Реферат по предмету "Педагогика"


Закономерности воспитания детей дошкольного возраста

Содержание
Введение. 3
1. Периодизация дошкольного возраста. 5
2. Закономерности развития детей раннего и дошкольноговозраста. 6
3. Факторы развития личности. 9
4. Биологические и культурные особенности воспитания. 10
5. Воспитание в младенчестве и первые 18 месяцев. 11
6. Дошкольный период. 16
Заключение. 18
Списокиспользованной литературы… 19
 

Введение
Каждоепоколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущихпоколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передатьего следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, чтокаждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавалосвоим потомкам.
Чтотакое педагогика? Наука, изучающая закономерности передачи старшим и активногоусвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни итруда, называется педагогикой.
ВДревней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавшийего в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово«пейдагогос» («пейда» — ребенок, «гогес» — вести) можно перевести как«детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальномпереводе с греческого — детовождение. Основными категориями педагогикиявляются: развитие, воспитание, образование, обучение.
Развитиечеловека — это процесс становления его личности под влиянием внешних ивнутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитаниев широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формированияинтеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни,активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова —систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых сцелью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающегомира.
Образование— процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение наэтой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают восновном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководствомпедагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е.приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение— это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся попередаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называетсяпреподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можноопределить и так: обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве. Всвете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется ввиду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерностивоспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узкомсмысле).
Предметпедагогики — процесс направленного развития и формирования человеческойличности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко,это воспитание человека как особая функция общества.
Рассмотримзакономерности воспитания детей дошкольного возраста через призму психологии.
1. Периодизация дошкольного возраста
Объектомисследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения досеми лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранныеизменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы иих закономерности.
В наукепроблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я. А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский идр.
Наиболееобоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастнуюпериодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов вразвитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды:новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.
ИсследованияД. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальнойситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональноеобщение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появлениедеятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка,с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга,обеспечивая полноценность развития.
В дошкольнойпедагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождениядо трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого вструктуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад,которые в свою очередь делятся на группы:
3 мес.—1 год— I группа раннего возраста;
1—2 года — IIгруппа раннего возраста;
2—3 года — Iмладшая;
3—4 года — IIмладшая;
4—5 лет —средняя;
5—6 лет —старшая;
6—7 лет —подготовительная.
Учебно-воспитательныйпроцесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностейдетей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства,методы и формы педагогического воздействия.2. Закономерности развития детей раннего и дошкольноговозраста
Проблемеразвития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева,Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М.Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповойи др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формированиявсех свойственных человеку психофизиологических процессов.
У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружностиголовы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать всежизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность икачество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Н. М.Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают раннийвозраст сенситивным для сенсорного развития детей. В этот период начинаютформироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста детиуже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженнуювеличину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду сразвитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются иосновные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности передребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованныедействия. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л.Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путемвнешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется ихрешением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образногомышления).
В раннемвозрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А. В.Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развитияречи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевогоразвития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общенииформируется пассив ная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнятьосновные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концутретьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растетжелание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризисаспособствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображаетдействительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во«взрослой» жизни.
Итак, можновыделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста:быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого ивторого; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычекповедения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность виндивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности иразвивающей социальной среды и др.
В дошкольномвозрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях,развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкостьдвижений; вся двигательная деятельность становится более осознанной,целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственнаяработоспособность.
Умственноеразвитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжаетсясовершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формымышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитиеосновных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия,внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровыхинтересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственнойдеятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу,отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Дошкольныйвозраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь,правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущейдеятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработкиполученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенностимышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность вобщении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общениясо сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учитсясогласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулироватьповедение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду сигровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовойдеятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросшийуровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольномвозрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становитьсявсе более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяютсянравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годамформируется готовность к систематическому обучению в школе.
