Реферат по предмету "Этика"


Ритуал в современном обществе

Введение.
Наступил 21 век. Мы живём в новом веке, ещё не сделано множества великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы переходя в новый этап истории человечества, мы можем узнать намного больше, чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свой вклад в развитие человечества, как и мы в свою очередь также внесем что-то новое для своих детей, внуков, правнуков.
Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит незаконченным. И всё таки есть ещё в мире вещи до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое - это наша культура. Ведь культура - это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в процессе обучения и восприятия способ поведения, духовный мир личности, уровень развития чего-либо, совокупность традиций передаваемых норм деятельности и поведения. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. Это все играет очень большую роль в нашей жизни. Цель моей работы заключается в раскрытии лишь некоторой части влияния ритуалов на жизнь человека, а значит и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет. В своем реферате я хочу рассказать о значении ритуалов, которые совершали наши предки, для нас. О том, что мы сейчас, хотя прошло много лет, до сих пор повторяем эти ритуалы, даже не подозревая об этом.


Глава I.Понятие и сущность ритуала.
Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общественной жизни. Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какое-либо явление или факт и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этом обязательны некоторые принципы: · общепринятая условность действия. · общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал. · его особая цель. Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления. В чем и как выражается это психологическое переживание зависит от конкретной цели. Всякое действие или ритуал имеет свою конкретную цель. Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое значение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл, который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала. Известна лишь одна самоценная форма, хотя и для нее иногда находятся внешне целесообразные объяснения. Однако красота многих ритуальных форм поведения не может служить объяснением ценности ритуального поведения вообще. Ритуал ценен своим потребностям социального человека. Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей, стоящих над “естественными” целями отдельных индивидов, и тем самым, не подавляя их свободы, обеспечивает нужную степень предсказуемости событий. Если мы уверены, что те, с кем нам приходится общаться, считают самоценным поддержание неких норм вежливости, то этим уже сильно облегчается наше общении. И при этом уже гарантируется некоторая свобода и нужная степень предсказуемости чужого поведения. История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I веке до н. э.). Ходить по горящим угольях и даже плясать могут на всех континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра. По мнению К. Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала — соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Человеческая культура целиком основана на ритуале. Неритуализованных действий типа почесывания, чихания, плевков и т. п. в ней осталось очень мало. Их называют некультурными действиями. Таким образом, для культуры в целом, как сложной, самоорганизующейся системы, для полноценного функционирования которой необходима большая степень свободы ее субъектов, т. е. демократическое устройство и потребности в оптимальном, гармоничном, устойчивом воздействии на людей, характерна ее опора на грань, разделяющую эти полюса. Эмпирически, уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая середина между свободой человека и его порабощением, детерминации его поведения социокультурными нормами определена. Эта грань носит название золотого сечения, эта математическая пропорция лежит в основе поведения людей, и всех ритуалов
Глава II.Выражение эмоций в поминальном ритуале. Поведение человека всегда эмоционально окрашено. Диапазон проявления чувств весьма широк: от состояния, близкого к истерике, до внешне полного отсутствия эмоций. Причем иногда такие полярные формы могут наблюдаться у разных людей в одной и той же ситуации. Какая из них является в большей степени адекватной ситуации? Ответ не может быть однозначным, так как во многом определяется принятыми в той или иной культуре нормами поведения в конкретных обстоятельствах. Вместе с тем существуют и некоторые закономерности. Культура вообще и каждая культурная традиция в частности ориентированы на то, чтобы снизить удельный вес природного, стихийного, неуправляемого в человеке. Культура стремится ввести свои правила и нормы даже в те сферы, которые с трудом поддаются регуляции, в том числе – в область эмоций. Для этого существует механизм регуляции поведения: ритуал. Ритуал стремится упорядочить проявление эмоций, но по-разному и с разными целями. Ритуал дает возможность выхода тем эмоциям, которые в повседневной жизни обычно сдерживаются этикетом. И до сих пор во время праздников как бы отменяются некоторые ограничения, соблюдаемые в повседневной жизни. Но не означает, что проявление эмоций в ритуале никак не регламентировалось. Одна из особенностей ритуала как регулятивного механизма заключалась в том, что он не просто “допускал” неэтикетные или антиэтикетные действия (например, пьянство, сквернословие, воровство), а в определенных случаях предписывал их. Это необходимо было по ряду причин: дать выход накопившемся отрицательным эмоциям (но не в стихийной, а организованной форме); прервать монотонность быта; подтвердить повседневные нормы через их нарочитое отрицание.
