Реферат по предмету "Журналистика"


Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"

Особенностипортретного очерка на примере журнала «Биография»

Оглавление
Введение
Глава I. Жанры журналистики и место в них портретногоочерка
1.1 Система жанров журналистики
1.2 Очерк и его разновидности
1.3 Особенности портретногоочеркаГлава II. Особенности портретного очерка в журнале «Биография»2.1 Характеристика журнала «Биография»2.2 Типические художественные элементы портретного очерка вжурнале «Биография»2.3 Специфические художественные элементы портретного очерка вжурнале «Биография»

Введение
Портретный очерк очень интересный и благодатный жанр всовременной журналистике.
Популярные глянцевые издания любят говорить об известныхперсонах, это увеличивает их рейтинги, тиражность. Правдивость, реальность –уходят на второй план, иногда важнее экспрессивность, интересность.
— что это расплыв жанрообразующих границ или чистокоммерческая уловка? Ведь очерк – художественно публицистический материал, вкотором автор обязан высказать свое мнение, представить свой взгляд наситуацию.
Вопрос о достаточной мере субъективности в портретномочерке – один из главных аспектов данной курсовой работы.
Объектом исследованияданной курсовой работы будут являться жанры.
Предмет – особенностипортретного очерка в журнале «Биография».
Целью данной курсовойработы будет являться выявление особенностей портретного очерка в журнале«Биография».
Задачи:
Изучить структуру портретного очерка и его место в системежанров.
Проанализировать журнал «Биография» по содержанию, отборуперсоналий, рубрикам.
Провести анкетирование.
Анализ стилистических средств используемых в журнале«Биография».
Гипотеза исследования — очерк в журнале «Биография» болееобладает объективностью, чем субъективностью. Из этого последует то, что история человека интересна сама по себе, безвыдумок. Чтобы не ошибиться и не принять интерес к фамилии за интерес кистории, проведем социологическое анкетирование. В анкетах будут два видавопросов:
1. Какой сюжет вас больше заинтересует
2. О ком вам было бы интереснее прочитать
Таким образом, будет решен вопрос о достаточности«материала» для подобных изданий. Ведь существует мнение, что интересные люди«заканчиваются», и программа, журнал прекращают свое существование. Здесьдобавим, что логотип журнала «Биография» — это «каждая жизнь – история».
Используемые методы:анкетирование, лингвистический анализ.
Сегодня, в дни массовой культуры, данная проблема являетсяактуальной. В то, что материальные ценности для современного человека важнее,чем духовные, не хочется верить. Люди, на которых мы хотим быть похожими, чьейсудьбе мы завидуем, должны указать степень нашей «массовости». Так кто же ПерисХилтон или Клара Цеткин?

Глава I. Жанры журналистики и место в нихпортретного очерка1.1 Система жанров журналистики
Общая характеристика понятия «жанр» и групп жанров.
Жанр – это род произведений в области какого-нибудьискусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическимипризнаками [10, с.185].
Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью,адресностью фактов.
Основой всех журналистских произведений является факт. Факт- это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладаетследующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественнойзначимостью, он не должен быть банальным.
Из фактов компонуется информация.
Существует три ступени стереотипа восприятия информации:
1. Первая ступень — информация, особо не затрагиваясознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента.
2. Вторая ступень — информация, слегка затрагивая сознаниеи подсознание, только привлекает внимание реципиента.
3. Третья ступень — информация, запечатлевшись и в сознаниии в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим обликдействительности в позитивную сторону.
В современной науке жанры принято классифицировать по рядупризнаков. Прежде всего, по предмету познания и отображению объектапублицистом. Вторым признаком выделяют конкретное назначение материала. Третийпризнак связан с широтой освещения действительности и масштабами выводов исообщений. Немаловажное значение в классификационных признаках занимает иопределение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале[3]. (Сюда же можно отнести и степень восприятия информации.) И, наконец,размеры материала на газетной полосе. Для того чтобы не ошибиться в определениижанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а нерассматривать каждый из них в отдельности.
Если все публицистические материалы разобрать по этимпризнакам, то можно выделить три основных родовых группы.
Первые, информационные,объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило,оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события.Поэтому главная их цель — оперативно сообщить о факте, событии, явлении. Вчисле определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяетсяновизна.
Аналитические представляют собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализфактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтезсоциальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части,подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное отвторостепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.
Художественно-публицистическим жанрам свойственны образность, типизация, эмоциональнаявыразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительнымисредствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный,документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умениеподняться над явлением, над фактом.
Таким образом, мы можем сказать, что информационныематериалы — констатируют, аналитические — осмысливают и обобщают,художественно-публицистические — типизируют реально-документальнуюдействительность[3]. Аналитические жанры журналистики основаны на методеиндукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-топроблема рассматривается путем разложения на части, от общего — к частному.Дедукция, или синтез — это когда сначала рассматриваются части проблемы поотдельности, а затем в общем плане.
