Реферат по предмету "Разное"


Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

На правах рукописиЮсуповаГурия ИслангараевнаВлияние глобализации на этноконфессиональную ситуацию на Юге РоссииСпециальность 09.00.13 – Религиоведение,философская антропология, философия культурыАвтореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наукМахачкала – 2009Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Региональном центре этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАННаучный консультант: -доктор философских наук, профессор^ Алиев Абдул-Гамид КурбановичОфициальные оппоненты: -доктор философских наук, профессорАбдулкадыров Юсуп Нурмагомедович -доктор философских наук, профессор^ Яхьяев Мухтар Яхьяевич -доктор политических наукДибиров Абдул-Насыр ЗираровичВедущая организация – ГОУ ВПО Дагестанский государственный педагогический университет Защита состоится 24 апреля 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212.053.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при ГОУ ВПО Дагестанском государственном университете по адресу: 367025, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Батырая, 1.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО Дагестанского государственного университета.Автореферат разослан: «___» ____________ 2009г.Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор К.Г. Гусаева^ Общая характеристика работыАктуальность диссертационного исследования. Южный федеральный округ (ЮФО) Российской Федерации включает в себя один из самых больших и неспокойных регионов в стране, где исламские традиции имеют глубокие корни и богатую историю. Этим регионом является Северный Кавказ. Отметим, что цивилизационный облик региона исторически сформировался под сильным исламским влиянием. Здесь религиозная и этническая идентичность часто смешивались и подменяли друг друга. И нельзя сказать, что исламская или религиозная идентичность являлась преобладающей на протяжении исторического развития этносов региона. Известны случаи, когда объединенные этнососедскими связями жители различных соседних сел выступали против своих единоверцев. В то же время ислам не раз становился идеологическим знаменем различных политических, национально-освободительных движений. На рубеже 20в. на Юге России и, прежде всего, в регионах компактно заселенных этносами, исповедующими ислам, широко развернулось движение, ставившее своей целью возрождение ислама и определение ему соответствующего места в обществе. Оно с самого начала носило крайне сложный и противоречивый характер. С одной стороны, в нем отразилось элементарное стремление людей, считающих себя мусульманами, открыто исповедовать религию (или просто следовать обрядам) своих предков, не опасаясь при этом преследований. С другой стороны, для мусульманского духовенства возрождение ислама давало возможность укрепить свой статус в обществе, получить новые источники доходов, влиять на органы власти, образование, культуру. Поэтому развитие получил, прежде всего, т.н. традиционный ислам, выражающийся в следовании религиозным традициям, свойственным исламу в России, при этом, не отвергающий широкие контакты с зарубежными исламскими центрами. Традиционализм не является монолитным течением. Но в целом его последователи настроены на эволюционный путь развития религиозных и общественных институтов, отвергая революционную ломку существующего порядка.1 В то же время влияние общемировых тенденций на развитие ислама в современной России проявилось в политизации ислама, росте религиозно-политического экстремизма и нетерпимости. Исламский фундаментализм сумел на рубеже тысячелетий занять на Северном Кавказе достаточно обширную нишу, образовавшуюся вследствие возникшего в обществе идеологического вакуума. Болезненный характер этнического и исламского Возрождения в регионе, по нашему мнению, связан с радикальными геополитическими и социально-политическими трансформациями, произошедшими в России после распада СССР. Характеризуя современную этноконфессиональную ситуацию на Юге России, И.