Итак, ритуал является средством борьбы с социальным хаосом, к которому может привести нерегламентированное проявление эмоций, но при этом ритуал – узаконенный традицией “клапан” для выхода сдерживаемых чувств. Плач и самоистязания на похоронах. Смерть человека – и биологический факт, и предмет обыгрывания в ритуале. Похоронный обряд строится таким образом, чтобы всеми способами отгородиться от смерти, не замечая ее. Даже сами слова “покойник”, ”похороны”, ”смерть” и т.п. старались не использовать. Вместо них существовала тщательно разработанная система метафорических замен. Присутствие смерти(которой как бы нет) создает особое, в высшей степени напряженное пространство. В его центре находится покойник, здесь проходит граница между миром живых и миром мертвых, и люди начинают вести себя по законам этого пространства. Чем ближе к центру, тем более двойственным становится поведение участников обряда. Повышается степень его регламентации: увеличивается количество запретов и предписаний. Вместе с тем положение человека становится все более неопределенным. Он находится между двумя мирами, и в этой промежуточной зоне привычные формы поведения теряют свой смысл. Здесь более подходящими являются как раз те “естественные”, ”природные” реакции, которые обычно сдерживаются.
В многочисленных описаниях похоронных обрядов разных народов постоянно встречается одна и та же картина: родные и близкие покойного рвут на себе волосы, одежду, царапают ногтями лицо, бьются головой о стены дома, громко плачут и т.п. Ханты и манси оплакивали своих покойников с “великим воплем и терзанием”: вырывали у себя волосы и бросали их окровавленными на тело умершего. У таджиков женщины царапали ногтями лицо, рвали волосы, бились головами о стены и столбы в доме. Аналогичные сведения относятся и к народам Кавказа. Ф.Ф.Торнау в середине 30-х годов прошлого века наблюдал похороны у абхазов. Особенно тяжелое впечатление на него произвели женщины, которые били себя в грудь, вырывали волосы, бились об гроб головой. Многочисленные данные о “лицедрании и кожекроении” у славян во время похорон содержатся в записках арабских путешественников IX-X вв. (Ибн Доста, Ибн Фадлан и др.) и более поздних источниках. Все эти бурные проявления эмоций можно расценивать как естественную реакцию на стрессовую ситуацию. По наблюдению психологов и физиологов, перевозбуждение нередко проявляется в подобных формах, так как мышечные усилия и причиняемая себе физическая боль несколько притупляют душевные страдания. Вместе с тем уже в древности плач и самоистязания становятся ритуально обязательными формами проявления горя. Независимо от отношения к умершему родственники во время похорон должны были проявлять свои чувства именно таким образом. Казалось бы, чисто физиологические, неконтролируемые сознанием действия приобретают характер социально предписанных поступков. В этой связи показательно, что у многих народов существовали наемные плакальщицы. Человек, который сам не умел должным образом оплакать покойного, нанимал “специалистов”. Эта традиция дожила в России до начала нашего века. Итак, самоистязание и плач во время похорон – не просто естественные, спонтанные формы выражения эмоций, но и освященный традицией стереотип поведения. Дальнейшая эволюция способов выражения горя согласуется с общей тенденцией развития этикета: приобретение более цивилизованного характера, переход от жесткой предписанности к индивидуальным формам. “Окультуривание” поведения в подобных ситуациях проявляется в том, что самоистязание заменяется его имитацией. Например, у современных азербайджанцев “горе принято выражать символическим царапанием лица, битьем кулаками и ладонями по груди, по ляжкам, покачиванием из стороны в сторону и разгибанием туловища … снизу вверх, а также обхватом головы ладонями рук”. Вместо очень резких, бурных, непредсказуемых движений появляются почти скульптурные движения и позы. У абхазов мужчины, приходящие проститься с умершим, проделывают торжественный ритуал. Они оставляют на специальном столе головной убор, посох(а прежде – и пояс с оружием), подходят в сопровождении молодых людей к покойнику, бьет себя ладонью в лоб(знак горя) и возвращаются к остальным мужчинам. В современном трауре все большее место занимают не обязательные (ритуально предписанные), а индивидуальные формы проявления чувств. Важным становится умение сдерживать себя, осуществлять контроль над своими эмоциями. Поведение во время траура. Близость смерти, контакт с миром мертвых не заканчивались похоронами. В течение определенного времени это оставалось актуальным, прежде всего для родственников умершего. Сроки траура в разных культурах варьируются в широких пределах: от нескольких дней до многих лет и зависят от степени близости к умершему. В некоторых традициях траур соблюдают не только родные и близкие, но и соседи или даже все жители села. У восточных славян соседям до