Реферат по предмету "Право"


Некоторые проблемные вопросы земельного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан

Некоторые проблемные вопросы земельного
законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан

Гималетдинова И.М.

С
апреля 1991 года действует Земельный кодекс РСФСР, который регулирует земельные
отношения, возникающие в процессе проведения земельной реформы. В связи с
принятием Конституции РФ Президентом России был издан Указ от 24 декабря 1993
года № 2287 “О приведении земельного законодательства Российской Федерации в
соответствие с Конституцией Российской Федерации”. Этим Указом признаны
недействующими многие статьи Земельного кодекса РСФСР.

Анализ
действующих статей земельного законодательства РФ о государственном земельном
контроле показывает некоторое отставание его от требований времени, что
проявляется в следующем:

земельное
законодательство РФ не определило мероприятия, необходимые для достижения целей
и задач рационального использования и охраны земель;

отсутствует
порядок, правила, по которым совершаются действия специально уполномоченных
органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель;

в
качестве наказания за нарушение земельного законодательства применяется штраф,
а не ликвидация последствий нарушения, приведение участков в пригодное для
использования состояние;

не
проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной
собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности;

требуется
усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного
законодательства;

наряду
с применением карательных мер воздействия, необходимо применять
предупредительные меры негативных явлений использования земельных ресурсов.

Если
проанализировать нормативные акты в регионах, то можно отметить, что они сходны
друг с другом, наблюдаются заимствование и единообразное решение
земельно-правовых проблем.

Насколько
нам известно из ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения
землей. В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и иные
нормативные правовые акты субъектов РФ. В данном случае, региональное
законодательство призвано решать земельно-правовые проблемы, исходя из
специфики тех или иных региональных особенностей в республиках, областях
(например, по управлению земельным фондом, природными, экономическими
особенностями).

В
Республике Башкортостан Земельный кодекс был принят 22 марта 1991 года с
последующими изменениями и дополнением законами РБ от 5 августа 1996 года и 25
февраля 1999 года. Согласно пункту 14 Приложения к закону РБ № 143-З от 30
декабря 2000 года “Перечень нормативных актов РБ, действие которых
приостанавливается с 1 января 2001 года”, ряд статей Земельного кодекса РБ,
имеющих важное значение, приостановлены. В силу этого на практике возникают
вопросы: как быть, чем руководствоваться.

Так,
например, приостановлена ст. 1 ЗК РБ, в которой указывается, на основании каких
нормативных актов земельное законодательство относится к ведению Республики
Башкортостан, а ведь Договор между Российской Федерацией и Республикой
Башкортостан от 3 августа 1994 года и Конституцию РБ никто не отменял. То же
самое можно сказать про ст. 2 ЗК РБ, которая гласит, что земля в Республике
Башкортостан является достоянием ее многонационального народа, а вопросы
владения, пользования и распоряжения землей регулируются законодательством РБ;
положения данной статьи взяты из Конституции РБ.

П.
2 ст. 7 тоже приостановлен, хотя в нем идет речь о том, какие субъекты являются
участниками земельных отношений. Однако, если посмотреть на п. 1 ст. 7, можно
заметить, что земельные отношения - это отношения между органами
государственной власти, органами местного государственного управления, органами
местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения,
пользования и распоряжения землей, а также по поводу государственного владения
земельными ресурсами. То есть ситуация такова, что земельные отношения
существуют, а между кем они складываются, не понятно. Причем в п. 3 данной
статьи сказано, что граждане и юридические лица других субъектов РФ,
иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут
выступать участниками земельных отношений.

П.
2 ст. 30 приостановлен. В нем сказано, что перевод земель лесного фонда в лесах
первой группы в земли других категорий для целей, не связанных с ведением
лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется Кабинетом
Министров РБ. Тогда на практике встает вопрос: кому предоставлен теперь перевод
лесного фонда, кто этим занимается? Приостановлены статьи о формах
собственности на землю, правах граждан и юридических лиц на земельные участки,
хотя некоторые положения этих статей заимствованы из Конституции РФ и ГК РФ,
которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4
Конституции РФ).

Таким
образом, в сложившейся ситуации невозможно использовать действующую правовую
основу для осуществления государственного земельного контроля и добиться
эффективного использования и охраны земель.

Как
следует из Федеральной целевой программы “Развитие земельной реформы в
Российской Федерации на 1999-2002 годы”, утвержденной Постановлением
Правительства РФ № 694 от 26 июня 1999 года, необходимо разработать
законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение
порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление
административной и уголовной ответственности за нарушение земельного
законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель,
направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев,
пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении
плодородия почв. Также нужно укрепить взаимодействие органов, осуществляющих
государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов
прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных
целевых проверок по соблюдению земельного законодательства.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.