Такимобразом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить сменуформ мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли;формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становлениетворческой игры как социальной школы ребенка. 3.Факторы развития личности
Изучениезакономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделитьфакторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научнойлитературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности:наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединитьв две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.
В качествебиологического фактора выступает наследственность, под которой понимаютпередачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителяминаследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программуразвития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологическиеособенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения,цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.
Человекпоявляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдядлительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенныхспособностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическоевоздействие.
Среда, по мнению И. П. Подласого,—это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узкомсмысле. В широком смысле «среда» — природные условия, государственный строй,система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле —непосредственное предметное окружение ребенка.
В последнеевремя в дошкольной педагогике все чаще употребляется понятие «развивающаясреда» — совокупность педагогических, психологических, социально-культурных иэстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольногообразовательного учреждения.
Большоевлияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание,которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективностьвоспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (сучетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активностьребенка является залогом формирования разных видов его деятельности:познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной,общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектомвоспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитанияи развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами,целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладелвсеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога./>/>4. Биологические и культурныеособенности воспитания
 
Процессыразмножения сильно различаются у рептилий, птиц и млекопитающих, и столь жезначительны различия в уходе за детенышами. Самка аллигатора охраняет своюкладку яиц, затем бережно переносит только что вылупившихся крокодильчиков взубастой пасти и отпускает их в реку для самостоятельной жизни. У птиц мынаблюдаем различные формы выращивания птенцов. У одних видов самка откладываетяйца, а самец их высиживает и продолжает ухаживать за вылупившимися птенцами. Уорлов оба биологических родителя охраняют и высиживают яйца, а затем в течениедлительного периода кормят и защищают беспомощных птенцов. Лев-самец послеспаривания не интересуется львятами: он охраняет территорию стаи, но можетгрубо отшвырнуть львят от убитой им добычи. Среди приматов самцы тоже обычно неучаствуют в кормлении и уходе за малышами.
У человекафизическое и умственное созревание потомства требует куда больше времени, чем уостальных видов животных. Почти во всех известных человеческих сообществахкормление грудью делает биологическую мать самым важным взрослым в первыенесколько лет жизни ребенка. Во многих сообществах отцы не участвуют ввоспитании детей до начала возмужания мальчиков и соответствующих обрядовинициации. Этнографические исследования обнаружили много сообществ, в которыхпервоначальный уход за ребенком поручается дяде, особенно брату матери. Донедавнего времени среди европейской аристократии и крупной буржуазии былопринято использовать кормилиц, а воспитание детей возлагалось в основном нанянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчикиуже могли охотиться, заниматься спортом или обучаться военному делу. Средикрестьян и бедных горожан во всем мире детей в первые годы их жизни оберегаликак могли, но очень рано посылали работать: побираться на улице, ухаживать задомашней птицей, пасти единственную корову или буйвола.
/> 5. Воспитание в младенчестве и первые 18 месяцев
 
Воздействияокружающей среды в период эмбрионального развития могут решающим образом повлиятьна физическое и психическое здоровье и интеллект ребенка. Его воспитаниеначинается с должной заботы матери о себе. С рождением младенца его выживаниецеликом зависит от родителей, которые должны регулярно его кормить, желательноматеринским молоком, обеспечивать ребенку физическую безопасность, согреваяего, охраняя от падения или соприкосновения с опасными предметами и очищая еготело от мочи и кала, чтобы предотвратить болезни и раздражение кожи. Составляярежим кормления, купания и сна, большинство родителей учитывает советыродственников и педиатров, а там, где родители умеют читать, они пользуютсяинформацией из журналов и недорогих книг.
В СШАматерями все чаще становятся одинокие несовершеннолетние девочки-подростки,которые выросли в нищете и неполных семьях и поэтому часто плохо представляютсебе, как надо заботиться о ребенке. Вдобавок эпидемия пристрастия к табаку,алкоголю, кокаину и героину среди беднейших слоев населения привела кстремительному росту числа брошенных младенцев и случаев плохого с нимиобращения. Этими проблемами занимаются юридические, медицинские и социальныеслужбы. В 1972 службы охраны детства получили сообщения примерно о 600 тыс.случаев жестокого обращения с детьми в возрасте до 18 лет, а в 1989 число такихслучаев превысило четыре миллиона – отчасти потому, что были введены строгиеправила, заставляющие работников здравоохранения сообщать об этих случаях. Доотносительно недавнего времени ранняя детская смертность была высокой даже взажиточных семьях; кроме того, в отсутствие эффективных противозачаточныхсредств нежеланных младенцев в сельской местности часто оставляли погибать, а вгородах подбрасывали на ступени церквей или сиротских домов.
Помимонепосредственного физического ухода ребенок нуждается в психологической заботе.Современная когнитивная психология считает, что организмом человека движетпрежде всего желание понять окружающий мир через его исследование и созданиеорганизованных ментальных структур, «схем» или «сценариев», а по мере того какна втором и третьем году жизни развивается язык – и через обозначение словами исинтаксическими структурами. По мнению психологов этого направления, напротяжении всей жизни индивида происходит внутренняя борьба между потребностьюв любви и привязанности окружающих и стремлением к личной самостоятельности,независимости, индивидуальному совершенству или власти. Родители снова и сновавидят, как у младенца, ребенка, младшего школьника или подростка сильнейшаяпотребность в близости, любви и одобрении семьи, ближайшего окружения илиэтнической группы сосуществует со стремлением к отстаиванию своей уникальностии независимости.
Этифизические и психологические потребности отчетливо проявляются в начальные двагода жизни ребенка. В первые три-шесть месяцев, хотя и преобладают потребноститела, у младенца должны возникнуть чувство доверия, опыт принадлежности,который родители формируют непрерывной заботой о физических нуждахребенка, а также благодаря тому, что они ласкают ребенка, улыбаются ему,разговаривают и играют с ним. Младенец развивает познавательные способности истремление к самостоятельности, играя в колыбельке с погремушкой, а по мереразвития двигательных навыков – с простыми игрушками, которые обеспечиваютразнообразие слуховых и тактильных ощущений. Между шестью неделями и тремямесяцами младенец начинает улыбаться, особенно после кормления, переодевания ив ответ на воркование взрослого. Когда взрослый и младенец оба улыбаются исмеются, у ребенка складывается прочное чувство привязанности и безопасности вприсутствии надежного, предсказуемого и внимательного взрослого.
Концепцияпрочной привязанности в первые два-три года жизни ребенка стала предметоммногочисленных исследований. Связь ребенка с родителями можно оценить, наблюдаяего поведение в возрасте до двух лет, когда мать или другой «главный» взрослыйуходит из поля зрения младенца либо оставляет его с кем-то незнакомым. Избыточнопривязанные дети не переносят ухода матери; они настолько сильно от неезависят, что не могут приспособиться к незнакомцу. У детей со слабойпривязанностью не сформировалось чувство близости или постоянноговзаимодействия со взрослым. Ребенок с прочной привязанностью вдостаточной мере зависит от матери, но в то же время чувство безопасности идоверия позволяет ему спокойно ожидать ее возвращения.
Благодаряпочти ежедневным легко наблюдаемым изменениям в выражении чувств и навыкахдвижения и речи у подрастающего ребенка родительские обязанности в первыедва-три года его жизни доставляют много радости. Однако не у всех детей те илииные навыки развиваются с одинаковой скоростью, и дети различаются поэмоциональному и социальному поведению. Проведенные психиатрами, психологами ипедиатрами исследования обнаружили у младенцев поразительные различия втемпераменте, которые сохраняются в течение первых семи лет жизни, а затеммогут постепенно сглаживаться под воздействием жизненного опыта. Пугливостьнебольшого числа детей, по-видимому обусловленная генетически, наблюдаетсясразу же после рождения и сохраняется много лет. Родители должны понимать, что«покладистость» детей, которых легко покормить и уложить спать, или «трудность»детей, склонных нервничать и плакать, – это стили поведения, а не проявлениеупрямства или злой воли и даже не свидетельство плохого воспитания. Длявоспитания младенца важно уметь почувствовать его индивидуальные особенности и,если нужно, приложить дополнительные усилия, чтобы улыбнуться ребенку, развлечьего или предвидеть нежелательную реакцию пугливого или плаксивого малыша.
В эти первыеполтора года для ухода за ребенком необходимо:
1. Соблюдатьрежим, обеспечивающий потребности ребенка в еде, уходе, чистоте и физическойбезопасности.
2. Постояннонаходиться в эмоциональном контакте с ребенком, избегая появления у негоизбытка отрицательных эмоций; улыбаться, смеяться, ворковать и обниматьребенка; предупреждать возможные осложнения, например тревогу ребенка, когдаему приходится спать в незнакомой колыбельке; справляться с неизбежнымипериодами детского плача, сдерживая свое раздражение, отвлекать ребенка, качаяего колыбельку, укачивая ребенка на руках или с помощью других ритмичныхдвижений, и, наконец, мириться с тем, что ребенок может долго плакать, дажекогда он накормлен, перепеленут и его не раздражают посторонние предметы вколыбельке.
3.Способствовать формированию у ребенка звуков и речи, постоянно разговаривая сним, а когда он становится постарше, читать ему; указывать и называть людей ипредметы; повторять фразы, детские стишки и прибаутки, петь простые песенки.
4. Прививатьдвигательные навыки, давая ребенку достаточно места для безопасного ползания итолкания игрушек; поддерживать малыша при первых попытках ходьбы; играть с нимв такие игры, где предмет постоянно передается из рук в руки; хлопать в ладоши.
5. Развиватьлюбопытство и исследовательское поведение с помощью красочных игрушек сподвижными частями, погремушек и разборных игрушек; выводить ребенка напрогулку, сначала в коляске, затем держа за руку; ползать с малышом по полу,позволяя ему залезать на взрослого, трогать его лицо и волосы и т.п.
Нет различиямежду взрослым мужского и женского пола (разумеется, за исключением кормлениягрудью), потому что, как показали исследования, в этот период ребенку всеравно, кто из родителей за ним ухаживает. Мужчины могут быть такими желюбящими, заботливыми и нежными родителями, как и женщины. На втором году жизниребенок может чаще стремиться к матери, когда голоден или испуган, а к отцу,чтобы поиграть, но эти различия возникают скорее всего из-за позиции родителей,отражающей традиционные ролевые ожидания, связанные с полом.
/>/>6. Дошкольный период
 
Уход за детьми в возрастеот двух до шести лет включает много новых элементов. К двум-трем годам детинаучаются говорить и понимать речь других. Для развития этих навыков крайневажна помощь родителей. Они должны говорить с детьми медленно, много разповторяя слова и фразы, поощрять кивком и улыбкой овладение ребенком новымисловами и фразами. Не следует дразнить ребенка или резко поправлять, если ониногда ошибается в произношении или грамматике. Родители должны такжепроследить за тем, чтобы старшие братья и сестры не дразнили и не унижалимладших и разговаривали с ними помедленнее.
Очень важно, очем говорят родители с ребенком. Некоторые склонны ограничивать общение сдетьми в возрасте от года до начала школьного обучения преимущественнокороткими командами вроде «Пора есть», «Оставь мальчика в покое» илисентенциями типа «Это плохо», «Ты такая грязнуля». Другие родители тратятбольше времени на то, чтобы стать посредниками между детьми и огромным миром,сложным и порой сбивающим с толку. Они указывают на людей, животных и предметы,называют их, рассказывают о них. Такое посредничество взрослого способствуетразвитию речи и понимания у ребенка.
Период от двухдо шести лет можно также назвать возрастом игры. Швейцарский психолог Ж.Пиаже(1896–1980) обратил внимание на то, что первые детские игры включаютчувственно-двигательное удовольствие и исследовательскую деятельность.Удовольствие нетрудно заметить, когда ребенок играет с мягкими предметами,бегает и прыгает, повторяет одну и ту же игру типа «ладушек» или вместе сродителями произносит смешные звуки и стишки. Затем наступает важный периодигры воображения, или «символической игры», как ее называет Пиаже. Немногопозже приходят «игры по правилам», начиная с пряток и кончая азартными играми в«фантики» на улице или настольными играми вроде шахмат или «монополии» дома.
Для развитияспособности воображать себя в разных ролях и сопереживать другому, для расширениясловаря ребенка и умения рассказывать крайне важен также период ролевой игры.По-видимому, благодаря ролевой игре ребенок скорее начинает понимать, чтодругие могут думать иначе, чем он. Там, где родители поощряют ролевые игры,раньше формируются способности к игре, требующей воображения.
В последниеполвека к задачам охраны детства прибавился и контроль за тем, что дети смотрятпо телевизору. Всепроникающее телевидение, образы которого непонятныдошкольнику, но привлекают его цветом, звуками и музыкой, может оказыватьзначительное воздействие на ребенка. Как показали исследования, у детей, часамисидящих перед телевизором, медленнее формируются способность думать ивоображение. Постоянный просмотр передач, содержащих сцены насилия, а такжебыстро разворачивающееся действие и перерывы на рекламу делают детей пугливее,беспокойнее или агрессивнее. Родителям следует ограничивать время, котороедошкольник проводит перед экраном, и выбирать соответствующие его возраступрограммы.
Заключение
Воспитаниедетей – особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность зафизическую безопасность и развитие детей, а также их социализацию отмладенчества до юности.
По мнениюбольшинства ученых, термин родитель относится к любому взрослому,ухаживающему за ребенком, независимо от степени родства. Мы привыкли думать овоспитании детей как о процессе внутри «ядерной» семьи, состоящей избиологических родителей и их потомства, иногда с добавлением дедушек и бабушек,дядей и тетей. Однако такая структура семьи не является универсальной (онаредка и у животных). Разумеется, забота о ребенке – дело прежде всегобиологических родителей, но многие воспитательные функции выполняют также люди,не связанные с ребенком биологическим родством, в том числе и педагоги всадике, школе и пр.
Тем не менее,кто бы ни занимался воспитанием ребенка, данный процесс имеет своизакономерности, которые и были рассмотрены в данной работе.
Список использованной литературы
1.  Венгер Л.А. Восприятие и обучение(дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1969. – 365 с.
2.  Вербицкий А.А. Новая образовательнаяпарадигма и контекстное обучение. — М. ИЦ, 1999.
3.  Гессен С.И. Основы педагогики. — М.:ПРИОР, 1995.
4.  Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика:учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
5.  Зимняя И.А. Педагогика в системе науко человеке. — М., 1990.
6.  Психология и педагогика. Учебное пособие./под ред. Радугина А.А.- М.: Изд-во Центр, 1997.
7.  Психология и педагогика. Учебноепособие. / Под ред. К.А. Абульхановой и др. — М.: Знание, 1998.
8.  Педагогика: педагогические теории,системы, технологии. Учебное пособие / Под ред С.А. Смирного. — М.:«Академия», 1998.
9.  Психология и педагогика. /Под ред.А.А. Радугина. — М.: Центр, 1997.
10.Смирнов С.Д. Педагогика и психологиявысшего образования: от деятельности к личности. — М.: ТДК «Москва», 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат American Holidays
Реферат Установление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г
Реферат Story Of An Hour And Women Essay
Реферат The MATRIX Essay Research Paper The MatrixIn
Реферат A Rose For Emily By William Faulkner
Реферат Физиократы. Фридмен
Реферат Профессиональная субкультура
Реферат Информационная система клетки
Реферат The Bonobo Essay Research Paper BONOBO
Реферат Основные филосовские традиции Китая: конфуцианство и даосизм
Реферат Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
Реферат Образование Киевской Руси в отечественной и зарубежной историографии
Реферат Исследование структуры тонких полисилоксановых пленок, полученных в плазме разряда, при низких температурах
Реферат Лингвистические основы формирования развития письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5
Реферат Бес – египетский бог