Реферат по предмету "Журналистика"


Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

/> 
Журналистскийобраз как средство организации журналистского произведения

Содержание
Введение
1. Журналистский образ как средство организациижурналистского произведения
1.1 Гносеологические корни публицистического образа
1.2 Образ автора в журналистском произведении
1.3 Средства выявления образа автора журналистскогопроизведения2. Выявление журналистского образа на примере творчестваНины Гечевари (журнал «COSMOPOLITAN», Россия)2.1 Круг тем, интересующих Нину Гечевари2.2 Доминанта творчества автора – ирония2.3 Средства создания иронии и воздействующей функции
Заключение
Список использованной литературы иисточников

Введение
В данной курсовой работесквозь призму журналистских произведений рассматривается журналистский образ впублицистических текстах на примере творчества Нины Гечевари (журнал «Cosmopolitan, Россия»).
Тема курсовой работыактуальна, т. к. иллюстрирует то, насколько образ автора зависит от веянийвремени, его мировоззрения и мировосприятия, а также то, насколько важно дляжурналиста умение подбирать элементы журналистского мастерства, производящие начитателя наибольшее впечатление.
Новизна данногоисследования заключается в том, что, несмотря на большое количество существующейпо данной теме литературы, средства выражения авторского «я» впериодических изданиях редко исследуются на примере текстов одного публициста.
Данную проблему вразличных ракурсах рассматривали многие авторы. Вопросы структуры авторскогопроизведения рассмотрел В. В. Виноградов в научном труде «О теориихудожественной речи». Подробно описал приемы и методы созданияжурналистского произведения автор книги «Технология созданияжурналистского произведения» Ким М.Н… М. М. Бахтин в своей книге «Человекв мире слова» доказал, что, проанализировав средства выражения авторского «я»в текстах какого-либо писателя, можно сделать ряд выводов о егоиндивидуальности. Старуш М.И. в книге «Авторское „Я“ впублицистическом произведении» рассмотрела читательскую и авторскуюкатегории, разработала уровневую модель, а также структуру языковой личности. Оструктуре авторских произведений писали так же в своих трудах Стюфляева М.И. «Человекв публицистике» и Калачинский А.В. «Аргументация публицистическоготекста».
Объектом исследованияявилось выявление характерных черт творчества современного журналиста и влияниеих на создание и поддержания образа журналиста.
Предметом исследованиявыступили учебные материалы и публикации автора, которому посвященапрактическая часть работы.
Целью данной курсовойработы является анализ публицистического стиля как сферы преломленияиндивидуальных особенностей автора, а также рассмотрение вопроса о том, как жеобраз автора влияет на построение журналистского произведения.
Задача исследованиязаключается в анализе средств выражения образа автора в текстах отдельногопублициста. Средства выражения журналистского образа будут рассматриваться напримере творчества Нины Гечевари. Её материалы публикуются в журнале «Cosmopolitan», Россия. Cosmopolitanпозиционирует себя как журнал для женщин. Первый номер журнала Cosmopolitanначал издаваться в 1886 году, как семейный журнал издательским домом Schlicht& Field Cosmopolitan. «Cosmopolitan» сейчас – это профессиональные фотографии и актуальные материалы наволнующие дам темы, подготавливаемые для читателей признанными фотомастерами,журналистами, психологами, ведущими стилистами и модельерами. Позитивный взглядна серьезные проблемы – вот главная мысль, прослеживающаяся в каждой статье. НинаГечевари ведёт в газете рубрику под названием «Смотри, мужчина!», вкоторой на примерах случаев из своей жизни иронично рассказывает о современномобществе и о мужчинах в частности. Материалы именно этой журналистки быливыбраны для исследования потому, что они интересны, увлекательны и отличаютсяот стандартных, шаблонных текстов, часто встречающихся в современной прессе. Использованныев исследовании публикации издавались с января 2007 года по апрель 2009 года.
Структура работы: перваяглава (теоретическая) представляет собой реферативный обзор научной литературыпо теме данной курсовой работы, а вторая глава (практическая) – анализ образажурналиста Нины Гечевари, основанный на теоретических положениях, описанных впервой главе.

1. Журналистский образкак средство организации журналистского произведения
1.1 Гносеологическиекорни публицистического образа
Отличительной чертойсовременной журналистики является постоянное расширение арсеналахудожественно-выразительных средств, призванных наиболее ярко высветить тот илииной факт или явление действительности. Важнейшим элементом журналистскогопроизведения (особенно в таких художественно-публицистических жанрах, какочерк, фельетон, памфлет) выступает публицистический образ, в основе котороголежит художественно-эстетический характер отображения действительности. Образыпублицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильночувственно-эмоциональное начало, а с другой – логико-понятийное. Образнаяинфраструктура любого жанра художественной публицистики имеет тенденцию кпостоянному расширению и обновлению. Чтобы показать, из каких компонентоввыстраивается публицистический образ, обратимся к очерку как одному из самыхинтересных и емких жанров журналистики.
Природа современногоочерка очень сложна. Она во многом обусловлена синтетическим характером данногожанра журналистики, находящегося в зоне активного продуктивно-творческоговзаимодействия с литературой, искусством и наукой. В современном очеркеинтегрируются различные способы отображения социальной действительности,используются разнообразные литературные формы, применяется исследовательскийподход в изучении человека, наконец, постоянно вырабатываются новые методыхудожественного и публицистического анализа.
Спецификахудожественности проявляется в очерке и в образном осмыслении фактов, и вособых способах актуализации авторской индивидуальности, и в характерепроявления различных эстетических начал, связанных с отбором конкретныххудожественных приемов, со способом образного постижения мира и с поэтикойдокументального письма. Таким образом, журналисту, чтобы создать полноценныйпублицистический образ, необходимо не только включиться в познавательныйпроцесс, но и образно осмыслить окружающий мир в зависимости от стоящих передним творческих задач. Различные представления о реальности, впечатления,эмоции, идеи являются основными источниками возникновения разнообразныхмыслительных образов.
Творец, создавая те илииные художественные образы, стремится не к простому их соотнесению с реальнымиобъектами, а, прежде всего, пытается выразить в образе свое субъективноеотношение. Если под объективным в образе понимается все то, что идет непосредственноот действительности, то «субъективное – это переживания и размышленияхудожника, его отношение к изображаемым явлениям, оценка этих явлений, особоеих видение».
Если выделить главное извсех профессиональных качеств журналистов, то этим качеством и окажетсяобъективность. Для журналистов объективность не означает математическую илинаучную точность, а скорее такое освещение фактов, которое исключает эмоции иотделяет факты от мнений. Журналистская объективность часто ассоциируется с «перевёрнутойпирамидой» и структурой написания текста, когда факты располагаются сверхувниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: «кто? что?где? почему? когда? и как?».
