Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


История Советсткого флота History of the Soviet fleet

--PAGE_BREAK--3.4. Сторожевые корабли

После заметного перерыва возобновилось проектирование и строительство сторожевых кораблей. Группой конструкторов во главе с Я.А. Копержинским в 1937–1939 гг. был разработан проект сторожевого корабля «Ястреб» (проекта 29). До начала войны успели спустить на воду шесть кораблей этой серии. В годы войны (1944 г.) головной корабль «Ястреб» был сдан флоту по откорректированному проекту 29. Водоизмещение сторожевика – 998 т, скорость –33,5 уз. В состав артвооружения входили три 100–мм пушки и четыре 37–мм зенитных автомата. Имелся трехтрубный 450–мм торпедный аппарат. На борт принималось до 24 мин. На корме устанавливались два бомбосбрасывателя с комплектом глубинных бомб. Пять остальных кораблей, спущенных на воду, достроены по проекту 29К после войны.

Сторожевой корабль типа «Ураган» проекта 2 создан коллективом конструкторов во главе с В.А. Никитиным. Головной корабль вошел в строй в сентябре 1931 г. Его водоизмещение 600 т, скорость хода 25 уз. Вооружение состояло из двух 102–мм и двух 45–мм пушек, одного трехтрубного 450–мм торпедного аппарата. В качестве главных двигателей корабля применена вполне современная двухвальная котлотурбинная установка, размещенная эшелонировано.

Большим недостатком корабля было отсутствие гидроакустических средств поиска подводных лодок. До начала войны было построено и сдано флоту 18 сторожевых кораблей различных проектов.

3.5. Советские торпедные катера

В 1931 году конструктор Н. С. Некрасов предложил путем увеличения размеров существующих глиссеров создать высокоскоростной мореходный катер большего водоизмещения, торпедное и артиллерийское вооружение которого позволяло бы ему успешно сражаться как с кораблями, так и с самолетами противника.

Основным типом такого катера в советском флоте стали торпедные катера типа  Г–5 и Г–6. Катер Г–5 имел корпус из дюралюминия, водоизмещение около 18 т. Был  вооружён двумя торпедами 533–мм калибра, был способен развивать скорость до 52 уз.

1 сентября 1934 года, в мастерских ЦАГИ заложили головной Г–6 внешне схожий с Г–5, однако значительно превосходивший его размерами, водоизмещением и вооружением. В его корпусе размещалось 8 (!) моторов ГАМ–34, развивавших суммарную мощность 6640 л/с. и сообщавших катеру скорость свыше 40 узлов. 45–мм орудие и 5 пулемётов должны были позволить Г–6 надёжно прикрывать выход в атаку и отход группы малых торпедных катеров. Но самым необычным было торпедное вооружение Г–6: оно состояло из трех желобных и одного поворотного трехтрубного торпедных аппаратов, расположенных в кормовой части катера.

Двадцатого марта  1936 года он был спущен  на воду в Севастополе  (без палубного торпедного аппарата). 20 июня 1939 года Г–6 вступил в строй флота в качестве вспомогательного судна. Его водоизмещение составляло 86 т, суммарная мощность восьми авиационных бензиновых двигателей 6640 л. с., скорость хода 42 узла. Длина наибольшая 36,5 м,  ширина 6,6 м, среднее углубление 1,9 м. Вооружение: три жалобных торпедных аппарата, один   трехтрубный поворотный торпедный аппарат, 45–мм орудие, пять пулеметов, три мины или глубинных бомбы.

Во время испытаний катер водоизмещением 55 т. (без вооружения) развил рекордную скорость – 55,3 узла. В серию этот катер не пошел, в боях Великой Отечественной войны не участвовал. В 1944 году балтийские моряки использовали его для заправки топливом в море торпедных катеров типа Г–5.

К началу Великой Отечественной войны флот имел 269 торпедных катеров, преимущественно типа Г–5.

В 1938 г. по заказу НКВД был разработан корабль морской пограничной охраны проекта 122. Военно–Морской Флот использовал этот проект в несколько измененном виде в качестве большого охотника за подводными лодками. По проекту 122А (главный конструктор Н.Г. Лощинский) была заложена серия больших охотников. Первые два – «Артиллерист» и «Минер» – вошли в состав Каспийской флотилии в ноябре 1941 г. Через три года их вместе с другими кораблями этого проекта перебазировали на Черноморский флот.

