--PAGE_BREAK--1.2. Пользователи управленческой отчетности и периоды ее представления.
Основными пользователями управленческой отчетности являются:
• менеджеры всех иерархических уровней предприятия;
• персонал коммерческой организации.
Факт ведения учета и отчетности по центрам ответственности повышает дисциплину и ответственность менеджера. Информация внутренней отчетности необходима для принятия управленческих решений по вопросам, касающихся оценки деятельности центров ответственности менеджерами вышестоящих уровней; выявления тенденций развития центров ответственности; недостатков и положительных моментов в их деятельности. Внутренняя отчетность является информационным обеспечением управленческих решений и по оптимизации деятельности предприятия в целом. Например, отчетность по центрам прибыли и инвестиций дает возможность составить прогноз о динамике прибыли предприятия и оценить риск новых капитальных вложений.
Ознакомление персонала предприятия с данными управленческой отчетности улучшает отношения в коллективе, формирует уверенность работников в своем положении.
Так как управленческая отчетность, сегментов имеет двойственный характер, т. е. это одновременно и внешняя и внутренняя отчетность. Поэтому она предназначена как внутренним пользователям, к которым принято относить вышеперечисленных менеджеров всех уровней предприятия и персонал коммерческой организации, так и внешним пользователям, к числу которых относятся финансовые аналитики. Они работают по найму потенциальных инвесторов, партнеров и кредиторов и должны предоставлять заказчикам информацию о прогнозе развития конкретных сегментов, о сравнении прибыльности по отдельным сегментам, о риске вложения капитала в данный сегмент. В качестве основной перед аналитиками ставиться задача о понимании того, как выделяются сегменты и каков прогноз их развития.
Сроки предоставления и периодичность управленческой отчетности — также весьма важный параметр, существенно влияющий на результативность всей системы.
Периодичность составления управленческой отчетности — вопрос индивидуальный. Однако общим критерием выбора периодов составления отчетности является своевременность принятия по данным отчетности управленческих решений, т. е., когда управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций, или наоборот, способствовать развитию позитивных тенденций. Так как на нижних уровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.
С некоторой степенью условности можно выделить три стандартных временных периода, которые являются базовыми для организации учета и предоставления практически всей отчетности на предприятии:
• краткосрочная отчетность;
• среднесрочная отчетность;
• периодическая (стратегическая или долгосрочная) управленческая отчетности.
Краткосрочной считается отчетность, которая предоставляется наиболее часто: ежедневная и еженедельная. Однако на некоторых предприятиях, очень редко, в связи со спецификой производства и размером самого предприятия, в качестве краткосрочной выступает ежемесячная отчетность. Такая отчетность иногда называется оперативной, что несколько не правильно. Оперативной считается отчетность, которая фиксирует регистрацию первичных хозяйственных документов по функциональным подразделениям. Краткосрочная отчетность,— это предоставление информации первичных документов в тех или иных срезах, т. е. эта информация, которая наиболее актуальна для предприятия и отражает важные и динамические стороны его деятельности. Также она может отражать те стороны деятельности предприятия, к которым оперативный учет не имеет никакого отношения. Например, содержит статистически обработанную или расчетную информацию. Основными пользователями такой отчетности являются менеджеры среднего звена или линейные руководители. Именно они должны принимать управленческие решения на основе данной информации.
Второй временной период — это среднесрочный.Управленческая отчетность этой группы составляется с периодичностью от раза в неделю до раза в месяц. Такая отчетность объединяет в себе, как правило, показатели деятельности предприятия им обязательно содержит данные прогнозирования на следующий период. Например, анализируя себестоимость раз в месяц, можно делать прогнозы изменений себестоимости продукции на следующий месяц в соответствии с изменениями рыночных цен на материалы и комплектующие, т. е. отслеживать изменения восстановительной стоимости сырья. В последствии на основе данных этой отчетности можно попытаться спрогнозировать изменения цен на произведенную продукцию и на основе полученных данных показать изменения ее рентабельности. Потребителями такой отчетности являются менеджеры более высокого уровня: руководство предприятия, менеджеры высшего звена. Так как многие решения, которые принимаются на основе управленческой отчетности, составленной в среднесрочный период, могут оказать существенное влияние на всю деятельность предприятия.