Американскийисследователь СМИ Дж. Мэррилл говорит о том, что журналистская объективностьневозможна: «Давайте рассмотрим „объективную“ статью. Это,наверное, будет материал беспристрастный, непредвзятый, написанный со знаниемпредмета и без ошибок. Такое бывает? Объективная статья будет полностьюсоответствовать действительности и отражать правду, только правду и ничегокроме правды. Возможно ли это? Ни один журналист не знает правды, ни одинматериал не может точно соответствовать действительности или, как говорилизвестный специалист по семантике Хайакава, „карта – это ещё не территория“.Другими словами, статья, написанная журналистом, всегда означает больше, чемвыражено словами». В самом деле, помимо того, что все журналистыограничены в своей объективности несовершенством языка, на их творчество такжевлияет их опыт, физическое состояние, образование и много других факторов. Ктому же, журналист уже постольку субъективен, поскольку он сам выбирает темуматериала, сам отбирает факты, рассматривает их со своей точки зрения.
Итак,из этого следует, требование объективности, которое является главным во всехкодексах журналистской этики, на деле невыполнимо уже постольку, посколькужурналист – это, прежде всего, личность. Если рассуждать глобально, тосубъективность – это основное понятие, которое отражает суть каждого человека.
В последние десятилетияпроизошли значительные изменения в журналистике, что отразилось на всей системесредств массовой информации и неречевой организации журналистского текста вчастности. Формирование нового типа современного общества начала ХХІ в. – информационного– создало свой языковой стиль, значительное влияние на становление которогооказывает постмодернистская культура с характерными манерами письма: «цитированиенаследия предшествующих эпох, переосмысление элементов культуры прошлого,пародирование, иронизирование, приём игры, многоуровневая организация текстов»,«осознанный плюрализм стилей, жанров, языков,… динамизм,интерактивность, интертекстуальность (гипертекстуальность), ацентризм».
Однимиз феноменов, возникших на современном этапе развития средств массовойинформации, стала персонификация языковой личности журналиста. Так, президентфакультета журналистики МГУ Ясен Засурский утверждает: «Идетперсонификация в средствах массовой информации». Возникновение в СМИфеномена персонификации связано не только с формированием нового языковогостиля, но и с рядом других факторов: изменением статуса адресата и адресантажурналистского текста, трансформацией жанровой системы и др. Если раньше,особенно в советское время, языковая личность журналиста сравнительно списательской была социальноориентированной, пассивно авторизованной, то сейчаспублицистическая речь характеризуется журналистским подходом к отражениюдействительности: через призму мировоззрения и индивидуального мненияжурналиста выявляется осмысление жизненных фактов, которые в публицистическойречи получают толкование и оценку с соответствующими комментариями.
Всвязи с этим исследование феномена персонификации в журналистском тексте будетнеполным, если оставить без внимания такую важную для текстообразования итекстовосприятия категорию, как модальность. Именно она объединяет составляющиетекста в единое смысловое и структурное целое. В научной литературе текстоваямодальность отождествляется с субъективно оценочной характеристикойобъекта/предмета в тексте. В данном подтексте модальность рассматривается каккатегория, включающая самые разные виды квалификации сообщаемого, в том числе «нарядус субъективной (эмоциональной, положительной, отрицательной и др.) объективную(интеллектуальную, логическую и др.) оценку содержания текста».
Модальностьтекста, объективная и субъективная, заставляет воспринимать текст как целостноепроизведение. Однако часто в зависимости от жанровой принадлежности текстасоотношение субъективной и объективной её составляющих варьируется. Субъективнаямодальность журналистского текста или авторская модальность – это выражение втексте отношения автора к информации, его концепция, мнение, его ценностныеориентации, представленные читателю.
Посколькупередача информации происходит через призму авторской позиции, авторскогоотношения к объекту отражения, факт в журналистском тексте получает модальнуювалентность и с этой позиции определяется как некоторая субъективнаяреальность. При этом накладывается дополнительная «личностная»информация, которая мотивирована интенцией автора и является элементом общейавторской концепции.
«Персона»журналиста – стержневая в языковой действительности журналистского текста –становится концептуально важной и для самого издания. Речь идет об авторскихколонках и рубриках, колонке редактора. Наблюдается тенденция к смещениюцентра: выбор информации потребителем зависит уже не только от самого материала(удачного заголовка, тематики и проблематики публицистического произведения),но и от автора. Имя журналиста становится в определенном смысле «брендом»издания. Журналист в современном мире – публичный человек. Но с популярностьюпрофессии возрастают и требования, при этом формируется новый тип журналиста-профессионала.Основным показателем персонификации журналиста является активизация модальныхпроцессов в средствах массовой информации и коммуникации.
1.2 Образавтора в журналистском произведении
Допущение субъективногоначала не противоречит документальной основе журналистского произведения.Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более глубинномуосмыслению объективных сторон описываемого события. Среди этих приемов особовыделяется категория авторского «я». Используя этот своеобразныйинструмент, журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий,свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственнуюпозицию, мнение и т.д.
В практике используютсямногообразные формы авторского вторжения. Во-первых, автор может войти внепосредственный контакт со своими героями, во-вторых, поделиться в ходеописания события собственными воспоминаниями, в-третьих, выразить своисоображения по поводу поведения героев, в-четвертых, выстроить версии ипредположения, в-пятых, выразить собственные эмоции, в-шестых, раскрыть передчитателем свою творческую лабораторию и т.д. Одним словом, автор можетпредстать перед читателями в различных ипостасях: как герой действующий и какгерой размышляющий. В этих диспозициях авторское «я» выполняетразличные функции. По мнению М.И. Старуш, «я» действующее наиболеесоответствует одному из методов публицистики – репортажности. Оно используетсяв различных модификациях, из которых наиболее распространенным являютсяавтор-очевидец происходящего, автор-участник события, автор-наблюдатель и др.Именно этим достигается эффект эмоциональной причастности читателя кпроисходящему, что в значительной мере обеспечивает эффективность воздействия журналистскогопроизведения. Именно это «Я» размышляющее, утверждает далее М.И.Старуш, ориентировано на совместную с читателем постановку проблем, совместноеисследование изучаемого объекта, объективацию хода размышлений автора,моделирование условной ситуации, введение читателя в творческую лабораторию идр. Эта разновидность авторского «я» обеспечивает эффектсоразмышления читателя с публицистом, приобщение аудитории к движениюпублицистической мысли, способствует созданию эмоционального, а тем самым икомплексного идейно-психологического воздействия на читателей. На основе этихдвух подходов выводится два основных принципа конструирования образа автора впублицистике: репрезентативный и интроспективный.