По сравнению с информационными жанрами, аналитические ширепо фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важныхявлений. Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационнымижанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационнопространстве. Появились газеты, в которых присутствуют в основном толькоаналитические жанры.
Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазонаналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование,эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз,рейтинг [2, с.213].
Структуры жанров по их признакам. Не смотря на то, чтосуществуют характерные признаки, о которых говорит С.И. Ожегов, исследователивопроса о систематизации в жанрах журналистики разнятся в своих мнениях.
Л.Е. Кройчик утверждает, что жанр – это особая формаорганизации жизненного материала, категория исторически конкретная,типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая,творческо-созидательная. Он вытесняет слова «жанр» словом «текст», иследовательно разбивает на группы не жанры, а тексты. Вот они:
· Оперативно-новостные – заметка во всехеё разновидностях;
· Оперативно-исследовательские –интервью, репортажи, отчеты;
· Исследовательско-новостные –корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
· Исследовательские – статья, письмообозрение;
· Исследовательско-образные(художественно-публицистические) – очерк, эссе, памфлет.
М.И. Шостак пишет о журналистике новостей, интервью,оперативном комментировании, репортерском расследовании, а также о публицистике– аналитической, художественной (эссе, очерк) и сатирической (фельетон,памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий).
А.А. Тертычный включает: в информационные жанры – заметку,отчет, корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; каналитическим относит – аналитический отчет, корреспонденцию, интервью, беседу,комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию,статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент,письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а кхудожественно-публицистическим – очерк, фельетон, памфлет, пародию,сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию,анекдот, шутку, игру.
Преподаватели кафедры переодической печати факультетажурналистики Санкт-Петербургского университетажанровая палитра такова:информационные жанры – репортаж (проблемный, познавательный и событийный),интервью (-монолог, -диалог, -полилог, -беседа, -сообщение, -зарисовка), отчёт;аналитические- корреспонденция, статья(передовая, теоретико-популялизаторская, проблемно-публицистическая),публицистический комментарий, рецензия, обозрение;художественно-публицистические – фельетон и памфлет [1, с.217].
Ворошилов выделяет информационные жанры – новость, заметка,интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет [1, с.218].
Аналитические – корреспонденця, статья, рецензия,обозрение. Художественно-публицистические – очерк, зарисовка, фельетон, памфлет[1, с.233].
В условиях информационного рынка и конкуренции средствмассовой информации возрастают требования к методологической культурежурналиста, его умению отбирать факты социальной действительности, выявляя ихвзаимосвязь, интерпретировать собранный эмпирический материал, выдвигать концепциюпроблемы, делать прогноз. При этом журналистское выступление можно сделатьпроще и лучше, если соблюдать требования избранной его формы – жанра.
Композиционными структурами являются:
a) Экспозиция, или ввод в проблему
b) Постановка проблемы, предусматривающаясопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемоесобытие (аналог завязки сюжета)
c) Аргументация, доказывающая истинностьтезиса и опровергающая антитезис (эквивалент развития действия)
d) Рекомендация, своего рода синтез,производное отсопоставления тезиса и антитезиса (как эквивалент кульминации)
e) Обобщенная оценка (как эквивалентразвязки) [1, с.236].
Но как мы уже выяснили, композиция материала тоже являетсяжанрообразующим критерием, поэтому будет естественным, если композиционнаяструктура будет меняться, исключать некоторые пункты или включатьдополнительные, что лишний раз подтверждает неустойчивость жанровой структуры.
Из типологических систем Л.Е. Кройчика, М.И. Шостака, А.А. Тертычногои В.В. Ворошилова мы видим, что система жанров имеет большой разброс. Этонормально для сегодняшней журналистики, ведь границы не размываются, тексты неприобретают общую форму; просто журналисты ищут новые пути, решения, ведь всестарое постепенно уходит, на смену ему приходит новое. Чтобы найти оптимальнуюформу для сегодняшней подачи информации нужно экспериментировать, поэтому мынаблюдаем в современной прессе смешение жанров.
Что в жанре подвижно и подвержено свободным изменениям, ачто — постоянно и нерушимо?
Постоянной остается (единственно) предметно-функциональнаяприрода жанра, то есть зависимость «порядка осмотра мира» от предметанашего внимания и цели нашей работы с информацией.
Каждый жанр постоянно связан с определенным типомжизненного материала.
Каждый жанр предназначен для решения определеннойинформационной задачи [6].1.2 Очерк и его разновидности
Очерк — это художественно-публицистический жанр, в которомсочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражениядействительности для решения определенных аспектов концепции человека илиобщественной жизни. Так гласит научное определение жанра. Что же онообозначает?
Прежде всего то, что очеркист художественно воплощает вслове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основаниисистемного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, азаключение и вывод являются логическим его завершением.