Долгосрочная управленческая отчетность, которая составляется с периодичностью от раза в месяц до раза в полгода. Она составляется для целей установления связи с финансовой отчетностью, чтобы показать изменения и взаимосвязи между управленческими показателями и отчетными данными. В западной практике такая отчетность составляется довольно редко — раз в год. Это связано с тем, что финансовая отчетность сдается раз в год. В российской практике в связи с системой квартальной финансовой отчетности, долгосрочная управленческая отчетность является чисто стратегическим, аналитическим инструментом, так как реагировать на изменение ситуации необходимо с периодичностью раз в квартал, в соответствии с периодичностью финансовой отчетности.
В соответствии с этим огромное значение в российской практике приобретает краткосрочная управленческая отчетность, которая должна отражать динамику изменений, в том числе и в налоговом планировании.
Периодичность составления внутренней отчетности определяет само предприятия и для каждой однородной группы центров ответственности и сегментов индивидуально. При этом важно иметь четкий график представления отчетности.
1.3.
Структура управления организацией.
Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня. Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования. Рассмотрим содержание управленческих функций.
Организационнаяфункция заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях.
Плани
p
ование(плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).
Учетнаяфункция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.
Анализили аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела ≈ менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-экономистом.
Контрольнаяфункция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.
Стимулированиеили мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников:
финансовые стимулы — зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.п.; психологические стимулы — благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и т.п.
В последние годы в сфере управления все активнее стали применяться понятие «принятие решения» и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений.
Принятие решения— акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели.
Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: операционный, функциональный и стратегический.
Уровни управления(вид управленческой деятельности) определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой — более низкий, где принимаются решения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора.
На рис. 3.2отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.
Рис. 1. Пирамида уровней управления, отражающая возрастание власти, ответственности, сложности и динамику принятия решений.
Операционный(нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.
Функциональный (тактический)уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них.
Стратегическийуровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Могут пройти месяцы или годы. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.
продолжение
--PAGE_BREAK--2 Глава. характеристика бухгалтерского учета и деятельности предприятия ЗАО «Актив».
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия.
Закрытое акционерное общество «АКТИВ» — одно из подразделений строительного холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» — успешно работает на рынке строительного производства Санкт-Петербурга более 5 лет.
В настоящее время основной задачей ЗАО «АКТИВ» является производство современного высококачественного строительного оборудования и техники, с гарантированным качеством.
Выписка из учетной политики предприятия.
Учетная политика — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации на основании и в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и требованиями Налогового кодекса РФ.
В организационно-техническом разделе способ ведения учета ведет бухгалтер (бухгалтера по налоговому учету), пункт 2 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, Статья 313 НК РФ
Формы первичных учетных документов: операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм, пункт 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, статья 313 НКРФ, пункт 2 ст.9 ФЗ о бухгалтерском учете.
Перечень документов составляемых в момент совершения операции и после завершения операций: законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике, статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ.
Рабочий план счетов для бухгалтерского учета формируется на основании типового плана счетов, утверждается в приложении.
В методическом разделе переоценка основных средств проводит переоценку, в отношении с ПБУ 6/01 «Основные средства».
Оценка приобретаемых товаров по фактической себестоимости, в отношении с ПБУ 5/01.
Ответственность за осуществление учетной политики возложена на главного бухгалтера.
Учетная политика организации в полной мере соответствует указанным стандартам.
