Реферат по предмету "Экономика"


Производство как основа жизни общества

ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
Кафедра экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине  «Экономическая теория»
Вариант № 18

Студентки заочного факультета
Финансы и кредита
1 курс группа 22513/18
Мелеховец Елены Борисовны
224014 г. Брест ул. Задорожная 6 кв. 19
тел. 8-(0162) 243522

БРЕСТ 2003

СОДЕРЖАНИЕ
 
1.ПРОИЗВОДСТВОКАК ОСНОВА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА                3
2. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИПРИВАТИЗАЦИЯ                                                  4
3. ПОТРЕБНОСТИ ИПРОИЗВОДСТВО: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ                                                7
4. СУЩНОСТЬКОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ НЕГАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ                                                                  12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ                                  16

1. ПРОИЗВОДСТВОКАК ОСНОВА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
 
Производство – этодеятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности.Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надопроизводить. Вот почему производство есть объективная необходимость.
Назначение производства –удовлетворение потребностей человека и общества. Достигается это в ходевзаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной в такомвзаимодействии выступает человек, то можно сделать еще одно важное уточнение:производство – это процесс преобразования природы человеком, — животныеприспосабливаются к природе, человек же подчиняет ее себе.
Совокупность всех сил,используемых человеком в процессе производства (включая физические и духовныеусилия самого человека), в экономической теории обозначается понятием«производительные силы».
Развитию производительныхсил присущи две прогрессивные тенденции – они становятся все менее материало- итрудоемкими. Первая тенденция знаменует спасение природы, вторая – спасениечеловека. В противном случае возрастающие масштабы производства поглотили бы нетолько природу, но и человека. Между тем в современной экономике он выделяетсяиз непосредственного процесса производства, становится над ним, рядом с ним,получая возможность развития того, что природой даровано только человеку, — интеллектуально-духовных способностей.
2. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯИ ПРИВАТИЗАЦИЯ
 
Национализация – этоотчуждение или передача имущества частных лиц в собственность государства.Национализация осуществляется на основе государственных актов и выкупагосударством имущества. Национализация распространяется на отрасли производствав которых ведение хозяйствования происходит на основе коллективной или частнойсобственности, которая становится неэффективной и нерентабельной. Наглядныйпример национализации проходил в России в 1917 году, когда государство отобралоу населения все, что было можно отобрать и национализировать.
Приватизация в переходнойэкономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, инаделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределенияобщественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимаютпродажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельныхграждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственныхпредприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различныхорганизационно-хозяйственных формах — от индивидуальных предпринимательств довсех видов корпораций.
Главное содержаниеприватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанныхна том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики»плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал каксамовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций,жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Зарождение и развитиеотношений по капиталу (при сохранении в превращенной форме отношений по труду)кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия итребуют новых механизмов их согласования. Впроцессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода правсобственности) появляются новые социальные категории — собственников(акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, такимобразом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественныхгрупп и отношений.
По существу,приватизирующиеся предприятия переходного периода — это основная ячейка, гдесовершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность итемпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проходимойэкономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала),принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы кприватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризацииэкономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рыноккапитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночныхмеханизмов в переходной экономике.
Конкретные методыпроведения реформы собственности зависят от того, накаких принципахпередается государственное имущество новым собственникам. Это, прежде всеговыбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) илибесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации вовсех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имуществоприватизируемых государственных предприятий — все граждане, только членытрудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальнымбыл и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всемэтим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссиисоциально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является однимиз наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.
Огромные массы меняющихформу собственности государственных активов во всех постсоциалистическихстранах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных формприватизации. Причем соображения социальной справедливости, получавшие всебольшую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможныхучастников за счет включения в число новых владельцев активов населения,работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утратившихнекогда право собственности в процессе социалистической национализации.Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикойпроводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях ипредпринимательской деятельности.
Почти десятилетний опытпостсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результативность ееотдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики. Впринципе, все разнообразие методов может быть сведено к следующим: прямаяпродажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатнаяпередача активов работникам компаний, массовая ваучерная приватизация.
Возможна и болеедетальная группировка форм приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующиеспособы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов,массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольногопакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация,безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранногокапитала. Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь ввиду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации,а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении спотенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформысобственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.

