Содержание
Введение
1. Теоретические основы организации деятельности по правам потребителей
1.1 Из истории движения в защиту прав потребителей
1.2 Сравнительная характеристика деятельности по защите прав потребителей в России и других развитых странах
1.3 Государственная и общественная защита прав потребителей
2. Деятельность организации по защите прав потребителей
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Деятельность ОБЭП в сфере организации защиты прав потребителей
2.3 Совершенствование деятельности органов по защите прав потребителей
2.4 Всероссийская программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции
Заключение
Библиографический список
Введение
Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики.
Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подчеркивает опыт рыночного развития российской экономики, на основании которого доказана необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.
Цель выпускной квалификационной работы определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:
определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
проанализировать работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;
на примере ОБЭП МВД РБ рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;
выявить приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;
определить основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.
Основными документами, регулирующими вопрос защиты прав потребителей в РФ стали Гражданский Кодекс и Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7.02.1992 г. № 2300-1.
Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. В соответствии с законодательством, Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров.
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом.
Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 ФЗ «О защите прав потребителей».
Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, содержательной части, заключения и библиографического списка, приложения.
1. Теоретические основы организации деятельности по правам потребителей
1.1 Из истории движения в защиту прав потребителей
В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей». В законе нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан. Закон закрепил важнейшие международного признанные права потребителей: право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей и другие. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в Российской Федерации. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Тем самым политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономических программы Правительства Российской Федерации до 2010 г. — повышению уровня жизни населения.
В России под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях. При этом следует отметить, что этими структурами далеко не исчерпывается перечень лиц, участвующих в защите прав потребителей.
Главным федеральным органом по защите прав потребителей является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП РФ). МАП РФ имеет территориальные управления, расположенные в областных и краевых центрах. МАП России осуществляют государственный контроль соблюдения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Министерство и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы, предъявлять в суд иски в интересах потребителей, принимать решения об отзыве товаров, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителей.
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, подведомственным Правительству Москвы, обеспечивающим проведение политики города Москвы в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом города Москвы, другими законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Департамент координирует деятельность других органов власти города Москвы, в том числе префектур и управлений районов, контролирующих органов в сфере потребительского рынка и услуг.
Основными задачами Департамента является: проведение государственной политики в сфере потребительского рынка и услуг; подготовка и контроль за реализацией городских целевых программ в сфере потребительского рынка и услуг; координация деятельности органов исполнительной власти города и подведомственных организаций в сфере потребительского рынка и услуг; анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка города Москвы; разработка предложений о совершенствовании механизмов экономического и правового регулирования деятельности предприятий розничной торговли, общественного питания различных организационно-правовых форм и форм собственности и организаций бытового обслуживания населения; координация деятельности контролирующих и надзорных органов в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы; координация и организация системы защиты прав потребителей; содействие развитию предпринимательской деятельности и конкуренции в сфере потребительского рынка и услуг, создание условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли; поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере потребительского рынка и услуг.
1.2 Сравнительная характеристика деятельности по защите прав потребителей в России и других развитых странах
Потребительское движение зародилось в США в начале ХХ века. Особая роль в защите прав потребителей принадлежит различным объединениям и обществам потребителей, которые начали создаваться еще в XIX веке.
Движение по защите прав потребителей в России началось сравнительно недавно, развиваясь и расширяясь движение по защите прав потребителей в России пошло не от общественных организаций, а основой его стало федеральное законодательство.
Схема развития движения по защите прав потребителей в России представлена на рисунке 1.
Рис.1. Движение по защите прав потребителей в России
Раскроем развитие движений по защите прав потребителей в США (рис.2).
Европейским экономическим сообществом накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Этот опыт представляется весьма полезным для стран, в которых как в России, законодательство о защите прав потребителей появилось совсем недавно.
Схему развития движения в странах ЕЭС рассмотрим на рисунке 3.
Таким образом, рассматривая в сравнении пути развития движений по защите прав потребителей различных страх с развитием движения по защите прав потребителей в России можно сделать следующие выводы:
законодательство РФ по защите прав потребителей вобрало в себя большую часть опыта зарубежных стран в вопросе защиты прав потребителей;
начало движения защиты прав потребления в Российской Федерации положено не общественными организациями, а государственными органами;
одной из задач защиты прав потребителей в Российской Федерации стала поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере потребительских товаров и услуг, так как в момент принятия законодательство российская промышленность была в экономической «яме» и наблюдалось засилие рынка потребительских товаров и услуг товарами и услугами импортными товарами не самого лучшего качества, что способствовало развитию движения;
только в Российской Федерации задачей защиты прав потребителей является создание условий для привлечения инвестиций в различные отрасли, связанные с производством потребительских товаров;
в целях защиты па потребителей привлекаются государственные контролирующие органы, в том числе: санэпидемстанция, налоговые инспекции, Ростехнадзор (в области охраны окружающей среды) и МВД.
Все эти организации способствуют защите прав государства (сборы, штрафы и налоги, поступающие в бюджет), но и защите прав потребителей, так как параллельно контролируют и качество продукции, товаров, услуг.
Рис.3. Развитие движения защиты прав потребителей в странах ЕЭС
1.3 Государственная и общественная защита прав потребителей--PAGE_BREAK--
Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей
1. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее — государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:
проведение мероприятий, связанных с контролем, — проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);
выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);
в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;
направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;
обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам)
Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим Законом.
Статья 42.1 Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
2. Деятельность организации по защите прав потребителей
2.1 Краткая характеристика предприятия
В социально-экономических условиях, сложившихся в СССР в 30-е годы, возникла необходимость создания специализированных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на экономическую основу государства.
До 1937 года организация борьбы с экономическими правонарушениями была возложена на органы государственной безопасности. В связи с происходящими изменениями в политической и экономической жизни страны функции по защите экономики от преступных посягательств в соответствии с приказом НКВД СССР были переданы Главному управлению рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, где и была создана специальная служба по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. продолжение
--PAGE_BREAK--
16 марта 1937 года в составе Главного управления милиции НКВД СССР был организован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией — ОБХСС ГУМ НКВД СССР. Было также принято Положение об ОБХСС, в котором определено, что «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией».
В период организации службы БХСС кадровый состав был укомплектован наиболее подготовленными сотрудниками милиции из бывшего экономического отдела НКВД.
Наряду с активным участием в укреплении социалистической собственности аппараты БХСС решали ответственные задачи по разоблачению и пресечению преступной деятельности спекулянтов, помогая нормальной работе предприятий государственной торговли и потребительской кооперации. В предвоенные годы происходит дальнейшее совершенствование форм и методов работы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и фальшивомонетничеством. В этот период на службу БХСС была возложена обязанность вести борьбу с валютчиками и контрабандистами.
За время существования службы БХСС претерпела много переименований и реорганизаций, но суть осталась — борьба с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Добавилась только функция борьбы со взяточничеством.
С января 1991 года служба БХСС МВД РСФСР была переименовала в подразделение по борьбе с преступлениями в сфере экономики службы криминальной милиции (БЭП СКМ МВД РСФСР).
