Содержание Введение 1 Обоснование и выбор конструкции изделий 2 Разработка требований к потребительским свойствам женских меховых уборов 3 Обоснование выбора материалов (сырья) 4 Разработка развернутой номенклатуры показателей для оценки качества изделий 5 Оценка качества женских меховых уборов 6 Комплексная оценка потребительских свойств женских меховых уборов 29 7
Кодирование изделий для автоматизированного учета и прогнозирования номенклатуры продукции в системе ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь 35 Заключение 40 Список использованных источников 41 Приложение 42 Введение Пушно-меховая промышленность – это развивающаяся отрасль, в которой применяются отработанные столетиями и усовершенствованные технологии. Выделка меха имеет давнюю историю, уходящую вглубь веков, однако многие методы и технологии применяются
и по сей день. Изделия из меха ценились всегда, изначально за свойство – согревать. Позже была замечена и оценена по праву красота, фактурность, блеск, лоск мехов, и они приобрели заслуженную, немалую стоимость. Пушистые шкурки – это то, что не оставит без внимания ни одна женщина. Мягкость, нежность, тепло, уют изделий из них влекут за собой представительниц слабого пола, околдовывают и «влюбляют» в себя. Благодаря умению дизайнеров и модельеров меха добавляют женщине изысканности, легкости,
грациозности. Мех вездесущ, он может присутствовать в повседневной одежде и изысканных вечерних туалетах, использоваться в верхней одежде или как деталь нижнего белья, быть элементом обуви, аксессуаров, ремней, сумок. Меху покорны все возрасты и социальные слои населения, из него шьются изделия для детей и подростков, солидных мужчин и пожилых людей, деловых женщин и гламурных барышень. Дизайнеры широко используют меха не только в их первозданном виде, но и выщипывают, выстригают его,
красят в разные цвета, украшают кружевами и стразами, вышивкой и инкрустацией. Цель данной работы – изучить товароведную характеристику и экспертизу качества женских меховых уборов. 1 Обоснование и выбор конструкции изделий К группе меховых женских уборов относят пелерины, полупелерины, палантины, горжеты плоские и трубчатые (круглые), шарфы, косынки, меховые муфты. Все эти изделия, кроме горжетов трубчатых, изготовляют на подкладке из шелковых тканей, шарфы – на
шелковой или меховой подкладке [1]. Пелерина – накидка без рукавов. Используют ее как нарядное дополнение к платью. Изготовляют пелерину из ценных видов меха (соболя, норки, лисицы, песца и др.), утепленной или без утепления, разной длины и ширины (очень открытой и закрытой), с воротником или без него. При пошиве пелерин используют сложные методы раскроя (перекидку, расшивку, роспуск). Полупелерина – маленькая накидка, по внешнему виду напоминающая шалевый воротник.
Полупелерина может заменять воротник на зимнем пальто или служить украшением женского платья и костюма. Изготовляют ее из шкурок серебристо-черной лисицы, натурального и крашеного песца, норки, уссурийского енота, куницы, соболя. Палантин – меховая полоса длиной 2 – 2,5 м и шириной 30 – 50 см, изготовленная из шкурок соболя, куницы, норки, горностая, крота и др. Может быть отделан хвостами, которые пришивают на концах палантина.
Горжеты – целые меховые шкурки с головкой, лапами и хвостом. Их изготовляют трубчатыми из неразрезанных шкурок, снятых трубкой, или плоскими из шкурок, распоротых по череву, на шелковой подкладке. Горжеты имеют округлую форму. Внутри трубчатого горжета должна быть прокладка из тонкого слоя прошивного ватина. Головки у горжетов обычно делают твердыми, из папье-маше, с зубами и глазами; на более дорогих горжетах
головки могут быть мягкими, без зубов. Горжеты делают из шкурок обыкновенной, серебристо-черной, платиновой лисиц, лисицы-сиводушки, белого и голубого песцов, куницы, норки и соболя. Шарфы – меховые полоски длиной 100 – 200 см и шириной 10 – 70 см. шарфы могут быть изготовлены из шкурок с головкой, лапами, хвостом и без них. Косынки – воротники сложных методов раскроя на шелковой подкладке. Их надевают, не пришивая, поверх платья или пальто.
Пелерины, полупелерины, горжеты и косынки могут иметь застежки. В качестве образцов для курсового проекта были выбраны полупелерина (рис. 1) и муфта (рис. 2). Рисунок 1 – Полупелерина Рисунок 2 – Муфта При проектировании комфортной меховой одежды большое влияние на ее качество оказывает показатель массы, так как меховой скрой составляет 60–80% массы всего изделия.
До недавнего времени недостатками меховой одежды считались большая материалоемкость и недостаточные теплозащитные свойства. Для того чтобы не утяжелять готовое изделие, все материалы пакета по возможности должны иметь минимальную поверхностную плотность [2]. Полупелерина изготовлена из крашеного песца, а муфта – из соболя. В таблице 1 представлено описание деталей полупелерины и муфты.
Таблица 1 – Описание деталей полупелерины и муфты Наименование модели Наименование деталей верха, количество Наименование деталей подкладки, количество Наименование деталей прокладки, вид, количество Полупелерина Верх, 4 Подкладка, 2 Для предохранения кожевой ткани от растяжения, 4 Муфта Верх, 4 Подкладка, 1 Для предохранения кожевой ткани от растяжения,
4 На рисунке 3 и 4 представлены эскизы деталей верха полупелерины и муфты. Рисунок 3 – Детали верха полупелерины: а, б, в, г - верх Рисунок 4 – Детали верха муфты: а, б, в, г - верх В таблице 2 представлены схемы швов полупелерины и муфты Таблица 2 – Схемы швов полупелерины и муфты Наименование модели Наименование соединяемых деталей, узлов Вид шва Графическое изображение шва 1
Полупелерина 1.1 Верх Скорняжный 1.2 Подкладка Стачной взаутюжку 1.3 Верх с подкладкой Скорняжный 2 Муфта 2.1 Верх Скорняжный 2.2 Подкладка Стачной взаутюжку 2.3 Верх с подкладкой Скорняжный Таким образом, в данном разделе курсового проекта был рассмотрен ассортимент женских меховых уборов, из которого было выбрано в качестве образцов для курсового проекта два изделия: полупелерина и муфта.
