Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Основные формы недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности

Российская Академия Правосудия Центральный филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
г. Воронеж
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Российское предпринимательское право»
вариант 3 (К-О)
Выполнила:
студентка 4 курса
группы ЦЗЮ 1-03
Колесникова Ю.В.
1. Основные формы недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Государственная поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности провозглашена в Консти­туции Российской Федерации (ч. 1 ст. 8).
Под конкуренцией подразумевается состязатель­ность субъектов предпринимательства, когда их само­стоятельные действия эффективно ограничивают воз­можность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответст­вующем товарном или финансовом рынке.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельно­сти на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.) определяет, что:
недобросовестнаяконкуренция— любые направ­ленные на приобретение преимуществ в предпринима­тельской деятельности действия хозяйствующих субъ­ектов, которые противоречат положениям действую­щего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и спра­ведливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;
монополистическаядеятельность— противоре­чащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Запрещаются действия (бездействие) хо­зяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего до­минирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:
— изъятие товаров из обращения, целью или результа­том которого является создание или поддержание де­фицита на рынке либо повышение цен;
— навязывание контрагенту условий договора, невы­годных для него или не относящихся к предмету догово­ра (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабо­чей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касаю­щихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);
— создание условий доступа на товарный рынок, обме­на, потребления, приобретения, производства, реализа­ции товара, которые ставят один или несколько хозяй­ствующих субъектов в неравное положение по сравне­нию с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
— создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
— нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
— установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
— сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или за­казы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
— необоснованный отказ от заключения договора с от­дельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответст­вующего товара.
В исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны право­мерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негатив­ные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения (далее — соглашение) или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяе­мых товаров), которые приводят или могут привести к:
— установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
— повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;
— разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуе­мых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
— ограничению доступа на рынок или устранению с не­го других хозяйствующих субъектов в качестве продав­цов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
— отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Также запрещается заключение хозяйст­вующими субъектами, действующими на рын­ке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйст­вующих субъектов. Запрещается заключение соглаше­ния или осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем то­варном рынке хозяйствующими субъектами, получаю­щими (потенциальными приобретателями) и предос­тавляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, уст­ранение конкуренции.
Данные положения не применяются к хозяйствую­щим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35%. В исключи­тельных случаях подобные соглашения или согласован­ные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положи­тельный эффект от их действий, в том числе в социаль­но-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйст­вующими субъектами предусмотрена федеральными законами.
Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение указанных требований является основанием для ликвида­ции в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.
Федеральным органам исполнительной власти, ор­ганам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных орга­нов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъ­ектов, создают дискриминационные условия деятель­ности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:
— вводить ограничения на создание новых хозяйст­вующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление от­дельных видов деятельности или производство опре­деленных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Феде­рации;
— необоснованно препятствовать осуществлению дея­тельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
— устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на про­дажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
— давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении ра­бот, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приори­тетов;
— необоснованно препятствовать созданию новых хо­зяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятель­ности;
— необоснованно предоставлять отдельному хозяйст­вующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
Проекты решений федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного само­управления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ от­дельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.
Запрещается наделение полномочиями, осуществ­ление которых имеет либо может иметь своим резуль­татом ограничение конкуренции, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или органи­заций. Запрещается совмещение функций феде­ральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйст­вующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Россий­ской Федерации.
Запрещается заключение в любой форме соглаше­ний или осуществление согласованных действий феде­ральных органов исполнительной власти, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти ор­ганов или организаций между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограни­чение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к:
— повышению, снижению или поддержанию цен (тари­фов), за исключением случаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Россий­ской Федерации, Правительства Российской Федерации;
— разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуе­мых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на рынок или устра­нению с него хозяйствующих субъектов. При проведении конкурса не допускается:
— создание преимущественных условий участия в кон­курсе, в том числе доступа к конфиденциальной инфор­мации, уменьшение платы за участие в конкурсе для от­дельных участников конкурса;
— участие в конкурсе организаторов конкурса, их со­трудников и аффилированных лиц;
— осуществление организатором конкурса координа­ции деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конку­ренции между участниками конкурса или ущемление интересов eго участников;
— необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.
Нарушение правил, установленных Федеральным законом, является основанием для признания судом конкурса недействительным.
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
— распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяй­ствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
— введение потребителей в заблуждение относитель­но характера, способа и места изготовления, потреби­тельских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
— некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
— продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллек-туальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического ли­ца, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
— получение, использование, разглашение информа­ции, составляющей коммерческую, служебную тайны и охраняемую законом тайну.
Не допускается недобросовестная конкуренция, свя­занная с приобретением и использованием исключи­тельных прав на средства индивидуализации юридиче­ского лица, индивидуализации продукции, выполняе­мых работ или оказываемых услуг.--PAGE_BREAK--
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должно­стные лица), физические лица, в том числе индивиду­альные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления анти­монопольным органом его законной деятельности.
