--PAGE_BREAK--
1.2Смешанная экономика как современна модель.
Современная рыночная система являет собой широкое разнообразие смешанных форм.
Рождение новой теоретической экономической системы происходит на базе рыночных принципов развития, которые доказали свою эффективность в развитых странах на протяжении веков. Именно рыночная идеология предопределяет идеологическую направленность и самой теории. Однако нельзя забывать, что рынок и рыночная идеология XXI века — это социально-сбалансированная идеология как и социально-сбалансированное современное демократическое общество, имеющее своей опорой смешанную экономику. Эта идеология и это общество имеют, как известно, немало противоречий, которые могут быть предметом самостоятельного исследования.
Теории способов производства и постиндустриального общества объясняют долговременные, многовековые тенденции социально-экономического развития. Чтобы понять закономерности современной эпохи, теорию-«телескоп» надо дополнить теорией-«микроскопом». Эту роль раньше играла концепция, согласно которой современный мир рассматривался как арена борьбы умирающего капитализма и зарождающегося социализма.
Основополагающие характеристики «капитализма» и «социализма» считались диаметрально противоположными, причем «мир капитала» изображался исключительно мрачными красками, а «мир труда» – напротив, только светлыми. Но и реальный «капитализм» и реальный «социализм» уже в 1970-х мало соответствовали тем признакам, которые считались определяющими для их характеристики. Поскольку концепция противостояния «капитализма» и «социализма» оказалась нежизненной, требовалась новая теория, которая помогла бы понять сущность мировых социально-экономических процессов конца 20 – начала 21 вв.
КАПИТАЛИЗМ СОЦИАЛИЗМ
Анархия, стихийность, регулирование, планомерность,
Частная собственность общественная собственность
Эксплуатация свободный труд
Рис.1 Полярность основных признаков капитализма и социализма
Такой новой концепцией стала теория смешанной экономики. Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем – это:
1) основанная на механизме «невидимой руки» классическая рыночная экономика,
2) основанная на директивном государственном планировании командная экономика,
3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.
Классическая рыночная экономика (или чистый капитализм) есть пройденный этап развития общества: ее расцвет приходится на 19 в. Противоположностью рыночной экономике выступает экономика командного типа (военная экономика, фашистская экономика, экономика стран «реального социализма»). Для экономики командного типа характерно стремление государства полностью ликвидировать рыночную саморегуляцию, заменив ее правительственным всеобъемлющим регулированием. Командная экономика в условиях НТР столь же неэффективна, как и чисто рыночная.
Синтезом обеих этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия.
Таблица 5.
Основные характеристики экономических систем современной эпохи
Основные характеристики
рыночная экономика
командная экономика
смешанная экономика
Отношения собственности
Частная собственность
Государственная собственность
Плюрализм отношений собственности при доминировании квазичастных форм
Субъекты экономики
Множество мелких производителей
Государство – единственный производитель
Большое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур
Хозяйственный механизм
Рыночное саморегулирование
Централизованное планирование
Государственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию
Зарождение элементов смешанной экономики относится еще к концу 19 в., а во второй половине 20 в. она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развертывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.
Среди различных национальных моделей смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970–1980-е: американская либеральная модель, для которой характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании хозяйственной жизни; западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая внимание на социальной политике государства; японская патриархально-корпоративная модель, когда правительство занимается преимущественно стратегией экономического роста.
Куба СССР Вост.Европа Швеция ФРГ Япония США Гонконг
Командная Смешанная Рыночная
Экономика экономика экономика
Рис. 2. Спектр национальных экономических систем (в 1980-е)
Если одни национальные модели смешанной экономики больше приближены к чисто рыночной модели, то другие – к командной (рис. 2). Американская либеральная модель ближе всего к чистой рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Японская модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями.
Если хозяйства современных развитых стран называют смешанной экономикой, то при характеристике многих развивающихся стран (бывших стран «третьего мира») и особенно постсоциалистических обществ (включая Россию) чаще говорят о переходной экономике.
Экономика переходного типа формально имеет во многом те же черты, что и смешанная экономика (сочетание рынка с централизованным регулированием, многообразие форм собственности и типов хозяйства), но между ними есть принципиальное различие. Если смешанная экономика – это устойчивая система, где различные элементы взаимодополняют друг друга, то переходная экономика – это неустойчивое и постоянно изменяющееся состояние хозяйственной жизни, вызванное переходом от одной экономической системы к другой. Хотя это состояние очень болезненно, миновать его в процессе хозяйственной трансформации практически невозможно.
