознание. Оно |принцып выгоды и |заданные условия, | |возникло в |пользы) |отвечающие целям | |общественно-произво|суждение-это |исследования. В | |дственной |высказывание, в |процессе научного | |деятельности |ктором содержится |познания | |человека и |утверждение или |применяется так | |непрерывно связано |отрицание чего-либо|называемый | |с языком. Сознание |(Киев-столица |мысленный | |существует в 2-х |Украины S-P |эксперимент, когда | |формах-общественном|(субъект-предикат))|ученые в уме | |и индивидуальном. | |оперируют | |Сознание |Умозаключение-это |определенными | |формируется |система суждений, в|образами и | |деятельностью, |которой на основе |понятиями, мысленно| |чтобы потом влиять |суждений (посылок) |создает нужные | |на эту |выводится новое |условия. | |деятельность, |знание.(бывает |Эксперимент | |определяя и |индуктивные и |позволяет проверить| |регулируя ее. |дедуктивные) |и подтвердить | | |В рельном процессе |гипотезу и дает | | |познания |данные для новых | | |чувственные и |гипотез. Теория-это| | |рациональные формы |высшая , | | |взаимопереплетены. |обоснованная, | | | |логическая, | | | |непротиворечимая | | | |система научного | | | |знания, дающая | | | |целостный взгляд на| | | |существенные | | | |свойства, | | | |закономерности и | | | |т.д. В серцевину | | | |научной теории | | | |составляют входящие| | | |в нее законы. | | | |Многообразию форм | | | |современного | | | |теоретического | | | |знания | | | |соответствует и | | | |многообразие типов | | | |теорий, а также | | | |многобразие их | | | |классификаций. | | | |Различают | | | |описательные, | | | |математизированные,| | | |интерпритационные и| | | |дедуктивные. | |28. Основные |29. Методы научного|30. Философские | |характеристики |познания |понятия | |научного познания |1)метод восхождение|пространства и | |В научном познании |от абстрактного к |времени | |главная роль |конкретному. |Важнейшими формами | |принадлежит |2)метод |бытия являются | |рациональному |моделирования и |время и | |мышлению, которое |принцип системности|пространство.Сущ. 2| |взаимодействует с |состоит в тогм, что|основные точки | |чувственным |объект недоступный |зрения на время и | |познанием. В |непосредственному |пространство: | |научном познании |исследованию |1)субстанциональная| |выделяют такие |заменяют его |концепция. Время и | |формы: |моделью. |пространство есть | |Идея-отображает |3)Наблюдение-целена|самостоятельные | |связи, |правленное |сущности, | |закономерности |восприятие |существующие наряду| |действительности и |предметов |с материей и | |направлена на ее |действительности |независимо от ее. | |превращение , а |для получения |Отношение между | |также соеденяет |непосредственных |ними как между | |истинное знание про|чувственных данных |самостоятельными | |действительность и |об объекте познания|субстанциями.Незави| |субъективную цель | |симость свойств | |ее превращения |4)Эксперимент-это |пространства и | |(идея про |способ |времени от | |материальность |чувственно-действит|протекающих в них | |мира) |ельной |мат процессов. | |Проблема-отображает|действительности, |2)реляционная. | |противоположность |когда явления |Пространство и | |между знанием и |изучают с помощью |время не сами | |действительностью |специальных |сущности, а суть | |или противоречия в |условий, которые |системы отношений, | |самом познании. |обеспечивают |которые образуют | |Развитие |переход в чистом |между собой | |познания-это |виде тех процессов.