погребения не полагалось работать и праздновать. Среди близких родственников мужчины пребывали в трауре 40 дней, а женщины – год. У русских существовал запрет в течение года выходить замуж и жениться вдове и вдовцу. В Грузии срок траура для односельчан – 3 дня, для родственников – 40 дней, а для самых близких – год и более. В народной традиции считается, что 40 дней душа умершего находится рядом с домом. Это представление наложило существенный отпечаток на характер траура и некоторые особенности поведения его участников. Наличие “внешней точки зрения” определяло такие черты траура, как нарочитое проявление печали, усиленная молитва, смирение. В быту резко ограничивались контакты с другими людьми, старались избегать всех проявлений радости и жизнелюбия. У народов Западной Сибири считалось, что в этот период нельзя шуметь, смеяться, петь. У русских не принято было петь, ходить на гулянья, пить вино. Для пребывающих в трауре праздников как бы не существовало. Особенности поведения во время траура определялись не только представлениями о близости души покойного и смерти вообще. Глубже “спрятана”, пожалуй, наиболее существенная идея о том, что на время траура человек должен отказаться от того, что ассоциируется у нас с понятием “культура”, и максимально приблизиться к “естественному”, ”природному” состоянию. Пребывание между культурой и природой характерно не только для похорон и траура. Оно является необходимым компонентом всех обрядов, совершаемых в переломные моменты жизненного цикла: рождения, инициации, свадьбы. Общих принцип состоит в том, что человек лишается тех признаков, которые указывают на его принадлежность миру культуры. У восточных славян в конце XIX – начале XX в. Мужчины в день похорон ходили без головных уборов, дочери умершего распускали волосы. Поссевино, пребывавший в России во время траура по сыну Ивана Грозного – Ивану, писал о знатных людях:”Одежду, сшитую по случаю траура, они носили и при нашем возвращении, волосы их были распущены в знак скорби, они не носили шапочек, обличающих их знатное происхождение”. Нам уже приходилось говорить о том, что у многих народов мир мертвых представлялся миром наоборот. В условиях контакта с этим миром весьма распространены были действия, противоположные обычным. По своего рода антитехнологии изготавливались вещи для покойника, еда на поминки, траурная одежда. Антиповедение более характерно для похорон, чем для траура. Кроме того, следует отметить, что одежда, прическа и другие детали внешности, а также характер поведения во время похорон были иными, чем в период траура. Например, если у восточных славян в день похорон отмечались такие детали, как распущенные волосы, целиком черная одежда, то в период траура – обязательное покрывание волос, а из одежды черным должен быть только платок при общем правиле избегания яркой одежды.
Меры, ориентированные на временное выключение из “нормальной жизни”, дополнялись многими другими ограничениями. У народов Западной Сибири во время траура существовал запрет на некоторые виды работ и использование острых предметов. Последнее, скорее всего, объясняется тем, что острые предметы расценивались как “искусственные”, принадлежащие культуре. У украинцев Закарпатья в течение года после смерти близкого человека запрещалось белить дом, что согласуется с более общим запретом обновлять, что бы то ни было. Особенно показателен широко распространенный в прошлом веке запрет долго предаваться горю, который обычно объясняют тем, что умерший долго не сможет успокоиться подобающим образом на том свете. У кетов обычай запрещал много плакать и звать умершего.
Общее правило состояло в том, что чем ближе умерший, тем жестче контроль, тем больше ограничений на проявление эмоций. Вполне вероятно, что наблюдаемая в наши дня сдержанность во время похорон и траура не только является проявлением общей линии развития этикета, но и восходит к указанному ритуальному запрету. Обнажение. При описании поведения во время похорон уже упоминалось о частичном обнажении как об одном из знаков выражения скорби. Обнажение – многозначный жест. Отношение к наготе в различных культурах проявляется в различной мере. Там, где доминировала установка на антисексуальность(например, у народов, исповедовавших ислам, христианство), сформировалось отношение к наготе, телесному низу как к чему-то греховному, недостойному и даже позорному. В таких культурах особенно тщательно прорабатывается тема закрытости своего тела от взглядов посторонних. Но противоположном полюсе – те культуре, где сексуальность и эротика входят в систему высших ценностей (культура народов Полинезии). Если в повседневном общении жест заголения однозначно воспринимается как оскорбление, то его ритуальному предшественнику и аналогу приписывался более широкий круг значений. Ритуальное обнажение использовалось в различных ситуациях, причем это могла быть как полная, так и частичная