Однако в случае с формированием теории смешанной экономики ситуация, по нашему мнению, сложилась не только в соответствии с предопределенностью субъективного объективным, но и даже, как нам представляется с некоторым запозданием. Во всяком случае, трудно отрицать что реальные процессы становления отдельных фрагментов смешанной экономики осуществлялись гораздо раньше, чем экономическая теория пришла к осознанию и постановке проблемы смешанной экономики как предметного феномена современной экономической науки.
Рис.3 Модели смешанной экономики
Таким образом, смешанная экономика – это экономическая система, основанная на господстве государственного сектора в отдельных отраслях и наличия определенной свободы предпринимательства в других отраслях.
Теория смешанной экономики не является результатом некой идеологической концепции, предшествовавшей экономической практике, концепцией, под которую приходилось насильственно подгонять реальные экономические процессы. В сложном диалектическом взаимодействии «экономической теории» и «экономической практики» относительная самостоятельность первой зачастую приводит к тому парадоксу, какой К. Маркс называл «возведением второго этажа раньше первого», т. е. ситуацией, когда построение теории упреждает реальность становления соответствующей практики.
II
Государственный и частный сектор экономики в РК.
2.1Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике.
Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.
Государственный сектор– комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.
Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:
1) несамостоятельные публично-правовые предприятия(монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);
2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права(почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);
3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).
Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.
Государственное предпринимательство–инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).
Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.
В нормативных актах и экономической правоприменительной практике в настоящее время соседствуют различные толкования понятия “госсектор экономики”. В соответствии с наиболее полным определением он включает государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.
Понятия “госсектор” и “госсобственность” в нашем понимании не совпадают. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору.
Текущее состояние управления госсектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления госпредприятиями.
Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.
продолжение
--PAGE_BREAK--Характер взаимодействия государства и госпредприятий в настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с частными предприятиями. В то же время значительная часть госпредприятий еще в течение длительного времени будет нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его вмешательство по определенным правилам в их деятельность.
Очевидно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей государства должны быть различными. Особое внимание, на мой взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования холдингов и финансово-промышленных групп под контролем государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать устойчивый экономический рост.
Одно из перспективных направлений развития госсектора – создание вертикально-интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства. Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. По мнению ряда экономистов, преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом осталась под государственным контролем. Однако мы считаем, что в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, возникает естественный конфликт интересов, порождающий целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля.
Определить объем госсобственности чрезвычайно трудно. Действительно, как ее измерить. если рынок не в состоянии правильно оценить капитализацию предприятий? Вопросов подобного рода множество, а ответов на них практически нет. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом. Статистика госсектора сводится поэтому к измерению величины доходов, которые фактически поступают в бюджеты всех уровней, а также субсидий, дотаций, субвенций. А это есть статистика всего лишь финансов госсектора.
Диапазон составляющих государственного (публичного) сектора очень велик: от чисто государственных предприятий до смешанных, от финансов центрального правительства до финансов органов местного самоуправления, от прямого владения правительством предприятиями, производственными фирмами (то есть государственная предпринимательская деятельность) до чисто правовых способов воздействия на частные фирмы. от сугубо национальных до международных организаций и финансов. Отсюда ясно. что масштабы государственной (публичной) экономики огромны, хотя и трудно определимы с высокой точностью.
2.2Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике.
История взаимоотношений американского государства с рынком, со свободным предпринимательством носит уникальный характер. В Америке сложились по-своему идеальные условия для становления и развития капитализма, для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением в хозяйственной жизни экономических принципов. Иначе говоря, государство и рынок в США набирали силу одновременно, хотя при этом экономическая функция государства в наибольшей мере проявилась лишь в Iпол. XXвека. Из всего многообразия факторов, определяющих природу и причины богатства Америки, выделим роль государства и попытаемся выявить движущие силы активной позиции государства в переломные периоды развития американского общества.
Еще в XIXвеке в США экономические кризисы не несли угрозы значительных разрушений, и экономическая роль государства предопределялась общей логикой хозяйственного развития страны – укреплением промышленности, строительством ж/д, образованием крупных корпораций, а не «тушением» вспышек циклических кризисов. В этот период государство разными методами стимулировало развитие национальной экономики, предоставляло частному бизнесу свободу инициативы и целевую поддержку. К концу XIXвека бурный рост промышленных и банковских «гигантов» вынудил государство начать разрабатывать и внедрять антитрестовское законодательство, чтобы поддержать конкурентный механизм национальной экономики, обеспечить национальную экономическую безопасность.