|материальные | |переходот | |объекты. Вне | |постановки одних |5)Анализ-расчленени|системы | |проблем до их |е предмета на его |взаимодействий | |решения, а потом |составные части с |пространство и | |постановки других |целью их |время не | |проблем и их |всестороннего |существуют. | |дальнейшего |изучения |Демокрит (античн): | |решения. |6)синтез-противопол|пространство | |Гипотеза-форма |ожный анализу |оттождествляется с | |научного познания |7)индукция-метод, |пустотой, считается| |истинность которой |когда на основании |абсолютным и | |еще не доказана, с |об отдельном |вечным, его св-во | |помощью Г. |делается вывод об |изотопно, | |формируется |общем |однородно. Галилей | |возможные варианты |8)дедукция-противоп|: время однородно и| |решения проблемы, |оложный индукции |необратимо.Гегель | |после доказания | |пространство | |гипотезы она | |рассматривал как | |превращается в | |форму | |научную теорию. На | |индивидуального | |основе этих трех | |сознания, как | |форм формируется | |априорные формы | |научная концепция, | |чувственного | |которая | |созерцания. | |обосновывает | | | |основную идею | | | |теории. | | | |Теория- основа | | | |достоверных знаний | | | |, дает целостное | | | |представление о | | | |закономерностях и | | | |существенных | | | |хар-ках объкта. | | | |Имеет 2 функции: | | | |обьяснение и | | | |предусмотрение. | | | |31. Философское |32. Основные |33. | |понятие движения |концепции развития |Экзистенциональная | |Д-е – в узком |Развитие, также |философия | |смысле-всякое |эволюция, |Экзистенциолизм-фил| |изменение, в узком |генезис-закономерно|ософия | |смысле- изменение |е изменение материи|существования. | |положения тела в |и сознания, их |Иррационалистическа| |пространстве. Об |универсальное |я философия. | |абсолютном движении|свойство; выявление|Наиболее крупным | |можно говорить |, обнаружение |представителем был | |только в |вещей, частей, |Альберт Камю | |соотнесении с |состояний, свойств,|(1913-1960 | |какой-либо точкой, |которые имелись и |Франция). | |которая мыслится |прежде, уже были |Экзистенциолисты | |находящейся в |подготовлены, но не|поставили вопрос о | |мировом |были доступны |смысле жизни, о | |пространстве в |восприятию. |судьбе чел, о | |состоянии покоя. |Развитие бывает |выборе личной | |Дейтвительное |экстенсивным, т.е. |ответственности. | |движение всегда |проявлением и |Исходный пункт экз | |относительно, оно |увеличением уже |Ф-изолированный, | |есть движение в |имевшегося, или |одинокий индивид, | |соотнесении с |интенсивным |все интересы | |какой-либо точкой |(эпигенез), т.е. |которого | |пространства, |возникновением |сосредоточены на | |находящейся в |качественно новых |нем же самом, на | |(относительном) |форм. Также |его собственном | |движении или в |развитие бывает или|ненадежном и | |(относ-м) покое. В |экзогенным, т.е. |бренном | |мире все находится |ненастоящим, |существовании. Экз | |в движении, от |неподлинным |проблемы- это такие| |атомов до |развитием, |проблемы, которые | |вселенной. Все |определяемым только|возникают из самого| |пребывает в вечном |извне, или |факта существования| |стремлении к иному |эндогенным, т.е. |человека. Имеет | |состоянию, и не по |настоящим |значение только его| |принуждению, а по |развитием, источник|собственное | |собственной |которого находится |существование и | |природе. Движение |внутри самого |движение к небытию.| |заключено в самой |развивающегося. |Предмет экз | |природе материи. |Кант развитие |Ф-бытие. Среди | |Одни формы движутся|употребляет для |всех способов бытия| |превращаясь в |объяснения космоса,|существования ищут | |другие и ни один |Гердер-для |такой, в котором | |вид не берется ни |объяснения истории |существование | |от куда. |культуры, Ламарк |раскрылось бы | | |–специально для |наиболее полно-это | | |объяснения истории |страх. Страх-это | | |живых существ. В |исходное | | |философии нем. |переживание, | | |идеализма развитие |лежащее в основе | | |означало |всего | | |саморазвертывание |существования. Это | | |божественного в |страх перед | | |мире, |смертью. | | |саморазвертывание | | | |живого в | | | |божественное. | | |34. Философия |35. Философия |36.