нагота. Ограничимся двумя основными случаями: обнажение как способ стимулирования и как оберег. Особое значение имеет то обстоятельство, что в древних аграрных обрядах существовала тесная связь между обнажением, сексуальностью и смехом. Смех в ритуале ассоциируется с рождением, производительной силой. Смешное отрицает смерть и утверждает новую жизнь. В то же время смех и непристойности раскрепощали участников, давали выход накопившимся эмоциям. Обнажение было обычным способом вызывания смеха. Смех выражал не столько радость и веселье, сколько освобождение от эмоционального напряжения. Такая функциональная двойственность характерна и для жестов сексуальной символики. Характерный пример, архаического жеста, дожившего до наших дней,- кукиш. Этот жест использовался в оргиастических ритуалах, для того чтобы вызвать смех. Вместе с тем кукишу придавалось значение оберега. Роль кукиша как оберега от нечисти характерна и для восточных славян. В народной медицине кукиш использовался как магическое средство при лечении некоторых болезней, и в частности “ячменя” на веке. В некоторых местах России считалось, что лечение будет более эффективным, если кто-нибудь посторонний неожиданно ткнет кукишем в ячмень. В наши дни открытый и скрытый кукиш – жесты с разными значениями. Продемонстрированный кукиш воспринимается как прямое оскорбление. Кукиш в кармане символизирует несогласие, внутреннее сопротивление, что закономерно приводит к обману. Изменение культурного контекста и общая деритуализация повседневной жизни привели к тому, что кукиш постепенно перестает осознаваться в качестве неприличного жеста. В этом отношении его эволюция сходна с судьбой других антиэтикетных действий.
Глава III.Свадебный ритуал. Ритуалы вошли в нашу повседневную жизнь, и мы уже сами, не замечая того, каждый день просыпаясь совершаем определенные действия, которые перешли нам от наших предков. Нашу жизнь уже нельзя себе представить без совершения обычных для нас действий, которые подразумевают собой выполнение ритуалов. Современное общество не заостряет внимание на совершении определенных ритуалов, мы совершаем действия, которые получены от наших предков. Жизнь каждого народа резко отражается в его забавах, празднованиях и обычаях семейных, заветно передаваемых из рода в род и сберегаемых усердно, как святыня. Однако как не сохраняют эти ритуалы, но со степенью образования государств весьма многое в них изменяется. Образованность, гражданская жизнь и светская изысканность, хотя имеют сильное на них влияние, за всем тем свадебные обряды еще много удержали старины. Этому служит доказательством отправление их по древнему обычаю, производимому поныне в простонародии. У древних и новых народов ни одна свадьба не начиналась без сопровождения брачных ритуалов. Евреи при собрании посторонних людей обручали молодых перстнями в знак неразрывного союза; давали им пить сладкое вино из сосуда, заедая ячменной лепешкою, и клялись в взаимной любви и верности. Потом молодые, бросая на землю несколько глиняных кувшинов, разбивали их и топтали ногами. У греков и римлян употреблялись венки и обручальные кольца, свечи свадебные, подарки, осыпание новобрачных хмелем, деньгами и хлебными семенами. У римлян запрещалось совершать браки девиц в праздник, а браки вдов в будни для того, чтобы при венчании первых могло быть более зрителей, а при венчании последних, сколько можно менее: в праздничные дни народ развлекался играми, зрелищами и гуляньем. Супружество девиц славили, а вдов срамили, ибо повторение брака считалось распутство. Свадьба была основным способом заключения брака и формирования семьи. Свадебная обрядность прямо или косвенно затрагивала многие стороны жизни народа, была тесно связана с условиями его быта и особенностями социальной структуры общества. Традиционная русская свадьба конца XIX - начала XX века представляла сложный комплекс строго регламентированных действий, обычаев, имевших социально-экономическое, правовое, нравственное и религиозно-магическое значение. Русская традиционный свадебный ритуал можно разделить на три основных периода: предсвадебный, свадебный, послесвадебный. Предсвадебный период. 1.Выбор невесты. 2.Сватовство. 3.Смотрение дворов. 4.Сговор, рукобитие, запой. 5.Период подготовки к свадьбе. Собственно свадьба. Собственно свадьба характеризовалась не менее сложным комплексом многоплановых традиционных действий, обычаев и обрядов, со строго определенными функциями. Все элементы этого комплекса были направлены на переход невесты из дома родителей в дом родителей мужа, обрядовое соединение супругов и вступление их в брачные отношения, введение “молодой” в семью мужа и новые семейные обязанности. Этот цикл четко отделялся от обрядового комплекса предсвадебного периода. 1. Подготовка к приему свадебного поезда в доме невесты. 2. Подготовка и движение свадебного поезда. 3. Приезд поезжан в дом невесты. Выкупы. Расплетение косы.