Так же представлены эскизы деталей верха изделий и схемы швов для соединения верха и подкладки. 2 Разработка требований к потребительским свойствам женских меховых уборов Для женских уборов из натурального меха важное значение имеют такие комплексные показатели, как совершенство выполнения основной и вспомогательной функции, физиологичность и психофизиологичность, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида [1].
Основными требованиями, предъявляемыми к женским уборам из натурального меха, являются: социальные, функциональные, надёжности, эргономические, эстетические, технико-экономические свойства. Социальные требования – характеризуют общественную потребность в пушно-меховых товарах с данной функцией. К ним относятся следующие показатели: социальный адрес; соответствие товара оптимальному ассортименту; моральное старение. Показатели социального назначения рассматриваются главным образом на стадии проектирования
и разработки товаров. Функциональные требования – характеризуют соответствие пушно-меховых товаров своему прямому назначению, эффективность его использования и полезность. Они подразделяются на показатели: совершенство выполнения основной функции и совершенство выполнения вспомогательной функции. Показатели совершенства выполнения основной функции чрезвычайно разнообразны и зависят от вида пушно-меховых товаров. Это могут быть показатели состава и структуры.
Показатель совершенства выполнения вспомогательных операций характеризует удобство и затраты времени и сил на чистку, сушку. Показатель функциональных свойств некоторых пушно-меховых товаров по существу совпадают с показателями других групп свойств. Эксплуатационные требования (требования надёжности) – характеризуют способность изделий выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Надёжность – сложное свойство, обусловленное такими относительно простыми свойствами, как безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность. Долговечность зависит от интенсивности физического износа пушно-меховых изделий. Физический износ вызывает истирание и прочность кожевой ткани. Показатели ремонтопригодности характеризуют приспособленность пушно-меховых изделий к ремонту, обнаружению
и устранению повреждений. Оцениваются они продолжительностью и стоимостью гарантийного и текущего ремонтов. Показатели сохраняемости пушно-меховых изделий характеризуют способность изделий сохранять свой внешний вид и не ухудшать прочностные свойства при хранении и транспортировании. Эргономические требования – характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия в системе «человек – изделие – среда». В группу этих показателей входят гигиенические показатели, определяющие
сорбционные свойства (гигроскопичность, паропроницаемость) меха, проницаемость (воздухопроницаемость) меха, безвредность (электризуемость) меха, физиологические и психофизиологические свойства, такие как масса меха и туше (ощущение мягкого, тёплого, пушистого) меха, а также антропометрические (соответствие конструкции изделия форме и размерам тела человека, посадка изделия на фигуре). Эстетические требования – характеризуют способность предмета выражать в чувственно-воспринимаемых признаках
формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень полезности, целесообразности и др.). Эстетические свойства имеют двойственный характер. Удобные совершенные вещи вызывают у людей чувство удовольствия, поэтому у человека устанавливается связь между внешней формой и полезностью вещи. Форма как бы информирует человека об общественной ценности изделий. В тоже время человеку может нравиться форма сама по себе, что зависит от её композиционной
целостности и художественной выразительности. Эстетически совершенное изделие должно быть не только красивым, но и полезным, удобным. Предметы красивой формы, но мало эффективные, неудобные не могут иметь высокой эстетической оценки. К показателям эстетических свойств относятся показатели информационной выразительности, целостности композиции и совершенства производственного исполнения. Показатели информационной выразительности пушно-меховых товаров характеризуют способность изделия выражать
через особенности формы сложившиеся в обществе культурные нормы и представления. Это соответствие изделий требованиям моды и стиля, оригинальность. Показатели целостности композиции пушно-меховых товаров определяют красоту и художественную выразительность изделия. Целостность композиции обеспечивается соразмерностью, соподчиненностью элементов формы, их единым характером, правильным цветовым решением и др.
Показатель совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида характеризует тщательность изготовления изделия и влияет на особенности эстетического восприятия формы пушно-мехового товара. Требования безопасности пушно-меховых товаров характеризуют особенности изделий, обеспечивающие их безвредность и безопасность для человека. К технико-экономическим свойствам относятся показатели формообразуемости (потяжки кожевой ткани) и показатели коэффициента использования площади шкурки.