Философские идеи| |всеединства |свободы Бердяева |Фихте (1762-1814) | |Соловьева. |Русский религиозный| | |Один из выдающихся |философ(1874-1948) |Исходный пункт | |русских |Теоретической |философской системы| |философоф(1853-1900|основой стал |представляет собой | |). Из добра он |апреоризм Канта. |«Я»-это непростой | |выводит понятие |Разрешение любой |субъект, так как | |бога. Любовь-это |мировоззренческой |субъект может | |самопожертвование. |проблемы следует |существовать только| |Высшая форма |выявить через |в соотношении с | |любви-божественная.|противоположность |объектом, это «я» | |Человек ставший на |духа и природы. |носит абсолютнюй | |этот путь |Дух-субъкт, |характер, оно ничем| |–богочеловек. Через|воплощающий в себе |не ограничено. | |божественную любовь|свободу, |Более того, «я» это| |осуществляется |творчество. |не факт, не нечто, | |соединение с |Природа-объект, |которое действует, | |богом-всеединство. |вещь, |а само это | |Центральная идея |необходимость, |действие-это не | |учения-идея |пассивная |бытие, а действие. | |положительного |деятельность. Бог |Первый акт | |всеединства. Это |есть дух.Также он |«абсолютного Я», | |всеединство являет |рассматривает |полагание самого | |собой совершенный |свободу как идею. |себя. Его второй | |синтез истины добра|Выделяет три вида |акт заключается в | |и красоты. “Полное |свободы: |полагании «Не-Я». | |определение истины |иррациональную |Но «не-я» как | |выражается в трех |(неразумную), |объект положен в | |предметах: сущее, |рациональную |«Я», так как «Я» | |единое, все” Истина|(исполнение |абсолютное | |для него есть |морального долга), |представляет собой | |абсолютная |свобода проникнутая|всю реальность. | |ценность, |любовью к богу. |Внутри | |принадлежащая |Человеческая иррац.|«Я»абсолютного | |самому всеединству,|свобода коренится в|противопоставлены | |а не нашим |ничто, из которого |«Я»-эмпирическое/т.| |суждениям или |бог сотворил мир. |е. человек/и | |выводам. |Главную идею он |«Не-Я»/реальность, | |Человечество |заимствовал у Якова|то есть субъект и | |посредник между |Бене. Из |объект. | |природой и |божественного ничто|Человеческому «Я» | |божеством. |рождается Святая |противостоят | | |Тройца-бог творец=>|реальные вещи, | | |сотворение мира |«не-я». Процесс | | |богом творцом есть |построения системы | | |вторичный акт. Т.о.|категорий и теории | | |приходит в выводу, |научного знания | | |что и бог и свобода|происходит | | |выступают из |диалектическим | | |“ингрун” |путем, именно | | |(первичного |полагания-тезиса, | | |хаоса)Коль свобода |противополагания-ан| | |богом не создается,|титезисом и их | | |а рождается из |синтеза. | | |хаоса, то бог не | | | |несет | | | |ответственность за | | | |то, что он не | | | |создавал=> если | | | |человек выберет | | | |зло, то бог –отец | | | |не отвечает. | | | |Свобода первична по| | | |отношению к добру и| | | |злу. Зло появляется| | | |тогда, когда | | | |иррациональная | | | |свобода приводит к | | | |нарушению | | | |божественной | | | |иерархии бытия. Это| | | |возникает из-за | | | |гордыни духа, из-за| | | |желания, что | | | |приводит к распаду | | | |в сфере бытия и к | | | |рабству вместо | | | |свободы. | | |37. Герменевтика: |38. Сущность и |39. Проблема бытия | |проблема метода. |этапы развития |в философии | |Наука о понимании, |философии |Платон под истинным| |истолковании |позитивизма |бытием имел в виду | |текстов, особый |1)позитивизм.30-40 |«царчство чистых | |классический метод |гг 19в, во Франции |мыслей и красоты» | |науки о языке, |образовалась школа,|как нечто | |позволяющий |основоположником |умопостигаемое в | |осмысленно |позитивизма был |отличии от мира | |толковать памятники|Конт. Высказывал |чувственных вещей. | |древней литературы.