--PAGE_BREAK--Глава 1. Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений
,
В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными.
Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всего юридические, или правовые отношения. В чем их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.
Право — особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.[3]
Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся подконтрольными и управляемыми. Иными словами, перед нами особая форма социального взаимодействия.
Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые, общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.
По сравнению с другими социальными регуляторами право — наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.
Следовательно, правовые отношения можно в самом общего виде определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.
Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно легкой задачей. Государство путем издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.
Право — не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения.… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности»1. Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились еще в предперестроечное время в виде теневой, полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.
Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи. что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения существовали помимо и независимо от юридических норм.
Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе — правоотношение. Правоотношения как бы вызревают в недрах общественной жизни, детерминируясь экономическими и иными потребностями. «Юридические мотивы», социальная необходимость, тенденции, интересы должны быть осознаны законодателем, пройти через волю государства, получить объективацию в нормах и в конечном счете воплотиться в соответствующих правоотношениях.
Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений, их зародышевое состояние и вполне сложившуюся правовую форму, определяемую законом. Иначе говоря, — материальный и формальный источники1.
Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные, принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего, отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).
С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых (правоотношения); 2) не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.
В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации «всего и вся». На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демократичность).
Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом, и наоборот.
Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.
Наиболее характерные черты (признаки) правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.[4]
1. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы — нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.
Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм, проявляется их реальная сила и эффективность, именно в правоотношениях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.
2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.
Правоотношение — это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.
3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.
«Товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться… Чтобы данные вещи могли относиться друг к другу как товары, товаровладельцы должны относиться друг к другу как лица, воля которых — распорядиться этими вещами; таким образом, один товаровладелец лишь по воле другого, следовательно, каждый из них лишь при посредстве одного общего им обоим волевого акта может присвоить себе чужой товар, отчуждая свой собственный»1.
Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом.
4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.
5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.
Резюмируя все сказанное, можно кратко определить правоотношения как уригулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.[5]
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Структура правоотношения
2.1. Субъекты правоотношений
Система (организованность) правоотношения раскрывается через его структуру.
Структура правоотношения — основные элементы правоотношения (субъекты) и целесообразный способ связи между ними на основе субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов.
Термин «структура» является более адекватным состоянию правоотношения, поскольку термин «состав» только фиксирует его элементы без указания на их логическую взаимосвязь. Правоотношение есть логически связанная конструкция всех элементов, где главными полюсами связи являются его субъекты, реализующие субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности, полномочия и субъективную юридическую ответственность ради достижения результата этой связи.
Итак, термин «структура» вбирает в себя элементный состав правоотношения и правовые связи между ними, т.е. собственно отношения между субъектами.
Субъекты или субъектный состав — совокупность лиц, участвующих в правоотношении (не менее двух — управомоченный и обязанный).
Объект — то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов.
Содержание — субъективные права, обязанности, полномочия, ответственность его субъектов, а также структура содержания — способ взаимосвязи, возникающий на основе субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответственности. Структура содержания правоотношения образует не связь её содержательных элементов (субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответственности), а ту правовую связь, которая возникает на их основе по поводу притязания на что-то. Иначе — это юридическое взаимное положение субъектов, которое определяет, формирует их поведение через корреспондирующие друг другу права и обязанности ради удовлетворения их интересов. Структура содержания правоотношения может быть простой и сложной.
Юридический факт — основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.
Субъекты правоотношений — субъекты права, т.е. лица, обладающие правосубьектностью. Выражения «субъект права» и «лицо, обладающее правосубъектностью», совпадают. Правосубъектность — одна из обязательных предпосылок правоотношений.
Чтобы стать участником правоотношений, субъекты должны пройти два этапа наделения юридическими свойствами:
• обрести свойства субъектов права как потенциальных субъектов (участников) правоотношения — через соответствие определенным правовым требованиям о правосубъектности;
• обрести дополнительные свойства юридического характера в конкретной юридически значимой ситуации — субъективные юридические права и обязанности, которые придаются им правовыми нормами. Именно они определяют собственно правовые связи, отношения между субъектами.
Субъекты правоотношений — индивидуальные или коллективные субъекты права, которые используют свою правосубъектность в конкретном правоотношении, выступая реализаторами субъективных юридических прав и обязанностей, полномочий и юридической ответственности.