Таким образом, в данном разделе курсового проекта были разработаны требования к потребительским свойствам женских меховых изделий. 3 Обоснование выбора материалов (сырья) Женские меховые уборы могут производиться из различных видов полуфабрикатов. Характеристика пушно-мехового полуфабриката представлена в таблице 3 [3]. Таблица 3 – Характеристика пушно-мехового полуфабриката
Полуфабрикат Характеристика Назначение 1 2 3 Норка Пышный и густой волосяной покров. Различают норку клеточного разведения (по окраске может быть стандартная и цветная – белая, голубая, жемчужная, топазовая и т.д.) и сибирскую (от светло-коричневого до темно-коричневого цвета: чем темнее, тем дороже) Мужские и женские головные уборы, воротники, горжеты, пелерины, палантины, пальто, полупальто, манто, жакеты, юбки, отделки изделий
Лисица Различают шкурки лисиц красной (обыкновенной), сиводушки, черно-бурой, серебристо-черной, платиновой, снежной. Шкурки платиновых лисиц самые ценные Горжеты, пелерины, воротники, головные уборы, пальто Соболь Густой и шелковистый ворс средней высоты, с большой износостойкостью. Цвет – от песочно-желтого до темно-бурого и почти черного Головные уборы, воротники, палантины, пелерины, горжеты, пальто, муфты
Куница Пышный шелковистый волосяной покров. Цвет – голубой, темно-голубой, песочный, темно-песочный Головные уборы, воротники, палантины, пелерины, горжеты Песец Пышный и густой волосяной покров. Сильно развитая мягкая ость. Очень плотный пух Женские пальто, воротники, пелерины, горжеты, накидки Шиншилла Пышный и густой волосяной покров. Каждый волос имеет три цветовые зоны: нижняя (около кожи)
– серая, далее (полоса около 3 мм) – белая, верхняя – темная. Кожевая ткань мягкая, легкая и пластичная. Мех очень легкий с высокими теплозащитными свойствами Палантины, пелерины, жакеты, полупальто, воротники, отделка Росомаха Длинный, довольно жесткий волосяной покров. Цвет черно-бурый. Толстая плотная Кожевая ткань. Высокая износостойкость и высокие водоотталкивающие
свойства Воротники, горжеты Колонок По сравнению с норкой волосяной покров менее густой и более ноский. Окраска ярко-рыжая. Окрашивают в коричневый цвет под норку Пальто, мужские и женские головные уборы, воротники, горжеты, пелерины, палантины, отделки изделий Горностай Низкий шелковистый волосяной покров. Цвет белый. Кончик хвоста черный Женские головные уборы, воротники, палантины, пальто, жакеты, отделки изделий
Енот Высокий и очень густой волосяной покров Воротники, горжеты Показателями, определяющими свойства волосяного покрова меха, являются его высота, густота, остистость, мягкость, упругость, пышность, сминаемость, свойлачиваемость, цвет и блеск. Высота волосяного покрова определяется длиной кроющих волос и для различных видов пушно-мехового полуфабриката колеблется в значительных пределах (от 10 до 200 мм).
По высоте волосяного покрова шкурки подразделяют на длинноволосые (более 40 мм), средневолосые (от 25 до 40 мм) и коротковолосые (менее 25 мм). Чем больше высота, тем выше теплозащитные свойства шкурки. Густота волосяного покрова характеризуется числом волос всех типов, расположенных на 1 см2 кожевой ткани. Густота волосяного покрова неодинакова не только у шкурок животных разных видов, но и шкурок животных одного вида. Степень густоты обуславливает теплозащитные свойства, износостойкость и внешний
вид меха. По густоте волосяной покров шкурок подразделяют на особо густоволосый (более 20), густоволосый (от 12 до 20), среднегустоволосый (от 6 до 12) и редковолосый (менее 6). Под мягкостью волосяного покрова понимают ощущение степени сопротивления волоса при его изгибе. Мягкость волосяного покрова зависит от длины, толщины и микроструктуры волоса. Шкурки с мягким волосяным покровом ценятся выше, чем с грубым и жестким.
В зависимости от мягкости волос шкурки подразделяют на особо мягкие (шелковистые), мягкие, полумягкие, грубоватые и грубые. Упругость волосяного покрова характеризуется его способностью принимать первоначальную форму после снятия нагрузки, деформировавшей мех. От упругости меха в значительной степени зависит его пышность. Чем меньше упругость волоса, тем легче он свойлачивается и сминается при хранении и упаковке. Пышность волосяного покрова определяется совокупностью следующих свойств: высоты, густоты, упругости,
угла наклона волос к кожевой ткани. В зависимости от пышности волосяного покрова шкурки подразделяют на особо пышные (песец, соболь, лисица, шиншилла), пышные (хорь, куница и др.) и мало пышные (норка и др.). Окраска волосяного покрова может быть натуральной или полученной в результате крашения. Натуральная окраска волосяного покрова относится к числу наиболее важных показателей пушно-мехового полуфабриката и в значительной степени определяет ценность меха.
Различают меха с равномерной окраской (норка, нутрия), с рисунком в виде пятен или полос (рысь, леопард), зонально окрашенные (енот, шиншилла), с отдельными седыми волосами (соболь), с белыми кончиками волос (серебристо-черная лисица), с черной вуалью (вуалевый песец). Наилучшей натуральной окраской обладают шкурки норки, шиншиллы, соболя, лисицы, песца, каракуля и каракульчи. При этом спрос на меха разных окрасок часто меняется в зависимости от моды.
Блеск волосяного покрова зависит от строения верхнего чешуйчатого слоя волоса, а также от густоты и параллельности расположения остевых и направляющих волос. Различают три типа блеска волосяного покрова: шелковистый (мягкий, нерезкий, напоминающий блеск натурального шелка), металлический (сталеподобный), стекловидный (на поверхности волосяного покрова яркие блики). Масса шкурок оказывает непосредственное влияние на массу всего изделия, что имеет немаловажное значение
с точки зрения эргономических свойств одежды. Тяжелая одежда вызывает усталость и ухудшает самочувствие. Поэтому чем легче шкурка, тем выше ее оценивают. В зависимости от массы шкурки подразделяют на особо тяжелые, тяжелые, средние и легкие. Современные технологии выделки пушно-мехового полуфабриката позволяют получать мягчайшие, легкие шкурки. В данном курсовом проекте для изделий были выбраны соболь и песец. Выбор прокладочных материалов следует выполнять с учетом вида меха, назначения изделия и его внешней
формы. Несмотря на то, что мех имеет достаточно высокие теплозащитные свойства, многие виды сами по себе не в состоянии обеспечить хорошей теплоизоляции одежды. В зависимости от высоты и густоты волосяного покрова в пакет меховой одежды могут входить прокладки либо с высокими теплозащитными свойствами, либо предохраняющие кожевую ткань от растяжения и одновременно снижающие потерю тепла, выделяемого телом человека через одежду.
