5
Инвентаризация материалов
Документирование всех хозяйственных операций и система двойной записи на счетах все же не могут обеспечить полное отражение хозяйственной деятельности предприятия. Существуют процессы, которые либо вообще не поддаются повседневному документированию (естественная убыль), либо данные первичных документов по тем или иным причинам искажаются (ошибки при оформлении и учете складских операций, злоупотребление, хищение, бесхозяйственность).
Данные о таких фактах могут быть выявлены при инвентаризации. Инвентаризации подвергаются материальные ценности, денежные средства и расчеты.
Инвентаризация - сверка документов бухгалтерского учета с фактическим наличием товарно-материальных ценностей на предприятии по местам их хранения.
Инвентаризация необходима для того, чтобы вовремя выявить ошибки в учете и проверить сохранность материальных ценностей у материально-ответственных лиц.
Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:
не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;
при смене материально ответственных лиц;
при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества;
при реорганизации или ликвидации организации;
при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия.
Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении.
Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационной комиссией, состоящей из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия при обязательном участии материально ответственного лица.
Складские операции в момент инвентаризации не производятся.
Заведующий складом дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.
При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет подсчет, взвешивание каждого вида материалов и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись.
Опись подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.
Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительной ведомости, в которой фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.
Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет по-1 рядок регулирования разницы возмещения потерь.
Независимо от причин возникновения, все недостачи производственных запасов по фактической себестоимости списывают с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»: Д-т 94 К-т 10.
Недостачи материалов в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства или обращения: Д-т 20, 26, 44 К-т 94.
Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списывают на счета 1 виновных лиц: Д-т 73/2 К-т 94.
Стоимость недостающих ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущер-1 б а Сведения о рыночных ценах можно получить в органах ценообразования или органах государственной статистики.
Разница между фактической себестоимостью матери а-1 лов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов»:
Д-т 73/2 К-т 9 8/4. По мере погашения задолженности, учтенной на счете 73/2, соответствующая сумма разницы списывается со счета 98/4 на счет 91 «Прочие доходы и расходы»: Д-т 98/4К-т91/1.
Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с отнесением на доходы организации: Д-тЮК-т91/1. Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности организации:
Д-т 99К-тЮ. Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов: Д-т 91/2К-т94.
Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию, уточнить данные бухгалтерского учета Инвентаризацию проводит комиссия, назначаемая приказом руководителя предприятия. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись в одном экземпляре по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств.
Опись подписывается комиссией, материально ответственным лицом и передается в бухгалтерию. В бухгалтерии данные описи сличают с данными учета (их берут из инвентарных карточек) и составляют сличительную ведомость, в которой определяют недостачи и ли излишки.
Излишки приходуют как ранее неучтенные основные средства, бывшие в эксплуатации:
1. Д-т 01 «Основные средства»,
К-т 91 «Прочие доходы и расходы» (по первоначальной стоимости);
2. Д-т 91 К-т 02 - на сумму начисленной амортизации.
При недостаче, порче основные средства списывают с баланса проводками:
1. На сумму начисленной амортизации: Д-т 02 К-т 01;
2. На сумму остаточной стоимости: Д-т 91 К-т 01;
3. На сумму остаточной стоимости:
* Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
* К-т 91 «Прочие доходы и расходы»;
4. На виновное лицо недостачу относят по рыночной стоимости:
* Д-т 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» - по рыночной стоимости,
* К-т 94 «Недостача и потери от порчи ценностей» - по остаточной стоимости,
* К-т 98/4 «Доходы будущих периодов» - на сумму разницы между рыночной ценой и остаточной стоимостью;
5. По мере возмещения виновным лицом недостачи (Д-т 5 0,70 К-т 73/2) доля расходов будущих периодов списывается со счета 98/4 на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции Д-т 98/4 К-т 91.
Если конкретный виновник недостачи не установлен, тогда остаточную стоимость списывают на издержки производства и обращения
Д-т 20, 44 К-т 94.
Пример:
В результате инвентаризации выявлена недостача ксерокса. Первоначальная стоимость 20 000 руб., начислена амортизация в размере 7000 руб. Рыночная стоимость объекта 22 000 руб. Отразить в учете недостачу.
1. На сумму начисленной амортизации: Д-т 02 К-т 01 7000 руб.
2. На сумму остаточной стоимости: Д-т 91 К-т 01 13 000 руб.
Д-т 94 К-т 91/1 13 000 руб.
3. Списываем недостачу на виновное лицо:
Д-т 73/2 К-т 94 13 000 руб. Д73/2 К 98/4 - 9000 руб.
4. Внесено в кассу в погашение недостачи: Д-т 50 К-т 73/2 4800 руб.
Одновременно доля расходов будущих периодов списывается на внереализационные доходы:
9000: 22 000 * 4800 = 1964 руб. Д-т 98/4 К-т 91/1.
При инвентаризации денежных средств подсчитывается их фактическое наличие в кассе, и полученная сумма сверяется с данными бухгалтерского учета.
При инвентаризации расчетов производится их тщательная выверка.
Инвентаризация может быть полная или частичная (для контроля за материально-ответственными лицами), плановая и внезапная.
Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
1. При передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, про-1 даже, а также преобразовании государственного и муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
2. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в два-три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностям, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
3. При смене материально-ответственного лица (на день приемки-передачи дел).
4. При установлении фактов хищений и злоупотреблений, а также порчи ценностей.
5. В случае пожара или стихийных бедствий.
Выявленные при инвентаризации излишки приходуются и зачисляются в прибыль. Недостачи взыскиваются с виновных лиц. Если виновные не установлены или если суд отказал в иске, то недостачи отражаются как издержки производства, обращения.
Список используемой литературы
1. Бухгалтерский учет: Учебное пособие для вузов. - Ростов на дону: Феникс, 2004
2. План счетов бухгалтерского учета
3. ПБУ «Учет материально-производственных запасов»
4. Самоучитель по бухгалтерскому учету
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Психологические аспекты современного естествознания |
Реферат | Иван Тимофеев |
Реферат | Томас Уотсон |
Реферат | К вопросу о распространении и миграциях малой выпи |
Реферат | Возможна ли теоретическая биология? |
Реферат | Эволюция становления интеллекта |
Реферат | Каучук 3 |
Реферат | Явление Эль-Ниньо |
Реферат | Лео Бернетт |
Реферат | Жорж Батай |
Реферат | Софокл |
Реферат | Экология. Основные законы и проблемы экологии |
Реферат | Семейство бобовые |
Реферат | Дмитрий Писарев |
Реферат | Отражение Премудрости Божией в тварном мире |