--PAGE_BREAK--§ 2. Физическое лицо как субъект трудового права
В современных условиях рыночной экономики практически все физические лица имеют двойной статус, получив законодательно закрепленную возможность участия в трудовых отношениях либо в качестве работника, либо в качестве работодателя, и даже одновременно в качестве того и другого. Поэтому в содержании трудовой правосубъектности физического лица нужно различать обе правовые возможности и предпосылку их одновременного существования, т. е. в отличие от традиционной трактовки трудовой правосубъектности физических лиц как возможности участвовать в трудовых отношениях в качестве работника сейчас следует говорить и о работодательской правосубъектности физических лиц. К сожалению, эта сложная проблема не получила достаточной разработки в научной и учебной литературе по трудовому праву.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что сложилось фактически три разновидности правового статуса физических лиц как субъектов трудового права, а точнее — субъектов трудовых отношений.
Первый — общий правовой статус физического лица, определяющий его правовое положение как потенциального работника.
В соответствии с ним возможность быть субъектом трудового права связывается с достижением определенного возраста, когда физическое лицо юридически признается обладающим способностью к регулярному труду и способностью отвечать за свое поведение и отношение к труду. Согласно Конвенции МОТ № 138 (1973) «О минимальном возрасте для приема на работу» возраст, с наступлением которого физическое лицо признается обладающим общей трудовой правосубъектностью, не должен быть ниже 15 лет или возраста получения обязательного школьного образования. С наступлением этого возраста физическое лицо признается обладателем права самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду. Действующее российское законодательство о труде, допуская в порядке исключения возможность приема на работу молодежи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях, по достижении ими 14-летнего возраста, с согласия родителей, усыновителей или попечителя, отступает от международных норм.
Кроме того, надо учитывать принятую на 86-й сессии Международной конференции труда 18 июля 1998 г. Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, которая обязывает государства — члены МОТ, независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции, соблюдать, содействовать применению и претворять добросовестно принципы основополагающих прав, в частности «запрещение детского труда», т. е. труда лиц, возраст которых ниже 15 лет.
Видимо, этим обусловлено включение в ТК РФ нормы, устанавливающей три возрастные категории лиц, с которыми допускается заключение трудового договора: общий — с лицами, достигшими 16-летнего возраста, и два специальных (15 лет — для лиц, получивших к этому возрасту основное общее образование либо оставивших обучение в общеобразовательном учреждении; 14 лет — для учащихся, желающих, с согласия родителей, заниматься в свободное от учебы время легким трудом, не причиняющим вреда здоровью и не нарушающим процесса обучения). Однако принятие такой нормы не устраняет противоречий с международными положениями о минимальном возрасте приема на работу, а, учитывая постоянные жалобы на перегрузку учащихся, можно полагать, что работа как причинит вред их здоровью, так и нарушит процесс обучения.
Следует отметить, что основной принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в Конституции РФ (ст. 37) и ТК РФ (ст. 4), не обязывает трудоспособных физических лиц вступать в трудовые отношения, поскольку принцип свободы труда дает возможность выбора рода деятельности, профессии, вида занятости.
В частности, предоставление такой возможности и привело к изменению норм о трудовом договоре, так как физическое лицо, занявшееся предпринимательской деятельностью и зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, выступает уже не в качестве работника (его работа — предпринимательская деятельность), а работодателя.
Вопросы работодательской трудовой правосубъектности физических лиц не урегулированы трудовым законодательством, и поэтому на практике они решаются на основе норм ГК РФ, регулирующих предпринимательскую деятельность граждан (физических лиц). Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности граждан (физических лиц) входит и возможность заниматься предпринимательской деятельностью, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Но возможность полной реализации гражданско-правовой правосубъектности ограничена отсутствием полной дееспособности у лиц в возрасте до 18 лет. При использовании процедуры эмансипации, установленной ст. 27 ГК РФ, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипированный несовершеннолетний в этом случае наделяется работодательской правосубъектностью в сфере труда и может нанимать работников на основе заключения трудовых договоров наравне с юридическими лицами (ст. 23 ГК РФ).
Наконец, физическое лицо, обладающее трудовой правосубъектностью, может одновременно являться как работником, так и работодателем. Например, реализуя возможность вступления в трудовые отношения, физическое лицо может заключить трудовой договор о выполнении высококвалифицированной и высокооплачиваемой работы в конкретной организации, выступая в качестве потенциального работника.