Если же попытаться дать определение экономически эффективного государства, то в самом общем виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономической роли государства в целом. Так как условия развития мирового хозяйства и американской экономики в конце второго тысячелетия существенно отличаются от подобных условий начала и даже середины XXвека, то появляется возможность исследовать экономическую роль государства не по степени вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. Но и при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.
Опираясь на частную собственность во всех ее проявлениях, американская экономика постепенно расширяла свою базу, которая своей устойчивости она обязана многообразию форм собственности и организационных видов предпринимательства. Если в стране существование и развитие той или иной формы собственности определяются экономическими причинами, а не чисто административными ограничениями, то снимаются предпосылки для нелегального бизнеса, и любой предприниматель может рассчитывать при необходимости на защиту государства, которому он платит налоги.
Очевидно, с этой точки зрения государство может считаться экономически эффективным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках существования хозяйственного законодательства.
Постановка на официальном уровне задач создания в России системы индикативного планирования не может не привлекать нашего внимания к практике ряда стран с развитой рыночной экономикой, где индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств макрорегулирования. Среди этих стран выделим Францию, ибо французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макрорегулирования в Великобритании и Германии.
Система индикативного планирования опирается на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве.
Уже в конце 40х гг. нашего века во Франции была разработана и начала реализовываться уникальная «демократическая система планирования», позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные пропорции таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эффективного функционирования рыночных субъектов». Планирование, утверждающееся «снизу», базировалось на принципах консультирования и согласования и включало в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождался в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических индикаторов – носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре.Тем не менее, роль государства в управлении экономикой во Франции до сих пор небезосновательно считается одной из наиболее существенных среди промышленно развитых стран мира. Индикативное планирование остается элементом государственного управления и регулирования французской экономики.
2.3Понятие частного сектора, его значение для экономики.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая — это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства, вторая — локального (преимущественно организационного) характера.
Таким образом, по мнению казахстанских авторов, суть новой социально – экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны – в ее постепенном, поэтапном движении к казахстанскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.
А функции государства здесь будут следующими:
Ø Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике
Ø Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;
Ø Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно – технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.
Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат; (б) обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.
Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские отношения с частным сектором — организация специальных органов, занимающихся поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями. Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления — через развитие образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений, регламентирующих эту область.
2.4. Становление частного сектора экономики в Казахстане .
продолжение
--PAGE_BREAK--Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов. Малые предприятия и в целом малый бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутри региональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутри региональная ориентация составляет более 70%. Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область — 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская — 12-14 места (2,7%) www.regulator.kz. По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распреде лении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных Малых предприятий.
Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской — 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня — в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%) www.stat.kz.
Данный показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.
В качестве других критериев уровня развития МП в регионах могли бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения.
В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны — 8,8%, Восточно-Казахстанской области — 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода.
В таблице 2 приведены показатели дохода по регионам Казахстана.
Таблица 2 — Распределение регионов по доходу от реализации продукции (товаров, услуг) за первое полугодие 2008 г. продукции (товаров, услуг)
Регионы
Области, города
Удельный вес в общем
доходе, в %
1
2
3
Центральный
Акмолинская, Карагандинская
8,1
Западный
Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская
11,6
Восточный
Алматинская, Восточно-Казахстанская
14,0
Северный
Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская
13,3
Южный
Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская
6,7
г. Астана
г. Астана
8,8
г. Алматы
г. Алматы
37,5
Итого по РК
100,0
продолжение
--PAGE_BREAK--Количество МП на 1000 жителей является общепризнанным критерием развития малого предпринимательства. Наиболее высокая предпринимательская активность населения отмечается в городах Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и Астана (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской (1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской (1,7) областей. По крестьянским хозяйствам значительно опережает другие области Южно-Казахстанская область — 45,2 действующих крестьянских хозяйства на 1000 жителей сельской местности. Относительно хорошие показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской (22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство). Отстают по данному показателю Кызылординская (3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1) и Акмолинская (7,1), при средне республиканском уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства на 1000 сельских жителей www.minfin.kz. Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и само-занятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам ре форм экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных со циально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны. В связи с этим с большой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий республиканских, региональных и местных властей.
III
.Проблема оптимального соотношения государственного и частного сектора в экономики.
3.1 Национальные модели смешанной экономики.
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
Либеральная (американская)модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Система регулирования состоит их многих звеньев:
— регулирующий механизм федерального правительства;
— механизм штатов и местных органов власти;
— государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
— аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста. Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение. В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
В США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого оно наращивает расходы в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.
Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планы не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей. Планы-прогнозы дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги, и обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы. Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Оно осуществляет контроль над выполнением государственного бюджета и системой финансов.
Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Другая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления — льготное кредитование и долгосрочные кредиты. Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации.
Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Стране пришлось столкнуться с крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г. В первом случае Японии удалось выйти из депрессии за счет изменения промышленной структуры (практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия). Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП. Другими методами преодоления кризисных явлений стали: проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.
Шведская модель — это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни.
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 1960-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.
В шведской политике выделяются две доминирующие цели: полная занятость населения и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная деятельность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. Высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер. Шведская модель организации экономической и политической жизни основана на следующих принципах:
— Высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
— в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании предприятий в крупные научно-производственные системы, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и тиражирования образцов изделий (инновационный климат);
— в социальной области — возрастание среди традиционных факторов производства значения человеческого фактора — высококвалифицированного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» (социальная ориентация).
Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Экономическое регулирование в Швеции имеет широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство. Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения ї.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала.
В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели (это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений), а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:
— индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
— социальное равенство — рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
— стимулирование технологических и организационных инноваций;
— проведение структурной политики;
— защита и поощрение конкуренции.
Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия «смешанная система хозяйства».
3.2
Проблема оптимального соотношения государственного и частного сектора в экономике в Казахстане.
Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счет налогов и других платежей.
Совершенно ясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты». Суть их заключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют на благосостояние других членов общества. В качестве примера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции в производстве и пр.
Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействия внешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п.
Таким образом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или вовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах.
Особого внимания требует еще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма.
Это социально- экономические права личности и, в первую очередь, право на труд. Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможности рыночной экономики с полной занятостью. И мы не утверждаем, что необходимо любой ценой обеспечить «полную занятость», ибо это разрушение самого рыночного механизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством.
Очевидна необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать на требования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос.
Это касается и среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, и обучения на рабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. В экономической политике Швеции одна из главных целей — полная занятость успешно достигается посредством различных правительственных программ.
Без активного вмешательства государства «невозможно обойтись и при решении других проблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском; неравномерность регионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др.
Итак, для смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организации производства, необходимо вмешательство государства. Именно регулирование (корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороны государства в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны для большинства современных государств.
Хозяйственная система, в которой осуществляется смешанный способ управления экономическими процессами с помощью рыночного механизма и государственного регулирования получила название смешанной экономики.
В условиях рыночной формы организации производства основными принципами, создающими предпосылки для эффективного функционирования предприятий, являются частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, система рыночных цен.
Неотъемлемой частью структуры смешанной экономики наряду с разнообразными формами частной собственности, является государственная собственность.
Исторически во многих странах государственный сектор включает объекты транспортной системы, сооружения энергоснабжения, которые, с одной стороны, весьма капиталоемкими, а, с другой стороны, услуги этих отраслей имеют характер коллективного пользования. Эффективное использование ресурсов в некоторых «естественных монополиях» может быть обеспечено государственной собственностью. Однако предприятия государственной собственности, как правило, не имеют высоких стимулов повышения эффективности. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику с другими целями: он способствует эффективному распределению ресурсов в целом в обществе.
Так, например, расходы на образование, здравоохранение во всех странах с развитой рыночной экономикой в значительной степени субсидируются государством. Высокий уровень образования и здоровья населения идут на пользу всему обществу, а не отдельной личности или отдельному бизнесу. Это значит, что с макроэкономической точки зрения выгодно поддерживать низкие цены на такого рода услуги, обеспечивая высокую доступность этих услуг большей части населения и способствуя, таким образом, повышению эффективности экономики в целом. Следовательно, существуют экономические основания передачи части сферы здравоохранения и образования в государственное управление и финансирование.
Принципиально вопрос о необходимости государственного сектора решен теоретически и практически. Однако его масштабы и роль в экономике различны в отдельных странах. Такие государства как США и Япония располагают небольшим государственным сектором сконцентрированном в ключевых отраслях и производствах. Посредством созданных ключевых систем правового государственного регулирования осуществляется гибкая стимулирующая поддержка эффективного использования частной собственности и предпринимательства в сочетании с эффективным механизмом ответственности за использование этой поддержки. Именно эта система и обеспечивает в этих государствах приоритет общенациональных интересов. В Швеции другая система: там консолидированный государственный сектор использует примерно треть совокупных ресурсов страны, государственные расходы достигают 62 процентов валового национального продукта.
