--PAGE_BREAK--Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.
Согласно ст.13 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.
Далее, независимость судей — главное условие существования в стране самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. Независимость судей Конституционного Суда РФ выражается и в том, что судьи Конституционного Суда РФ при принятии решений должны руководствоваться только Конституцией РФ. Это означает, что все другие нормативные и законодательные акты страны не могут быть положены судьями Конституционного Суда РФ в основу своих решений. Судьи Конституционного Суда РФ должны осуществлять конституционный контроль в стране, поэтому они при принятии решений руководствуются только Конституцией РФ. Кроме того, для полноценного осуществления конституционного контроля в стране судьям необходимы и другие гарантии их независимости[[6]].
Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.
Законом, устанавливающим материальные и социальные гарантии судей, является Закон о статусе судей. Но для судей Конституционного Суда на основании последнего предложения комментируемой статьи был издан Указ Президента от 14 сентября 1995 года N 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»
Указ N 941 неизменной редакции действует до сих пор. В соответствии с ним обеспечение гарантий независимости судей Конституционного Суда, в том числе материальных, установленных законодательством РФ.
Снижение уровня материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда, в том числе размера денежного вознаграждения, продолжительности отпуска, условий медицинского, санаторно-курортного и социально-бытового обслуживания, транспортного и информационного обеспечения, не допускается.
Денежное вознаграждение судьи Конституционного Суда состоит из должностного оклада, доплат к должностному окладу за квалификационный класс, выслугу лет, надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, денежных премий и других видов выплат, предусмотренных иными нормативными актами. Должностной оклад судьи определяется в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда в следующих размерах:
оклад заместителя Председателя Конституционного Суда — 98% оклада Председателя Конституционного Суда;
оклад судьи-секретаря Конституционного Суда — 95% оклада Председателя Конституционного Суда;
оклад «обычного» судьи Конституционного Суда — 90% оклада Председателя Конституционного Суда.
Судьи Конституционного Суда, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере 5% оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, — 10% оклада. Судьи Конституционного Суда, имеющие почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получают доплату в размере 10% должностного оклада. На указанные доплаты имеют право и судьи Конституционного Суда, пребывающие в отставке.
Оклады судей «в рублях», от которых считаются надбавки, устанавливаются и повышаются указами Президента.
Судье Конституционного Суда предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно (судьи Конституционного Суда уходят в отпуск, как правило, в конце июля). При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска судье оказывается материальная помощь в размере 2-месячного денежного вознаграждения, т.е. оклада со всеми надбавками.
Судье не позднее трех месяцев после назначения на должность и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставляется во внеочередном порядке в г. Москве благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Судье на весь срок его полномочий выдается дипломатический паспорт. При направлении судьи в служебную командировку за границу ему устанавливается надбавка к суточным в иностранной валюте в размере 30% нормы суточных.
Судье выплачивается ежемесячная надбавка за знание и использование в работе иностранного языка в размере 20% должностного оклада. Указ не уточняет, увеличивается ли кратно эта надбавка за знание каждого иностранного языка.
Судье ежемесячно выделяются средства на представительские расходы в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. Отчет о расходовании этих средств не представляется.
Все виды почтовых и телеграфных отправлений судьи Конституционного Суда, по его желанию, пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
Судье, чьи полномочия прекращаются в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности, истечением срока полномочий, просьбой об отставке, с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу, а также по причине неспособности по состоянию здоровья выполнять свои обязанности, выплачивается выходное пособие в размере его годового денежного вознаграждения.
Наряду с указанными гарантиями судьи Конституционного Суда имеют и другие гарантии[[7]].
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком.
3. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации Действующая Конституция по сравнению с предыдущей увеличила численный состав Конституционного Суда с 15 (фактически были избраны и работали 13) до 19 судей. Это обусловлено как усложнением задач, стоящих перед Конституционным Судом в современный период, так и стремлением обеспечить посредством назначения новых судей (прежние сохранили свои полномочия) баланс в составе Суда представителей различных профессиональных и жизненных ориентаций и убеждений.
Конституция определяет порядок назначения судей Конституционного Суда (п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 128), который конкретизирован в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Конституционные судьи назначаются Советом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах в конституционные судьи могут вноситься Президенту различными органами, организациями и учреждениями, указанными в ч. 1 ст. 9 Закона.
Закон от 21 июля 1994 г. внес принципиальные изменения в структуру и организацию деятельности Конституционного Суда, направленные на повышение ее эффективности и оперативности. Прежде Суд действовал в едином составе судей. Новый закон предусмотрел образование двух палат, что открыло возможность осуществлять конституционное судопроизводство тремя коллегиями — в форме пленарных заседаний и заседаний палат. При этом каждая палата выступает как Конституционный Суд — решения, принятые как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях палат, юридически равнозначны: они являются решениями Конституционного Суда.
Палаты равноправны. Этому принципу в наибольшей степени соответствовало бы их образование с равным числом судей. Однако идея образования палат возникла уже после того, как общее число судей Конституционного Суда было определено в Конституции. Поэтому в палаты входят соответственно 10 и 9 судей.
Важной гарантией независимости Конституционного Суда, равенства прав судей являются положения Закона об избрании самими судьями из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.
Осуществление конституционного судопроизводства посредством пленарных заседаний и заседаний палат потребовало разграничить компетенцию Конституционного Суда между ними. Закон установил, что в пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда (ч. 1 ст. 21). Вместе с тем имеются вопросы, подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. Одни из них носят юрисдикционный характер, другие являются организационными. Они определены как в ч. 2 и 3 ст. 21, так и в других статьях Закона о Конституционном Суде (ст. 15, ч. 4 ст. 17, п. 1 и 7 ч. 1, ч. 5 ст. 18, п. 3 и 4 ч. 1 ст. 24, ст. 26, 42, 47, ч. 3 ст. 111). На палаты возложено разрешение дел, отнесенных к ведению Конституционного Суда и не подлежащих рассмотрению, согласно Закону о нем, исключительно в пленарных заседаниях (ст. 22). Перечень этих дел весьма обширен. Практика показывает, что основной объем работы Конституционного Суда приходится на палаты[[8]].
Глава 2. Процедура рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации
1. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации Статья 36 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» отделяет повод от основания рассмотрения дела Конституционным Судом. Повод и основание к рассмотрению дела указываются в каждом постановлении Конституционного Суда. Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд. Без обращения, т.е. без повода, Конституционный Суд не вправе рассматривать какие-либо дела.
В зависимости от того, кто и по какому вопросу направляет обращение в Конституционный Суд, оно именуется как запрос, жалоба или ходатайство. Часть первая статьи 36 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» рассматривает их как «формы» обращений, но фактически это их наименования, поскольку статья 37 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает «общие требования к обращению».
Исчерпывающие случаи направления обращения в определенной форме — запроса, жалобы или ходатайства — предусмотрены в статье 125 Конституции и конкретизируются Законом. «Запросу» посвящены части 2, 4 (за исключением жалоб граждан), 5 и 7 статьи 125 Конституции; «жалобе» — часть 4 статьи 125 Конституции (за исключением запросов судов)[[9]].
Следовательно, обращение в Конституционный Суд в форме жалобы должны направлять граждане и приравненные к ним лица на нарушение их конституционных прав и свобод законом (положением нормативного акта), примененном или подлежащим применению в конкретном деле. О ходатайствах статья 125 Конституции не упоминает, но Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает, что в форме ходатайства в Конституционный Суд должно направляться обращение о разъяснении решения Конституционного Суда (статья 83) и о разрешении спора о компетенции (статья 92).
Все субъекты обращения в Конституционный Суд едины в своей цели — добиться принятия решения в своих интересах. Поэтому главное, руководствуясь частью первой комментируемой статьи и не давая Конституционному Суду первый же повод отказать в принятии обращения к рассмотрению, — не ошибиться с названием обращения в Конституционный Суд (запрос, жалоба или ходатайство). Например, гражданин не может обжаловать конституционность закона запросом.
Поступление обращения в Конституционный Суд не влечет его рассмотрение сразу непосредственно Конституционным Судом, т.е. судьями. До него обращение подлежит рассмотрению Секретариатом на основании статьи 40 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», который, в частности, проверяет соответствие Закону формы обращения (запрос, ходатайство, жалоба) в Конституционный Суд.
В обращении в Конституционный Суд как поводе для рассмотрения дела должно содержаться обоснование неопределенности в понимании положений Конституции
Недопустимо направлять обращение без обоснования такой неопределенности, предоставляя выявлять ее Конституционному Суду.
Заявители в своих обращениях в Конституционный Суд обычно придают неопределенности в конституционности оспоренных ими положений значительно большую степень, чем она имеется на самом деле (например, приводя в обоснование своей позиции одно положение закона и умалчивая о другом, «невыгодном» заявителю). Конституционный Суд учитывает это с точки зрения допустимости обращений[[10]].
2.Решения Конституционного Суда Российской Федерации и их виды Все акты Конституционного Суда РФ именуются решениями. По всем процессуальным вопросам и действиям Конституционного Суда РФ также принимаются акты в форме решений. Статья 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» установила виды решений, которые принимает Конституционный Суд РФ.
Получается, что в конституционном судопроизводстве неуместно употреблять выражения «постановления Конституционного Суда РФ», как это имеет место в гражданском и арбитражном судопроизводстве, где все акты именуются постановлениями и лишь часть из них — решениями. В конституционном судопроизводстве все акты именуются решениями. Поэтому в отношении конституционного судопроизводства мы будем говорить о решении в широком смысле данного слова и в узком смысле. В широком смысле под решениями Конституционного Суда РФ можно понимать все акты, которые он принимает. В узком смысле решение Конституционного Суда РФ представляет собой форму акта, принимаемого Конституционным Судом РФ исключительно для оформления процессуальных действий, совершаемых в Конституционном Суде РФ.
Те судебные акты, которыми заканчивается рассмотрение дела по существу, можно именовать решениями Конституционного Суда РФ, но принимаются они в зависимости от предмета рассматриваемого в Суде спора (категории дела) в форме постановления, определения, заключения. Именно этими актами заканчивается рассмотрение дела по существу в Конституционном Суде РФ. Такое судебное решение, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в Конституционном Суде РФ, можно определить как выносимое именем государства решение относительно существа спора сторон в конституционном судопроизводстве или объекта спора. Такое определение решения Конституционного Суда РФ (но, напомним, что не всякого, а только того, которым заканчивается рассмотрение дела по существу) требует пояснения. В тех случаях, когда Конституционный Суд РФ рассматривает дела по спорам о компетенции, о соответствии каких-либо нормативных актов Конституции РФ, речь идет об объекте спора. В данном случае это не выраженный во внешнем мире предмет, как это часто бывает в гражданском судопроизводстве, не вещь, а спор, возникающий из публичных правоотношений, выраженный в конфликте двух актов (Конституции РФ и акта, который обжалуют на соответствие Конституции). В таком деле, как, например, заключение на правильность, соблюдение процедуры выдвижения обвинения против Президента РФ, речь идет именно о существе спора, поскольку проверяются конкретные действия, конфликта статей Закона и Конституции РФ нет.
продолжение
--PAGE_BREAK--