П. Добаев пишет: «Общество и государство на Юге России стоят перед вызовом новой эскалации напряженности. Нельзя считать окончательно урегулированными и разрешенными чеченский и осетино-ингушский конфликты – в их недрах происходят изменения, которые могут снова взорвать ситуацию. Возникают и новые очаги открытого межэтнического противостояния, наиболее опасный из них в Дагестане. Высокий потенциал межэтнической напряженности существует в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, то есть практически по всей территории Южного федерального округа. И везде в этих процессах присутствует «исламский фактор», активно взаимодействующий с национальными (националистическими) элементами. Вопрос опасной исламизации и этнизации общественных процессов на Юге России вновь выдвигается в повестку дня».2 Юг России является наиболее взрывоопасным регионом российского геополитического пространства. Именно здесь своеобразно проявляется историческая матрица геополитических и этнополитических закономерностей. Геополитическое положение региона в наибольшей степени определяет характер внешнеполитических факторов обеспечения стабильного и безопасного развития региона. Вторая характеристика региона – этнополитическая и этноконфессиональная специфика. Именно здесь произошли наиболее серьезные конфликты в межэтнической сфере, получили распространение религиозно-политический экстремизм и терроризм., В этом регионе сохраняется реальная угроза целостности и безопасности России, так как в настоящее время на Северном Кавказе усилилось противоречие между процессами глобализации и регионализации в межэтнической, конфессиональной и культурной сферах. Глобализация привела к новым размежеваниям социокультурного характера, обострила проблемы этнической и религиозной идентичности. Ряд исследователей прогнозируют «столкновение цивилизаций», войны по культурно-религиозному признаку в качестве ближайшей перспективы мирового развития. Вопросы культурного взаимопонимания и этноконфессиональной толерантности рассматриваются сторонниками концепций межцивилизационного и межкультурного диалога. Актуальность исследования заключается в том, что безопасность – это именно тот алгоритм, который может объединить отдельных граждан и государства, культуры и цивилизации, Восток и Запад. В условиях, когда угрозы человечеству приобретают глобальный характер, необходимо создание системы глобальной безопасности, которая должна складываться из безопасности отдельных государств, народов, отдельных индивидов. «Единство и столкновение интересов государств и социумов в ноосферном масштабе диктуют необходимость не столько выбора какого-то оптимального строя, сколько сопряжения различных систем и цивилизаций».3^ Степень научной разработанности проблемы. В имеющейся научной литературе до сих пор не рассматривались проблемы трансформации этноконфессиональных отношений на Юге России в условиях глобализации. Глобализация как общественное явление, определяющее развитие современного мира, рассматривается зарубежными и российскими учеными. Они выделяют, как правило, три основных аспекта: 1) Глобализация как основная тенденция развития человечества в ХХI в.: Мюллер К. Глобализация. - Франкфурт-Нью-Йорк, 2002; Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. - М., 2001; Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М., 1997; Дилигенский Г.Г. Глобализация: перспективы демократии // Полития -1999, № 3; Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. Горбачев-Фонд. - М., 2003; Панарин А. С. Глобальное прогнозирование. - М., 2000; Панарин А. С. Агенты глобализма. - Москва, 2000, № 1-7; Чешков М. А. Глобальное видение и новая наука. - М ., 1998; Чешков М. А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Общественные науки и современность.1998, № 5; Василенко И. А. Политическая глобалистика. - М., 2003; Яковец Ю.А. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М., 2003; Яковец Ю.А.История цивилизаций. - М., 1997; Яновский Р. Г. Глобальное изменение и социальная безопасность. - М., 1999; Яновский Р.Г. Социальная динамика гуманитарных перемен. - М., 2001;Федотов А. П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. - М., 2002 и т.д. 2) Место ведущих стран и их групп в глобализирующемся мире: Василенко И. А. Геополитика. - М., 2003; Василенко И. А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. - М.., 1998; Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М., 1999; Гаджиев К. С. Геополитика Кавказа. - М., 2003; Гаджиев К.С. Введение в геополитику. - М.., 2003; Киссинджер Г. Дипломатия. - М., 2004; Гаджиев К. С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины. // Полис,1996, №2; Гусейнова М. А. Политика США в Закавказье и интересы России. Научно-аналитический доклад. - М.,1999; Дугин А. Геополитика. - М.,1997; Митрофанов А. Шаги новой геополитики. - М.,1998; Нартов Н.