|убеждения в |По Аристотелю, | |Франс Гадамер-нем |способности науки к|бытие-это живая | |ф-ф, один из |бесконечному |субстанция, хар-ся | |главных |развитию и в |следующими | |представителей |неограниченности |принципами:каждая | |философии |предметной области.|вещь есть | |герменевтики 220 |Ф нужна для |самостоятельный | |в., создал теорию |объединения всех |факт, на который мы| |понимания.В 19 в |знаний. |обращаем свое | |начинается развитие|2)эмпириокритицизм.|внимание(принцип | |т.н. свободной |Пред-ми были |материальности); | |герменевтики, не |Авенариус, мах. |каждый объект | |ограниченной |Сводили всю |обладает | |предметом, |философию к |структурой, части | |границами смысла |субъектно-идеалисти|которой соотнесены | |текста. |ческому познанию. |друг с другом | |Превращается в |Основа знания: |(концепция активной| |специфический метод|чувства и ощущения.|формы); она | |общих наук, |Материя-это то, что|указывает на свое | |призванных |мы чувствуем. |происхождение | |обеспечить |3)неопозитивизм 20 |(принцип | |понимание общих |гг ХХв (надо найти|причинности); она | |событий, исходя из |логический |имеет свое | |субъективных |атом-научный язык, |определенное | |намерений |проблема, значение,|назначение (принцип| |исторических |метода, |цели)В средние века| |деятелей. При этом |верификация{провере|оформилось так | |понимание |но на опыте}). |называемое | |противопоставляется|Самая влиятельная |онтологическое | |объяснению в |из этих |доказательство | |естествознании, |направлений-философ|бытия Бога, | |связываемому с |ия лингвистического|состоящее в выводе | |абстрагированием и |анализа (все |Абсолютного Бытия | |установления |проблемы связаны с |из понятия бытия, а| |общего, закона. В |засорением нашего |именно: то, больше | |20 в г постепенно |языка) Хотели |чего нельзя | |оформляется в одну |включить науку в |помыслить, не может| |из основных |философскую |существовать только| |методологических |истину-то, что |в уме. В эпоху | |процедур философии,|наблюдаем…опыт->осм|Возражденияи | |сначала в рамках |ысление-> истина. |,особенно, в Новое | |экзистенциализма, |4)постпозитивизм |время происходит | |затем собственно в |Наука как целая |разделение | |философии |динамическая, |философии и | |герменевтики.Г-связ|развивающаяся |естественной науки.| |ующее звено между |система. Научный |В связи с этим | |философскими и |метод-предположител|хар-на | |историческими |ьная догадка или |«объективизация» | |науками. |опровержение. |понятия бытия и | | |Отвергают |одновременно | | |чувсвенность, |развитие | | |переживания. |субъективистских | | | |концепций. Бытие | | | |осмысливается как | | | |нечо телесное, | | | |вещественное, как | | | |объктивная | | | |реальность | | | |противостоящая | | | |человеку и его | | | |разуму. Декарт: «я | | | |мыслю следовательно| | | |существую» это | | | |значит, что бытие | | | |субъекта постигаемо| | | |только в акте | | | |самосознания. | |39. Познание как |40. Природа |41. Сущности и | |предмет |человеческого бытия|контуры социальной | |философского | |сферы общества | |анализа |В Ф. ХХв , в |сферный подход: | |Сознание всегда |отличии от |контурами соц сферы| |есть осознанное |традиционной |общества являются | |бытие, выражение |онтологии, не мир, |контуры и границы | |отношения человека |не природа, а |между | |к бытию. |человек становится |материально-произво| |Знание-объективная |проблемной точкой |дственной сферой и | |реальность, данная |отчета. В |духовной сферой. | |в сознании |противовес |Сущность | |человека, которая в|классическому |заключается в | |своей деятельности |онтологизму |процессе | |отражает идеально |игносеологизму |материального | |воспроизводит |представители |производства. | |объективные |анализируемых | | |закономерные связи |направлений считали| | |реального мира. |необходимым сделать| | |Познание |человека центром | | |обусловленно прежде|философии. Ведь сам| | |всего |человек есть, | | |общеисторической |является бытием, | | |практикой , процесс|при том бытием | | |приобретения и |особым. Ценром | | |развития знания, |новой онтологии | | |его постоянное |становится не | | |углубление, |изолированное | | |расширение и |сознание человека, | | |совершенствование. |а сознание, точнее,| | | |духовное , взятое в| | | |неразрывном | | | |единстве с | | | |человеческим | | | |бытием. В концепции| | | |нем | | | |экзистенциалиста | | | |Хайдеггера | | | |критикуется | | | |традиционный подход| | | |к бытию, основанный| | | |на рассмотрении | | | |бытия как сущего, | | | |субстанции. Для | | | |него проблема бытия| | | |имеет смысл лишь | | | |как проблема | | | |человеческого | | | |бытия, проблема | | | |предельных | | | |оснований | | | |человеческого | | | |существования. | | | |Самым важным | | | |выражением | | | |общечеловеческого | | | |способа бытия | | | |является страх | | | |перед ничто.Основу | | | |человеческого | | | |существования | | | |составляет его | | | |конечность, | | | |временность. | | | |Поэтому время | | | |должно быть | | | |рассмотрено как | | | |самая существенная | | | |хар-ка бытия. | | | |Французский | | | |экзистенциалист ЖП | | | |Сартр, | | | |противопоставляя | | | |бытие в себе, | | | |разграничивает | | | |материальное бытие | | | |и чеолвеческое | | | |бытие. | | |42. социальные |43. Понятие истины |44. Философские | |общности и их |Истина есть знание,|взгляды Прокоповича| |характеристики. |мысль, | | |Народ, нация, |высказывание, |Его мировоззрение | |классы, слои. |соответсвующее |носит теософский | |Народ-вся та часть |действительности |х-р (божественная | |которая участвует в|или предмету. |мудрость) теизм и | |процессе |Истина-образ. |пантеизм-(бог во | |производства. В нем|Предмет-корреспонде|всем). Ф как | |сущность и |нт.Существует 4 |самостоят наука | |существование не |момента истины: |должна иметь дело с| |совпадают=> |объективность, |естественной | |эмпирически |абсолютность, |истиной,т.е. | |существуют.Под |относительность, |подчеркнутой из | |этносом понимается |конкретность. |природы, а не из | |общность територии,| |божественных книг. | |языка, культуры, эк| |Влияние Аквинского.| |отношений, | |"«атерия есть | |особенности | |незавершенная | |психологии. | |субстанция"»1)под | |Этический | |субстанцией | |вопрос-большой, | |понимается тело, | |трудоемкий вопрос. | |2)материя не | |Для нации хар-но: | |сводится к | |общность языка, | |чувственно | |тер-рии, эк жизни, | |понимаемым | |образ жизни. Классы| |качествам, 3) видит| |возникли в связи с| |основное св-во | |общественным | |материи в | |разделлем | |геометрически | |общественного | |измеряемой | |труда., это группы | |протяженности, | |людей, которые | |постигаемой по | |различаются по | |средствам рассудка | |месту в системе | |и разума.Выделяет 3| |общественного | |вида движения: | |пр-во, по их | |количественное, | |отношению к | |качественное(измене| |средствам пр-ва, по| |ние), движение как | |их роли общ труда и| |перемещение. | |той доли общ | |Отрицает сущ вне | |багатства, кот они | |тела.В теории | |получают. | |познания его | | | |позиция между | | | |сенсуализмом и | | | |рационализмом. | | | |Истиность-согласие | | | |суждения со своим | | | |предметом, а | | | |ложность не | | | |согласие. Критерием| | | |естеств. истины | | | |понимает | | | |человеческий разум.|


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.