2.1. Характеристика бухгалтерского учета предприятия.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную информационную систему, определяющую состояние и движения имущества, расчетов и обязательств, собственных результатов. Бухгалтерский учет фиксирует количественную сторону хозяйственных явлений в разрывной связи их качественной стороны путем сплошной, непрерывной документальной обоснованностью и взаимосвязанной регистрации всех хозяйственных операций, как в натуральных показателях, так и в денежном выражении. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица действующие на территории Российской Федерации. Объектами, выраженными обязательными в системе бухгалтерского учета, являются:
1. Движимое и не движимое имущество
2. Право пользования собственными товарными знаками, природными ресурсами
3. Цена фирмы, возникающая при покупке предприятия
4. Денежные средства, ценные бумаги, инвестиции
5. Амортизационные отчисления
6. Доходы и расходы по видам и периодам, покрытие убытков, накоплении и использовании прибыли
7. Обязательства по кредитам и займам
8. Образование резервов и фондов предприятия
Задачами бухгалтерского учета являются:
Формирование достоверной, полной и своевременной информации о совершенных хозяйственных операциях по приобретению и использованию имущества экономическим субъектом, его обязательствам.
Предупреждение и нейтрализация непроизводительных потерь на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств независимо от причин их возникновения
Предоставление пользователям необходимой информации, соответствующей требованиям действующего законодательства, обо всех участках деятельности экономического субъекта
Своевременное и полное представление качественной отчетности внутренним и внешним пользователям учетной информации о финансовых результатах деятельности экономического субъекта и его финансовом положении, а также его положении на соответствующем рынке товаров, работ или услуг
Результаты деятельности экономического субъекта выражаются в сумме его доходов и расходов, а финансовое положение – в виде размещения активов, обязательств, а также собственного и заемного капитала.
3 Глава. Управленческая отчетность и ее анализ.
3.1. Формы внутренних отчетов.
На основе внутренней отчетности принимаются решения на всех уровнях управления организацией. Важным элементом здесь является время, которое проходит от получения отчета до выработки решения и претворения его в управляющие действия. Существенное значение при этом имеют доступная форма внутреннего отчета, расположение и подача соответствующей информации. Не может быть стандартного набора внутренней отчетности с едиными формами и информационной структурой. Внутренняя отчетность индивидуальна, и шаблонный подход в данном случае неуместен. Тем самым можно выделить классификационные признаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм отчетности (рис.4).
Рис. 3. – Классификационные признаки форм внутренней отчетности.
По содержанию информациивнутренние отчеты подразделяются на комплексные, тематические (по ключевым показателям), аналитические.
Комплексные итоговые отчетыпредставляются, как правило, за месяц или иной отчетный период (квартал, шесть месяцев и т. п.) и содержат информацию о выполнении планов и использовании ресурсов за данный период, о доходах и расходах по центрам ответственности, об исполнении сметы издержек, рентабельности, движении денежных средств и иных показателей для общей оценки и контроля.
Тематические отчетыпредставляются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателям, таким, как объем продаж, потери от брака, недопоставки по заказам, график производства продукции, и другим не входящим в оценочные плановым показателям, подконтрольным центру ответственности.
Аналитические отчеты подготавливаются только по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов по отдельным аспектам деятельности, например всесторонняя оценка причин перерасхода ресурсов, изменения рентабельности, уровня продаж по секторам рынка, анализ рынка и использования производственных мощностей, факторов риска деятельности в определенных направлениях и т. п.
По уровням управленияразличают оперативные, текущие и сводные отчеты.
Оперативные отчеты,представляемые на нижнем уровне управления в центрах ответственности, содержат подробную информацию для принятия текущих решений; составляются еженедельно и ежемесячно.
Текущие отчеты,содержащие агрегированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли и центрах инвестиций, составляются с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального.
Сводные отчетыформируются для высшего управленческого персонала организации. На их основе принимаются стратегические решения и осуществляется общий контроль и контроль деятельности управленческого персонала на среднем, иногда на нижнем уровне. Периодичность этих отчетов колеблется от ежемесячных до ежегодных.