3. ПОТРЕБНОСТИИ ПРОИЗВОДСТВО: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
 
Категория деятельностивыражает собой качественно специфический тип активности живых систем,характеризующийся, прежде всего таким признаком, как продуктивность, она носитпродуктивный характер. В этом её специфика и коренное отличие от живых систембиологического уровня. Существенное отличие человеческого общества от обществаживотных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, тогда, как людипроизводят. Уже одно это – единственное, но фундаментальное – различие делаетневозможным перенесение, без соответствующих оговорок, законов животных обществна человеческое общество.
Деятельность человека,предметна, т. е. и активность и деятельность направлены на овладение предметомпотребности. Но если в первом случае предмет потребности – природная вещь в ее,так сказать, природно-готовом, естественном виде, то во втором случае предметпотребности – продукт, произведенный человеком из вещества природы и по законамприроды. Для удовлетворения своих потребностей человек трудится и тем самым,регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, т. е. приводя вдвижение свои естественные силы (руки, ноги, голову, пальцы), человек оказываетсяспособным присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственнойжизни. Такое изменение характера человеческой активности ведет к тому, чтоудовлетворение потребностей происходит непосредственно, т. е. деятельностьчеловека направлена не на непосредственное овладение предметом потребности, ана овладение средством труда, с помощью которого в последующей деятельностиприродный предмет (предмет труда) преобразуется, приспосабливается кпотребностям, становясь продуктом труда. Это изменение характера связующегозвена – замена биологической активности преобразовательной деятельностью – иопределяет качественно новое соотношение между существенно важными факторамивоспроизводства человека – его деятельностью, ее результатами и потребностями.
Удовлетворениепотребностей зависит не просто от наличия в природной среде тех или иныхпредметов, способных стать предметом потребностей, а главным образом – отхарактера и уровня развития труда, то есть практической преобразовательнойдеятельности способной преобразовать предмет в продукт труда для удовлетворенияпотребностей.
Природа человеческихпотребностей, характер их формирования и роль в жизнедеятельности человекавсегда были объектом пристального внимания как обществоведов – философов,социологов, экономистов, психологов – всех, кто исследует многообразныеобщественные явления, так и ряда представителей естественных наук – тех из них,которые изучают объекты живой природы, источники и особенности их активности,функционирования и самовоспроизводства.
Современное состояниеряда наук и практической деятельности в странах обуславливает возможность инеобходимость все более глубокого и всестороннего исследования этих детерминантчеловеческой деятельности.
Во-первых, задача анализасути и закономерностей формирования потребностей общества обуславливается егоспецифической сущностью, вырождающейся в основном законе функционированияобщества, требующем непосредственной подчиненности всей системы деятельностиобщества его действительным, общественно-необходимым потребностям.
Во-вторых, накопленбольшой эмпирический и теоретический материал в ряде наук – биологии,психологии, экономике, этике, эстетике, социологии – позволяющий сделатьопределенный шаг вперед в теоретической разработке проблемы потребностейчеловека, которая, и осуществляется в трех основных направлениях. Это:
а) исследованиеметодологических и социологических аспектов взаимосвязи системы потребностей исистемы деятельности общества;
б) анализ понятийнойстороны проблемы потребностей человека, рассмотрение взаимосвязи категориипотребности с другими категориями той или другой науки;
в)конкретно-социологический анализ всего реального богатства взаимосвязей междуразного рода и вида потребностями человека и соответствующими видамидеятельности, в частности, предпринимаются энергичные исследования этических иэстетических потребностей социальных субъектов.
Многоплановый характерисследований потребностей человека предъявляет «повышенный спрос» на разработкуметодологического аспекта этой проблемы, на анализ ее в рамкахобщесоциологической теории, как категории исторического материализма,понятийное содержание которой и могло бы служить методологической основойконкретных или частно — научных исследований.
Общественные наукиизучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, вчастности, исследует общественные потребности.
Общественные потребности– потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных егочленов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияниепроизводственных отношений социально-экономической формации,  в условияхкоторой складываются и развиваются.
Общественные потребностиделятся на две крупные группы потребности общества и населения (личныепотребности).
Потребности обществаопределяются необходимостью обеспечения условий его функционирования иразвития. К ним относятся потребности производственные, в государственномуправлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охраненияокружающей среды, обороне и т. п.
С экономическойдеятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.
Производственныепотребности вытекают из требований максимально эффективного функционированияобщественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий иотраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалахдля выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях– цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.
Эти потребностиудовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей,которые связаны между собой как производители и потребители.
Личные потребностивозникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступаюткак осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условийжизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.
Являясь категориейобщественного сознания, личные потребности выступают и как специфическаяэкономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми поповоду производства, обмена и использования материальных и духовных благ иуслуг.
Личные потребности носятактивный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека.Последняя в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей:осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их.
С другой стороны, самаэта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей.Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека итем, в конечном счете, полнее они удовлетворяются.
Удовлетворениепотребностей путем так называемого пассивного потребления, не связанного сактивной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта,неизбежно ведет к их обесценению. Поэтому именно сама активная деятельность человекаявляется фактором роста потребностей, их качественного совершенствования,стимулирует проявление закона возрастающих потребностей.
Классификацияпотребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринималипопытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так А.Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкогоэкономиста Геммана, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютныеи относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямыеи косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе частоиспользуется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные(высшие).Под первичными подразумевается потребности человека в еде, питье, одежде т. д.Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальнойдеятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского»не обязательно связанна с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, спредставительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Крометого, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально длякаждого отдельного человека: для некоторых чтение – первичная потребность, радикоторой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище(хотя бы частично).
Можно встретить выражение«человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется виду неразвитостьвысших потребностей, так как потребность в еде или питье заложена самойприродой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствует, скорее всего, оразвитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только спростым насыщением желудка.
Единство общественныхпотребностей (в том числе и личных), характеризующееся внутреннимивзаимосвязями, называется система потребностей.
4. СУЩНОСТЬКОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ НЕГАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
 