Толщина выбираемой утепляющей прокладки зависит от теплозащитных свойств меха [2]. Для укрепления борта изделия и придания ему устойчивой формы применяется нетканое иглопробивное полотно прокламилин, обладающее хорошей упругостью и формоустойчивостью. Для укрепления кожевой ткани в швах используют неклеевые кромки – хлопчатобумажные, льняные полоски, тесьму из полиэстера, атласные и капроновые ленты, а также клеевые – термопластичный клеевой материал
типа лейкопластыря и др. Выбор подкладочных материалов. В качестве подкладки в меховой одежде применяют ткани, изготовленные из вискозных нитей в основе и утке; из вискозных нитей в основе и капроновых комплексных нитей в утке. Могут быть использованы и синтетические подкладочные материалы из текстурированных полиэфирных нитей и их сочетания с ацетатными как отечественного, так и зарубежного производства.
Выбор скрепляющих материалов. В качестве скрепляющих материалов при изготовлении изделий из натурального меха наибольшее распространение получили хлопчатобумажные и армированные нитки. Согласно целям курсового проекта для определения соответствия качества выбранных материалов были проведены их испытания по некоторым показателям безопасности, которые являются наиболее важными для женских меховых уборов. Фактические результаты испытаний представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты испытаний материалов для женских меховых уборов № Испыт. показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Среднее, Хср Устойчивость окраски волосяного покрова к трению, балл 4 4 5 4 5 5 5 4 4 4 4,4 Массовая доля влаги в кожевой ткани, % 12,0 13,7 11,9 13,1 12,8 12,6 13,0 13,1 11,8 12,7 12,67 Используя формулы математической статистики, проведем статистическую обработку результатов испытаний:
Среднее значение показателя вычисляется по формуле: (1) где Хi – значение показателя; n – количество испытаний. Среднее квадратическое отклонение: (2) Коэффициент вариации вычисляется по формуле: (3) Результаты статистической обработки и оценки показателей качества сведем в таблицу 5. Таблица 5 – Результаты оценки показателей качества женских меховых уборов
Наименование показателя Среднее значение показателя, его статистические характеристики Нормируемое значение показателя среднее арифметическое, хср среднее квадратическое отклонение, σ коэффициент вариации, v,% Устойчивость окраски волосяного покрова к трению, балл 4,4 0,52 11,8 не менее 4 Массовая доля влаги в кожевой ткани, % 12,67 0,61 4,8 не более 14 В результате испытаний выяснено, что выбранные материалы соответствуют требованиям
ТНПА. Таким образом, в данном разделе курсового проекта был описан ассортимент пушно-мехового сырья для женских меховых уборов, а также ассортимент подкладочных и прокладочных материалов. Так же была проведена оценка показателей качества выбранных полуфабрикатов: песца и соболя. 4 Разработка развернутой номенклатуры показателей для оценки качества изделий Под номенклатурой потребительских показателей качества понимают перечень показателей, подразделенных
на взаимосвязанные уровни и используемых при оценке качества товара. Такая номенклатура в зависимости от ее объема и принадлежности может быть типовой, развернутой и конкретной. Типовая номенклатура разработана специалистами для всей совокупности непродовольственных товаров и представляет собой сложную иерархическую систему показателей, разделенную на несколько взаимосвязанных уровней и относящихся к потребительским свойствам промышленных товаров.
Развернутая номенклатура используется для характеристики качества группы товаров, имеющих одно название, одинаковую или близкую функции и сходные показатели. Она представляет собой перечень показателей качества товаров данной группы, включая полную совокупность комплексных и единичных показателей. Номенклатура показателей качества конкретного товара используется для характеристики отдельного товара. Это наиболее детальная и полная разновидность номенклатуры, позволяющая
оценивать реальное качество данного товара. В практике экспертизы существует два типичных случая выбора номенклатуры ППК: первый является наиболее общим, когда нет заранее разработанной развернутой номенклатуры. В этом случае выбор номенклатуры складывается из разработки развернутой номенклатуры для группы товаров и последующего выбора номенклатуры ППК конкретного вида товара; второй является более частным, когда при наличии развернутой номенклатуры требуется лишь выбрать показатели качества
конкретного товара. Таблица 6 – Развернутая номенклатура потребительских показателей качества женских меховых уборов Комплексные показатели Групповые показатели Единичные показатели Единицы измерения (оценки) 1 2 3 4 Социальные Социальный адрес Соответствие товара потребностям определенного круга потребителей балл Спрос на товар балл Соответствие товара оптимальному ассортименту
Степень обновления ассортимента товаров балл Соответствие товара оптимальному ассортименту балл Моральное старение Сокращение срока службы товара, вызванное изменением моды и стиля балл Снижение качества товара вследствие появления товаров с улучшенными потребительскими свойствами балл Эргономические Гигиенические Гигроскопичность % Воздухопроницаемость дм3/м2•с Удельное поверхностное электрическое сопротивление
Ом Антропометрические Соответствие конструкции изделия форме и размерам тела человека балл Посадка изделия на фигуре балл Психофизиологические Масса меха кг Способность обеспечивать душевный комфорт балл Соответствие колорита половозрастному признаку балл Надежность в потреблении Долговечность Устойчивость меха к истиранию по плоскости циклы
Прочность кожевой ткани к разрыву Н Прочность кожевой ткани к держанию шва Н Массовая доля влаги в кожевой ткани % pH водной вытяжки кожевой ткани Температура сваривания кожевой ткани ºС Устойчивость окраски волосяного покрова к трению балл Сохраняемость Устойчивость меха к действию дневного света балл Устойчивость меха к воздействию биологических агентов %
Ремонтопригодность Возможность осуществления ремонта балл Эстетические Информационная выразительность Окраска (колорит) меха балл Опушенность волосяного покрова балл Пышность волосяного покрова балл Драпируемость кожевой ткани балл Рациональность формы Соответствие формы изделия его назначению балл Эргономическая обусловленность балл
Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида Ровнота окраски и отделка меха балл Светостойкость окраски меха балл Маркость меха балл Восстанавливаемость волосяного покрова балл Функциональные Совершенство выполнения основной функции Теплозащитность меха (волосяного покрова, кожевой ткани)
Ветрозащитность меха Совершенство выполнения вспомогательной функции Декоративность меха балл Таким образом, в данном разделе курсового проекта бала разработана развернутая номенклатура для женских меховых изделий. 5 Оценка качества женских меховых уборов Оценка потребительских показателей качества (ППК) основывается на результатах анализа потребительских свойств и является процессом определения потребительской ценности товара.