Структура экономики в рассматриваемом плане не является неизменной. Практически во всех странах, в том числе и с развитой рыночной экономикой осуществляются процессы приватизации государственных предприятий, наиболее активно — в Англии, Франции. Причина этих динамичных процессов изменения структуры собственности — в необходимости повышения эффективности (Эффективность вообще есть отношение эффекта (результата) к затратам на ее получение (Новожилов В.В.)) деятельности приватизируемых предприятий и, следовательно, экономики страны в целом.
Возросшие масштабы накоплений в частном секторе, развитие рынка капитала, ассоциативных форм частной собственности (корпораций), демократизация собственности и укрепление среднего класса собственников позволяют достаточно органично включить приватизируемые государственные предприятия в рыночную систему.
Сами по себе собственность и свобода выбора — необходимые, но не достаточные условия для обеспечения эффективной работы предприятий. Примером тому служат монополии (государственные или частные-все равно), обеспечивающие высокие доходы, прибыль не путем повышения эффективности использования ресурсов, а путем роста цен, нанося ущерб потребителям их продукции, работ или услуг. Поэтому государственное регулирование обязательным элементом включает антимонопольное законодательство, поддержку в экономике высокого уровня конкуренции.
В смешанной экономике роль государственного регулирования весьма велика. И осуществляется она по трем основным направлениям.
Во-первых, путем воздействия на предприятия: обеспечение правовой базы (установление законных «правил игры», регулирующих отношения между участниками бизнеса), поддержка конкуренции, в ряде случаев защита внутренних рынков, стимулирование новых форм бизнеса (малых предприятий, различных программ и др.), стимулирование инвестиций, поддержка развития отдельных видов производств, способных в будущем прогрессивно изменить структуру экономики, принести большие выгоды экономике в целом.
Во-вторых, государственное регулирование направлено на более равномерное распределение ресурсов общества между отдельными слоями населения, а также связано с перераспределением средств во времени (образование, здравоохранение, социальная защита населения в периоды безработицы, детства, старости и т.д.). Оно необходимо, с одной стороны, как фактор стабильности, а с другой- как способ поддержания необходимых резервов в экономике в целом, увеличивающих ее гибкость и возможность роста.
Наконец, важной функцией государства является стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры.
В целом эффективность экономики определяется эффективностью деятельности предприятий (фирм, компаний), которые в условиях смешанной системы хозяйствования непосредственно подвергаются воздействию рыночных механизмов, а также государственному регулированию.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в основном косвенными методами, главным из них является налоговая система. Однако возможно и прямое влияние государства на экономику путем государственных инвестиций, дотаций, создания и функционирования предприятий государственного сектора.
Но тут встает справедливый вопрос: какая же должна быть степень государственного вмешательства, и какую роль играет государство и рынок в смешанной системе хозяйствования.
На этот вопрос ответ можно получить исходя из концепции двухсекторного строения смешанной экономики, исходя из признания «рыночно-нерыночной» двойственности современной организации общественного производства. Как известно экономика существует во имя полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Как «спрос» всегда является частью «потребности», так и «рынок» всегда является частью «экономики». Рынок обеспечивает платежеспособную часть потребности («спросовую») ибо он не может быть убыточным, так как по определению он может быть только доходо-приносящим.
Для удовлетворения неплатежеспособной части социально-значимых потребностей государство организует нерыночную («квазирыночную») сферу производства. Нерыночный сектор смешанной экономики существует за счет рыночного сектора и не может превышать размеров его «консолидированного излишка» (т.е. суммы «излишка потребителя» и «излишка производителя»).
То есть должен существовать особый баланс: с одной стороны — между величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно рынком «так называемых «классических товаров»), и с другой стороны — между величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно государством (так называемых «общественных благ»).
Конкретная экономика конкретной страны имеет свои проблемы, но логика смешанной экономики едина, это: насколько увеличивается рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор; насколько эффективен финансовый потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и государственный сектор; процесс приватизации (в том числе и земли) будет в нашей стране идти до тех пор и до тех размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на «содержание» рыночного.
Долгое время считалось, что даже в зрелой рыночной экономике государственное предприятие действует как обычное частное. Казалось очевидным, что при функционировании в одной и той же рыночной среде особого отличия в эффективности предприятий двух разных видов собственности быть не должно.
В экономической теории и статистике государственная собственность определяется через отрицание: собственность не частная считается публичной. Она разделяется на собственно государственную (центральную, федеральную), муниципальную (собственность местных органов управления и самоуправления) и промежуточную (собственность штатов в США и некоторых других странах, земель — в Германии, Австрии, субъектов федерации — в России и других странах).