Словом, очерк — одновременно и документально-научноеосмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерксравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая:если рассказ — живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз ккартине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественнымобразом. Если бы историки сегодня не имели других источников, кроме очерковойлитературы, то и в этом случае они смогли бы верно представить себе минувшуюжизнь: русский очерк содержит огромный художественно-познавательный материал,отражающий многие важные моменты развития страны на протяжении рядадесятилетий.
Ведь очерк в истории русской публицистики известен с конца18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием,но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательнаяценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в историиосвободительного движения. На протяжении всей своей истории — от появления досовременного развития — очерк стремился знакомить читателя с новыми,рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественноемнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли,сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениямии параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя каккомпетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя вверности своих оценок и суждений [3].
В российской журналистике очерк появился благодаря В.Г.Короленко, А.П. Чехову, Г. И. Успенскому и др.
В советской журналистике понятие очерк связывают с такимифамилиями как А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек,А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и т.д.
Сегодня очерк считается «королем»художественно-публицестических жанров, но с точки зрения подготовки его – онодин из наиболее трудоемких. И действительно так, поскольку написать хорошийочерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разнымиметодами отображения действительности [11, с.239].
В очерке сливаются две направленности методовнаглядно-образная и аналитическая, — своеобразный сплав репортажа и аналитики.
Толковый словарь С.И. Ожегова дает двоякое пониманиеданного слова:
Очерк 1. Небольшоелитературное произведение, краткое описание
Жизненных фактов
2. Общее изложение какого-н. вопроса.
Очеркист – этописатель, журналист, пишущий очерки [10, с.476].
Из этого определения мы видим, что С.И. Ожегов разделяетпонятие очерка на два подвида, а в современной журналистике как мы уже сказалипроисходит смешивание этих трактовок.
Но есть еще одна точка зрения по данному вопросу о системеи сути данного жанра, Л.И. Кройчик считает, что Жанровую природу очеркаопределяет синкретическое соединение трех начал – социологического (научного),публицистического и художественного.
Социологическое началоочерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений ипроблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремленииавтора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а квыявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры иситуации. Очерк – аналитически обоснованная образная картина действительности:система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействииперсонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описаниепоступков действующих лиц, так и рассуждения автора.
Публицистическоеначало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальныесобытия – исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы онипридавали жизненность социально значимому характеру. В беллетризованном очеркеситуация выглядит максимально обобщенной, границы факта размыты: место реальныхсобытий и людей занимает действие, созданное фантазией публициста. Надозаметить, что, некогда популярный беллетризованный очерк (вспомним В. Овечкина,Е. Дороша, Г. Радова) едва ли не совсем ушел из повседневной практики СМИ. Но ив документальном очерке (как, впрочем, и в фельетоне) существенную роль играетдомысел. Домысел – необходимый элемент творчества публициста. Строго говоря, онвозможен и в других жанрах, где в силу необходимости автор занимаетсяреконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, носчитает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самомделе). В очерковом (и в фельетонном) тексте образное преобразование реальностинеминуемо ведет к ее домысливанию. Оно обнаруживает себя во введенииконцептуального времени и пространства, в особых способах разработки конфликта,использования значащих деталей и реплик действующих лиц и т.д.
Публицистическое начало проявляется и в стремлении авторадать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемуюпроблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на системухудожественно-публицистических образов. В очерковом тексте идея концентрируетсяв системе образов – как конкретных персон, выразителей и носителей идеи, так ив системе образов-понятий. Именно так, в частности, работал А. Аграновский,создавая очерки «Пустыри», «Обтекатели», «Хозяева». Обнажение мысли в очерке –эстетический закон, определяющий специфику публицистической образности, воснове которой лежит приглашение читателя к соразмышлению.
Художественное началоопределяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картинудействительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации,явления и характеры социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже)возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случаев вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типасоциального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичномперсонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типулюдей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуютсяв систему художественно-публицистических образов [4].
Современному очерку чаще всего свойственна документальнаянасыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, чтоисходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, частонастольно драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайнынастолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать вниманиечитателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самыхинтересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивнойхудожественной переработке исходной информации нередко становится излишней [11,с.241].
Что касается разновидности очерков, то их большоемногообразие, например Д.В. Туманов выделяет проблемный, портретный и путевойочерк [3].
А Ким М.Н. – физиологический, начавший свое шествиеиз «Физиологии Питербурга». Главная особенность физиологического очерка – этоострая социальная направленность.
Портретный очерк, вцентре которого стоит личность либо группа лиц, характер человека.
Судебный очерк.Характерной чертой данного вида очерка является реконструкция составапреступления, совершенного конкретным человеком или группой лиц. В судебныхочерках дается не правовая оценка преступления (это прерогатива суда), аморально-нравственная. Задача журналиста состоит в том, чтобы помочь людямразобраться в феномене человеческого зла, а главное – показать те условия иобстоятельства, которые привели человека к совершению преступления. К основнымсодержательным элементам судебного очерка можно отнести обрисовку моральногооблика преступника и анализ мотивов преступления. В нем могут быть рассмотреныразличные авторские версии в объяснении состава преступления, детали иподробности уголовно наказуемого деяния, свидетельские показания и др. Весьэтот многоплановый материал объединяется в судебном очерке авторским замыслом иидеей произведения.