А. Геополитика. - М.,2003; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003; Хантингтон С. Третья волна демократизации. - М., 2004; Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М., 2003; Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии,1990 . №3; Назаретян А. «Столкновение цивилизаций» и «Конец истории» // Общественные науки и современность,1994. № 6; Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2004; Цыганков А.П., Цыганков П.А. Плюрализм или обособление цивилизаций? Тезис Хантингтона о будущем мировой политики в восприятии российского внешнеполитического сообщества //Вопросы философии, 1998. № 2; Цыганков А.П. Несостоявшийся диалог с Фукуямой. О западных идеях, многокультурном мире и ответственности интеллектуалов //Вопросы философии, 2002. № 8; Цыганков П.А. Международные отношения. - М., 1996, Цыганков А.П., Цыганков П.А. социология международных отношений – М., 2006, Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. - М.,2003. 3) Возможное место России в новом геопорядке и трансформационные процессы в ней: Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигмы, модели, стратегия. - М., 2001; Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. - М., 2001; Российское общество и радикальные реформы. Мониторинг социальных и политических индикаторов. Под ред. Левашова В.К. - М., 2001; Никонов В.А. Россия в глобальной политике ХХI века // Общественные науки и современность, 2002. № 6; Ракитянский Н.М. Россия и вызовы глобализации // Социологические исследования,2002. № 6; Россия: трансформирующееся общество. Под ред. Ядова В.А. - М., 2001; Загладин Н.В. Новый мировой беспорядок и внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения, 2000. № 1; Человек и этносы в трансформирующемся обществе: социальные девиации и пути их преодоления. - Ростов-на-Дону, 2004, Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в 21 веке. Геополитика. Антология – М., 2006 и др. Все эти публикации отражают отдельные аспекты проявления глобализации и лишь в своей совокупности дают общее представление по данному вопросу. На первом этапе изучения понятия «глобализация», охватывавшего период примерно с 60-х до 90-х гг. ХХ в., исследования проводились в основном методами анализа ситуаций, который предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала. И только на втором этапе началось применение прогностических методов. По мнению Ю.Д. Гранина, каждый автор вкладывает в понятие «глобализация» собственный смысл, содержание которого варьируется в зависимости от идеологических предпочтений и дисциплинарной принадлежности автора.4 Суть происходящих в наше время трансформационных процессов в социальном пространстве российского общества анализируется в научных публикациях таких ученых, как Галкин А.А., Голенкова З.Т., Заславская Т.И., Рывкина Р.В., Староверов В.И., Руткевич М.Н., Ядов В.А. и др. Взаимовлиянию межэтнического фактора и социально-политических трансформаций посвящены следующие работы: Дробижева Л.М. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М., 1996; Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России // Автор проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева.- М.,1998; Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность //Автор проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. - М., 2002; Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М., 2003; Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. - М., 2004; Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. - М., 2002; Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. - М., 2002; Солдатова Г.У. Психология межкультурных различий. - М., 1997; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998; Тишков В.А. Этничность и власть в полиэтнических государствах. - М., 1994; Тишков В.А. Этнополитология и политика. - М., 2001; Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. - М., 2001; Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. - М., 2003; Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2005; Хоперская Л.А. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону, 1998; Этнополитические и этнокультурные процессы в ХХ веке // Отв. ред. В. А. Тишков, С.