Однако даже терминологически грань между частной и нечастной собственностью оказывается довольно размытой.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики в современном Казахстане. Первая — это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства, вторая-локального (преимущественно организационного) характера.
Государственный сектор — государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.
В смешанной экономике роль государственного регулирования весьма велика.
Существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.
Прямое участие государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех сферах экономики, которые не могут быть подняты силами российского частного капитала. Речь идет об обновлении производственной инфраструктуры отдельных предприятий легкой и пищевой промышленности, способных выпускать недорогую массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, остро необходима государственная поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности, но на практике, сталкиваясь с нехваткой средств, государство продолжает довольно бессистемно распылять ресурсы.
Исследуя опыт зарубежных стран, Казахстан может много полезного почерпнуть из практики проведения приватизации в развивающихся европейских странах, а правила и методы руководства государственным сектором экономики – из опыта США, Японии, Франции, Германии и других высокоразвитых экономически стран. Так, например, очень быстрое по сравнению с Казахстаном хозяйственное оживление в восточноевропейских странах связано, по мнению многих российских авторов, с продвинутостью реформ. В частности, в более развитых странах Восточной Европы прошла не формальная, а подлинная приватизация, которая привела к возникновению слоя «эффективных собственников», сложился «новый» частный сектор. Государство занимается не столько текущим регулированием экономики, сколько регулированием институциональной ситсемы, в т. ч. развитием рыночного законодательства и контролем за его соблюдением.
Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально – экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны – в ее постепенном, поэтапном движении к казахстанскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.
А функции государства здесь будут следующими:
Ø Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике
Ø Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;
Ø Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно – технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.
Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат; (б) обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.
Список литературы.
Законодательные акты
1. Гражданский Кодекс РК.
2. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Страсбург, Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990.
3. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий».
4. Конституция Республики Казахстан: Алматы. Жет жарга. 1996 год.
5. Закон Республики Казахстан «О занятости населения».\\Казахстанская
правда. 30января 2001 г
6. Государственная программа по снижению бедности в Республике
Казахстан на 2003-2005 годы. Государственная программа по борьбе с
бедностью и безработицей в Республике Казахстан.
7. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния
всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана.
Алматы, 1997г.
8. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новый
Казахстан в новом мире» Астана, 28 февраля 2007г.
Учебники, учебные пособия
9. Государственное регулирование рыночной экономики /под ред. Столярова М. И., МГУ – М.: Дело, 2001 – 279 с.
10. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ, 2001 – 253 с.
11. Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» — М.: Дело, 2000, 470 с.
12. Орешин В. П. «Государственное регулирование национальной экономики» Учебное пособие – МГУ им. М. Ю. Ломоносова – М,: ИНФРА- М, 2000 – 122 с.
13. Пикулькин А.В., Система государственного управления. Учебник. М.: Закон и право, 1997.
14. Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.: Экономика, 200 – 381 с.
продолжение
--PAGE_BREAK--Монографии
15. Аткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект Пресс, 1995.
16. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.И. Основы управления муниципальным хозяйством. СПб.: Институт управления и экономки, 1996.
17. Гневко В.А., Когут А.Е. Местное самоуправление: основы системного подхода. СПб.: Институт управления и экономики, 1996.
18Основы местной социально-экономической политики. Рекомендации по разработке и практической рекомендации. Под ред. Когута А.Е. СПб.: РАН, 1995.
19Стиглиц Дж.Э. Экономика государственного сектора. – М.: МГУ, 1997.
Приложение 1.
Схема 1. Провалы рынка обуславливающие содержание экономических функций государства
Приложение 2.
Приложение 3.
Цели приватизации
Странырыночной экономики
q сокращение задолженности государственного сектора,
q развитие рынка,
q стимулирование предпринимательства,
q расширение индивидуальных свобод,
q развитие народного капитализма, ослабление профсоюзов.
Россия
q формирование слоя частных предпринимателей,
q повышение эффективности деятельности предприятий,
q создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики,
q привлечение иностранных инвестиций,
q социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Приложение 4.
Модели государственного сектора
Характеристики модели
Степень огосударствления
производства и внешнеторговых ограничений
Высокая
Низкая
Объем производства общественных благ и трансфертов
Высокий
Социалистическая
Скандинавская
Низкий
Латиноамериканская
Либеральная
продолжение
--PAGE_BREAK--