Киров (Костриков) Сергей Миронович (1886-1934) – деятель Коммунистической партии и Советского государства, член РСДРП с 1904 г. Родился в городе Уржуме Вятской губернии в бедной семье. Семи лет лишился родителей, воспитывался в детском приюте. Окончив начальную школу и городское училище, в 1901-1904 гг. учился в Казанском механико-техническом училище, где включился в революционную деятельность.
Активный участник первой российской революции: организовывал вооруженную демонстрацию в Томске, распространял нелегальную литературу, вел рабочие кружки, заведовал нелегальной типографией. Член Томского комитета РСДРП. За революционную деятельность в 1905, 1906-1908, 1911-1912 гг. подвергался арестам и тюремному заключению. С 1908 г. вел работу по восстановлению разгромленных в годы реакции партийных организаций в Иркутске и Владикавказе.
После Февральской революции руководил партийным комитетом во Владикавказе, был членом Владикавказского Совета. Как делегат 2 Всероссийского съезда Советов участвовал в вооруженном восстании в Петрограде. Руководил борьбой за установление Советской власти на Северном Кавказе. В 1919 г. – председатель Временного военно-революционного комитета Астраханского края, член Реввоенсовета 11-й армии, участвовал в разгроме Деникина. С мая 1920 г. – полномочный представитель РСФСР в Грузии, через несколько месяцев назначается руководителем советской делегации на предварительных мирных переговорах с Польшей в Риге. После заключения мира с поляками – на партийной работе на Северном Кавказе, затем – в Азербайджане, где с 1921 г. по 1925 г. – секретарь ЦК КП(б) Азербайджана. Один из основателей Закавказской Федерации (ЗСФСР).
С февраля 1926 г. – первый секретарь Ленинградского губкома (обкома) партии и северо-западного бюро ЦК ВКП(б), одновременно с 10 февраля 1934 г. – секретарь ЦК ВКП(б). На X, XI съездах РКП(б) избирался кандидатом в члены ЦК, на XII-XVII съездах партии – членом ЦК. Кандидат в члены Политбюро с 1930 г. Был членом ВЦИК, ЦИК СССР.
Деятельность Кирова после Октябрьской революции
После Октябрьской революции Ленин мечтал создать «аппарат истинного вождя» из самых преданных ему его сторонников. Но Киров оказался среди «ненадежных» соратников. Нелюбовь Ленина к Кирову состояла в том, что Киров постоянно пытался сохранить противовес Ленину в партии. Именно с этого времени начался взлет Кирова на политическую арену Советского государства.
Направив в свое время молодого Кирова в Ленинград, Сталин хотел показать ленинградцам, что Ленинград не вторая столица, а областной город на северо-западе страны. Но за 8 лет, проведенных в Ленинграде, Киров стал здесь своим человеком, «любимцем», сплотил вокруг себя партийную организацию, укрепил значение Ленинграда именно как второго города в государстве. Бравируя своей простотой и доступностью, Киров как бы бросает вызов Сталину, хочет подчеркнуть, что он ближе к народу. И вместе с Орджоникидзе Киров пытается составить противовес Сталину в партии. Отличительной чертой политики Кирова была его ориентированность не на Восток, а на Запад. Киров считал себя европейцем.
У высших чинов государства возникал вопрос, почему Киров не управлял промышленностью во времена НЭПа, ведь у него было техническое образование и он мог принести в этой области намного больше пользы, чем в Политбюро. Но Киров уверенно вел свою политику в противовес Сталину. И это не могло не подрывать их отношений.
В январе 1934 г. открылся XVII съезд партии. В конце этого съезда случилось совершенно неожиданное: при тайных выборах Центрального Комитета около четверти голосовавших депутатов – 292 из 1225 – не сговариваясь, подали голоса против Сталина. Результаты голосования решили не оглашать. Официально объявили, что И.Сталин получил шесть голосов «против», столько же, сколько и С.Киров. Результаты голосования показали, что Киров вполне мог стать председателем ЦК. Это понимал и Сталин. И поэтому в декабре 1934 г. С.М.Киров был убит.
Убийство Кирова
1 декабря 1934 г. в Ленинграде, в Смольном 30-летний партиец Леонид Николаев выстрелом из револьвера убил Сергея Кирова, члена Политбюро ЦК.
Это случилось в пятом часу. Раздалось два выстрела. Когда подоспели те немногие, которые еще оставались в Смольном, то их взгляду предстала такая картина: налево от дверей приемной в коридоре ничком лежал Киров. Голова его была повернута вправо, фуражка, упершаяся козырьком в пол, чуть приподнята. Направо от этой же двери лежал какой-то человек на спине, ногами вперед, руки раскинуты, а в правой – револьвер.
Позднее историки выяснили, что возможность покушения на С.М.Кирова создал заместитель Ф.Медведя (главы Ленинградского НКВД) И.Запорожец, незадолго до того присланный в Ленинград Сталиным. По личному распоряжению Запорожца Николаев, ранее задержанный с револьвером возле Смольного, был отпущен на свободу. Кроме того, перед убийством Киров остался один – его покинул чекист-охранник. Этот охранник был арестован и на следующий день погиб «в автомобильной аварии».
Убийство Кирова произвело очень сильное впечатление на общество.
Похороны убитого С.М.Кирова проходили на Красной площади в Москве с максимальной торжественностью. В печати рассказывалось о тесной дружбе Сталина и Кирова. Еще в 1924 г., например, Сталин подарил Кирову свою книгу с надписью: «Другу моему и брату любимому от автора».
Когда тело Кирова лежало в гробу, Сталин подошел к нему, обнял его и поцеловал в лоб. «И вместе со Сталиным, - писала «Правда» 6 декабря, - великая и грозная советская страна запечатлела свой поцелуй на его холодном лбу».
Факт убийства Кирова был использован Сталиным для организации широкомасштабных репрессий в партии и стране. В частности, через две недели после гибели Кирова было объявлено, что это убийство – дело рук сторонников бывшего ленинградского руководителя Зиновьева.
Список используемой литературы
1. «Имена в истории». Минск. Вышэйшая школа. 1993 г.
2. «Энциклопедия для детей. История России XX век». Москва. Аватар+. 1995 г.
3. Анатолий Рыбаков. «Дети Арбата». Минск. Вышэйшая школа. 1988 г.
4. Д.Гранин. «Ленинградский каталог». Ленинград. Детская литература. 1986 г.
5. Ром Медведев. «Они окружали Сталина». Москва. Издательство политической литературы. 1990 г.