Очерк-расследование.Данный вид очерка нацелен на исследование скрытых сторон различных явленийдействительности и человеческой деятельности. В очерке-расследованиииспользуется социологическая методика по сбору первичной информации,предполагающая выработку целей и задач исследования, выдвижение различныхгипотез и версий, проверку исходных данных и т.п. Журналистское расследование,по определению американских ученых, представляет собой основанный, как правило,на собственной работе и инициативе журналистский материал на важную тему,которую отдельные лица или организации хотели бы сохранить в тайне.Журналистское расследование требует от очеркиста определенной квалификации нетолько по сбору первичной информации. В отличие от аналитика, который,разработав ту или иную тему, дает развернутую характеристику вскрытого имявления, очеркисту помимо этого необходимо создать определенный образ человека.
Проблемный очерк. Данный вид очерка нацелен на раскрытиесложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Центральное место здесьзанимает проблемная или конфликтная ситуация. В очерке могут быть рассмотренысамые разнородные конфликты: межличностные, межгрупповые, производственные,моральные и т.п. Любой конфликт драматичен по своему характеру. Он побуждаетчеловека к действию, к принятию важных решений, что и позволяет в конечномсчете обрисовать характер героя или его поступок. Очеркист можетпроанализировать конфликтную ситуацию, начиная от ее зарождения и кончая ееразрешением; сконцентрировать внимание на самоанализе человеком собственныхпоступков, или же, наоборот, показать различные позиции конфликтующих сторон,последовательно объясняя суть происходящих событий; вскрытьмотивационно-личностные факторы, побуждающие человека к противоборству сидейными противниками и т.д. Во всех этих случаях его сверхзадача – показатьсуть индивидуальных целей героя произведения, обосновать мотивы его поведения,выявить противоположные и взаимоисключающие тенденции развития события, аглавное – обрисовать субъективные и объективные предпосылки конфликта. Ксубъективным предпосылкам относят характерологические особенности личности:устойчивые качества, черты характера, которые предрасполагают человека кстолкновению с окружающими [8, с.115].
1.3. Особенностипортретного очерка
Термин «портрет», первоначально означающий «описаниевнешности человека», со временем трансформировался в более объемное понятие. Впублицистическом творчестве он стал обозначать не только внешние, но ивнутренние особенности человека, – все, что связано с. духовной жизньюличности. Поэтому объектами отображения в портретном очерке могут выступать каксоциальные отношения человека с его непосредственным окружением(социологический аспект), так и внутренние психологические процессы,происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности,дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретногоочерка в плане целостного изображения человека [8, с.116].
Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-тожизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общенияпонять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал:«Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он большевсего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мнесоздать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя» [5].
Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написатьочерк?
Портретный очерк разрабатывает определенный аспектконцепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическуюмотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищетв реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основныетипические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразиемчерт характера, оригинальностью мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затемсоздает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическоеотображение индивидуального образа.
Это не простая биографическая справка. Жизнь человеканельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческогопроявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описаниемтехнологии труда героя [3].
В удачном портретном очерке характер героя дается, какправило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружитьтакой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарныетрудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружитьконкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия идругих значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том случае, когдатакой «участок» обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на созданиеинтересного материала [11, с.251]. Так полагает исследователь А.А. Тертычный. Уписателя и журналиста Константина Паустовского другое мнение о том, о каждом личеловеке можно написать портретный очерк, — Чтобы написать хороший очерк, надообладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давнозабыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляетчитателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают
Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написатьочерк? Да. Главное — суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку»,подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычныхвзглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателяравнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткоеизложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественногоанализа личности героя и похож на рассказ или новеллу [5].
Основная цель очерка — познакомить читателей с человеком.Прежде чем приступать к написанию очерка, следует провести беседу с этимчеловеком, поговорить с людьми, знакомыми с ним. Портретный очерк — это рассказо человеке (или группе людей), не следует ограничиваться только перечислениемфактов из его (их) жизни, интересов и успехов или только интервью с ним (сними) [12].
Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужнатакая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь вдеталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесьс публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя[3].
Мы разобрались в том, как следует писать портретный очерк,теперь рассмотрим виды портретного очерка и более подробные характеристики поданному поводу.
Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи всудьбе героя (имеются в виду биографические сведения), на его духовные искания,жизненный опыт, наконец, на особенности его профессиональной деятельности.Конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, поэтомуперед автором стоит сверхзадача показать героя не просто как носителя определенныхсоциальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи собщественно-политическими, экономическими и социально-психологическимипроцессами в обществе. Учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства,воспитание, характер и т.п., влияние которых на жизнь человека имеетисключительное значение. Но, согласитесь, что показать всю «многоэтажность»человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема.Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразиепортретного очерка. Среди них можно выделить: биографический портретный очерк,портретно-проблемный, психологический и политический портрет. У каждойразновидности портретного очерка есть конкретные задачи, свои формыпублицистического жизнеописания, специфические возможности в показе герояпроизведения, способы психологической и социальной характеристики, типизациичеловеческих натур, наконец, приемы композиционного построения произведения.Рассмотрим, что же лежит в основе той или иной разновидности портретногоочерка.