Виды субъектов правоотношений:[6]
1) индивидуальные субъекты (физические лица):
— граждане, т.е. индивиды, обладающие гражданством данной страны;
— иностранные граждане;
— лица без гражданства (апатриды);
— лица с двойным гражданством (бипатриды);
2) коллективные субъекты (юридические лица):
— государственные органы, организации, учреждения, предприятия;
— органы местного самоуправления;
— коммерческие организации (акционерные общества, частные фирмы и т.п. — отечественные, иностранные, международные);
— общественные объединения (партии, профсоюзные организации и т.п.);
— религиозные организации;
3) государство и его структурные единицы:
— государство;
— государственные образования (субъекты федерации — штаты, земли, автономии; в Украине — Автономная Республика Крым);
— административно-территориальные единицы (область, город, посёлок и др.);
4) социальные общности — народ, нация, этнические группы, граждане избирательного округа и т.п.
2.2. Правосубъектность физических лиц
Правосубъектность физических лиц (индивидуальных субъектов правоотношения) — это предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участниками правоотношения.
В международных документах о правах человека (ст.6 Всеобщей декларации прав человека, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах) записано, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
В основании определения природы правосубъектности (право-дееспособности) физического лица лежат два критерия:
— возрастная характеристика (определённый возраст);
— зрелость психики, отсутствие психологических дефектов. Состав правосубъектности физического лица:
• правоспособность;
• дееспособность;
• деликтоспособность.
Правоспособность — предусмотренная нормами права способность (возможность) индивида иметь субъективные юридические права и исполнять субъективные юридические обязанности. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.
Правоспособность — не количественное выражение прав субъекта, а постоянное гражданское состояние личности; не само обладание правами, а способность обладать правами, приобретать субъективные права.
Возраст, психическое и физическое состояние гражданина не влияют на его правоспособность. Правоспособность является равной для всех граждан независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным организациям и др.
Дееспособность — предусмотренная нормами права способность индивида самостоятельно, своими осознанными действиями, осуществлять (использовать и исполнять) субъективные юридические права, обязанности и нести ответственность.
Дееспособность, в отличие от правоспособности, зависит от возраста, физического состояния лица, а также иных личных качеств человека, которые появляются у него по мере умственного, физического, социального развития.
Полная дееспособность наступает с момента гражданского совершеннолетия.
Как правило, в большинстве отраслей права дееспособность и правоспособность совпадают в одном лице, они неразделимы, кроме гражданского (и частично семейного) права, где недееспособный человек может быть субъектом конкретных правоотношений.
В гражданском праве имеется градация различных степеней дееспособности.
Полная дееспособность наступает с 18 лет.
Неполная (относительная) дееспособность: 14—18 лет. Законодательством предусмотрена возможность объявить несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (акт эмансипации) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Ограниченная дееспособность выражается в следующем:
• ограничение прав и свобод человека и гражданина законом государства предусмотрено в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны;
• ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно по решению суда вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Абсолютная недееспособность установлена для лиц, признанных недееспособными решением суда вследствие душевной болезни или слабоумия[7].
Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе как по решению суда и в соответствии с законом. Отсутствие у детей и психически больных собственной дееспособности заменяется дееспособностью других, специально определенных лиц
— родителей, опекунов или попечителей. Следовательно, правосубъектность — категория цельная, и в области гражданского права она также образует единство
правоспособности и дееспособности: здесь вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель.
Деликтоспособность — способность нести ответственность за совершенные правонарушения. В ряде случаев деликтоспособность предшествует наступлению полной дееспособности. Например, уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, а за некоторые виды преступлений она наступает с 14 лет. Примечательно, что не достигнув полной дееспособности, эти лица — деликтоспособны.
Предпосылкой деликтоспособности является вменяемость, т.е. способность в момент совершения общественно опасного деяния отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.
Правосубъектность физических лиц может быть:общей, специальной, индивидуальной.
В конкретном правоотношении субъект может выступать как носитель общей, специальной и индивидуальной правосубъектности.
Правосубъектность — юридическая предпосылка для признания лица носителем соответствующего правового статуса.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. 3. Правосубъектность юридических лиц
Правосубъектность юридических лиц (коллективных субъектов правоотношения) — это правоспособность и дееспособность государственных и негосударственных организаций: государственных органов, государственных предприятий и учреждений, общественных объединений, коммерческих (хозяйственных) корпораций, религиозных организаций и др.