4. Переезд брачащихся в дом жениха. Венчание. Встреча молодых. 5. Свадебный и горный столы. Брачная ночь. 6. Баня для молодых. Сырный стол. 7. Заключительные обряды свадьбы. Послесвадебный период.
Окончание свадебных торжеств и вступление молодых в трудовую жизнь, не означало завершение всего свадебного цикла. Обряда и определяемые обычаем действия, связанные с заключением брака, совершались после свадьбы на протяжении весьма длительного периода, который продолжался от нескольких месяцев до года, а иногда и дольше. О послесвадебных обычаях и обрядах с молодоженами в летний период настолько скудны, что эти обряды и обычаи невозможно представить даже в общих чертах. Все обряды послесвадебного периода были направлены на разрыв существовавших до вступления жениха и невесты в брак социальных связей (с коллективами сверстников, с родительской семьей и т.д.) и на общественное признание упрочение их нового статуса. Свадьба в Орловской губернии. Сватовство. Главное действующее лицо в продолжение всей свадьбы есть старший сват. Он по желанию жениха или его родителей отправляется сватать невесту преимущественно между знакомыми ему девушками. Сват, войдя в избу, молится сначала святым иконам, потом кланяется на все четыре стороны и спрашивает у хозяина. Этот выходит и спрашивает: “Откуда Бог несет?” – “Из дальней сторонушки, дорогой мой соседушко, - мы нарочито сюда прибыли и вестимо не без дела ”. – “Просим милости”, - отвечает хозяин, указывая ему место на лавке. – “Благодарствуем, - говорит он, - мы прибыли сюда по делу, вестимо по делу, соседушко. Слыхать, есть у вас продажный товарец, - дай вам, Господь милосердный, здоровья, а мы найдем на него купца ”. Иногда говорят:”Я слышал, что у тебя есть товар, а у меня есть купец; твой товар, я слышал, дорогой, хороший и нележатый, а у меня есть купец – богатый, хороший и неженатый”.Хозяин, смекнув, в чем дело, говорит:”Дай Бог, в добрый час”. Он просит свата садиться, не чинясь, и узнавши, от кого наряжен по делу, расспрашивает о здоровье стариков: “Старики-то и живы, и здоровы, семейке твоей низко кланяются, себе сынка вырастили, а меня ему невесту искать выпросили”. После этого сват спрашивает позволения приехать с поглядками, приговаривая: ”Ведь у нас сторонушка православная, не бусурманская; в ней не венчают молодых без погляду.” Отец, изъявив согласие, угощает свата, и это называется малой пропой. К следующему утру все готово в доме невесты, чтобы принять жениха, его родителей, родню свою и знакомых. Девушка, убранная как можно лучше, сидит в заднем углу. Дверь в избе запирают крепко-накрепко. Сват, приехавши с женихом, подходит к избе, но заметя что дверь заперта, начинает стучать.
Заключение.
В заключение своего реферата хочу сказать о том, что, изучив материал о ритуалах, я пришла к выводу, что они появились в связи с определенными обрядами, традициями конкретных народов. Эти ритуалы играют очень важную роль для современного общество. Мы живем, и каждый день выполняем определенные ритуалы наших предков, мы совершаем их уже автоматически не задумываясь. Но все равно на подсознательном уровне они несут для нас большое значение, так как это наше прошлое, прошлое наших предков, мы должны его чтить. Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лично. Ведь соблюдение ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует нравственность. В своем реферате я рассказала об основных ритуалов современного общества: свадебный ритуал и ритуал похорон. На мой взгляд, это основные ритуалы, которые чтит и не забывает современное общество. Конечно, они уже не так похожи: ритуалы менялись под воздействием социальных факторов и сменой жизненного уклада народов, но все же самое основное мы унаследовали от наших предков. Таким образом, можно подвести итог в том, что ритуалы современное общество не забывает, мы чтим их. Просто мы не так заостряем внимание на них, как наши предки.
Список используемой литературы. 1. Терещенко А.В. “Быт русского народа”. Ч. II, III. – М.: Русская книга, 1999г. 2. Костомаров Н.И. “Русские нравы”. – М.: “ Чарли”, 1995г. 3. Зорин Н.В. “Русский свадебный ритуал”. – М.: Наука, 2001г. 4. Байчурин А.К., Топорков А.Л. “У истоков этикета”. - Л.: 1990г. 5. Харлицкий М.С., Хромов С.С. “Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды”. – М.: Изд-во РУДН, 1996г. 6. “Истории российского быта” под ред. Полторак С.И. – СПб.: Нестор, 1997г. 7. “Русский народ: его обычаи, предания, обряда и суеверия”. – М.: Наука, 2002г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :