--PAGE_BREAK--Дознаватель самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение (ст.41 ч.3 УПК РФ).
Заканчивается дознание выполнением ряда процессуальных действий, связанных с принятием решения об окончании дознания. Их совокупность и содержание зависят от вида окончания дознания.
Дознание проводится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. При исчислении срока дознания не принимается во внимание тот день, в который было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела (ст.128 ч.1 УПК РФ). Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Порядок продления срока не определен.
Статья 224 УПК РФ регламентирует особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Заключение под стражу подозреваемого допустимо в исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных статьей 97, и с учетом обстоятельств, указанных в ст.99 УПК РФ (ст.100 УПК РФ). Эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда (ч.1 ст.108 УПК РФ).
При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу дознаватель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство (ст.108 ч.3 УПК РФ) ¾ выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в котором излагаются сущность предъявленного обвинения (подозрения), основания, в силу которых возникла необходимость в заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения, фамилия, имя, отчество, дата рождения и другие данные о лице, в отношении которого избирается данная мера процессуального принуждения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства[13].
Материалы представляются прокурору лично дознавателем.
Прокурор изучает материалы и, в случае согласия на возбуждение ходатайства перед судом, делает на постановлении резолюция «Согласен», при несогласии с ходатайством ¾ «Не согласен».
Затем задержанный подозреваемый доставляется в судебное заседание.
Постановление о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого, прокурора и защитника, если последний участвует в деле.
Избрание в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу обязывает дознавателя предъявить обвинение подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу ¾ в тот же срок с момента задержания (ст.100 УПК РФ). В этот же срок предписывается составить обвинительный акт (ст.224 ч.2 УПК РФ)[14].
При наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения подозреваемого в совершении преступления, дознаватель выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого Содержание постановления определяется ст.171 ч.2 и 3 УПК РФ.
По выполнении требований, предусмотренных ч.2 и 3 статьи 225 УПК РФ дознавателем составляется обвинительный акт, который представляется начальнику органа дознания. Начальник органа дознания рассматривает данный документ, при отсутствии возражений утверждает акт и вместе с уголовным делом направляет его прокурору.
Копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику. В деле должна быть сделана отметка о вручении копии обвинительного акта, удостоверяемая подписями указанных выше участников процесса. Затем дело направляется в суд.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ 2.1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ Основные уголовно-процессуальные функции перечислены в ст. 15 УПК РФ (обвинение, защита и разрешение уголовного дела). В соответствии с пунктами 45, 46, 47, 55 статьи 5 УПК РФ, стороны ¾ это «участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения; сторона защиты ¾ обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик..»; «Сторона обвинения ¾ прокурор, а также следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель…». Таким образом, лиц, производящих предварительное расследование, законодатель однозначно признал стороной обвинения, т.е. должностными лицами, осуществляющими функцию обвинения (уголовного преследования)[15].
УПК РФ введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (п. 7 ст. 5 УПК РФ).
Под это понятие не подпадает дознаватель, производящий следственные действия и оперативно — розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ)[16].
К счастью, Законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.
Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно — процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание[17]. В настоящее время в УПК РФ такая статья есть. Она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41 РФ), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Уголовно — процессуальный закон детально определяет полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.
Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт, завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Анализ действующего уголовно — процессуального законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующими основными правами:
· рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;
· ходатайствовать о продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
· принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);
· производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;
· применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством;
· осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 157 УПК РФ);
· обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
· осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно — процессуальным законодательством.
В соответствии с уголовно — процессуальным законодательством дознаватель обязан:
· осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);
· производить доказывание по уголовному делу по правилам, сформулированным в гл. 11 УПК РФ;
· применять меры уголовно — процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренных законом (гл. гл. 12 — 14 УПК РФ);
· информировать заявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);
· в случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);
· выполнять указания прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
· заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих его участие в расследовании уголовного дела (ч. 1 ст. 61 УПК РФ);
· разрешать вопрос об отводе, заявленном во время проведения неотложных следственных действий, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. ст. 69 — 72 УПК РФ);
· осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно- процессуальным законодательством.
Из анализа норм нового УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя — осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.
По завершении расследования дознаватель составляет обвинительный акт. Решение, принимаемое в форме обвинительного акта, оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных акта и постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с обвинительным актом и материалами уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом по существу.