Оценка качества – процесс, включающий выполнение совокупности операций, к которым относится выбор номенклатуры ППК, определение их значений и сопоставление с базовыми значениями. Значение оценки – количественная (баллы) или качественная (оптимальное, допустимое, условно допустимое, недопустимое качество) характеристика продукции, полученная с использованием принятого уровня качества. Целью проведения оценки качества является получение значения оценки каждого единичного показателя качества
товара. Для этого необходимо знать, какой из методов оценки следует применить в каждом конкретном случае. Методы оценки показателей качества (ПК) различаются по источнику и способу получения информации. Выделяют методы: экспертный, измерительно-расчетный, экспериментальный, социологический, комбинированный. Экспертный метод – применяется при оценке неизмеримых показателей, при оценке комплексных показателей, в состав которых входят неизмеримые, также для упорядочения процесса оценки, уменьшения его сложности
и трудоемкости при сохранении заданной точности оценки. Широко применяется также при выполнении отдельных операций оценки, проводимых с использованием других методов: при классификации изделий и потребителей, выборе базовых образцов и значении базовых показателей, построении шкал оценки. Суть любого экспертного исследования заключается в подборе группы достаточно компетентных в изучаемой проблеме специалистов, высказывающих свое согласованное мнение, которое рассматривается
как экспертная оценка. Экспертная оценка может быть количественной, т.е. представлять собой абсолютные, относительные или средние величины, и качественной. В 1-м случае экспертиза базируется на применении статистических методов, во 2-м – на эвристических процессах, опирающихся на опыт и интуицию эксперта. Экспертные методы применяют, когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методы.
Наиболее часто их используют для выбора номенклатуры для определения весомости и как метод оценки его исследования для определения количественных характеристик показателей. Экспертная оценка последовательно включает следующие основные этапы: 1 формирование группы экспертов; 2 подготовка опроса; 3 опрос; 4 обработка экспертных оценок. Подготовка опроса заключается в составлении специальных опросников
или анкет, в которых излагается сущность обсуждаемого вопроса и подробно дается метод подготовки оформления ответов. Опрос осуществляется путем рассылки анкет или при единовременной работе всей группы экспертов. Обработка экспертных оценок заключается в оценке степени согласованности экспертных оценок и подсчете сводных характеристик опроса группы экспертов. Экспертный метод используется при решении таких задач, как: 1 выбор ограниченного числа показателей качества и оценка их значимости;
2 неограниченный выбор и оценка численности показателей качества; 3 выбор показателей качества и оценка их значимости по результатам общей оценки качества продукции; 4 определение количественных характеристик и др. Измерительно-расчетный метод оценки ППК заключается в оценке показателей на основе результатов испытаний или измерений с использованием технических средств, и проведении расчетов с помощью теоретической и эмпирической зависимостей.
Найденные значения сопоставляют с их базовыми значениями. Сопоставление проводится с использованием типовых расчетных формул, графиков, таблиц, предварительно разработанных для каждого единичного показателя и позволяющих эксперту перевести значения показателей в значения их оценок. Измерительно-расчетный метод применяется: 1 при оценке измеримых показателей, значения которых выражаются в физических величинах;
2 когда заранее определены и выражены в виде формул, графиков, таблиц зависимости между значениями показателей и значениями их оценок. Экспериментальный метод – используется при изучении взаимодействия человека с товаром в конкретных условиях потребления. Для экспериментальной оценки привлекаются специально отобранные испытуемые, у которых с помощью системы лабораторного оборудования регистрируется состояние их психофизиологических параметров при использовании
товара. Выяснение оценочных суждений о качестве товара осуществляется путем сопоставления характеристик состояния испытуемых при использовании анализируемого товара и базового образца. Экспериментальный метод применяется: 1 в случае, когда значения показателей качества не могут быть выявлены вне специфических условий эксперимента, воспроизводящего процесс эксплуатации товара человеком; 2 для оценки функциональных и эргономических показателей качества.