В современнойжурналистике эти два подхода используются в различных модификациях.Репрезентативный подход может быть совмещен с интроспективным и наоборот.Репортажное «я» может присутствовать не только в путевых, но и врасследовательских, проблемных и даже портретных журналистских произведениях.Авторское «я», выраженное в таких словосочетаниях, как «я вижу»,«я чувствую», «я ощущаю» и т.д., создает эффект физическогоприсутствия автора на месте события. Но авторское «я» очерковогопроизведения, в отличие от репортажного «я», используется не толькодля концентрации внимания читателя на внешних приметах события, но в большейстепени – для углубления и постижения внутреннего смысла разворачивающегося наглазах журналиста действия. Если в репортаже автор, пытаясь запечатлетьсиюминутность события, ведет повествование в настоящем времени, то очеркист неограничен подобного рода временными рамками. Поэтому в очерке очень частоавторское «я» используется в качестве вставных конструкций, связанныхс личностными воспоминаниями журналиста.
Подобного родаконструкции вводятся автором с определенной целью. Во-первых, чтобы соотнестиреальные события с прошлыми; во-вторых, чтобы реконструировать прошлые контактыс героями произведения, которые были у автора раньше; в-третьих, для того,чтобы в ходе своих рассуждений подготовить читателя к определенным выводам.Значение этих вставных конструкций заключается и в том, что они выполняют втексте определенную композиционно-смысловую роль.
Образ размышляющегоавтора может быть раскрыт не только через его познание внешнего мира, но ичерез самопознание и самоанализ. Введение в журналистское произведениеавторского «я» всегда имеет мотивированный характер. В одном случаежурналист объясняет читателю, чем определен выбор темы выступления илипредпринятой им поездки, в другом – сразу выражает суть понимания стоящей передним проблемы, в третьем – выдвигает исходный тезис своего выступления и т.д.
Используя такоевыразительное средство, как авторское «я», журналист стремитсяпривлечь читательское внимание. Это достигается, с одной стороны, за счетпроявления личностного отношения к описываемым событиям, а с другой – за счетинтимизации авторского стиля повествования. Исповедальная тональность письмаможет сразу настроить читателей на чувственное восприятие произведения.
Следующим приемомсоздания авторского «я» можно назвать объективацию движенияпублицистической мысли. Суть данного приема заключается в том, что в ходерассмотрения той или иной проблемы автор выражает свои мысли в форме различныхпонятий, суждений и умозаключений. В логике данные термины трактуются следующимобразом: понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов иявлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними.Существенную роль в формировании понятий играют процессы обобщения иабстракции; суждение – «мысль, выражаемая повествовательным предложением иявляющаяся истинной или ложной; умозаключение – мыслительный процесс, в ходекоторого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводитсяновое суждение, называемое заключением или следствием».
Понятия играют важную рольв процессе осмысления явлений действительности. «Мыслить – это значитпрежде всего отражать мир через понятия, посредством понятий, в форме понятий;это значит уметь оперировать понятиями». Мыслительная работа журналиставсегда ориентирована на выделение существенных признаков предмета, наустановление определенных связей между фактами или совокупностью понятий. Вочерковом произведении можно встретить единичные, общие, конкретные,абстрактные понятия. При этом наиболее ценится способность автора объединятьранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом определенныевзаимосвязи между ними, что помогает не только углубить понимание того илииного описываемого журналистом явления, но и открыть новые грани изучаемогообъекта. В этом смысле понятия могут стать смысловой составляющей авторского «я».
Собственные сужденияавтор может строить, исходя из поставленных вопросов. Вопрос, представляяопределенную форму мышления, ориентирует автора на получение ответа в виденекоторого суждения или группы суждений. Задавая те или иные вопросы и отвечаяна них, автор тем самым стимулирует ход своих размышлений.
«Произведенияжурналиста отличаются динамичностью. Журналист, работающий с различнымифактами, документами, идеями, может по своему усмотрению их группировать,интерпретировать, описывать события с конца — от следствия к причине,останавливать время, делить его на интервалы, прерывать. В произведениижурналиста события оцениваются, рождаются и умирают. Журналист сам задаетдинамику событию».
Движение журналисткоймысли, как правило, завершается умозаключением. В умозаключении роль авторского«я» не снижается. На основе тех или иных выдвинутых суждений авторприходит к неким обобщенным выводам, тем самым, подводя определенные итогисвоей познавательной деятельности. При этом выводы представляют неформализованные по содержанию умозаключения, а своего рода образные обобщения.Все эти мыслительные операции предпринимаются автором не только для того, чтобыубедить читателей в правоте собственной позиции, но и для налаживаниякоммуникативного контакта со своей аудиторией.
«В наше времяважность „сквозного“ стилистического единства образа публициставозрастает в связи с тем, что печатный текст с газетной полосы или журнальнойстраницы, подписанный, например, неким „Иксом“, теперь, благодаряразвитию электронных средств массовой информации, для всё более широкого кругачитателей стал соотноситься не только с определенным кругом уже известныхтекстов того автора, но и с совершенно определенным человеческим образом: потелевизионным выступлениям мы представляем голос и особенности устной речи,манеру одеваться, жестикуляцию и мимику и т.д. и т.п.
Это создает несоизмеримоболее высокие требования к единству образа публициста. В частности, не толькоего письменная речь должна соответствовать теме и авторской позиции, но иманера устных выступлений и скандальные слухи о нем (нередко редактируемые имже самим) должны работать на завершение профессионального образа, созданногоего собственными печатными публикациями или теле- и радиорепортажами.
С одной стороны,современные возможности помогают всесторонне познакомить широкую аудиторию собразом публициста, однако, с другой стороны, не следует упускать из виду тотфакт, что слишком большой поток информации воспитывает в аудиториипресыщенность и привычку к поверхностному восприятию сообщений. Новые условиятребуют от публициста не только более тщательных прогнозов касательно реакциипредполагаемой аудитории, но и известного „спрямления“ образа. Этомуслужат и стандартные заставки в программах ТВ, и привычные из номера в номеррубрики в газете».
Уже была отмеченадуховно-практическая природа журналистского творчества, прямая обусловленностьего результатов поведением журналиста. Оригинальность замысла обусловленастилем мышления и, соответственно, набором органичных для данного журналистаметодов поиска и обработки информации.
Истоки индивидуальногостиля деятельности кроются во взаимодействии мировоззрения и нравственных норм,знаний и умений, интеллекта и чувств, темперамента и характера журналиста. Апоскольку комбинаций таких связей великое множество, то и разнообразиетворческих индивидуальностей в журналистике потенциально велико.
Обусловленность приемов иметодов деятельности личными качествами журналиста двойственна. С однойстороны, она вытекает из природных задатков личности. С другой стороны, этаобусловленность — итог профессиональных навыков и умений, знаний и убеждений,нравственных норм и социально-психологических установок.
Овладение журналистскойпрофессией индивидуализировано. Современный человек с детства погружен в стихиюжурналистики как читатель, зритель, слушатель. В отличие от какой-либо другойпрофессии, отгороженной от большинства людей особым категориальным аппаратом,особым типом мышления, журналистская деятельность является «открытой»системой, ориентированной на всеобщее понимание, на активный контакт со всемилюдьми.