Оперативная информация, адресованная низовым центрам ответственности, не должна в неизменном виде представляться на высший уровень управления. На нижнем уровне принимаются оперативные решения по согласованию и выполнению производственных планов использования ресурсов подразделения. Данная информация должна обобщаться, агрегироваться в более общие показатели для представления на средний уровень управления. На высшем уровне требуется еще большая степень обобщения информации. Ниже приведены отчеты предприятия ЗАО «Актив» об издержках для разных уровней управления.
Таблица1 — Месячный отчет вице-президента по производству
Контролируемые издержки
По смете
Фактические
Отклонения
от плана
Влияние на себестоимость продукции, руб.
Содержание офиса
108400
111400
3000
+3000
Планирование и расчеты
92400
96600
4200
+4200!
Прочие издержки
12300
11900
400
-400
Издержки:
цеха А
цеха Б
280 600 389 440
285 000 382 650
4400 (6790)
+4400
Всего
883 140
887 550
4410
+11600
Таблица 2 — Месячный отчет начальника 1-го цеха.
Контролируемые издержки
По смете
Фактические
Отклоненияот плана
Влияние на себестоимость продукции, руб.
Общецеховые издержки:
на оплату труда
21 340
19 680
1660
-1660
на коммунальные услуги
63 200
64 300
1100
+1100
прочие
10 700
8100
2600
-2600
Издержки
подразделений:
штамповочного
ПО 000
113 070
3070
+3070
красильного
48 200
45 800
2400
-2400
сборочного
136 000
131 700
4300
-4300
Всего
389 440
382 650
6790
+4170
Таблица 3 — Месячный отчет мастера штамповочного участка.
Контролируемые издержки
По смете, руб.
Фактические, руб.
Отклонение от плана, руб.
Влияние на себестоимость продукции, руб.
Материалы основные
44 200
45 300
1100
+1100
Прямая оплата труда
25 600
25 900
300
+300
Спец инструменты
3850
2750
1100
-1100
Оплата обслуживающего персонала
12 430
12 880
450
+450
Вспомогательные материалы
20 100
20 800
700
+700
Прочие издержки
3820
5440
1620
+1620
Итого себестоимость
110 000
113 070
3070
+3070
По объему информациивнутренние отчеты подразделяются на сводки, итоговые отчеты, общие (сводные) отчеты.
По данным таблицы проведем факторный анализ изменения себестоимости продукции, используя балансовый прием. Балансовый прием позволяет измерить влияние на результативный показатель аддитивно связанных с ним факторов.
При использовании этого приема, руководствуясь аналитической формулой, составляют балансы базовых и отчетных величин, а также отклонения от плана по каждому фактору.
По данным таблицы видно, что себестоимость в данном отчетном периоде увеличилась на 3070 руб.
Аналитическая формула будет иметь вид:
СП= МО+ПОТ+СИ+ООП+ВМ+ПИ, где:
СП- себестоимость продукции;
МО- материалы основные;
ПОТ- прямая оплата труда;
СИ- спец инструменты;
ООП- оплата обслуживающего персонала;
ВМ- вспомогательные материалы;
ПИ- прочие издержки.
Таким образом из таблицы видно, что фактические издержки за данный отчетный период превысили плановые, за исключением издержек на содержание специальных инструментов. Превышение фактических издержек над плановыми привело к увеличению себестоимости продукции в данном отчетном периоде. Уменьшение издержек на содержание специальных инструментов привело к уменьшению себестоимости продукции в отчетном периоде на 1100 руб.
Итоговые отчетысоставляются за месяц или другой отчетный период. Они обобщают информацию о контролируемых показателях центра ответственности.
Общие (сводные) отчетысоставляются по организации в целом и содержит информацию, соответствующую формам финансовой отчетности, приспособленным для целей внутреннего управления.
Табличная формапредставления внутренней отчетности наиболее приемлема и для составителей, и для пользователей. Большая часть внутренней отчетной информации выражается цифровыми показателями, которые удобнее всего представлять в табличной форме. К тому же, к ней все привыкли, она стала традиционной. Нужно уметь правильно структурировать отчетные показатели, разделять их на зоны, выделяя главные, требующие особого внимания, а самое важное, стараться изложить отчет на одной странице без оборота.