3.6. Малые охотники

Накануне и в ходе войны в большом количестве строились малые охотники за подводными лодками типа МО–2 и МО–4 (главный конструктор Л.Л. Ермаш), водоизмещением 56 тонн, с полной скоростью 25,5 уз. Корпус этих кораблей был деревянным. Вооружение включало две 45–мм пушки, имелись два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами. На борт катера принимались 4 мины. Охотник оснащался переносной шумопеленгаторной станцией.

С 1943 г. на флот стали поступать малые охотники за подводными лодками типа ОД–200, водоизмещением 47 тонн, со скоростью 28 уз. Их вооружение состояло из 37–мм и 25–мм автоматов. Всего было построено 334 малых охотника типа МО–2, МО–4 и ОД–200. Малые охотники стали самыми универсальными кораблями Великой Отечественной войны. Они высаживали десанты, несли дозорную службу, конвоировали транспорты, эскортировали подводные лодки, подавляли огненные точки на берегу.

Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194 (главный конструктор А.Н. Тюшкевич) строились в осажденном Ленинграде и поступали на Балтийский флот с июня 1943 г. Их водоизмещение составляло 61 т, скорость доходила до 23 уз., на вооружении имелись 45–мм пушка и 37–мм автомат, два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами, гидроакустическая станция. Всего было построено 66 бронированных охотников. Они предназначались для действий в шхерных районах, осуществляли огневую поддержку сухопутных войск, участвовали в десантных операциях.

В предвоенные годы получили дальнейшее развитие противоминные корабли. Проект быстроходного эскадренного тральщика (проект 59) разработан к концу 1938 г. под руководством главного конструктора Л. М. Ногида. Кроме контактных тралов, на нем предусматривался и электромагнитный трал. Артвооружение включало две 100–мм и одну 45–мм пушки, три 37–мм автомата. Головной тральщик «Владимир Полухин» и второй корабль «Василий Громов», заложенные в 1939 г., проходили приемосдаточные испытания и передавались флоту в Ленинграде в 1942–1943 гг. Водоизмещение тральщика составляло 879 т. Паротурбинная установка позволяла развивать скорость без трала 22,4 уз, с тралом до 19 уз. Имелись бомбосбрасыватели и бомбометы с глубинными бомбами, гидроакустическая станция.

Масштабы строительства противоминных кораблей и качество трального вооружения в советском флоте далеко не соответствовали масштабам и совершенству минного оружия, примененного в первые же дни Великой Отечественной войны. Постройка тральщиков даже не предусматривалась шестилетней и пятилетней кораблестроительными программами, хотя проектирование их началось еще в 1930 г. Эскизный проект выполнялся секцией НТК под руководством Ю.А. Шиманского.

Главным конструктором тральщика типа «Трал» проекта 3 был Г.М. Веркасо. При проектировании учитывался опыт эксплуатации дореволюционного тральщика типа «Клюз». Заложенный осенью 1933 г. в Севастополе головной корабль «Трал» вошел в состав Черноморского флота летом 1936 г. Его водоизмещение составляло 476 т, полная скорость под дизелями не превышала 18 уз. Главным вооружением корабля были тралы Шульца, змейковый и параван–трал. В ходе строительства тральщиков в проект 3 вносились изменения, улучшающие тактико–технические характеристики корабля. Так появились новые проекты –53,58,53У.

К середине 1941 г. было построено всего 40 тральщиков, что явно не удовлетворяло потребностям флота для надежной защиты от минной опасности. К тому же построенные тральщики оказались не приспособленными для траления мин с неконтактными взрывателями. Потребовалась разработка принципиально новых неконтактных тралов.

3.7. Речной флот

Основу речных флотилий, прежде всего Днепровской и Амурской, составляли мониторы. Для первой из них на судостроительном заводе Киеве в 1934 г. построен первый монитор «Ударный» водоизмещением 252 т. Его артиллерия состояла из двух 130–мм и двух 45–мм орудий. 1936 г. в состав флотилии вошли шесть новых  мониторов типа «Железняков». На них были установлены по два 102–мм орудия во вращающейся башне, а также по три 45–мм пушки.