Печать, радио,телевидение — в ряду основных результатов своей работы — производят и побочныйэффект: они пропагандируют приемы и методы самой журналистской деятельности. Иесли у читателя, зрителя и слушателя существуют природные задатки дляжурналистского творчества, если присутствует гражданская позиция, стремлениевмешаться в ход развития современной истории, то оказывается: опыт чтениягазет, слушания радио, просмотра радиопередач может стать школойпрофессионализма, основанием для выработки самостоятельного, индивидуальногостиля деятельности.
Коллективный опыт хранитиспытанный, многократно проверенный арсенал средств, к помощи которых прибегаетлюбой журналист. Вместе с тем этот опыт существует как «почва»,которую журналисту предстоит обработать самому.
Индивидуальный стильдеятельности характеризуется значимостью тематики, глубиной разработки темы,оригинальностью творческих приемов, совершенством формы произведений.
Воздействиежурналистского слова на формирование мировоззрения читателя было и остаетсяглавной целью всех средств массовой информации, независимо от того, идет лиречь об идеологических, эстетических или потребительских представлениях той илииной социальной группы читателей или, шире, адресатов средств массовойинформации.
Однако все этисоображения основаны на целостном и в общем поверхностном восприятии личностиавтора публицистических текстов. И они еще требуют поверки методамистилистического анализа. Можно предположить заранее, что в явном виде (т.е. попунктам и аргументировано) ни один автор свой творческий образ, журналистскийобраз ни в одном тексте, ни во всех своих текстах не раскрывает. То естьотдельные черты образа публициста приходится вычитывать из текста или дажеугадывать за текстом.
В современнойжурналистике образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиляжурналиста, и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия. Если вочерках 60-х и 70-х годов автор выступал «закадровой» силой или вкачестве беспристрастного повествователя, то в произведениях последующихдесятилетий он становится не только идейным рупором своих героев, но ивыразителем собственных мнений, оценок, суждений, позиций и т.д. В современномочерке автор открыто проявляет особенности своего авторского самосознания,смело выступает от собственного «я», наконец, более свободен впроявлении творческой индивидуальности. Из взаимодействия этих и другихавторских проявлений и возникает образ автора, являющийся, по мнениютеоретиков, основной жанрообразующей категорией.
До недавнего времени несуществовало четкого терминологического аппарата по определению данногопонятия. Очень часто образ автора соотносили с неким художественным образом,хотя существует большая разница между функцией автора в литературном ижурналистском произведениях. Чтобы показать эти различия, следует рассмотреть вопросо соотношении образа автора с реальной личностью в литературе и в публицистике.
Образ автора влитературном произведении, как правило, не совпадает с реальной личностьюписателя. Здесь он выступает в качестве художественного образа, созданного позаконам типизации. При этом автор в литературном произведении, с одной стороны,наделен широкими возможностями в изображении героев, а с другой – обладаетбогатым спектром самовыявления. Именно отсюда и проистекают многообразныеразновидности и формы авторства: писатель может выступить и какнепосредственный участник события, и как сторонний наблюдатель, и какрассказчик, от лица которого читателю будет поведана история, и как человек, «организующийформально-содержательный центр художественного видения». Автор являетсяцентром того «замкнутого бытия», в границах которого возникаетсвоеобразный художественный мир, существующий по своим законам. Создаваяхарактеры своих вымышленных героев, он в принципе должен знать о нихпрактически все, или почти все, чтобы в итоге воссоздать полнокровныехудожественные образы людей. Именно это позволило M.M. Бахтину заявить, что «авторне только видит и знает все то, что видит и знает каждый герой в отдельности ивсе герои вместе, но и больше их, причем он видит и знает нечто такое, что импринципиально недоступно, и в этом всегда определенном и устойчивом избыткевидения и знания автора по отношению к каждому герою и находятся все моментызавершения целого – как героев, так и совместного события их жизни, т.е. целогопроизведения».
Участником этих событий,как уже было отмечено, может быть и сам автор, наделенный, как и его герои,определенными чертами и характеристиками. Автор может вступать в многообразныеотношения со своими героями, общаться с ними, но при этом он всегда находитсяна границе создаваемого им мира как активный творец его, ибо вторжение его вэтот мир разрушает его эстетическую устойчивость.
Иные функциональныезадачи стоят перед автором журналистского произведения. Здесь, как правило, можновстретиться не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. сличностью журналиста. Именно это обстоятельство ко многому обязывает присоздании образа автора в журналистике. Среди задач, стоящих перед авторомжурналистского произведения, можно назвать следующие: во-первых, журналист какноситель идейного замысла произведения должен четко обозначить своюмировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых,постараться проявить свою творческую индивидуальность.
В создании авторскогообраза определяющими элементами являются не только мировоззренческая позицияавтора, его жизненные установки и ценностные ориентации, идеи и пристрастия, нои авторская речь. Из всех этих составляющих и рождается образ автора в сознаниичитателей. От того, насколько он будет положительным или отрицательным, будетзависеть и степень доверительности аудитории к словам и мыслям публициста.
В мировоззренческойпозиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений,определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности.Мировоззрение личности «складывается из элементов, принадлежащих ко всемформам общественного сознания: большую роль в нем играют научные, нравственныеи эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения,служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей иприродной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека кдействительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственныепринципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместес эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности,ее целям и результатам». Автор журналистского произведения, выражая своимировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания.Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себяизберет. Можно выделить следующие из них: роль автора как «зеркала»героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора какинстанции анализирующей и оценивающей". Феномен «зеркальногоотражения» способствует раскрытию внутреннего мира автора. Реагируяопределенным образом на мысли и чувства людей, журналист тем самым выявляет исвои эмоциональные реакции на происходящее.
Но познание герояпроисходит не только на эмоциональном, но и на рациональном уровнях. Авторскиесуждения, оценки и мнения во многом проявляют позицию журналиста в отношениипознаваемого объекта. «Главное назначение оценочных суждений в том, чтобы,сообщая факты, оказывать воздействие, влиять на мнения и поведение людей. Такоевоздействие основывается на том, что отношение человека к действительностиизменяется не столько под влиянием сообщения о событиях как таковых, сколькопотому, что факты получают в тексте определенную социально-политическуюокраску, благодаря оценкам с тех или иных позиций». Журналист, занимаяопределенную позицию по тому или иному вопросу, всегда стремится к ееобоснованию. Публицистическая открытость автора в том и заключается, чтожурналист, в отличие от писателя, смело делится с читателями собственнымирассуждениями без всякой сложной опосредованности, как это делается, например,в художественных произведениях, где автор свои идеи зашифровывает в образыгероев.
