Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Диверсифицированные методы ИСУ

--PAGE_BREAK--
3.2                       
 Использование метода «мозгового штурма»

Метод «мозгового штурма» проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей. Каждый этап осуществляется на основе конкретных принципов, отражающих его назначение и суть, определяющих его эффективность.


Рис. 4. Принципы «мозгового штурма»

Первый этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:

1)     Принцип формирования группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, разнообразию знаний и научных интересов. Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специального тестирования, которое позволит  выявить и учесть критерии этого принципа. Все это нужно для того, чтобы создать в работе этой группы атмосферу творчества, непринужденности и взаимоприемлемости.

2)     Принцип строго запрещения всякой критики, так как вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, обоснование, объяснение.

3)     Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. Можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от высказанной. Нельзя «присоединяться к мнению» или «расшифровать» свои или чужие идеи.

4)     Принцип мотивации разнообразных идей, снятие ограничений по области знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

5)     Принцип регламента времени на выдвижении идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались в «момент озарения», поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исключить возможность «зацикливания» в опасениях и противоречиях.

Второй этап (этап анализа) также предполагает ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа:

1)     Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она не оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены.

2)     Принцип аналитического потенциала. Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования.

3)     Принцип критиреальной четкости в оценке и анализе идей. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей, должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы. Основными из них должны быть: рациональность, реальность, соответствие цели исследования, обеспеченность ресурсами.

4)     Принцип дополнительной разработке идеи, ее конкретизации. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении.

5)     Принцип позитивности в анализе идей, т.е. проведение анализа с установкой на поиск рационального позитивного в любых их проявлениях.

6)     Принцип конструктивизма, который предполагает ориентировать идеи на построении концепции, программу действий, осуществлять увязку идей.

В успехе «мозгового штурма» большое значение имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета – проблемы.

Проблема может быть поставлена в конкретно-практическом виде, либо обобщенном. Возможна постановка проблемы также  в виде проблемы – аналога (антипроблемы) или из смежной области деятельности, или в «инверсной» формулировке (смещение или перестановка акцентов для нарушения привычного мышления). Формулирование проблемы предполагает также и различную степень ее конкретности. Это может быть также полезным для обеспечения «свободы» творческого процесса, раскованности мышления.

Выбор формы постановки проблемы и формулировки ее содержания зави­сит от профессионального состава группы, ее структуры по психологическим данным, организационным условиям работы группы, сложившимся или несуществующим человеческим отношениям (незна­комые люди), целям исследования (первый подход к проблеме или конкретное ее решение).

3.3                       
 Группа «мозгового штурма»

Поставленную задачу последовательно решают две группы людей по 4-15 человек в каждой (оптимальный состав 6-12 человек). Первая группа только выдвигает различные идеи – это группа «генераторов идей». В эту группу желательно включать людей, склонных к бурной фантазии, абстрагированию. Вторая группа – «эксперты» — по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с аналитическим, критическим складом ума. Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в общих понятиях.

При подборе группы для генерирования идей следует учитывать, что по способностям к творческому генерированию люди бывают различными. Можно выделить три типа личностей:

·        Активный генераторбыстро реагирует на поставленную проблему, проявля­ет заметный интерес к решению проблемы, позитивно реагирует на критику, не «въедается» в содержание проблемы, проявляет притязания к лидерству.

·        Инертный генераторне обладает высоким уровнем притязаний, но имеет значительные способности к творческой работе. Он стремится вникнуть в суть проблемы, ощутить ее глубину, понять ее истоки и содержание, не то­ропится высказывать идеи, анализирует собственные мысли, требует в боль­шей степени «разогрева» в генерировании идей.

·        Латентный (скрытый) генераторсклонен к индивидуальной творческой работе, проявляет большой интерес к постановке проблемы, осторожен в высказывании идей, чувствителен к формулировке идеи, любит высказывать­ся в неформальной обстановке и предлагать идеи после неформальной апро­бации.

При использовании ММШ большое значение имеет личность и деятельность ведущего. Работа первой и второй групп нуждается в соответствующей организации и регулировании в процессе их проведения. Роль организатора выполняет ведущий, который должен обладать большой творческой активностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способностью организовывать и поддерживать интеллектуальный процесс. Возможны раз­личные варианты: ведущий может быть для первой и второй групп один и тот же или можно дифференцировать ведущих.

Деятельность ведущего играет очень важную роль в успехе «мозгового штурма». На первом этапе метода он регулирует поле поиска (расширение, сужение или ограничение), создает творческую атмосферу и мотивирует генерацию как можно большего количества идей. Все это механизм управления коллективным творче­ством, используемый ведущим.

На втором этапе «мозгового штурма» деятельность ведущего предполагает выявление возможности практической реализации идеи, оценка ее перспективности, практической значимости, конкретизация и дальнейшее развития высказанных идей. Он должен стимулировать полемику и критику, практическую направленность, точность аргументации, сравнительный анализ и использование расчетов. Этими критериями он регулирует творческую деятельность аналитиков и направляет ее на получение позитивных результатов.

Метод ММШ как метод исследования проблем и поиска  их решения имеет множество разновидностей, в частности, метод коллективного обсуждения фиксированных идей, все участники творческого процесса на специальных карточках записывают свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам, каждый из которых должен дать гласную оценку указанной в карточке идеи. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет усовершенствовать идею или отбросить как нереальную. В процессе полемики могут возникнуть и новые идеи.

Существует также метод «обратного мозгового штурма», при котором группа генерации идей проводит как бы обратную работу. Она выявляет проблемы при оценке ситуации, не оценивая возможности их решения. Ведь в практике исследования немаловажное значение имеет распознавание про­блемы и определение ее роли в развитии управления.

Метод «двойного мозгового штурма» предполагает подготовительную работу в генерации идей, затем их постановку без анализа и оценки, и далее аналитическое обсуждение. Здесь, как правило, параллельно с твор­ческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и отмечающих ценные мысли.

Существует и метод «конференции идей», который реализуется по специальной технологии их презентации.

К недостаткам метода «мозгового штурма» можно отнести:

·        отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к «проскакиванию», уходу от сильного направления;

·        отсутствие четких правил работы – «бестолковость» поисков возведена в принцип;

·        поиск ведется практически простым перебором вариантов.

Использование метода «мозгового штурма» может быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому методу. Он является не только методом использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода.
4      
Метод синектики

4.1                         Понятие и идеи синектики

Синектика – это наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества (предложена американским ученым Уильямом Гордоном  в середине 50-х годов ХХ в.), которая является развитием и усовершенствованием метода «мозгового штурма». У. Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла.

Синектикав буквальном переводе с греческого означает «соединение различных, даже несовместимых элементов». Суть синектики – это поиск и реализация возможности аккумулиро­вания творческой активности исследователей на основе включения бессозна­тельных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной дея­тельности.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу («группу синекторов») для совместной постановки и решения конкретных задач. При использовании синектики формируются постоянные группы (5-7 человек) людей различных специальностей, которых обучают творческим приемам.

Главным отличием синектики от метода «мозгового штурма» является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые «подпитывают» процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, обра­зов, смутных ощущений, воздействующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения к группе, активизацию интуиции.

В отборе группы главным критерием является эмоциональный строй человека, его способность «включить» эмоции в процессы интеллектуальной совместной деятельности. На это способен далеко не каждый человек. Конечно, не исключаются наличие разнообразных знаний, определенный уровень образования и практически опыт исследовательской деятельности.

Для формирования группы необходимо использовать специальные тесты.

Группа должна влиять на творческую активность индивида таким образом, чтобы каждый в нее входящий стремился отказаться от стандартных подходов, был готов к риску в высказывании идей, боролся за психологический престиж.

В состав группы часто включают эксперта, который является специалистом в той области знаний, к которой относится проблема или ее часть. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной в зависимости от ситуации:

·        роль «энциклопедии», корректирующего понятия и дающего справки об их специфике;

·        роль «адвоката дьявола», вносящего возмущение в идеи, понятия, образы и т.д.

В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности. К психологическим состояниям относятся:

·        Состояние отрешенности – вовлеченностихарактеризуется отчуждением, дистанцированием от проблемы и постепенным вхождением в ее суть, содержание, особенности.

·        Состояние откладывания — осторожности– это проявление осторожности в суждениях, отказ от категоричес­ких и окончательных выводов, сдержанность в оценках.

·        Состояние размышления – раскованности– это ощущение раскованности в размышлениях, обыгрывание раз­личных ситуаций и подходов к решению.

·        Состояние достижения- удовлетворенности– это ощущение близости рационального решения, удовлетво­рения совместной деятельностью и ее результатом.

Эти состояния всегда существуют в работе синектической группы, но не обязательно чередуются в представленной последова­тельности.

В синектической группе, как правило, нет явного лидера (по крайней мере, лучше обойтись без него). Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера –  настроить группу на творческое восприя­тие проблемы, отключить стереотипы мышления, социально-психологически активизировать деятельность. Это достигается следующими действиями пси­хофизиологической активизации:

1. Анализ понятий, их значений и дефиниций, преобразование проблемы посредством обобщения понятий или их инверсии, трансформации, комбинации.

2. Попытки отрицания существующего понятия, закономерности или закона, отрицания тенденции или принципа.

3. Поиск аналогов проблем и понятий, их образного выражения, отождествления или противопоставления, попытка сделать известное неизвестным и наоборот.

Все эти действия характеризуют операторы синектики или механизм, средства синектической деятельности.

Главное в синектике – добиться превращения некоторых бессозна­тельных механизмов в сознательно используемые тогда, когда в этом воз­никает необходимость. Этому можно научиться и научить. [4]

4.2                         Операторы синектики

Операторы синектики— это конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы. Их следует отличать от психологических состояний — эмпатия, аффект, вовле­ченность, игра и пр., которые являются следствием этих факторов. Операторы предназначены для пробуждения и мотивации этих состояний.

Метод синектики состоит из трех этапов:

·        превращение неизвестного в якобы известное;

·        превращение известного в якобы неизвестное;

·        превращение неизвестного в известное.

При возникновении проблемы сначала всегда возникает стремление ее понять, осмыслить, т. е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда условно, ограниченно, ибо в противном случае не было бы, ни проблемы, ни необходимости ее решения. Вот почему это рассматривается как сведение неизвестного к якобы известному. Всегда первый шаг, первая реакция на проблему проявляются как попытка ее объяснения в рамках привычных моделей, известных знаний.

Далее возникает сомнение в том, что этого достаточно для решения проблемы и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т. е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний. Здесь тоже существует некоторая условность, потому что осмысление существующих знаний осуществляется с позиций новой, еще не решенной проблемы. В этой работе всегда есть перенос знаний из одного поля проблем в другое. Этот перенос делается сначала с сохранением существующих трактовок, потом с их трансформацией или модификацией. В этом процессе и происходит возникновение нового знания.

Может показаться, что знание само дает новое знание, достаточно только сформулировать и поставить задачу, и реализовать технологию синектического поиска решений. Но в действительности это не так. При переносе знаний и их трансформации, при поиске решений проблем большую роль играет информация о практике возникновения, проявления и существования проблемы. Трансформация знаний и происходит на основе практической или экспериментальной их проверки по признакам и факторам новой проблемы.

Информационная база творческой работы предполагает использование не только багажа знаний, но и оперативной информации, в том числе специ­ально запрашиваемой и инициируемой. Эта информация играет важную роль в стимулировании творчества.

Для того чтобы превратить известное и якобы неизвестное, необходимо, быть может, даже искусственно, исказить существующее представление, перевернуть привычный взгляд на вещи и явления действительности. В творческой деятельности всегда необходимо уметь взглянуть на известное как на неизвестное, усомниться в истинности существующих знаний. Основа творчества – здоровый скептицизм.

Существует пять операторов превращения известного в якобы неизве­стное:



Рис. 5. Операторы синектики

·        субъективная аналогия;

·        прямая аналогия;

·        символическая аналогия;

·        образная аналогия;

·        фантастическая аналогия.

Субъективная аналогия– это своеобразное «перевоплощение» исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противоположные силы противоречия. Такой оператор помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их – это значит увеличить вероят­ность решения проблемы.

Можно привести такой пример субъективной аналогии из области исследования системы управления. Исследователь представляет в своем воображении систему управления как разветвляющиеся потоки информации. При нарастании ее количества размываются каналы движения. А это установленные связи подразделений, отделов и пр. Неумеренное накопление ин­формации в том или ином звене переполняет резервуары. Информация подобна воде в период весеннего паводка – мутная, засоренная. Ис­следователь, воображая такую ситуацию, отождествляет себя со щепкой, плы­вущей в мутной воде, и остро ощущает опасность, возникающую во всей си­стеме движения информации, т. е. в системе управления. Он пытается пере­плыть из одного потока в другой, ищет необходимый островок, думает: «Где и как можно укротить стихию, как перестроить систему управления, чтобы упорядочить это захлестывающее движение?»

Такой прием субъективной аналогии возбуждает мысли и чувства, стимулирует поиск и, что самое важное, будит интуицию, включает ее потаенные механизмы.

Этот оператор можно использовать не только в регулировании индивидуальной творческой деятельности. Наибольший эффект он может дать при групповом исследовании, когда воображение отдельного человека мотивиру­ется и включается в групповое воображение.

Прямая аналогия– это сравнение фактов из двух параллельно существующих областей знаний или процессов, ситуаций, проблем. Эта аналогия работает на механизмах памяти, анализе подобии и тождества, переносе параме­тров с одного объекта на другой. Наиболее известным примером использования прямой аналогии в исследовательской деятельности является перенос свойств биологического объекта на социально-экономические системы, организации, на объекты техники, природы в целом или даже общества. Именно так возникала идея кибернетики.

Для эффективного использования прямой аналогии необходимо иметь широкое образование, богатые творческие интересы, разносторонние знания. Специалист узкопрофильной подготовки и сугубо специализированной деятельности, как правило, ограничен в возможностях успешного использования прямой аналогии, потому, что он не может выйти за границы своей спе­циализации, посмотреть на проблему с позиции другой области знании, ква­лифицированно перенести свойства одного явления на другое. В этом польза широкой образованности. Конечно, понятие образованности не тождествен­но поверхностности понимания окружающей действительности. Не «понемногу обо всем и ничего о конкретном», а «главное о многом и все о конкретном», вот формула образования современного менед­жера исследовательского типа.

Применение оператора прямой аналогии является ассоциативным поис­ком тождеств среди явлений окружающего мира.

Символическая аналогияпредполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий в известном, неясного в ясном, бесспорном. Это оператор здорового скептицизма.

Механизм символической аналогии заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие. Можно привести такой пример: управление – насилие. Отсюда возникает потребность более глубокого понимания того, что такое управление. Иначе: управление – пламя. Здесь возникает ощущение теплоты, света, фактора объединения людей, общ­ности интересов и пр. Какую роль играет управление в жизни и деятельнос­ти людей? Каким должно быть управление? Как оно развивается? Каковы закономерные тенденции этого развития? Каково разнообразие его типов? Вот какие вопросы рождает эта символическая аналогия.

Подобный эксперимент символической аналогии можно провести с лю­бой категорией науки управления и увидеть посредством таких операций новые проблемы, или новые грани известных проблем, неизвестное в извест­ном. А именно это и нужно исследователю.

Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание, что добавляет нам это сочетание в более глубоком понимании сущности исследуемого объекта.

Соединение субъективной и символической аналогии дает нам еще один оператор — образную аналогию. Ее особенность заключается в превращении первоначального объекта исследования в некоторый образ, который сопоставляется в последующем с образом – критерием, с образом функционального тождества, образом – развития и т. д.

В использовании этого оператора большую роль играет художественное воображение, возникающее из эмоциональных посылок. Особенностью оператора является построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств и качеств, и сопоставление с подобным образом. «Фирма подобна морскому лайнеру», «Государство — это я» (Людовик XVI), «Экономика — это среда обитания человека» и т.д.

Фантастическая аналогияотличается предельной свободой оперирования символами и образами. Здесь ведущую роль играет символ или образ-идеал желаемого будущего. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например, управление (менеджер) только мешает работать, современная техника уничтожает чело­века, чем совершеннее управление, тем оно хуже влияет на экологию и т. д.

4.3                         Формирование и деятельность синектических групп

В методе синектики очень важно правильно сформировать группу участников.

Синектическая группа— это коллектив людей, которые в силу индивидуальных качеств и при определенной организации совме­стной деятельности способны проявить творчество, интуицию, фантазию и найти оригинальные решения сложных, неординарных про­блем. [5]

Синектика не облегчает процесс творческой деятельности – она повышает его напряженность, увеличивает вероятность решения проблем, мотивирует удовлетворенность исследовательской рабо­той. Синектика обогащает исследователя и повышает его творческий потен­циал.

Но это возможно при условии опреде­ленных правил формирования синектических групп.

Существует принцип трехэтапного формирования группы (Рис. 6.).



Рис. 6. Формирование синектических групп

Синектическая группа должна формироваться в три этапа, на каждом из которых существуют определенные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.