В 1992 году в МВД России появилось подразделение, которое получило название — Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП МВД РФ).
Большая часть сотрудников этого подразделения — военнообязанные граждане, пришедшие на работу после армии.
Численность работников ОБЭП по району не превышает 8 человек, по городу составляет около 50 человек.
Государственное финансирование отдела по борьбе с экономическими преступлениями осуществляется через систему МВД в соответствии с принятыми планами на следующий год. В 2006 году бюджетное финансирование на содержание ОБЭП города Уфы составило 26 млн. рублей, истрачено 24,8 млн. рублей.
Структура подразделения может быть рассмотрена на рисунке 4.
Рис.4. Структура управления УБЭП
Рассмотрим состав сотрудников ГУБЭП:
штатная / фактическая численность работников городского УБЭП — 8/8 человек по стажу работы в службе не менее 3 лет — 5 человек;
штатная/ фактическая численность службы на 01.01.2007 г. — 8/8 человек по стажу в службе менее 3 лет — 3 человека;
количество сотрудников прошедших первоначальную подготовку при учебных центрах МВД — 6 человек;
примерная нагрузка: поступило жалоб и обращений за год — 52, на одного сотрудника 6,5;
количество следователей по экономическим преступлениям — 3 человека.
За 2006 год отделом внутренних дел Республики Башкортостан выявлено 132 преступления экономической направленности, из них по линии криминальной милиции — 24 преступления. Основной объем данных преступлений составляют преступления против собственности — 123, особое внимание уделялось таким составам преступлений, как хищение путем присвоения, совершенное группой лиц, с использованием служебного положения, с причинением значительного ущерба, в крупных размерах. Таким образом, было выявлено 41 факт хищения путем присвоения, из них 19 по линии криминальной милиции, в том числе 1 в крупном размере, 1 факт мошенничества, в том числе 1 по линии КМ. Общая сумма ущерба по возбужденным уголовным делам составила более 1500 тыс. рублей. За отчетный период не выявлено ни одного факта должностного преступления, в т. ч. взяточничества, ни одного хищения в крупном размере путем мошенничества. Более качественной работе по выявлению преступлений почти по всем направлениям деятельности способствовала активная совместная работа с контрольно-ревизионными органами. Основное количество выявленных преступлений приходится на потребительский рынок, что связано с одной стороны с плохой организацией контроля в данной сфере деятельности, а с другой стороны с более качественным осуществлением ревизии и проверок, с более полным оперативным прикрытием объектов данной сферы. В 2007 году планируется организовать совместные мероприятия с отделом налоговых преступлений по отработке отдельных объектов потребительского рынка, а также осуществление комплекса мероприятий по выявлению преступлений в бюджетной сфере, при этом особое внимание уделить сфере образования, а также выявлению злоупотреблений при целевом бюджетном финансировании. Особое внимание в 2007 году также будет уделено выявлению таких преступлений, как присвоение и растрата, мошенничество, должностным преступлениям, различным видом злоупотреблений, выявлению новых составов преступлений.
Сведения о результатах борьбы городского УБЭП с преступлениями в бюджетной сфере рассмотрим в таблицу 1:
Таблица 1
Сведения о результатах борьбы с преступлениями в бюджетной сфере
Линия опер. обслуживания
Всего выявлено преступлений
Присвоение и растрата
Мошенничество
Должностные преступления
Взяточничество
Коммерческий подкуп
Здравохранение
-
-
-
-
2
-
Образование
-
-
-
-
-
-
Культура и искусство
-
-
-
-
-
-
Страхование
-
-
-
-
-
-
Соцобеспечение
-
-
-
-
-
-
Спорт и туризм
-
-
-
-
-
-
Общественные организации
2
2
-
-
-
-
ЖКХ
-
-
-
-
-
-
Пенсионное обеспечение
-
-
-
-
-
-
Игорный бизнес, лотереи
-
-
5
-
-
- продолжение
--PAGE_BREAK--
Гуманитарная помощь
-
-
-
-
-
-
Итого
2
2
5
-
2
-
Общий экономический эффект по борьбе с преступлениями в бюджетной сфере — 206 тыс. руб.
Активно использовалось взаимодействие с региональными отделениями КРУ МФ, по акту ревизии возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.160 УК РФ.
Наиболее часто в бюджетной сфере встречается присвоение при выдаче денежных средств, хранении ТМЦ и т.д.
Сведения о результатах проверки в коммерческой сфере рассмотрим в таблице 2:
Таблица 2
Сведения о результатах проверки в коммерческой сфере в 2006 году
Сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере:
2005 г
2006 г
Отклонение
Кол-во
Тыс. руб.
Кол-во
Тыс. руб.
Кол-во
Тыс. руб.
— приватизации
— топливно — энергетического комплекса
2
168
1
280
-1
+112
— промышленности и транспорта
— оборота драгоценных металлов и драгоценных камней
1
68
2
266
+1
+198
— социальной сферы
-на потребительском рынке
12
312
8
169
-4
-143
— добычи, преработки и оборота водных биоресурсов
— производства и оборота алкогольной и табачной продукции
6
784
5
880
-1
+96
Итого
21
1332
16
1595
-1
+263
В соответствии с данными таблицы 2 выявлено, что в 2006 году было выявлено наибольшее количество экономических преступлений в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции, причем сумма изъятых ценностей составила на 96 тыс. рублей больше показателя 2005 года.
Нарушения в сфере потребительского рынка выявлены на основании жалоб граждан, которых в 2006 году увеличилось по сравнению с предыдущем годом на 15%, однако, надо отметить, что 60% всех жалоб подвергаемых проверке имеют результат от проведенных проверок.
Нарушений не выявлено в сфере добычи и переработки и оборота водных ресурсов, социальной сфере, в сфере промышленности и транспорта.
Рассмотрим динамику выявленных преступлений на рисунке 5.
/>
Рис.5. Динамика выявленных преступлений в 2005-2006 гг.
Рассмотрим мероприятия по изъятию ОБЭП ценностей в 2006 году в таблице 3:
Таблица 3
Количество изъятых ценностей по городу в 2006 году
Виды ценности
Всего, тыс. руб.
в т. ч. ОБЭП, тыс. руб.
Золото
161
88
Серебро
Металлов платиновой группы
драгоценных камней
102
102
иных камней
В результате приведенных данных в таблице 3 выявлено, что наибольший объем незаконного оборота драгоценных камней, золота, серебра выявлен с помощью деятельности ОБЭП. Рассмотрим сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности в таблице 4. На основании сведений представленных в таблице 4 можно сделать вывод о том, что работа ОБЭП дает прямой экономический эффект от проведенной в течении года работы, а также способствует защите прав потребителей, что не маловажно.
Таблица 4
Сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности продолжение
--PAGE_BREAK--
Наименование
Показатели
1
Места изготовления контрафактной, поддельной продукции и каналы поступления
2
2.
Проведено проверок, ед.
38
3.
Выявлено нарушений, ед.
29
4.
Наложено штрафных санкций, тыс. руб.
420
5.