Биографический портретный очерк. Здесь ведущее местозанимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородныесведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте,о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредствомэтого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизниодного человека. Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку,журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведенияфакты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, егонравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающиммиром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной историижизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида сопытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизнигероя.
Используя биографические сведения, очеркист может описатьсложные процессы социализации личности в меняющемся мире, объяснить природупсихологического и социального поведения человека, рассказать о генеалогиигероя, реконструировать через жизнь одного человека некие исторические событияи т.п. Здесь, как видим, четко проглядывается связь между биографией каксубъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью. Когдабиографический портретный очерк создается именно в этой взаимосвязи, он, какправило, вызывает наибольший интерес, побуждая читателей к соразмышлению.
Юбилейный портретный очерк. Поводом для написания подобногопроизведения является празднование юбилея известного деятеля культуры,искусства, литературы, науки и т.д. В данном случае важно показать тотпозитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк неполучился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная датадолжна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чемдолжен сконцентрироваться публицист – это духовные искания личности.
Как показывает практика, особой популярностью пользуются учитателей очерки о писателях, деятелях культуры, искусства и науки. И этопонятно. О людях творческих профессий читать всегда интересно, потому что ихжизнь представляет постоянный творческий поиск. Но в данном случае интерес длячитателей представляет не анализ художественных, искусствоведческих или научныхпроизведений, а личность творца, его индивидуальный портрет. Диапазон обрисовкигероя может быть самым широким, начиная от характеристики его художественнойили научной деятельности и кончая сведениями о творческих замыслах и фактахбиографии. В юбилейном портретном очерке речь может идти как об уже сложившемсямировосприятии героя, так и о его новых творческих устремлениях и планах.Очеркисты в подобного рода произведениях, как правило, сосредоточивают вниманиена различных аспектах творческой деятельности человека, выявляют наиболеезначимые моменты духовного становления личности, оценивают его творческий путь,наконец, рассматривают труды человека в контексте духовной жизни общества.
В эстетические задачи очерка, пусть даже и юбилейного, невходит обыкновенный пересказ о судьбе человека. Здесь планка намного выше.Чтобы рассказать людям что-то новое об известной всем личности, необходимоознакомиться с архивными материалами, перепиской, свидетельствами современникови т.п. Все это позволит очеркисту по-новому и нестандартно осмыслить судьбучеловека, его дела, поступки и свершения, а главное – выявить различныепроявления человеческой души [8, с.121].
Теперь рассмотрим художественные элементы портретногоочерка, которые помогают наиболее полно создать образ героя.
Пейзаж. Наличие развернутых пейзажных зарисовок впортретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста вбольшей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, нараскрытие его характера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтомупейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают вкачестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов впортретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительныхсредств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в сутьчеловеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру ит.д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом.
В портретных очерках пейзаж применяется:
 в качестве контрастного сравнения между внутреннимсостоянием героя и окружающей его природой;
 как средство в раскрытии человеческого характера;
 в качестве фона для портрета героя;
 как прием в раскрытии мировоззренческих позицийгероя и т.д.
Деталь. Деталь служит также эффективным средством типизацииочерковых образов. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала«ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристикегероев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналистдолжен овладеть различными методами обыгрывания детали.
Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самымиразнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки техили иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих –для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних ивнутренних человеческих проявлений.
Портретные характеристики. Портрет в публицистике зачастуювыступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможностьнаглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательскоевоображение. Другая его функция – помочь через выделение каких-то внешнихдеталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретнаяхарактеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности.Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы,жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать очеловеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретнойхарактеристике – это документальная точность отображения. В данном случаеочеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но нестоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгогодокументализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковыйобраз.
В портретных характеристиках журналисты активно используютдостижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическомутипу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик илимеланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в обликеи поведении личности. Вот так, исходя из определенных психологическиххарактеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используютсятакже различные портретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужноподчеркнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты имимические реакции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.
Художественные средства изображения необходимы не толькодля обрисовки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современнойпублицистике усиливаются психологические начала в показе духовного мира личности[8, с.128].
Очерк – жанр, наиболее ярко демонстрирующийпублицистичность в текстах СМИ. Здесь присутствует воспитание нравственности,культуры, не сухие факты. Кроме того у очерка кроме его постояннойинформационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имеласьдополнительная социальная функция — наградная. Публикация очерка о человекебыла равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждениеславой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания [6].