Для пояснений к отчету может быть приложена записка с комментариями и раскрытием основных показателей.
Графическая формаболее наглядна, но не следует перегружать графики (диаграммы) излишней цифровой информацией; нужно стремиться уместить в один график (диаграмму) всю имеющуюся информацию. Отображение большего числа показателей в данной форме затрудняет ее восприятие. Большое количество цифровых данных нагляднее представлять в табличной форме.
Текстовая формаподачи информации приемлема в тех случаях, когда отсутствуют цифровые данные либо их объем незначителен; нужно подробно объяснять взаимосвязь и значение представляемой информации. Текстовые отчеты часто составляют в дополнение к отчетам, составленным в табличной или графической форме.
Пример внутреннего отчета центра прибыли, распределенного на зоны, за девять месяцев 2009 г. приведен в табл.4.
3.2. Обратная связь в системе оперативного управления.
Обратная связьпредставляет собой процесс информирования заинтересованных руководителей о соответствии фактических результатов деятельности ожидаемым или желаемым. Информация обратной связи, как правило, проходит через систему внутренней управленческой отчетности, которая является неотъемлемой частью общей системы внутреннего контроля организации.
Значение обратной связи, а, следовательно, внутренней управленческой отчетности подтверждается следующими соображениями, почерпнутыми из практики:
1) чем в большей степени руководитель ориентирован на достижение результатов, а в этом и заключается основная цель управленческого учета, тем в большей степени он нуждается в обратной связи через внутреннюю отчетность, информирующую его об эффективности деятельности центра ответственности;
2) чем в большей степени руководитель ориентирован на достижение результатов, тем меньше времени он уделяет бумажной рутине, изучению необработанных или слабо обработанных данных: ему нужен минимальный объем систематизированных данных, на основе которых он сможет принимать правильные решения;
3) чем в большей степени руководитель пытается осуществить контроль действий своих подчиненных, тем более согласованнее должны быть цели и планирование результатов их работы, так как информации обратной связи об их фактической деятельности недостаточно для контроля, и внутренняя управленческая отчетность должна отражать отклонения от ожидаемых результатов;
4) чем меньшей информацией обладает руководитель, тем меньше его уверенность в своих силах, тем большее беспокойство он ощущает, затрачивая огромные усилия для достижения более полного контроля.
Бухгалтерам, составляющим внутреннюю управленческую отчетность, надо об этом знать и понимать требования к ним управленческого персонала.
При отсутствии своевременной обратной связи возникает большая вероятность того, что работа управляющего выйдет из-под контроля, а его цели и планы утратят актуальность, останутся на бумаге. Руководитель всегда должен знать, насколько эффективна его деятельность. Если его планы не выполняются, он должен узнавать об этом как можно раньше. В противном случае он лишен возможности предпринять корректирующие меры и внести изменения, которые необходимы для актуализации поставленных задач.
Внутренняя управленческая отчетность составляется прежде всего для управляющего, несущего ответственность за достижение целей, и уже во вторую очередь для его начальника.
Недостатки внутренней отчетности,типичные при традиционных подходах к организации внутреннего контроля, состоят в том, что основной упор делается на ошибки вместо того, чтобы дать управляющим ориентированную информацию, позволяющую предпринимать эффективные действия. В результате обратная связь оказывается направленной на проведение ревизий и поиски упущений, возвращает управляющего к прошлым событиям и операциям, формирует данные о том, что уже не поддается исправлению, ограничивает возможности действовать с перспективой.