Юридическое лицо — организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде. Юридическое лицо — не всякий коллективный субъект, а коллективный субъект в определенной отрасли деятельности — хозяйственной, социально-культурной, содержанием которой являются товарно-денежные отношения, участие в гражданском (имущественном) обороте. Статусом юридического лица коммерческие и некоммерческие организации наделяются по закону.
Признаки юридического лица:
1. Организационное единство: имеет четкую внутреннюю структуру, органы управления и соответствующие подразделения для выполнения задач и функций, закрепленных уставом. Обладает реквизитами, утвержденными при регистрации в государственных органах (устав, круглая печать, штампы, наименование и др.) и в органах государственной статистики (присвоение идентификационного кода, который является единственным для всего пространства и сохраняется на протяжении всего периода существования).
2. Наличие имущества, находящегося в его распоряжении (у коммерческого юридического лица — в его собственности), обособленность этого имущества от имущества его участников и учредителей (самостоятельный баланс — смета затрат, уставной фонд и банковский счет).
3. Целевое назначение — создается для определенных целей и не может использоваться в иных целях. Коммерческое юридическое лицо создается для предпринимательской деятельности.
4. Возможность выступать в гражданском обороте, приобретать права и исполнять обязанности от своего имени, т.е. не обязано обращаться за разрешением к высшей инстанции (например, коммерческое юридическое лицо может совершать сделки, не противоречащие закону; создавать юридические лица; избирать место нахождения).
5. Возможность быть истцом и ответчиком в суде — обращаться с иском к гражданам, иным лицам, отвечать по долгам в случае обратного иска,
6. Обязанность нести самостоятельную имущественную ответственность (если это имущество закреплено за ним на праве собственности).
По характеру деятельности юридические лица могут быть:
• некоммерческие (публичные),
• коммерческие (частные).
Некоммерческие — государственные организации и учреждения (парламент, правительство, суд, милиция, государственные предприятия, органы местной власти и др.) — направляют свою деятельность на удовлетворение тех или иных непроизводственных потребностей: организационно-управленческих, социально-культурных, социально-бытовых и других. Они имеют публичные цели и не преследуют цели извлечения прибыли в качестве уставной задачи. Обычно деятельность таких организаций финансируется за счет госбюджета (государственные учреждения) или бюджета общественных организаций, либо за счет добровольных взносов и пожертвований.
К некоммерческим юридическим лицам относятся потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды, а также другие объединения, предусмотренные законом.
Некоммерческие организации могут заниматься и предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют этим целям. Например, вуз может принимать за плату на обучение студентов с тем, чтобы полученную прибыль использовать на повышение качества образования (приобретение приборов, литературы, оплату труда преподавателей, ремонт и переоборудование помещений и т.п.). Здесь важно соблюдать определенную меру, чтобы не перейти ту грань, за которой главными оказываются уже иные приоритеты — цели коммерческого характера.
Некоммерческие организации обладают большей стабильностью и большей независимостью от тех индивидов, которые входят в состав юридического лица. Существование юридического лица, имеющего некоммерческий (публично-правовой) характер, не зависит от воли его членов — подчиненных и подотчетных лиц. Например, правительство не может прекратить свое существование как орган исполнительной власти, даже если все члены кабинета министров уйдут в отставку. Вместо ушедшего в отставку кабинета министров будет сформирован новый кабинет. Т.е. некоммерческие, публичные организации продолжают функционировать как юридические лица и субъекты правоотношений.
Коммерческие — коммерческий банк, частная фирма, акционерное общество и др. — направлены на получение прибыли и финансируются, прежде всего, за свой счет. Они преследуют частные цели и интересы своих членов: вкладчиков, пайщиков, акционеров и могут прекратить свое существование по воле этих лиц (например, объявить себя банкротом). Члены коммерческих (частно-правовых) юридических лиц являются полными их представителями, их воля — воля юридического лица. Юридическим лицом может быть индивидуальный, а не только коллективный, субъект права.
Правосубъектность коммерческих организаций и их объединений (ассоциаций корпораций, консорциумов, концернов и др.) предусмотрена законодательством в виде организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и определяется уставными документами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Например, объем прав и обязанностей акционерных обществ закрытого и открытого типа различен: акции первою распространяются путем открытой подписки и купли-продажи на биржах; акции второго распределяются между основателями и не могут распространяться путем открытой подписки, покупаться и продаваться на биржах.