Ресурсы художественной публицистики: а) образ какэмоционально просветленная мысль активно воздействует на аудиторию, побуждая еек активному сотрудничеству; б) образ как обобщенная картина действительностизначительно расширяет возможности смыслового постижения действительности; в)образ как система знаков, как некий код, создавая определенную модельокружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями обэстетических возможностях воспроизведения действительности. Художественностьпублицистики воплощается как в целостном образе человека и образе-тезисе(образе-понятии), так и в «говорящих» деталях – предметном описании натуры,репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций.
Фантазийный элемент в очерке (и в фельетоне) непротиворечит рабочему признаку публицистического текста – его нацеленности наопределенный результат, рассчитанному воздействию на аудиторию [4].
Последний пункт вызывает вопросы – где границыдозволенного, может ли фантазия соединится с достоверностью, объективностью,или лучше не рисковать? Это мы попытаемся рассмотреть на примере журнала«Биография».
Глава II. Особенности портретного очерка в журнале «Биография» 2.1 Характеристика журнала «Биография»
Журнал «Биография», это глянцевый журнал; его размеры 17 на25, содержит 78 страниц, цена около пятидесяти рублей.
На обложке фотография известного человека, чаще крупнымпланом, внизу его имя и цитата, которая по мнению автора раскрывает сущность«персонажа», либо говорит о его яркой грани характера. С лева – анонсы, которыепредставляют собой перечень нескольких имен и «подписи» к ним.
Логотип журнала – «каждая жизнь – история» — оправдываетсебя, так как практически (есть несколько исключений, но это постоянныерубрики) все материалы представленные в данном издании представляют собойпортретные очерки, биографические.
Перечень рубрик сохраняется из номера в номер снезначительными изменениями, это –
· Шоу-бизнес
· Обложка
· Биография вещей
· Литература
· История одной любви
· Интервью месяца
· Фотобиография
· Загранпаспорт
· Власть
· Легенды XX века
· Искусство
· Семейный фотоальбом
· Бизнес
Выделенные рубрики являются постоянными.
Кроме того все портретные очерки обильно «снабжены»фотографиями.
Рекламы в журнале много, но она не навязчива. Материалы размещаютсяв двух либо в трех колонках.2.2 Типические художественные элементы портретного очерка вжурнале «Биография»
В теоретической части мы уже рассмотрели какими методамипользуется журналист, создавая портретный очерк, так сказать элементы портретногоочерка, сейчас же мы рассмотрим то как эти методы используются в публикацияхисследуемого журнала.
Начнем с пейзажа.
№11, 2007 год, публикация Ирины Кравченко о Астрид Линдгрен«Не хочу писать для взрослых!». В самом начале очерка, где говорится о местерождения писательницы, мы встречаем пейзаж: «Природа в тех краях поражаетвоображение: поросшие лесом холмы, средневековые развалины, вересковые пустоши,озера с растущими по берегам фиалками».
Естественно, что этот пейзаж раскрывает нам сущность героя,а точнее причинно следственные отношения его формирования: Сказочница должнародиться в сказке.
№10, 2007 год, пкбликация о Артюре Рембо Анны Говор, поэте,слишком рано пережившем свою творческую зрелость. В середине очерка, гдеописывает ся переломный момент в судьбе писателя: «И вот он, вожделенныйВосток! Рембо прибыл в прибрежный город Аден, на самый юг аравийскогополуострова. Город, древний, как поэмы Гомера. Но нашел ли негоциант тотвосточный Рай, о котором мечтал поэт? “Ни деревца, даже сохлого, ни щепоткиземли. Аден представляет собой кратер потухшего вулкана. Мы жармся, как в печидля обжига извести”».
Этот пейзаж говорит о разочаровании поэта. Он долго был впоисках, скитался не только физически, но и душевно. После крушения последнеймечты из-под пера мастера не вышло ни одного произведения.
Таким образом, можно сказать, что пейзаж в данном видепортретного очерка используется в качестве раскрытия характера героя, зарисовкиобстоятельств которые повлияли на судьбу персонажа.
Теперь перейдем к деталям.
Как мы уже выяснили, детали используются в различных целях:для образной трактовки тех или иных событий, для создания символическогообраза, для ассоциативных связок, для передачи особенностей внешних ивнутренних человеческих проявлений.
Для иллюстрации данного художественного элемента возьмемпортретный очерк Елены Алексеевой из №1, 2008 года, исследуемого журнала оАдриано Челентано «Невидимые миру слезы».
Деталь здесь используется в разных видах: предметномописании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимыхситуаций, образ символ.
 Образ-символ слез возникает с самого начала публикации — названиеочерка «Невидимые миру слезы». Далее говорится о том, что в детстве маленькийЧелентано никогда не плакал: «Удивительное дело, но мама Джудитта уверяла, чтов детстве Адриано никогда не плакал. Скромные претензии к миру по поводу мокрыхпеленок и прочих младенческих надобностей Адриано выражал недовольнымкряхтением, но без слез. Синяки и шишки, неизбежные на пути становления всякогочеловека, тоже переживал молча. Впервые он заплакал, когда ему исполнилосьдесять лет. Из сострадания».