Основополагающей чертойкомандно-административной системы является то, что все права собственностипринадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит вруки государству. Так, установление Советской власти в СССР, сразу жесопровождалось целым рядом законов по экспроприации собственности,национализации банков, “Законом о социализации земли” (февраль 1918 года),“Декретом о национализации внешней торговли” (апрель 1918 года), введениемпродотрядов и комбедов, занимавшихся изъятием имущества и сельскохозяйственныхизлишков у “кулаков” и т. д.
Следующей чертойкомандно-административной системы является то, что всё управление народнымхозяйством осуществляется из единого центра. Центр берёт на себяответственность решать основные экономические проблемы общества: чтопроизводить, как производить и для кого производить. Следовательно, поотношению к производителю центр должен являться в своём роде крупныминформационным генератором, он должен обладать информацией о том, какомупредприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и вкаком количестве. Здесь появляется государственный план, который представляетсобой обязательные к выполнению распоряжения центра, направленные конкретнымсубъектам хозяйства – предприятиям, организациям. Упрощённо процесспланирования можно описать следующим образом: на самом верху государственнойпирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей,следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановыйорган (в СССР это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется, стали,пластмасс, резины и прочих материалов для выпуска запланированного объёмаавтомобилей. Следующий этап — расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефтии другом сырье для производства исходных материалов. Такая процедураповторяется с каждым из видов продукции. Затем подсчитывается, сколько должнобыть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифрадоводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всемиостальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана вотраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получаетзадание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разныхвидов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания повсем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый заводдолжен поставить в каждый квартал будуще­го года. Директор завода распределяетсвой план по цехам, цех — по участкам и так далее вплоть до работника-сталевара.
К принципамкомандно-административной системы (если рассматривать идеальную модельсоциализма) можно также отнести то, что она предполагает уничтожение рыночногомеханизма как децентрализованной системы связи на основе ценовых сигналов и ликвидацию денежной системы. Отсюда вытекает и следующий принцип плановойэкономики — определение доли каждого участника процесса производстваосуществляется на основе трудовых затрат, что удостоверяется квитанциями,«трудовыми чеками» или другими подобными документами. Такой порядок, по мнениютеоретиков социализма, уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию.Как пишет профессор Альберт Ерёмин в своей книге “Объективные источникиэкономического развития при социализме”, «за годы строительства социализма экономическийсчет еще не пришел к естественному мерилу труда — времени», но «по сути процесс шел именно к этому: существовал прямойучет затрат труда на выпуск той или иной продукции непосредственно в рабочемвремени, который был первичной основой для денежной формы учета. Приустановлении цены на изделие органы ценообразования исходили из трудоемкостиего изготовления, а затем умножали ее на «цену» в рублях одногонормированного часа».
Если рассматриватьполитическую сферу, то здесь в качестве принципа командно-административнойсистемы можно выделить монополию государственной власти, её однопартийность и жесткий политический контроль с еёстороны, который «исключает любые  несанкционированные формы массовой активности.
Командно — административная система обладает рядом серьёзных недостатков, из-за которых,считают многие, сама мысль о построении социалистического государства носитутопический характер. Рассмотрим эти недостатки.