Одновременно, с учетом предполагаемой большой нагрузки на новой работе, это физическое лицо дает объявление о найме работников для ведения домового хозяйства в собственном доме, а также управления и обслуживания автомобилей, являющихся его собственностью. Здесь физическое лицо выступает уже в другом качестве — как работодатель. В этом случае права и обязанности работодателя, установленные законодательством о труде, осуществляются им самим (физическим лицом).
Содержание правового статуса работника определяют основные (статутные) права и обязанности работника, которые закреплены в ст. 21 ТК РФ и по сравнению с КЗоТ РФ значительно расширены, что отвечает интересам сторон и служит гарантией соблюдения прав сторон и исполнения обязанностей.
При этом стороны имеют возможность использовать все способы защиты нарушенных прав и меры принуждения к исполнению обязанностей (санкции), установленные законодательством о дисциплинарной и материальной ответственности.
Статутные права и обязанности распространяются на все категории работников в соответствии с тарифно-квалификационными актами Минтруда России, к которым относятся Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
продолжение
--PAGE_BREAK--§ 3. Юридические лица (работодатели) как субъекты трудового права
Юридические лица любой организационно-правовой формы в отличие от физических лиц, которые имеют двойной статус, всегда выступают в трудовых отношениях в качестве работодателя. В связи с этим основой их трудовой правосубъектности является работодательская правоспособность. Последняя заключается в их способности заключать с физическими лицами трудовые договоры (контракты) о выполнении работы по определенной трудовой функции (по одной или нескольким профессиям и должностям).
Конкретно содержание трудовой правосубъектности юридических лиц определяется их уставами, разрабатываемыми на основе норм не только гражданского, но и трудового законодательства (в первую очередь разделами устава, регламентирующими порядок управления деятельностью юридического лица).
Трудовая работодательская правосубъектность юридических лиц возникает, как правило, одновременно с гражданской правосубъектностью на основании акта государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным и может выступать как субъект трудового права.
Трудовой работодательской правосубъектностью-могут обладать представительства и филиалы юридических лиц, являющихся их обособленными подразделениями. Они не являются юридическими лицами, но выполняют его определенные функции, действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений. Если по положению представительство или филиал наделены правом приема и увольнения работников и реализация этого права на основании доверенности предоставлена руководителю представительства, филиала, то они пользуются производной трудовой работодательской правосубъектностью и выступают в качестве работодателя в пределах предоставленных им юридическим лицом полномочий.
Иногда в научной и учебной литературе утверждается, что юридические лица (организации) всегда обладают специальной трудовой правосубъектностью.
Это не вполне соответствует положениям гражданского законодательства, устанавливающего правовой статус юридических лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, причем коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Последнее означает, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, как правило, сами определяют набор видов деятельности, не запрещенных законом, и могут для их осуществления принимать работников соответствующих профессий. Поэтому их трудовая правосубъектность не может считаться специальной.
Несколько иное положение у государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий (уставах, учредительных договорах) должны быть определены предмет и цели их деятельности. Поэтому для них выбор видов деятельности ограничен рамками учредительных документов. Особенности правового положения большинства некоммерческих организаций (учреждения, общественные и религиозные объединения, потребительские кооперативы) определяются законами и иными нормативными актами.
Например, правовой статус такой категории учреждений, как образовательные, установлен Законом РФ «Об образовании». В соответствии с ним в федеральную компетенцию входит установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, определяющего в том числе их статус как субъектов трудового права, а также регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях.
Согласно данному Закону к компетенции образовательного учреждения относятся: 1) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; 2) установление структуры управления, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; 3) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами, а также надбавок и доплат к должностным окладам работников, порядка и размеров их премирования; 4) разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов.
Все образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг (научно-исследовательских, экспертных, консультационных) без снижения нормативов и (или) абсолютных размеров гго финансирования.
Таким образом, в законодательстве прослеживается тенденция к наделению их правом самостоятельно определять содержание их трудовой правосубъектности путем расширения видов осуществляемой ими деятельности. Поэтому основная специальная работодательская правосубъектность юридических лиц, определяемая учредителем (учредителями), расширяется ими за счет самостоятельного инициативного расширения видов деятельности, обеспечивающих дополнительное финансирование.
Эта тенденция, как следует из сказанного, касается даже бюджетных организаций, которые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеют право вести предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (ст. 50 ГК РФ).
продолжение
--PAGE_BREAK--