В. Чешко, - М., 1996. В работе использованы труды дагестанских ученых, освещающие современные трансформационные процессы, этноконфессиональные и этнополитические отношения в республике - Алиева А. К., Алиевой В. Ф., Абдулагатова З.М., Абдулаева Д.М., Мустафаева М.Б., Мустафаевой М.Г., Муртузалиева С.И., Муслимова Т.К., Какагасанова Т.К., Магомедовой М.З.Мусаевой С.И. Цапиевой О.К., Багомедова М.А., Гаджиева Г.Н., Магомедова А.А., Дибирова А.З., Ханбабаева К.М., Эфендиевой Д.А. и др. В ходе работы над диссертацией автором были проанализированы научные исследования отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматриваются современные геополитические трансформации – З. Бжезинского, С. Хантингтона, К. Райз, Ф.Фукуямы, Г. Киссенджера, В. Дергачева, А. Дугина, И. Василенко, Б. Исаева, К. Гаджиева, В. Колосова, Н. Мироненко, Н. Нартова, А Цыганкова, П. Цыганкова и других. Ими разрабатываются проблемы фундаментальной геополитики – современные геополитические парадигмы, вопросы теории и концепции жизненного пространства, осевого пространства, морского могущества, атлантизма, евразийства, геополитические трансформации современности, особенности российской и кавказской геополитики. Геополитика Каспийско-Кавказского региона в контексте региональной и национальной безопасности исследуется в научных трудах И.П. Добаева, В.В. Черноуса, З.С. Арухова, В.Е. Мишина, В.Н.Рябцева, Г.В. Волкова, К.С. Гаджиева, С.Н. Епифанцева, Д.В. Кротова, М.М. Шульги, И.В. Юрченко, М.А. Аствацатуровой, Ю.Н. Белозерова, Г.Д. Гриценко, С.А. Ивановой и др. Кроме того, диссертантом были использованы работы философов, политологов, социологов, конфликтологов, правоведов, историков, экономистов, демографов по основным вопросам социально-экономического, этнополитического, этноконфессионального развития Юга России и Дагестана. Геополитическим аспектам безопасности посвящены диссертации Алексеева С.А., Волкова В.В., Володина А.В., Кротова Д.В., Сусловой Е.С., Скворцовой Т.А., Рогозина Д.О.5, авторефераты Вагабова Н.М., Вок Г.Б., Махуловой З.А.6 Важное место в диссертации отводится анализу взаимовлияния этнического, конфессионального факторов и геополитики. Полиэтничность и поликонфессиональность – основные социокультурные характеристики Юга России, поэтому влияние на них внешних факторов воздействия стало предметом исследования во второй главе работы. Существующий в современной российской геополитике так называемый субнациональный подход заключается в увязке геополитики и этнополитики в единый концептуальный комплекс. Роль религиозного фактора в современном обществе рассматривается в трудах В.В. Бартольда, Е.А. Беляева, О.Г. Большакова, А.В. Васильева, Л.С. Васильева, А.А. Игнатенко, г.М. Керимова, Л.К. Климович, А.В. Малашенко, Н.А. Смирнова и др. Проблемы этноконфессиональных отношений в субъектах ЮФО изучают такие ученые, как М.А. Абдуллаев, А.В. Авксентьев, А.К. Алиев, М.В. Вагабов, Н.М. Вагабов, Р.Г. Гаджиев, К.Г. Гусаева, Г.М. Курбанов, И.П. Добаев, М.И. Ибрагимов, Э.Ф. Кисриев, А.М. Магомеддадаев, С.И. Мусаева, К.М. Ханбабаев, М.А. Омарова, В.В Черноус, А.Р. Шихсаидов, А.М. Ярлыкапов, М.Я. Яхьяев . Различные аспекты этноконфессионального развития Юга России и Республики Дагестан анализирует в своих многочисленных научных публикациях известный дагестанский ученый К.М. Ханбабаев.7 Так как Республика Дагестан является наиболее характерной структурной единицей ЮФО, соединяющей в себе типичные особенности всего региона, а также в современных условиях представляет из себя форпост российской геополитики, ее национальных интересов и национальной безопасности на Кавказе, существенное внимание в диссертации уделяется исследованию особенностей современной геополитической, этнополитической и этноконфессиональной ситуации в республике. Наиболее системно и целенаправленно этногеополитические проблемы Республики Дагестан исследовались известным ученым и политическим деятелем Дагестана З.С. Аруховым. Изучению влияния геополитического фактора на этноконфессиональную ситуацию в регионе, проблемам религиозно-политического экстремизма и терроризма, создания эффективной системы противодействия им посвящены его монографии и научные статьи. Различные аспекты российской геополитики и геостратегии на Северном Кавказе и в Дагестане рассматривались М.М. Гусаевым, Османовым Г.Г., Шаховым Ш.К., Муслимовым Т.К., Айбетовым А.Н., Махуловой З.М. Магарамовым Э.М., Абакаровым А.М. и другими дагестанскими учеными, чьи публикации были использованы автором при работе над диссертацией. Современным проблемам национальной и региональной безопасности посвящены диссертационные исследования Байгаровой К.С., Городиенко В.В., Бондарева В.В.Гальцева И.И., Рыбалка А.Н., Силованова Ю.М., Мамонова В.В.Фролова А.Н., Возженикова А.В., Холина О.В., Королева Г.А., Манилова В.Л. и других.8 Проанализировано и использовано большое количество работ, в которых рассматриваются терроризм и религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе как угроза национальной безопасности. Этой проблематике посвящены многочисленные научные публикации Алиева А.К., Арухова З.С., Гаджиева Р.Г., Гусаева М.Г. Авксентьева В.А., Бережнова С.Е., Бобровникова В.О., Акаева В.Х., Дибирова А.-Н.З., Добаева И.П., Игнатенко А.А., Курбанова Г.М., Курбанова Х.Т., Малашенко А.В., Черноуса В.В., Ханбабаева К.М., Ярлыкапова А.М., Яхьяева М.Я. и других.^ Теоретико-методологическая база диссертационного исследования. В диссертационном исследовании автором использованы научные методы современной философии. В качестве принципа методологии диссертационного исследования выбран системный подход, базирующийся на взаимозависимости различных объектов познания. Системность в познании является субъективно-специфическим отражением системности в объективном мире. Системный подход позволяет исследовать южный регион Российской Федерации как сложную систему, описываемую с помощью некоторой совокупности определенных качественных и количественных характеристик. При исследовании этноконфессиональной ситуации на Юге России были применены такие понятия данного метода, как дифференциация, устойчивость, равновесие и обратная связь. Фактически развитие и безопасность представляют собой две стороны общего процесса жизни человека и общества. Системная методология позволяет осуществить диагностирование и анализ этнополитической и этноконфессиональной устойчивости, стабильности, безопасности региона и всего государства с целью выработки обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений. Системный подход включает в себя системный анализ и системный синтез. Системный анализ позволяет рассмотреть основные структурные элементы или составляющие исследуемого процесса, а системный синтез – выделить общие закономерности исследуемого процесса в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Метод системного синтеза направлен на выявление ключевых переменных и ведущих процессов, определяющих динамику развития и перемен в интересующем нас интервале времени на основе движения от частных примеров к общим закономерностям и выводам. Он позволяет проанализировать специфику, общие закономерности, фундаментальные тенденции и взаимосвязи социальных, этнополитических и этноконфессиональных процессов на территории Северного Кавказа с аналогичными процессами в России, на всем постсоветском пространстве, в мировом сообществе, а также взаимодействие процессов глобализации в мире, их влияние на устойчивое и безопасное развитие Юга России. В работе использован достаточно широкий методологический инструментарий, интегрирующий исследовательские возможности методов философии, социологии, геополитики, этнополитологии, культурологии, стратегического управления, объединенных принципами и подходами сравнительно-исторического, структурно-функционального, системно-синергетиче­ского методов. Именно междисциплинарный подход может обеспечить наиболее надежное и всестороннее раскрытие влияния глобализации на этноконфессиональную ситуацию на Юге России в рамках данного диссертационного исследования. Применение данного подхода позволило наиболее объективно проанализировать конструктивные и деструктивные последствия трансформационных процессов в российском социуме рубежа 20 – 21 столетий. На наш взгляд, радикальные трансформации создали социальную природу неустойчивости, нестабильности в обществе. Проблема же сохранения стабильного социально-политического пространства выдвинула закономерно на первый план задачу обеспечения безопасности государства, отдельной личности. Стабильность и безопасность социального развития, по нашему мнению, определяются уровнем сбалансированности интересов личности, наций, конфессий, общества и государства. Мы считаем, что новые возможности для исследования трансформационных процессов в этносоциальной, этноконфессиональной системе под влиянием глобализационных тенденций открывает системно-синергетическая методология. Использование системно-синергетической методологии дает возможность рассматривать социальное явление в условиях нестабильного общества, когда оно развивается в соответствии с нелинейными законами развития. На бифуркационном этапе развития не срабатывает принцип адаптивности причин и следствия, а незначительные воздействия на систему приводят к значительным последствиям. С точки зрения синергетического подхода, трансформационное развитие общества представляет собой процесс социальной самоорганизации, который реализуется в форме взаимодействия социального порядка и социального хаоса. Синергетика включает в общенаучную картину мира представления о воспроизводимости открытых систем и об их развитии, описываемом в терминах динамического хаоса, причем хаос не всегда рассматривается как сугубо деструктивное начало. По мнению В.С.Степина, «Синергетика сосредотачивает внимание на процессах неустойчивости, состояниях динамического хаоса, порождающих ту или иную организацию, порядок. Теоретическое описание этих процессов основано на введении особых идеализаций»9.^ Объектом диссертационного исследования являются этноконфессиональные процессы в современной России в контексте национальной безопасности.Предметом диссертационного исследования является этноконфессиональная ситуация на Юге России в условиях воздействия глобализационных тенденций, а также влияния радикальных трансформационных процессов в Российской Федерации.^ Целью диссертационного исследования является всестороннее исследование влияния глобализации на этноконфессиональную ситуацию на юге России, выявление основных причин конфликтогенного характера, представляющих угрозу безопасности и стабильности региона. В рамках реализации главной цели диссертационного исследования предусматривается решение следующих задач. - Разработка теоретического инструментария для всестороннего исследования этнополитической и этноконфессиональной безопасности Юга России как самого нестабильного региона Российской Федерации. - Определение объекта и субъекта этнополитической и этноконфессиональной безопасности. - Теоретическое исследование возможностей и особенностей применения системного подхода, а также инструментария системно-синергетической методологии в исследовании проблемы безопасности социального пространства Юга России в условиях мировых и российских трансформационных процессов. - Всесторонний анализ влияния процессов глобализации на трансформационные процессы в социально-политической сфере. - Раскрытие особенностей геополитических трансформаций и места Северного Кавказа в российской геостратегии на современном этапе. - Определение роли и места Республики Дагестан в геополитическом пространстве Российской Федерации в условиях современных изменений на международной арене. - Исследование современной этнополитической и этноконфессиональной ситуации на Юге России, - Раскрытие основных причин этнополитической и этноконфессиональной нестабильности на Северном Кавказе. - Всесторонний анализ причин, особенностей, современного состояния межэтнических конфликтов на Юге России в условиях социальных трансформаций. - Изучение взаимосвязи и взаимовлияния этнополитических и этноконфессиональных процессов на Юге Российской Федерации под влиянием мировых глобализационных тенденций, исследование современных этноконфессиональных трансформаций. - Изучение взаимодействия и взаимовлияния этнического и религиозного факторов. - Анализ религиозно-политического экстремизма и терроризма как серьезной угрозы безопасности и стабильному развитию российского общества. - Всестороннее исследование внешних и внутренних причин, основных этапов, характерных черт распространения на Северном Кавказе и в частности в Республике Дагестан религиозно-политического экстремизма и терроризма, мер эффективного противодействия и их профилактики. - Рассмотрение теоретических и практических вопросов дальнейшего совершенствования системы социально-экономических, государственно-правовых, организационно-управленческих, духовно-нравственных, идеологических и иных мер противодействия религиозно-политическому экстремизму в России и в Дагестане. - Исследование особенностей кавказской геополитики в связи проблемой борьбы с терроризмом как геополитической технологией контроля над пространством; - Изучение места и роли Республики Дагестан в геополитическом пространстве кавказского региона; - Прогнозирование и моделирование ключевых параметров геополитического потенциала Дагестана; - Анализ влияния исламского фактора на геополитическую ситуацию в республике.^ Научная новизна исследования. Анализ имеющейся по данной проблеме литературы показал, что проблемы влияния глобализации на этноконфессиональную ситуацию на Юге России в контексте национальной безопасности до настоящего времени не исследовались. Диссертант впервые исследует роль религиозного фактора в трансформирующемся обществе, характер и особенности воздействия на него глобальных трансформационных тенденций и внутренних радикальных изменений. На основе тщательного изучения имеющейся научной литературы проанализировано влияние социально-политических трансформаций в полиэтноконфессиональном социуме на роль и место религии в обществе. Показано, что именно социально-экономические и социально-политические изменения радикального характера, изменив социальную структуру общества, привели к этнической и религиозной мобилизации, использованию религиозного фактора в политических целях, в борьбе за передел собственности и экономические рычаги власти. Динамика глобализации вовлекает в себя все государства, независимо от типов политического устройства и экономического развития их регионов. Поэтому сегодня особенно важно исследовать внутренние механизмы глобальных процессов, попытаться определить их возможные пути и долговременные перспективы. По нашему мнению, этничность и государство теряют значение в условиях глобализации. Взаимодействие глобализации, регионализации и этноконфессионального факторов – новая для исследователей проблема. Диссертантом проводится социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность общества. Автором сформулирована категория этнополитической и этноконфессиональной безопасности, выделены и всесторонне исследованы геополитические и этнополитические аспекты безопасности Юга России в условиях глобализации и радикальных трансформаций в России, их влияние на этноконфессиональную ситуацию в регионе. Этнополитическая и этноконфессиональная безопасность впервые рассматриваются как важные составляющие всей системы национальной безопасности в условиях такого полиэтноконфессионального региона, каким является Южный федеральный округ. По мнению автора, этнополитическая и этноконфессиональная стабильность региона зависит, прежде всего, от влияния внешнего фактора – глобализационных процессов и внутреннего фактора – радикальных социально-экономических и социально-политических трансформаций. Диссертантом рассмотрены возможности системно-синергетической методологии в изучении современных социально-политических трансформаций, в том числе этноконфессиональных трансформаций на Юге России. Юг России рассматривается как особая целостная социально-пространственная форма организации производительных сил общества (конкретных индивидов), а также как этносоциальная система, открытая как внешнему информационному потоку, так и имеющая внутренние, весьма противоречивые пространственно-временные характеристики. Установлено, что в условиях полиэтничности населения социальные, политические и экономические цели оказываются теснейшим образом связанными с этническим здоровьем социума и при правильной политике в совокупности могут обеспечить целостность региона, его социальную и этнополитическую безопасность. Межэтнические отношения становятся особенно конфликтогенными в условиях происходящих в стране социально-экономических и культурных трансформаций. В исследуемый период этнонациональные отношения зачастую вбирали в себя энергию социального недовольства, а этнополитические конфликты и противоречия переплетались с социальными. Процесс перераспределения экономической собственности и политической власти активизировал деятельность этноэлит и усилил процесс этносоциальной стратификации северокавказского социума. В данный период одним из основных вызовов этнополитической стабильности региона являлось сочетание центробежных тенденций в субъектах Российской Федерации с социальными противоречиями. На основе системного подхода рассмотрены причины, основные черты религиозно-политического экстремизма и терроризма на Юге России как главной угрозы этноконфессиональной стабильности и безопасности региона. Диссертантом раскрыты внешние и внутренние причины распространения терроризма, разработаны и предложены рекомендации по профилактике и предотвращению причин религиозно-политического экстремизма и терроризма в регионе, формированию этноконфессиональной толерантности, межэтнического, межконфессионального и внутриконфессионального согласия и культуры мира.^ Положения, выносимые на защиту. 1.Глобализация является важнейшей характеристикой современного мирового развития. Мы предлагаем рассматривать под глобализацией объективный процесс интеграции социально-экономической, политической, этнической, конфессиональной, культурной, информационной сфер жизни различных стран и народов. Влияние глобализации на этноконфессиональные отношения имеет неоднозначный характер. С одной стороны, усилились тенденции объединения религиозных, этнических, цивилизационно-культурных традиций, их взаимовляние, усилилась роль религиозного и этнического факторов в жизни социума. С другой стороны, под влиянием опасности потери этнической и религиозной идентичности усилилось стремление к их изоляции, замкнутости, крайними проявлениями чего стали этносепаратизм, религиозно-политический экстремизм и терроризм. 2.Глобализационные тенденции угрожают национально-государственному суверенитету государств. Они приводят к росту процессов локализации, самыми опасными последствиями которой являются межэтнические войны, конфликты, этносепаратизм, религиозный и этнический терроризм. Поэтому, проблема обеспечения национальной безопасности является наиболее важной из стратегически значимых для развития страны в условиях глобальных трансформационных процессов, оказывающих на нее как позитивное, так и негативное влияние. Государство должно обеспечивать национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, высоким уровнем развития экономики, геополитическим потенциалом, военной мощью, морально-политическим потенциалом населения, уровнем социальной, межэтнической и межконфессиональной толерантности и т.д. 3. Ключевой задачей этнополитики в многонациональном регионе является определение и реализация системы мероприятий, направленных на обеспечение этнополитической и этноконфессиональной безопасности государства. Этнополитическая и этноконфессиональная безопасность полиэтноконфессионального региона представляет собой устойчивое, поступательное, гарантированное от опасностей и рисков межэтнических, социальных, этнополитических, территориальных, межконфессиональных конфликтов и противоречий развития социума. 4. Этнополитическая и этноконфессиональная безопасность может быть рассмотрена на уровне страны, региона, республики (или другого субъекта государства), этнической общности, человека. Она предполагает обеспечение комплекса мероприятий по всей данной вертикали, постоянный поиск оптимального соотношения детерминации и непредсказуемости поведения граждан и их сообществ как составных элементов этнонациональных систем. Обеспечение региональной и национальной безопасности может быть достигнуто только на основе комплексной системы мер, направленных на профилактику, предотвращение, разрешение конфликтов (межэтнических, социальных, политических, межконфессиональных) в целях достижения паритета интересов индивида, этнонациональной, конфессиональной и социальной общности, общества, многонационального народа и государства в целом. 5. Цели и задачи этнополитики Российского государства на Юге страны в исследуемый период определялись в соответствии с тенденциями§3 первой главы «Влияние глобализации на трансформационные процессы и безопасность постсоветской России». Современная Россия включена в глобализацию на стадии сложных трансформационных процессов, которые кардинальным образом изменили общественные отношения, привели к реструктуризации государственной власти, политической, экономической и социальной сферы. Не стали исключением межэтнические и межконфессиональные отношения. «В таком случае вполне возможно, что общественная жизнь является в большей мере циклической, хотя крупные политические и экономические институты эволюционируют по долгосрочному секулярному пути. Социальные нормы, действующие на протяжении одного исторического периода, разрушаются в результате успехов технологий и экономики, и общество вынуждено сыграть в догонялки, чтобы переустроить с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.