Автор журналистскогопроизведения, стремясь вовлечь читателя в познание исследуемого вопроса,выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознаниежурналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах:уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки овозможности их истинности и т.д. Все эти мыслительные авторские проявлениявыступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторскойпозиции особую воздействующую силу.
Таким образом, авторскоесознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрацииразличных мировоззренческих взглядов. Публицист может поделиться с читателямисобственными мыслями, знаниями, нравственными представлениями и устремлениями,жизненными ценностями и т.д. При этом в одном случае возникает образразмышляющего автора, а в другом – образ лирического героя, который, выражаясвой внутренний взгляд на описываемые события, тем самым проявляет особенностисвоего мировосприятия.
Мировоззренческаяустановка проявляется и в тематических пристрастиях журналиста, и в определенииидейной направленности произведения, и в выборе объекта изучения, и т.д.
Творческая индивидуальностьжурналиста проявляется и в особой манере письма, и в методах подачи информации,и в тематических ориентациях, и в особенностях авторского мировосприятия,наконец, в выбираемой журналистом роли. На этой основе и возникаетпублицистический образ автора. При этом мировоззренческие взгляды авторавыражаются через систему оценочных суждений, через нравственные представления,через идеи и т.д. Раскрытие авторской мысли может идти не только аналитическим,но и художественным путем. Поэтому в одних случаях перед аудиторией предстаетобраз размышляющего автора, а в других – лирического героя.
«Главныехарактеристики образа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая триобстоятельства: во-первых, образ коммуникатора всегда упрощен по сравнению собъектом; во-вторых, этот образ как бы живет самостоятельной жизнью в сознанииаудитории, значит, динамичен и может изменяться; в-третьих, он находится междуреальным и желаемым, восприятием и воображением.
Сам же процессформирования образа можно разбить на несколько этапов:
·         выявление целевыхгрупп, с которымижурналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать;
·         изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастийчитателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальныйкоммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собираетсясоздавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории;
·         в качестве доминирующих,как показывает практика СМИ, можно назвать три составляющих „работающего“образа:
-умение говорить „наязыке“ своей аудитории;
-знание того, что именносегодня ее волнует;
— острота ума и чувствоюмора;
·         подборжурналистом и „примеривание“адекватного типажа, называемого еще „социальной ролью“ коммуникатора;
·         привлечениевнимания к персонежурналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде,чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держатьсяи еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативногоконтакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта;
·         вербальный(текстовой) ряд – что икак излагает журналист, насколько аргументировано, убедительно;
·         способностьвызывать доверие у своейаудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть читателем,телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не сталим). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста,профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном „стандартена героя“ у той или иной группы аудитории СМИ.
Отсюда следует вывод:формирование образа журналиста возможно лишь в действии. При этом акцентируетсявнимание на его выигрышных сторонах и вуалируется или как-то по-иномуинтерпретируется нежелательное».
/>
1.3 Средства выявленияобраза автора журналистского произведения
При выявлении образаавтора в журналистском произведении в первую очередь следует обратиться кстилистическому анализу как средству выявления образа автора.
1. Стилистический анализ.
Выявление индивидуальныхтворческих особенностей публициста и, в частности, тех его речевыхособенностей, которые рисуют определенный образ автора перед читателем,относится к стилистике речи.
Речь каждого человекаобладает неповторимой образностью: «Само собой разумеется, что словесныеобразы, изучаемые в контексте литературного произведения или в системесловесно-художественного творчества, могут рассматриваться или в их отношении киндивидуальному стилю писателя, или в их отношении к строю и композицииотдельного художественного произведения, или даже в их отношении к целомунаправлению в развитии литературы,» — писал акад. Виноградов.
Как можно видеть,авторская индивидуальность становится объектом изучения на самом нижнем,наиболее конкретном уровне анализа языковых особенностей произведения.
Априорно можнопредположить, что в самом общем виде образ публициста на уровне речевыхпараметров будет задаваться жанром материала. Традиционно различают жанрыинформационные (репортаж, интервью) и аналитические (статья, корреспонденция,очерк). Материалы информационных жанров на первый взгляд обычно в меньшейстепени индивидуализированы (если это интервью, то на первый план выходитличность интервьюируемого); аналитические же материалы не только в большей мерепозволяют, но даже и предписывают более значительное проявление авторскойиндивидуальности, его оценок и позиций.
2. Анализ подтекста каксредство выявления образа автора
Образ автора — это непросто субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественногопроизведения. Это концентрированное воплощение сути произведения, объединяющеевсю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем — рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическимсредоточием, фокусом целого. Поскольку автор часто не проявляется прямо втексте, для того, чтобы «выявить» черты его образа, приходитсяобращаться к анализу подтекста. Подтекст как теоретическое понятие формируетсяуже более ста лет. Под термином подтекст обычно понимается «передачаинформации не путем открытого выражения, а путем использования потенциальныхзначений синтаксических форм».
Роль верной «дешифровки»читателем образа автора при интерпретации подтекста чрезвычайно важна. Пока мыне представим, читая текст, кто же его написал, мы не можем адекватно оценитьсообщение. И это вполне закономерно. Всякое произведение диалогично по своейсути. Читателю интересно читать, если ему есть что сказать в ответ. На активноевосприятие текста читателя провоцирует вопросно-ответная композиция текста. Ввопросах, скрытых в тексте, в полной мере отражается личность автора.
Анализ подтекстадополняет стилистический анализ материально выраженных компонентов текста.
3. Понятие «образ»и личностные параметры в социолингвистике.
Обычно принято говорить оследующих особенностях личности автора, выявляемых при анализе текстов:
·         возрастныепараметры личности;
·         социальныепараметры личности;
·         территориальныепараметры личности;
·         национальныепараметры личности.
Всякий устный илиписьменный текст в той или иной мере несет информацию обо всех указанных вышепараметрах личности автора. В профессиональных текстах публициста этиособенности могут сглаживаться или намеренно (сознательно) акцентироваться. Вотнекоторые примеры.
/>3.1 Возрастныепризнаки
Каждое поколение имеетсвои речевые особенности, по которым и происходит социальная идентификацияпредставителей одного поколения. Однако, во-первых, эти особенности оцениваютсяв комплексе с социальными особенностями человека. Причем последние преобладают.А во-вторых, более или менее доступные описания существуют только длямолодежного сленга.
Вот почему, опираясь насуществующую литературу, можно более или менее определенно говорить о речевыхособенностях молодежи, проявляющихся в качестве черт, формирующих образпублицистов телепрограмм и публикаций, адресованных подростковой и юношескойаудитории.
Такой дисбаланс глубокозакономерен. Именно молодежь во все времена старалась как-то выделиться, в томчисле и речью на фоне других групп общества.
3.2 Социальные признаки.
Социальные особенностиречи выявить труднее. Сложность определения социальных параметров личностиавтора текста связана с тем, что в отличие, например, от отклонений ворфографии или грамматике, или диалектных фонетических и лексическихособенностей речи, до конца не изживаемых и периодически проявляющихсябессознательно, социальные признаки речи усваиваются и контролируются человекомболее или менее сознательно в процессе усвоения определенных социальных ролей. Такимобразом, речевые особенности человека прямо и непосредственно связаны свыполняемыми им социальными ролями. Это — во-первых, но, во-вторых, в речичеловека отражается и более постоянная его характеристика — социальный статус(место, которое он занимает в обществе). В понятие социального статуса входитпрофессия человека, уровень его культуры и т. п.
Все эти компонентысоциального «портрета» человека отражаются в его речи: в уровне ее «литературности»,в выборе (в широте выбора) слов и выражений, в умении строить фразу и находитьболее (или менее) удачные слова для выражения разных состояний. Иначе говоря,даже выполняя одну и ту же социальную роль, разные люди могут говорить (иговорят) по-разному.
Третье, что связано ссоциальными особенностями речи человека, — это так называемые «социальныедиалекты». После десятилетия перестройки, когда в общенародный русскийязык и в язык средств массовой информации хлынула волна модных слов изразличных социальных диалектов, отдельные лексические элементы жаргонногопроисхождения встречаются в самых разных публицистических жанрах и теряют или,во всяком случае, ослабляют свою прежнюю жаргонную маркированность: нал(наличные деньги), совок (советский человек, негативное), лимон (миллион,встречающееся в художественных произведениях 1920-х гг.).
При всей относительностисоциально значимых параметров речевой характеристики личности, всегдасуществует некоторое количество модных, «ходовых» словечек, которые,по мнению большинства читателей и зрителей, характеризуют тот или инойсоциальный слой. Например, «упал — отжался» — это из речи военных,точнее говоря, этой репликой в массовом сознании включается образный ряд,связанный с поведением и мировоззрением, приписываемым большинству военных.
4. Образ: «речевыемаски» и языковая игра
Важно учитывать то, что образ- это не портрет. Даже в рамках одного материала автор может (в том числе иимеет право) менять речевые маски, прятаться за цитаты и за чужие мнения,намекать и провоцировать читателя на неверные ожидания, чтобы потом болееэффективно показать ему другую сторону явления и «перекрестить в свою веру».Всё это порой предполагает и оправдывает и эмоциональную разноголосицу, истилистический полифонизм, и неоднозначность образа автора. Разумеется, еслиэто идет от понимания своей коммуникативной задачи и путей ее достижения, а неот небрежности в стилистической правки.
5. Стилистическиесредства создания образа публициста:
/>5.1 Общаясхема рассмотрения материала
Краски для созданияречевого образа публициста можно найти на любом структурном уровне языка:всюду, где есть альтернатива, где есть стилистический выбор, где возможноиспользование одной из минимум двух функционально взаимозаменяемых единиц сразной коннотацией и экспрессией.
При всей важности ролилексических и фразеологических средств, нельзя упускать из виду и единицыдругих парадигматических уровней: от фонем и ударений, до средств связи междупредложениями и более крупными композиционными частями текста, играющихважнейшую роль в создании «единства стиля». Учитывая всевышеизложенное, можно выстоить следующую схему изложения и первичного анализаматериала:
-явления фонетическогоуровня и графика;
-явления морфологическогоуровня и словообразование;
-явления лексическогоуровня и фразеология.
5.2 Фонетические играфические средства
В качестве средствапривлечения внимания в современных текстах используются и заглавные буквы: Торты,Пирожные, Дни Рождения!!! Этот прием в известной мере характеризует и автора.
Использование иностраннойграфики также довольно широко представлено в современной прессе. Этотграфический прием настраивает читателя на то, что автор компетентен взарубежной тематике.
5.3 Лексические ифразеологические средства
5.4 Элементы жаргонов исленгов
Следует отметить, что тачасть словарного состава русского языка, которая является стилистическинейтральной, лишь в незначительной степени участвует в формировании речевого образапублициста. Наиболее ярко эта функция проявляется у слов, обладающих ярковыраженной коннотацией. Таковы, например, слова из сленга, в общем известныебольшинству читателей молодого и среднего возраста.
5.5 Цитаты и парафразы
Цитатность текстовсредств массовой информации в наши дни находит параллели и в словесномхудожественном творчестве, где в соответствии с постулатами постмодернизмапорой создаются произведения, представляющие собой многослойные нагроможденияцитат.
6. Функции отдельныхречевых параметров при формировании образа публициста
/>6.1.Обоснование схемы анализа материала
Строго говоря, перединициатором коммуникативного акта стоит задача доказать, что он действительноне зря обладает правом инициации речевого взаимодействия, т.е. что он хорошопредставляет себе, каким образом соответствующий коммуникативный акт долженразвиваться. Уместность и нетривиальность сообщения доказывается читателю нанескольких уровнях. В отличие от тележурналиста газетчик не может написать «Оставайтесьс нами». Если человек не взял газету в руки, то надпись такого родабесполезна, а если взял, то не нужна. Но перед публицистом стоит еще одназадача: убедить читателя в том, что он как собеседник стоит читательскоговнимания. При оценке образа автора в данном отношении читатель составляет своисуждения о своем, условно говоря, собеседнике, оценивая его по трем параметрам:
-оценка качествжурналиста как профессионала;
-оценка качествжурналиста как носителя узкоспециальных знаний, связанных с той областьюобщественной жизни, которой непосредственно занимается журналист;
-оценка качествпублициста как социального близкого читателю собеседника.
6.2. Составляющие образапублициста-профессионала
Не вызывает сомнений, чтодля завоевания доверия читателя публицист должен продемонстрировать своюкомпетентность в области профессионально-журналистского знания. Существуютэлементы текста, которые в явном виде дают читателю информацию опрофессиональном уровне журналиста: формулировки «наш специальныйкорреспондент», «наш обозреватель» на ТВ и в прессе вполнеопределенно ориентируют аудиторию.
6.3. Составляющие образакомпетентного рассказчика
Образ публициста включаети демонстрацию узкоспециальных знаний, связанных с той областью общественнойжизни, которой непосредственно занимается публицист как узкий специалист. Однимиз средств демонстрации своей компетентности в выбранной сфере является использованиепрофессионализмов, т.е. слов или выражений, присущих только даннойпрофессиональной группе.
Итак, из всего,описанного выше, можно сделать вывод, что система современногопублицистического стиля представляет собой сложное взаимодействие различных лексическихи синтетических пластов. Они позволяют журналисту пользоваться всемразнообразием лексики для выражения авторского начала. Рассмотрим на примеретворчества публициста Нины Гечевари, автора колонки «Смотри, мужчина!»ежемесячного глянцевого журнала для женщин «Cosmopolitan», какиесуществуют средства выражения авторского «я», и каково общее влияниеобраза журналиста на журналистские произведения.