Наиболее распространенные недостатки внутренней отчетности следующие:
1) информация обобщается главным образом для контроля объема продаж или определения издержек и не связана с потребностями отдельных управляющих, деятельность которых приносит доход или требует издержек;
2) информация, обобщаемая в отчетности, адресуется не тем лицам, часто даже не управляющему, находящемуся на передовой линии хозяйственной деятельности, а его начальнику или руководителю;
3) в отчетности содержится информация по общим вопросам, что затрудняет принятие решений на конкретных направлениях;
4) отчетность изобилует избыточной информацией, в результате чего управляющий вынужден сортировать данные в поисках тех, что ему действительно необходимы для управления. Многим организациям, оснащенным современным компьютерным оборудованием, приходится иметь дело с отсталым, неподготовленным персоналом, -что усугубляет данную проблему.
Концептуальная структура управленческого учета,состоящая как минимум из пяти основных элементов (областей), обеспечивающих систему управления и в то же время требующих повседневного контроля управляющих, упрощает обратную связь, позволяет совершенствовать процесс принятия решений. К ним относятся: контроль принятых допущений; контроль целей (приоритетных направлений) деятельности, контроль планов; контроль ресурсов, контроль текущей деятельности (рис. 1).
Рис. 4. – Концептуальная структура управленческого учета.
Контроль принятых допущений— одно из наиболее слабых звеньев в системе управленческого учета. Невозможно установить цели на будущие периоды как по всей организации, так и по центрам ответственности без априорных допущений, на основе которых эти цели вырабатываются и определяются. Допущения, на которых основываются цели и планы, должны быть четко сформулированы, записаны, за ними нужно постоянно и непрерывно следить в течение всего периода планирования. Это необходимо для контроля их обоснованности, корректировки допущений и планов. Например, при планировании объема продаж было принято допущение, что инфляция сохранится на уровне 10 % в течение планируемого периода (года), но уже к 1 июня темпы инфляции составили 15 %. Следовательно, цели основаны на допущении, которое оказалось ошибочным. Необходимо принять новое допущение, скорректировав значение темпов инфляции, уточнить цели и планы на данный период.
Контроль целейпрежде всего требует, чтобы устанавливаемые цели максимально поддавались измерению. Расплывчато сформулированные конкретные цели проконтролировать невозможно. Управленческий учет требует, чтобы обратная связь была приспособлена к индивидуальным целям руководителя структурного подразделения. Цель должна быть количественно выражена. Задача управленческого учета состоит в том, чтобы оказать помощь управляющим и другим лицам в достижении поставленных целей.
Процедура приспособления обратной связи представлена на рис.2.
Рис. 5. – Процедура приспособления обратной связи.
Информация обратной связи может быть представлена и руководителям более высокого уровня, но главный упор делается на потребности управленческого персонала центров ответственности.
Контроль плановсостоит из двух самостоятельных этапов: преобразование установленных целей в плановые задания; контроль фактических отклонений от плановых заданий.
Поэтапные планы составляются руководителями структурных подразделений и утверждаются вышестоящим руководством. На первой стадии контролю подвергаются обоснованность планов, их соответствие целям, значимость отдельных плановых этапов, оптимальность сроков их выполнения. Если руководители не разбивают свои планы на конкретные этапы, то в течение планового периода они, соответственно, не смогут получать в управленческом учете необходимую промежуточную информацию, а в конце данного периода, уже обладая нужными сведениями, поздно предпринимать какие-либо корректирующие действия.
Контроль ресурсовобеспечивается составлением смет расходования ресурсов и учета фактического их исполнения. К ресурсам относятся и людские (трудовые) ресурсы. Они планируются через сметы (издержки на оплату труда) или непосредственно в балансах рабочей силы и рабочего времени. Управленческий учет обеспечивает отражение информации об издержках, выявление отклонений по статьям сметы, представление соответствующих внутренних отчетов в первую очередь ответственным за достижение целей и выполнение планов.
Контроль текущей деятельностиобеспечивается информацией об обычной деятельности, не относящейся к планированию целей и ресурсов, ведь цели охватывают наиболее важные (приоритетные) направления работы на планируемый период. Обратная связь обеспечивает информацию, необходимую для решения текущих вопросов по достижению поставленных целей.
продолжение
--PAGE_BREAK--