Здесь «слезы» использованы для передачи особенностейвнешних и внутренних человеческих проявлений героя, т.е. Адриано мужественнычеловек, но очень раним, у него очень тонкая сентиментальная натура.
А вот эта же самая деталь выраженная репликой главногодействующего лица: «Через пол века уже седой Челентано в интервью журналисткеиз Rolling Stone скажет “Элвис перевернул всю мою жизнь. Почти месяц я слушалего песни и плакал. Я был тогда молодой и очень чувствительный. Сейчас бы нестал плакать под такую музыку”. И снова пустит слезу».
Ниже эта же деталь выражается как подробностьвоспроизводимых событий: «Как-то раз, садясь в машину, он обнаружил в ней совершенноголую девушку. Попросил выйти – девушка отказалась. Попробовал вытолкнуть –разрыдалась. Она плакала, размазывая косметику по лицу, говорила, что любит,что не может без него жить… Адриано заплакал вместе с ней. Так они сидели ирыдали в два голоса, пока не появился Алессандро и не отвез младшего братишку вклинику неврозов».
 Здесь через данное событие показывается переломный моментв жизни героя, его становление, ломку характера, сложности с восприятием себякак популярного человека, практически идола.
Далее образ слез возникает также в качестве подробностивоспроизводимых событий, на этот раз «слезы» связанны с чувством любви внезапнослучившейся: «Красавица Клаудиа, летящей походкой пересекая павильон, острымкаблучком пронзила электрошнур. Произошло короткое замыкание, один из софитоввзорвался, и осколки поцарапали Адриано лоб. Разумеется лоб промокнулинадушенным платочком. Клаудиа мило пролепетала какие-то извинения, а Челентанопочувствовал как на глаза наворачиваются слезы. Клаудиа была в замешательстве.Тогда она еще не знала, что слезы у Челентано – признак наивысшего душевноговолнения».
Далее вновь тот же прием связанный уже с другой жизненнойситуацией: «Приняв кружевной сверток на руки, молодой отец разрыдался так, чтодаже папарацци смутились и опустили камеры. Челентано оценил их деликатность ибесплатно разослал фотографии дочери во все крупные издания».
Этот сюжет вновь красноречиво говорит о чувствительностиданного героя, его эмоциональности, которую он сам не может контролировать. Этималенькие не выдуманные истории из жизни, заставляют читателя почувствовать,будто он лично знаком с персонажем, делают его соучастником событий.
Этот мотив и образ слез в данном материале дает нам полнуюи необычную характеристику героя, он делает очерк интереснее. Здесь даннаядеталь используется во всех способах: и как образная трактовка событий, и каксимволический образ, и как ассоциативная связка, и как особенность внешних ивнутренних человеческих проявлений.
Следующим, рассматриваемым нами, художественным элементомстанет художественная характеристика.
Портретных характеристик в исследуемом журнале оказалось нетак уж много.
 Встречаются в рубриках «Легенды», где не так многофотографий, а в основном портреты, которые не так достоверно способнырассказать о внешности. Но мы уже знаем, что портетная характеристика говоритне только о внешности, но раскрывает также характер героя, поэтому рассмотримна примерах данных портретных очерках портретные характеристики персонажей.
№10, 2007 года, публикация о Артюре Рембо «Общество мертвопоэта» Анны Говор.
Портретная характеристика здесь представлена через речьзнакомого человека, она эмоционально окрашена. Расположена в начале текста, вней описывается герой еще ребенком, поэтому для читателя является предпосылкойобраза взрослого человека, более того эта характеристика имеет претензии напророчество судьбы героя.
«Эти глаза и как он улыбается… не нравиться мне это, — заметил кто-то из учителей. – Он плохо кончит. Однако эта голова не длябанальщины. Он гений. Добра и зла».
 №3, 2008 года, очерк о леди Гамильтон «Бедная, беднаяЭмма» Вадима Эрлихмана. В публикации рассказывается о женщине которая имеланесколько видных любовников, имела значимые связи. Естественно, что впортретной характеристике говорится о красоте и миловидности женщины вмолодости, что также, как и в предыдущем примере намекает на будущую судьбугероини.
«Все девицы городка завидывали ее каштановым локанам,голубым глазам и безупречно ровным зубам. Если добавить к этому мелодичный голоси ровный веселый нрав, становилось понятно почему соседи с детства называлиЭмму «принцессой», хотя она ходила в обносках и не всегда ела до сыта». Вдействительности позже в жизни, не смотря на успех у мужчин, леди Гамильтонвсегда находилась в очень шатком материальном положении.
И еще один интересный момент: на портретах, на страницахжурнала, Леди Гамильтон изображена либо рыжей, либо брюнеткой, а в портретнойхарактеристике же сказано, что волосы у нее были каштановые.
№11, 2007 года портретный очерк Вадима Эрлихмана«Роксолана: сила слабости».
