--PAGE_BREAK--методы, которые не встречаются в других
отраслях психологических знаний.
В Общей части юр-кой психологии излагаются предмет, история, система,
принципы, методы и связь ее с другими научными дисциплинами, а также основы
общей и социальной психологии. Особенная часть юридической психологии, кот-
ую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов:
правовая психология, криминальная психология, психология потерпевшего,
психология правонарушений несовершеннолетних, психология предварительного
расследования, психология судебного процесса, судебно-психологическая
экспертиза и исправительная (пенитенциарная) психология. Юридическая
психология – это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая
человека во всей полноте. Наряду с развитием криминальной психологии,
психологии правонарушения, а также психологии потерпевшего, психологии
предварительного расследования и других проблем, входящих в структуру
Особенной части юр-кой психологии, получили развитие исследования
психологии юридического труда, в частности отдельных ее сторон,
профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и
профессиональной ориентации в области юриспруденции.
44. МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
К числу специальных методов: 1) метод составления психологического портрета
преступника; 2) метод психологического анализа уголовного дела и
составления рекомендаций следственно-оперативным работникам; 3) метод
судебно-психологической экспертизы; 4) «следственный» или «розыскной»
гипноз; 5) метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.
Указанные методы вооружают юристов эффективным оружием в сфере раскрытия и
расследования преступлений. Ряд этих методов даетсядля отработки студентами
в практикуме данного учебно-методического.
По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:
1. Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические
закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также
разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических
работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.
2. Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются
должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют
цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и
выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к
условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные
методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на
научных методах психологии и тесно связаны с криминологией,
криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д. 3. Методы
судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее
полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по
постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в
этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства,
регламентирующего производство экспертизы. К своеобразным методам
юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела.
Актуальным является и метод психоанализа, кот-й способствует более
глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы
подсознания. Применительно к способам исследования судебная психология
располагает следующими методами: Метод наблюдения. Ценность его заключается
в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности
человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд
условий: 1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас
интересуют; 2) составить программу наблюдения; 3) правильно фиксировать
результаты исследования; 4) определить место самого наблюдающего и его роль
в среде изучаемых лиц. Для регистрации результатов наблюдения могут быть
использованы технические средства, в первую очередь записи речи
наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять
фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические
средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.
Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым
должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию
для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее
значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к
событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого
лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого
наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех
фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации
результатов наблюдения. Анкетный метод. Этот метод характеризуется
однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц
для получения количественного материала об интересующих исследователя
фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу, В
области юридической психологии анкетный метод получил распространение при
исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время
анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования
некоторых аспектов причин преступности. Параллельно с анкетированием
применяется «автомат общественного мнения». Главное достоинство этого
метода – его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических»
вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах. Метод
интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом
начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы.
Его применение характерно при исследовании личности на предварительном
следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь
изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает
индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа
часто предшествует основной части допроса идостижению его главной цели –
получению объективной и полной информации о событии преступления. При
подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов,
которые должны быть краткими, конкретными и понятными. Метод эксперимента.
При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость
особенностей психических процессов от особенностей действующих на
испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы
внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие
эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении
исследователь должен ожидать наступления того или иного психического
явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации
преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-
психологических исследований получили распространение лабораторный и
естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент в основном
распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-
психологической экспертизы. К недостатком лабораторного эксперимента
следует отнести трудность использовании техники в условиях практической
деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания
психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных
условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода
естественного эксперимента. В целом системный подход в сочетании с
различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко
проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические
закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых
норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих
элементов.
Методы юр психологии К методам юр психологии относятся следующие методы ее
исследования: метод структурного анализа — направлен на выявление
структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит
исследовать. При помощи этого метода изучается личность преступника. метод
структурно-генетического анализа — направлен на исследование возникновения
и развития изучаемого объекта; метод естественного эксперимента — направлен
на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, кот-й воспринимается
им как подлинное событие; метод беседы, т.е, доверительного общения с
исследуемым лицом при помощи косвенных вопросов; метод изучения гражданских
и уголовных дел, а также следственных и судебных ошибок с целью полного
исследования личности различных субъектов правоотношений; биографический
метод — с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих
док-тов исследуется личность; метод обобщения независимых хар-тик позволяет
прийти к обоснованным выводам в результате исследования служебных и других
хар-к личности; метод изучения отдельного случая — состоит в углубленном
исследовании соц-но-психол-го явл-я на одном конкретном объекте.
45. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.
Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам
познания. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый
психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета
(запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на
нас раздражителей (напр, более высокая или низкая температура). Накопление
и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую
основу которых составляет деят-сть органов чувств, называемых в физиологии
анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со
своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным
отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от
объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего
человека, В жизни восприятие окружающих предметов - динамический процесс.
Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать
адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза
в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани,
воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практике такое отражение
действительности делает формирование показаний более продуктивным.
Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия
человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств
связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании
процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных
событиях юр психология может использовать положения инженерной психологии.
Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно
охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и
назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления.
Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно
вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом»
восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем,
потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как
результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только
деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов.
Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие
психические процессы –ощущение, восприятие, внимание, память, мышление,
эмоции – рассматриваются как особые формы действий
46. ПАМЯТЬ. УЧЕТ ЮРИСТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА.
В деят-сти юриста, где ведущим явл-ся коммуникативный процесс, получение
информации и ее запоминание — основа, на которой строятся все практические
действия. Тренировка умений и навыков запоминания является одной из
основных в системе психол-й подготовки к юр-кой деят-сти. Эта тренировка
должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей
памяти. Память- сложный психический процесс, включающий в себя: 1)
запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.;
2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном
восприятии и воспроизведение запомненного. Физическая основа памяти -следы
нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.
Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем воздействия
предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через продолжение
--PAGE_BREAK-- слово:
рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга
соответствующие следы, которые потом м.б. оживлены повторным восприятием
(узнавание) или же путем припоминания. Память – это интегративный
психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и
мышления. В психологии различают 4 типа памяти. Наглядно-образная память
проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных,
слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное
представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания,
процесса общения и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в
учебной и творческой деятельности человека. Словесно-логическая память
выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно
связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами.
Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы
запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.
Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и
торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Эмоциональная
память – это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом.
Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко
воспроизводятся. Отличительной особенностью эмоциональной памяти являются
широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то
чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы
органов чувств. Различают виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и
смешанную. В соотв-вии с этим работник юриспруденции должен представлять,
какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с кот-ми ему придется
работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий
вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.
Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная
память удерживает информацию в неполном виде. Долговременная память служит
для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти
наиболее важен и наиболее сложен. Сведения о кратковременной и
долговременной памяти весьма значимы для следственной работы. Протекание
процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения
определяется тем, какое место занимает данная информация в деятельности
субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее
продуктивно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее
основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может
быть более продуктивным, чем произвольное. Следует учитывать влияние эмоций
на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие
осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и
событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля,
потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя
неоднократно возвращаться к пережитому. Забывание представляет собой
процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Забывание – явление
физиологически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в
памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы
невозможно продуктивное мышление. Таков и механизм воспроизведения
показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым. Большую роль
при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает
практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают
материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот
материал, в отличие от тех, кто этот же материал запоминает с установкой
«запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Если
человек явно осознает, что запоминаемый материал решает успех важной
операции, то установка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда
следует вывод: запоминаемый материал должен быть классифицирован по степени
важности, В юр деят-сти целесообразно запоминать воспринимаемую информацию
по плану: 1) основная мысль (осмысливание запоминаемого): 2) факты и
события (что, когда и где происходит); 3) причины происходящих событий; 4)
выводы и источник информации. Для правильной оценки показаний свидетеля,
потерпевшего, подозреваемого. обвиняемого работникам правоохранительных
органов и судьям важно знать закономерности процесса развития памяти
человека, Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни
человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия
воспитания и обучения, выполняемая деятельность. Отметим, что воспоминание
и припоминание не являются процессами, изолированными друг от друга. Между
ними сущ-вует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание явл-ся, с одной
стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой – оно оказывается его
результатом. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе
рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе.
Рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это
способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Не
следует без крайней надобности прерывать свободное повествование
допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает
внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию
фактов. Индивидуальность памяти личности проявляется, с одной стороны, в
особенностях ее процесса, т.е в том, как осуществляются запоминание,
сохранение и воспроизведение, а с другой – в особенностях содержания
памяти, то есть в том, что запоминается. Указанные две стороны памяти, по-
разному сочетаясь, делают память каждого человека индивидуальной в смысле
ее продуктивности. В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в
скорости, объеме, точности, прочности запоминания и готовности к
воспроизведению, которые определяются биологическими особенностями,
условиями жизни, воспитания и профессиональной деятельности. Юрид-кая
деятельность показывает, что непроизвольное, как и произвольное,
запоминание в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение
нужной информации на допросе. Индивидуальные различия памяти могут
проявляться и в том, что один человек хорошо запоминает даты, цифры, другой
– имена людей, третий – цвета красок и т. д. Следует, однако, отметить, что
существует люди, память которых всегда работает безотказно, без срывов,
промахов и искажений, В таких случаях, для того чтобы добиться максимальной
полноты воспроизведения, следователю важно сделать правильный выбор времени
допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Память – это
та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность. Юрист
должен обладать хорошей памятью.
47. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.
Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных
связей, коренящихся в объективной реальности. Мышление- процесс отражения в
сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и
явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической
деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно
дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности,
которые скрыты от его глаз. Мышление протекает на языковой основе. Слова
создают необходимую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-
либо мысль, тем яснее она выражается в словах, и, наоборот, чем четче
словесная формулировка, тем глубже мысль. «Мышление, – писал Павлов, –
ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные,
стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит,
каждая маленькая первая ассоциация – это есть момент рождения мысли». Мысль
человека формулируется в образах, понятиях и суждениях. Суждения бывают
общими, частными и единичными. Они образуются 2 основными способами: 1)
непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2)
опосредованно – путем умозаключений или рассуждений. Процесс мышления – это
прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ – это выделение в объекте
тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними
отчетливо выступает уже в познавательном процессе. Сравнение состоит в
сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. Так,
чтобы решить вопрос о том, явл-ся или не является конкретное лицо
подозреваемым по конкретному уголовному делу, нужно расчленить поведение
данного индивида на отдельные признаки – действия и сличить их по
возможности с эталонными признаками этого преступления. Выявленное
совпадение или несовпадение признаков служит основой для принятия решения.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа –
выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают 2
видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.
Всякое существенное свойство явл-ся между тем и общим для данной группы
однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство
является существенным для данной группы объектов. Общие существенные
признаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза.
Закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние
специфические закономерности мышления. В совр. психологии выделяют в
основном 3 вида мышления: 1)наглядно-действенное; 2)наглядно-образное;
3)отвлеченное (теоретическое) мышление. Наглядно-действенное (предметное)
мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на
всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и
синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Образное мышление
способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уг-му делу лиц,
помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление
аналитических док-тов, обзоров, научных докладов. Развитое образное
мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и
познавательной деятельности юриста-практика. Отвлеченное (теоретическое)
мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций
требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое
мышление осущ-тся на основе логических рассуждений. Это мышление помогает
юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в
процессе общения. В практической деятельности ни один человек, естественно,
не пользуется каким-то видом мышления в «чистой форме», работник юр-го
труда в этом не исключение. Практическое мышление осуществляется и
достигает определенного результата путем общих мыслительных операций
(анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации)
еще и классификации, систематизации, структурирования. При всем этом
практическое мышление имеет творческий характер. Кач-ва творческого
мышления. 1. Проблемный хар-р подхода к изучаемым явлениям – это кач-во
творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие
выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется,
что ее нет, что все в расследуемом деле очень просто. Проблемный характер
мышления следователь, например, использует на стыке реконструктивной и
поисковой деятельности. 2. Динамичность мышления – способность быстро,
творчески ориентироваться в расследуемом деле, выделить, на что именно
нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота
охватывания расследуемой ситуации и определение оснований, кот-ми нужно
руководствоваться в последующем развитии версии. Это кач-во мышления
помогает и в таком следственном действии, как допрос. 3. Оперативность
мышления – включение умственных операций (наблюдательности, воображения),
кот-е в исследовании вещественных доказательств и различных юр-х фактов
наиболее значимы; оперативность мышления относится и к поисковой
деятельности следователя, обеспечивая разумное сочетание наблюдательности,
воображения и интуиции. 4. Широта мышления – это продуктивность творческой
работы при решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо
следователям и судья, расследующим продолжение
--PAGE_BREAK--
Аффект (от лат. «аffectus»- совершать согласно с чувством) в нормах уголовного закона фигурирует в качестве квалифицирующего признака в составах тяжких и средней тяжести умышленных преступлений против жизни и здоровья личности и влечет уменьшение наказания по сравнению с санкцией, предусмотренной основным составом.
Уголовный закон характеризует аффект, как внезапно сильное душевное волнение (ст.ст. 107, 113 УК РФ).
Психологи и психиатры определяют аффект, как кратковременный и чрезвычайно сильный эмоциональный разряд, возникающий в экстремальных условиях, когда субъект не справляется с ситуацией. В отличие от физиологического (эмоционального) стресса (от англ. «Stress”- напряжение, термин введен впервые Гансом Селье в 1936 г.), аффект сопровождается таким чрезмерным нервно-психическим перевозбуждением, которое приводит к временной дезорганизации сознания и крайней активизации импульсивных действий. В стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида.
Психологи, говоря о «физиологическом» аффекте, рассматривают его как разновидность эмоций. Понимание аффекта в уголовном праве несколько иное: это не внешне — эмоциональная реакция на воздействие, а внутреннее (душевное) состояние лица.
В отличие от эмоций в их обычном течении (гнева, страха, мести и т.д.), аффект характеризуется экзальтированностью, всеохватностью и подавляющим действием на психику человека, что искажает отражательные и контрольные функции.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение субъекта при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Кроме того, в состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое- либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания.
Поскольку при аффекте наблюдается не только нарушения в эмоциональной сфере, но и нарушения сознания и воли лица, проявляющихся в утрате способности правильно воспринимать реальную действительность, объективно оценивать обстоятельства и контролировать собственные действия, можно говорить об аффекте не только как о психологической, но и о психической аномалии. Исходя из этого, правильнее состояние аффекта устанавливать в процессе не психологической, а психолого-психиатрической экспертизы.
продолжение
--PAGE_BREAK--