/> 
2.Выявление журналистского образа на примере творчества Нины Гечевари(журнал "Cosmopolitan",Россия)
Основываясьна том, какие средства выражения авторского «я» использует в своихпубликациях Нина Гечевари, можно дать общую характеристику её творчества.2.1 Круг тем, интересующих Нину Гечевари
Нина Гечевари являетсяпостоянным автором колонки «Смотри, мужчина!», целью которой ставитинформирование мужчин о насущных женских проблемах или просто приглашает кразмышлению на затрагиваемые темы. Темы, обсуждаемые автором на страницахжурнала — самые различные, но всегда актуальные и интересные. Каждый материалпосвящается проблеме, интересующей любую женщину вне зависимости от ее возрастаи временных рамок обсуждаемого. Все проблемы и явления автор описывает напримере происшествий из своей собственной жизни. Приведём примеры.
В номере «Cosmopolitan»,появившемся в январе 2009 года (приложение 1), Нина Гечевари пишет статью отом, что в России закончился Год семьи, красной лентой в канву которой вплетаетпризыв стремиться к взаимопониманию со своей второй половинкой. В февральском «Cosmopolitan»(приложение 2) был опубликован материал Нины Гечевари, посвящённый проблемам,связанным с личностным ростом и психологией мужчины. В номере, вышедшем в июне2008 года, Нина Гечевари в статье под названием «Ребенок внутри»(приложение 3) писала о детстве сквозь призму своего возраста, онереализованных мечтаниях и надеждах. Так же в своих материалах, вышедших впериод с января 2007 года по апрель 2009 года, Нина Гечевари вспоминала о самыхнеприятных гастрономических открытиях (приложение 4); писала о «мужском»и «женском» месяцах (в преддверии Дня защитника Отечества иМеждународного женского дня); о чувстве вины (приложение 5). Таким образом,видно, что Нина Гечевари пишет о бытовых и социальных проблемах. Она никогда некасается политики. Её интересуют вопросы повседневной жизни и возникающих в нейстранностей и неудобств. В публикациях данного автора большое значениепридаётся описанию персонажей. Говоря о своих друзьях и знакомых, Нина Гечеварине просто рассказывает о каких-либо произошедших с ними событиях, но и подробноописывает своих героев, даёт им характеристики.2.2 Доминанта творчества автора – ирония
Во всех проблемах, окоторых пишет автор, она всегда старается найти что-то смешное или забавное.Для данного автора характерно ироничное отношение к современному обществу.Какой бы серьёзной ни считалась проблема, Нина Гечевари иронизирует над ней.Она иронизирует и по поводу денег на банковских карточках, и по поводу покупкинедвижимости, и по поводу неотапливаемых зимой квартир, и по поводу высоких цени низкого качества продукции, поступающей на российский рынок.
Автор относитсяиронически, прежде всего, к себе. И на примере своей собственной жизни, а такжена примерах ситуаций, в которые попадают её друзья, показывает читателю, чтопроблемы, характерные для России, не встретятся больше ни в одной стране, исвязано это со спецификой менталитета русского человека. С одной стороны, все срадостью пользуются всеми новшествами, приходящими к нам с Запада, а с другой –не будучи в состоянии принять их такими, какие они есть, переделывают итрансформируют их, приспосабливая к своему образу жизни. Такова, судя по её публикациям,точка зрения Нины Гечевари.
Ирония являетсядоминантой её творчества не потому, что она стремится развлечь своего читателя,а потому, что она просто не знает, как к тому, что она описывает, можноотноситься иначе.
Нина Гечевари частоиспользует ироническую окраску для выражения своего негативного отношения кописываемым событиям. Но намного чаще ироническая окраска используется авторомв воздействующей функции, причём воздействие, как правило, заключается впопытке вызвать у аудитории возмущение определёнными событиями, но вместе сэтим автор призывает читателя отнестись к описываемому с иронией.
Воздействующая функция –одна из основных функций публицистического стиля, для индивидуальной манерыжурналиста она является ведущей. Но Нина Гечевари в своих публикациях непытается внушить читателю свои взгляды, не требует, чтобы соглашались с еёмнением, не хочет внушить читателю катастрофичность положения, в котором сейчаснаходится общество. В современной публицистике такая позиция – редкость, т. к.большинство авторов считает, что цель их творчества заключается в убеждениичитателя в том, что их слова – непреложная истина. Нина Гечевари пользуетсявоздействующей функцией публицистического текста совершенно в других целях. Онастремится научить читателя не переживать, а смеяться над проблемами, решениекоторых всё равно зависит не от него одного.
2.3 Средства созданияиронии и воздействующей функции
Воздействиеосуществляется с помощью доминирующих в текстах Нины Гечевари экспрессивныхэлементов: обращений; разговорной лексики на фоне книжной и нейтральной;вводных слов; конструкций, выражающих личностное начало; тропов истилистических фигур. Экспрессивные элементы, помимо воздействующей функции,выполняют функцию оценочную. В публикациях данного автора преобладаетнегативная оценочность, которая, соседствуя с общим оптимистическим настроемавтора (он чувствуется в контексте описываемых автором событий), придаёторигинальность текстам Нины Гечевари. Кроме того, можно выделить следующиеосновные черты исследуемых публикаций: использование разнообразных образныхсредств, правдоподобность описываемого, меткость изображения.
Ещё одна характернаячерта публикаций Нины Гечевари – это часто встречающаяся просторечная,разговорная, жаргонная и специальная лексика. Жаргонные слова иногда лишаюттекст его художественных достоинств, т. к., какие бы цели ни преследовал автор,употребляя в своих текстах жаргонную лексику, эта лексика груба и не с самойлучшей стороны характеризует использующего её человека. Разговорная ипросторечная лексика придаёт тексту образность, используется в речевыххарактеристиках персонажей (имитация живой разговорной речи), но часто являетсяи контактоустанавливающим средством. Это свидетельствует о том, что авторориентируется на читателя, чья языковая личность достаточно развита на второмуровне, но практически не развита на третьем. Другими словами, Нина Гечеварипишет такие тексты, которые должны быть понятны и интересны даже самымнедалёким читателям журнала, т. к. если бы автор ориентировалась исключительнона интеллектуальную, образованную аудиторию, то у неё не возникла бынеобходимость в использовании жаргонной и просторечной лексики.
Около 90% лексикипубликаций Нины Гечевари – оценочная, 75% – отрицательнооценочная, нонаделённая иронической и, реже, комической окраской.