Социологический метод – основан на использовании потребителей как основного источника о качестве товара. Сбор мнений осуществляют в ходе реализации и потребления товара с применением различных процедур опроса потребителей (интервью, анкеты). Сбор информации, как правило, совмещается с покупательскими выставками, конференциями, с помощью пробной партии эксплуатации товара. Социологические методы оценки основываются на результатах обследования групп потребителей с использованием
социологических шкал и методов измерений. Эти методы позволяют получать не только значение оценки качества анализируемых товаров, но и выявлять динамику изменений этих оценок у различных групп потребителей. Социологический метод применяется: 1 для непосредственного выполнения оценочных суждений потребителя о качестве товаров и их потребительских свойствах; 2 при изменении потребительского спроса на товар в связи с изменением его качества или отдельных потребительских свойств;
3 при выявлении различий оценки качества товара или отдельных потребительских свойств различными группами потребителей. Социологические методы применяются на стадиях серийного производства товаров (например, при анализе рекламаций), также в сфере торговли. Применяется также при оценке показателей социального назначения. Комбинированный метод. Оценка показателей качества чаще всего осуществляется с использованием совокупности перечисленных методов. В зависимости от вида показателей (измеримые или неизмеримые) или
условий оценки (ограниченное время, отсутствие экспериментальной базы) при экспертизе качества товаров один показатель может оцениваться с помощью измерительно-расчетного метода, другой – с помощью экспертного, а итоговой оценочное суждение выносится на основе мнений экспертов. Т.е комбинированный метод обеспечивает получение более точных и объективных результатов. Таким образом, выбор того или иного метода оценки
ППК определяется целями оценки, видом оцениваемых товаров, номенклатурой ППК, наличием или отсутствием базовых образцов и конкретными условиями оценки. Процесс оценки ППК носит характер многоступенчатого перехода от качественных и количественных характеристик товаров к значениям оценки, устанавливаемых по оценочной шкале на основе определения сложных функциональных зависимостей между ними. С 01.01.2005 введен в действие технический кодекс установившейся практики
ТКП 5.1.02.2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации продукции. Основные положения». Данный ТКП устанавливает общие требования к порядку проведения сертификации отечественной и импортируемой продукции и применяется при обязательной и добровольной сертификации продукции. Обязательная сертификация проводится в отношении продукции, включенной в «Перечень продукции, услуг,
персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» (постановление Госстандарта от 30.06.2004 г. № 35), для которой предусмотрена такая форма подтверждения соответствия. Обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах РБ и ТНПА, а также на соответствие другим показателям, установленным в
ТНПА и подлежащих подтверждению соответствия при обязательной сертификации. Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе заявителя на сертификацию. При добровольной сертификации заявитель выбирает ТНПА, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, проверяемых при добровольной сертификации. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они
установлены в ТНПА для данной продукции. Женские меховые уборы из натурального меха не подлежат обязательной сертификации, но могут пройти добровольную сертификацию в соответствии с действующим законодательством. Показатели для добровольной сертификации представлены в таблице Таблица 7 – Показатели для добровольной сертификации женских меховых уборов Наименование показателя, единицы измерения Предельные допустимые значения показателя
Нормативный документ, устанавливающий требования к изделию Нормативный документ, устанавливающий методы контроля показателей Массовая доля влаги в кожевой ткани, % песец не более 14 ГОСТ 7179-70 ГОСТ 938.1-67 соболь ГОСТ 12438-66 pH водной вытяжки кожевой ткани песец 3,5-7,0 ГОСТ 7179-70 ГОСТ 22829-77 соболь не менее 4,0 ГОСТ 12438-66
Температура сваривания кожевой ткани, ºС песец не менее 65 ГОСТ 7179-70 ГОСТ 17632-72 соболь не менее 55 ГОСТ 12438-66 Устойчивость окраски волосяного покрова к трению, балл песец не менее 4,0 ГОСТ 7179-70 ГОСТ 9210-77 соболь ГОСТ 12438-66 В данном разделе курсового проекта были рассмотрены методы оценки показателей качества и разработаны показатели для добровольной сертификации женских меховых уборов.
6 Комплексная оценка потребительских свойств женских меховых уборов Уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Оценка уровня качества может производиться дифференциальным, комплексным и смешанным методами. При дифференциальном методе сопоставляются единичные показатели базового образца и оцениваемой продукции
по следующим формулам: или (1) где Pi – показатель качества оцениваемого образца; Pб – показатель качества базового образца. При комплексном методе сопоставляются обобщённые показатели качества оцениваемого и базового образца. Обобщённый показатель качества может выражаться через главный показатель качества, отражающий основное значение товара, средневзвешенный или интегральный показатель качества. Для комплексной оценки широко применяется экспертный метод.
Этот метод выбирают в тех случаях, когда невозможно или затруднительно применение более объективных методов (расчётного или измерительного). Экспертами в таких опросах выбирают профессионалов с высоким уровнем знаний области и опытом работы в заданной области. Первым этапом комплексной оценки является детальный анализ изделия. На этом этапе эксперты знакомятся с изделием, выясняют особенности его производства и потребления.
Затем эксперты разрабатывают номенклатуру показателей качества и выбирают базовый образец. Имея базовые значения показателей качества эталона и перечень единичных показателей, эксперты приступают к сравнительной оценке единичных показателей. Далее определяется весомость единичных показателей (методом ранжирования), с учётом которой, рассчитывается комплексный показатель качества изделия. Практическая оценка и сравнение качества женских меховых уборов будет проводиться по модели 1 на основании
разработанной номенклатуры показателей качества и результатов оценки показателей качества. Используя результаты опроса экспертов, к которым обращались с анкетой проведем ранжирование исследуемых показателей качества для комплексной оценки уровня женских меховых уборов, которые представлены в таблице 8. Таблица 8 – Показатели качества для комплексной оценки женских меховых уборов № пп Наименование показателя качества, единица измерения
Место 1 Массовая доля влаги, % X1 2 Температура сваривания кожевой ткани, °С X2 3 Устойчивость окраски волосяного покрова к трению, балл X3 4 pH водной вытяжки X4 Ранговая оценка сводится к обозначению степени важности каждого показателя рангом. Наиболее важный показатель обозначают рангом 1, а наименее важный – 5. Если эксперт считает несколько показателей равноценными по значимости, то им присваиваются одинаковые
ранги. Результаты ранжирования 8-ю экспертами показателей качества приведены в таблице 9. Таблица 9 – Матрица рангов показателей качества женских меховых уборов № эксперта X1 X2 X3 X4 Сумма Tj 1 2 3 4 5 7 8 1 1 2 1 3 10 0,5 2 2 3 1 2 10 0,5 3 2 3 1 4 10 0 4 1 1 2 3 10 0,5 5 1 3 2 4 10 0 6 1 3 2 2 10 0,5 7 2 2 1 3 10 0,5 8 1 2 1 3 10 0,5 13,5 24 13,5 29 80 ∑Tj=3 -6,5 4 -6,5 9 - 42,25 16 42,25 81 181,5 18,5 8 18,5 3 48 0,39 0,17 0,39 0,06 1,00 0,50 - 0,50 - - Сумма ранговых оценок экспертов по каждому показателю вычисляется по формуле (2) где
Rji – ранг i-го показателя j-го эксперта; m – число опрошенных экспертов; n – число показателей. Средняя сумма рангов для всех показателей рассчитывается по формуле: (3) Далее рассчитываются квадраты отклонений , необходимые для вычисления коэффициента конкордации, характеризующего степень согласованности опрошенных экспертов, участвующих в опросе. Коэффициент конкордации определяется по формуле: (4) (5) где k – число рангов с одинаковыми оценками
у j-го эксперта; tj – число оценок с одинаковым рангом у j-го эксперта. Далее значимость W (коэффициент конкордации) оценивается по критерию Пирсона, который вычисляется по формуле: (6) Рассчитанное значение сравниваем с табличным, найденным для числа степеней свободы при уровне значимости 95%, 7,82. Коэффициент конкордации является значимым, если выполняется условие .
В нашем случае это условие выполняется (14,64>7,82). Можно сделать вывод, что коэффициент конкордации значим, а значит, степень согласованности мнений экспертов высока. Для расчета комплексной оценки уровня качества изделия устанавливаем коэффициенты весомости отдельных показателей, поскольку требования потребителей к качеству товара постоянно изменяются во времени. Коэффициенты весомости каждого показателя вычисляют по формуле: (7)
Существенно значимыми показателями являются те, для которых (в нашем случае ). Т.к. j1=0,39, j2=0,17, j3=0,39, j4=0,06, то таким образом, наиболее значимыми показателями являются Х1 – массовая доля влаги (j1=0,39), Х3 – устойчивость окраски волосяного покрова к трению (j3=0,39). Коэффициенты весомости для существенно значимых показателей пересчитываются по формуле: (8) При комплексном методе оценки качества необходимо использовать взвешенные показатели качества с учетом
их значимости и весомости. По результатам полученных исследований рассчитываем комплексный показатель качества по формуле: (9) где – комплексный показатель качества; – значение i-го относительного единичного показателя качества; – коэффициент весомости i-го показателя. рассчитывается по формулам (10) и (11): (10) (11) где – значение i-го единичного показателя базового изделия; – значение i-го единичного показателя качества исследуемого изделия. Формула (10) применяется при расчете, когда увеличение абсолютного показателя
качества соответствует улучшению продукции, а формула (11) – когда увеличение качества абсолютного значения показателя качества соответствует ухудшению качества продукции. Результаты расчета значений относительных показателей качества приведены в таблице 10. Таблица 10 – Результаты расчёта значений относительных показателей качества № п/п Наименование показателя, ед. изм. Значение i-го показателя качества исследуемого изделия,
Значение i-го базового показателя, Значение относительного показателя качества, 1 2 3 4 5 1 Массовая доля влаги, % 13,4 Не более 14,0 1,04 2 Температура сваривания кожевой ткани, °С 70 Не менее 65 1,08 3 Устойчивость окраски волосяного покрова к трению, балл 5,0 Не менее 4,0 1,25 4 pH водной вытяжки 5,0 3,5 – 7,0 1,40
Расчёт комплексного показателя качества женских меховых уборов модели (1): По результатам анализа и расчетов комплексного показателя качества женских меховых уборов можно сделать вывод, что уровень качества модели 1 выше, чем уровень качества условного базового изделия, равного 1. За базовое изделие принято изделие, показатели качества которого равны нормативным значениям. Таким образом, в данном разделе курсового проекта проведена комплексная оценка потребительских свойств
женских меховых уборов. 7 Кодирование изделий для автоматизированного учета и прогнозирования номенклатуры продукции в системе ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь Кодирование – упорядоченное образование условного обозначения и присвоение его объектам классификации. Существуют различные методы кодирования информации, например регистрационный, классификационный, последовательный, параллельный и др. Для кодирования промышленной и сельскохозяйственной продукции используется классификационный
метод, который основывается на определенной системе классификации объектов технико-экономической и социальной информации. Многообразие объектов и сложность их взаимной увязки потребовали создания в Республике Беларусь Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ), которая действует с 1 июля 1996 г. Целью ЕСКК ТЭСИ является информационное обеспечение процессов управления экономикой на основе применения компьютерных
технологий. Перечень классификаторов, действующих на территории Республики Беларусь, приведен в Каталоге нормативных документов по стандартизации. Общегосударственный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции Республики Беларусь (ОКП РБ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь. ОКП РБ построен на основе гармонизации со
Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (CPA 2002) и с Перечнем PRODCOM (Продукция Европейского сообщества). Особенности, отражающие потребности экономики по детализации продукции, учитываются в группировках ОКП РБ с девятизначными кодами. Объектом классификации в
ОКП РБ является продукция (товары, услуги). ОКП РБ предназначен для создания единого информационного языка, обеспечивающего сопоставимость данных о продукции Республики Беларусь с учетом международных классификаций, применяемых в системах автоматизированной обработки информации при кодировании промышленной и сельскохозяйственной продукции, для решения следующих задач: - классификации продукции (услуг, товаров); - подготовки нормативных правовых актов, касающихся
государственного регулирования экономической деятельности, связанной с разработкой, стандартизацией, производством, сертификацией, применением и торговлей отдельными видами продукции (услуг, товаров); - обеспечения достоверности и сопоставимости информации о продукции (услугах, товарах), в том числе в сферах стандартизации и технического регулирования; - осуществления государственного статистического наблюдения за развитием экономических процессов, в том числе связанных с производством и потреблением
продукции (услуг, товаров); - подготовки статистической информации о производимой в Республике Беларусь продукции для сопоставления на международном уровне; - обеспечения потребностей органов государственной власти и управления в информации о продукции (услугах, товарах); - кодирования продукции (услуг, товаров), информации о них в государственной системе каталогизации продукции, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях.
В ОКП РБ приведена промышленная и сельскохозяйственная продукция, представляющая собой объект операций на внутреннем и международном рынках, которая производится или может быть произведена в Республике Беларусь. ОКП РБ является классификатором, структура элементов которого ориентируется на вид экономической деятельности, результатом которой является производимая продукция. В ОКП РБ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Код состоит из девяти цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде: Рисунок 5 – Структура кода ОКП РБ Кроме того, классификатор содержит справочные ссылки на коды продукции по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Это позволяет при возникновении затруднений в кодировании продукции использовать пояснения к соответствующим группировкам
ТН ВЭД СНГ. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) разработана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС), с учетом изменений и дополнений в тексте ГС, внесенных Советом таможенного сотрудничества и вступивших в силу с 01.01.92 года.