Для первого этапа наиболее важными являются критерии уровня и характера образования. Группа должна быть составлена из специалистов разных отрас­лей знаний, в том числе и той отрасли, к которой относится проблема или объект исследования. Уровень образования, конечно, должен соответствовать сложности решаемой проблемы.

Каждому человеку присущ определенный энергетический потенциал. Он должен быть высоким для участника синергического процесса, потому что, эти процессы характеризуются напряженной рабо­той, да и характер работы требует большой отдачи интеллекта и души.

Энергетический потенциал– это не просто склонность к активному поведению, это способность включения всех средств интеллектуальной деятельности, рационального их использования, это выдержка, воля, мобилизация сил.

Существуют и возрастные ограничения для кандидатов – от 25 до 50 лет.

Важным фактором является профессионализм – обладание знаниями, лично проверенными практической деятельностью, а также склонность к творческой деятельности и желание работать в группе.

Второй этап построен на оценке способностей человека к творческой деятельности. Главными факторами оценки здесь являются следующие:

·        Способность к образному восприятию и метафорическому мышлению, которую легко выявить с помощью специального тестирова­ния, в процессе собеседования и пр.

·        Эмоциональная зрелость, т.е. способность эмоционально реагировать на проблему или си­туацию, стремясь при этом к конструктивному дей­ствию.

·        Способность к риску, т.е. способность оценивать парадоксальные идеи  других участников группы так, чтобы не вызывать их негодования и пр.

·        Способность кандидата к обобщению, т.е. способность видеть целое, составлять из разрознен­ных фактов целостную картину, выде­лять главное и отсеивать второстепенное относительно целей исследования. Эти способности также можно проверить и установить. Суще­ствуют специальные тесты. Человеку даются три-четыре факта, по которым надо сделать обобщающее заключение. Эти задачи могут быть разной степени сложности. Возможны компьютерные варианты таких тестов.

На третьем этапе проверяются коммуникационные данные кандидата. От степени их развитости и вида зависит эффективность его работы в синектической группе. Предметом оценки являются следующие характеристики:

·        Кинестетические позиции, или реакция на координационные действия – она может быть замедленной, неуверенной, инертной, отрицательно сказывающиеся на работе группы.

·        Ответственность, т.е. обязательность, объективность оценки своей деятельности и роли в группе.

·        Мотивация поддержки. Работая в группе, кандидат не может занимать наблюдательную или выжидательную позицию, он должен поддерживать огонь мысли, искать и находить свою функцию, место в общем процессе творческой деятельнос­ти, проявлять активность.

·        Статус разнообразия, т.е. типологическое разнообразие поведенческих характеристик членов группы.

Сформировать группу еще недостаточно для ее продуктивной работы – ее надо обучить некоторым приемам совместной деятельности. Это очень важный этап синектики, он способству­ет как корректировке состава группы, так и созданию инновационной среды, освоению методологии и организации творческой работы.

Продолжительность обучения может быть различной, от нескольких не­дель до нескольких месяцев. Главное – сформировать понимание метода, определить роли каждого участника синектической группы. Глав­ными методами обучения здесь могут быть кейсы, но не исключаются и ус­тановочные проблемные лекции. Их цель систематизация имеющихся зна­ний, мотивирование интересов. Тематика лекций весьма разнообразна по областям знаний.

Наконец, заключительный этап представляет собой организацию продуктивной деятельности синектической группы, освоение проблемы и проведе­ние исследовательской работы.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Использование мировых информационных ресурсов. Информационные каналы связи и способы передачи данных
Реферат Маркетинговый анализ рынок рынка гитар в Украине
Реферат Стилистические архаизмы в Истории государства Российского Карамзина
Реферат Dance Lets People Escape Themselves Essay Research
Реферат Расчет транспортных двигателей
Реферат Byzantine Architecture Essay Research Paper Byzantine ArchitectureThe
Реферат Civil War Essay Research Paper The American
Реферат Исследование и анализ рынка окон и дверей Санкт-Петербурга
Реферат Развитие транспортно-логистического комплекса "Норильский никель"
Реферат What Are Carbohydrates Essay Research Paper Carbohydrates
Реферат How To Tie A Tie Essay Research
Реферат Пособие по безработице 3
Реферат Как эффективно вести переговоры (english)
Реферат Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника
Реферат Територіально-виробничі комплекси України