Из вышеперечисленныхфактов (частое использование фразеологизмов, в том числе трансформированных,столкновение различных лексических пластов и др.) можно сделать вывод о том,что в текстах Нины Гечевари ярко выражено авторское, творческое начало. Крометого, для публикаций этого автора характерно сопровождение выражения чувстввыражением мыслей, экспрессивность и языковая образность. Особенно частовстречаются образы восприятия и акустические образы. Образы восприятия передаютвзгляды автора и воздействуют на читателя, формируя у него схожее с авторскимотношение к описываемым событиям и явлениям. Акустические образы позволяютсделать текст более убедительным и увлекательным.
Как уже говорилось ранее,в текстах Нины Гечевари часто встречаются слова, наделённые ироническойокраской. Для создания иронии автор использует следующие лексические средства:фразеологизмы, окказионализмы, заимствованная и устаревшая лексика, термины иканцеляризмы.
На основе публикаций НиныГечевари можно сделать некоторые выводы о мире ценностей данного автора, о еёидеалах и устремлениях, о стереотипах поведения, методе мышления,социально-жизненных целях и избираемых путях их достижения. Видно, что метод еёмышления – доскональный анализ событий и фактов. Результаты этого анализа ичитаются в материалах автора. Основные черты характера Нины Гечевари –критический взгляд на происходящие события, но вместе с тем и оптимистичное,ироничное отношение к окружающей действительности.
Заключение
Целью данной курсовойработы был анализ материалов отдельного публициста, выявление в них характерныхчерт и особенностей образа. Для достижения этой цели в первой части курсовойработы была рассмотрена различная научная литература, посвящённая особенностямобраза автора журналистского произведения, публицистической речи, лексикепечатного публицистического стиля и языковой личности. Из рассмотренноготеоретического материала можно сделать следующие выводы: при анализе материаловопределённого автора необходимо учитывать такое понятие, как «языковаяличность», т. е. учитывать то, что каждый пишущий автор обладает своимнеповторимым лексиконом, изучив который можно охарактеризовать культурное иинтеллектуальное развитие данного автора.
Во второй главе даннойкурсовой работы была дана общая характеристика творчества Нины Гечевари (журнал«Cosmopolitan, Россия»), а также былпроизведён анализ средств выразительности в текстах данного автора. Врезультате было выявлено, что публицист Нина Гечевари интеллектуальна,прогрессивна, обладает высоким культурным развитием, а в структуре её языковойличности наблюдается ярко выраженное творческое начало.
Из сделанных выводовследует, что цели и задачи данной курсовой работы были выполнены. Учитывая то,что практическая часть курсовой работы основывалась на материалах современногопублициста, мы можем выявить определённые черты, характерные для всейсегодняшней публицистики и сформулировать несколько рекомендаций, которые моглибы использоваться на практике.
Образ автора зависит отвеяний времени, его мировоззрения и мировосприятия, а также от того, наскольковажно для журналиста умение подбирать элементы журналистского мастерства,производящие на читателя наибольшее впечатление. Верно и объективно передатьдействительность посредством слова – достаточно трудная задача для современныхпублицистов. В материалах авторов-публицистов часто встречается лексика,наделённая иронической окраской. Эта лексика позволяет сделать текст болееинтересным для читателей. Но всё же ироническая окраска – это разновидностьнегативнооценочной лексики, поэтому чрезмерное употребление слов, наделённыхтакой окраской, может привести к тому, что текст будет перенасыщенотрицательным смыслом и у читателя появится желание прекратить чтение,вызывающее у него негативные эмоции, которых ему достаточно и в повседневнойжизни.
Так же публицистунеобходимо стараться разнообразить лексический состав своих текстов, т. к.обильное насыщение речи шаблонами, стандартными выражениями и автоматическивоспроизводимыми фразами говорит об однолинейности и «однопрограммности»его языковой личности, а косвенно также о слабовыраженном творческом начале веё структуре.
Образ автора-публициста,несомненно, имеет огромное значение для издания. Обычно печатные СМИ подбираютсвоих авторов исходя из политики своего издания, но порой получается так, чтосам автор позволяет изданию «заговорить» своими словами. НинаГечевари — один из ведущих авторов журнала, соответствующий всем требованиямсовременной «глянцевой» журналистики, обладающий такими качествами,как оптимизм и неугасаемое чувства юмора, позволяющим своей колонке бытьпопулярной и востребованной.

Список использованнойлитературы1.  Ким М.Н. Технология создания журналистскогопроизведения; СПб., 1999.
2.  Бахтин М. М.Человек в мире слова. М., 1995.
3.  Виноградов В. В.О теории художественной речи. М., 1971.
4.  Солганик Г. Я.Общие особенности языка газеты. М, 1980.
5.  Стюфляева М. И.Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
6.   Самусевич О.М. Персонификация вжурналистском тексте. Ученые записки Таврического национального университетаим. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальнаякоммуникация». Том 21 (60). 2008 г. №1.
7.  Зись А.Я.Искусство и эстетика. М., 1975.
8.   Усовская Э.А. Парадигмапостмодернизма в культуре ХХ века / Э.А. Усовская. – МН.: БГУ, 2006.
9.   Анисимова Е.Е. Лингвистика текста имежкультурная коммуникация: Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов /Анисимова Е.Е. – М.:, 2003.
10.     Старуш М.И.Авторское «Я» в публицистическом произведении: Автореф. канд. дис.М., 1985.
11.     Краткий словарьпо логике Под. ред. Д.П. Горского. М., 1991.
12.     Свинцов В.И.Логика. М., 1987.
13.     Кохтев Н. Н.Стилистическое использование фразеологических средств в языке газеты. М., 1980.
14.     Философскийсловарь Под ред. М.М. Розенталя. М., 1972.
15.     Калачинский А.В.Аргументация публицистического текста. Владивосток, 1989.
16.     Антонова С. Г.,Васильев В. И., Жарков И. А., Коланькова О. В., Ленский Б. В., Рябинина П. З.,Соловьева В. И… Редакторская подготовка изданий: Учебник. Под ред. С. Г.Антоновой—М.: МГУП, 2002.
17.     Шлык М. А.Языковые средства выражения модальности в публицистическом тексте. Краснодар,1994.
18.     Пронина Е.Е.Психология журналистского творчества.
19.     Тепляшина А.Н.Сатирические жанры современной публицистики.
20.     Туманов Д.В.Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов.
21.     Шостак М.И.Журналист и его произведение.
22.     Губарева Л. Авторская позиция как выражениесубъективного начала в журналистском тексте.23.     МельникГ. С.,Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста.
24.     В.В. Шаповал ИМИДЖ АВТОРА В ПУБЛИЦИСТИКЕ (роль сленговых и иных заимствований, маркированныхкак «чужое слово»)
25.     ОлешкоВ.Ф. Журналистика как творчество.
26.     ГечевариН. Рубрика Гечевари Нины «Смотри, мужчина!» //«Cosmopolitan, Россия».Январь, 2007, июнь, 2008, январь, 2009, февраль, 2009,апрель, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.