Составлено административных протоколов, ед
25
6.
Изъято оборудования и контрафактной продукции, в том числе импортного производства в тыс. руб.
682
7.
Изъято фальсифицированной продукции
80
8.
Приостановлена незаконная деятельность предприятий, подпольных цехов, студий
9.
Количество выявленных преступлении и ВУД
10.
Количество уголовных дел направленных в суд
4
11.
по УД установлен материальный ущерб
355
12.
по УД возмещен материальный ущерб
325
13.
Выявлено лиц, совершивших преступления
8
14.
количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности
5
15.
количество уничтоженной контрафактной продукции
447
16.
Наличие спецаппарата ДЛ/А
3/3
2.2 Деятельность ОБЭП в сфере организации защиты прав потребителей
Основные задачи ОБЭП РБ:
1. Создание на территории города единой и эффективной системы защиты прав потребителей.
2. Участие в создании на территории Республики Башкортостан цивилизованного рынка товаров (вещей, работ и услуг), защищающего права потребителей за счет развития добросовестной конкуренции.
Основные функции ОБЭП РБ:
1. Обеспечение приема жителей г. Уфы и рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам ущемления их потребительских прав.
2. Консультирование потребителей по вопросам их прав, способам их защиты, а также по законности условий, включаемых в их договоры с продавцами (исполнителями, изготовителями).
3. Анализ действующих договорных отношений продавцов (исполнителей, изготовителей) с потребителями на территории города с целью выявления условий, ущемляющих права потребителя.
4. Осуществление контроля деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей муниципальных унитарных предприятий, учреждений по вопросам соблюдения ими норм Федерального закона «О защите прав потребителей».
5. Участие в разработке и разработка проектов правовых актов муниципального образования и методических рекомендаций для организаций, муниципальных унитарных предприятий и учреждений по вопросам, связанным с действием Федерального закона «О защите прав потребителей». Анализ проектов документов, поступающих для согласования в ОБЭП РБ на соответствие действующим правовым нормам.
6. Проведение просветительской, профилактической и методической работы по правилам деятельности с продавцами, исполнителями и изготовителями.
7. Сбор и анализ информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами) и информирование государственных органов, осуществляющих контроль качества, безопасности товаров (работ, услуг).
8. Осуществление взаимодействия с территориальными органами Госстандарта России, органами санитарно-гигиенического (Роспотребнадзора), ветеринарного надзора, экологической безопасности и т.п. по вопросам, предусмотренным государственной системой защиты прав потребителей.
9. Контроль в пределах полномочий, предоставленных законодательством и настоящим положением, соблюдения правил торговли, предоставления услуг и исполнения работ организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями на территории г. Уфа.
10. Разработка образцов документов и методических рекомендаций по досудебной и судебной защите прав потребителей.
11. Предотвращение реализации товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества потребителей.
12. Пропаганда потребительских знаний, поддержка общественных объединений потребителей, кредитных союзов потребителей и организация обучения основам потребительских знаний.
13. Оказание правовой помощи потребителям:
предоставление консультаций;
представление их интересов в судах по прецедентам в случаях, предусмотренных законом;
выдача заключений по судебным делам по инициативе Комитета либо по инициативе лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда;
обращение в суд в защиту неопределенного круга потребителей;
участие в судебном заседании в качестве специалиста по инициативе суда.
14. Ведение централизованного учета обращений граждан, подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин нарушения прав потребителей.
15. Создание правовых условий для реализации на территории города эффективной защиты прав потребителей. ОБЭП РБ как орган управления оказывает услуги в спорах по различным вопросам. Круг вопросов определен на рисунке 6.
Мероприятия по защите прав потребителей ежегодно включаются в стратегические программы Основных направлений деятельности Администрации по социально-экономическому развитию города Уфа и успешно выполняются.
Структура обращений потребителей за 12 лет
Розничная торговля — 47 996 обращений (47%);
Возмездные услуги — 48 972 (48);
Работы бытового подряда — 5 539обращений (5%).
Рассмотрим структуру обращений потребителей на рисунке 4.
Правовая помощь жителям города — одно из направлений отдела по борьбе с экономическими преступлениями.
Рис.6. Услуги ОБЭП РБ в 2006 году
С 1993 по 2005 годы ОБЭП РБ оказал правовую помощь более 108 тыс. граждан, в среднем более 9 тыс. в год. Правовые консультации предотвратили возможные убытки жителей города в размере более 600 млн. руб. Только за последние 7 лет в суды от Комитета в интересах потребителей предъявлено 137 исков на сумму более 7 млн.860 тыс. руб.
/>
Комитет активно осуществлял полномочия, предоставленные нормой статьи 46 Федерального закона «О защите прав потребителей», по защите прав и интересов неопределенного круга потребителей: предъявлен 21 иск в защиту неопределенного круга лиц, в частности:
В 2005 году судами рассматриваются иски в защиту неопределенного круга потребителей к ЗАО «Банк „Русский Стандарт“ — о несоблюдении письменной формы договора кредита; к ОАО „Аэрофлот — Российские авиалинии“ — о признании условий договора ущемляющими права потребителей; к ООО „Гамма“ — о признании некоторых условий гарантийного обслуживания сложной бытовой техники ущемляющими права потребителей.
За 12 лет оказана помощь в оформлении:
18 577 исковых заявлений (в среднем 1548 в год), что составляет 17,1% от количества обратившихся в Комитет.
60 508 претензий (55,7%).
Сотрудниками ОБЭП РБ дано 23 361 консультация (21,5%) и 3 517 „интернет-консультаций“.
Рассмотрим схему взаимодействия отдела по борьбе с экономическими преступлениями и потребителем на рисунке 8:
Рис.8. Взаимодействие потребителей и ОБЭП
Судебная практика ОБЭП РБ показала, что сотрудники Комитета активно работали в судах. С их участием рассмотрено 572 дела.215 дел удовлетворено на сумму более 13 млн.645 тыс. руб., заключено 56 мировых соглашений на сумму более 1 млн.824 тыс. руб. С 2005 года, в связи с внесением изменений в Федеральный закон „О защите прав потребителей“, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд обязан взыскивать с ответчика — нарушителя прав потребителей в городской бюджет штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Штраф в городской бюджет по делам, в которых принимал участие ОБЭП РБ составляет на 1 сентября 2005 года, по подтвержденной документально информации, 949 тыс.260 руб.
Аналитическая контрольная деятельность Комитета по борьбе с экономическими преступлениями.