Общим для правосубъектности коммерческих организаций является то, что она основывается на началах частного права — диспозитивности и равенстве сторон в гражданско-правовых отношениях. Здесь правосубъектность одной стороны не ограничивает правосубъектность другой стороны. Договорные отношения возникают на основе равенства (автономии) сторон независимо от их статуса. Это отношения между гражданами-собственниками, арендаторами, фермерами, гражданами и организациями, организациями между собой, в том числе и государственными, акционерными, арендными предприятиями и корпорациями.
Например, договор между органом внутренних дел и гражданином на охрану квартиры. В этих отношениях государственный орган выступает как юридическое лицо; основывает договорные отношения на диспозитивности (а не императивности). В сфере предпринимательства действует тот же принцип, что и в сфере регулирования поведения физических лиц и деятельности общественных объединений: «дозволенно все, кроме прямо запрещенного законом» (общедозволительный тип /режим/ правового регулирования).
Когда же деятельность коммерческой корпорации выходит за рамки товарного производства и обращения и попадает в сферу действия публичного права (государственная регистрация предприятий, взимание налогов и др.), вступает в действие принцип «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом» (специально-разрешительный тип /режим/ правового регулирования). В сфере управления государственной собственностью происходит соединение императивного и диспозитивного методов правового регулирования — возникают административно-и гражданско-правовые отношения.
Каково соотношение правоспособности и дееспособности у юридического лица?
В юридической науке долгое время господствовала точка зрения о том, что правосубъектность юридического лица отличается от правосубъектности физического лица. Считалось, что у юридического лица правоспособность и дееспособность возникают одновременно и не могут быть ограничены, тогда как у физического лица правоспособность и дееспособность возникают не одновременно и дееспособность ограничивается.[8]
Однако сложившееся ранее представление о полном совпадении правоспособности и дееспособности юридического лица не оправдывает себя в настоящее время — в условиях трансформации общества к рыночным отношениям. Оказалось, что юридическое лицо не всегда без всяких условий
может использовать те права, которыми обладает. Дееспособность юридического лица может изменяться без изменения его правоспособности. Так, предприятие-должник не имеет возможности реализовать свои права по собственному усмотрению. Его дееспособность ограничивается. Эту ограниченную дееспособность юридического лица-должника восполняет арбитражный управляющий, который имеет широкие правомочия по управлению предприятием-должником. Своими действиями он даёт возможность предприятию-должнику участвовать в гражданском обороте посредством совершения всех, не запрещенных законом сделок.
Следовательно, правоспособность и дееспособность юридического лица как субъекта правоотношений (например, коммерческой организации) не совпадают полностью, как не совпадают правоспособность и дееспособность физического лица. Правда, у коллективных субъектов правоотношений (юридических лиц) такое несовпадение правоспособности и дееспособности является исключительным.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4. Объекты правоотношений
Объекты правоотношений — материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения, осуществляют свои субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.
Различают такие виды объектов правоотношений:
1) предметы материального мира: вещи, ценности, имущество и т.п. Вещи — предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности. К ним относятся средства производства, предметы потребления. Ценности — деньги, акции, векселя, облигации, ценные документы (диплом, аттестат). Купля-продажа продуктов, промышленных товаров, мена, дарение, наследование — это только некоторые правоотношения, где объектом являются предметы материального мира;
2) услуги производственного и непроизводственного характера
— выполнение работы, обусловленной договором или контрактом, напр., договор перевозки, подряд на капитальное строительство, исполнение песни на праздничном концерте и др.;
3) продукты духовного и интеллектуального творчества — произведения искусства, литературы, живописи, кино, информация, компьютерные программы и иные результаты интеллектуальной деятельности, которые защищаются законом (напр., Закон «Об авторском праве и смежных правах»). По поводу них возникают правоотношения у субъектов права — граждан, посещающих музеи, выставки, библиотеки, поэтические вечера, а также покупающих книги, компьютерные программы и т.п. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный, интеллектуальный;
4) личные неимущественные блага — жизнь, здоровье, честь, достоинство, право на образование и другие права и свободы. Например, между учеником и руководством школы возникает правоотношение. Его объектом является не аттестат, а образование. Между гражданином, который приобрел путевку в санаторий, и администрацией санатория возникает правоотношение, его объект — здоровье гражданина; в доме отдыха объектом правоотношения является отдых владельца путевки и т.п.
Объект правоотношения — это то, ради чего оно возникает. Если объект права — общественные отношения, которые могут быть предметом регулирования и требуют такого регулирования, то объект правоотношения — уже конкретнее — частичка общественных отношений, элемент (единица общего), по поводу которого взаимодействуют субъекты, то, на что направлены субъективные юридические права и обязанности лиц. Человек не может быть объектом правоотношения.
Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений
3.1. Юридические факты
Юридический факт — это жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. При наличии норм права без юридического факта правоотношение невозможно.
Юридический факт — предпосылка правоотношения и его структурный элемент. Например, наличие норм права, регулирующих порядок наследования, не означает, что индивид вступил в наследственные правоотношения и получил наследство. Необходимо наступление определенных обстоятельств, которые фиксируются в гипотезах норм права.
Функции юридических фактов:
• функция вовлечения субъекта права в правоотношение;
• функция порождения правосубъектности, ее приобретения или возникновения (например, с рождением ребенка возникает гражданство; для создания предприятия необходима регистрация).
Следовательно, юридические факты служат основанием не только для возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но и целенаправленное движение последних является главным следствием юридических фактов.
Юридические факты классифицируются по различным основаниям.
Следует учесть, что один и тот же юридический факт может быть правообразующим, правоизменяющим, правопрекращающим для субъектов, представляющих стороны в правоотношении. Так, факт смерти гражданина — обстоятельство, прекращающее правоотношения между умершим и его супругой, детьми. Одновременно это и правообразующий факт, так как по истечении определенного срока со дня смерти гражданина открываются правоотношения, связанные с реализацией права супруги, детей на наследство.
Виды юридических фактов по волевому признаку[9]:
Действия — волевое поведение субъектов права, с которым связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений (напр., сделка, постановление следователя, решение суда)
События — юридические факты, которые возникают, изменяются и прекращаются помимо воли людей (напр., природное стихийное явление, смерть)
Обстоятельства — сложные юридические факты, которые охватывают своим содержанием действия и события (напр., безвестное отсутствие, местожительство, недееспособность). Их использование объективно необходимо в трудовом, семейном, уголовном праве и др.
Действия бывают правомерные и неправомерные. Первыеотвечают требованиям норм права (договор). Вторые — не отвечают требованиям норм права (правонарушения).
Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты — действия, которые связаны со вступлением лица в конкретное правоотношение с намерением достичь определенною юридического последствия (напр., обращение гражданина с заявлением в государственный орган о прописке). В тоже время — действия, которые не связаны со вступлением лица в конкретные правоотношения и независимо от его намерения влекут юридические последствия (напр., фиктивный брак порождает, в случае рождения детей, все юридические обязанности, связанные с содержанием и воспитанием детей).
Неправомерные действия включают в себя преступления и проступки
Преступления — предусмотренные законом общественно опасные виновные деяния (действия или бездействие), которые влекут по действующему законодательству уголовную ответственность Преступление отличается от
проступка большей степенью общественной опасности.
Проступки — один из видов правонарушений, состоящий в виновном действии или бездействии, влекущий по действующему законодательству дисциплинарную или административную ответственность. Проступок отличается от преступлений меньшей степенью общественной опасности.
События бывают абсолютные(например, смерть человека порождает последствия: имущество переходит жене, детям, т.е. возникают наследственные правоотношения, изменяется состав участников правоотношений, субъектом которых был умерший)и относительные (например, смерть застрахованного лица в результате убийства влечет последствия независимо от того, по какой причине произошло лишение жизни — выплачивается страховая премия семье, у наследников убитого возникает правоотношение с органом страхования).
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а совокупность фактов Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права (возникновение, изменение или прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим) составом.
Фактические составы делятся на простые и сложные
Первые— включают факты, относящиеся к одной и той же отрасли законодательства. Например, для заключения брака необходима совокупность фактов: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; достижение ими брачного возраста; отсутствие у каждого из них арегистрированного в органах загса брака; отсутствие между ними родственных отношений, дееспособность лиц, вступающих в брак. Все эти факты предусмотрены одной отраслью законодательства — брачно-семейным законодательством.
Сложные — включают факты, относящиеся к различным отраслям законодательства. Напр., пенсионное правоотношение может возникнуть только при наличии трех фактов: достижения установленного законом возраста, наличия трудового стажа, решения органа социального обеспечения о начислении пенсии. Здесь достижение установленного законом возраста и наличие необходимого трудового стажа предусмотрены нормами трудового законодательства, решение органа социального обеспечения — это сфера административного законодательства.
Фактический состав не следует смешивать с событиями — сложными юридическими фактами.
продолжение
--PAGE_BREAK--