Сведения, составляющие коммерческую, служебную тайны и охраняемую законом тайну и полученные анти­монопольным органом при осуществлении своих пол­номочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
В случае разглашения сотрудниками антимонополь­ного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат воз­мещению в соответствии с гражданским законодатель­ством. Слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стои­мость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных Федеральным за­коном минимальных размеров оплаты труда, осуществ­ляются с предварительного согласия антимонопольно­го органа.
Лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, пред­ставляют в антимонопольный орган помимо докумен­тов, представляемых в регистрирующий орган в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присое­динение коммерческих организаций, сведения об ос­новных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную переч­нем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.
Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявите­лю в письменной форме о принятом решении.
В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.
Антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов обнару­жено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостовер­ной, а равно, если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйст­вующего субъекта или хозяйствующих субъек­тов.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):
— о создании, слиянии и присоединении некоммерче­ских организаций (ассоциаций, союзов, некоммерче­ских партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
— об изменении состава участников (членов) неком­мерческих организаций (ассоциаций, союзов, неком­мерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух ком­мерческих организаций;
— о создании коммерческих организаций, если сум­марная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. установ­ленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, а также о слиянии и присоединении ком­мерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Государственная регистрация коммерческих орга­низаций, а также внесение записи об исключении из единого государственного реестра юридических лиц коммерческих организаций осуществляются регистри­рующим органом при наличии предварительного согла­сия антимонопольного органа. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осущест­вляются:
— приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получа­ет право распоряжаться более чем 20% указанных ак­ций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его обра­зовании;
— получение в собственность, пользование или владе­ние одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериаль­ных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего пред­мет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;
— приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяю­щих определять условия ведения хозяйствующим субъ­ектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
Порядок формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, определяется Правительством Рос­сийской Федерации.
Хозяйствующие субъекты, суммарная стоимость акти­вов которых по последнему балансу превышает 100 тыс. установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, или хозяйствующие субъекты, внесенные в реестр хозяйствующих субъектов, имею­щих долю на рынке определенного товара более 35%, обязаны уведомить антимонопольный орган об избрании физических лиц в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы) в течение 45 дней с момента избрания.
Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организа­ции или осуществляющей предпринимательскую дея­тельность некоммерческой организации, занимающим доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистиче­ской деятельности.
Под систематическим осуществлением монополи­стической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установлен­ном порядке фактов монополистической деятельности.
Предписание о принудительном разделении (выде­лении) коммерческой организации принимается при наличии следующих условий:
— если это ведет к развитию конкуренции;
— возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
— отсутствия между ее структурными подразделения­ми тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продук­ции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
— возможности юридических лиц в результате реорга­низации самостоятельно работать на рынке определен­ного товара.
Предписание антимонопольного органа о принуди­тельном разделении (выделении) коммерческих осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или ор­ганом, уполномоченным им, с учетом требова­ний, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть ме­нее шести месяцев.
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ­ления, иные наделенные функциями или правами ука­занных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе ин­дивидуальные предприниматели, обязаны выполнить действия, предусмотренные решением или предписа­нием антимонопольного органа, в установленный в нем срок.
Привлечение к ответственности лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, не освобождает их от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа, представить ходатайство (уведомление) для рассмотрения или совершить преду­смотренные антимонопольным законодательством действия.
Доход, полученный в результате нарушения антимо­нопольного законодательства хозяйствующим субъек­том, чьи действия в установленном порядке признаны монополистической деятельностью или недобросове­стной конкуренцией, в случае неисполнения соответст­вующего предписания подлежит взысканию в феде­ральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответст­венность.
Гражданско-правовая выражается в возмещении хозяйствующему субъекту убытков, причиненных моно­полистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией.
Административная выражается в наложении штрафа в соответствии со ст. 23 Закона о конкуренции, а на должностных лиц органов власти, управления, руково­дителей хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей — предупреждение и наложении соответствующего взыскания (ст. 24 Закона о конку­ренции, ст. 157.1, 157.2 КоАП).
Руководители хозяйствующих субъектов, должност­ные лица органов власти, управления, виновные в по­вторном в течение года совершении нарушений анти­монопольного законодательства — уголовная ответст­венность (п. 4 ст. 24 Закона о конкуренции). Статья 178 УК — уголовная ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монополь­но высоких или низких цен, ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической дея­тельности, установления или поддержания единых цен.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика організації слухання та інтерпретації музики в початкових класах
Реферат Тигры
Реферат Психодиагностическое поле потребителя и компетентность в общении с клиентами специалиста в сфере сервиса и туризма
Реферат Акредитивна форма розрахунків
Реферат Сумочка-косметичка: використання технології ручного плетіння гачком та бісером
Реферат История либерализма в России 2
Реферат Понятие государственного бюджета
Реферат Civil War Causes And Impacts Essay Research
Реферат Расчёт экономической эффективности от внедрения новой техники
Реферат Фотон. Super Calc 4
Реферат Foreign Policy Essay Research Paper The United
Реферат Israeli Palestinian Conflict Essay Research Paper Israeli
Реферат А.С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания
Реферат Святой Валентин
Реферат Территориальные особенности машиностроительной отрасли в г Севастополь