Здесь портретная характеристика указывает на характергероини: «Судя по портретам, особой красотой она не блистала, в полномсоответствии со словами венецианского дипломата Брагадина, писавшего, чтосултанша»скорее мила, чем красива».Но было в ней что-то необычайнопритягательное. В то время как многие молодые полонянки тосковали по дому, породным, наша героиня смотрела вперед с неунывающей решимостью и улыбкой».
Таким образом, можно сказать, что все художественныеэлементы в том или ином виде присутствуют в портретных очерках журнала«Биография».Особенно ярко представлены деталь, пейзаж же не так распространен всилу особенности жанра, а портретная зарисовка, несмотря как раз на типическоесвое долженствование в данном жанре, представлена весьма скудно в силуособенностей журнала, в частности то, что журнал глянцевый, в нем очень многографических изображений, которые дают представление о наружности персонажа.Особенности характера передаются с помощью других выразительных элементов,которые характерны именно для данного издания, о которых и пойдет сейчас речь.2.3 Специфические художественные элементы портретного очерка вжурнале «Биография»
В журнале «Биография» материалы подаются в жанребиографического портретного очерка (не считая интервью и фотожанры).Естественно, что журнал претендует на достоверность информации.
Как мы уже выяснили, жанр портретного очерка поройподразумевает некоторое фантазийное начало, авторский вымысел и т.п. Но, когдачитаешь журнал биография, создается впечатление, что все написанное являетсябезоговорочными фактами. Как это удается авторам публикаций?
Приемы используемые журналистами для создания наибольшейдостоверности при написании данных произведений можно выявить и распределить нанесколько групп:
1. Документальные фотографии
2. Цитаты
3. Версификационность
На ряду с данными приемами имеются и другие выразительныесредства характерные как раз для исследуемого издания, они касаются композиции,их мы рассмотрим позже, на примере анализа публикаций, а сейчас обратимся кхудожественным элементам, используемым для достижения достоверности.

Список использованнойлитературы
1. Ворошилов, В.В. Журналистика: учеб.пособие / В.В. Ворошилов. – М.: Михайлова В.А., 2004. – 524 с.
2. Грабельников, А.А. Работа журналиста впрессе: учеб. пособие / А.А. Грабельников. — М.: РИП-холдинг, 2002. – 213 с.
3. Исследовано в России [Электронныйресурс]: Справочник – Статья Д.В. Туманова «Очерк» – Режим доступа: jurn.by.ru/jan_15.html
4. Исследовано в России [Электронныйресурс]: Статья Л.Е. Кройчика «Система журналистских жанров» [Электронныйресурс]: научный журнал – Режим доступа: evartist.narod.ru/text5/64.htm#з_02
5. Исследовано в России [Электронныйресурс]: журнал — Статья «Очерк» – Режим доступа: www.iatp.md/youthpress/chapter4.htm
6. Исследовано в России [Электронныйресурс]: Литературный журнал – статья Л.В. Шибаевой «Придется опровергать» –Режим доступа:
7. Исследовано в России [Электронныйресурс]: Электронный журнал – Статья «Современные газетные жанры» – Режимдоступа: articles.excelion.ru/science/literatura/soch/4434.html
8. Ким, М.Н. Технология созданияжурналистского произведения / М.Н. Ким. – М.: Михайлова В.А., 2001. – 216 с.
9. Медиа-творчество[Электронный ресурс]:Туманов Д. Учебное пособие. Жанровые особенности журналистских материалов. –Электронная книга. – Режим доступа: www.ca-oasis.info/analitic/?p=4&id=6
10.  Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.60000 слов ифразеологических выражений / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, 2006. – 476 с.
11.  Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие /А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 239 с.
12.   Исследовано в России [Электронный ресурс]: Электронныйжурнал – Статья К.М. Кондракова «Портретный очерк» – Режим доступа:schools.techno.ru/ostrov/learn/jur/index.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» Формы обучения
Реферат Customers Relationship Management. Во-первых, если внимательно прочитать перевод этой аббревиатуры Управление Взаимоотношениями с Клиентами, становится понятно, что crm это не только, и даже не столько компьютерная программа
Реферат Усовершенствование видеокарты
Реферат Возникновение и развитие потребительской кооперации в России XIX век начало XX века
Реферат Lawrence Of Arabia Movie Essay Research Paper
Реферат Акция, курс акций, дивидент, учредительская прибыль
Реферат Нормирование оборотных средств на промышленном предприятии
Реферат Санаторно-курортне лікування, організований відпочинок та туризм в АР Крим у 2007/2008 році
Реферат Вклад монастырей в развитие отечественной педагогики
Реферат Алгоритм нейтрализации замечаний и возражений
Реферат Социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи
Реферат Біологічні особливості індиків та качок
Реферат Загальна декларація прав людини, прийнята І проголошена Генеральною асамблеєю Організації Об’єднаних Націй 10 грудня 1948 року
Реферат Страхование средств автотранспорта в РФ: современное состояние и перспективы развития
Реферат МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