Амурская флотилия пополнялась более мощными мониторами «Хасан», «Перекоп», «Сиваш» проекта 1190, построенными на заводе «Красное Сормово» (достраивались в Хабаровске). Они вступали в строй уже в годы Великой Отечественной войны и после нее. На флотах имелись и канонерские лодки.

В 1937-1938 гг. Центральное конструкторское бюро Киевского судостроительного завода «Ленинская кузница» разработало проект  «монитора для среднего течения реки Амур», получившего обозначение «СБ-57». Во главе проекта стоял М.М.Бойко, уже  имевшим  опыт  подобных  разработок при создании легких речных мониторов  типа «Левачев» (СБ-37). В 1940 году на стапелях верфи «Ленинской кузницы» на берегу Рыбальского затона Днепра под заводскими номерами («СБ-156», «СБ-157» и «СБ-158») были заложены корпуса трех мощных речных кораблей. Первоначально их предполагалось включить в состав  Краснознаменной Амурской флотилии для замены  речных мониторов типа  «Ленин» ( бывшие русские башенные канонерские лодки типа  «Шквал» 1907- 1910 годов постройки).

В  июне  1940 года  к  СССР  были  присоединены территории Бессарабии и Северной Буковины, в  результате  чего новая  граница Советского Союза с Румынией стала проходить непосредственно по Дунаю. Силы Морской пограничной охраны  НКВД СССР были не в состоянии самостоятельно обеспечить защиту  нового рубежа, а отечественная судостроительная промышленность не могла сразу дать флоту такое  необходимое количество кораблей, которое могло бы создать равновесие военно-морских сил на Дунае. Поэтому  появление здесь новой речной флотилии возможно было только за счет уже существующих, и  одна из них – Днепровская — была  расформирована, чтобы  на  ее основе  возникли уже сразу две — Дунайская и Пинская. Однако теперь было необходимо усилить временно ослабленные в  результате этого советские речные  силы  в бассейне Днепра, и было принято решение о том, что мониторы типа «Шилка» будут достраиваться уже для Пинской военной флотилии.

Вступление в строй новых советских речных мониторов было запланировано на 1942 — 1943 годы для замены 4 мониторов типа «Житомир» (бывшие польские типа «Варшава» 1920 года постройки), но  этим планам уже не суждено было сбыться… Начавшаяся Великая Отечественная война серьезно повлияла на реализацию новой судостроительной  программы  Советского ВМФ;  не могла  она  не отразиться  и на судьбе трех строившихся в Киеве мониторов. Уже  в начале  июля 1941 года была организована частичная эвакуация завода «Ленинская кузница» в  более глубокий тыл. Хотя до окончания достроечных работ  на  «Видлице»  и  «Волочаевке»  оставалось не более полутора месяцев, решено было уводить и их — на буксирах вниз  по Днепру — в Запорожье. Но и на Запорожском судостроительно-судоремонтном заводе Наркомата речного флота, куда были приведены на достройку оба монитора, работы закончить тоже не успели — последовал новый приказ: выводить все недостроенные корабли в Черное море. Однако немецкие танки Днепр сразу в нескольких местах, они сделали выход в Черное море практически невозможным. В огромной почти тысячекилометровой — ловушке  оказались  все  корабли  Пинской  военной флотилии, часть боевых кораблей, отошедших с Дуная, и все суда Днепровского и Днепровско-Двинского государственных  речных  пароходств, растянувшиеся  от устья Припяти до Херсона, а вместе с ними – и недостроенные  «Видлица»  и «Волочаевка». Выведенные из Запорожья  оба монитора пришлось возвратить на завод. 18 августа. В тот  же день «Видлица» была разоружена (причем  одна  из  орудийных  башен  была  просто  сброшена в воду), а сам корабль путем открытия кингстонов был затоплен в ковше  судостроительно-судоремонтного завода.

«Волочаевка» была подорвана 4 октября, при  окончательном  оставлении советскими войсками Запорожья. Армейские саперы заминировали  монитор и подорвали его, расколов взрывами на несколько частей.

Последний из трех мониторов типа «Шилка» — «Каховка», находившийся в меньшей, степени готовности, все еще продолжал находиться на стапеле родного завода, однако в связи с неизбежно приближающимся оставлением Киева советскими войсками корпус «Каховки» был спущен на воду и затоплен.

4. Подводный флот СССР

4.1. Подводные лодки типа «Д» и «Л»


Начало подводному кораблестроению СССР положила закладка в 1927 г. шести больших торпедных подводных лодок типа «Декабрист» 1 серии включённых в первую программу военного кораблестроения 1926/27 – 1931/32 гг. Их проектировала конструкторская группа, которую тогда возглавил талантливый конструктор Б. М. Малинин – ученик видных корабельных инженеров К. П. Боклевского и И. Г. Бубнова. Они вступили в строй в 1930–1931 гг. Подводные лодки «Декабрист» в отличие от дореволюционных «Барсов», на смену которым они пришли, были двухкорпусные, клепаной конструкции. Их тактико–технические характеристики не отличались от мировых стандартов того времени. При водоизмещении 941/1288 тонн, они имели главные размерения 76,6 ´6,4 ´3,81 м. Дизель–электрическая энергетическая установка мощностью 2200/1050 л/с. позволяла развивать скорость 14/9 узлов, а дальность плавания составляла 3440/135 миль. На вооружении этот тип лодок имел восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100–мм и одно 45–мм орудия. Экипаж составлял 53 человека. Подводные лодки «Декабрист» вступили в строй в 1930 – 1931 гг.

В 1933 г. отечественная судостроительная промышленность  поставила флоту подводные минные лодки–заградители типа «Ленинец» II серии, разработанные также группой Б.М. Малинина. При водоизмещении 1025/1321 т (надводная/подводная) полуторакорпусные шестиотсечные лодки могли принимать от 14 до 28 мин, которые размещались в двух трубах внутри прочного корпуса. Торпедное вооружение состояло из 12 торпед (шесть в носовых аппаратах и шесть в запасных). Артиллерийское вооружение было аналогично «Декабристу», за исключением дальности плавания в надводном положении (7 – 11 тыс. миль).

Недостатком подводных лодок типа «Ленинец» («Л»), являлось слишком длительное время погружения (до 3 мин) и всплытия.

После подводных минных лодок–заградителей II серии строились семиотсечные лодки этого предназначения XI и ХШ серий с улучшенными характеристиками и вооружением. Новый дизель 1Д позволил повысить надводную скорость. Был увеличен также боекомплект торпед и мин, улучшена обитаемость. Начиная с 1940 г. новые «ленинцы» стали оснащаться шумопеленгаторными станциями «Марс» и приборами звукоподводной связи «Сириус».

К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР насчитывалось 19 подводных минных заградителей типа «ленинец» четырёх серий.

4.2. Лодки типа «Щ»


В 1933 г на вооружение флотов начали поступать средние подводные лодки типа «Щ» («Щука»). «Щуки» строились и сдавались сериями 1933 г. – IIIсерия (4 ед.), 1933 – 1934 гг. – Vсерия (12 ед.), 1934 – 1935 гг. – V–бис–1–я серия (14 ед.), 1935 – 1936 гг. – V–бис–2–я серия (13 ед.), 1936 – 1939 гг. – Xсерия (32 ед.) и 1941 г – X–бис серия (9 ед.).   А к 1941 г. их было построено 84 единицы. В её проектировании, кроме главного конструктора Б.М. Малинина, принимали участие К.И. Руберовский и С.А. Базилевский. Подводная лодка была полуторакорпусной, клепаной конструкции, с булями. Прочный корпус имел шесть отсеков. Последняя серия лодки «Щ» имела водоизмещение 584/700 т. при главных размерениях 58,8 ´6,4 ´4,0 м, мощность энергетической установки 1600/800 л/с., скорость 14/8 узлов и дальность плавания 4500/100 миль. Предельная глубина погружения 90 м. Вооружение состояло из четырёх носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Общий запас торпед – 10 штук. Кроме того, лодка имела два 45–мм орудия. Вооружение оставалось неизменным для всех лодок серии «Щ». Госкомиссия, проводившая приемосдаточные испытания подводной лодки, выявила ряд недостатков: неудачная конструкция торпедно–погрузочного устройства, большая шумность механизмов, плохая обитаемость. В то же время подчеркивались высокие мореходные качества «Щуки», простота и прочность ее конструкции, надежность механизмов.