ТН ВЭД — это основной инструмент системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности республики. Правильное определение положения товара в номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для установления, под какой из режимов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности этот товар попадает. В ТН ВЭД строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам в соответствии с примечаниями к разделам, группам, конкретным товарным позициям, а также
Основным правилам интерпретации ТН ВЭД, имеющим юридическую силу. Структура ТН ВЭД включает кодовое обозначение товара, текстовое описание товара и сокращенное обозначение дополнительной единицы измерения, при наличии. Десятизначный цифровой код ТН ВЭД состоит из следующих элементов: первые шесть цифр означают код товара по ГС, те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по
КН ВЭС, девятая и десятая цифры (пока во всех случаях “О”) предназначены для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций. Система цифрового кодирования в ТН ВЭД позволяет представить всю необходимую информацию в удобной форме для оперирования ею при сборе, передаче и автоматизированной обработке. Выбранные для оценки качества изделия имеют следующие коды: 1 По ОКП РБ 007-2007 Раздел 18 – Одежда; меха Группа 18.3 –
Меха; изделия меховые Класс 18.30 – Меха; изделия меховые Категория 18.30.1 – Меха; изделия меховые Подкатегория 18.30.12 - Одежда, аксессуары одежды и прочие изделия из натурального меха, кроме головных уборов Вид 18.30.12.303 - Одежда и аксессуары одежды из натурального меха женские и для девочек. 2 По ТН ВЭД РБ 2.1 Полупелерина 43 – Натуральный и искусственный мех; изделия из него 4303 –
Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха 4303 10 – Предметы одежды и принадлежности к одежде 4303 10 90 – Прочие 4303 10 903 0 – Предметы одежды из песца и лисицы. 2.2 Муфта 43 – Натуральный и искусственный мех; изделия из него 4303 – Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха 4303 10 –
Предметы одежды и принадлежности к одежде 4303 10 90 – Прочие 4303 10 908 0 – Предметы одежды прочие. Таким образом, в данном разделе курсового проекта было изучено кодирование изделий по ОКП РБ 007-2007 и ТН ВЭД РБ, произведено кодирование объектов курсового проекта: полупелерины и муфты. Заключение В данном курсовом проекте был рассмотрен ассортимент женских меховых уборов, из которого
было выбрано в качестве образцов для курсового проекта два изделия: полупелерина и муфта. Так же представлены эскизы деталей верха изделий и схемы швов для соединения верха и подкладки. Во втором разделе курсового проекта были разработаны требования к потребительским свойствам женских меховых изделий. Далее в третьем разделе курсового проекта был описан ассортимент пушно-мехового сырья для женских меховых уборов, а также ассортимент подкладочных и прокладочных материалов.
Так же была проведена оценка показателей качества выбранных полуфабрикатов: песца и соболя. В четвертом разделе курсового проекта бала разработана развернутая номенклатура для женских меховых изделий. Затем в пятом разделе курсового проекта были рассмотрены методы оценки показателей качества и разработаны показатели для добровольной сертификации женских меховых уборов. В шестом разделе курсового проекта проведена комплексная оценка потребительских свойств женских меховых
уборов. И далее было изучено кодирование изделий по ОКП РБ 007-2007 и ТН ВЭД РБ, произведено кодирование объектов курсового проекта: полупелерины и муфты. Список использованных источников 1 Садовский, В.В. Товароведение одежно-обувных товаров: общий курс [Текст] / В.В.Садовский, Н.М.Несмелов, Н.В.Шутилина, Г.В.Жикина,
В.И.Иванцов, В.Н.Паращенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 247 с. 2 Конопальцева, Н.М. Конструирование и технология изготовления одежды из различных материалов. Часть 2. Технология изготовления одежды [Текст] / Н.М.Конопальцева, П.И.Рогов, Н.А.Крюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 289 с. 3 Конопальцева, Н.М. Конструирование и технология изготовления одежды из различных материалов.
Часть 1. Конструирование одежды [Текст] / Н.М.Конопальцева, П.И.Рогов, Н.А.Крюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 257 с. 4 ОК РБ 007-2007. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Промышленная и сельскохозяйственная продукция. Часть 1. – Минск, Госстандарт 464 с. 5 ТН ВЭД РБ.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. – Минск: Белтаможсервис, 2002. – 800 с. 6 ГОСТ 7179-70. Шкурки песца выделанные. Технические условия [Текст]. – Введ. 1971–01–01. – М.: Издательство стандартов, 1998. – 7 с. 7 ГОСТ 12438-66. Шкурки соболя выделанные. Технические условия [Текст]. –
Введ. 1968–01–01. – М.: Издательство стандартов, 1997. – 7 с. 8 ГОСТ 10151-75. Уборы меховые женские. Общие технические условия [Текст]. – Введ. 1976–07–01. – М.: Издательство стандартов, 1993. – 13 с. 9 ГОСТ 12807-2003. Изделия швейные. Классификация стежков, строчек и швов [Текст]. – Введ. 2006–01–01. – М.: Стандартинформ, 2006. – 119 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Future Of The Internet Essay Research Paper |
Реферат | Посадские люди |
Реферат | Метод философии Гегеля и его учение о государстве |
Реферат | Tennis 2 Essay Research Paper As we |
Реферат | Развитие экономики |
Реферат | BlackFooted Ferret Essay Research Paper BlackFooted FerretThe |
Реферат | Создание отдела маркетинга на предприятии на примере предприятия ООО Компания БЭСТ |
Реферат | Семантичні особливості англійської народної загадки |
Реферат | Экономика США - основные черты и структура |
Реферат | Горный хрусталь |
Реферат | Участники фондового рынка 2 |
Реферат | Ix международная конференция |
Реферат | Origins Of The Moon Essay Research Paper |
Реферат | Иванов, Фирс |
Реферат | Политология шпора |