В юридической литературе нередко возникали споры о том, вправе ли начальник органа дознания делегировать полномочия своим сотрудникам. Новый УПК РФ ответил на этот вопрос положительно, указав, что полномочия органа дознания, предусмотренные уголовно- процессуальным законом, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ст. 41 РФ). К сожалению, в законе нет специальной нормы о передаче органом дознания дознавателю полномочий на производство неотложных следственных действий. К тому же ничего не сказано, каким образом это «возложение» должно происходить. Представляется, что начальник органа дознания вправе делегировать лишь такие полномочия, к осуществлению которых закон допускает дознавателя. Остальные процессуальные полномочия, которыми закон наделяет только орган дознания, он делегировать другому лицу не может и обязан осуществлять сам. Необходимо отметить, что уголовно — процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно — розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ)[18].
Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.
2.2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ Процессуальные средства органов расследования – это конкретные полномочия, представляемые для осуществления процессуальных действий и принятия решений, сами процессуальные действия и процессуальные формы[19].
Средства дознания обладают следующими особенностями[20]:
1. Сокращенные сроки. Дознание должно быть закончено в срок до 20 суток. Этот срок может быть один раз продлен прокурором еще до 10 суток. Таким образом, максимальный срок дознания не превышает 30 дней.
Срок дознания исчисляется со дня возбуждения уголовного дела (при этом текущие сутки, по правилам ст. 128 УПК РФ, учитываются). Из этого правила следует, что все время производства неотложных следственных действий органом дознания в порядке ст. 157 УПК РФ включается в срок дознания. Заканчивается срок дознания составлением обвинительного акта, то есть время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в срок дознания (в отличие от следствия). Этот вывод следует из буквального толкования ч. 1 ст. 225 УПК РФ («По окончании дознания…») и ч. 3 ст. 223 УПК РФ в редакции Закона РФ № 58-ФЗ от 29.05.02 г. (в прежней редакции срок дознания исчислялся до дня принятия решения о направлении дела прокурору).
Однако между составлением обвинительного акта и моментом предъявления дела для ознакомления сторонам может пройти какое-то время, которое остается неопределенным. В связи с этим срок дознания целесообразно исчислять до дня начала ознакомления с материалами дознания.
2. При производстве дознания, как правило, отсутствует:
а) процедура привлечения в качестве обвиняемого;
б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания – после вынесения обвинительного акта в соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК РФ);
в) обычно не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. Данные меры пресечения избираются в крайних случаях.
3. Особый, упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом.
4. Из всех вышеуказанных специальных упрощенных средств дознания вытекают дополнительные особенности применения норм, содержащихся в главах 21-22, 24-29 УПК РФ.
При возникновении серьезных препятствий для движения дела, при необходимости производства большого объема процессуальных действий продолжение дознания становиться практически невозможным. Отсюда следует, что дознание:
— не производится при необходимости выполнения следственных или розыскных действий в другом районе (не применяются отдельные положения ч. 1 ст. 152 УПК РФ);
— порядок продления срока дознания определяется по аналогии с ч. 7-8 ст. 162 УПК РФ;
— не производится «дознавательской группой» (не применяются положения ст. 163 УПК РФ);
— при дознании, как правило, не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК РФ) и контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ) как следственные действия (небольшой срок дознания в большинстве случае делает бессмысленным данные действия, рассчитанные на несколько месяцев);
— при дознании не производятся длительные экспертизы. В том числе подозреваемый не помещается в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ст. 203 УПК РФ), которая длится 30 суток;
— дознание не приостанавливается по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого). Дознание нецелесообразно приостанавливать и в связи с сокрытием подозреваемого, неизвестностью его местонахождения по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). За 30 дней срока дознания принять все возможные меры по розыску подозреваемого практически невозможно;
— после возобновления приостановленного или прекращенного дела прокурор не может установить срок дополнительного дознания, поэтому по таким делам дознание не производится (прокурор направляет их для производства предварительного следствия);
— дознание нецелесообразно проводить по делам, имеющим особое общественное значение (например, получившим широкий резонанс в СМИ).
В качестве базовой процессуальной деятельности дознавателя, рассмотрим, прежде всего, средства по сбору материалов и по доказыванию.
Определение доказательств дано в ч. 1 ст. 74 УПК РФ, которая гласит: «Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела».
продолжение
--PAGE_BREAK--