В V серии была переработана конструкция торпедопогрузочного устройства. За счет установки новых дизелей повышена надводная скорость, несколько снижена шумность механизмов, а на лодках Х серии предусмотрено продувание главного балласта непосредственно воздухом высокого давления. В результате этого, время аварийного продувания балласта сократилось в 3 раза.

4.3. Малые и средние подводные лодки


Самыми многочисленными подводными лодками ВМФ были подводные лодки типа «М» – «Малютка» VIи VI–бис серий, – которые строились под руководством конструкторов А. Н. Асафьева и П.И. Сердюка. Они начали строиться с 1934г. Водоизмещение лодки было 157/197 т, полная надводная скорость 13 узлов, под водой 7 узлов. Лодка была однокорпусной, четырехотсечной, одновальной. На вооружении она имела два торпедных аппарата в носу, без запасных торпед. Артиллерия состояла из одной 45–мм пушки, размещенной впереди рубки.

Головная «Малютка», заложенная в Николаеве в конце августа 1932 г., вступила в состав Тихоокеанского флота в апреле 1934 г. Вся VI серия состояла из 30 лодок. На специальных железнодорожных платформах малые лодки в готовом виде перевозились из Николаева к месту постоянного базирования.

Им на смену в 1940 г. пришли подводные лодки типа «М» XIIи XVсерий. Последние лодки XVсерии вступили в строй в 1944 году. Их водоизмещение увеличилось по сравнению с «малютками» почти вдвое и составило 283/350 т., что позволило установить четыре торпедных аппарата  вместо двух, как это было на первых сериях. Мощность энергетической установки была доведена до 920/960 л.с., а скорость увеличена до 15,5/9 узлов при дальности плавания 3000/85 миль.

К средним лодкам относились и подводные лодки типа «С» («Средняя») IX и IХ–бис серий. Прототипом этих лодок была немецкая субмарина Е–1, с которой ознакомились советские конструкторы в период первого военно–технического сближения СССР и Германии в 30–е годы. Конструкторы советского варианта лодки – В.Н. Перегудов и В.Ф. Критский. Прочный корпус лодки был клепаным, легкий – сварным. При водоизмещении 840/1000 т семиотсечная лодка имела четыре торпедных аппарата в носу, два в корме. В составе артвооружения – 100–мм и 45–мм пушки.

Головная лодка С–1 и вторая С–2 IX серии приняты в состав флота в сентябре 1936 г. Госкомиссия отмечала высокие боевые, мореходные и маневренные качества лодки. Срочное погружение занимало всего 45–60 секунд. При мощности энергетической установки 4000/1100 л/с, надводная скорость лодки составляла около 20 уз., при дальности плавания 8200/135 миль. Автономность составляла 30 суток.

Серийные подводные лодки типа «С» IХ–бис серии были существенно модернизированы, оснащены новыми средствами связи и навигации, двумя перископами, шумопеленгаторной станцией. На лодках стали устанавливать новые восьмицилиндровые четырехтактные дизели марки Д–2 с наддувом.

4.4. Эскадренные подводные лодки типа «П»

Особое место в подводном кораблестроении занимает спроектированная А.Н. Асафовым в 1930–1931 гг. эскадренная подводная лодка типа «П» («Правда») IV серии.

   Предполагалось, что, имея сильную артиллерию, состоящую из двух 100–мм и одной 45–мм орудий, лодка может участвовать в эскадренных морских боях и во взаимодействии с надводными кораблями атаковать вражеские корабли. Водоизмещение двухкорпусной «Правды» составляло 931/1685 т, полная надводная скорость 20 уз., подводная – около 10 уз. Подводная лодка имела 6 торпедных аппаратов, четыре – в носу, два – в корме, дальность плавания в надводном положении 5535 миль. Впервые в кораблестроении на этой лодке были применены наружные шпангоуты прочного корпуса.

По замыслу конструктора высокая надводная скорость лодки, должна была достигаться тем, что её корпусу придавались обводы обычного миноносца. Однако в результате этого высокий борт превращал субмарину в прекрасную мишень для артиллерии.  Во время ходовых испытаний было выявлено, что вследствие малой осадки и большой длины корпуса гребные винты оголялись даже при относительно небольшом волнении. Это приводило к неравномерным нагрузкам на соединительные муфты валов, вызывавшим деформацию мест стыка деталей. После тщетных усилий исправить дефект решили обычные муфты заменить гидравлическими. Положение исправилось, но из–за  проскальзывания муфт в масле скорость лодки снизилась на 4 узла.

Зато ряд других недостатков – медленное погружение вследствие огромного запаса плавучести (около 80% от нормального водоизмещения), в результате чего время погружения достигало более трёх минут, плохая устойчивость на глубине – вообще оказались неисправимыми. Поэтому командование Военно–Морским Флотом приняло решение ограничиться строительством только трех лодок IV серии: «Правды», «Звезды», «Искры» (П–1, П–2, П–З). Все они вступили в строй 23 июня 1936 года в состав Балтийского флота в качестве учебных и опытовых кораблей.

Было бы несправедливым утверждать, что подлодки типа «Правда» состояли исключительно из недостатков. Хотя их скорость и оказалась меньше проектной, они, тем не менее, к моменту своего ввода в строй, были самыми быстроходными в нашем флоте. Многочисленные клапаны  кингстонов балластных цистерн управлялись электроприводом, что позволило достичь заметной экономии сжатого воздуха и уменьшения его запаса. После ввода подлодок в строй их конструкция перетерпела ряд усовершенствований и модернизаций. Так были переделаны башни главного калибра – они были срезаны на одну треть вместе с крышей, и орудия оказались только в лёгком ограждении. Впоследствии подобная установка артиллерии практически без изменений перешла на крейсерские лодки XIVсерии типа К.

Подводные лодки типа «Правда» оставили заметный след в истории Великой Отечественной. Им принадлежит первый опыт перевозки грузов в осаждённые и блокированные военно–морские базы. В сентябре 1941 года П–1, взяв на борт около 20 т груза для осаждённого гарнизона Ханко, вышла из Кронштадта. Однако до конечной цели она не дошла – очевидно, погибла на минах.

В декабре 1941 года П–2 пришла из Кронштадта в Ленинград, имея на борту 700 тонн топлива для электростанции, приняв его в цистерны главного балласта. Задание было выполнено, но лодка за время перехода получила 14 пробоин от вражеских снарядов. После осмотра повреждений её ремонт признали нецелесообразным.

Дольше всех прослужила П–3 («Искра»). Поначалу обстоятельства сложились для неё не слишком удачно: в сентябре 1941 года она получила прямое попадание авиабомбы. После ремонта и некоторого усиления зенитного вооружения П–3 была включена в систему ПВО Ленинграда, одновременно являясь зарядовой станцией для подлодок, уходивших в боевые походы. В 1944 году лодку переквалифицировали в учебную, а в конце 40–х годов исключили из списков флота и разобрали на металл. 

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Здоровьесберегающие технологии в школе
Реферат «.. .Я тоже современник». Восприятие послереволюционной эпохи в стихах О.Э. Мандельштама
Реферат Световые оповещатели в системах СОУЭ. Методики применения
Реферат Женский портрет в романе ЛН Толстого Война и мир на примере образа Элен
Реферат Устройство терморегулятора и его виды
Реферат Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Реферат Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультета
Реферат Персия при Кире Великом
Реферат Герои произведений А Платонова
Реферат Решение проблемы низкой конкурентоспособности продукции
Реферат A Land Rembered Essay Research Paper The
Реферат Значение досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений
Реферат Политические представления древних греков
Реферат Психологическая и сексуальная парная дисгармония и демографическая проблема в России
Реферат Egypt Essay Research Paper IntroductionMany people