С 27 января 1997 года по 1 июля 2002 года Комитет обеспечивал деятельность Екатеринбургской городской административной комиссии по рассмотрению правонарушений, связанных с правами потребителей. На заседаниях комиссии было рассмотрено около 4 588 протоколов об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму более 3 млн.250 тыс. руб. По постановлениям, вступившим в законную силу, в бюджет города поступило около 50% суммы наложенных штрафов. продолжение
--PAGE_BREAK--
ОБЭП РБ активно взаимодействовал с органами милиции, прокуратуры, со структурными подразделениями администраций города и районов в части осуществления контроля деятельности субъектов хозяйствования с целью исключения нарушения прав потребителей. Так, с 1998 года до 2002 года сотрудниками ОБЭП РБ проверена деятельность более 480 субъектов хозяйствования, было выявлено более 1000 нарушений, сведения о которых были переданы в соответствующие контролирующие организации.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона «О защите прав потребителей» проводился анализ договоров, заключаемых продавцами, исполнителями, изготовителями с потребителями в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей. Проанализирована работа около 170 субъектов хозяйствования, в деятельности которых выявлено около 500 нарушений. Проведены анализы договорных отношений с потребителями организаций, осуществляющих предоставление информационных услуг, жилищно-коммунальных услуг, ритуальных услуг; организаций, торгующих обувью, другими вещами, а также организаций-арендодателей и наймодателей жилых помещений в общежитиях.
2.3 Совершенствование деятельности органов по защите прав потребителей
В 1995 году по инициативе ОБЭП РБ: в г. Уфе был проведен I Всероссийский семинар органов по защите прав потребителей при местных администрациях РФ, в котором приняло участие 286 представителей.
В марте 1997 года ОБЭП РБ организована и проведена II Всероссийская конференция органов, защищающих права потребителей, и праздник «Потребитель-97», в рамкам которого прошли конкурсы на лучшую организацию по предоставлению услуг населению г. Уфы. В конференции приняли участие более 300 представителей 47 субъектов РФ из более чем 100 населенных пунктов.
В ноябре 2001 года проведена Всероссийская конференция защитников потребителей «Вопросы защиты прав потребителей в условиях реформы ЖКХ».
С 1998 года ОБЭП РБ принимал участие в подготовке и работе совещаний-семинаров Ассоциации муниципальных образований. По инициативе ОБЭП РБ создана секция Ассоциации по развитию товарного рынка и защите прав потребителей.
С целью обеспечения защиты прав потребителей Комитет активно взаимодействовал с органами, осуществляющими контроль качества товаров (услуг, работ): Министерство антимонопольной политики РФ -более 5,6 тыс. контактов. По инициативе областной транспортной инспекции ОБЭП РБ участвовал в согласовании выдачи лицензий на право предоставления услуг по обслуживанию и ремонту, хранению автомототранспортных средств на автостоянках и в согласовании выдачи патентов на право торговли автомототранспортными средствами и технически сложными товарами, а также по предложению ОБЭП РБ по управлению городским имуществом участвовал в согласовании информации на вывесках субъектов хозяйственной деятельности. Согласование получили более 6 тыс. субъектов хозяйственной деятельности.
Сотрудники ОБЭП РБ принимали участие в совещаниях подразделений администраций города и районов, а также в работе комиссий, созданных по распоряжению Главы города, в том числе являлись членами городской контрольной комиссии по проверке использования приватизированных помещений, городской торговой комиссии, городского Совета по рекламе, комиссии по проведению проверки деятельности Комитета по бытовому обслуживанию населения по реализации Программы развития бытового обслуживания населения города на 2006 годы и т.д. ОБЭП РБ представлял интересы Администрации города в Межведомственном координационном совете по оперативному решению вопросов, связанных с обязательной сертификацией услуг общественного питания на территории Республики Башкортостан. Сотрудники ОБЭП РБ участвовали в аккредитации организаций по сертификации товаров (услуг, работ).
ОБЭП РБ занимается просвещением как потребителей, так и субъектов хозяйственной деятельности.
Совместно с Уральской межрегиональной ассоциацией юристов подготовлена брошюра по потребительскому просвещению граждан, публиковались статьи в журнале «Юридический вестник». Комитет взаимодействует и оказывает помощь в работе общественным объединениям потребителей, заключено 8 договоров о взаимном сотрудничестве.
ОБЭП РБ принимал участие в разработке, согласовании около 130 проектов постановлений Главы города, например, подготовлены замечания и предложения к следующим проектам: «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота алкогольной продукции», «О порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в г. Уфе», «О выполнении Указа Президента РФ от 29.10.92г. № 1311 „О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции“, „Об основных правилах оказания услуг общественного питания на территории г. Уфы“ и т.д.
ОБЭП РБ разработал и передал в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, таких как „О социальных гарантиях работников государственных и муниципальных органов, защищающих права потребителей“, „О защите прав потребителей финансовых услуг“, замечания и предложения к федеральным законам „О внесении дополнений в Закон РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ „О защите прав потребителей“, „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“, „О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера“, а также участвовал в подготовке проекта Указа Президента РФ „О реализации государственной политики по защите прав потребителей“.
Создание Межведомственной информационной системы по вопросам защиты прав потребителей.
Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей требует создать соответствующую информационную (в том числе статистическую базу). Наличие полной и достоверной информации необходимо для анализа положения дел в сфере защиты прав потребителей, принятия соответствующих оперативных и профилактических мер, подготовке федеральных, районных, региональных программ по защите прав потребителей. До сих пор информационное взаимодействие между министерствами и ведомствами, органами по защите прав потребителей при местных администрациях осуществляется нерегулярно. Становлению единой информационной системы препятствует техническая неоснащенность, неупорядоченность и несопряженность статистической методологии сбора и обработки информации по этим вопросам. Ситуация в России усугубляется и удаленностью территорий, низким качеством связи. Обеспечение в России оперативного учета и немедленного реагирования на поступающие от потребителей жалобы и заявления, информацию о недоброкачественных товарах сегодня — одна из наиболее актуальных задач. Решить эти проблемы призвана Межведомственная информационная система по вопросам защиты прав потребителей (МИС).
Информационная система должна обеспечить решение следующих задач в сфере защиты прав потребителей:
1. Анализ и прогнозирование ситуации в сфере защиты прав потребителей.
2. Подготовка государственных докладов Правительству РФ о реализации государственной политике в сфере защиты прав потребителей.
3. Разработка предложений Правительству РФ по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей.
4. Обмен информацией с заинтересованными организациями, в том числе зарубежными; широкое информирование населения и общественности.
5. Разработка рекомендаций, методических материалов для территориальных органов, органов по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных организаций по защите прав потребителей.
6. Оперативное оповещение всех заинтересованных организаций, граждан о случаях нарушения прав потребителей, фактах поступления в продажу товаров, опасных для жизни и здоровья.
Также предстоит изменить и саму методологию анализа статистических данных, перейти от сугубо описательной практики фиксируемых нарушений к выявлению причин их возникновения. Исходя из межведомственного характера контроля за реализацией законодательства по защите прав потребителей, информационная система должна быть спланирована как двухуровневая, с выделением центрального аппарата Федерального антимонопольного органа России в качестве головного органа на федеральном уровне.
Рассмотрим межведомственную информационную систему по вопросам защиты прав потребителей на рисунке 9.
Федеральный антимонопольный орган России
Рис.9. Межведомственная информационная система по вопросам защиты прав потребителей (МИС)
Межведомственная информационная система должна отвечать требованиям, позволяющим в дальнейшем без значительных преобразований в структуре перейти на полностью автоматизированный режим работы и строиться в единую федеральную информационную систему, оперативно взаимодействовать с большим количеством пользователей; обеспечивать структурную гибкость, доступность для пользователей. Она должна быть построена по принципу открытых систем, отвечать требованиям международных стандартов. Сейчас при ограниченных возможностях Антимонопольный комитет России уже создал банки данных, куда занесены сведения об органах по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных объединениях потребителей, координационных советах по делам потребителей, реализации законодательства о защите прав потребителей.
Практика применения закона РФ „О защите прав потребителей“ выявила основные направления его совершенствования:
1) уточнение ряда определений и общих положений закона;
2) урегулирование отношений потребителей и предпринимателей, связанных с инфляционными процессами;
3) расширение полномочий органов по защите прав потребителей при местных администрациях;
4) конкретизация компетенции и полномочий органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в целях увеличения эффективности и согласованности этой деятельности.
Такой выбор был сделан на основе анализа более 25 тысяч дел по заявлениям и жалобам потребителей, рассмотренных Федеральным антимонопольным органом России и его территориальными управлениями, а также обширного опыта работы органов по защите прав потребителей при местных администрациях, судебных органов, общественных организаций потребителей. Принятие предлагаемых изменений и дополнений позволит укрепить правовые основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
Работа по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей должна вестись в следующих направлениях:
Необходимо заполнить проблемы в действующим законодательстве, приняв такие законы как „О независимой потребительской экспертизе“, „О рекламе“, О праве на получение льгот и преимуществ в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания».
Потребитель на рынке сертифицированных услуг должен находится в равном положение по отношению к продавцам, изготовителям и экспертам. Закон о независимой потребительской экспертизе призван регулировать отношения, возникающие между потребителями, изготовителями, продавцами и независимыми экспертами по вопросам проверки, объективной оценки и информирования заинтересованной стороны о реальном состоянии продукции, подвергшейся экспертизе. К числу основных (общих) положений могут быть отнесены статьи, определяющие порядок функционирования, установление требований к НПЭ. В законе должны быть определены нормы, регулирующие статус независимой экспертизы, включая положение об ответственности за объективность и достоверность заключений по проверкам; правовые последствия за искажение результатов оценок; конкретные меры ответственности за невыполнение требований к порядку проверок; информирование населения и заинтересованных сторон. Кроме того, в законе должно быть отражено право заказчиков на достоверные сведения по результатам экспертиз и о сроках выполнения проверок, гарантии государственной защиты вследствие недостоверных сведений, принимаемые меры по рассматриваемым жалобам, включая жалобы на нарушение правил аккредитации органов и лабораторий.
Предлагаемые положения и нормы законопроекта упорядочили бы взаимоотношения на рынке услуг по добровольной сертификации, позволили бы персонифицировать функции по государственному регулированию этого рынка, усилить ответственность за результаты анализа продукции, подвергаемой проверке. Данный законопроект можно и нужно разрабатывать в сочетании с совершенствованием законодательства о стандартизации и сертификации.
В развитие нуждается законодательство, обеспечивающее защиту прав потребителей от некачественных продуктов питания (особенно импортного производства), которые наводнили Россию. По результатам гигиенической экспертизы Башкирским областным центром санэпиднадзора была запрещена реализация крупной партии риса, поступившего из Тайваня, из-за содержания в нем ряда высокоопасных пестицидов в концентрациях, превышающих предельно допустимые. А также в Республике Башкортостан была запрещена реализация большой партии продуктов, в том числе консервы для детского питания, поступившие из стран Европы, также в связи с наличием признаков порчи, нарушением герметичности банок, истечением сроков их реализации. Отсутствовали документы на консервы, подтверждающие их качество. На протяжение последних лет с 2005-2007 годов в среднем в год с числом пострадавших 1600-2700 человек, от 250 до 460 групповых заболеваний ботулизмом от употребления недоброкачественных продуктов питания. Только от ботулизма в России ежегодно погибают 60-70 человек.
В разрабатываемом под руководством Госкомсанэпиднадзора России и МВД законопроекте «О качестве и безопасности пищевых продуктов» должны содержать нормы и положения по регулированию отношений на всех этапах производства, транспортировки, хранения и реализации пищевых продуктов между изготовителями, получателями, продавцами и потребителями. Анализ международного опыта и опыта ведущих экономических развитых стран свидетельствует, что специального законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов является основополагающим в механизме реализации прав граждан на получение безопасных для жизни и здоровья и полноценных пищевых продуктов, а также получение достоверной информации о составе, пищевой ценности и потребительских свойствах продуктов питания.
Настоящий закон должен помочь функционированию системы обеспечения качества пищевых продуктов, куда входят нормы, регулирующие производство и реализацию новых пищевых продуктов: обеспечению качества пищевых продуктов; этикетированию и маркировке пищевых продуктов; повышению качества импортируемых пищевых продуктов; ужесточению требований к пищевому сырью; усилению контроля качества и безопасности пищевых продуктов.
Одним из перспективных направлений работы по защите прав потребителей должна стать гармонизация соответствующего законодательства стран СНГ и других стран. Правовые системы, законодательства всех государств не должны развиваться изолировано друг от друга. Если два государства могут идти по пути заключения двухсторонних соглашений, то во взаимоотношениях между несколькими государствами нужно идти по пути сближения национальных законодательств и унификации прав. продолжение
--PAGE_BREAK--
Одним из важнейших элементов государственной системы защиты прав потребителей является правовое образование населения, направленное на формирование грамотного поведения во взаимоотношениях с продавцами, изготовителями, исполнителями. В целях пропаганды законодательства о защите прав потребителей и повышения правовой грамотности потребителей министерствами и ведомствами, общественными объединениями потребителей и организациями по защите прав потребителей ведется работа по созданию стабильной системы информирования населения через средства массовой информации и соответствующие целевые издания. Во многих центральных газетах — «Российской газете», «Аргументах и фактах», «Известиях», «Торговой газете» — систематически публикуются материалы для потребителей под специальными рубриками.
Вместе с тем важно обеспечить не только широту и доходчивость публикуемых материалов, но и, что самое главное, их достоверность. Известны случаи, когда основанные на достоверных сведениях публикации в прессе вводили в заблуждения потребителей. Так, в 1993 году газетой «Мегаполис — экспресс» была опубликована и в дальнейшем перепечатана в ряде региональных газет (в Читинской, Сахалинской областях и других) ложная информация о том, что индекс «Е» с соответствующими цифровыми кодами на импортных продуктах свидетельствует о наличии в них некоторых вредных ингредиентов (рис 10). На самом же деле этот индекс означает разрешенные международными стандартами пищевые добавки. Ложная информация вызвала панику среди населения, массовый поток жалоб и запросов в организации по защите прав потребителей. Для этого понадобились неоднократные публикации в прессе и официальные разъяснения Госкомсанэпиднадзора России, чтобы пояснить ситуацию и успокоить людей.
Добавки разрешенные и запрещенные.
Разрешено:
Е100, Е101, Е102, Е104, Е110, Е120, Е122, E124, Е129, Е131, Е132, Е123, Е141, Е142, Е143, Е150а, E150b, Е150с, E150d, Е151, Е152, Е160a, Е160b, Е160с, Е160е, В161а, Е161b, E161c, E161d, E161c, E161f, Е161g, Е162, Е163, Е164, Е170, Е171, Е172, Е181, Е200, Е201, Е202, Е203, Е210, Е211, Е212, Е220, Е221, Е222, Е223, Е224, Е234, Е235, Е236, Е239, Е242, Е249, Е250, Е251, Е260, Е261, Е262, Е265, Е266, Е270, Е280, Е290, Е296, Е297, ЕЗ00, Е301, Е304, ЕЗ06, Е307, Е315, Е316, Е319, Е320, Е321, Е322, Е32в, Е327, ЕЗЗО, Е331, Е332, ЕЗЗЗ, Е334, Е335, ЕЗЗ6, Е337, Е338, Е339, Е340, Е341, Е342, Е353, Е354, Е363, Е380, Е383, Е385, ЕЗ86, Е381, Е400, Е401, Е402, Е404, Е405, Е406, Е407, Е410, Е411, Е412, Е413, Е414, Е415, Е416, Е417, Е420, Е421, Е422, Е440, Е446, Е460, Е451, Е452, Е460, Е461, Е464, Е466, Е470, Е471, E472a, Е472b, Е472с, E472d, Е472е, E472f, E472g, Е473, Е47В, E481, Е500, Е501, Е503, Е504, Е507, Е508, Е509, E510, E511, Е513, Е514, Е515, Е516, Е517, Е518, Е524, Е525, Е526, Е527, Е528, Е529, E530, Е536, Е539, Е551, Е55З, Е558, Е570, Е575, Е578, Е585, Е620, Е621, Е626, Е627, Е630, Е631, Е636, Е637, Е900а, Е901, Е902, Е903, Е904, Е905a, Е905b, Е905с, Е920, Е921, E924a, Е927а, Е927b, Е928, Е930, Е940, Е941, Е950, Е951, Е952, Е953, Е954, Е958, Е965, Е966, Е967, Е999, Е1100, Е1101, Е1102, Е1103, Е1104, Е1200, Е1201, Е0202, Е1505, Е1518, Е1520, Е.
Не имеют разрешения в РФ:
Е103, Е107, Е125, Е127, Е128, Е140, Е153, E154, E155, El60d, Е160a, Е166, Е173, Е174, Е175, Е180, Е182, Е209, Е213, Е214, Е215, Е216, Е217, Е218, Е219, Е225, В226, Е227, Е228, Е230, Е231, Е232, Е233, Е237, Е238, Е241, Е252, Е263, Е264, В281, Е282, Е283, Е302, Е303, ВЗ05, Е308, Е309, Е310, Е311, Е312, Е313, Е314, Е317, Е318, В323, Е324, Е325, Е328, Е329, Е343, Е344, Е345, Е349, Е350, Е 351, Е352, Е355, Е356, Е357, Е359, Е365, Е366, ЕЗ67, Е368, Е370, Е375, Е381, Е408, Е409, Е418, Е419, Е429, Е430, Е431, Е432, Е433, Е434, Е435, Е436, Е441, Е442, Е443, Е444, Е446, Е462, Е463, Е465, Е467, Е47, Е476, Е477, Е478, Е479, Е480, Е482, Е483, Е484, Е485, Е486, Е487, Е488, Е489, Е491, Е492, Е493, Е494, Е495, Е496, Е505, Е512, Е519, Е520, Е521, Е522, Е523, Е535, Е837, Е538, Е541, Е542, Е550, Е552, Е554, Е555, Е556, Е557, Е559, Е560, Е574, Е576, Е577, Е579, Е580, Е622, Е623, E624, Е625, Е628, Е629, Е632, Е633, Е634, Е635, Е640, Е922, Е923, Е924, Е92, Е92, Е94, Е94а, Е943b, Е944, Е945, Е946, Е957, Е959, Е1000, Е1001, E1005, Е1503, Е1521.
Рис.10 Разрешенные и запрещенные добавки в пищевые продукты
В группе пищевых добавок, запрещенных к применению в пищевой промышленности России, три наименования, их следует запомнить:
E121 СITRUS RED 2 (цитрусовый красный 2) — краситель;
E123 AMARANTH (амарант) — краситель;
E240 FORMALDEHYDE (формальдегид) — консервант.
Большую просветительскую и информационную работу ведут общественные объединения потребителей. В международной Конфедерации обществ потребителей с сентября 1993года работает отдел потребительского образования, который начал взаимодействовать как с региональными отделениями, районами, так и с центральными ведомствами. Используя банк образовательных программ, которые предоставляют союзы потребителей разных стран, организации потребителей готовят материалы для использования как в вузах, так и для средних учебных заведениях. Особенно важно включение элементов потребительского образования в школьные программы, так как в перспективе это позволит всему населению приобрести знания о защите прав потребителей.
2.4 Всероссийская программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции
Явление фальсификации товарной продукции приобрело в последние десятилетия особо крупные масштабы. Волна контрафакта, захлестнувшая российский рынок, ощутимо отражается практически на всех отраслях промышленности. Ежегодно поток фальсифицированной продукции продолжает увеличиваться на 10-15%. Ещё в середине 90-х годов его стоимость оценивалась уже в 200 млрд. долл. в год. При этом особенно быстро он захлестнул отрасли, производящие высокотехнологичные и дорогие товары, отрасли массового производства товаров широкого потребления, фармацевтическое и продовольственное производства.
При оценке уровня фальсификации называются различные цифры, но только малая их часть основана на реальном анализе. Основной причиной отсутствия точной статистики в этой области является, с одной стороны, безусловно, трудность сбора информации, а с другой — недооценка важности этой информации. Поэтому многие выводы приходится делать на основе экспертных оценок отдельных ассоциаций производителей, ученых, использовать косвенные статистические показатели.
«Пиратское производство» подрывает авторитет оригинального производителя, несущего ответственность за выявленные производственные дефекты изделий, а также снижает его доходы. Но главное — это большая проблема для потребителей, представляющая реальную опасность для работы, здоровья, а подчас и жизни граждан. Ни одна подделка не может обладать свойствами оригинала, следовательно, не удовлетворяет требованиям потребителя и не соответствует заявленному качеству. В тоже время визуально отличить фальсификат от оригинальной продукции достаточно сложно, а иногда и вовсе невозможно. Товаропроизводители и владельцы товарных знаков вынуждены самостоятельно разрабатывать все более сложные методы по борьбе с подделкой их товаров, чтобы воспрепятствовать появлению «пиратской продукции» на рынке, но в связи с отсутствием единой, централизованной программы, эти методы мало эффективны.
Незаконная реализация контрафактной продукции приводит к недополучению бюджетом значительных денежных средств, препятствует формированию цивилизованного рынка в России, в том числе мешает развитию отношений с зарубежными партнерами, ограничивает приток инвестиций, отрицательно сказывается на взаимоотношениях с Евросоюзом, создает трудности на пути вступления России в ВТО.
В решении вопроса борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией заинтересованы и государство, и товаропроизводители, и потребители.
Возникла необходимость разработать и внедрить долгосрочную стратегию по борьбе с подделками, которая бы предусматривала защиту оригинальной продукции, повышение качества товаров (работ, услуг) и просвещение потребителей, объединяя при поддержке государства ресурсы (интересы) и производителей и потребителей.
Программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией Российского и Московского фондов защиты прав потребителей отвечает этим требованиям, является кардинально новой и носит социально-направленный характер. Программа реализуется в рамках проведения Смотров предприятий, организаций, предпринимателей, товаров (работ, услуг, технологий) «Лучшие в России», «Лучшие в Москве», «Лучшие в Подмосковье».
Цели и задачи Программы:
Введение и реализация комплекса мероприятий для товаропроизводителей и дистрибьюторов товаров (работ, услуг), способствующих вытеснению с российского рынка контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции.
Введение специального знака — «Знака обслуживания»
Повышение ответственности товаропроизводителей перед потребителями в интересах продвижения на потребительский рынок качественных товаров, работ и услуг.
Продвижение лучших товаропроизводителей, их информационная поддержка и правовая защита.
Содействие органам власти, самоуправления и контроля в проведении социально-экономической политики в целях наиболее полного удовлетворения интересов населения.
Совершенствование информационной, образовательной и просветительской работы в сфере защиты прав потребителей.
Участники Программы
Организатором Программы являются Российский фонды защиты прав потребителей.
Финансирование Программы
Главным источником финансирования Программы являются средства участников Программы, получаемые в соответствии с заключенными договорами.
Финансирование также может осуществляться за счёт внебюджетных источников регионов и благотворительных средств.
Денежные средства направляются на финансирование мероприятий в рамках реализации Программы.
Заключительная часть.
Воплощение данной Программы позволяет:
объединить интересы потребителей и производителей товаров (работ, услуг) по вытеснению с российского рынка подделок и недоброкачественной продукции;
отличать оригинальную продукцию от контрафакта как потребителям, так и контролирующим органам;
формировать добропорядочные отношения на потребительском рынке.
Таким образом, Программа позволяет решать важнейший вопрос — создание согласованными действиями потребителей и производителей общего экономического пространства на пути формирования цивилизованного рынка в России.
Рассмотрим вопрос защиты прав потребителей на примере использования в работе предприятий нелицензионного программного обеспечения.
На данный момент времени каждое предприятие обязано вести бухгалтерский учет, а следовательно возникает необходимость приобретения компьютера и программного обеспечения. Программным обеспечением с целью ведения бухгалтерского учета являются бухгалтерские программы, которые распространяются фирмами — производителями с условием предоставления бесплатных консультаций в случае необходимости, бесплатного обновления и обслуживания за умеренную плату. Так, стоимость самой доступной бухгалтерской программы «С: Бухгалтерия 8.0» на одно рабочее место 9 тыс. рублей. Не каждый предприниматель без образования юридического лица или субъект малого предпринимательства может позволить себе подобные траты, особенно в первое время. Именно в этот момент ему и предлагается нелицензионная версия программного обеспечения. Стоимость установки нелицензионной версии на 1 компьютер — от 500 до 1000 рублей. Большинство субъектов малого бизнеса охотно соглашаются на данное предложение. Правда, распространители таких версий не предоставляют дополнительных услуг:
не обновляют версию бесплатно, за каждое обновление необходимо заплатить не менее 500 рублей;
не предоставляют информации при сбоях, что требует дополнительных затрат на переустановку программного обеспечения, а в некоторых случаях и восстановление утерянных данных;
не гарантируют бесперебойной работы программного обеспечения;
не осуществляют обслуживание программного обеспечения.
Даже если часть субъектов малого бизнеса воспользуются услугой по установке нелицензионной программы, то потери будут и у государства (не облагается продажа нелицензионной продукции налогом на прибыль организации) и у потребителя (нет гарантии при работе с программным обеспечением).
Используя нелегальное программное обеспечение, предприятие нарушает не только закон об авторских правах, но еще и налоговые законы, некоторые статьи уголовного кодекса, инструкции по ведению бухгалтерского учета и многие другие законы.
Незаконное копирование программного обеспечения, намеренное или неосознанное, подвергает предприятие риску. Раскроем риски, связанные с нарушением условий лицензионных соглашений:
использование нелицензионных копий программ является нарушением авторских прав и может повлечь за собой применение мер юридической ответственности. Организации может быть предъявлен иск со стороны правообладателя, а ответственные сотрудники в организации могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности;
ущерб деловой репутации может принести нарушение требований закона об авторских правах. Этот фактор особенно важен для компаний, имеющих зарубежных партнеров или клиентов.
в «пиратских» копиях программного обеспечения могут содержаться вирусы или иной вредоносный код, способный поражать отдельные компьютеры и целые сети. Вирусы могут вызвать безвозвратную потерю данных, что для многих компаний чревато очень серьезными последствиями.
производители программного обеспечения не предоставляют технической поддержки пользователям нелицензионных копий продуктов. При возникновении технических проблемы, тормозящей работу, компании придется самостоятельно заниматься ее разрешением. Кроме того, компания не имеет право на приобретение версий «обновление» для имеющихся продуктов.
нелицензионные копии программного обеспечения могут стать причиной несовместимости программ, которые в обычных условиях хорошо взаимодействуют друг с другом. Это может привести к перебоям и нарушениям в основной деятельности компании, порче и утере ценной информации.
Преимуществами лицензионного программного обеспечения:
при рациональном управлении программным обеспечением легко определить, какие программы нужны, а какие нет. Кроме того, можно воспользоваться скидками, предлагаемыми многими производителями программного обеспечения в рамках программ корпоративного лицензирования, и выбрать способ наиболее эффективного развертывания программ в организации; продолжение
--PAGE_BREAK--
управление программным обеспечением снижает возможность сбоя при взаимодействии компьютерных программ.
Произведем расчет экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение объема нелицензионного программного обеспечения.
Согласно статистических данных количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса постоянно растет, что можно проследить на рисунке 5.
Проведем тестирование мнения жителей г. Уфы по поводу применения лицензионного программного обеспечения на предприятия субъектах малого бизнеса. Вопросы теста представим в таблице 5:
Таблица 5
Тестирование работников субъектов — предприятий малого бизнеса
Вопрос — ответ
Количество ответов
человек
Уд. вес,%
1. Вы являетесь работником малого предприятия или предпринимателя
— да
34
68
-нет
16
32
Всего опрашиваемых
50
100
2. Какое программное обеспечение применяется на предприятии
— бухгалтерские программы
25
73,5
— юридические программы
4
11,8
— юридические и бухгалтерские
5
14,7
Всего работников субъектов малого бизнеса
34
100
3. Где приобреталась программное обеспечение:
— в специализированной фирме
6
17,6
— у производителя
— устанавливал программист без определенного места работы
4
11,8
— незнаю
24
70,6
Всего отвечавших
34
100
4. Является ли программное обеспечение Вашей фирмы лицензионным:
— да
9
26,5
-нет
25
73,5
Всего ответов
34
100
В результате случайной выборки под опрос подпало 50 человек, 32% из которых не являются работниками предприятий малого бизнеса.
На вопросы о наличии программного обеспечения 73,5% знали о наличии на фирме бухгалтерских программ, 11,8% — о наличии юридических программ и 14,7% осведомлены о наличии и бухгалтерских и юридических программ. Как показывают результаты опроса большая часть работников (70,6%) не знает об источниках получения программного продукта. Уверенность в том, что программное обеспечение на предприятии лицензионное выразило 26,5% опрашиваемых, а 73,5% уверены в том, что программное обеспечение на фирме не лицензионное.
Применим результаты данного опроса для расчета экономического эффекта от мероприятий, направленных на снижение объемов нелицензионного обеспечения субъектами малого бизнеса.
С этой же целью рассмотрим динамику количества зарегистрированных малых предприятий в Российской Федерации на рисунке 10:
/>
Рис.11. Динамика количества малых предприятий в РФ
В соответствии со статистическим данными — 40% от всех открывшихся предприятий в настоящее время не работают, тогда, действующими остаются на территории России 588 тыс. (979,3*60%) субъектов малого предпринимательства.
26,5% из всего количества субъектов малого бизнеса применяют лицензионное обеспечение,73,5% — 432 тыс. субъектов малого бизнеса имеют нелицензионное обеспечение (одну бухгалтерскую программу).
Тогда можно считать, что фирма — производитель теряет следующий объем выручки: 432 тыс. единиц * 9000 руб. = 3888 млн. рублей.
Рентабельность продаж возьмем 10%, следовательно, фирмы — производители и посредники по продажам лицензионных версий программного обеспечения уже потеряли не менее 353 млн. рублей (3888 млн. руб. *10/110) прибыли с которой должны уплатить налог на прибыль.
Налог на прибыль организаций составляет 24% от объема выручки фирм -производителей и распространителей лицензионного программного обеспечения, т.е.84,7 млн. рублей. (353 млн. руб. * 24%).
Заключение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подчеркивает опыт рыночного развития российской экономики, на основании которого доказана необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.
Цель выпускной квалификационной работы определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с целью, выдвигаются были решены следующие задачи:
определена роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
проанализирована работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;
на примере ОБЭП МВД РБ рассмотрена деятельность отдела по защите прав потребителей;
выявлены приоритетные направления деятельности отдела и рассмотрена практику судебной защиты прав потребителей;
определены основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.
На сегодня Закон РФ “О защите прав потребителей” остается по мнению юристов наиболее нарушаемым из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне неэффективна.
Одним из распространенных видов нарушений является непредставление потребителям информации о наименовании хозяйствующего субъекта, юридическом адресе. При отсутствии этой информации потребитель лишен возможности направить претензию нарушителю и защитить свои права.
Так же отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области и массовым жалобам потребителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества.
В выпускной квалификационной работе рассмотрена практика ОБЭП о результатах борьбы с экономическими преступлениями в различных областях хозяйствования.
Судебная практика ОБЭП РБ показала, что сотрудники Комитета активно работали в судах. С их участием рассмотрено 572 дела.215 дел удовлетворено на сумму более 13 млн.645 тыс. руб., заключено 56 мировых соглашений на сумму более 1 млн.824 тыс. руб. С 2005 года, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О защите прав потребителей», за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд обязан взыскивать с ответчика — нарушителя прав потребителей в городской бюджет штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Штраф в городской бюджет по делам, в которых принимал участие ОБЭП РБ составляет на 1 сентября 2005 года, по подтвержденной документально информации, 949 тыс.260 руб.
ОБЭП осуществляет свою деятельность на бюджетные средства и является частью системы правоохранительных органов. Работники ОБЭП обязательно военнообязанные после службы в армии. Численность работников ОБЭП невелика и главное действующее лицо — следователь по экономическим преступлениям. Также работники ОБЭП ведут профилактическую работу путем предоставления консультаций гражданам и производителям по вопросам защиты прав потребителей, проводят анализ действующих договорных отношений между продавцом и потребителем, проводят сбор информации о причиненном вреде жизни, здоровью или имуществу потребителей со стороны продавцов и производителей, а также проводит различную аналитическую работу, направленную на осуществление защиты прав потребителей.
Особое место в жизни общества занимает Программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией Российского и Московского фондов. Данная программа защиты прав потребителей является кардинально новой и носит социально-направленный характер. Программа реализуется в рамках проведения Смотров предприятий, организаций, предпринимателей, товаров.
При оценке уровня фальсификации называются различные цифры, но только малая их часть основана на реальном анализе. Основной причиной отсутствия точной статистики в этой области является, с одной стороны, безусловно, трудность сбора информации, а с другой — недооценка важности этой информации. Поэтому многие выводы приходится делать на основе экспертных оценок отдельных ассоциаций производителей, ученых, использовать косвенные статистические показатели.
Программа позволяет решать важнейший вопрос — создание согласованными действиями потребителей и производителей общего экономического пространства на пути формирования цивилизованного рынка в России.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы был проведен анализ применения на предприятиях субъектах малого бизнеса нелицензионного программного обеспечения, как бухгалтерского, так и юридического, определены риски от применения нелицензионного программного обеспечения и произведен расчет экономической эффективности от проведения мероприятий, направленных на снижение объема применения нелицензионного программного обеспечения.
В результате проведения тестирования работников предприятий малого бизнеса выявлено, что 73,5% уверены в том, что программное обеспечение на фирме не лицензионное.
Применяя результаты данного опроса и статистические данные о количестве предприятий субъектов малого бизнеса по России в 2006 году произведены расчеты, в результате которых выявлено, что фирмы — производители программного продукта недополучает ежегодно выручку в размере 3888 млн. рублей. При рентабельности продаж 10%, фирмы — производители и посредники по продажам лицензионных версий программного обеспечения в 2006 году потеряли не менее 353 млн. рублей прибыли с которой должны уплатить налог на прибыль. Следовательно, по данным подсчетам упущенная выгода бюджета составляет не менее 84,7 млн. рублей.
Библиографический список
Гражданский кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Федеральный закон «О защите прав потребителей»
Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Дело и сервис, 2003.304 с.
Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций, методы, модели, техника вычислений. — М.: Финансы. ЮНИТИ, 2006.400с.
Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004.400 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск.: Новое знание, 2005.688 с.
Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: российская практика. — М.: Финансы и статистика, 2003.118 с.
Управление предприятием и анализ его деятельности / Под ред. В.Н. Титаева. — М.: Финансы и статистика, 2002.420 с.
Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. — М.: Зеркало, 2003.272 с.
Финансовый менеджмент / Под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Перспектива, 2006.656 с.
Финансовое управление фирмой / Под ред. В.И. Терехина. — М.: Экономика, 2003.98 с.
Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. — М. Дело ЛТД, 2004.134 с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. — М.: Инфра-М, 2004.512 с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. — М.: ИНФРА-М, 2005.343 с.
Экономический анализ / Под ред. Л.Т. Гиляровской. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2006.527 с.