В качестве главногонедостатка командно-административной системы выделяют невозможность плановыхзаданий объективно отражать потребности общества в тех или иных товарах. Ведьдля того, чтобы определить, сколько  единиц каждого продукта нужно обществу, центр должен обладатьинформацией о потребностях людей, их вкусах и предпочтениях.
В качестве недостаткакомандно-административной системы многие выделяют также и то, что центр,стремясь расписать номенклатуру выпускаемой продукции в натуральном выражениивплоть “до гвоздя”, должен содержать огромный бюрократический аппарат, поглощающийзначительные трудовые и материальные ресурсы. Назвать точно размер бюрократическогоаппарата при СССР невозможно, поскольку списки номенклатуры являлисьсекретными, и о них официально ничего не сообщалось.
К недостаткамкомандно-административной системы можно отнести и то, что у производителейотсутствуют стимулы повышать качество товаров массового потребления и внедрятьболее эффективные производственные технологии. Причина тому – отсутствиеконкуренции.
В числе важныхнедостатков социалистической системы выделяют также отсутствие высоких стимуловк труду, так как при ней отсутствует мотив личной выгоды. Так, доход производителя в этой экономической системе прямо независит от того, сколько и какой продукции он произвел – он фиксирован иопределяется исключительно занимаемой должностью. Многие считают, что самаприрода человеческой натуры такова, что при коллективном ведении хозяйства онникогда не будет трудиться также добросовестно, как если бы работал на себя,причём это свойство человеческой натуры невозможно ничем искоренить.
К недостаткамкомандно-административной системы относят также и большие размеры теневогосектора. Так, уже к началу 70-х годов 3-4% ВВП СССР производилось в теневомсекторе, а в период с начала 60-х по конец 80-х в среднем масштабы теневогосектора увеличились в 30 раз. Однако нужно отметить, что после развала СССРразмеры теневого сектора не уменьшились.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Бартенев С. А.Экономические теории и школы (история и современность): курс лекций. – М.:Издательство БЕК, 1996. – 352с.
2. Блауг М.Экономическая мысль в ретроспективе. Москва,1994.
3.  Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическаятеория и переходная экономика. – М.: «ИНФРА — М», 1996. – 560с.
4.  История экономических учений. Москва:Изд-во МГУ, 1994.
5. Курс экономики:Учебник. / Под ред.Б.А.Райзберга.-М.: ИНФРА-М,2001.-716 с.
6.  Курс экономической теории» подредакцией проф. Чапурина М. Н., проф. Киселёвой Е. А.- Киров, «АСА»,1997 г.
7.  Макконнелл К. Р., Брю С. Л.Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Т.1. – М.: «Туран», 1996. –400с.
8.  Ховард К., Эриашвили Н. Д., НикитинА.М. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.-398 с.
9. Экономика.Учебник / Под ред. Булатова А. С.-М., 2000
10.  Ядгаров Я. С. История экономическихучений. – М.: Экономика, 1996. – 249с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Work And Labour Essay Research Paper Work
Реферат Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества
Реферат Между свободой и принуждением
Реферат «Художнє конструювання виробів»
Реферат Peloponnesian War Essay Research Paper The Peloponnesian
Реферат Что есть Каспий и как его поделить?
Реферат Адаптация отчетности предприятия ОАО Пивоваренная компания "Балтика" к зарубежным стандартам учета и анализа
Реферат Травление и формовка анодной алюминиевой фольги
Реферат Профориентация детей-инвалидов по зрению
Реферат Основные требования, предъявляемые к учебным научным работам
Реферат История земельных отношений в России
Реферат Формирование образовательного контента с использованием облачных технологий
Реферат Сущность и значение исполнительной власти в системе государственной власти
Реферат Деятельность Всемирной Торговой Организации после Уругвайского раунда. Взаимоотношения Республики Беларусь с ВТО
Реферат Упрощённая система налогообложения